Научная статья на тему 'Организация физической рекреации людей пожилого возраста как направление геронтообразования'

Организация физической рекреации людей пожилого возраста как направление геронтообразования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1338
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЕ / ЛЮДИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / МОТИВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ / PHYSICAL-RECREATIONAL ACTIVITIES / HEALTH PHYSICAL TRAINING / GERONTOLOGY EDUCATION / ELDERLY / STATE OF HEALTH / EXPERT ASSESSMENT / MOTIVATION OF PHYSICAL ACTIVITY / PHYSICAL TRAINING AND HEALTH KNOWLEDGE / CONTENT OF CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мосина О.А., Платова Н.Э., Никитина Я.А.

Важным направлением современной социальной политики российского государства является организация образования людей пожилого возраста. Качественная реализация данного направления сопряжена с решением проблемы улучшения состояния психологического, социального, физического здоровья людей данной возрастной категории. В свою очередь, оптимизации состояния здоровья человека содействует включение его в организованную физкультурнорекреационную деятельность. Таким образом, организация оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности представляется неотъемлемым элементом геронтообразования и фактором его эффективности. Содержание физкультурно-оздоровительных занятий при этом должно определяться, исходя из характера необходимых оздоровительных воздействий, физической подготовленности, физиологических возможностей занимающихся. Одновременно положительные эффекты физической активности во многом обусловлены соответствием содержания и способов организации физкультурно-рекреационной деятельности интересам, потребностям, а также возрастным особенностям пожилых людей. Вышесказанное определило цель исследования, результаты которого представлены в данной статье: определить ведущие направления и ключевое содержание оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста как компонента геронтообразования. Теоретические постулаты, на которых базировалось исследование, определены на основе анализа в контексте научной литературы. Эмпирическое обоснование проектируемых организационных и содержательных аспектов физкультурно-рекреационной деятельности геронтов осуществлено методом экспертной оценки, с использованием авторской методики. Экспертами выступали представители группы «пожилых» (56 человек) и специалисты сферы физической культуры (14 человек). В результате проведенной экспертной оценки были выявлены представления геронтов об оздоровительном потенциале и востребованном содержании физкультурно-рекреационной деятельности, специфика их мотивации двигательной активности, а также определены ключевые, наиболее эффективные с точки зрения теории оздоровительной физической культуры физкультурно-оздоровительные практики. Итогом проведенного исследования стало обоснование трех необходимых направлений организации физкультурно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста: диагностическое, просветительско-мотивационное и организационнодеятельностное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мосина О.А., Платова Н.Э., Никитина Я.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PHYSICAL RECREATION FOR ELDERLY PEOPLE AS A DIRECTION OF GERONTOLOGY EDUCATION

The important area of modern social policy of the Russian state is the organization of education for elderly people. High-quality implementation of this direction is connected with the solution of the problems related to the improvement of the state of psychological, social, physical health of this age category. In turn, the optimization of human health contributes to its inclusion in the organized sports and recreational activities. Thus, the organization of health sports and recreational activities is an integral element of gerontology education and a factor of its effectiveness. The content of physical education and health classes, at the same time, should be determined based on the nature of the necessary health effects, physical preparedness and physiological capabilities of the involved. Coincidently, the positive effects of physical activity are largely due to the correspondence of the content and methods of organization of sports and recreational activities to the interests, needs and age characteristics of elderly people. The above defined purpose of the study, the results of which are presented in this article is to determine the leading directions and the key content of health-improving sports and recreational activities of elderly people as a component of gerontology education. Theoretical postulates, on which the research was based, are determined on the basis of the analysis in the context of scientific literature. Empirical justification of the projected organizational and substantive aspects of physical recreational activities of the surveyed has been provided by the method of expert assessment, using the author’s technique. The experts were the representatives of the «elderly» group (56 people) and the specialists in the field of physical education (14 people). As a result of the expert evaluation, the ideas of persons of old age about the health potential and the demanded content of physical education and recreational activities, the specifics of their motivation of motor activity have been revealed, as well as the key, the most effective recreational and health practices from the point of view of the theory of health physical education have been identified. The result of the study was the justification of the three necessary areas of organization of sports and recreational activities of the elderly people: diagnostic, educational and motivational, organizational and activity.

