Научная статья на тему 'Концепция воспитания организованности у будущих специалистов'

Концепция воспитания организованности у будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ / BEING ORGANIZED / EDUCATION / SYSTEM OF EDUCATING TO BE ORGANIZED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Порцевская Екатерина Дмитриевна, Шарухин Анатолий Петрович

В статье рассматриваются вопросы определения сущности и обоснования системы воспитания организованности у будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Порцевская Екатерина Дмитриевна, Шарухин Анатолий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of education organization of the future experts

The article is concerned with the issues of identification of the essence and substantiation of the system of educating future specialists to be organized.

Текст научной работы на тему «Концепция воспитания организованности у будущих специалистов»

УДК 355.1

К.Д. Порцевская*, А. П. Шарухин**

Концепция воспитания организованности у будущих специалистов

В статье рассматриваются вопросы определения сущности и обоснования системы воспитания организованности у будущих специалистов.

Ключевые слова: организованность, воспитание, система воспитания организованности.

K.D. Porzevskaya*, A.P. Sharukhin**. The concept of education organization of the future experts. The article is concerned with the issues of identification of the essence and substantiation of the system of educating future specialists to be organized.

Keywords: being organized; education; system of educating to be organized.

Исследование проблемы воспитания организованности у будущих выпускников вузов свидетельствует, что в науке не сложился единый подход к пониманию данного вопроса. Основные трудности возникают с определением сущности и структуры организованности, что не дает возможности четко сформулировать цели воспитательной деятельности преподавателей и других организаторов воспитательного процесса, а также осознать задачи по самовоспитанию организованности обучающимися.

Анализ различных точек зрения на проблему организованности [6, 7, 9, 10, 12] позволяет рассматривать ее как неотъемлемое свойство материального мира, выражающее совершенно определенный уровень его самоорганизации, которое по отношению к будущему выпускнику может быть определено как сложное и системное субъектное качество, отражающее его устремленность к достижению успеха, адекватность восприятия действительности, обдуманность, скоординированность и упорядоченность действий в соответствии с поставленными целями и установленными сроками решения стоящих задач, волевую регуляцию поведения, степень оптимизма, уравновешенности, терпения, настойчивости, противодействия дезинтеграции и интернальности отношения к возникающим учебным и профессиональным ситуациям. В основе организованности лежат: мотивационно-целевой, когнитивный, волевой, эмотивный и операциональный компоненты.

Организованность у обучающихся проявляется в ответственном отношении к учебной деятельности; в постоянной нацеленности на качественное решение поставленных преподавателем учебных задач и задач по саморазвитию; в планомерности, активности, проявлении инициативы, настойчивости, полной отдаче сил в ходе учебно-воспитательного процесса; в эмоционально-волевой устойчивости, терпении, самообладании, способности осуществлять саморегуляцию поведения в ходе занятий и самостоятельной работы; в высокой работоспособности, систематичности, последовательности; в достижении стабильно высоких результатов. У выпускников вузов ее можно оценить по ответственному отношению к профессиональной деятельности; постоянной нацеленности на качественное решение поставленных профессиональных задач и задач по личностно-профессиональному саморазвитию; в планомерности, активности, проявлении инициативы, настойчивости, полной отдаче сил в ходе выполнения функциональных обязанностей; в эмоционально-волевой устойчивости, терпении, самообладании, способности осуществлять саморегуляцию поведения в ходе профессиональной деятельности; в высокой работоспособности, систематичности, последовательности; в достижении стабильно высоких результатов.

Как показало проведенное исследование, системообразующими составляющими организованности выступают: мотивация (ответственное отношение к учебной деятельности, устремленность к достижению высоких показателей в личностно-профессиональном развитии); умение четко планировать свою деятельность; развитые навыки самоконтроля за своими действиями и эмоциональными состояниями.

Учитывая, что воспитание будущего выпускника (как его формирование и развитие) представляет собой абсолютно гуманный и не противоречащий базисным потребностям обучающегося процесс

* Порцевская, Екатерина Дмитриевна, аспирант Института образования взрослых Российской академии образования. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 2. Тел.: 812-404-62-39. E-mail: lutik07@yandex.ru.

** Шарухин, Анатолий Петрович, профессор кафедры военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского ВИ ВВ МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 812-730-16-10. E-mail: apsha@yandex.ru.

