Научная статья на тему 'Исследования организованности в психологии'

Исследования организованности в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1707
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ершова Р. В.

Статья посвящена анализу имеющихся в отечественной и зарубежной психологии точек зрения на проблему организованности. Обосновывается необходимость реализации нового системного подхода к исследованию организованности как качества личности [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF ORDERLINESS IN PSYCHOLOGY

The article gives a theoretical analysis of the modern psychological approaches to the problem of nature and structure of orderliness as a personality quality and proves the necessity of the systematic approach to perceiving orderliness as a whole integrative formation.

Текст научной работы на тему «Исследования организованности в психологии»

ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Р.В. ЕРШОВА

Кафедра психологии Коломенского государственного педагогического института Ул. Зеленая, 30, 140411 Коломна, Россия

Статья посвящена анализу имеющихся в отечественной и зарубежной психологии точек зрения на проблему организованности. Обосновывается необходимость реализации нового системного подхода к исследованию организованности как качества личности [1].

Современная отечественная психология выделяет организованность как одно из базовых качеств личности. Однако феномен организованности является до настоящего времени мало изученным, отчасти в силу того, что в современной психологической науке нет единого мнения относительно природы данного свойства.

В отечественной и зарубежной психологии наметились два основных подхода к исследованию организованности:

1) исследование отдельных аспектов организованности;

2) системное исследование организованности.

В исследовании отдельных сторон организованности выделяются следующие направления:

1) исследование регуляторно-динамических характеристик организованности;

2) изучение мотивационно-смысловых составляющих организованности;

3) изучение результативных аспектов организованного действия;

4) воспитание и развитие организованности субъекта.

С позиций системного подхода предпринимается комплексный анализ организованности как качества личности.

Большинство научных исследований организованности выполнено в 40-80-е гг., характеризующиеся проявлением особого интереса к проблемам психологии воли и психологии индивидуальных различий. С середины 90-х гг. XX в. особенно среди зарубежных психологов наблюдается повышение интереса к организованности в рамках организационной психологии.

Изучая организованность, исследователи ставят и пытаются решить ряд важных задач. Первая - практико-методическая задача - нахождение и описание приемов психолого-педагогической, коррекционно-развивающей работы, которые могут обеспечить воспитание и развитие организованности субъекта. Эта задача решается путем проверки и отбора наиболее удачных из применяемых на практике приемов.

Второй задачей является получение научных знаний о природе организованности. Обладание этими знаниями создает основу и предпосылки для исследований, задает им направление и критерии методических поисков.

С точки зрения постановки и решения этих базовых исследовательских задач, все научные работы, посвященные изучению организованности, можно разделить на три группы: 1) работы теоретико-методологического характера (Н.Ф. Гоноболин, 1971; Е.П. Ильин, 2000; Н.Д. Левитов, 1969;

Н.И. Рейнвальд, 1988; П.А. Рудик, 1961; В.И. Селиванов, 1975); 2) работы практико-методического характера (В.А. Гольнева, 1966; Т.А. Егорова, 1986; К.В. Мишанова, 1974; Н.Ф. Прокина, 1964; В.Г. Степанов, 1996); 3) работы, интегрирующие оба эти подхода (А.И. Высоцкий, 1982, В.К. Калин, 1983, С.Г. Якобсон, 1963).

Представители первого направления, скорее, заинтересованы в изучении природы организованности, характеристике ее отличительных особенностей. Представители практико-методического направления основное внимание уделяют разработке конкретных приемов и способов развития этого качества, опираясь на определенные концепции в его понимании. Ученые, работающие в третьем направлении, в равной мере специализируются как на теоретико-методологических описаниях, так и на практико-

ориентированных исследованиях.

Уже в трактовке понятия «организованность» у психологов нет единого мнения. Большинство авторов признает, что организованность - сложное, синтетическое качество личности, состоящее из совокупности свойств, к ней тяготеющих. Но вот относительно набора свойств, составляющих симпто-мокомплекс организованности, единого мнения нет. Н.Д. Левитов включает в ее состав выдержку, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Н.И. Рейнвальд - целеустремленность, планомерность деятельности, способность к волевому усилию, выдержку, самоконтроль, самообладание.

