Научная статья на тему 'Правовая природа нетипичных объектов авторского права и смежных прав'

Правовая природа нетипичных объектов авторского права и смежных прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1815
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
авторское право / интеллектуальная собственность / смежные права / защита авторских прав / право интеллектуальной собственности / intellectual property / copyright / related rights / copyright protection / intellectual property rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воскресенская Е. В., Ворона-Сливинская Л. Г., Лойко А. Н.

В статье рассматривается вопрос о правовой природе таких объектов как боди-арт (татуировки, макияж, иные изображения на теле человека), перформанс, вкус сыра. Авторами проанализированы немногочисленные судебные решения международной и национальной практики. Сформулирован вывод о том, что существуют трудности для признания таких объектов охраняемыми объектами авторского права признания объекта авторского права. Для решения проблемы предложено включить в гражданское законодательство критерии, в соответствии с которыми объекты будут признаваться охраняемыми объектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL NATURE OF THE TYPICAL OBJECTS OF COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS

The article deals with the legal nature of such objects as body art (tattoos, makeup, other images on the human body), performance, taste of cheese. The authors analyzed the few court decisions of international and national practice. The conclusion is made that there are difficulties for the recognition of such objects as protected objects of copyright recognition of the object of copyright. To solve the problem, it is proposed to include in the civil legislation the criteria according to which objects will be recognized as protected objects.

Текст научной работы на тему «Правовая природа нетипичных объектов авторского права и смежных прав»

6. Обзор изменений законодательства о самовольных постройках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimea.arbitr.ru/sites/faszso. агЫй. т(дата обращения 26.03.2019).

7. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.

УДК 346.2

Воскресенская Е. В.,

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Россия

Ворона-Сливинская Л. Г.,

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

Россия Лойко А. Н.

магистр, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Россия РР1: 10.24411/2520-6990-2019-10138 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НЕТИПИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ

ПРАВ

Voskresenskaya Elena,

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Russia, St. Petersburg

Vorona-Slivinskaya Lybov,

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, St. Petersburg

Loiko Andrei

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, St. Petersburg

THE LEGAL NATURE OF THE TYPICAL OBJECTS OF COPYRIGHT AND RELATED

RIGHTS

Аннотация.

В статье рассматривается вопрос о правовой природе таких объектов как боди-арт (татуировки, макияж, иные изображения на теле человека), перформанс, вкус сыра. Авторами проанализированы немногочисленные судебные решения международной и национальной практики. Сформулирован вывод о том, что существуют трудности для признания таких объектов охраняемыми объектами авторского права признания объекта авторского права. Для решения проблемы предложено включить в гражданское законодательство критерии, в соответствии с которыми объекты будут признаваться охраняемыми объектами.

Abstract. The article deals with the legal nature of such objects as body art (tattoos, makeup, other images on the human body), performance, taste of cheese. The authors analyzed the few court decisions of international and national practice. The conclusion is made that there are difficulties for the recognition of such objects as protected objects of copyright recognition of the object of copyright. To solve the problem, it is proposed to include in the civil legislation the criteria according to which objects will be recognized as protected objects.

Ключевые слова: авторское право, интеллектуальная собственность, смежные права, защита авторских прав, право интеллектуальной собственности

Keywords: intellectual property, copyright, related rights, copyright protection, intellectual property rights

В статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится неисчерпывающий перечень произведений, являющихся объектами авторского права. В настоящее время авторские права на произведения изобразительного искусства признаются и охраняются законом вне зависимости от того, на каком материальном носителе они выражены [1, ст. 1225, 1228, 1255]. Соответственно, права на татуировки, макияж, иные изображения на теле человека (боди-арт) также потенциально могут охраняться авторским правом. Рассмотрим примеры из судебной практики.

Одно из интересных дел, связанных с охраной авторских прав на татуировки - спор автора татуировки, изображенной на лице Майка Тайсона, с

компанией Warner Brothers. В фильме «Мальчишник в Вегасе 2», где снялся Майк Тайсон, другой персонаж наносит себе на лицо аналогичную татуировку. Виктор Витмилл (автор татуировки) в 2011 году подал в суд на создателей фильма. Суд отказал автору в применении обеспечительных мер в виде запрета на показ фильма, в дальнейшем спор был урегулирован во внесудебном порядке. Примечательно, что в суде обсуждался вопрос именно о наличии нарушения авторского права на татуировку, само право судом признавалось и не оспаривалось [2].

