Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъектность в физкультурно-оздоровительной деятельности / subjectivity in physical culture and recreational activities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Науменко Юрий Владимирович

Цель исследования: дать корректное (с точки зрения семантики и логики построения терминов) обоснование понятий «субъектность личности в физической культуре» и «субъектность личности в спорте (спортивной деятельности)» и представить базовую характеристику понятия «субъектность личности в физической культуре». Методы исследования: теоретико-методологический анализ опубликованных работ по проблеме проявления субъектности личности в физической культуре и спортивной деятельности в плане развития терминологии и тезауруса в области физической культуры и спорта. Результаты исследования и их обсуждение. Представленные результаты соответствуют направлениям исследований по научным специальностям 5.8.4 «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка» (направление 4.2) и 5.8.5 «Теория и методика спорта» (направление 5.4) – развитие терминологии и тезауруса в области физической культуры и спорта. Авторская трактовка понятия «субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности» открывает новые перспективы в теоретико-методологическом осмыслении существующего опыта педагогических исследований и педагогической практики по обретению занимающимися субъектности в физкультурно-оздоровительной деятельности и в более объективной (с теоретико-методологических позиций) оценке предлагаемых методов, методик и технологий физкультурно-оздоровительной деятельности по степени влияния на обретение субъектности занимающихся этой деятельностью. Заключение. Фактически предлагается новая теоретико-методологическая основа для проведения актуальных исследований в соответствии с рекомендациями РАО И ВАК России по проектированию процесса освоения физической культуры различными возрастными группами занимающихся (в том числе с различными психофизиологическими особенностями и различным уровнем физической подготовки) с направленностью на воспитание у его участников субъектности на основе прочного теоретико-методологического знания, а не субъективистских представлений о том, как должна выглядеть субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON «SUBJECTIVITY OF PERSONALITY IN PHYSICAL EDUCATION AND RECREATIONAL ACTIVITIES»

The research purpose is to provide a correct (from the point of view of semantics and logic of constructing terms) justification of the concepts of "personal subjectivity in physical culture" and "personal subjectivity in sports (sports activity)" and to present the basic characteristic of the concept of "personal subjectivity in physical culture". Research methods: theoretical and methodological analysis of published works on the problem of the manifestation of personal subjectivity in physical culture and sports activities in terms of the development of terminology and thesaurus in the field of physical culture and sports. The research results and their discussion. The presented results correspond to the directions of research in scientific specialties 5.8.4 "Physical culture and professional physical training" (direction 4.2) and 5.8.5 "Theory and methodology of sports" (direction 5.4) – development of terminology and thesaurus in the field of physical culture and sports. The author's interpretation of the concept of "personal subjectivity in physical culture and recreational activities" opens up new perspectives in the theoretical and methodological understanding of the existing experience of pedagogical research and pedagogical practice in acquiring subjectivity in sports and recreational activities for students and in a more objective (from theoretical and methodological point of view) assessment of the proposed methods, techniques and technologies of physical culture and recreational activities according to the degree of influence on the acquisition of subjectivity of those engaged in this activity. Conclusion. In fact, a new theoretical and methodological basis is proposed for conducting relevant research in accordance with the recommendations of the Russian Academy of Education and the Higher Attestation Commission of Russian Federation on designing the process of mastering physical culture by various age groups of students (including those with different psychophysiological characteristics and different levels of physical fitness) with a focus on education among its participants subjectivity based on solid theoretical and methodological knowledge, and not subjectivist ideas about how the personality subjectivity should look like in physical culture and recreational activities.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

УДК 796.011.1 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-130-137

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ю.В. Науменко

Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия

Аннотация

Цель исследования: дать корректное (с точки зрения семантики и логики построения терминов) обоснование понятий «субъектность личности в физической культуре» и «субъектность личности в спорте (спортивной деятельности)» и представить базовую характеристику понятия «субъектность личности в физической культуре».