* Porzevskaya, Ekaterina Dmitrievna, graduate student of the Russian Academy of Education Institute of Adult Education. Address: Russia, 191119, St.-Petersburg, Chernyakhovsky st., 2. Ph.: (812) 404-62-39. E-mail: lutik07@yandex.ru.

** Sharukhin, Anatoly Petrovich, the professor of the chair of military pedagogics and psychology of St.-Petersburg military institute of internal troops of Interior of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.

Статья поступила в редакцию 25 марта 2011 года.

его личностно-профессионального развития, которое осуществляется в результате педагогически управляемой и целесообразно организованной образовательной деятельности [1, 3, 4, 6, 9, 11], можно сделать вывод, что под воспитанием организованности будущего специалиста следует понимать систему управляемых взаимодействий преподавателей с обучающимися, направленную на формирование, развитие и поддержание у последних способности мобилизовываться, планировать, координировать и упорядочивать учебные действия в соответствии с графиком учебного процесса и решаемыми учебными задачами, проявлять настойчивость, самоконтроль, осуществлять волевую регуляцию эмоциональных состояний, не терять оптимизма и брать ответственность на себя за достигнутые успехи и неудачи.

Модель педагогической системы воспитания организованности у будущих специалистов включает в себя:

— комплекс целей и задач, связанных с обеспечением: мотивационной готовности к развитию организованности обучающихся в ходе образовательного процесса в вузе; формирование и развитие компетенций, связанных с регулированием поведения и деятельности обучающегося;

— содержательный компонент, включающий реализацию основных педагогических условий, способствующих повышению эффективности воспитания организованности обучающихся в вузах: формирование четкого понимания личностной значимости качества организованности в профессиональной деятельности и личностно-профессиональном росте, ответственности за достигнутые успехи и неудачи; развитие умения мобилизовываться, планировать, координировать и упорядочивать учебные действия, осуществлять самоконтроль за своими действиями и эмоциональными состояниями;

— организационно-методический компонент, охватывающий комплекс средств, способов, приемов, правил, технологий прямого и опосредованного влияния на будущих выпускников, применяющихся для достижения поставленных воспитательных целей в ходе управления образовательной деятельностью обучающихся;

— культурно-воспитательную среду (как часть социокультурной среды, зону непосредственной активности обучающегося, создающую условия для развития организованности, гармоничного сочетания освоенного опыта организованного поведения и деятельности и формирования ценностных ориентаций личности), в рамках которой осуществляется процесс развития организованности у будущих специалистов;

— субъектов организации воспитательного процесса и осуществления образовательной деятельности;

— результирующий компонент, выраженный в понимании будущими выпускниками необходимости и важности такого базисного качества личности, как организованность для успешной профессиональной деятельности; в ответственном подходе к осуществлению образовательной деятельности и личностно-профессиональному саморазвитию; развитии умения мобилизовываться, планировать, координировать и упорядочивать учебные действия, осуществлять самоконтроль за своими действиями и эмоциональными состояниями.

Эффективность функционирования воспитательной системы предполагает разработку критериев, по которым можно было бы судить о ходе воспитательного процесса.

Обращение к научной литературе [13] показывает, что критерий — это категория, отражающая специфические свойства (признаки) предметов, явлений, процессов и выполняющая функцию мерила, соотнесения их друг с другом в целях оценки или классификации.

В целях выделения критериев, по которым можно было бы судить о процессе воспитания у будущих выпускников организованности в ходе образовательного процесса, необходимо определить его основные, существенные и объективные свойства, признаки. Таким обобщенным признаком выступает эффективность воспитательных влияний. Фактически речь идет о степени качества воспитательных влияний в ходе педагогических взаимодействий между обучающими и обучающимися и степени его результативности (отношение реально получаемых результатов к максимально возможным в заданных условиях).

