3. Насырова Г.Х. Двигательные способности студентов КНИТУ с нарушением зрения / Г.Х. Насырова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы IX Международной науч.-пр. конф. (Чебоксары, 14 ноября 2019г.). - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. -С. 48-52.
REFERENCES
1. Avetisov, E.S., Livado E.S. and Kurpan, Yu.I. (1983), Physical education classes for myopia, Physical education and sports, Moscow.
2. Kudryashova, N.I. (1994), Vision: preservation, normalization, restoration, NT - Tsentr, Moscow.
3. Nasyrova G.KH. (2019), "Motor abilities of KNITU students with visual impairment", Actual problems of physical culture and sports, Proceedings of the IX International Scientific Conference, (November, 14, 2019), Cheboksary, pp. 48-52.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.11.2022
УДК 37.013.46
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНО-
ЛИЧНОСТНУЮ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Юрий Владимирович Науменко, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградской государственной академии физической культуры, Волгоград
Аннотация
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование социально-личностной жизнеспособности детей и подростков. Полученные данные позволяют утверждать, что физкультурно-оздоровительная деятельность, реализуемая в системе, оказывает положительное психокоррекционное воздействие на отдельные компоненты социально-личностной жизнеспособности детей и подростков (проявление агрессивности, эмоциональное благополучие и самооценку). Следовательно, открываются новые возможности в выборе форм и средств физкультурно-оздоровительной деятельности с точки зрения их воздействия на социально-личностную жизнеспособность занимающихся, т.е. существенное расширение ее воспитательных и развивающих возможностей по отношению к развитию личности. Также раскрывается новый потенциал для профессионального сотрудничества спортивного педагога (тренера-инструктора по ОФП, учителя ФК) и специалиста психолого-педагогической службы (социального педагога, педагога-психолога). Презентуемая информация может послужить источником новых направлений теоретических и практических исследований использования физкультурно-оздоровительной деятельности для профилактики асоциального поведения детей и подростков и/или физического воспитания несовершеннолетних, содержащихся в учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа в соответствии с требованиями паспорта научной специальности 5.8.4 «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка».
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, социально-личностная жизнеспособность детей и подростков, агрессивность, эмоциональное благополучие и самооценка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p387-391
PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS ACTIVITIES AS A MEANS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL IMPACT ON THE SOCIAL AND PERSONAL VIABILITY OF CHILDREN AND ADOLESCENTS
Yuri Vladimirovich Naumenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volgograd State
Academy of Physical Culture
Abstract
The article discusses the results of the empirical study of the influence of physical culture and recreational activities on the formation of social and personal viability of children and adolescents. The data obtained allow us to assert that the physical culture and wellness activities implemented in the system have a positive psychocorrective effect on individual components of the socio-personal viability of children and adolescents (aggression, emotional well-being and self-esteem). Consequently, the new opportunities are opening up in the choice of forms and means of physical culture and recreation activities in terms of their impact on the socio-personal viability of those involved, i.e. a significant expansion of its educational and developmental capabilities in relation to personal development. It also reveals the new potential for professional cooperation between the teacher of general physical training (teacher of physical culture) and specialist of the psychological and pedagogical service (social pedagogue, teacher-psychologist). The presented information can serve as a source of new directions of theoretical and practical research on the use of physical culture and recreation activities for the prevention of antisocial behavior of children and adolescents and/or physical education of minors held in educational institutions of open and closed type in accordance with the requirements of the passport of the scientific specialty 5.8.4 "Physical culture and professional physical training".
Keywords: physical and recreational activities, social and personal vitality of children and adolescents, aggressiveness, emotional well-being and self-esteem.
Современные подходы к социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков предполагают изменение их социально-личностной жизнеспособности на основе проигрывания жизненных ситуаций, имеющих большое личностное значение и служащих мощным толчком для переосмысления ценностно-смысловых жизненных установок и, соответственно, собственного поведения [6].
Практическая реализация данного подхода наталкивается на ряд технологических проблем, из которых выделим наиболее важные, по нашему мнению:
- не каждая жизненная ситуация, имеющая существенное личностное значение для конкретного подростка, может быть предметом группового обсуждения;
- трудно подобрать набор жизненных ситуаций для группового обсуждения с детьми и подростками, которые были бы одинаково личностно значимыми для всей группы или большинства;
- проигрывание определенной жизненной ситуации не дает полной сто процентной гарантии, что в реальной жизни подросток продемонстрирует желаемое поведение;
- невозможность полноценного посттреннингового контроля снижает его эффективность профилактических действий.
В процессе разработки теоретико-методологических основ содержания и организации физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях [3, 4] родилась идея использовать ситуации взаимодействия детей и подростков в физкультурно-оздоровительной деятельности как основу для обсуждения личностных особенностей и как специфический способ контроля постпрофилактических мероприятий.