Методы исследования: теоретико-методологический анализ опубликованных работ по проблеме проявления субъектности личности в физической культуре и спортивной деятельности в плане развития терминологии и тезауруса в области физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Представленные результаты соответствуют направлениям исследований по научным специальностям 5.8.4 «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка» (направление 4.2) и 5.8.5 «Теория и методика спорта» (направление 5.4) -развитие терминологии и тезауруса в области физической культуры и спорта. Авторская трактовка понятия «субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности» открывает новые перспективы в теоретико-методологическом осмыслении существующего опыта педагогических исследований и педагогической практики по обретению занимающимися субъектности в физкультурно-оздоровительной деятельности и в более объективной (с теоретико-методологических позиций) оценке предлагаемых методов, методик и технологий физкультурно-оздоровительной деятельности по степени влияния на обретение субъектности занимающихся этой деятельностью. Заключение. Фактически предлагается новая теоретико-методологическая основа для проведения актуальных исследований в соответствии с рекомендациями РАО И ВАК России по проектированию процесса освоения физической культуры различными возрастными группами занимающихся (в том числе с различными психофизиологическими особенностями и различным уровнем физической подготовки) с направленностью на воспитание у его участников субъектности на основе прочного теоретико-методологического знания, а не субъективистских представлений о том, как должна выглядеть субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности. Ключевые слова: субъектность в физкультурно-оздоровительной деятельности.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON «SUBJECTIVITY OF PERSONALITY IN PHYSICAL EDUCATION AND RECREATIONAL ACTIVITIES»

Yu.V. Naumenko, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3514-0981 Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd, Russia

Abstract

The research purpose is to provide a correct (from the point of view of semantics and logic of constructing terms) justification of the concepts of "personal subjectivity in physical culture" and "personal subjectivity in sports (sports activity)" and to present the basic characteristic of the concept of "personal subjectivity in physical culture".

Research methods: theoretical and methodological analysis of published works on the problem of the manifestation of personal subjectivity in physical culture and sports activities in terms of the development of terminology and thesaurus in the field of physical culture and sports.

The research results and their discussion. The presented results correspond to the directions of research in sci-

entific specialties 5.8.4 "Physical culture and professional physical training" (direction 4.2) and 5.8.5 "Theory and methodology of sports" (direction 5.4) - development of terminology and thesaurus in the field of physical culture and sports. The author's interpretation of the concept of "personal subjectivity in physical culture and recreational activities" opens up new perspectives in the theoretical and methodological understanding of the existing experience of pedagogical research and pedagogical practice in acquiring subjectivity in sports and recreational activities for students and in a more objective (from theoretical and methodological point of view) assessment of the proposed methods, techniques and technologies of physical culture and recreational activities according to the degree of influence on the acquisition of subjectivity of those engaged in this activity. Conclusion. In fact, a new theoretical and methodological basis is proposed for conducting relevant research in accordance with the recommendations of the Russian Academy of Education and the Higher Attestation Commission of Russian Federation on designing the process of mastering physical culture by various age groups of students (including those with different psychophysiological characteristics and different levels of physical fitness) with a focus on education among its participants subjectivity based on solid theoretical and methodological knowledge, and not subjectivist ideas about how the personality subjectivity should look like in physical culture and recreational activities.

Keywords: subjectivity in physical culture and recreational activities.

ВВЕДЕНИЕ

Достаточно долгое время (свыше двадцати лет) актуальным предметом обсуждения в психолого-педагогической науке (как в России, так и за рубежом [14-18]) продолжает быть проблема обретения личностью субъ-ектности (способности преобразовывать свою жизнь при соблюдении равновесия-равнозначности индивидуальных потребностей и устремлений и социально-культурных форм и норм взаимодействия и общения). В Перечне актуальных тематик диссертационных исследований по педагогике, рекомендованных Российской академией образования (РАО) и утвержденных Высшей аттестационной комиссией (ВАК), проблематика субъектности личности присутствует практически во всех научных специальностях по педагогике, в том числе и по научным специальностям, связанным с физической культурой и спортом. Вот лишь некоторые варианты предлагаемых тем диссертационных исследований:

- Теоретико-методические основания и условия становления субъектности личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

- Разработка педагогических технологий и методик воспитания субъектности личности спортсмена на основе ценностного содержания спортивной деятельности.