К характерным чертам, отражающим качественную сторону эффективного воспитательного влияния на будущих выпускников в ходе образовательного процесса, относятся:

— четкое определение конечных и промежуточных воспитательных целей, выделение на каждом этапе воспитательной деятельности ее основного звена;

— системность в организации воспитательного процесса;

— последовательность в действиях преподавателя, опора на достигнутое студентом и лично значимое для него;

— согласованность действий преподавателя с другими субъектами организации воспитательного процесса;

— учет в ходе организации воспитательной деятельности индивидуальных особенностей обучающихся;

— использование воспитательных возможностей учебного коллектива;

— оптимальное сочетание всего многообразия методов, приемов и средств воспитания обучающихся, их соответствие решаемым педагогическим задачам;

— осуществление контроля, объективная оценка и учет результатов познавательной деятельности обучающихся, а также их поведения;

— внесение необходимых коррективов в организацию воспитательного процесса и др.

Полнота проявления данных черт может быть положена в основу критериальной оценки качества

воспитательного влияния на обучающихся при формировании у них организованности в ходе образовательного процесса.

Результатом воспитательной деятельности преподавателей является сформированость у обучающихся организованности при осуществлении учебного труда, которая выражается в постоянной нацеленности на качественное решение поставленных преподавателем учебных задач и задач по саморазвитию; в планомерности, активности, проявлении инициативы, настойчивости, полной отдаче сил в ходе учебно-воспитательного процесса; в эмоционально-волевой устойчивости, выдержке, самообладании, способности осуществлять саморегуляцию поведения в ходе занятий; в высокой работоспособности, систематичности, последовательности выполняемых учебно-познавательных действий; в достижении стабильно высоких результатов.

То есть речь идет об эргичности и стеничности обучающегося в ходе образовательной деятельности. «Эргичность» означает интенсивное стремление к цели, планирование и обдумывание своей деятельности, самоконтроль, аккуратность, выделение главных и второстепенных дел, установление сроков выполнения того или иного задания, предпочтение порядка в делах, подготовка и организация дел. «Стеничность» характеризуется чувством радости при преодолении препятствий, гордостью при достижении цели, оптимизмом в начале нового дела, спокойствием при неудачах. В свою очередь, «аэргичность» означает неустойчивость проявлений организованности, отсутствие планомерности в достижении цели, отвлечение на посторонние дела, работа не с полной отдачей сил, частый отказ от ранее запланированного, перенос дел «на потом» и т.д. «Астеничность» — это тревога от собственной спонтанности, разочарование и гнев при невозможности преодолеть собственную неорганизованность, подавленность, когда заедает текучка и неуверенность от перспективы организовать свою деятельность.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе является признанной и проверенной точка зрения о возможности количественной оценки того или иного педагогического явления. Эта оценка дается в относительных показателях — баллах и определяет степень соответствия достигнутого уровня развития данного педагогического явления по отношению к тому, которое принято за эталон.

Соответствующий компонент оценивается неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо или отлично, если качество воспитательной деятельности и организованность учебной деятельности студента соответствует этому уровню. Обучающийся овладевает на неудовлетворительном, удовлетворительном, хорошем или отличном уровне всеми основными компонентами знаний, умений и навыков, в соответствии со своими индивидуальными возможностями в объективно сложившейся ситуации.

Технология оценки эффективности воспитания у обучающихся организованности, с позиций количественно-качественных характеристик, включает в себя выбор соответствующих экспертов (заведующие кафедрами, сами преподаватели учебных дисциплин); поочередную оценку каждым экспертом (и самооценку преподавателем, обучающимся) по 5-балльной шкале каждой характеристики качества воспитательной деятельности преподавателя и организованности обучающихся; выведение средней арифметической оценки по каждому из названных параметров и дальнейший расчет среднеарифметической оценки по всем критериям для всей группы при каждом из замеров.

После каждого «замера-среза» результаты сравниваются с исходной оценкой воспитания организованности обучающихся, что позволяет увидеть динамику происходящих изменений.

Если среднеарифметическая оценка составляет 4,6 и более балла, то это соответствует высокому уровню осуществления воспитательного процесса; от 3,6 (включительно) до 4,6 — среднему уровню; от 2,6 (включительно) до 3,6 — низкому уровню и менее 2,6 — неудовлетворительному уровню.

Высокий уровень отличается полной реализацией возможностей осуществления воспитательного влияния на обучающихся в ходе образовательного процесса; постоянной нацеленностью обучающихся на получение максимально возможного учебного результата; стремлением точно и с высоким качеством отрабатывать поставленные учебные задачи; достижением стабильно высоких результатов в учебе; минимальным количеством допускаемых ошибок; стеничностью; интернальной регуляцией учебной деятельности; высокой удовлетворенностью достижениями.

