УДК 796.011.2 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-2-139-145
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД
Ю.В. Науменко
Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия
Аннотация
Статья посвящена анализу существующих проблем в диссертационных исследованиях по физической культуре и спортивной подготовке, обусловленных преобладанием естественнонаучного подхода как методологического основания.
Цель исследования - систематизировать и конкретизировать теоретико-методологическое знание педагогики о содержании гуманитарного и естественнонаучного подходов к педагогическим исследованиям и выделить направления исследований в области физической культуры и спорта, которые должны базироваться на гуманитарном подходе.
Методы исследования - системный и целостный подходы к анализу социально-культурных явлений. Результаты исследования: а) авторский сравнительный интегрированный анализ гуманитарного и естественнонаучного подходов в педагогических исследованиях; б) в соответствии с утвержденными паспортами научных специальностей 5.8.4 «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка», 5.8.5 «Теория и методика спорта» и 5.8.6 «Оздоровительная и адаптивная физическая культура» выделяются направления исследований, которые должны базироваться на гуманитарном подходе; в) очерчиваются возможные трудности и предлагаются решения проблемы формирования гуманитарной парадигмы научных исследований по физической культуре и спортивной подготовке.
Результаты исследования могут быть полезны молодым и уже опытным исследователям, а также предназначены в первую очередь научным руководителям диссертационных исследований в области физической культуры и спортивной подготовки. Представленные материалы могут послужить основанием для системной работы по повышению теоретико-методологической исследовательской педагогической компетенции обучающихся и преподавателей через специализированные методологические семинары. Ключевые слова: гуманитарный и естественнонаучный подходы к исследованиям в области физической культуры и спорта.
PEDAGOGICAL RESEARCH IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS: HUMANITARIAN APPROACH
Yu.V. Naumenko, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3514-0981
Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd, Russia
Abstract
The article is devoted to the analysis of existing problems in dissertation research on physical culture and sports training, due to the predominance of the natural science approach as a methodological basis. The purpose of the research is to systematize and concretize the theoretical and methodological knowledge of pedagogy about the content of humanitarian and natural science approaches to pedagogical research as well as to identify research areas in the field of physical culture and sports, which should be based on a humanitarian approach. Research methods: systematic and holistic approaches to the analysis of socio-cultural phenomena. The research results: a) the author's comparative integrated analysis of the humanitarian and natural science approaches in pedagogical research; b) in accordance with the approved passports of scientific specialties 5.8.4 "Physical culture and professional physical training", 5.8.5 "Theory and methodology of sports" and 5.8.6 "Health and adaptive physical culture", research areas that should be based on a humanitarian approach are highlighted; c) possible difficulties are outlined and solutions to the problem of forming a humanitarian paradigm of scientific research on physical culture and sports training are proposed.
The results of the study can be useful to young and already experienced researchers, and they are also intended primarily for scientific supervisors of dissertation research in the field of physical culture and sports training. The presented materials can serve as a basis for systematic work to improve the theoretical and methodological research pedagogical competence of students and teachers through specialized methodological seminars. Keywords: humanitarian and natural science approaches to research in the field of physical culture and sports.
ВВЕДЕНИЕ
Вице-президент РАО и председатель Экспертного совета ВАК России по педагогике и психологии известный отечественный психолог Д.И. Фельдштейн [10] в 2011 году провел глубокий и всесторонний анализ диссертационных исследований по педагогике и психологии и пришел к неутешительному выводу о существенном снижении их качества. Основные причины, по его мнению, которые привели к такой негативной картине [10]:
- Отказ от старых идеологических и методологических установок (не всегда обоснованный) потребовал от исследователей готовности к выработке, теоретическому осмыслению и поиску новых методологических оснований для проведения своих исследований. Неготовность и/или нежелание диссертантов глубоко и подробно разрабатывать методологические основания своих исследований привели к явному снижению научной ценности полученных результатов и, как следствие, их социально-культурной значимости. В частности, отмечает Д.И. Фельдштейн, вместо вычленения из социальной и образовательной практики реальных проблем развития и самореализации современного человека и их полного и всестороннего анализа большинство работ замкнулось на решении узкопрофессиональных задач отдельных специалистов.