В другом деле (Solid Oak Sketches LLC v. 2K Games Inc.) компания, которой принадлежат права на некоторые татуировки знаменитых баскетболистов, подала в суд на создателей компьютерной

LEGAL SCIENCES / <<Ш1ШетУМ~^©УГМа1>#6Ш)),2(0]9

128

игры NBA 2K 2015 - в которой есть виртуальные модели этих баскетболистов, в том числе изображения их татуировок. Окружной суд удовлетворил ходатайство и постановил, что Solid Oak был лишен права взыскать предусмотренные законом убытки и оплатить гонорары адвокатов, поскольку предположительно нарушенные дизайны татуировок не были зарегистрированы в Бюро регистрации авторских прав США до 2015 года, через два года после первой игры, нарушающей авторские права, «NBA 2K14», был выпущен. В соответствии с разделом 412 Закона об авторском праве США [3], для получения установленных законом убытков и гонораров адвоката истец должен зарегистрировать свое авторское право до предполагаемого нарушения. Суд отклонил довод «Солид Оук» о том, что он, тем не менее, имеет право на возмещение установленных законом убытков и оплату гонораров адвокатов, поскольку версия игры «2К16» была выпущена после регистрации авторских прав. Суд отказал истцу по формальным основаниям, но при этом наличие права истца на татуировки не оспаривалось [4].

Что касается макияжа и боди-арта, то в американской практике такие объекты также признаются объектами авторского права, права на которые охраняются законом. В деле Carrel v. Shubert суд признал авторские права на сценический макияж, используемый в мюзикле «Cats» [5]. В деле Paramount Pictures Corp. v. Axanar Prods., Inc. суд также подтвердил наличие авторских прав на грим, используемый для актеров в сериале Star Trek [6].

В российской судебной практике макияж также признается объектом авторского права. В 2012 году Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга удовлетворил иск автора макияжа к лицу, которое неправомерно использовало (скопировало) этот макияж. Суд установил, что макияж, который создан истцом, относится к объектам авторского права. Аргументы ответчика о том, макияж не является объектом устойчивой формы, не принял во внимание, указав, что признак нестабильности, неустойчивости формы характеризует такой объект как макияж, однако не свидетельствует об отсутствии самого объекта защиты [7].

Таким образом, права на изображения, размещенные на человеческом теле, признаются объектом авторского права в национальной и международной практике, несмотря на их некоторую специфику. Как неоднократно указывалось в юридической литературе, в связи с этой спецификой могут возникнуть определенные правовые проблемы (как, например, исполнить требование правообладателя о прекращении нарушения исключительного права на татуировку), но само право данные проблемы нисколько не умаляют [8, с. 270, 9, с. 16, 10, с. 99, 11-14].

Перформанс является достаточно часто используемой в искусстве формой выражения творчества. Под перформансом, как правило, понимают действия художника и (или) привлеченных им лиц, направленные (прямо или опосредованно) на взаимодействие со зрителем. При этом перформанс от-

деляют от таких видов искусства, как театр, цирковые выступления и т. п. Поскольку перформанс как форма искусства берет свои истоки в авангардном и концептуальном направлении живописи, его и ассоциируют, в первую очередь, с изобразительным искусством. При этом с правовой точки, по нашему мнению, на перформанс распространяются авторские правами автора условного «сценария», а также смежные права условного «режиссера», «исполнителя» - то есть аналогично театральной постановке. Как правило, художник, осуществляющий перфор-манс, будет сочетать в себе все эти роли одновременно.

В качестве примера перформанса, можно привести произведение Джона Кейджа «4'33"». Произведение преподносится в форме «пьесы для вольного состава инструментов», в которой музыканты в течение 4 минут 33 секунд не издают никаких звуков. Известно, что в 2002 году британский музыкант Майк Батт разместил на своем альбоме трек, состоящий из тишины. Фонд Джона Кейджа предъявил к музыканту требования, связанные с нарушением авторских прав на композицию «4'33"». Спор был разрешен вне суда, но музыканту пришлось выплатить значительную сумму.

13 ноября 2018 года Европейский суд юстиции отказался признать исключительные права нидерландского производителя сыра на вкус. Суд указал, что вкус пищевого продукта не подлежит защите авторским правом, поскольку не может быть идентифицирован достаточно точно и объективно. Кроме того, восприятие вкуса, по мнению суда, зависит от человека, дегустирующего продукт - его возраста, предпочтений в еде, окружающей среды и обстановки, в которой употребляется еда [15]. Прецедент, по оценкам экспертов [16, 149, 17, с. 230], будет влиять на дальнейшую судебную практику и, заставит производителей серьезно задуматься о способах защиты своей продукции. Суд ЕС в последнее время значительно расширил сферу действия авторского права, распространив ее на электронные и интернет-платформы, но теперь, отказав в защите вкуса, он показал, что такое расширение должно иметь границы. Попытки производителей, которые хотят защитить вкус или запах своей продукции с помощью авторского права, в дальнейшем будут бессмысленными.

