УДК 378:51:351.91
М. П. Филиппова
ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Приведены основные результаты и итоги исследования по проблеме формирования самоконтроля у будущих инженеров в процессе изучения математики. Определены, теоретически обоснованы и проверены на практике педагогические условия формирования рассматриваемого качества.
Ключевые слова: самоконтроль, качество личности, саморегуляция, контроль, проверка, самооценка, взаимоконтроль, математика, будущий инженер, формирование, профессиональная компетентность, самостоятельная работа, развитие личности.
M. P. Philippova
The formation of self control in future engineers in the process of mathematics studying
There are presented the main results and the totals of researching on the formation of self-control for future engineers in the course of mathematics studying. During research pedagogical conditions of formation of considered quality are defined, theoretically proved and checked up in practice.
Key words: self-control, quality of a person, self-regulation, control, checking, self-rating, intercontrol, mathematics, future engineer, forming, professional competence, independent work, personal development.
Современные концепции высшего технического образования предполагают преодоление технократической односторонности, развитие субъектно-личностных качеств будущего инженера и усиление его фундаментальной подготовки. Схема комплексного развития производительных сил Якутии до 2020 г. указывает на необходимость подготовки высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста, готового к постоянному профессиональному росту и способного к непрерывному самообразованию.
Анализ практической деятельности высших учебных заведений свидетельствует о недостаточном внимании к вопросам организации самостоятельной работы студентов, формирования самоконтроля как качества личности обучающихся и основы для приобретения профессиональной компетентности посредством воспитательно-образовательных возможностей учебных дисциплин в вузе. Не в полной мере решена проблема формирования самоконтроля у будущих инженеров в процессе изучения математики.
В связи с развитием научно-технического прогресса, конкуренцией на рынке труда, потребностью в компетентных, ответственных, способных сознательно анализировать, оценивать и корректировать результаты достигнутой цели необходимы инженеры с глубокими знаниями математики.
Вследствие этого требуется определить ме-
ФИЛИППОВА Майя Петровна - ст. преподаватель кафедры высшей математики ИМИ СВФУ им. М. К. Аммосова. E-mail: [email protected]
тодологические подходы и осуществить поиск эффективных педагогических условий формирования самоконтроля студентов в процессе изучения математики с учетом перехода высшего профессионального образования на уровневую систему подготовки будущего инженера.
Изучение философской и психолого-педагогической литературы позволило определить, что категория «самоконтроль» рассматривается с нескольких исследовательских позиций: как важнейшее условие духовного роста, становления гармоничной личности [1], один из основных компонентов деятельности человека [2], «кольцо в кольце», включенного во все психические явления индивида [3], свойство личности, связанное с активной работой воли [4], стойкое средство для достижения поставленной цели [5], метод обучения
[6], один из видов контроля в системе управления
[7]; необходимый фактор успешности человека [8], в которых отмечено общее: самоконтроль является важной качественной характеристикой личности, выступающей стимулом для ее саморазвития и самореализации на основе сознательной саморегуляции.
В результате теоретического анализа по проблеме формирования самоконтроля личности нами были определены следующие значимые положения:
- с одной стороны, он является составной частью учебной деятельности, методом обучения, с другой -представляет собой индивидуальное качество личности;
- самоконтроль носит проверочный характер и включает в себя функции оценивания и регулирования личностью своей деятельности и поведения;
- для формирования самоконтроля необходимы запуск
и реализация всех факторов одновременно: знание о его значении в учебной деятельности, умение пользоваться различными способами и методами, развитие всех его структурных компонентов самоконтроля;
- уровень самостоятельности обучающихся при выполнении учебных заданий прямо зависит от степени владения ими навыками самоконтроля.
Исходя из вышеобозначенных теоретических
положений и анализа практической деятельности вузов, нами было уточнено понятие «самоконтроль» студентов процессе обучения.
Самоконтроль - качество личности обучающихся, проявляющееся в их готовности и способности студентов самостоятельно находить ошибки,
анализировать причины неправильного решения познавательных задач, устойчивой потребности будущих профессионалов определять способы устранения трудностей по достижению поставленной цели
обучения, осуществляемые посредством развития опыта самооценки и самостоятельности в учебной работе.
В ходе исследования было определено, что социальный заказ общества и профессиональные требования к специалистам инженерного профиля обусловливают следующую специфику воспитательнообразовательного процесса в высшей школе. Для формирования самоконтроля у будущих инженеров в процессе изучения математики необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, которые оказывают существенное влияние на развитие данного личностного качества. К внешним факторам мы относим социальные условия, модель профессиональной инженерной деятельности специалиста, Г осу дарственный образовательный стандарт ВПО, содержание и характер самостоятельных работ, педагогический контроль. Под внутренними факторами понимаются индивидуальнопсихологические особенности личности, адекватная самооценка.
