Научная статья на тему 'Теоретико-методологический анализ обеспечения качества организованности специалиста: природа, типология проявления'

Теоретико-методологический анализ обеспечения качества организованности специалиста: природа, типология проявления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / ГАРМОНИЧНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ / САМОРГАНИЗАЦИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / QUALITY OF A PERSON / FEATURE OF A PERSON / ORGANIZATION / HARMONIOUS ACTION / SELF-ORGANIZATION / EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Порцевская Екатерина Дмитриевна

В статье представлены различные взгляды на понятие «организованность личности», раскрывается модель организованности выпускника вуза как базового профессионального качества специалиста и обосновываются критерии его оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological analysis of assurance of quality of the specialist's capacity for organization: nature, typology of manifestations

The article presents different views on the concept of 'organization of the person', reveals the model of 'capacity for organization' of a higher school graduate and justifies the criteria for its evaluation. The 'capacity for organization' is treated as the basic professional quality.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологический анализ обеспечения качества организованности специалиста: природа, типология проявления»

Е. Д. Порцевская

(Санкт-Петербург)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗОВАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА: ПРИРОДА, ТИПОЛОГИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ

В статье представлены различные взгляды на понятие «организованность личности», раскрывается модель организованности выпускника вуза как базового профессионального качества специалиста и обосновываются критерии его оценки.

Развитие системы высшего профессионального образования осуществляется сегодня в рыночных условиях, которые выдвигают все более жесткие требования к выпускникам вузов и повышают планку оценки готовности молодых специалистов к конкурентной борьбе. Российской практике нужен уже не просто выпускник, овладевший системой специальных знаний, умений и навыков, а человек, отличающийся нравственной зрелостью, профессиональной надежностью, творческим и ответственным отношением к выполнению своих профессиональных обязанностей, стремлением к постоянному личностному и профессиональному росту. Однако более 75% опрошенных нами руководителей организаций (59 чел.) указывают на относительно низкую профессиональную культуру многих выпускников вузов и особенно подчеркивают неумение правильно организовывать свою деятельность, выделять в ней главное без особого ущерба решению остальных задач, рассчитывать время на решение поставленных проблем и в конечном итоге своевременно с ними справляться.

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует, что одной из причин такого положения дел выступает отсутствие современной концепции эффективной системы воспитания у будущих специалистов качества организованности в ходе образовательного процесса в вузе. Несмотря на значительное коли-

чество проведенных исследований по данной проблеме, в науке не сложилось единое понимание феномена организованности личности, его природы, структурной организации, типологии проявлений. Все это выдвигает проблему определения сущности, структуры, критериев оценки организованности выпускника вуза в число актуальных в научном и прикладном отношении.

Если обратиться к словарям [4, 18], то можно увидеть, что в них при освещении понятий, связанных с организованностью, основной акцент ставится на планомерных и точных действиях, установлении порядка, четкой исполнительности, умении быть дисциплинированным и т.п. Фактически речь идет не о сущностном понимании и структуре данного феномена, а о его проявлениях, которые встречаются в поведении людей или протекании каких-либо процессов.

Изучение научной литературы свидетельствует, что на сегодняшний день осуществлен философский анализ системной организации объектов, процессов, явлений (Р. Ак-коф, Ф. Эмери, А. Н. Аверьянов, Б. Е Булкин, Л. Л. Петрушенко, М. И. Сетров, О. Р. Сигнаев-ская, Р. Эшби и др.). В психологии исследованы: проблема комплексного изучения организованности как системного свойства личности (Р. В. Ершова); динамика индивидуально-типологических особенностей становления организованности у студентов (Н. Г. Руса-

кова); психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов (Н. П. Кирина); психологические условия формирования организованности у младших школьников (Е. Л. Перченко); проблема системной диагностики и развития организованности личности (Е. В. Остапец); гендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте (А. В. Кудинов); саморегуляция в условиях стресса (В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов) и ряд других. В педагогике работали над проблемой воспитания организованности и самоорганизации учебного труда: у студентов В. Н. Донцов; у иностранных студентов, обучающихся в СССР, Г. Домбровецка; у школьников В. П. Ручкина; у подростков в ходе учебно-познавательной деятельности И. В. Корвякова; у младших школьников Н. В. Бекузарова, Н. Ф. Прокина; у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения иностранному языку Г. Г. Груздева; у старшеклассников во вне-учебной деятельности К. Т. Арабов. Кроме того, изучался вопрос развития самоконтроля как фактора развития организованности у учащихся, в том числе и у студентов (А. С. Лында, Е. П. Бочарова, Б. А. Белькевич, А. В. Курносова, Ю. А. Цицельская); рационального стиля учебной деятельности у студентов (П. Я. Гальперин, Е. Г. Тарева).

В этих работах делается попытка раскрыть не только методологию и теорию вопроса, структурные компоненты и связи между ними, но и методические подходы к обеспечению развития организованности у обучающихся.