Таким образом, в современном гражданском законодательстве существуют значительные затруднения в каждом конкретном нетипичном объекте творчества признания объекта авторского права. Считаем, возможным разрешение затронутой проблемы - это включение в гражданское законодательство критериев, в соответствии с которыми объекты будут признаваться охраняемыми объектами, например, неповторимость, оригинальность, индивидуальность.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от

28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. -2006. - № 52 (1 ч.). - ст. 5496.

2. Автор татуировки Майка Тайсона судится с авторами «Мальчишника в Вегасе» // Режим доступа: https: //pravo. ru/interpravo/news/view/54558/ (дата обращения 18.03.2019).

3. Закон об авторском праве США // Title 17 of the United State Code Public Law 94-553,94* Cong.

4. Solid Oak Sketches LLC v. 2K Games Inc. // Режим доступа: https://www.lexology.com/li-brary/detail.aspx?g=833ce988-6a64-4a05-939e-f128ba7e3d84 (дата обращения 18.03.2019).

5. Carrel v. Shubert // Режим доступа: https://www.ravellaw.com/opin-ions/efc737a5e0ec85d6c6c608834dc920cd (дата обращения 18.03.2019).

6. Paramount Pictures Corp. v. Axanar Prods., Inc. // Режим доступа: https://www.copyright.gov/fair-use/summaries/paramount-pictures-axanar-produc-tions-jan-3-2017.pdf (дата обращения 18.03.2019).

7. Решение Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 12 марта 2012 г. № 21772 // Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/QuDHZ6IPJ0db/ (дата обращения 18.03.2019).

8. Воскресенская Е.В. Конституционно-правовое значение интеллектуальной собственности: опыт евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 3. - с. 269-273.

9. Воскресенская Е.В. Правовое регулирование оценочной деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2004. - 27 с.

10. Воскресенская Е.В., Рукавицын С.А. Осуществление конституционным судом Российской Федерации защиты прав и свобод человека // Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции «Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение» (Санкт-Петербург, 31.03.2017 г.). -Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. - с. 98-102.

11. Elena Voskresenskaya, Vorona-Slivinskaya Lubov. Development of national standards related to the integrated safety and security of high-rise buildings // E3S Web of Conferences 33, 03052 (2018) 3. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183303052.

12. Elena Voskresenskaya, Vitaly Snetkov, Alexander Tebryaev. Current-day matters of administration and law in the field of high-rise construction // E3S Web of Conferences 33, 03051 (2018) doi.org/10.1051/e3sconf/20183303051.

13. Elena Voskresenskaya, Vitaly Snetkov, Alexander Tebryaev, Zokhidjon Askarov. Atypical real estate objects: legal regime and control system // MATEC WEB OF CONFERENCES. 2017. Volume 106. Article Number 08055 DOI https://doi.org/10.1051/matec-conf/201710608055.

14. Elena Voskresenskaya, Dmitry Mokhorov, Alexander Tebryaev. Ecological state of the urban environment as an object of forensic analysis within the period of introducing the judicial reform of Russia // MATEC WEB OF CONFERENCES. 2018. Volume 170. Article Number 01058 DOI https://doi.org/10.1051/matecconf/201817001058.

15. Суд ЕС отказался признавать авторское право на вкус // Режим доступа: https://pravo.ru/news/206830/ (дата обращения 18.03.2019).

16. Воскресенская Е.В. О необходимости правового регулирования виртуальных валют // Вестник Омской юридической академии. - 2018. - № 2. - с. 148-151.

17. Научные исследования в сфере педагогики и психологии: конвергенция и генезис знаний / [Абраамян А.А., Аминова А.С., Ананьева Е.П., Ах-метвалиева М.Г., Быков В.С., Волкова К.С., Волкова Т.В., Воскресенская Е.В., Горбунова В.В., Гражданкина Л.Ю., Громилина Л.В., Гулакова М.В., Захаров В.В., Захарова Н.И., Кагермазова Л.Ц., Каспаров И.В., Кирий Е.В., Колунин Е.Т., Ко-няева М.А., Кузьминов В.И. и др..]; под ред. О.А. Подкопаева, С.В. Юртаева - Самара: ООО «Поволжская научная корпорация», 2018. - С. 228-237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.