B.Г'. Степанов указывает на аккуратность, добросовестность, систематичность, самоорганизованность, самостоятельность, ответственность.

C.Г. Якобсон рассматривает в структуре организованности такие характеристики, как умение планировать и потребность в этом планировании, потребность самому создавать условия и средства, которые могут обеспечить поведение по плану, постоянный самоконтроль. В.К. Калин в первую очередь выделяет способность субъекта к эффективному упорядочиванию своих действий. А.И. Крупнов к симптомокомплексу организованности относит целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, умение планировать, добросовестность, прилежание, старательность, исполнительность, аккуратность, терпение, выдержку, точность, пунктуальность, способность к волевому усилию, настойчивость и упорство.

В рамках первого - назовем его аналитическим - подхода накоплено достаточное количество эмпирического материала, при этом организованность рассматривается через призму отдельно взятых ее характеристик, в противовес положению о том, что каждое свойство личности является целостным системным образованием (К.А. Абульханова-Славская, 1991; Б.Ф. Ломов, 1984; А.И. Крупнов, 1988; Д.И. Фельдштейн, 1989).

Большинство исследователей рассматривают организованность как волевое качество личности. А многообразие представлений ученых на природу воли приводит к многочисленным точкам зрения на внутреннее строение и внешнее проявление организованности человека. В целом, отметим, что многие авторы склонны абсолютизировать одну из сторон этого качества, делая акцент либо на внешне-поведенческой (формально-динамической), либо на содержательной (мотивационно-смысловой) стороне, игнорируя исследование их внутренних связей.

Традиция изучения регуляторно-динамических характеристик организованности восходит к исследованиям феномена воли как особой формы психической регуляции. Особенно детально регуляторно-динамические характеристики организованности изучались В.И.Селивановым и его сотрудниками (В.И. Селиванов, 1949, 1969, 1974; В.И. Высоцкий, 1982, 1986; Т.А. Егорова, 1986). В.И. Селиванов пишет: «Если ум человека есть характеристика сознания по формам отражения объективной реальности, а чувства - характеристика того же сознания по формам отношения к действительности, то воля - это характеристика сознания по формам регулирования самой деятельности человека во внешнем мире» (20, с. 91). Становится понятно, почему, несмотря на то, что в рамках данного подхода рассматриваются как регуляторно-динамические характеристики (постоянный самоконтроль за поведением, доведение начатого дела до конца), так и мотивационносмысловые (наличие потребности планировать и самому создавать условия и средства для реализации своего поведения по плану, умственные умения ориентировки и планирования своих действий во времени, характеристики организованности), приоритет в исследовании отдается именно формальнодинамическим признакам. В качестве параметров измерения организованности чаще всего выступают такие внешне-поведенческие характеристики организованности как: соблюдение внешнего порядка на рабочем месте и в процессе деятельности, рациональное расходование времени с учетом обстановки, планирование своих действий и разумное их чередование, умение вносить в деятельность определенную организацию при изменении обстоятельств (А.И. Высоцкий, 1982; Т.А. Егорова, 1986; К.Г. Мишанова, 1974; В.И. Селиванов, 1974). Интересно, что в ряде исследований (Э.А. Голубева, 1988; А.И. Высоцкий, 1979; Г.А. Евтеева, 1974; Т.С. Конорева, 1978; Н.Д. Левитов, 1969; Н.С. Лейтес, 1977; В.П. Прядеин, 1980 и др.), посвященных изучению влияния природных факторов (свойств нервной системы) на проявление волевых качеств человека, включая организованность, в качестве ведущего фактора выделяется сила нервной системы. В то же время сила нервной системы, определяя меру выносливости, развитости физического волевого усилия, не всегда определяет степень сформированное™ волевых качеств личности (Е.С. Махлах, 1975). Э. Голдберг идет еще дальше в определении природных оснований организованности и доказывает, что именно лобные доли несут ответственность за человеческую способность организовывать поведение во времени, планировать, предвидеть последствия своих действий, принимать решения в ситуации неопределенности.