- Методы и технологии формирования культуры здоровья у субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности.

На сегодняшний день уже существует определённый научный задел в рассмотрении различных аспектов обретения субъектно-сти занимающимися физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью (Л.В. Бянкина [1, 14]; М.Я. Виленский [2]; Р.Ю. Га-фаров, Т.В. Армянинов, Р.Р. Гарифуллин [3]; С.А. Данилов и Ф.Г. Мухаметзянова [4]; А.Ю. Лахтин [5]; Л.И. Лубышева [6]; Ю.И. Родин, Е.Н. Лушникова и А.В. Мишина [10]; И.Р. Юсупов [13] и др.).

Однако необходимо признать, что понятие «субъектность» еще не вошло стопроцентно в терминологический аппарат теории физической культуры, спортивной подготовки и адаптивной физической культуры. Применение понятия «субъектность» в исследованиях в области физической культуры и спорта не всегда убедительно, логически точно и семантически уместно. Поэтому существует необходимость в сравнительно-интегратив-ном методологическом анализе базовых понятий теории физической культуры и спорта и понятия «субъектность личности». Цель исследования: дать корректное (с точки зрения семантики и логики построения терминов) обоснование понятий «субъектность личности в физической культуре» и «субъ-ектность личности в спорте (спортивной деятельности)» и представить базовую характеристику понятия «субъектность личности в физической культуре».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На сегодняшний день наиболее полное теоретико-методологическое исследование по проблемам субъектности личности в физической культуре и спорте (спортивной деятельности) осуществила Л.В. Бянкина [1, 14]. Поддерживая полностью основные положения и признавая несомненную научную и теоретическую значимость проведенного исследования, отметим, что автору не удалось избежать методологической небрежности при введении в терминологию и тезаурус в области физической культуры термина «субъектность личности». Для того чтобы дать корректную и объективную оценку предложенных Л.В. Бянкиной понятий и обосновать свой вариант, необходимо уточнить базовые позиции по научному прочтению социально-культурного феномена «субъектность личности». Мы в своем исследовании опирались на концепцию развития субъектной реальности в онтогенезе В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева [11, 12], которые рассматривают феномен «субъектности» как неотменяемое абсолютное свойство личности человека, формирующееся и проявляющееся в определенной деятельности.

При этом любая деятельность, являясь потенциальным источником (полем проявления) субъектности личности, сама этим качеством не обладает. Более того, потенциальность для проявления субъектности не означает обязательность, т.е. личность, овладевая какой-либо деятельностью и осуществляя её, может не проявлять в ней субъектного начала.

Обретённая личностью субъектность в одном виде деятельности не переносится автоматически в другие виды деятельности, т.е. не существует абсолютной субъектности. Примером может служить субъектность Исинба-евой Е.Г. как великой спортсменки и ее личностная позиция как общественного деятеля и медийого лица. Другим примером является проблема адаптации спортсменов после завершения профессиональной карьеры. В то же время субъектность личности в различных видах деятельности кристаллизуется

в некоторую единую целостность и начинает оказывать позитивное влияние (стимулирующее) на проявление субъектной позиции в других, где она еще не состоялась. Главный вывод в контексте нашего исследования - не может быть «субъектности физической культуры» как у Л.В. Бянкиной [1, 14]! Возможно только существование «субъ-ектности личности в физической культуре» (если подразумевать деятельность личности по освоению физической культуры [9]). Аналогично, не может быть «субъектности физической культуры личности», т.к., как мы отметили выше, «субъектность» есть сущностная характеристика личности, проявляемая ею в деятельности, а не физической культуры как целостной системы знаний, умений и способов действий в области культуры здоровья, культуры движения и культуры телосложения [9].