- Внедрение и развитие информационных технологий привели к бурному росту разнонаправленной и разнохарактерной информации, ранее недоступной исследователям, и одновременно потребовали от них готовности к определению объективно значимых связей между различными фактами и событиями, к установлению их научной и социальной ценности. Неумение устанавливать значимые существенные связи между разноуровневыми и разноплановыми явлениями педагогической действительности, подвергать их тщательному анализу с целью уточнения сущности и формулирования нового знания, нахождения его места в существующей системе теоретического психолого-педагогического знания привело к падению теоретической значимости проведенных исследований. В результате вместо обогащения существующих теорий новыми понятиями, принципами, объективированными зависимостями пришло массовое изготовление «кухонных рецептов» по организации работы специалиста в конкретной ситуации профессиональной деятельности.
- Широкое использование в психолого-педагогических исследованиях методов естественнонаучных исследований и методов математической статистики существенно помогли объективировать результаты проведенных исследований. Однако, как отмечает Д.И. Фельдштейн, происходит постепенное вытеснение традиционных психолого-педагогических методов исследований и, как результат, исследования по педагогике и психологии, которые, по сути, являются гуманитарными исследованиями, приближаются, по существу, к исследованиям в области медицины, физиологии, математической статистики и т.п. Человек как целостность в проявлении своих разнообразных характеристик вытесняется человеком как носителем определенных отдельных параметров, характеризующих его жизнедеятельность и вырванных из субъектной реальности.
По поводу последнего положения интересно мнение специалистов в области математической статистки. В частности, Т.В. Христидис
[11], Н.Х. Розов и А.В. Боровских в совместном с В.Д. Шадриковым исследовании проблем повышения качества научных педагогических работ
[12] отмечают, что использование статистической корреляции в психолого-педагогических исследованиях позволяет говорить лишь о возможности существования причинно-следственной связи, но никаким образом не объясняет причину ее возникновения и возможные эффекты от усиления или ослабления. Более того, как подчеркивают уважаемые авторы [11, 12], увеличение количества данных может привести к «выявлению» так называемых «неявных статистических зависимостей», которые в реальной действительности могут и не существовать (не проявляться).
Анализ современных исследований по педагогическим наукам (с 2000 года), проведенный И.Д. Лельчицким, Н.С. Пурышевой А.П. Тряпи-цыной [3], Л.О. Мардахаевым [4] и Н.С. Пурышевой [6], показывает, что ситуация принципиально не изменилась, а даже деградировала. Как отмечают авторы [3, 4, 6], большое количество диссертационных исследований по педагогике фактически представляют собой отчеты о проведении экспериментальной проверки авторских методических рекомендаций, имеющих явно выраженный узконаправленный характер. В результате сомнительный характер актуальности проведенного исследования очень часто стал сочетаться с отсутствием научной и теоретической значимости.
Об отсутствии прорывных исследований по педагогике неоднократно в своих выступлениях говорит президент Российской академии образования (РАО) О.Ю. Васильева. Более того, в рамках РАО создан Центр развития высшего и среднего профессионального образования, одна из задач которого — оценка качества диссертационных исследований по педагогике и психологии и разработка рекомендаций по повышению их актуальности и научной значимости. К сожалению, такое плачевное состояние наблюдается и в исследованиях в области физической культуры и спортивной подготовки. Многолетние аналитические обзоры проведенных исследований по существовавшей ранее специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки», осуществленные В.Н. Барановым [1], А.А. Гореловым [2], В.Н. Попковым [5], Л.В. Сафоновым [7, 8] и Б.Н. Шустиным [1, 2, 7, 8, 10, 11], вскрывают следующую тенденцию — при увеличении общего числа диссертационных исследований произошло существенное снижение количества докторских исследований и наметился явный дисбаланс в направлениях исследований на соискание степени кандидата наук. В частности, при существенном расширении объема диссертационных исследований физкультурно-оздоровительной направленности практически исчезли исследования, посвященные физическому воспитанию обучающихся в различных образовательных организациях (особенно в учреждениях общего образования).