Средний уровень характеризуется наличием незначительных погрешностей в осуществлении воспитательного влияния на обучающихся в ходе образовательного процесса; нацеленностью будущих выпускников на получение высоких результатов; стремлением качественно отработать поставленную учебную задачу; достижением хороших и отличных результатов; незначительным количеством допускаемых ошибок; стеничностью; интернальной регуляцией учебной деятельности; высокой или средней удовлетворенностью.

Низкий уровень обладает следующими чертами — наличием значительных погрешностей в осуществлении воспитательного влияния на будущих выпускников в ходе обучения; их нацеленностью на получение положительной оценки; стремлением выполнить учебную задачу; достижением положительных результатов; периодическим допущением серьезных ошибок; астеничностью; экстернальной регуляцией учебной деятельности; средней или низкой удовлетворенностью.

Неудовлетворительный уровень проявляется в отсутствии стремления (в неумении) организовать воспитательное влияние на обучающихся в ходе образовательного процесса; в нацеленности будущих выпускников получить положительную оценку; в отсутствии у них стремления добросовестно отработать учебную задачу; в пассивности на занятиях; в достижении минимальных результатов при освоении учебных результатов; в постоянном допущении грубых ошибок при решении учебных задач; астеничностью; экстернальной регуляцией учебной деятельности; низкой удовлетворенностью или ее отсутствием.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанный в исследовании подход к определению организованности позволяет спроектировать педагогическую систему воспитания организованности у будущих выпускников вузов, которая включает в себя комплекс целей и задач; содержательный компонент; организационно-методический компонент; культурно-воспитательную среду (как часть социокультурной среды, зону непосредственной активности обучающегося); субъектов организации воспитательного процесса и осуществления образовательной деятельности; результирующий компонент; критерии оценки эффективности воспитания организованности у будущих выпускников.

Список литературы

1. Бекузарова, Н. В. Воспитание организованности младших школьников : дис. ... канд. пед. наук. — Красноярск, 2003.

2. Белъкевич, Б. Л. Организация самоконтроля в учебной деятельности студентов : автореф. ... канд. пед. наук. — М., 1996.

3. Голованова, Н. Ф. Общая педагогика : учебное пособие. — СПб., 2005.

4. Груздева, Г. Г. Воспитание у курсантов вузов внутренних войск МВД России самоорганизованности в процессе обучения иностранному языку : автореф. ... канд. пед. наук. — СПб., 2004.

5. Аонцов, В. Н. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости : дис. .канд. пед. наук. - Л., 1987.

6. Егорова, Т. Л. Психологические основы формирования организованности у студентов — будущих учителей : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1994.

7. Ершова, Р. В. Комплексное изучение организованности как системного свойства личности : автореф. дис. ... докт. психол. наук. — М., 2009.

8. Кирина, Н. П. Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2009.

9. Корвякова, Н. В. Воспитание организованности подростков в учебно-познавательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. — Липецк, 1999.

10. Крупнов, Л. Н. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека : автореф. дис. ... докт. психол. наук. — М., 2009.

11. Педагогика профессионального образования : учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. — М., 2008.

12. Русакова, Н. Г. Динамика индивидуально-типологических особенностей становления организованности у студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2009.

13. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.

Literature

1. Bekuzarova, N. V. Education organization primary school children. — Krasnoyarsk, 2003.

2. Belkevich, B. A. Organization of self-control in the learning activities of students. — Moscow, 1996.

3. Golovanoav, N. F. General Pedagogy. — St.-Petersburg, 2005.

4. Gru%deva, G. G. Educating the students of universities of internal troops of Russia self-organization in learning a foreign language. — St.-Petersburg, 2004.

5. Dontsov, V. N. Training self-organization of students as a factor in academic performance. — Leningrad,

1987.

6. Egorova, T. A. Psychological bases forming organization of students — future teachers. — Moscow,

1994.

7. Ershova, R. V. Complex study of organization as a system property identity. — Moscow, 2009.

8. Kirina, N. P. Psychological characteristics of personality organization in senior school and college students. — Moscow, 2009.

9. Korvyakova, I. V. Education organization adolescents in learning and cognitive activity. — Lipetsk,

1999.

10. Krupnov, A. I. Psychophysiological analysis of individual differences in human activity. — Moscow,

2009.

