5. Пенкина, О. Старт после финиша. // Поиск. - 2006. -21 апреля
6. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - М.: Политическая литература, 1986. - 590 с.
УДК 377.8
К. Т. Арабов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, породили противоречивые тенденции. С одной стороны, при отказе от жесткого внешнего контроля личности появилась возможность организации жизни по собственному замыслу, в соответствии со своими склонностями, устремлениями. Сегодня жизнь человека во многом зависит от его собственной активности, умения организовать и придать событиям желаемое направление. С другой стороны, игнорирование моральных ограничений, долгожданная свобода обернулись вседозволенностью, нравственной деградацией, разгулом грубости и насилия. Необходимы изменения в сознании и поведении людей, что предполагает более высокие требования к воспитанию подрастающего поколения. Это, прежде всего, формирование новых жизненных установок личности, способной самостоятельно организовывать свою деятельность, принимать ответственные решения в ситуации выбора. Это требует отражения в учебно-воспитательном процессе школы воспитания организованности, позволяющей личности справляться с предъявляемыми требованиями окружающей действительности, согласовывать эти требования и собственные желания, освобождая себя от внешнего принудительного контроля, проверок.
Итак, важнейшими факторами, вызвавшими необходимость разработки современной концепции формирования самоорганизации, являются, на наш взгляд, следующие:
- социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие, в результате которых повысились требования не только к образовательному уровню молодого поколения, к развитию творческих сил и способностей личности, а к ее деловым качествам и умениям организовать свое деловое и свободное время;
- глубокие изменения экономических механизмов хозяйствования, развитие малого и среднего бизнеса, переход на хозрасчет и самофинансирование поставили школу перед необходимостью давать школьникам не толь-
ко теоретические знания, но и формировать умения и навыки применения их на практике, развивать организаторские способности, ответственность, самостоятельность, инициативу и деловые качества своих воспитанников.
В этой связи, как отмечает Д. И. Фельдштейн, субъектные способности приобретают особый смысл и решающее значение в формировании исторически нового состояния социума. Собственно поэтому так остро встает вопрос о характере действенности субъектнообразующей составляющей в процессе перехода к образованию качественно нового общества; процесс демократизации общества, требующий от человека социальной активности, гражданской зрелости, активного участия в политических и социальноэкономических преобразованиях в обществе; смена парадигмы воспитания. Старая парадигма была ориентирована на ведущую роль знаний, образования в формировании человека. По мнению Ю. С. Колмогорцева, новая парадигма ориентирована не на «расширение социализации жизнедеятельности до всесторонности, а на «выращивание» интереса индивида к самообразованию», которое имеет две стороны: самообучение и самовоспитание. В рамках данной парадиты развитие самоорганизации школьников становится основным назначением учебно-воспитательного процесса, важнейшей задачей которого является стимулирование личности к самовоспитанию, способствующему действительному развитию личности. Социальные институты сейчас прежде всего обращают внимание на развитие личности, а не только на передачу суммы знаний. Однако формированию такого качества личности, как самоорганизованность, развитию умения организовать свободное время отводится незначительная роль. Средства и технологии воспитания, используемые в школе большей частью педагогов, мало ориентированы на подготовку школьников к дальнейшей жизни в гражданском обществе. Как следствие, многие выпускники социально не активны и не способны к самостоятельному решению жизненных проблем.
Формирование самоорганизации личности особенно значимо для старшего школьного возраста. Именно в этот период проблемы самоопределения, самореализации, самосовершенствования, поиск идеала, потребность в творческом выражении, в осознанном отношении к миру выступают основными жизненными потребностями. Период старшего школьного возраста является сензитивным для реализации целей мировоззренческого развития и воспитания личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, В, В. Зеньковскнй, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Т. В. Снегирева, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).
Переориентация системы ценностей в обществе в современных социальных условиях требует осмысления с новых позиций целей и задач воспитания, обновления его содержания. Потребности социально-экономического развития и концепция модернизации российского образования ставят перед отечественной школой задачу подготовки современно образованных,
нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является создание благоприятных условий для формирования самоорганизации личности. Ставшая устойчивым качеством личности, она позволяет человеку успешно справляться с предъявляемыми к нему окружающей действительностью требованиями, согласовывать их с собственными потребностями и интересами.
По мнению ученых Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, Н. В. Поддубного,
А. О. Прохоровой, Е. Г. Силяевой, И. Н. Трофимовой самоорганизация относится к одному из волевых качеств личности.