На основе анализа работ В. С. Кагерманьяна [9], Е. А. Климова [10], Т. В. Кудрявцева [11], П. С. Лернера [12], а также результатов анкетирования студентов, мы пришли к выводу, что будущим инженерам для успешной профессиональной деятельности необходимы следующие группы профессионально важных качеств: коммуникативные (аналитическое и техническое мышление, креативность, коллективизм, активность, трудолюбие), организационно-волевые (ответственность, целеустремленность, организованность, настойчивость, надежность, самоконтроль, решительность). Нами также отмечается, что особенность инженерной деятельности заключается в профессионально-творческой направленности. Для решения, внедрения и освоения новых производственных технологий главными качествами инженера должны выступать готовность и способность соединять теоретические знания с практической подготовкой. В ходе работы он должен
своевременно предупреждать ошибки. В этой связи самоконтроль обучающихся влияет на приобретение будущими специалистами профессиональной компетенции, которая может быть сформирована в процессе изучения любого учебного предмета, в том числе дисциплины «Математика».
Стремительное развитие научно-технического прогресса, увеличение конкуренции на рынке труда указывают на необходимость повышения качества математической подготовки инженеров в вузе. Поскольку дисциплина «Математика» выступает как средство вооружения обучаемых общими приемами мышления, пространственного воображения, развития способности понимать смысл поставленной задачи, умения логично рассуждать, формирования навыка применения алгоритмического мышления и, одновременно, обучения и воспитания студента. Глубокие знания в области математики способствуют будущему инженеру свободному восприятию и усвоению новейших сведений профессиональной деятельности будущего инженера. В отличие от других предметов математику нельзя просто заучить, необходимо постичь логику в целом, во взаимосвязи частей и направлений. Учебные занятия по математике требуют, чтобы новое изучалось на прочном фундаменте ранее изученного. Не должна прерываться логическая нить рассуждений, важна точность употребляемых определений и формулировок. Согласно этому математика представляет собой благоприятные возможности для воспитания таких личностных и профессионально важных качеств, как: самостоятельность, воля, трудолюбие, упорство в достижении целей, настойчивость в преодолении трудностей, самоконтроль, самооценка [13, 14, 15, 16 и др.].
На основании вышеизложенного мы определили следующие возможности воспитательно-образовательного процесса в вузе для формирования самоконтроля у будущих инженеров в ходе изучения математики:
- обучающие (овладение знаниями и умениями самоконтроля; усвоение представлений о его роли и значимости в современном обществе и профессиональном развитии специалиста);
- воспитательные (формирование личностных и профессионально важных качеств обучающихся: самостоятельности, активности, ответственности, креативности, целеустремленности, настойчивости, трудолюбия, критического мышления, реалистического уровня притязаний личности);
- развивающие (стимулирование положительного отношения студентов к самоконтролю в ходе самостоятельной работы; развитие адекватной самооценки личности).
В нашем исследовании выбраны следующие методологические подходы к формированию
самоконтроля у будущих инженеров: личностно-
ориентированный [17, 18], предполагающий личностное и профессиональное развитие обучающихся посредством создания для каждого обучающегося «ситуации успеха» с учетом его потребностей в образовании; деятельностный [2, 19], учитывающий взаимосвязь деятельности и развития личности, позволяющий ориентировать целостный воспитательно-образовательный процесс на внутреннюю мотивировку, связанную со становлением студента как субъекта образования; компетентностный [20, 21], обеспечивающий качественно новый
результат образования - формирование компетентного специалиста, способного сознательно анализировать, оценивать и корректировать результаты достигнутой цели, готового применять математические знания в решении профессиональных задач.
В соответствии с данными подходами разработана теоретическая модель формирования самоконтроля у будущих инженеров в процессе изучения математики. Разработанная нами теоретическая модель включает цели воспитательно-образовательного процесса, задачи (обучающие, воспитательные, развивающие), принципы (мотивации, сознательности, активности, рефлексии), которые были конкретизированы в следующих функциях: диагностической, обучающей, воспитывающей, развивающей, оценочно-результативной.
При моделировании нами определены педагогические условия (обеспечение усиления личностно-ориентированной, деятельностной, компетентностной направленности воспитательно-образовательного процесса в высшем учебном заведении; создание комплексной системы обучения математике в вузе; организация педагогической поддержки обучающихся, предполагающей диагностику, формирование ориентировочной основы действий при самоконтроле, поэтапность развития совокупности его качеств с учетом специфических особенностей профессиональной деятельности, осуществление консультативной помощи студентам, проведение тренингов во время внеаудиторной работы), выделены этапы формирования самоконтроля у будущих инженеров в ходе изучения математики в вузе (подготовительный, процессуальный, произвольный), формы и методы педагогической работы.