Важным фактором, определяющим динамические проявления организованности, выступает степень сформированности волевых привычек личности: доведение начатого до конца, систематичность и последовательность действий, умение преодолевать трудности, выполнять намеченное в срок и др. Проблемы формирования этих привычек изучались преимущественно у детей и подростков (Л.И. Божович, 1968; Г.А. Евтеев, 1974; А.Г. Ковалев, 1979; O.A. Конопкин, 1989; A.B. Платонов, 1956; Д.Г. Ребизов, 1965; Л.И. Рувинский, С.И. Хохлов, 1961; Д.И. Фельдштейн, 1989; B.C. Юркевич, 1986). Однако известно, что волевые привычки, как правило, определяют способ организации любой деятельности, вне ее содержания.

Применение факторного анализа, в том числе Р. Кеттеллом выявило дополнительные характеристики организованности (факторы G и Q3): высокую нормативность, добросовестность, настойчивость, уравновешенность, точность, решительность, самоконтроль, осознанность плана, целенаправленность, дисциплину — также находящиеся на оси внешне поведенческих реакций. Высокая степень сопряженности данных факторов и организованности как свойства личности была выявлена в исследовании Л.А. Ясюковой.

В целом, большинство перечисленных авторов основной упор при анализе природы организованности делают на ее волевой компонент, утверждая приоритетную роль формально-динамических характеристик в структуре изучаемого свойства. Подтверждением этого является факт отнесения организованности к группе волевых качеств, характеризующих динамичность, мобильность личности (С.А. Петухов), а также введение в психологическую терминологию понятия «организованность воли» (В.И. Селиванов).

В зарубежных исследованиях также прослеживается стремление выделять в качестве системообразующей оси организованности регуляторные признаки. А. Бандура, разработавший концепцию самоэффективности, понимает ее как чувство собственной компетентности и эффективности, которое в сочетании с ингернальным локус-контролем делает поведение более настойчивым, целеустремленным, успешным, организованным, позволяет отказываться от сиюминутных удовольствий ради достижения стратегических целей. В ходе экспериментов было доказано, что изменение локуса регуляции поведения субъекта (с внешнего экстернального на внутренний ин-тернальный) приводит к формированию уверенности в своих силах, овладению учебными навыками, развитию самодисциплины и самоорганизованно-сти.

Вторая группа исследователей при анализе организованности в качестве концептуальной принимают точку зрения о воле как произвольной мотивации.

Уделяя внимание внешним проявлениям организованности, нельзя оставлять в стороне субъективные личностные факторы, ее определяющие. К таковым относятся прежде всего мотивация и целеполагание. Очевидно, что организованность не сводится только к проявлению волевого усилия, содержание и характер организованного поведения определяются мотивами и целями, во имя которых субъект готов проявлять организованность и волю. П. Кэро ли утверждает, что в контексте возрож шм к целе-

ДРУЖБЫ НАРОДОВ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

устремленности, самодетерминации, волевому контролю и эмоциональной модуляции статус цели как мотивационной переменной чрезвычайно вырос.

Психологии известно много разнообразных точек зрения на классификацию мотивов и потребностей. Многообразное значение мотивации в поведении, деятельности человека, в особенностях проявления его волевой регуляции широко изучается в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, 1991; В.Г. Асеев, 1976; Л.И. Божович, 1968; А.К. Дусавицкий, 1987; В.А. Иванников, 1991; A.B. Иващенко, 1987; Н.Д. Левитов, 1969; А.К. Маркова, Т.А. Матис, 1990; В.Э. Мильман, 1988; Ю.М. Орлов, 1987; Н.И. Рейнвальд, 1987; В.И. Селиванов, 1974 и др.). Очень интересна точка зрения В.А. Иванникова, который рассматривает волевые процессы как высший,

ПТТТгигГ\Г'гТ'ТТИТТЛ’ ДПЛПСРШ. ТТГЧГ\Т,ГОотТТ-ТЛЛ™ r\f=»TvUTT<JTTTJTJ ITAT^TTQ ГГ£кТ*ГчТ1'ПТ,ТР ртиятр ПТ-Т-ТА

JXXX ülUVllimil j pvi j <1/11^1111; ivvi vvJlAi* i ViiVliV

принято к осуществлению, а средством выполнения выступает изменение его смысла.

