тельности, а начиная с 2020 года данный показатель снизился до 19,3 % (из них всего 48,7 % девушек).
ЛИТЕРАТУРА
1. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / И.С. Москаленко, О.В. Миронова, А.В. Токарева, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.
2. Северин Н.Н. Обоснование факторов, определяющих высокую эффективность процесса адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности по защите в чрезвычайных ситуациях/ Н.Н. Северин, А.В. Токарева // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. - 2014. - № 1. - С. 168-172.
3. Токарева, А.В. Педагогическая технология формирования базовых адаптивных установок будущих специалистов в вузе (на примере подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях) : автореф. дис.. канд. пед. наук / Токарева Александра Владимировна. - Санкт-Петербург, 2014. - 25 с.
4. Токарева, А. В. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.В. Токарева, А.Э. Болотин, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-27.
5. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в процессе занятий физической культурой/ Л.В. Ярчиковская, А.В. Токарева, О.В. Миронова, В.Н. Коваленко, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. - С. 85-87.
REFERENCES
1. Moskalenko, I.S., Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Yarchikovskaya, L.V. and Bolotin, A.E. (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 12-15.
2. Severin, N.N. and Tokareva, A.V. (2014), "Justification of the factors defining high efficiency of process of adaptation of students to future professional activity on protection in emergency situations", Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia, No. 1, pp. 168-172.
3. Tokareva, A.V. (2014), Pedagogical technology for formation of the basic adaptive systems of the future experts in higher school (for example, the training of specialists for the protection in emergencies), dissertation, St. Petersburg.
4. Tokareva, A.V. Bolotin, A.E., and Pauls, A.A. (2013), "Organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of experts in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-28.
5. Yarchikovskaya, L.V., Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Kovalenko V.N., Ustinova O.N. (2018), "Healthy lifestyle promotion in academic physical education process", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 85-87.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.11.2021
УДК 37.013.46
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юрий Владимирович Науменко, доктор педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
Аннотация
В статье обосновывается авторское видение общепедагогической сущности социально-культурного феномена «физкультурно-оздоровительная деятельность». В своих рассуждениях автор опирался на разработанную им социально-культурную концепцию здоровьеформирующего образования. В частности, на выделенное раннее общепедагогическое содержание социально-культурного феномена «здоровый образ жизни». В статье дается подробное описание индивидуальной физкультурно-оздоровительной компетентности занимающихся как интегрированного результата физкультурно-оздоровительной деятельности. Приводятся принципы, основные средства и формы физкультурно-оздоровительной деятельности. Аргументируется различие (отсутствие тождественности) в содержании социально-культурных феноменов «физкультурно-оздоровительная деятельность» и «образование в области физической культуры». Представленные материалы будут интересны, в первую очередь, педагогам-исследователям, т.к. могут стать теоретико-методологической оснований их научных поисков. Представленные материалы не претендуют на законченное научное исследование, но могут послужить основанием для проведения более глубоко и развернутого обоснования теории физкультурно-оздоровительной деятельности как самостоятельного направления педагогической науки и практики.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, индивидуальная физкультурно-оздоровительная компетентность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p247-253
GENERAL PEDAGOGICAL ESSENCE OF PHYSICAL CULTURE AND RECREATIONAL ACTIVITIES Yuri Vladimirovich Naumenko, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd
State Academy of Physical Culture
Abstract
The article substantiates the author's vision of the general pedagogical essence of the socio-cultural phenomenon "physical culture and wellness activity". In his reasoning, the author relied on the socio-cultural concept of health-forming education developed by him. In particular, the highlighted early general pedagogical content of the socio-cultural phenomenon "healthy lifestyle". The article gives a detailed description of the individual physical culture and wellness competence of students as an integrated result of physical culture and wellness activities. The principles, basic means and forms of physical culture and recreational activities are given. The difference (lack of identity) in the content of the socio-cultural phenomena "physical culture and recreation activity" and "education in the field of physical culture" is argued. The presented materials will be of interest, first of all, to teachers-researchers, because they can become the theoretical and methodological basis of their scientific searches. The presented materials do not claim to be a complete scientific study, but can serve as a basis for conducting more in-depth and detailed substantiation of the theory of physical culture and wellness activities as an independent direction of pedagogical science and practice.