11. Pedagogy of vocational education: training manual / ed. V.A. Slastenin. — Moscow, 2008.

12. Rusakova, N. G. dynamics of individual-typological characteristics of the formation of organization among students. — Moscow, 2009.

13. Philosophical Encyclopedic Dictionary. — Moscow, 1983.

УДК 355.1

К.Д. Порцевская*, А. П. Шарухин**

Концепция воспитания организованности у будущих специалистов

В статье рассматриваются вопросы определения сущности и обоснования системы воспитания организованности у будущих специалистов.

Ключевые слова: организованность, воспитание, система воспитания организованности.

K.D. Porzevskaya*, A.P. Sharukhin**. The concept of education organization of the future experts. The article is concerned with the issues of identification of the essence and substantiation of the system of educating future specialists to be organized.

Keywords: being organized; education; system of educating to be organized.

Исследование проблемы воспитания организованности у будущих выпускников вузов свидетельствует, что в науке не сложился единый подход к пониманию данного вопроса. Основные трудности возникают с определением сущности и структуры организованности, что не дает возможности четко сформулировать цели воспитательной деятельности преподавателей и других организаторов воспитательного процесса, а также осознать задачи по самовоспитанию организованности обучающимися.

Анализ различных точек зрения на проблему организованности [6, 7, 9, 10, 12] позволяет рассматривать ее как неотъемлемое свойство материального мира, выражающее совершенно определенный уровень его самоорганизации, которое по отношению к будущему выпускнику может быть определено как сложное и системное субъектное качество, отражающее его устремленность к достижению успеха, адекватность восприятия действительности, обдуманность, скоординированность и упорядоченность действий в соответствии с поставленными целями и установленными сроками решения стоящих задач, волевую регуляцию поведения, степень оптимизма, уравновешенности, терпения, настойчивости, противодействия дезинтеграции и интернальности отношения к возникающим учебным и профессиональным ситуациям. В основе организованности лежат: мотивационно-целевой, когнитивный, волевой, эмотивный и операциональный компоненты.

Организованность у обучающихся проявляется в ответственном отношении к учебной деятельности; в постоянной нацеленности на качественное решение поставленных преподавателем учебных задач и задач по саморазвитию; в планомерности, активности, проявлении инициативы, настойчивости, полной отдаче сил в ходе учебно-воспитательного процесса; в эмоционально-волевой устойчивости, терпении, самообладании, способности осуществлять саморегуляцию поведения в ходе занятий и самостоятельной работы; в высокой работоспособности, систематичности, последовательности; в достижении стабильно высоких результатов. У выпускников вузов ее можно оценить по ответственному отношению к профессиональной деятельности; постоянной нацеленности на качественное решение поставленных профессиональных задач и задач по личностно-профессиональному саморазвитию; в планомерности, активности, проявлении инициативы, настойчивости, полной отдаче сил в ходе выполнения функциональных обязанностей; в эмоционально-волевой устойчивости, терпении, самообладании, способности осуществлять саморегуляцию поведения в ходе профессиональной деятельности; в высокой работоспособности, систематичности, последовательности; в достижении стабильно высоких результатов.

Как показало проведенное исследование, системообразующими составляющими организованности выступают: мотивация (ответственное отношение к учебной деятельности, устремленность к достижению высоких показателей в личностно-профессиональном развитии); умение четко планировать свою деятельность; развитые навыки самоконтроля за своими действиями и эмоциональными состояниями.

Учитывая, что воспитание будущего выпускника (как его формирование и развитие) представляет собой абсолютно гуманный и не противоречащий базисным потребностям обучающегося процесс

* Порцевская, Екатерина Дмитриевна, аспирант Института образования взрослых Российской академии образования. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 2. Тел.: 812-404-62-39. E-mail: lutik07@yandex.ru.

** Шарухин, Анатолий Петрович, профессор кафедры военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского ВИ ВВ МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 812-730-16-10. E-mail: apsha@yandex.ru.

* Porzevskaya, Ekaterina Dmitrievna, graduate student of the Russian Academy of Education Institute of Adult Education. Address: Russia, 191119, St.-Petersburg, Chernyakhovsky st., 2. Ph.: (812) 404-62-39. E-mail: lutik07@yandex.ru.