Значение мотивационно-потребностной сферы в формировании организованности доказывается исследованиями феномена личностной организации времени (К.А. Абульханова-Славская, 1991; Дж. Миллер, 10. Галантер, К. Прибрам, 1965 и др.). Ими изучаются различные стороны этой проблемы: способы организации деятельности в настоящем, особенности планирования и организации всей последующей жизни человека (В.И. Ковалев, 1995; В.Ф. Серенкова, 1995), типы временной организации деятельности людьми в зависимости от личностных особенностей, среди которых и личные временные ценности (О.В. Кузьмина, 1993). Особенно значимой, с точки зрения К.А. Абульхановой-Славской, является мотивация при организации не текущих, а стратегических задач, связанных с построением планов на будущее, достижением далеких и важных жизненных целей. Она называет подобную направленность жизненной стратегией и отмечает, что выработка и организация осуществления жизненной стратегии связана с воспитанием и самовоспитанием личности, прежде всего, ее мотивационно-потребностной сферы.

А.И. Высоцкий показывает, что качественное совершенствование организованности происходит в результате нравственного развития учащихся. Это выражается в том, что с возрастом организованное поведение школьников чаще осуществляется по общественно значимой мотивации. Однако, по замечанию автора, нравственная сторона организованности в разном школьном возрасте проявляется неодинаково. Наиболее ярко сопряженность организованности с коллективизмом в учебной и трудовой деятельности проявляется в подростковом возрасте, а в физической подготовке и общественной работе — в старшем школьном возрасте. Высокое значение общественнозначимых мотивов для успешного поведения доказано и в исследованиях А. Бандуры. С его точки зрения, люди, обладающие чувством коллективного результата, лучше мобилизуют силы и возможности, преодолевают внешние препятствия, чтобы добиться перемен, поставленных целей.

Попытку связать воедино формально-динамические и мотивационносмысловые составляющие организованности предпринимает Н.Д. Левитов. В качестве составных характеристик организованности он выделяет вы-

держку, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Очевидно, что выдержка и самоконтроль расположены на оси формальнодинамических характеристик организованности и отражают в большей мере темпераментальный, индивидный план данного свойства. С точки зрения автора, выдержка как способность к задержке и устранению в сознании и деятельности всего того, что в данное время недопустимо, самоконтроль как чувство ответственности за себя и требовательность, при которой не допускаются отклонения в другую сторону, - суть регуляторно-динамические характеристики организованности, непосредственно связанные с особенностями высшей нервной деятельности. Автор опирается на учение И.П. Павлова и связывает данные характеристики с выраженностью на физиологическом уровне процессов торможения. По мнению Н.Д. Левитова, присутствие выдержки и самоконтроля говорит об устойчивом контроле со стороны больших полушарий над подкорковыми отделами мозга, отвечающими за аффективные, непосредственные реакции. Вместе с тем такие свойства как уверенность в себе и дисциплинированность более соотносимы с мотивационно-смысловыми особенностями личности, так как они могут быть связаны с внутренними мотивами и убеждениями личности, выражающимися в выполнении требований долга и приводящими к глубокому личному удовлетворению.

Наконец, имеются исследования, посвященные анализу результативной стороны организованности. Н.И. Рейнвальд, рассматривая организованность как волевое качество личности, взятое в отрыве от содержания ее направленности, основной акцент переносит на результативную сторону организованности, отмечая, что она представляет собой характеристику личности и деятельности, обеспечивающую формирование активной жизненной позиции субъекта и эффективность его деятельности. С ее точки зрения, хорошо организованная деятельность при прочих равных условиях является менее трудоемкой и гораздо более результативной. Сходное представление об организованности имеется у В.К. Калина, который определяет ее как умение и способность личности к такому упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность деятельности. Западные специалисты, работающие в области организационной психологии, также склонны рассматривать организованность как умение эффективно управлять временем: устанавливать приоритеты, ставить краткосрочные и долгосрочные цели, преодолевать препятствия, препятствующие управлению временем, составлять рабочий график (J. Morgenstern, 1998: J. Yager, 1999; J. Whitmore, 2002). Таким образом, результативность организованности определяется не только проявлением волевого усилия; необходимы умения и навыки выполнения деятельности, знание конкретной ситуации и способов действия в ней (П.А. Рудик, 1961). Иными словами успешность организованного поведения обеспечивается за счет овладения особыми умениями и навыками. Они могут быть подразделены на следующие основные группы:

- умственные умения ориентировки и планирования своих действий во времени;

- умение овладевать своим поведением при выполнении плана (подавлять желания, мешающие исполнению необходимого, регулировать моторику, бороться с отвлечениями и помехами);

- умение правильно организовать рабочее место, режим труда и отдыха, величину нагрузки (М.У. Пискунов, 1982; В.Г. Степанов, 1996).

Анализируя уровень сформированное™ указанных умений у студентов, Т.А. Егорова замечает, что неорганизованность в учении у них связана либо с неумением планировать свои действия, либо с неумением надлежащим образом подготовить себя к занятиям. Как средства стимулирования ее развития рассматриваются разного рода внешние воздействия: оптимальная загруженность дневного времени, внешняя стимуляция (ограничение времени выполнения задания) со стороны преподавателя, работа с секундомером, создание духа соревновательности, воспитательные воздействия родителей, например, обучение соблюдению режима дня. Как видим, в данных случаях предлагается чисто механический, стимул-реактивный подход к воспитанию организованности как качества личности, который в действительности является мало эффективным. Это происходит, во-первых, в силу имеющихся возрастных ограничений развития этого свойства. В исследованиях показано, что у дошкольников и учащихся младших классов даже при самых изощренных методах воспитания удавалось сформировать лишь состояние организованности на период течения эксперимента, сходные данные о возрастной динамике развития организованности имеются и в исследованиях А.И. Высоцкого, Т.А. Егоровой, К.В. Мишановой; во-вторых, из-за недоучета роли развития эмоциональных, целевых, мотивационных, когнитивных сторон организованного поведения.

Несмотря на то, что очевидна связь и зависимость описанных выше регуляторно-динамических, мотивационных и результативных аспектов организованности, они, как правило, изучаются автономно. Недостаточно привлекаются к анализу организованного поведения когнитивные, эмоциональные и другие характеристики, которые были обнаружены при исследовании других свойств личности (Л.И. Анцыферова, 1982; А.И. Крупнов, 1988; Д.И. Фельдштейн, 1989; и др.).

Это противоречие решается в рамках системного подхода, предполагающего изучение самого качества организованности, связи его компонентов и их составляющих с многообразием психических проявлений субъекта А.И. Крупнов. Исходя из принципов системного подхода, организованность можно рассматривать с различных сторон:

- как качественную единицу, имеющую свои составляющие и способы их организации;

- многомерное образование, включающее различные составляющие, находящиеся в определенной связи друг с другом;

- качество, развивающееся с возрастом, имеющее свои половые и профессиональные особенности;

- качество, имеющее свое биофизическое обеспечение и зависящее от особенностей проявления свойств нервной системы;

- качество, проявляющееся по-разному у различных групп испытуемых;

- качество, полидетерминированное: на динамическом, содержательном, личностном, индивидном, биологическом, социальном уровнях.

Изучение организованности как системного качества личности, таким образом, должно включать в себя анализ функционального единства целевых, мотивационных, когнитивных, результативных, динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивных составляющих.

Принципы системного подхода к изучению организованности к сожалению были реализованы в ограниченном числе работ. Р.В. Ершова исследовала профессиональные и возрастные особенности организованности студентов педагогического вуза и опытных учителей. Этнопсихологическии аспект был затронут в исследовании Дж. Дж. Али Фадель, которая проанализировала различия в структуре организованности у арабских и российских студентов, гендерные различия в структуре организованности юношей и девушек были выявлены A.B. Кудиновым.