Эффективность педагогической деятельности определяется конечным результатом - сформирован-ностью самоконтроля обучающихся. В теоретической модели формирования самоконтроля у будущих инженеров в процессе изучения математики представлены три уровня его сформированности: исполнительский (низкий), воспроизводящий (средний), произвольнотворческий (высокий).
Для оценки уровней сформированности самоконтроля у студентов нами были выбраны критерии: осознание его значимости в учебной деятельности, активность личности, степень самостоятельности.
С помощью данных критериев мы определили компоненты и показатели самоконтроля. Так, произвольно-творческий (высокий) уровень
сформированности самоконтроля обучающихся характеризуется следующими компонентами и показателями: мотивационный (сформированная
мотивация самостоятельного определение характера и причины допущенных ошибок в ходе решения познавательных задач продуктивного характера, устойчивое положительное отношение к самоконтролю, активность в устранении недостатков в учебе);
когнитивно-деятельностный (глубокие знания о
способах и приемах самоконтроля и развитые умения применять их на практике при изучении дисциплины «Математика», самостоятельность в определении способов и действий для устранения недостатков в учебной работе); организационно-волевой (развитые умения организации своего учебного пространства,
волевые усилия для преодоления трудностей в овладении содержанием индивидуальной самостоятельной работы без помощи преподавателя); рефлексивнооценочный (систематический самоанализ хода и результатов обучения, сформированная адекватная самооценка собственных результатов самостоятельной работы); коррекционно-результативный (осознанное принятие решения о завершении индивидуальной самостоятельной работы, обоснованное представление следующего этапа обучения).
Системообразующими связями в разработанной модели служат управленческие для объединения ее различных элементов в единое целое и придания устойчивости, а также рефлексивные процессы для самооценки качества проделанной работы.
Разработанная теоретическая модель послужила основанием для проведения опытно-экспериментальной работы (ОЭР) по апробации педагогических условий формирования исследуемого процесса. Педагогический эксперимент осуществлялся на инженерно-техническом факультете Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, в котором приняли участие 134 студента 1-2-х курсов специальностей «Промышленное и гражданское строительство», «Производство строительных материалов, изделий и конструкций».
В процессе педагогического эксперимента была создана комплексная система математической подготовки будущих инженеров в вузе, предусматривающая преподавание основной учебной дисциплины (630 час.), факультатива (22 час.) и внеаудиторной работы со студентами. С этой целью была проанализирована вузовская программа по математике, и в ее содержание включены материалы по ориентировочной основе действий при самоконтроле, осуществлены обогащение учебно-воспитательной работы практикоориентированными формами и методами обучения,
педагогическая поддержка профессионального становления студентов.
В ходе ОЭР были реализованы следующие основные направления по развитию исследуемого процесса:
- диагностика уровней сформированности самоконтроля у будущих инженеров в ходе вузовского периода обучения математике, определение специфических особенностей их деятельности, возможностей учебной дисциплины и вуза;
- усиление практико-ориентированной направленности курса математики в вузе с использованием соответствующих форм и методов обучения, способствующих формированию самоконтроля студентов;
- осуществление педагогической поддержки будущих профессионалов в развитии самоконтроля в ходе аудиторной и внеаудиторной работы по математике для эффективного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Для реализации данных направлений были использованы развивающе-образовательный и индивидуально-ориентированный способы педагогической деятельности. Развивающе-образовательное направление экспериментальной работы было рассчитано на деятельность со всей группой студентов одновременно и предполагало интеграцию учебной, внеаудиторной деятельности обучающихся посредством применения определенных форм и методов подготовки специалистов университетского уровня: лекционные, практические занятия, самостоятельная работа, ежемесячные аттестации, коллоквиумы, контрольные работы, зачеты, экзамены, Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования, входной и отсроченный контроль. В ходе педагогического эксперимента мы также использовали активные формы и методы обучения: вводные лекции, тематический учет знаний и умений, личностный способ оценивания, тренажеры, тренинги, олимпиады, дидактические игры, составление студентами контролирующих и обучающих материалов, решение индивидуальных целевых тематических заданий, взаимообратных задач, взаимоконтроль, приобретение опыта самооценки, метод портфолио и т. п.