Самостоятельность - это способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки. У подростков самостоятельные поступки и действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть свое право на самостоятельность. При этом они проявляют позицию максимализма: стремятся утвердить свою самостоятельность более, чем это реально возможно. У старших школьников мотивом проявления самостоятельности является стремление испытать себя, проверить свои возможности. Однако от детей требуется, особенно при поступлении в школу, не самостоятельность вообще (она может выражаться и в своеволии, нарушении дисциплины, тем более что многие дети понимают ее как бесконтрольность), а организованная самостоятельность, направленная на решение педагогических задач, в частности на преодоление психологического барьера, связанного с робостью, неуверенностью в своих силах.
Все научные работы, посвященные изучению организованности, можно разделить на теоретико-методологические (Н. Д. Левитов, Н. И. Рейнвальд, П. А. Рудик, В. И. Селиванов, А. А. Смирнов) и практико-методические (А. И. Высоцкий, Т. А. Егорова, Н. Ф. Прокина, С. Г. Якобсон).
Представители первого направления заинтересованы в исследованиях природы организованности, характеристике ее отличительных особенностей, представители же второго основное внимание уделяют разработке конкретных приемов и способов развития этого свойства, опираясь на определенные концепции в его трактовке.
Большинство авторов признает, что организованность - сложное, системное качество личности, состоящее из совокупности свойств, к ней тяготеющих, ио вот относительно набора свойств, составляющих этот симпто-мокомплекс (термин В. С. Мерлина) организованности, единого мнения нет. Н. И. Рейнвальд выделяет целеустремленность, планомерность деятсльно-
сти, способность к волевому усилию, выдержку, самоконтроль, самообладание. В. Г. Степанов указывает на аккуратность, добросовестность, систематичность, самоорганизовашюсть, самостоятельность, ответственность как основные составляющие организованности, А. И. Крупнов к симптомоком-плексу организованности относит целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, умение планировать, добросовестность, прилежание, старательность, исполнительность, аккуратность, терпение, выдержку, точность, пунктуальность, способность к волевому усилию, настойчивость и упорство.
Большая часть исследователей, изучающих природу данного свойства, и относящихся к этому периоду, пытаются скорее определить некий комплекс организованного поведения личности, а не само свойство, определение составляющих, более частных характеристик организованности. Так, Н. Д. Левитов в этот комплекс заключает выдержку самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Понятно, что выдержка и самоконтроль расположены на оси характеристик организованности. С точки зрения автора, выдержка, как способность к задержке и устранению в сознании и деятельности всего того, что в данное время недопустимо, самоконтроль, как чувство ответственности за себя и требовательность, при которой не допускаются отклонения в другую сторону суть регуляторно-динамические характеристики организованности, непосредственно связанные с особенностями высшей нервной деятельности. Автор опирается на учение И. П. Павлова и связывает данные характеристики с выраженностью на физиологическом уровне процессов торможения.
По мнению Н. Д. Левитова, присутствие выдержки и самоконтроля говорит об устойчивом контроле со стороны коры больших полушарий над подкорковыми отделами мозга, отвечающими за аффективные, непосредственные реакции. С другой стороны, такие свойства как уверенность в себе и дисциплинированность более соотносимы с мотивационно-смысловыми характеристиками личности, так как они могут быть связаны с внутренними мотивами и убеждениями личности, выражающимися в выполнении требований долга и приводящими к глубокому личному удовлетворению.
Следует отметить, что в работах (А. И. Высоцкий, Н. Д. Левитов, В. П. Прядеин и др.), изучавших влияние природных факторов (свойств нервной системы) на проявление волевых качеств человека, включая организованность, было выявлено, что одной из главных предпосылок развитой организованности можно считать силу нервной системы. В то же время, сила нервной системы, определяя меру выносливости, развитости физического волевого усилия, не всегда определяет степень сформированное волевых качеств личности (Е. С. Махлах).
В трудах учёных проявление организованности в учебном процессе рассматривается при анализе общих вопросов обучения. Вопросы проявления
организованности в учебном процессе затрагиваются в связи с проблемами повышения активности учащихся в работах Н. П. Архангельского, Ю. К. Бабанского, И. В. Корвяковой, М. И. Махмутова, Т. И. Шамовой и др.; самостоятельной работы учащихся — в работах А. С. Льшды, И. Ф. Харламова, В. А. Сластёнина.; программированного обучения — в работах Т. А. Ильиной, С. Г. Шаповалснко и др.