** Sharukhin, Anatoly Petrovich, the professor of the chair of military pedagogics and psychology of St.-Petersburg military institute of internal troops of Interior of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.

Статья поступила в редакцию 25 марта 2011 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

его личностно-профессионального развития, которое осуществляется в результате педагогически управляемой и целесообразно организованной образовательной деятельности [1, 3, 4, 6, 9, 11], можно сделать вывод, что под воспитанием организованности будущего специалиста следует понимать систему управляемых взаимодействий преподавателей с обучающимися, направленную на формирование, развитие и поддержание у последних способности мобилизовываться, планировать, координировать и упорядочивать учебные действия в соответствии с графиком учебного процесса и решаемыми учебными задачами, проявлять настойчивость, самоконтроль, осуществлять волевую регуляцию эмоциональных состояний, не терять оптимизма и брать ответственность на себя за достигнутые успехи и неудачи.

Модель педагогической системы воспитания организованности у будущих специалистов включает в себя:

— комплекс целей и задач, связанных с обеспечением: мотивационной готовности к развитию организованности обучающихся в ходе образовательного процесса в вузе; формирование и развитие компетенций, связанных с регулированием поведения и деятельности обучающегося;

— содержательный компонент, включающий реализацию основных педагогических условий, способствующих повышению эффективности воспитания организованности обучающихся в вузах: формирование четкого понимания личностной значимости качества организованности в профессиональной деятельности и личностно-профессиональном росте, ответственности за достигнутые успехи и неудачи; развитие умения мобилизовываться, планировать, координировать и упорядочивать учебные действия, осуществлять самоконтроль за своими действиями и эмоциональными состояниями;

— организационно-методический компонент, охватывающий комплекс средств, способов, приемов, правил, технологий прямого и опосредованного влияния на будущих выпускников, применяющихся для достижения поставленных воспитательных целей в ходе управления образовательной деятельностью обучающихся;

— культурно-воспитательную среду (как часть социокультурной среды, зону непосредственной активности обучающегося, создающую условия для развития организованности, гармоничного сочетания освоенного опыта организованного поведения и деятельности и формирования ценностных ориентаций личности), в рамках которой осуществляется процесс развития организованности у будущих специалистов;

— субъектов организации воспитательного процесса и осуществления образовательной деятельности;

— результирующий компонент, выраженный в понимании будущими выпускниками необходимости и важности такого базисного качества личности, как организованность для успешной профессиональной деятельности; в ответственном подходе к осуществлению образовательной деятельности и личностно-профессиональному саморазвитию; развитии умения мобилизовываться, планировать, координировать и упорядочивать учебные действия, осуществлять самоконтроль за своими действиями и эмоциональными состояниями.

Эффективность функционирования воспитательной системы предполагает разработку критериев, по которым можно было бы судить о ходе воспитательного процесса.

Обращение к научной литературе [13] показывает, что критерий — это категория, отражающая специфические свойства (признаки) предметов, явлений, процессов и выполняющая функцию мерила, соотнесения их друг с другом в целях оценки или классификации.

В целях выделения критериев, по которым можно было бы судить о процессе воспитания у будущих выпускников организованности в ходе образовательного процесса, необходимо определить его основные, существенные и объективные свойства, признаки. Таким обобщенным признаком выступает эффективность воспитательных влияний. Фактически речь идет о степени качества воспитательных влияний в ходе педагогических взаимодействий между обучающими и обучающимися и степени его результативности (отношение реально получаемых результатов к максимально возможным в заданных условиях).

К характерным чертам, отражающим качественную сторону эффективного воспитательного влияния на будущих выпускников в ходе образовательного процесса, относятся:

— четкое определение конечных и промежуточных воспитательных целей, выделение на каждом этапе воспитательной деятельности ее основного звена;

— системность в организации воспитательного процесса;

— последовательность в действиях преподавателя, опора на достигнутое студентом и лично значимое для него;

— согласованность действий преподавателя с другими субъектами организации воспитательного процесса;

— учет в ходе организации воспитательной деятельности индивидуальных особенностей обучающихся;

— использование воспитательных возможностей учебного коллектива;

— оптимальное сочетание всего многообразия методов, приемов и средств воспитания обучающихся, их соответствие решаемым педагогическим задачам;

— осуществление контроля, объективная оценка и учет результатов познавательной деятельности обучающихся, а также их поведения;

— внесение необходимых коррективов в организацию воспитательного процесса и др.