Keywords: physical culture and health-improving activity, individual physical culture and health-improving competence.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
В педагогических исследованиях по научной специальности 13.00.04 с 2000 года опубликовано более шестидесяти работ разного уровня (кандидатские и докторские диссертации), в которых объектом исследования является физкультурно-оздоровительная деятельность. Предметом исследования во всех работ выступают организационно-педагогические условия функционирования физкультурно-оздоровительной деятельности по отношению к различным группам населения (взрослые и дети; нормативно развивающиеся и имеющие проблемы в психофизическом развитии) в разных социально-культурных системах (образовательные организации различного уровня и вида; организации дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности и организации спортивной направленности и т.д.). Вместе с тем во всех исследованиях нет четкого определения физкультурно-оздоровительной деятельности как социально-
культурного феномена и соответственно его сущностных характеристик. Как правило, в большинстве работ происходит апеллирование к общему интуитивному представлению о физкультурно-оздоровительной деятельности [1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10]. В связи с этим происходит смысловая деградация сложного социально-культурного феномена до интуитивного комплектования различных методов, средств и форм физкультурно-оздоровительной активности человека с учетом индивидуальных предпочтений (интересов) автора исследования.
Цель теоретико-методологического исследования - выявить общепедагогическую сущность социально-культурного феномена «физкультурно-оздоровительная деятельность».
Теоретико-методологическая база исследования - авторская концепция педагогического содержания социально-культурных феноменов «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура» и «образование в области физической культуры» [6, 7].
РЕЗЮМЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В повседневной жизнедеятельности большинство людей, как правило, ведут образ жизни, выбранный интуитивно с учетом психофизиологических возможностей и личностных потребностей и который воспринимается как наиболее комфортный для достижения личного благополучия. Такой образ жизни по своим характеристикам мало совпадает с традиционно понимаемым здоровым образом жизни и тем более противоречит здоровому образу жизни как выбранной и сознательно реализуемой стратегии организации собственной жизни для достижения состояния благополучия. Поэтому повседневный индивидуальный стиль жизнедеятельности человека мало соответствует социально-культурному феномену «здоровый образ жизни» и является лишь частичным проявлением его отдельных сторон.
Переосмысление и переформатирование повседневного образа жизни человека в здоровый образ жизни возможно только через изменение личностной системы смыслов «внутренняя картина здоровья» параллельно с совершенствованием индивидуальной психофизиологической жизнеспособностью. Другими словами, осмысление и принятие здорового образа жизни возможно только в результате индивидуального здоровьеформи-рующего самостановления личности человека. В частности, для подрастающего поколения этот сложный процесс должен происходить в ходе образования в области физической культуры, который предполагает изучение культуры здоровья, двигательной культуры (культуры движения) и культуру телосложения (Баринов С.Ю., Быховская И.М., Матвеев А.П., Неверкович С. Д., Столяров В.И., Фирсин С.А. и др.).
В других возрастных группах формирование индивидуального здорового образа жизни, как правило, происходит в процессе взаимодействия с единомышленниками под руководством наставниками с целью оптимизации психофизиологического состояния на основе различных форм двигательной активности.
Таким образом, используя общепедагогическую терминологию, мы можем утверждать, что физкультурно-оздоровительная деятельность - это педагогический процесс индивидуального здоровьеформирующего самостановления личности человека, реализуемый при взаимодействии с группой единомышленников (реальной или условной) с целью оптимизации индивидуальной психофизиологической жизнеспособности для достижения индивидуального благополучия во всех сферах жизни.
С учетом современных представлений о системно-деятельностном подходе к организации педагогического процесса физкультурно-оздоровительная деятельность должна приводить к формированию у занимающихся принципиально новой личностной компетентности здоровьеформирующей направленности - физкультурно-оздоровительной.