Большинство исследований нацелено не на выстраивание целостной системы физического воспитания и спортивной подготовки, а на формирование отдельных физических качеств и систем, которое осуществляется в рамках замкнутой методики. В результате проблематично конкретизировать научный и теоретический вклад таких исследований и диссертантам приходится прибегать к использованию общепринятых околонаучных формулировок. Цель исследования — систематизировать и конкретизировать теоретико-методологическое знание педагогики о содержании гуманитарного и естественнонаучного подходов к педагогическим исследованиям и выделить направления исследований в области физической культуры и спорта, которые должны базироваться на гуманитарном подходе.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе использовались системный и целостный подходы к анализу социально-культурных явлений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Руководитель научной школы личностно развивающего образования Института стратегии развития образования РАО профессор В.В. Сериков [9] считает, что методологические проблемы современных диссертационных исследований по педагогике обусловлены возобладанием естественнонаучного подхода в ущерб гуманитарному. Анализ материалов, размещенных на странице Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО (http://test.raop.ru/ otdeleшe-filosofii-obrazovaшya-i-teoreticheskoj-pedagogiki/), позволил нам провести сравнительный анализ базовых характеристик естественнонаучного и гуманитарного подходов к педагогическим исследованиям (таблица). Очевидно, что прорывные исследования по педагогике, в понимании О.Ю. Васильевой, возможны только при использовании гуманитарного подхода. Однако специфика исследований в области физической культуры и спортивной подготовки не предполагает полного отказа от естественнонаучного подхода и, очевидно, речь должна идти о поиске компромисса и об их возможном сочетании. Мы убеждены, что существуют, по крайней мере, три группы направлений исследований в области физического культуры и спорта, отличающихся по своим методологическим основаниям: а) исследования, выполненные на базе гуманитарного подхода; б) исследования на базе естественнонаучного подхода; в) исследования на основе сочетания обоих подходов. Последняя группа представляется нам наиболее сложной и проблемной в плане методологического обоснования, но и самой перспективной с точки зрения развития теории и методики физической культуры и спортивной подготовки. Основываясь на паспортах научных специальностей 5.8.4 «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка», 5.8.5 «Теория и методика спорта» и 5.8.6 «Оздоровительная и адаптивная физическая культура», мы выделили направления исследований, которые, по нашему мнению, должны базироваться на гуманитарном подходе:
Таблица - Сравнительный анализ базовых характеристик естественнонаучного и гуманитарного подходов к педагогическим исследованиям
Table - Comparative analysis of the basic characteristics of natural science and humanitarian approaches to pedagogical research
№ Характеристики Characteristics Естественнонаучный подход Natural science approach Гуманитарный подход Humanitarian approach
1. Объект исследования Характеристики человека (врожденные и приобретенные), которые можно объективировать с помощью валидных диагностических методик. Человек как целостность разнообразных характеристик, необходимых для нормального существования и самореализации в существующих социально-культурных условиях.
2. Предмет исследования Внешние условия (как правило, целенаправленные воздействия), способствующие изменению конкретных характеристик (или их ограниченной совокупности) для повышения эффективности функционирования человека в целом и/или в определенной деятельности (улучшение и коррекция существующих, формирование новых, подавление или минимизация проявления нежелательных). Условия взаимодействия конкретного человека и/или группы с социумом (его представителем) с целью расширения возможностей для самореализации в существующих социально-культурных условиях (воспитание и обучение для самореализации).
3. Особенности исследования Выделение некоторых эталонов функционирования конкретных характеристик и/или их ограниченной совокупности, по которым будет оцениваться эффективность предлагаемых внешних воздействий по изменению конкретных характеристик (или их ограниченной совокупности) для повышения эффективности функционирования человека в целом и/или в определенной деятельности. Выделение уровней развития исследуемых качеств человека, определяющих эффективность его самореализации, а также логики их смены для разработки системного механизма взаимодействия человека и социума (его представителя) на разных уровнях развития.