Немаловажным также, по нашему мнению, является употребление предлога «в» (не только с позиций орфографической правильности). Смысловое наполнение феномена «субъектности личности», по В.И. Сло-бодчикову и Е.И. Исаеву, предполагает проявление личностью своей «самости» в осуществлении определенной деятельности [11, 12], т.е. семантически наиболее правильным будет выражение «субъектность личности в физической культуре», где под физической культурой понимается процесс овладения ею личностью [9].

Необходимо также отметить, что в своем исследовании Л.В. Бянкина подходит достаточно широко к трактовке понятия «физкультурная деятельность», что свойственно не только ей одной. В трактовке автора «физкультурная деятельность» - это деятельность, «включающая в себя и спортивную деятельность, и процесс физического воспитания, и процессы физической рекреации, и другие виды двигательной деятельности, средством реализации которых служит физическое упражнение как основной атрибут физической культуры» [1, с. 131]. Фактически, выполнение физических упражнений рассматривается как глобальный системообразующий элемент физкультурно-оздоровительной деятельности, обычного

(традиционного) спорта и адаптивного спорта без учета ценностно-смысловых аспектов. Тем самым Л.В. Бянкина, по нашему мнению, совершает известную логическую ошибку в определении понятия через обобщение, исключая видовые признаки. В результате ее понятие «субъектность физической культуры личности» включает в себя как проявление субъектности в «чисто» физкультурной деятельности, так и в обычном и адаптивном спорте.

Однако ценности физической культуры и спорта при их некотором совпадении имеют принципиальную разницу для ценностно-смыслового самостановления личности занимающегося ими человека (сознательное физическое развитие себя для себя или сознательное физическое развитие себя для самоутверждения в победах в соревнованиях над другими) [7]. Соответственно, проявление субъектности личности в физкультурной деятельности и субъектности личности в спортивной деятельности (в спорте) при некоторых общих характеристиках будут отличаться из-за ценностно-смысловой направленности непосредственной деятельности человека.

Поэтому с точки зрения логических законов введения терминов и понятий с учетом их сущностно-смыслового содержания необходимо рассматривать два отдельных понятия «субъектность личности в физической культуре» и «субъектность личности в спортивной деятельности (спорте)» как терминологические характеристики самостоятельных личностных феноменов.

Для снятия различных недомолвок и смысловой недосказанности мы считаем также более оправданным использование понятия «субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности» вместо «субъ-ектности личности в физической культуре», т.к. именно в физкультурно-оздоровительной деятельности личность постигает физическую культуру [8].

С нашей точки зрения, термины «субъект-ность личности в физической культуре» и «субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности» семантически тождественны, где второе понятие более точ-

но отражает реальную практику освоения человеком физической культуры. Для более точного определения понятий «субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности» и «субъ-ектность личности в спорте (спортивной деятельности)» необходимо их увязать с базовыми понятиями теории физической культуры и спорта - с «физкультурно-оздоровительной деятельностью» и «спортивной деятельностью (спортом)».

В свое время мы уделили достаточно много внимания определению сущности этих двух социально-культурных феноменов [7, 8, 9], поэтому воспользуемся определениями, которые были предложены нами ранее, и определением субъектности по В.И. Слободчико-ву и Е.И. Исаеву [11]:

- физкультурно-оздоровительная деятельность является одним из вариантов педагогического процесса воспитания здоровье-формирующего поведения человека, реализуемого в сотрудничестве с группой единомышленников (реальной или условной) по оптимизации психофизиологической жизнеспособности каждого участника для обретения индивидуального благополучия во всех сферах жизни [8, 9];

- спортивная деятельность (спорт) является действенным способом самовыражения личности, как и в искусстве, но не через создание субъективной реальности, а в конкуренции в спортивных соревнованиях с применением индивидуальной специфической социально-культурной телесности, осознанно и активно формируемой субъектом спортивной деятельности с помощью специализированных физических упражнений [7];

- субъектность личности (в деятельности)

- это способность человека реально (практически) преобразовывать осуществляемую деятельность на основе индивидуальных смыслов (планировать способы действий как отдельно, так и в виде программ; реализовы-вать действия и/или программы, контролировать их ход и оценивать результаты) [11]. Следовательно:

- субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности - это способность человека преобразовать процесс вос-

питания здоровьеформирующего поведения в процесс самовоспитания с целью обретения индивидуального благополучия на основе конструирования полной и устойчивой личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» для индивидуально оптимальной трансформации своей психофизиологической жизнеспособности;

- субъектность личности в спорте (спортивной деятельности) - это способность преобразовывать процесс спортивной подготовки (процесс трансформации своей природной телесности в специфическую социально-культурную телесность с помощью специализированных физических упражнений) в личностно значимую деятельность для удовлетворения потребности самореализации в преодолении себя в соперничестве в спортивных соревнованиях.

Непосредственным и сущностно значимым проявлением субъектности личности в физкультурно-оздоровительной деятельности, по нашему мнению, является обретение человеком индивидуальной физкультурно-оздоровительной компетентности, которая объединяет в единую целостность знания, умения и опыт самостоятельной деятельности по сохранению и разумному совершенствованию своей психофизиологической жизнеспособности по индивидуальному плану. Л.В. Бянкина не дает четкого описания покомпонентной структуры понятия «субъект-ность физической культуры личности» (в ее терминологии). В то же время она приводит результаты мониторинга сформированности «субъектности физической культуры личности» по следующим параметрам [1, с. 260261]:

- определённость (а также иерархическое соответствие) внешних и внутренних смысло-образующих мотивов занятиями физической культурой и спортом;

- интенсивность и убедительность проявления личностных качеств на занятиях физической культурой и спортом;

- показатели физического статуса занимающихся;

- субъективная самооценка индивидуального благополучия (психофизиологического здоровья);

- особенности наполнения личностным смыслом индивидуальных усилий при выполнении разнообразных физических упражнений (семантический дифференциал субъектно-сти в физической культуре и спорте);

- особенности взаимодействия в процессе занятий физической культурой и спортом.

Не оспаривая значимость и ценность полученных объективных эмпирических данных и произведенных выводов по результатам их сравнительного анализа, отметим, что сам набор компонентов выглядит, по нашему мнению, несколько сумбурным. В соответствии с выделенной нами покомпонентной структурой индивидуальной физкультурно-оздоровительной компетентности [8], феномен «субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности» может быть охарактеризован следующими показателями:

- ценностно-смысловое самоопределение в понимании здоровья, здорового образа жизни и в необходимости систематической физкультурно-оздоровительной активности как единственного средства по их поддержанию (Зачем физкультурно-оздоровительная активность необходима для становления личностного Я?). Фактически речь идет о степени осознанности, устойчивости и широты личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья», определяющей индивидуальные возможности и эффективность освоения физкультурно-оздоровительной деятельности (физической культуры в целом);

- когнитивное самоопределение в индивидуальной системе знаний в области физической культуры (системность, широта, полнота и структурированность индивидуального знания; разнообразие индивидуально значимых характеристик проявления феноменов «здоровье», «нездоровье», «здоровый образ жизни» и «физкультурно-оздоровительная активность»), которая предопределяет содержание и направленность совершенствования индивидуальной психофизиологической жизнеспособности человека (Что мне необходимо для повышения эффективности моих физкультурно-оздоровительных упражнений и/или занятий?);

- поведенческое самоопределение в готовности к реальному (практическому) проектированию и реализации программы самосовершенствования индивидуальной психофизиологической жизнеспособности (Что я могу и что я должен делать в физкультурно-оздоровительной деятельности?);

- мотивационно-регулятивное самоопределение в готовности прилагать необходимые усилия в течение длительного времени по поддержанию стабильности, повышению уровня сложности и разнообразия содержания индивидуальной физкультурно-оздоровительной активности (Как мне заставить себя делать то, что необходимо для физкультурно-оздоровительной активности?). Конечно, возможны и другие показатели проявления субъектности личности в физкультурно-оздоровительной деятельности. Но уже представленных, на наш взгляд, достаточно для составления полной дифференцированной развернутой характеристики субъектности личности в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Мы предлагаем следующие фундаментальные педагогические принципы развития субъектности личности в физкультурно-оздоровительной деятельности [8, 9]:

- личностная направленность содержания занятий физкультурно-оздоровительной деятельности - содержание и организация занятий при использовании любых средств, форм, приемов и методов физкультурно-оздоровительной деятельности должны постоянно ставить перед занимающимся экзи-стенциональную проблему индивидуального выбора наиболее эффективных путей совершенствования своей психофизиологической жизнеспособности (ценностно-смысловое самоопределение в физкультурно-оздоровительной деятельности);

- развивающая устремленность занятий физкультурно-оздоровительной деятельности - содержание и организация занятий физкультурно-оздоровительной деятельности ежемгновенно и в перспективе должны способствовать качественным изменениям в выделенных нами показателях (когнитивное, поведенческое и мотивационно-регулятив-ное самоопределение в физкультурно-оздоровительной деятельности);

- компетентностная устремленность физкультурно-оздоровительной деятельности

- долгосрочной целью и единственно значимым результатом является формирование полноценной системной физкультурно-оздоровительной компетентности как реального проявления субъектности в физкультурно-оздоровительной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторская трактовка понятия «субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности» открывает новые возможности и перспективы теоретико-методологического осмысления существующего опыта педагогических исследований и педагогической практики по обретению занимающимися субъектности в физкультурно-оздоровительной деятельности и в более объективной (с теоретико-методологических позиций) оценке предлагаемых методов, методик и технологий.

Становится возможным (и необходимым) проектирование новых методов и методик диагностики проявления субъектности личности в физкультурно-оздоровительной деятельности на основе уточнения и конкретизации представленных характеристик анализируемого социально-культурного феномена личностного самостановления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бянкина, Л. В. Физическая культура как пространство развития субъектности личности : монография / Л. В. Бянкина; Министерство спорта Российской Федерации, Дальневосточная государственная академия физической культуры. - Хабаровск : ДВГАФК, 2017. - 116 с.

2. Виленский, М. Я. Формирование культуросообразного отношения студента к себе как субъекту физкультурно-спортивной деятельности / М. Я. Виленский // Ценностные приоритеты здоровья и профессионально-личностного развития студентов в образовательном пространстве физической культуры : материалы международной научной конференции, посвященной 90-летию профессора М. Я. Виленского (Москва, 12 сентября 2018 г.) / Международная академия наук педагогического образования. - Москва : Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2018. - С. 7-18.

3. Гафаров, Р. Ю. Методологические основания исследования физической культуры как социального ресурса в

развитии социальной субъектности / Р. Ю. Гафаров, Т. В. Армянинова, Р. Р. Гарифуллин [и др.] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13, № 1. - С. 62-72. - DOI 10.14526/01_2018_284.

4. Данилов, С. А. Формирование субъектной готовности студентов вуза к инновационной профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта / С. А. Данилов, Ф. Г. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6 (119). - С. 88-93.

5. Лахтин, А. Ю. Проблема субъекта в педагогике и в педагогике физической культуры и спорта / А. Ю. Лахтин // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 393. - С. 204-208. - DOI 10.17223/15617793/393/32.

6. Лубышева, Л. И. Развитие субъектности личности в контексте ценностей физической культуры / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.

- 2023. - № 8. - С. 101-107.

7. Науменко, Ю. В. Социально-культурный подход к обоснованию спортивной деятельности / Ю. В. Науменко // Олимпийский спорт и подготовка кадров: системный, культурологический, гендерный подходы: Коллективная монография / Под общ. ред. А. А. Сучилина и Ю. А. Зубарева; Олимпийский комитет России, Поволжская олимпийская академия, Министерство спорта Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры». - Волгоград : ООО «Принт», 2018. - С. 101-116.

8. Науменко, Ю. В. Концепция физкультурно-оздоровительной деятельности общеобразовательной организации, ориентированной на комплексное формирование социально-культурных феноменов «здоровье» и «здоровый образ жизни» / Ю. В. Науменко // Инновационные процессы маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг: теория и практика: Коллективная монография / Под общ. ред. Ю. А. Зубарева. - Саратов : Амирит, 2023.