Физкультурно-оздоровительная компетентность - это индивидуальная характеристика личности, формируемая в процессе индивидуального здоровьеформирующего са-
мостановления личности человека и интегрирующая в единое целое знания, умения и опыт самостоятельной деятельности по сохранению и разумному совершенствованию своего здоровья во всех его проявлениях.
Именно физкультурно-оздоровительная компетентность, по нашему мнению, определяет эффективность решения человеком разнообразных задач по сохранению, укреплению и совершенствованию здоровья при взаимодействии с окружающим социумом.
Физкультурно-оздоровительная компетентность включает в себя когнитивную, поведенческую, ценностно-смысловую, мотивационную и регулятивные компетенции, конкретизированные в терминах «способность», «готовность», «владение» в области культуры здоровья, культуры движения и культуры телосложения [7].
В частности, когнитивная компетенция предполагает формирование разносторонней системы знаний об индивидуальных характеристиках проявлениях социально-культурных феноменов «здоровье» и «здоровый образ жизни», о путях, средствах и методике совершенствования индивидуальной психофизиологической жизнеспособности.
Поведенческая компетенция - готовность к активной пропаганде здорового образа жизни и готовность к реализации программы совершенствования психофизиологической индивидуальной жизнеспособности, включая готовность к объективному и системному контролю индивидуального повседневного состояния.
Ценностно-смысловая компетенция - понимание приоритета поддержания и совершенствования (по возможности) индивидуальной жизнеспособности, как основного условиях самореализации в общественной и личной жизни.
Мотивационная компетенция - наличие стойкого желания и осознанной потребности к повседневной двигательной активности с использованием разнообразных по содержанию и формам физических упражнений.
Регулятивная компетенция - способность управлять своими эмоциями и проявлять длительные системные волевые усилия по организации разнообразной по форме и содержанию индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Так, физкультурно-оздоровительная деятельность как процесс индивидуального здоровьеформирующего самостановления личности реализует следующие функции:
- образовательно-информационная - систематизация различной информации о здоровье и здоровом образе жизни (медицинской, психологической, социально-философской и т.п.) в целостную непротиворечивую систему представлений о жизненном пути по достижению личного благополучия во всех сферах;
- развивающая - существенная перестройка личностной системы смыслов «внутренняя картина здоровья», которая сопровождается совершенствованием индивидуальной психофизиологической жизнеспособности;
- воспитательная - актуализация механизма самовоспитания для формирования личностных качеств, необходимых для достижения личного благополучия во всех сферах жизни в соответствии со здоровьеформирующим мировосприятием.
К средствам физкультурно-оздоровительной деятельности относятся традиционные физические упражнения, нетрадиционные формы двигательной активности и оздоровления, специфические приемы психологической поддержки и социально-педагогические приемы стимулирования позитивной активности человека.
Основные формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности -добровольные занятия индивидуально и/или в группе под руководством наставника или при систематическом консультировании с его стороны.
Физкультурно-оздоровительная деятельность как педагогический процесс характеризуется следующими принципами:
1. Принцип развивающей направленности физкультурно-оздоровительной деятельности - разнообразные по форме и содержанию занятия физкультурно-
оздоровительной деятельности (физические упражнения, нетрадиционные формы двигательной активности и оздоровления, специфические приемы психологической поддержки и социально-педагогические приемы стимулирования позитивной активности человека под руководством наставника индивидуально и/или в группе) должны гарантировано приводить к системным изменениям индивидуальной психофизиологической жизнеспособности занимающихся.
2. Принцип актуализации личностной направленности физкультурно-оздоровительной деятельности - системообразующей идей для всех занятий должна стать экзистенциональная проблема, разрешаемая каждым занимающимися индивидуально с учетом его возможностей: какие усилия необходимо предпринять для поддержания и совершенствования своей психофизиологической жизнеспособности как ресурса активной жизнедеятельности во всех ее проявлениях?
3. Принцип актуализации компетентностной направленности физкультурно-оздоровительной деятельности - стратегической целью и обобщающим итоговым результатом физкультурно-оздоровительной деятельности является формирование у занимающихся полноценной системной индивидуальной физкультурно-оздоровительной компетентности.