Остается отметить, что за комплексными исследованиями качеств личности, в том числе организованности - будущее. Именно этот подход позволяет наметить основные пути ее развития, что представляется важной задачей современной психологии, так как организованность является не просто одним из качеств личности, а механизмом организации всей жизнедеятельности человека, во многом определяющим успешность и эффективность его деятельности.

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №07-06-50601

а/Ц.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абулъханова-Славская КА. Стратегия жизни. М., 1991.

2. Анциферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Про-

блемы психологии личности. - М.: ИП АН СССР. 1982. С. 140-147.

3. Высоцкий А.И. Возрастная динамика волевой активности школьников и методы ее

изучения: Автореф. Дисс. ... докт. психол. наук. Л., 1982.

4. Высоцкий А.И., Егорова Т.А. Экспериментальное изучение волевого компонента ор-

ганизованности студентов в учебной деятельности // Экспериментальное изучение волевой активности. Рязань, 1986. С. 113-119.

5. Голдберг Э. Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация. М., 2003.

6. Голънева В.А. Психологический анализ организованности старших школьников в ис-

пользовании внеурочного времени: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. М., 1966.

7. Ершова Р.В. Сравнительный анализ психологической структуры организованности

студентов педагогического вуза и опытных учителей: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. М., 1999.

8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991.

9. Калин В.К. Классификация волевых качеств // Эмоционально-волевая регуляция по-

ведения и деятельности: Тезисы доклада всесоюзного семинара молодых ученых. -Симферополь, 1983. С. 175-181.

10. Крупнов А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. М.: РУДН, 1990. С. 31-38.

11. Крупнов А.К, Джамила Джаффар Али Фаделъ. Структурные различия организованности у арабских и российских учащихся // Проблемы современного высшего образования: Материалы Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2002. С. 12-13.

12. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности //

Г^тхр'тпол^ттг та тлгг>г‘ттоттг\с>оигтта гиптдг'тчэ ггтлгглтгти \/1 • PVTTT4 1 QQ4 С* Q—94

VilC 1 ^iUllUlV WiJUWVLU Jill U1VV111< ¿»a., a. -> f XJ i-/ У •• ^ ■ v »^1

13. Кудинов A.B. Гендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. Новосибирск, 2005.

14. Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969.

15. Мишанова КВ. Индивидуальные различия организации внимания младших и старших школьников // Проблемы психологии воли. Рязань: РГПИ, 1974. С . 41-43.

16. Петухов С.А. К проблеме классификации волевых качеств личности // Личность и деятельность. - М., 1978. С. 19-20.

17. Прокина Н.Ф. Психологический анализ условий формирования организованности у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. М., 1964.

18. Рейнвалъд Н.И. К вопросу об основных качествах личности студента // Психологопедагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: УДН, 1988. С 17-27.

19. Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. М.: Учпедгиз, 1949.

20. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань: РГПИ, 1974.

21. Степанов ВТ. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1996.

22. Ясюкова Л.А. Взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 72-87.

23. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. М.: Просвещение, 1967.

24. Якобсон С.Г. Анализ психологической природы организованности как качества психологов // Материалы II Всесоюзного съезда общества психологов. Вып.5. М.: АПН РСФСР, 1963. С. 34-37.

25. Bandura A., Adams N. Analysis of self-efficacy theory of behavioral change// Cognitive therapy and research. 1977. № 1. P. 287-310.

26. Cattell R. Personality: A systematic, theoretical and factoral study. N.Y.: World book, 1950.

27. Karoly P. Goal systems: An organizational framework for clinical assessment and treatment planning // Psychological Assesment. 3. 1993. P. 273-280.

28. Yager J. Creative time management for the new millennium. Stamford: Hannacroix Creek Books. Inc., 1999.

THE RESEARCH OF ORDERLINESS IN PSYCHOLOGY

R.V. YERSHOVA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Chair of Psychology Kolomna Teacher Training Institute 30, Zelenaya St., 140411 Kolomna, Russia

The article gives a theoretical analysis of the modem psychological approaches to the problem of nature and structure of orderliness as a personality quality and proves the necessity of the systematic approach to perceiving orderliness as a whole integrative formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.