48
JURÜPRUDIlNgl / «€®LL®qyiym-J®yrMaL»#4î2®),2@19
УДК 346.2
Воскресенская Елена Владимировна
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Россия
Ворона-Сливинская Л. Г.
ФГБОУ ВО
«Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Россия
Лойко А. Н. магистр, ФГБОУ ВО
«Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Россия
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10052 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Voskresenskaya Elena
Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Russia, St. Petersburg
Vorona-Slivinskaya Lybov
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, St. Petersburg
Loiko Andrei
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, St. Petersburg THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF PUBLIC SERVICES IN THE DIGITAL ECONOMY
Аннотация.
Авторами изучено одно из направлений процессов трансформации цифровой экономики - разработка системы электронных государственных услуг, позволяющей осуществлять взаимодействие государственных и муниципальных органов с физическими и юридическими лицами во многих сферах, например: получение информации, в том числе по частным запросам, организовывать государственные (муниципальные) закупки, получать государственные и муниципальные услуги, формировать систему обратной связи (институт жалоб) и др. Авторы сформулировали вывод о том, что современному государству надлежит обеспечивать физическим и юридическим лицам взаимодействие с государственными (муниципальными) учреждениями и публичными администрациями, используя электронный доступ.
Abstract.
The authors studied one of the directions of the processes of transformation of the digital economy-the development of electronic public services, allowing the interaction of state and municipal authorities with individuals and legal entities in many areas, for example: obtaining information, including on private requests, to organize state (municipal) procurement, to receive state and municipal services, to form a feedback system (Institute of complaints), etc. The authors concluded that the modern state should provide individuals and legal entities with interaction with state (municipal) institutions and public administrations, using electronic access.
Ключевые слова: цифровая экономика, электронные государственные услуги, электронное управление, аддитивные технологии, смарт-контракты, виртуальная валюта
Keywords: digital economy, e-government services, e-government, additive technologies, smart contracts, virtual currency
Бурное развитие в современном мире информационно-коммуникационных технологий (далее -ИКТ), в том числе Интернета, относится к одному из глобальных процессов, что предопределяет переход к новому типу экономики и общества [1, 11]. Такой переход многие исследователи обозначают как цифровую (информационную) экономику, проводя аналогию с такой дефиницией как индустриальная экономика [2, 270, 3, с. 18, 5-8]. К отличительным чертам цифровой экономики относятся: перенос большей части экономического, социального взаимодействия на цифровую платформу, в электронное пространство; постепенное внедрение роботизированных и программируемых технологий вместо живого труда; перевод значительной части производства, торговли и оказания услуг на цифровые платформы; использование виртуальной
валюты; глобализация тесное взаимодействие государства и муниципальных образований с физическими и юридическими лицами в цифровой среде посредством электронного правительства, электронного правосудия, открытых данных, электронного голосования и т.п.
В настоящее время необходимы исследования, направленные на изучение новых социально-экономических отношений, которые возникают в ходе формирования цифрового пространства, в том числе в процессе взаимодействия государства и общества, что позволит разработать концепцию развития системы электронных государственных услуг, а также раскрыть суть и специфичные особенности этого феномена.
В таблице 1 представлена информация о способах взаимодействия населения при получении государственных услуг.
Таблица 1.
Способы взаимодействия населения с органами государственной власти при получении государ-
ственных услуг, в % от общей численности населения в возрасте 15-72 лет
Регион 2015 2016 2017
Взаимодействовали, всего 46.4 56.1 65.7
Через интернет 18.4 28.8 42.3
Личное посещение 21.2 22.5 24.0
В многофункциональных центрах предоставления государственных услуг 7.1 11.8 18.9
Не взаимодействовали 53.6 43.9 34.3
Статистика показывает постоянный рост числа субъектов, обращающихся к государственным услугам. В ходе исследования выявлено, что на современном этапе развития экономики информационно-компьютерные технологии накладывают отпечаток не только на технико-технологическую, но и на институционально-правовую среду общественной жизни. Цифровые технологии становятся технологиями широкого применения, так как такие технологии оказывают существенное влияние на структуру экономических отношений, ценовых пропорций и сложившуюся конфигурацию власти.
Таблица 2.
Население, получавшее в 2017 году государственные услуги посредством Интернет по субъектам
ИКТ снимают проблему асимметрии информации за счет использования для большей части информации цифрового формата и создания эффективных поисковых систем; а также, если проводить мониторинг сбора данных о поведении в сети, то можно выявить предпочтения потребителей информации, что позволить совершенствовать способы воздействия на их поведение [4, 99, 9, 150].
В таблице 2 представлена информация о численности населения, получавшего государственные услуги через Интернет.