Актуальной является проблема соотношения между образованием в области физической культур, осуществляем различными образовательными организациями (детский сад, школа, колледж, вуз и т.п.), и физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся, организуемой теми же и/или другими учреждениями. Мы считаем, что образование в области физической культуры и физкультурно-оздоровительная деятельность являются самостоятельными педагогическими процессами, преследующими различные цели при совпадении функций, методов, средств и форм. Поэтому в одной образовательной организации возможно параллельное функционирование сосуществование этих двух процесса, но, ни в коем случае, не подмена одного другим. Образование в области физической культуры и физкультурно-оздоровительная деятельность взаимно дополняют и обогащают друг друга, но не замещают.
Мы считаем, что в образовательных организациях физкультурно-оздоровительная деятельность в основном осуществляется во внеурочное время с привлечением всех обучающихся независимо от состояния здоровья с предоставлением реальной возможности оптимизации индивидуальной жизнеспособности.
В частности, самой распространенной и, наверное, традиционной формой физкультурно-оздоровительной деятельности в системе общего образования является комплекс физкультурно-спортивных мероприятий во время каникул в лагерях отдыха детей и подростков.
Перспективы дальнейших исследований: а) проектирований методик и технологий физкультурно-оздоровительной деятельности для различных возрастных групп как специфического педагогического процесса; б) раскрытие содержательной взаимозависимо -сти образования в области физической культуры и физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся и их родителей; в) сравнительный анализ эффективности методов, средств и форм физкультурно-оздоровительной деятельности во временной перспективы их применения к различным возрастным группам; г) разработка теории физкультурно-оздоровительной деятельности как самостоятельного направления педагогической науки и практики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулин С.В. Модель практико-ориентированной подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 12-2. - С. 335-340.
2. Васянина И.И. Физкультурно-оздоровительное направление внеурочной деятельности по физической культуре в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида (на примере психо-
гимнастики и музыкотерапии) / И.И. Васянина, О.А. Барабаш, Г.И. Высовень // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 13. - С. 18-24.
3. Ионова О.В. Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи / О.В. Ионова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2020. - № 3(55). - С. 71-80.
4. Калоша А.И. Физкультурно-оздоровительная деятельность как средство формирования культуры здоровья младших школьников в посткатострафических условиях / А.И. Калоша // Вестник Брянского государственного университета. - 2010. - № 2 (61). - С. 68-72.
5. Напреев С.Г. Проблема готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности / С.Г. Напреев // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 2. Т. 2. - С. 56-61.
6. Науменко Ю.В. Теоретико-методологическое обоснование педагогики физической культуры (социально-культурный подход) / Ю.В. Науменко // Научные исследования - 2017: методологическая часть: коллективная монография. - Москва : Русальянс "Сова", 2017. - С. 80-108.
7. Науменко Ю.В. Компетентностный подход к проектированию общего образования в области физической культуры / Ю.В. Науменко // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования: коллективная монография. - Петрозаводск : Новая Наука, 2021. - С. 31-44.
8. Садовников Е.С. Принципы функционирования системы физкультурно-оздоровительной деятельности молодежи / Е.С. Садовников // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 75-79.
9. Токарева К.Е. Коммуникативная подготовка будущего бакалавра физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности / К.Е. Токарева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 2 (113). - С. 84-89.
10. Эйдельман Л.Н. Возможности интеграции танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в формировании эмоциональной сферы детей / Л.Н. Эйдельман // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 362-366.
REFERENCES
1. Bakulin, S.V. (2020), "Model of practice-oriented training of future teachers in physical culture for the organization of sports and recreational areas of extracurricular activities", Modern science-intensive technologies, Vol. 12-2, pp. 335-340.
2. Vasyanina, I.I., Barabash, O.A., and Vysoven, G.I. (2015) "Physical culture and wellness direction of extracurricular activities in physical culture in a special (correctional) institution of the VIII type (on the example of psychohymnastics and music therapy)", Bulletin of the Buryat State University, No. 13, pp. 18-24.