В частности, И. В. Корвякова, занимаясь воспитанием организованности подростков в учебно-познавательной деятельности подчёркивает что методологическое и теоретическое познание учителем содержания и условий воспитания организованности, учащихся в учебно-познавательней деятельности откроет возможность существенно повысить качество знаний школьников.
Анализ философской, психологической, педагогической литерату ры позволил сделать вывод о том, что организованность рассматривается как качество личности, свойственное любому человеку с нормальной психикой (В. Н. Мясищев, Л. И. Уманский), как условие формирования способностей (А. Г. Ковалёв), как волевое качество, свойство, черта, привычка характера (С. И. Абузярова, Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, В. И. Селиванов,
В. С. Юркевич). Н. В. Бекузарова в своём диссертационном исследовании под организованностью понимает качество личности, позволяющее ей легче (успешнее) справляться с предъявляемыми к ней требованиями окружающей действительности, согласовывать эти требования и собственные желания, освобождая себя от внешнего, принудительного контроля, проверок.
В некоторых работах уделялось внимание поведенческим и мотивационным характеристикам организованности (В. И. Селиванов, В. И. Высоцкий, Т. А. Егорова). Здесь рассматриваются как регуляторно-динамические -постоянный самоконтроль за поведением, доведение начатого дела до конца, так и мотивационно-смысловые - наличие потребности планировать и самому создавать условия и средства для реализации своего поведения по плану, умственные умения ориентировки и планирования своих действий во времени - характеристики организованности. Причем в качестве параметров измерения организованности чаще всего выступают такие внешнеповеденческие (формально-динамические) признаки как соблюдение внешнего порядка на рабочем месте и в процессе деятельности, рациональное расходование времени с учетом обстановки, планирование своих действий и разумное их чередование, умение вносить в деятельность определенную организацию при изменении обстоятельств. Важным фактором, определяющим динамические проявления организованности, выступает степень сформированности волевых привычек личности: доведение начатого до конца, систематичность и последовательность действий, умение преодолевать трудности, выполнять намеченное в срок и др.
Проблемы формирования этих привычек изучались преимущественно у
детей и подростков (Е. Н. Баканов, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, О. А. Ко-нопкин, А. В. Платонов, Д. Г. Ребизов, Л. И. Рувинский, С. И. Хохлов,
B. С. Юркевич). Но известно, что волевые привычки, как правило, определяют способ организации любой деятельности, вне ее содержания. Применение факторного анализа, в том числе Р, Кеттеллом выявило дополнительные характеристики организованности: высокую нормативность, добросовестность, настойчивость, уравновешенность, точность, решительность, самоконтроль, осознанность плана, целенаправленность, дисциплину - также находящиеся на оси внешнеповеденческих реакций (высокая степень сопряжености данных факторов и организованности как свойства личности была выявлена в исследовании Л. А. Ясюковой).
В целом, большинство перечисленных авторов основной акцент в анализе природы организованности ставят на ее волевой компонент, утверждая приоритетную роль формально-динамических характеристик в структуре изучаемого свойства. Подтверждением этого является факт отнесения организованности к группе волевых качеств, характеризующих динамичность, мобильность личности (С. А. Петухов), а также введение в психологическую терминологию понятия «организованность воли» (В. И. Селиванов). Данное положение кажется обоснованным, так как, по мнению
C. Л. Рубинштейна, характер теснейшим образом связан с волей, являющейся как бы «хребтом характера» и определяющей его твердость, решительность, настойчивость. В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается, а с другой проявляется.
Непосредственно вопросам воспитания организованности у учащихся посвящено небольшое количество работ. Среди них исследования формирования организационных умений и навыков (Е. Н. Баканов, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, О. А. Конопкин, А. В.Платонов, Д. Г. Ребизов, Л. И. Рувинский, С. И. Хохлов, В. С. Юркевич).
А. К. Осницкий отмечает, что значительные сдвиги в формировании у школьников качества самоорганизации наблюдаются в подростковом к юношеском возрасте, когда саморегуляция деятельности и саморегуляция личности достигают расцвета, когда учащийся интересуется уже не только результатами своих усилии, но и своей позицией, своими возможностям во взаимодействии с другими людьми.