Полнота проявления данных черт может быть положена в основу критериальной оценки качества

воспитательного влияния на обучающихся при формировании у них организованности в ходе образовательного процесса.

Результатом воспитательной деятельности преподавателей является сформированость у обучающихся организованности при осуществлении учебного труда, которая выражается в постоянной нацеленности на качественное решение поставленных преподавателем учебных задач и задач по саморазвитию; в планомерности, активности, проявлении инициативы, настойчивости, полной отдаче сил в ходе учебно-воспитательного процесса; в эмоционально-волевой устойчивости, выдержке, самообладании, способности осуществлять саморегуляцию поведения в ходе занятий; в высокой работоспособности, систематичности, последовательности выполняемых учебно-познавательных действий; в достижении стабильно высоких результатов.

То есть речь идет об эргичности и стеничности обучающегося в ходе образовательной деятельности. «Эргичность» означает интенсивное стремление к цели, планирование и обдумывание своей деятельности, самоконтроль, аккуратность, выделение главных и второстепенных дел, установление сроков выполнения того или иного задания, предпочтение порядка в делах, подготовка и организация дел. «Стеничность» характеризуется чувством радости при преодолении препятствий, гордостью при достижении цели, оптимизмом в начале нового дела, спокойствием при неудачах. В свою очередь, «аэргичность» означает неустойчивость проявлений организованности, отсутствие планомерности в достижении цели, отвлечение на посторонние дела, работа не с полной отдачей сил, частый отказ от ранее запланированного, перенос дел «на потом» и т.д. «Астеничность» — это тревога от собственной спонтанности, разочарование и гнев при невозможности преодолеть собственную неорганизованность, подавленность, когда заедает текучка и неуверенность от перспективы организовать свою деятельность.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе является признанной и проверенной точка зрения о возможности количественной оценки того или иного педагогического явления. Эта оценка дается в относительных показателях — баллах и определяет степень соответствия достигнутого уровня развития данного педагогического явления по отношению к тому, которое принято за эталон.

Соответствующий компонент оценивается неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо или отлично, если качество воспитательной деятельности и организованность учебной деятельности студента соответствует этому уровню. Обучающийся овладевает на неудовлетворительном, удовлетворительном, хорошем или отличном уровне всеми основными компонентами знаний, умений и навыков, в соответствии со своими индивидуальными возможностями в объективно сложившейся ситуации.

Технология оценки эффективности воспитания у обучающихся организованности, с позиций количественно-качественных характеристик, включает в себя выбор соответствующих экспертов (заведующие кафедрами, сами преподаватели учебных дисциплин); поочередную оценку каждым экспертом (и самооценку преподавателем, обучающимся) по 5-балльной шкале каждой характеристики качества воспитательной деятельности преподавателя и организованности обучающихся; выведение средней арифметической оценки по каждому из названных параметров и дальнейший расчет среднеарифметической оценки по всем критериям для всей группы при каждом из замеров.

После каждого «замера-среза» результаты сравниваются с исходной оценкой воспитания организованности обучающихся, что позволяет увидеть динамику происходящих изменений.

Если среднеарифметическая оценка составляет 4,6 и более балла, то это соответствует высокому уровню осуществления воспитательного процесса; от 3,6 (включительно) до 4,6 — среднему уровню; от 2,6 (включительно) до 3,6 — низкому уровню и менее 2,6 — неудовлетворительному уровню.

Высокий уровень отличается полной реализацией возможностей осуществления воспитательного влияния на обучающихся в ходе образовательного процесса; постоянной нацеленностью обучающихся на получение максимально возможного учебного результата; стремлением точно и с высоким качеством отрабатывать поставленные учебные задачи; достижением стабильно высоких результатов в учебе; минимальным количеством допускаемых ошибок; стеничностью; интернальной регуляцией учебной деятельности; высокой удовлетворенностью достижениями.

Средний уровень характеризуется наличием незначительных погрешностей в осуществлении воспитательного влияния на обучающихся в ходе образовательного процесса; нацеленностью будущих выпускников на получение высоких результатов; стремлением качественно отработать поставленную учебную задачу; достижением хороших и отличных результатов; незначительным количеством допускаемых ошибок; стеничностью; интернальной регуляцией учебной деятельности; высокой или средней удовлетворенностью.