3. Ionova, O.V. (2020), "The influence of physical culture and health-improving activities on the formation of a healthy lifestyle of student youth", Izvestia of higher educational institutions. Volga region. Social sciences, No, 3 (55), pp. 71-80.
4. Kalosha, A.I. (2010), "Physical culture and health-improving activity as a means of forming a culture of health of younger schoolchildren in post-catatographic conditions", Bulletin of the Bryansk State University, Vol. 2(61), pp. 68-72.
5. Napreev, S.G. (2011), "The problem of readiness of primary school teachers for physical culture and recreational activities", Bulletin of Cherepovets State University, No. 2, pp. 56-61.
6. Naumenko, Yu.V. (2017), "Theoretical and methodological substantiation of physical culture pedagogy (socio-cultural approach)", Scientific research - 2017: methodological part: collective monograph, RusAlliance Owl, Moscow, pp. 80-108.
7. Naumenko, Yu.V. (2021), "Competence-based approach to the design of general education in the field of physical culture", The state, problems and prospects of development of modern education: a collective monograph, International Center for Scientific Partnership "New Science", Petrozavodsk, pp. 31-44.
8. Sadovnikov, E.S. (2019), "Principles of functioning of the system of physical culture and health-improving activity of youth", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 75-79.
9. Tokareva, K.E. (2017) "Communicative preparation of the future bachelor of physical culture for the organization of physical culture and recreation activities", Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sports, No. 2 (113), pp. 84-89.
10. Eidelman, L.N. (2020), "Possibilities of integration of dance and physical culture and recreation activities in the formation of the emotional sphere of children", Uchenye zapiski universiteta imeni
P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 362-366.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.11.2021
УДК 796.814
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В БОЕВОМ САМБО
Александр Александрович Небураковский, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск; Боли-
слав Максимович Щетина, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер Российской Федерации, Дальневосточный государственный университет путей
сообщения, г. Хабаровск
Аннотация
В статье изложены результаты поиска эффективных средств и методов, направленных на совершенствование физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в боевом самбо. Исследование, проведенное в летнее время на специально-подготовительном этапе подготовительного периода спортивной тренировки, позволяет сделать вывод и рекомендовать в практическую деятельность апробированную методику, сочетающую средства общей физической подготовки из легкой атлетики, пауэрлифтинга: троеборья классического и боевого самбо.
Ключевые слова: боевое самбо, физическая подготовленность, средства и методические особенности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p253-256
PECULIARITIES OF PHYSICAL READINESS IN COMBAT SAMBO
Alexander Alexandrovich Neburakovsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk, Bolislav Maksimovich Shchetina, the candidate ofpedagogical sciences, professor, Honored Trainer of the Russian Federation, Far Eastern State Transport University, Khabarovsk
Abstract
The article presents the results of the search for means and methods aimed at improving the physical fitness of athletes specializing in combat sambo. A study conducted in the summer at a specially preparatory stage of the preparatory period of sports training allows us to conclude and recommend in practice a proven technique that combines the means of general physical training and powerlifting: classical triathlon.
Keyword: combat sambo, physical fitness, means and methodological features.
ВВЕДЕНИЕ
В боевом самбо, как и во многих видах спортивных единоборств, физическая подготовленность имеет большое значение, как и другие виды подготовленности [1].
В каждом контактном виде спорта, в том числе в боевом самбо, необходимо развивать групп мышц с учетом специфики двигательной деятельности, то есть формировать специфическую гармонию вида спорта. Поэтому целенаправленная, эффективная, учитывающая особенности двигательной деятельности единоборства, физическая подготовка должна занимать важное место в учебно-тренировочном процессе по боевому самбо. В связи с этим, поиск средств и методов, а также их сочетаний является актуальной проблемой не только спортивных ученых, но и тренеров-практиков.
Известно, что везде, где присутствует полный контакт, рано или поздно доминировать начинают те спортсмены, которые элементарно сильнее соперника физически. Однако спортсмены и тренеры при решении задач физической, особенно силовой подготовки