Практически все признают, что организованность - это качество, которое отличается сложной, многоуровневой структурой. Оно присуще, хотя и в разной степени, большинству людей [16]. Начинает проявляться организованность в ходе осуществления деятельности [10; 15]. Она выступает необходимым условием развития способностей и в то же время в ней отчетливо проявляется воля [7; 9]. Функционально организованность связана с самоконтролем, который обеспечивает оценку осуществляемых человеком действий без принудительных проверок [2].

Говоря о структуре этого качества, ученые [3] выделяют в нем регуляторно-динамический и мотивационный компоненты. Первый характеризуется тем, что человек не упускает из виду свои действия и состояния, стремит-

ся к обязательному достижению запланированного результата, причем к фиксированному времени. Второй связан с потребностью действовать строго по плану, управлять своим поведением, смысловой установкой на поддержание порядка, исполнительность, четкое продумывание своих действий.

В исследовательском плане оценку организованности предлагается осуществлять по тем внешним наблюдаемым признакам, которые характеризуют человека во время его деятельности и относятся к соблюдению порядка на том месте, где человек трудится, к тайм-менеджменту, рациональному использованию имеющихся ресурсов, проявлению логики в осуществляемых действиях, быстрому реагированию на изменение обстоятельств и др. [13].

Если говорить конкретно, то Р. В. Ершова [6] выделяет такие компоненты организованности, как установочно-целевые и мотивационно-смысловые параметры. Четкость целей и мотивов, ясность представлений позволяют достигать результатов как предметного, так и субъектного характера.

По мнению А. Г. Ковалева [9], организованность прежде всего связана с волей и в значительной степени определяет характер человека. Рассматривая организованность как волевое качество личности, взятое в отрыве от содержания ее направленности, И. В. Корвя-кова [11] основной акцент переносит на результативную сторону организованности, отмечая, что это качество представляет собой характеристику личности и деятельности, обеспечивающую формирование активной жизненной позиции субъекта и эффективность его деятельности. С ее точки зрения, хорошо организованная деятельность при прочих равных условиях является менее трудоемкой и гораздо более результативной.

А. И. Крупнов [12] выделяет в организованности две группы характеристик: индивидуальные и личностные. Обе группы взаимосвязаны. В группу личностных характеристик включаются: мотивация, осознанность и осмысленность действий, их продуктивность. Развитие этих характеристик- от социальных факторов и прежде всего от ближайшего окружения. Группа индивидуальных характеристик определяется эмоциональным и волевым компонентами. В их основе лежат природные предпосылки (темперамент и тип нервной системы).

То есть организованность объединяет в себе комплекс названных компонентов (характеристик человека, как субъекта деятельности в том числе и учебной, а также психических функций). В ходе осуществления деятельности человек стремится к цели, что анализируется с точки зрения направленности (долгосрочных мотивов человека), осмысливается (вступает в действие когнитивная составляющая), эмоционально оценивается и сопровождается, а также подвергается регулировке и выражается в результатах.

Для проведения исследования проблемы воспитания организованности у студентов вузов туристского профиля интересным и полезным представляется подход, разделяющий каждый из названных компонентов на две противоположные составляющие, отражающие гармоничность или агармоничность осуществляемых действий [5].

Гармоничность проявляется в устремленности к достижению результата, продумывании каждого своего шага и наблюдении за самим собой, концентрации внимания на координации действий, умении выстраивать в иерархическом порядке целостную систему предстоящих задач и оптимальных способов их решения, поддержании порядка, в переживании позитивных эмоций при удачном решении задач, оптимистическом настрое, выдержке, самообладании, принятии ответственности на себя, поиске причин неудач в собственных действиях и решениях, проявлении активности по собственному саморазвитию.

Соответственно, агармоничность можно заметить в отсутствии стремления брать ответственность на себя, составления четких планов, продумывания осуществляемых шагов, невнимании к вопросу координации своих действий, неумении выстраивать в иерархическом порядке целостную систему предстоящих задач и оптимальных способов их решения, поддерживать порядок, полностью отдавать себя учебе, проявлять выдержку и самообладание, в изменчивости настроения, попытках искать причины неудач не в самом себе, а в обстоятельствах, других людях и т.п.

Нет единого мнения и относительно набора свойств данного качества.

Изучение этих и других научных источников [1, 17 и др.] свидетельствует, что выпускник вуза трактуется как сложная живая сис-

тема, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования: биологическом, психологическом и социальном. В основе организованности как качественной характеристике специалиста лежат отлаженные процессы самоорганизации: на биологическом уровне - поддержание организма в оптимальном состоянии, физиологическая адаптация, обеспечение динамического равновесия функций всех внутренних органов и их адекватного реагирования на влияние окружающей среды; на психологическом уровне

- гармоничное соединение всех существенных психологических свойств, составляющих личность, обеспечение психологической устойчивости, уравновешенности и психического здоровья, способности противодействовать влияниям, стремящимся нарушить психологическую целостность личности; на социальном уровне - противодействие дезинтеграции личности, адекватное восприятие социальной действительности; интерес к окружающему миру; адаптация к природной и общественной среде; направленность на общественно-полезное дело; культура производства и потребления; альтруистическое самоопределение; эмпатия, ответственность перед другими; чувство долга; демократизм в поведении и др.