- С. 268-344.

9. Науменко, Ю. В. Теоретико-методологическое обоснование педагогики физической культуры (социально-культурный подход) / Ю. В. Науменко // Научные исследования - 2017: методологическая часть: Коллективная монография / Под научной редакцией И. П. Денисовой. - М. : ООО "Русальянс "Сова", 2017. - С. 80-108.

REFERENCES

1. Byankina, L.V. [Physical culture as a space for the development of personality subjectivity]. Khabarovsk, DV-GAFK. - 2017. - 116 p.

2. Vilensky, M.Ya. [Formation of a culturally appropriate attitude of a student towards himself as a subject of physical culture and sports activities]. Materials of the international scientific conference "Value priorities of health and professional and personal development of students in the educational space of physical culture". Moscow, International Academy of Sciences of Pedagogical Education. - 2018. - pp. 7-18.

3. Gafarov, R.Yu., Armyaninova, T.V., Garifullin, R.R. [Method-

10. Родин, Ю. И. Проблема субъектности в здоровьесбережении детей дошкольного возраста / Ю. И. Родин, Е. Н. Лушникова, А. В. Мишина // Наука и школа. - 2023. - № 2. - С. 163-1l6. - DOI 10.31862/1819-463X-2023-2-163-1l6.

11. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М. : Школьная Пресса, 2000. - 416 с.

12. Слободчиков, В. И. Антропологические перспективы научной школы В. В. Давыдова / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Психологическая наука и образование. -2010. - Т. 15, № 4. - С. 30-41.

13. Юсупов, И. Р. Сущностные характеристики и формирование субъектной позиции будущего специалиста в физкультурно-оздоровительной деятельности / И. Р. Юсупов // Педагогический журнал.

- 2016. - № 3. - С. 90-9l.

14. Gustavo González-Calvo, David Hortigüela-Alcalá, JuanMiguel Fernández-Balboa. Foci and factors that contribute to physical educators' construction of their professional body subjectivities: a qualitative study // Sport, Education and Society. - 2020. - № 25:3. - С. 292-304.

- DOI: 10.1080/135l3322.2019.15l8206

15. Malcolm Thorburn. Can physical education be meaningful: the role of embodied subjectivity in enhancing self and social learning? // Curriculum Studies in Health and Physical Education. - 2021. - № 12:1. - С. 53-66. -DOI: 10.1080/25l42981.2020.1844028

16. Maquera Yanet Amanda, Bermejo-Paredes Saúl. Subjetividades y actuación pedagógica del personal docente de educación física en contextos de diversidad cultural en la región de Puno-Perú // Educare [online]. - 2021.

- Vol. 25, n.2 - С. 155-1l3. - ISSN 1409-4258 - Точка доступа: http://dx.doi.org/10.15359/ree.25-2.9

1l. Paulson S. How various 'cultures of fitness' shape subjective experiences of growing older // Ageing & Society. - 2005. - № 25 (2). - С. 229-244. - DOI: 10.101l/ S0144686X040029l1.

18. Staudinger, U.M., Fleeson, W., Baltes, P.B. Predictors of subjective physical health and global well-being: Similarities and differences between the United States and Germany // Journal of Personality and Social Psychology.

- 200l. - № l6 (2). - С. 305-319. - DOI: 10.103l/0022-3514.l6/2/305

ological foundations for the study of physical culture as a social resource in the development of social subjectivity]. Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, 2018, on 13 (1), pp. 62-72 (in Russ.). - DOI 10.14526/01_2018_284.

4. Danilov, S.A., Mukhametzyanova, F.G. [Formation of subjective readiness of university students for innovative professional activity in the field of physical culture and sports]. Kazan Pedagogical Journal, 2016, on 6 (119), pp. 88-93 (in Russ.).

5. Lakhtin, A.Yu. [The problem of the subject in pedagogy and in the pedagogy of physical culture and sports]. Bulletin of Tomsk State University, 2015, on 393, pp. 204-

208 (in Russ.). - DOI 10.17223/15617793/393/32.