К этому времени в сознании учащегося в той или иной мере сформирована система представлений о своих возможностях:
1) в целеобразовании и целеудержании (нужно не только уметь понимать предложенные цели, уметь формировать их самому; но и удерживать цели до их реализации, чтобы их место не заняли другие, тоже представляющие интерес);
2) в моделировании (надо уметь выделить условия, важные для реализации цели, отыскать в своем опыте представление о предмете потребнос-
ти, а в окружающей ситуации отыскать объект, соответствующий этому предмету);
3) в программировании (нужно уметь выбрать соответствующий цели деятельности и условиям способ преобразования заданных условий, подобрать соответствующие средства осуществления этого преобразования, определить последовательность отдельных действий;
4) в оценивании (нужно уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий; субъективные критерии оценки результатов не должны сильно отличаться от заданных);
5) в коррекции (нужно представлять, какие изменения можно привнести в результат, если какие-то детали не соответствуют предъявляемым требования.
Рассмотрев понятия самостоятельности и организованности, мы можем дать определение термина «самоорганизация». Самоорганизация — это самостоятельная сознательная работа над собой с целью совершенствования морально-волевых и эмоциональных черт характера в деятельности, направленной на развитие и разрешение личностно значимых задач.
Самоорганизованная личность воспитывается через влияние внешней среды на внутреннюю потребностно-мотивационную сферу данной личности. Причём, приоритетную роль играют общественная среда, средовые условия для развития способности к самоорганизации.
Основные качества, присущие личности с высокой самоорганизацией: творческая самостоятельность мысли, уверенность в себе, отсутствие тревожности по поводу своего престижа. Деятельность, связанная с процессами обобщения (свёртывания) и переноса информации; деятельность с целью самопроверки полученных результатов (сравнение, релаксация), направленная на культурное оздоровление личности (здоровьесбережение) — выбор этих видов деятельности предопределён качествами, характерными для личности с высокой самоорганизацией.
Таким образом, самоорганизация личности раскрывается в двух характеристиках: самоорганизация личности и самоорганизация деятельности.
Личностная самоорганизация и самоорганизация деятельности взаимо-дополняют друг друга. Он имеют место регуляция действии и регуляция отношений, но в саморегуляции деятельности преобладает регуляция действий, а в саморегуляции личностной — регуляция отношений.
Итак, самоорганизация - это способность, имеющая интеллектуальноволевую направленность и развиваемая в деятельности.
Самоорганизация - одно из ключевых понятий синергетики, которое ставит в центр изучение динамических аспектов личности и взаимодействия ее разных уровней. Закономерности самоорганизации личности рассматриваются в работах Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, Н. В. Поддубного, А. О. Прохоровой, Е. Г. Силяевой, И. Н. Трофимовой и других авторов.
Концепция самоорганизации развивается в русле системного подхода и основана на его достижениях идеи о самообразовании как основе и результате развития личности не новы. Отечественными учеными отмечены большие достижения в различных направлениях психолого-педагогической теории в рамках активного обучения: проблемного (Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь); развивающего (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, Д. Б. Эльконин); личностно-ориентированного (А. А. Мелик-Пашаев, И. С. Якиманская); коммуникативного и коллективного (В. К. Дьяченко, Е. И. Пассов, И. Д. Первин), «имитационных игр» (А. М. Айламазьян, В. Я. Платов, Е. А. Хруцкий и др.).
Таким образом, организованность относится к числу востребованных обществом качеств личности. Необходимость формирования самоорганизации в школьном возрасте обусловлена коренными изменениями политической и социальной ситуацией в стране. Окончательное формирование данного качества происходит в старшем школьном возрасте и наука и практика требует специального изучения этого направления.
Библиографический список
1. Волович, А. С, Особенности социализации выпускников средней школы: Автореф. ...дис. канд. психол. наук. - М., - 1990.
2. Воробьёва, Л. И., Петровский В. А., Фельдштейн, Д. й. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе / Психология современного подростка. - М., - 1987.
3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М., - 1996.
УДК 34.8
О. Г. Федорова
ДЕТСКОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Современный взгляд на эстетическое развитие ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративноприкладного искусства в эстетической деятельности [9]. Наше научное исследование посвящено одной из наименее изученных проблем эстетического воспитания - формированию у детей дошкольного возраста эстетического отношения к искусству, в частности к искусству архитектуры. Отсутствие на сегодняшний день в научной литературе цельного систематичес-