Субъект Российской Федерации В %
Россия в среднем 42.3
Чукотский автономный округ 8.8
Магаданская область 14.5
Орловская область 14.7
Еврейская автономная область 15.2
Тюменская область 64.5
Республика Башкортостан 70.8
Республика Татарстан 73.4
Московская область 74.3
Ямало-Ненецкий автономный округ 83.2
В таблице представлены примеры показателя от минимального к максимальному со средним значением по России 42.3%.
Изучив опыт взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, авторы пришли к выводу, что цифровые услуги на сегодняшний день предоставляются посредством двух основных форм: в форме деятельности и в форме доступа. Электронные услуги в форме деятельности представляют собой трансформационные и трансакционные операции. В качестве результата трансформационных операций является непосредственное удовлетворение какой-либо потребности или создание нового блага; ре-
зультатом трансакционных операций является перераспределение прав и свобод между хозяйствующими субъектами. Электронные услуги в форме доступа заключаются в обеспечении доступа физических и юридических лиц к другим основным благам, прежде всего, связанного с правом на доступ к информации. Приведенная выше, разработанная авторами классификация государственных и муниципальных цифровых услуг, направлена на реализацию возникающих на их базе экономических и социальных отношений. Возможности использования современных ИКТ позволяют государству в значительной степени снижать ограничения прав граждан на доступ к информации.
Таблица 3.
Статистика получения населением государственных услуг в электронной форме в городской и сель-
Получатели услуг в электронной форме 2015 2016 2017
Всего 39.6 51.3 64.3
Городская местность 43.9 55.7 67.7
Сельская местность 21.9 36.4 52.5
Наблюдается постепенное выравнивание показателя по населению городской и сельской местности. В таблице 4 приведены отдельные показатели,
характеризующие степень развития цифрового пространства в Российской Федерации.
50 JURISPRUDIMCE /
Таблица 4.
Мониторинг развития цифрового пространства в Российской Федерации
Показатель
2016
2017
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в информационной среде, в % к ВВП
1.10
1.11
Доля органов государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (ОМС), использовавших Интернет, в общем числе обследованных организаций ОГВ и ОМС
95.5
94.8
Доля ОГВ и ОМС, использовавших, в %:
- локальные вычислительные сети
- электронную посту
- Интранет
- Экстранет
- средства электронной цифровой подписи
- специальные программные средства для предоставления доступа к базам данных организации через глобальные информационные сети
- системы электронного документооборота
- автоматический обмен данными между своими и внешними информационными системами по форматам обмена_
70.1
94.2 18.1 14.0 87.7
36.2
76.6
68.3
68.6 94.1
20.4 14.8 87.0 33.6
75.5 69.4
Итак, прогнозируем, что новая индустриализация общественных отношений в рамках разворачивающейся в мире цифровизации, будет разворачиваться на новой технологической базе - цифровые платформы, аддитивные и киберфизические пространства. Такие тенденции предопределяют становление и развитие «цифрового спроса», который составит к 2030 году в отдельных странах, по экспертным оценкам 20-30%.
Список литературы
1. Развитие цифровой экономики в России: программа до 2035 года. - Москва: Центр изучения Цифровой (электронной) экономики, 2017. - 40 с.
2. Воскресенская Е.В. Конституционно-правовое значение интеллектуальной собственности: опыт евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 3. - с. 269-273.
3. Воскресенская Е.В. Правовое регулирование оценочной деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2004. - 27 с.
4. Воскресенская Е.В., Рукавицын С.А. Осуществление конституционным судом Российской Федерации защиты прав и свобод человека // Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции «Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение» (Санкт-Петербург, 31.03.2017 г.). -
Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. - с. 98-102.
5. Elena Voskresenskaya, Vorona-Slivinskaya Lubov. Development of national standards related to the integrated safety and security of high-rise buildings // E3S Web of Conferences 33, 03052 (2018) 3. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183303052.
6. Elena Voskresenskaya, Vitaly Snetkov, Alexander Tebryaev. Current-day matters of administration and law in the field of high-rise construction // E3S Web of Conferences 33, 03051 (2018) doi.org/10.1051/e3sconf/20183303051.
7. Elena Voskresenskaya, Vitaly Snetkov, Alexander Tebryaev, Zokhidjon Askarov. Atypical real estate objects: legal regime and control system // MATEC WEB OF CONFERENCES. 2017. Volume 106. Article Number 08055 DOI https://doi.org/10.1051/matec-conf/201710608055.
8. Elena Voskresenskaya, Dmitry Mokhorov, Alexander Tebryaev. Ecological state of the urban environment as an object of forensic analysis within the period of introducing the judicial reform of Russia // MATEC WEB OF CONFERENCES. 2018. Volume 170. Article Number 01058 DOI https://doi.org/10.1051/matecconf/201817001058.
9. Воскресенская Е.В. О необходимости правового регулирования виртуальных валют // Вестник Омской юридической академии. - 2018. - № 2. - с. 148-151.