Низкий уровень обладает следующими чертами — наличием значительных погрешностей в осуществлении воспитательного влияния на будущих выпускников в ходе обучения; их нацеленностью на получение положительной оценки; стремлением выполнить учебную задачу; достижением положительных результатов; периодическим допущением серьезных ошибок; астеничностью; экстернальной регуляцией учебной деятельности; средней или низкой удовлетворенностью.

Неудовлетворительный уровень проявляется в отсутствии стремления (в неумении) организовать воспитательное влияние на обучающихся в ходе образовательного процесса; в нацеленности будущих выпускников получить положительную оценку; в отсутствии у них стремления добросовестно отработать учебную задачу; в пассивности на занятиях; в достижении минимальных результатов при освоении учебных результатов; в постоянном допущении грубых ошибок при решении учебных задач; астеничностью; экстернальной регуляцией учебной деятельности; низкой удовлетворенностью или ее отсутствием.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанный в исследовании подход к определению организованности позволяет спроектировать педагогическую систему воспитания организованности у будущих выпускников вузов, которая включает в себя комплекс целей и задач; содержательный компонент; организационно-методический компонент; культурно-воспитательную среду (как часть социокультурной среды, зону непосредственной активности обучающегося); субъектов организации воспитательного процесса и осуществления образовательной деятельности; результирующий компонент; критерии оценки эффективности воспитания организованности у будущих выпускников.

Список литературы

1. Бекузарова, Н. В. Воспитание организованности младших школьников : дис. ... канд. пед. наук. — Красноярск, 2003.

2. Белъкевич, Б. Л. Организация самоконтроля в учебной деятельности студентов : автореф. ... канд. пед. наук. — М., 1996.

3. Голованова, Н. Ф. Общая педагогика : учебное пособие. — СПб., 2005.

4. Груздева, Г. Г. Воспитание у курсантов вузов внутренних войск МВД России самоорганизованности в процессе обучения иностранному языку : автореф. ... канд. пед. наук. — СПб., 2004.

5. Аонцов, В. Н. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости : дис. .канд. пед. наук. - Л., 1987.

6. Егорова, Т. Л. Психологические основы формирования организованности у студентов — будущих учителей : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1994.

7. Ершова, Р. В. Комплексное изучение организованности как системного свойства личности : автореф. дис. ... докт. психол. наук. — М., 2009.

8. Кирина, Н. П. Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2009.

9. Корвякова, Н. В. Воспитание организованности подростков в учебно-познавательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. — Липецк, 1999.

10. Крупнов, Л. Н. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека : автореф. дис. ... докт. психол. наук. — М., 2009.

11. Педагогика профессионального образования : учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. — М., 2008.

12. Русакова, Н. Г. Динамика индивидуально-типологических особенностей становления организованности у студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2009.

13. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.

Literature

1. Bekuzarova, N. V. Education organization primary school children. — Krasnoyarsk, 2003.

2. Belkevich, B. A. Organization of self-control in the learning activities of students. — Moscow, 1996.

3. Golovanoav, N. F. General Pedagogy. — St.-Petersburg, 2005.

4. Gru%deva, G. G. Educating the students of universities of internal troops of Russia self-organization in learning a foreign language. — St.-Petersburg, 2004.

5. Dontsov, V. N. Training self-organization of students as a factor in academic performance. — Leningrad,

1987.

6. Egorova, T. A. Psychological bases forming organization of students — future teachers. — Moscow,

1994.

7. Ershova, R. V. Complex study of organization as a system property identity. — Moscow, 2009.

8. Kirina, N. P. Psychological characteristics of personality organization in senior school and college students. — Moscow, 2009.

9. Korvyakova, I. V. Education organization adolescents in learning and cognitive activity. — Lipetsk,

1999.

10. Krupnov, A. I. Psychophysiological analysis of individual differences in human activity. — Moscow,

2009.

11. Pedagogy of vocational education: training manual / ed. V.A. Slastenin. — Moscow, 2008.

12. Rusakova, N. G. dynamics of individual-typological characteristics of the formation of organization among students. — Moscow, 2009.

13. Philosophical Encyclopedic Dictionary. — Moscow, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.