4. Результат исследования МЕТОДИКА как набор объективных и достоверно эффективных методов воздействия на человека в краткосрочной и среднесрочной перспективе (в том числе нормативные ограничения по их применению) с целью изменения его конкретных характеристик и/ или их ограниченной совокупности для повышения эффективности его функционирования в целом и/или в определенной деятельности. ТЕХНОЛОГИЯ как системное описание интегрированного применения различных форм, средств и методов взаимодействия, последовательно меняющихся в соответствии с логикой развития уровней исследуемых качеств человека.
5. Характерный признак Использование разнообразных валидных количественных методик, помогающих отслеживать все изменения различных характеристик человека (иногда избыточный набор). Стремление соблюсти паритет между качественными и количественными методами исследования при педагогически целесообразном подходе к их выбору (минимально достаточный набор).
6. Научная значимость Доказывается возможность эффективных конкретных внешних воздействий на отдельные характеристики человека и/или их ограниченную совокупность в краткосрочной и/или среднесрочной перспективе, повышающих эффективность его функционирования в целом и/или в конкретном виде деятельности. Предлагается технология длительного целенаправленного взаимодействия с человеком как субъектом своего развития.
7. Теоретическая значимость Описание приемов конкретных методов, способов и форм внешнего воздействия на человека с целью повышения эффективности функционирования человека в целом и/или в определенной деятельности (улучшение и коррекция существующих характеристик, формирование новых, подавление или минимизация проявления нежелательных), включая нормативные ограничения применения. Сформулированы закономерности развития человека как субъекта взаимодействия с социумом в логике последовательного поуровнего изменения целостности его характеристик для повышения эффективности самореализации в конкретных социально-культурных условиях.
8. Практическая значимость Разработана методика, гарантирующая стабильный результат и, как правило, не требующая существенной профессиональной переподготовки педагогов, желающих ее использовать в практической деятельности. Раскрытие новых направлений совершенствования взаимодействия человека и социума (педагога как его представителя) и перспектив профессионального развития педагога как субъекта профессиональной деятельности.
1. Научная специальность «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка»:
- вопросы методологии становления, работы и модернизации системы физической культуры;
- ретроспективные исследования становления теории и практики обучения и воспитания в области физической культуры;
- проблемы совершенствования системы физической культуры как социокультурной деятельности;
- проблемы содержания, направленности, организации и методов физического воспитания подрастающего поколения в различных возрастных группах и использование занятий физической культурой для профилактики асоциального поведения;
- физическое воспитание как средство социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, содержащихся в учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа.
2. Научная специальность «Теория и методика спорта»:
- проблемы спорта в современном обществе как социально-культурного явления;
- ретроспективные исследования становления теории и практики спортивной подготовки;
- историко-логические исследования эволюции международного олимпийского движения;
- духовно-нравственное воспитание спортсменов в современных социально-культурных реалиях;
- проблемы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям и к самостоятельной жизни после спорта.
3. Научная специальность «Оздоровительная и адаптивная физическая культура»:
- ретроспективные исследования становления теории и практики физкультурно-оздоровительной деятельности и адаптивной физической культуры;
- теоретико-методологическое обоснование профессиональной подготовки специалистов в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности и адаптивной физической культуры;
- перспективное стратегическое планирование развития физкультурно-оздоровительной деятельности и адаптивной физической культуры в меняющихся социокультурных условиях;
- теоретико-методологическое обоснование содержания, направленности, методик и технологий в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности;
- проблемы использования средств физкультурно-оздоровительной деятельности и адап-
тивной физической культуры для коррекции и повышения качества психического и социального здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- теоретико-методологическое обоснование содержания, направленности, методик и технологий образования в области физической культуры в условиях коррекционного и инклюзивного образования.
Учитывая, что первоначальные навыки научного исследования формируются на стадии бакалавриата и магистратуры, мы видим необходимость кардинальных изменений в научно-исследовательской деятельности обучающихся и в подготовке выпускных квалификационных работ. Необходимо расширение количества студенческих исследований, выполненных на базе гуманитарного подхода. Основную сложность в решении обозначенной проблемы мы видим в недостаточном количестве научных кадров, готовых руководить исследованиями в области физической культуры и спортивной подготовки на основе гуманитарного подхода. Как один из возможных вариантов — обязательное привлечение в качестве консультантов и экспертов (как минимум) специалистов по общей (теоретической) педагогике.