При реализации задач индивидуально-ориентированного блока экспериментальной деятельности основное внимание обращалось на организацию индивидуальной работы в виде письменных и устных консультаций с каждым студентом в течение ОЭР. Структура учебно-познавательных консультаций включала анализ выполненных заданий, разбор допущенных ошибок, выбор путей и средств их исправления, определение уровня развития адекватной самооценки, построение обоснованного плана действий с учетом достигнутых результатов.
В ходе формирующего этапа ОЭР на первом курсе
нами был апробирован факультативный курс для студентов «Самоконтроль как средство управления учебной деятельностью». Данный курс предусматривал изучение таких разделов, как «Умение определять учебные цели и ставить задачи», «Предупреждение недостатков в работе и пути их исправления», «Самоконтроль и самооценка» и др. На втором курсе особое внимание обращалось на проведение психологических тренингов во время внеаудиторной работы, которые включали следующие темы: «Чувство времени», «Удовольствие и радость», «Успех и неудачи», «Я управляю обстоятельствами - обстоятельства подчиняются мне», «Я хочу, я могу, я сделаю» и др.
Значительное влияние для усиления мотивационного компонента исследуемого качества оказали целевые тематические индивидуальные задания. Они отличаются от обычно используемых типовых расчетов, а также от проверочных работ четкой целевой направленностью и определением обучающимися зоны своего ближайшего развития. Индивидуальные задания распределялись по трем уровням: репродуктивному, поисково-
продуктивному, продуктивно-творческому. При этом фактический уровень усвоения материала для каждого студента проверялся и фиксировался по каждой теме. Данная форма обучения необходима при текущем контроле для формирования мотивов самостоятельного определения характера и степени допускаемых ошибок при решении учебно-познавательных задач студентами, возникающих трудностей при усвоении учебного материала, выявлении адекватной самооценки будущих инженеров, воспитанию у них реалистического уровня притязаний.
Наряду с этим в ходе ОЭР для актуализации когнитивно-деятельностного компонента самоконтроля были разработаны учебно-методические пособия по основным разделам математики для студентов технических специальностей: «Линейная алгебра. Аналитическая геометрия», «Теория пределов» и др. Данные пособия были предназначены для первоначального ознакомления взаимосвязи цели деятельности с конечным результатом и способами его получения, с которыми обучающийся будет сравнивать, сопоставлять применяемые им математические приемы и методы при решении индивидуальных задач. Использование современных пособий показало, что такой подход развивает у будущих профессионалов готовность к самообразованию, целеполаганию, способность выбирать оптимальные формы и методы решения математических задач, осуществлять обработку и оформление данных, анализ и оценку достигнутых результатов.
Для развития организационно-волевого компонента рассматриваемого качества особое внимание мы уделяли применению тематического учета знаний и умений в условиях групповой работы студентов при использова-
нии индивидуально-ориентированной организации учебного процесса. При этом основная работа по проверке и оценке усвоения учебного материала проводилась с помощью целевых тематических индивидуальных заданий и контролирующих тестов. Преимущество тематического учета перед остальными способами состояло в том, что он четко показывал студентам, кто какие имеет пробелы и задолженности при изучении учебной программы. Они имели возможность самостоятельно определять свои недостатки и ликвидировать внеаудиторное время. Отпадала необходимость в «накоплении оценок», выставлении отметок, баллов за любой ответ. Проведенная опытноэкспериментальная проверка показала, что данная форма работы способствует осуществлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся и формирует у будущих инженеров чувство личной ответственности, активность, инициативу, готовность и способность к самоорганизации, саморегуляции, т. е. выполнение индивидуальных заданий в срок, способность проявлять силу воли для достижения поставленной цели.
Дальнейшая деятельность по формированию рефлексивно-оценочного и коррекционно-
результативного компонентов исследуемого качества предполагала приобретение обучающимися опыта самооценки. Процедура самооценки состояла из следующих этапов: разработка педагогом для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания (например, целевые тематические задания); создание необходимого психологического настроя студентов на анализ собственных результатов; организация ситуации, когда нормы оценки им известны, и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при
этом соответствующие выводы об эффективности работы (например, составление таблицы самооценки); составление будущими инженерами собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом достигнутого уровня обученности. Как показали результаты наблюдения, у студентов повысились уровень активности, самостоятельности, готовность и способность сознательно анализировать, оценивать и корректировать результаты достигнутой цели. Использование процедуры самооценки в ходе
самостоятельной работы студентов создавали
благоприятные условия для эффективного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, а именно устранили негативный фон отметочнооценочной системы между педагогом и обучающимися.