Цель эмпирического исследования - определить эффективность использования ситуаций взаимодействия детей и подростков в физкультурно-оздоровительной деятельности для коррекции их социально-личностной жизнеспособности.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во время прохождения летней учебной практики в пришкольном оздоровительном лагере (2021 г.) группа студентов, будущих психологов (Гущина Е.А., Нефедова А.А., Ус-кова А.А.), раннее занимающихся спортом, под руководством преподавателей кафедры педагогики, психологии и коммуникативных дисциплин Волгоградской государственной академии физической культуры (Барыкина М.А., Овечкина И.И.) отбирали ситуации взаимодействия учащихся в физкультурно-оздоровительной деятельности, обсуждали их с учащимися на тренинге и повторно фиксировали на следующих физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
База исследования и респонденты - в качестве базы исследования были выбраны летние пришкольные лагеря в двух школах города Волгограда - школа № 40 и школа № 89.
Партнёрами выступали учителя физической культуры и педагоги-психологи общеобразовательных учреждений.
В школе № 40 были отобраны четыре группы младших школьников с проблемами в эмоциональном благополучии и с самооценкой (две экспериментальных и две контрольных). В каждой паре анализировалось только одно качество - эмоциональное благополучие или самооценка.
В школе № 89 были отобраны две группы подростков (контрольная и экспериментальная) для оценки проявления агрессивности.
Все учащиеся, участвующие в эксперименте, были из социально неблагополучных семей. В эксперименте участвовали как мальчики, так и девочки. Общее количество учащихся, участвовавших в эмпирическом исследовании - 41 человек, в том числе: 26 младших школьников и 15 подростков.
Для оценки результатов экспериментальной работы использовались стандартизированные психологические методики:
- эмоциональное благополучие младших школьников оценивалось с помощью теста САН (Самочувствие, Активность, Настроение), разработанного сотрудниками Московского медицинского института им. И.М. Сеченова (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева и
др.);
- самооценка младших школьников оценивалась с использованием методики Дембо-Рубинштейн в модификации М.А. Прихожан;
- проявления агрессии у подростков оценивались с помощью методики «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), которая позволяет оценить агрессивное поведение подростков по нескольким параметрам (склонность к прямой вербальной агрессии; склонность к косвенной вербальной агрессии; склонность к косвенной физической агрессии; склонность к прямой физической агрессии; уровень несдержанности).
Средства физкультурно-оздоровительной деятельности, которые целенаправленно и в системе в течение трех недель применял учитель физкультуры: физкультурно-оздоровительные эстафеты смешанных команд по принципу «Веселых стартов»; мини-футбол со смешанными командами; командные спортивные игры (пионербол, «Снайпер» и др.) со смешанными командами.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Сравнительный анализ результатов исследования эмоционального благополучия младших школьников из неблагополучных семей [1] убедительно доказывает, что:
- в начале экспериментальной работы эмоциональное благополучие младших школьников в обеих группах было качественно одинаковое и может быть оценено как среднее ближе к низкому;
- по результатам экспериментальной работы произошли существенные положительные изменения в экспериментальной группе - полностью исчезли низкие показатели по всем трем шкалам (самочувствие, активность, настроение) и по двум шкалам (активность, настроение) появились высокие результаты (особенно по шкале настроение);
- по результатам экспериментальной работы в контрольной группе по шкалам самочувствие и активность показатели остались те же, а по шкале настроение даже ухудшились.
Таким образом, эмоциональное благополучие младших школьников из проблемных семей существенно изменилось в положительную сторону по итогам пребывания в пришкольном летнем физкультурно-оздоровительном лагере. Эмоционально благополучие детей, которые не посещали лагерь и остались под абсолютным неблагоприятным
влиянием микроклимата в семье, осталось примерно таким же и даже появились негативные тенденции в настроении. Этот факт авторы исследования объясняют неоправданными ожиданиями детей от летних каникул [1].
Сравнительный анализ результатов исследования самооценки младших школьников из неблагополучных семей [5] убедительно доказывает, что:
- на начало экспериментальной работы в обеих группах у всех младших школьников из социально неблагополучных семей фиксировалось неадекватная самооценка. При чем, в обеих группах преобладала заниженная самооценка;
- после эксперимента в экспериментальной группе произошли существенные позитивные изменения в самооценке младших школьников из социально неблагополучных семей - у большинства детей была зафиксирована адекватная самооценка и только у двоих осталась заниженная самооценка с минимальными улучшениями;
- в контрольной группе ситуация принципиально не изменилась, хотя были зафиксированы несущественные количественные изменения показателей самооценки.
Таким образом, самооценка младших школьников из проблемных семей существенно изменилось в положительную сторону по итогам пребывания в пришкольном летнем физкультурно-оздоровительном лагере. Самооценка детей, которые не посещали лагерь и остались под влиянием неблагоприятного микроклимата в семье, осталось примерно такой же. Последнее мы объясняем отсутствием возможностей для позитивной самореализации во взаимодействии со сверстниками в привлекательной и личностно значимой деятельности.
Следовательно, совместные занятия физкультурно-оздоровительной деятельностью способствуют пересмотру самооценки в сторону ее объективности и жизненного употребления для самосовершенствования.