Кроме подготовки обучающихся, необходимо также уделить пристальное внимание теоретико-методологической подготовке самих преподавателей через организацию научно-методологических семинаров и обсуждение результатов исследований обучающихся и преподавателей с точки зрения гуманитарного подхода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для появления прорывных исследований в области физической культуры и спорта необходимо скорректировать научный менталитет обучающихся и преподавателей через продвижение идеи о возможности и необходимости использования гуманитарного подхода. В качестве основного и эффективного средства решения обозначенной проблемы в системе мы видим реализуемый методологический семинар с приглашением ведущих специалистов в области общей (теоретической) педагогики с целью повышения теоретико-методологической исследовательской педагогической компетенции участников семинара.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, В. Н. Анализ диссертаций в области спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 1. - С. 4-9. - EDN SSKBOO.
2. Горелов, А. А. Об экспертизе диссертационных работ по специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» в 2018 году / А. А. Горелов, Б. Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 7. - С. 9698. - EDN GLZNGV.
3. Лельчицкий, И. Д. Актуальные проблемы методологии современных диссертационных исследований по педагогическим наукам / И. Д. Лельчицкий, Н. С. Пуры-шева, А. П. Тряпицына // Педагогика. - 2020. - № 10.
- С. 3-13. - EDN YSLIRO.
4. Мардахаев, Л. О. Методологии диссертационного исследования / Л. О. Мардахаев // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2019. - № 6. - С. 28-32. - EDN IBHZZD.
5. Попков, В. Н. Недостатки в планировании и оформлении педагогических диссертаций по физической культуре и спорту / В. Н. Попков // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2020.
- № 3. - С. 121-128. - EDN ZHDMVV.
6. Пурышева, Н. С. Практическая значимость результатов диссертационных исследований по педагогическим наукам / Н. С. Пурышева, И. Д. Лельчицкий, А. П. Тряпицына // Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 3-14.
7. Сафонов, Л. В. Современные диссертационные исследования по психологическим наукам в сфере физической культуры и спорта / Л. В. Сафонов, Б. Н. Шустин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта.
- 2021. - № 1(191). - С. 310-314. - DOI 10.34835/ issn.2308-1961.2021.1.p310-314. - EDN LAKMLT.
8. Сафонов, Л. В. Динамика количества диссертаций по проблемам физической культуры и спорта в нашей
REFERENCES:
1. Baranov V.N., Shustin B.N. [Analysis of dissertations in the field of elite sport and sports reserve training]. Bulletin of Sports Science, 2019, no. 1, pp. 4-9 (in Russ.).
2. Gorelov A.A., Shustin B.N. [On the examination of dissertations on specialty 13.00.04 "Theory and methodology of physical education, sports training, health and adaptive physical culture" in 2018]. Theory and practice of physical culture, 2019, no. 7, pp. 96-98 (in Russ.).
3. Lelchitsky I.D., Purysheva N.S., Tryapitsyna A.P. [Current problems of methodology of modern dissertation research in pedagogical sciences]. Pedagogy, 2020, no. 10, pp. 3-13 (in Russ.).
4. Mardakhaev L.O. [Methodology of dissertation research]. Alma Mater (Bulletin of the Higher school),
2019, no. 6, pp. 28-32 (in Russ.).
5. Popkov V.N. [Shortcomings in the planning and design of pedagogical dissertations on physical culture and sports]. Bulletin of Nizhnevartovsk State University,
2020, no. 3, pp. 121-128 (in Russ.).
6. Purysheva N.S., Lelchitsky I.D., Tryapitsyna A.P. [Practical significance of the results of dissertation research in pedagogical sciences]. Pedagogy, 2018, no. 3, pp. 3-14 (in Russ.).
стране / Л. В. Сафонов, Б. Н. Шустин // Направления и перспективы развития массовой физической культуры, спорта высших достижений и адаптивной физической культуры : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 20-21 октября 2022 года. - Санкт-Петербург : Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», 2022. - С. 68-71. - EDN UZKEOB.