Использованные формы и методы практико-
ориентированной направленности обучения математике в вузе нашли отражение в учебно-методическом комплексе дисциплины «Математика» для студентов технических специальностей и в учебных пособиях по изучаемой дисциплине с целью оказания педагогической поддержки студентам в их профессиональном
становлении в период обучения в вузе и в осуществлении поэтапного, планомерного формирования у них самоконтроля.
Применение диагностических методик Т. Д. Ду-бовицкой [22] (установление активности личности) П. И. Третьякова, И. Б. Сенновского [23] (выявление уровня самостоятельности студентов) и составленный опросник, определяющий степень осознания обучающимися значимости самоконтроля в учебной деятельности, позволили нам выявить три уровня его сформированности в процессе изучения математики. В результате проведенного педагогического эксперимента у 35,8% студентов сформировался самоконтроль, характеризующийся произвольно-творческим уровнем его развития, по сравнению с 11,9% - до эксперимента. У 53,0% экспериментальной группы обнаружены характеристики воспроизводящего уровня по сравнению с 23,9% - до начала ОЭР. До проведения педагогического эксперимента 64,2% обучающихся имели исполнительский уровень сформированности самоконтроля в процессе изучения математики, и по окончании ОЭР показатели по данному уровню сократились до 11,2% студентов. Это дает нам основание утверждать, что апробация процесса формирования самоконтроля у будущих инженеров в ходе изучения математики свидетельствует о положительных результатах.
Полученные результаты не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшей разработки педагогических основ формирования самоконтроля в учебной деятельности обучающихся в различных типах образовательных учреждений и определения педагогических условий, способствующих развитию данного процесса.
Л и т е р а т у р а
1. Аристотель. О душе. - СПб.: Питер, 2002. - 220 с.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М. : Смысл, 2005. - 431 с.
3. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. - 192 с.
4. Ушинский К. Д. Антология гуманной педагогики. - М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224 с.
5. Хьелл Л. А. Теории личности. Основные положения, исследования и применение : учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Питер, 2007. - 606 с.
6. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
7. Анохин П. К. Избранные труды: кибернетика функциональных систем. - М.: Медицина, 1998. - 398 с.
8. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - М.: АСТ, 2007. - 407 с.
9. Кагерманьян В. С. Проектирование содержания и
технологий развития научно-технического творчества и профессионально-творческой подготовки будущих инженеров // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе / Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. - М.: НИИВО, 2001. - Вып. 7. - 45 с.
10. Климов Е. А. Педагогический труд. Психологические составляющие. - М.: Академия, 2004. - 240 с.
11. Кудрявцев Т. В. О психолого-педагогических основах инженерного образования // Новые методы и средства обучения.
- М.: МИРЭА, 1990. - 83 с.
12. Лернер П. С. Инженер третьего тысячелетия: учеб. пособие. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
13. Самарин Ю. П. Активные методы изучения математики в вузе : учеб. пособие. - Куйбышев: Куйбыш. госуд. ун-т, 1987.
- 87 с.
14. Столяр А. А. Педагогика математики: учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Высшая школа, 1986. - 414 с.
15. Фридман Л. М. Учитесь учиться математике: книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. - 113 с.
16. Якиманская И. С. Психологические основы математи-
ческого образования : учеб. пособие. - М.: Academia, 2004. - 319 с.
17. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - 2-е изд.
- М.: Логос, 2004. - 384 с.
18. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практические проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
19. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - пресс, 1996. - 534 с.
20. Болотов Б. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С.8-14.
21. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 20-26.
22. Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование.
- 2002. - № 2. - C. 42-45.
23. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практикоориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001. - 352 с.
УДК 37
М. К. Эверстова
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ САНГАРСКОЙ ГИМНАЗИИ
Проведен анализ привлечения учащихся Сангарской гимназии к научно-исследовательской работе путем организации Детского экологического научно-исследовательского общества, Детского экологического научно-исследовательского лагеря и научных экспедиций. Полученные результаты показывают развитие компетенции школьников, ответственности в сохранении окружающей среды.
Ключевые слова: Экологический лагерь, научно-исследовательская деятельность, экологическое воспитание, экскурсии, окружающая среда, флора, фауна, геоботанические описания.
M. K. Everstova
Education of ecological culture of pupils of Sangar classic school
There is carried out the analysis of attraction of pupils of the Sangar grammar school to research work by the organization of «The children ecological and research society», «Children ecological research camp» and scientific expeditions. The results show the development of the competence of publies, responsibility in environment preservation.
Key words: ecological camp, research activity, ecological education, excursions, environment, flora, fauna, geobotanical descriptions.
ЭВЕРСТОВА Марина Константиновна - учитель биологии МОУ «Сангарская гимназия» Кобяйского улуса РС (Я). E-mail: [email protected]