6. Lubysheva, L.I. [Development of personality subjectivity in the context of physical culture values]. Theory and practice of physical culture, 2023, on 8, pp. 101-107 (in Russ.).

7. Naumenko, Yu.V. Socio-cultural approach to the justification of sports activities [Olympic sports and personnel training: systemic, cultural, gender approaches: Collective monograph]. Volgograd, Print. - 2018. - pp. 101-116.

8. Naumenko, Yu.V. Concept of physical culture and health activities of a general education organization, focused on the integrated formation of socio-cultural phenomena "health" and "healthy lifestyle" [Innovative processes of marketing activities in the field of physical culture and health services: theory and practice: Collective monograph]. - Saratov, Amirite. - 2023. - pp. 268-344.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Naumenko, Yu.V. Theoretical and methodological substantiation of physical education pedagogy (socio-cultural approach) [Scientific research - 2017: methodological part: Collective monograph]. - Moscow, Rusalliance-Owl. - 2017. - pp. 80-108.

10. Rodin, Yu.I., Lushnikova, E.N., Mishina, A.V. [The problem of subjectivity in the health care of preschool children]. Science and School, 2023, on 2, pp. 163-176 (in Russ.). -DOI 10.31862/1819-463X-2023-2-163-176.

11. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. [Fundamentals of psychological anthropology. Psychology of human development: The development of subjective reality in ontogenesis]. Moscow, School Press. - 2000. - 416 p.

12. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. [Anthropological perspectives of the scientific school of V.V. Davydov]. Psychological science and education, 2010, on 15 (4), pp. 30-41 (in Russ.).

13. Yusupov, I.R. [Essential characteristics and the formation of the subjective position of a future specialist in physical culture and wellness activities]. Pedagogical Journal, 2016, on 3, pp. 90-97 (in Russ.).

14. Gustavo González-Calvo, David Hortigüela-Alcalá, Juan-Miguel Fernández-Balboa. [Foci and factors that contribute to physical educators' construction of their professional body subjectivities: a qualitative study]. Sport, Education and Society, 2020, on 25:3, pp. 292-304. - DOI: 10.1080/13573322.2019.1578206

15. Malcolm Thorburn. [Can physical education be meaningful: the role of embodied subjectivity in enhancing self and social learning?]. Curriculum Studies in Health and Physical Education, 2021, on 2:1, pp. 53-66. - DOI: 10.1080/25742981.2020.1844028

16. Maquera Yanet Amanda, Bermejo-Paredes Saúl. [Subjetividades y actuación pedagógica del personal docente de educación física en contextos de diversidad cultural en la región de Puno-Perú]. Educare [online], 2021, Vol. 25, n.2, pp. 155-173. - ISSN 1409-4258 - http://dx.doi. org/10.15359/ree.25-2.9

17. Paulson S. [How various 'cultures of fitness' shape subjective experiences of growing older]. Ageing & Society, 2005, on 25 (2), pp. 229-244. - DOI: 10.1017/ S0144686X04002971.

18. Staudinger, U.M., Fleeson, W., Baltes, P.B. [Predictors of subjective physical health and global well-being: Similarities and differences between the United States and Germany]. Journal of Personality and Social Psychology, 2007, on 76 (2), pp. 305-319. - DOI: 10.1037/00223514.76/2/305

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Науменко Юрий Владимирович (Naumenko Yuri VLadimirovich) - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, психологии и коммуникативных дисциплин; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры»; 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д.78.; e-maiL: [email protected], ORCID: 0000-00023514-0981

Поступила в редакцию 24 октября 2023 г. Принята к публикации 22 ноября 2023 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Науменко, Ю.В. Теоретико-методологический анализ феномена «субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности» / Ю.В. Науменко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № S -С. 130-137. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11^-130-137

FOR CITATION

INaumenko Y.V. Theoretical and methodological analysis of the phenomenon «subjectivity of personality in physical education and recreational activities». Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no. S. - pp. 130-137. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-130-137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.