9. Сериков, В. В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества / В. В. Сериков // Образование и наука. - 2021. - № 7(126). - С. 4-23. - DOI 10.17853/1994-5639-2015-7-4-23. - EDN UGVBFL.
10. Фельдштейн, Д.И. О состоянии психолого-педагогических диссертационных исследований / Д.И. Фельдштейн // Профессиональное образование. Столица.
- 2011. - № 6. - С. 13-18. - EDN NUSGED.
11. Христидис, Т. В. Использование статистических методов в диссертационных исследованиях по педагогическим наукам / Т. В. Христидис, М. С. Новашина // Мир образования - образование в мире. - 2020. - № 3(79). - С. 10-19. - EDN CTXGVZ.
12. Шадриков, В. Д. О направлениях повышения качества диссертаций по педагогике / В. Д. Шадриков, Н. Х. Розов, А. В. Боровских // Высшее образование в России.
- 2019. - № 3. - С. 53-60. - EDN VOALCT.
13. Шустин, Б. Н. Диссертационные исследования в сфере физической культуры и спорта в различных отраслях науки / Б. Н. Шустин, Л. В. Сафонов, А. И. Гребенников // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 8. - С. 101-103. - EDN OHBOTP.
14. Шустин, Б. Н. Анализ диссертаций по специальности 13.00.04 и перспективы развития научных исследований в сфере физической культуры и спорта / Б. Н. Шустин, А. А. Горелов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 2. - С. 99-100. - EDN OBMXSA.
7. Safonov L.V., Shustin B.N. [Modern dissertation research on psychological sciences in the field of physical culture and sports]. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2021, no. 1(191), pp. 310-314 (in Russ.). -DOI 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p310-314.
8. Safonov L.V., Shustin B.N. [Dynamics of the number of dissertations on the problems of physical culture and sports in our country]. All-Russian scientific and practical conference with international participation "Directions and prospects for the development of mass physical culture, elite sport and adaptive physical culture" (St. Petersburg, October 20-21, 2022), 2022, pp. 68-71 (in Russ.).
9. Serikov V.V. [Pedagogical research: in search of ways to improve quality]. Education and Science, 2021, no. 7(126), pp. 4-23 (in Russ.). - DOI 10.17853/1994-56392015-7-4-23.
10. Feldstein D.I. [On the state of psychological and pedagogical dissertation research]. Vocational Education, 2011, no. 6, pp. 13-18 (in Russ.).
11. Hristidis T.V., Novashina M.S. [The use of statistical methods in dissertation research in pedagogical sciences]. The World of Education - Education in the World, 2020, no. 3(79), pp. 10-19 (in Russ.).
12. Shadrikov V.D., Rozov N.Kh., Borovskikh A.V. [On the directions of improving the quality of dissertations in pedagogy]. Higher education in Russia, 2019, no. 3, pp. 53-60 (in Russ.).
13. Shustin B.N., Safonov L.V., Grebennikov A.I. [Dissertation research in the field of physical culture and sports in various branches of science]. Theory and
practice of physical culture, 2020, no. 8, pp. 101-103 (in Russ.).
14. Shustin B.N., Gorelov A.A. [Analysis of dissertations on specialty 13.00.04 Prospects for the development of scientific research in the field of physical culture and sports]. Theory and Practice of Physical Culture, 2020, No. 2, pp. 99-100 (in Russ.).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Науменко Юрий Владимирович (Naumenko Yuri Vladimirovich) - доктор педагогических наук, доцент; Волгоградская государственная академия физической культуры; 400075, г. Волгоград, ул. Колпинская, д. 5 кв. 8; e-mail: naymenko. [email protected], ORCID: 0000-0002-3514-0981.
Поступила в редакцию 2 марта 2023 г. Принята к публикации 17 апреля 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Науменко, Ю.В. Педагогические исследования в области физической культуры и спорта: гуманитарный подход / Ю.В. Науменко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 2. - С. 139-145. DOI: 10.36028/23088826-2023-11-2-139-145
FOR CITATION
Naumenko Y.V. Pedagogical research in the field of physical culture and sports: humanitarian approach. Science and sport: current trends, 2023, vol. 11, no. 2. - pp. 139-145. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-2-139-145