Сравнительный анализ результатов исследования проявления агрессии у подростков из социально неблагополучных семей [2] показывает, что:
- на начало экспериментальной работы группы были сопоставимы по уровню проявлению агрессии по всем показателям;
- по результатам экспериментальной работы у подростков в экспериментальной группе улучшились количественные показатели по всем параметрам и по двум (прямая вербальная и прямая физическая агрессия) произошли позитивные качественные улучшения;
- в контрольной группе количественное улучшение произошло только по одному параметру (прямая вербальная агрессия), по проявлениям косвенной и прямой физической агрессии количественные показатели не изменились, а по косвенной вербальной агрессии даже ухудшились.
Таким образом, положительная динамика в проявлении различных форм агрессии и в уровне несдержанности отмечается только у подростков экспериментальной группы, что свидетельствует о положительном влиянии средств физкультурно-оздоровительной деятельности (командные игры и групповые упражнения) на профилактику агрессивности подростков.
ВЫВОД
Использование средств физкультурно-оздоровительной деятельности в ситуациях взаимодействия положительно сказывается на социально-личностной жизнеспособности детей и подростков (в частности, на эмоциональном благополучии, самооценке и проявлении агрессии).
Однако без психолого-педагогического сопровождения (обсуждения ситуаций в группе и проигрывание различных вариантов в тренингах) сами по себе средства физкультурно-оздоровительной деятельности будут малоэффективны в работе по профилактике асоциального поведения детей и подростков.
Направления дальнейших исследований:
- подбор средств физкультурно-оздоровительной деятельности для разных возрастных групп детей и подростков, которые бы оказывали комплексное интегративное воздействие на их социально-личностную жизнеспособность;
- разработка комплексной методики физкультурно-оздоровительной деятельности для детей с девиантным поведением, которые обучаются в учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, с целью максимального положительного воздействия на их социально-личностную жизнеспособность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барыкина М.А. Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на эмоциональное благополучие младших школьников из неблагополучных семей / М.А. Барыкина, А.А. Нефедова // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и пути решения : сборник материалов II-й Международной научно-практической конференции (19-20 октября 2022 года). -Волгоград : ВГАФК, 2022. - Часть 2. - С. 72-75.
2. Барыкина М.А. Использование средств физкультурно-оздоровительной деятельности для профилактики агрессивности подростков / М.А. Барыкина, А.А. Ускова // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и пути решения : сборник материалов II-й Международной научно-практической конференции (19-20 октября 2022 года). - Волгоград : ВГАФК, 2022. -Часть 2. - С. 75-79.
3. Науменко Ю.В. Социально-культурный подход к теоретико-методологическому обоснованию в области физической культуры // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2020. - № 1 (31). - С. 175-185.
4. Науменко Ю.В. Общепедагогическая сущность физкультурно-оздоровительной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 247-252.
5. Овечкина И.И. Использование средств физкультурно-оздоровительной деятельности для оптимизации самооценки младших школьников из неблагополучных семей / И.И. Овечкина, Е.А. Гущина // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и пути решения : сборник материалов II-й Международной научно-практической конференции (19-20 октября 2022 года). - Волгоград : ВГАФК, 2022. - Часть 2. - С. 178-182.
6. Паатова, М.Э. Формирование социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков в процессе социально-педагогической реабилитации: теоретико-методологические основы : монография. - Москва : Московский институт стали и сплавов, 2017. - 135 с.
REFERENCES
1. Barykina, M.A. and, Nefedova, A.A. (2022), "The impact of physical culture and wellness activities on the emotional well-being of younger schoolchildren from disadvantaged families", Collection of materials of the II-th International Scientific and Practical Conference "Physical culture and Sport in the XXI century: current problems and solutions" (Volgograd, VGAFK, October 19-20 2022), Part 2, pp. 72-75.
2. Barykina, M.A. and Uskova, A.A. (2022), "The use of means of physical culture and recreation activities for the prevention of aggression of adolescents", Collection of materials of the II-th International Scientific and Practical Conference "Physical culture and sport in the XXI century: current problems and solutions" (Volgograd, VGAFK, October 19-20, 2022), Part 2, pp. 75-79.
3. Naumenko, Yu.V. (2020), "Socio-cultural approach to theoretical and methodological substantiation in the field of physical culture", Physical education and sports training, No. 1 (31), pp. 175-185.
4. Naumenko, Yu.V. (2021), "The general pedagogical essence of physical culture and wellness activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 247-252.
5. Ovechkina, I.I., Gushchina, E.A. (2022), "The use of means of physical culture and recreation activities to optimize the self-esteem of younger schoolchildren from disadvantaged families ", Collection of materials of the II-th International Scientific and Practical Conference "Physical culture and sport in the XXI century: current problems and solutions" (Volgograd, VGAFK, 19-20 October 2022), Part 2, pp. 178-182.
6. Paatova, M.E. (2017), Formation of social and personal viability of deviant adolescents in the process of socio-pedagogical rehabilitation: theoretical and methodological foundations, Monograph, Moscow Institute of Steel and Alloys, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.11.2022