Самоорганизация включает в себя саморегуляцию и самоконтроль и рассматривается современной психолого-педагогической наукой с позиций теории управления и концепции «кольца в кольце» [17], в соответствии с которой в кольцевую схему самоорганизации встроено кольцо механизма саморегуляции. При отсутствии навыков самоорганизации их выработка выступает как относительно самостоятельная деятельность, которая в последующем начинает преобразовываться в компонент деятельности по самоуправлению.

Организованность выступает качественной характеристикой выпускника вуза, отражающей уровень развития его самоорганизации. Наши воззрения на структуру качеств специалиста исходят из системного характера представлений о них [1], в их контексте качества рассматриваются в рамках основных признаков системности: целостности, структурности, иерархичности и динамичности.

В связи с этим можно сказать, что организованность является сложным качеством личности, в котором ярко выражаются ум и

воля: она предполагает регулирование своей профессиональной деятельности и своего поведения, а это требует волевых усилий, преодоления как внешних, так и внутренних препятствий; одновременно она предполагает планирование специалистом своей деятельности, которое требует интеллектуального напряжения, способности трудиться осмысленно и планомерно, четко осознавая суть и значение каждого своего действия. Как устойчивое качество личности организованность включает в себя также усвоенные способы профессиональных действий (технологии регулирования, самоконтроля и др.), мотивы (потребности и желание быть «на хорошем счету», ответственным, лучшим) и определенный круг привычек (помогающих на уровне автоматизма совершать те или иные поступки, действия). Исходя из работ Н. Д. Левитова [14], можно сделать вывод, что проявление организованности связано с переживанием человеком соответствующего психического состояния. Причем в структуре личности как черта характера организованность появляется в том случае, если идет постоянная работа над ее развитием, она начинает наблюдаться сначала все чаще и чаще, а затем постоянно, человек привыкает таким образом поступать всегда. Организованность у обучающегося и выпускника вуза может быть и временным явлением - результатом особых ситуаций, сильно действующих стимулов[8].

Как показывает образовательная практика, организованность у студентов вузов в процессе обучения проявляется: в постоянной нацеленности на качественное решение поставленных преподавателем учебных задач и задач по саморазвитию; в планомерности, активности, проявлении инициативы, настойчивости, полной отдаче сил и энергии в ходе учебно-воспитательного процесса; в эмоционально-волевой устойчивости, выдержке, самообладании, способности осуществлять саморегуляцию поведения в ходе занятий; в высокой работоспособности, систематичности, последовательности, алгорит-мичности выполняемых учебно-познавательных действий; в достижении стабильно высоких результатов.

У выпускников вузов ее можно оценить по постоянной нацеленности на качественное решение поставленных профессиональных задач и задач по саморазвитию; по планомерности, активности, проявлению инициативы, настойчивости, полной отдаче сил и энергии в ходе выполнения функциональных обязанностей; по эмоционально-волевой устойчивости, выдержке, самообладанию, способности осуществлять саморегуляцию поведения в ходе профессиональной деятельности; по высокой работоспособности, систематичности, последовательности, алгоритмичности выполняемых профессиональных действий; по достижению стабильно высоких результатов.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968.

- 339 с.

2. Бекузарова Н. В. Воспитание организованности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: - Красноярск: КГПУ,

2003. - 24 с.

3. Высоцкий А.И., Егорова Т.А. Экспериментальное изучение волевого компонента организованности студентов в учебной деятельности // Экспериментальное изучение волевой активности: сб. научных статей. - Рязань.: РГПИ, 1986. - С. 113-119.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. ¡-IV. - М., 1955.

5. Дегтярева Н. П. Целостно-функциональный подход в исследовании организованности личности: монография. - М., 1998. -214 с.

6. Ершова Р. В. Комплексное изучение организованности как системного свойства личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук.

- М., 2009. - 42 с.

7. Ильин Е. П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.

8. Кирина Н. П. Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. - 16 с.

9. Ковалёв А. Г. Личность воспитывает себя. - М.: Политиздат, 1986. - 256 с.

10. Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: автореф. дис. д-ра пед. наук. - Л., 1970. - 46 с.

11. Корвякова И. В. Воспитание организованности подростков в учебно-познавательной деятельности. - Липецк, 1999. - 131 с.

12. Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2009. - 42 с.

13. Кудинов А. В. Гендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте: автореф. дис. .канд. психол. наук. - М., 2002. - 16 с.

14. Левитов Н.Д. Психология характера. - М.: Просвещение, 1969. - 172 с.

15. Мальковская Т. Н. Учитель - ученик. - М.: Знание, 1977.

16. Мясищев В.Н. Психология отношений. - Л., 1972. - 153 с.

17. Никифоров Г.С. Психология менеджмента. - СПб.: Питер,

2004. - 639 с.

18. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. - М.: Изд-во «Азъ», 1992. - 668 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.