Текст научной работы на тему «Организация физической рекреации людей пожилого возраста как направление геронтообразования»

УДК 796.035-053.9

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ

О.А. Мосина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики,

Кубанский государственный университет, г. Краснодар,

Н.Э. Платова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления, информационных технологий и гуманитарных дисциплин,

Владикавказский институт управления, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, Я.А. Никитина, аспирант,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: snkhazova@gmail.com.

Важным направлением современной социальной политики российского государства является организация образования людей пожилого возраста. Качественная реализация данного направления сопряжена с решением проблемы улучшения состояния психологического, социального, физического здоровья людей данной возрастной категории. В свою очередь, оптимизации состояния здоровья человека содействует включение его в организованную физкультурно-рекреационную деятельность. Таким образом, организация оздоровительной физкультур-но-рекреационной деятельности представляется неотъемлемым элементом геронтообразования и фактором его эффективности. Содержание физкультурно-оздоровительных занятий при этом должно определяться, исходя из характера необходимых оздоровительных воздействий, физической подготовленности, физиологических возможностей занимающихся. Одновременно положительные эффекты физической активности во многом обусловлены соответствием содержания и способов организации физкуль-турно-рекреационной деятельности интересам, потребностям, а также возрастным особенностям пожилых людей. Вышесказанное определило цель исследования, результаты которого представлены в данной статье: определить ведущие направления и ключевое содержание оздоровительной

физкультурно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста как компонента герон-тообразования.

Теоретические постулаты, на которых базировалось исследование, определены на основе анализа в контексте научной литературы. Эмпирическое обоснование проектируемых организационных и содержательных аспектов физкультурно-рекреа-ционной деятельности геронтов осуществлено методом экспертной оценки, с использованием авторской методики. Экспертами выступали представители группы «пожилых» (56 человек) и специалисты сферы физической культуры (14 человек).

В результате проведенной экспертной оценки были выявлены представления геронтов об оздоровительном потенциале и востребованном содержании физ-культурно-рекреационной деятельности, специфика их мотивации двигательной активности, а также определены ключевые, наиболее эффективные с точки зрения теории оздоровительной физической культуры физкультурно-оздоровительные практики. Итогом проведенного исследования стало обоснование трех необходимых направлений организации физкультурно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста: диагностическое, про-светительско-мотивационное и организационно-деятельностное.

Ключевые слова: физкультурно-рекреационная деятельность, оздоровительная физическая культура, геронтообразование, люди пожилого возраста, состояние здоровья, экспертная оценка, мотивация двигательной активности, физкультурно-оздоровительные знания, содержание занятий.

Для цитирования: Мосина О.А., Платова Н.Э., Никитина Я.А. Организация физической рекреации людей пожилого возраста как направление геронтообразова-ния // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 2. - С. 79-84.

For citation: Mosina O., Platova N., Nikitina Y. Organization of physical recreation for elderly people as a direction of gerontology education. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 2, pp. 79-84 (in Russian).

Сегодня представители педагогической науки и практики признают, с одной стороны, необходимость целенаправленной организации образования людей пожилого возраста, с другой - невозможность достижения комплексного положительного эффекта герон-тообразования ввиду нерешенности ряда базовых проблем, имеющих ключевое значение в данном контексте [4, 9, 10, 11, 19 и др.]. Одной из таких проблем является состояние психосоциального и физического здоровья пожилых людей. Проведенное исследование убедительно демонстрирует, что эффективность образования людей пожилого возраста невозможно обеспечить без фокусирования внимания на формировании у геронтов представлений о здоровом образе жизни и без стимулирования их физической активности [1, 4, 8, 13, 17 и др.].

Цель исследования - определить ведущие направления и ключевое содержание оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста как компонента геронтообразования.

Методы исследования: анализ контекстной научной литературы, обеспечивший определение теоретических постулатов, на которых базируется исследование; анкетирование и экспертная оценка, позволившие эмпирически обосновать проектируемые организационные и содержательные аспекты физкультурно-ре-креационной деятельности геронтов.

Результаты исследования. Эффективным способом поддержания и укрепления здоровья людей является рекреационная деятельность, в частности физическая рекреация. Ее позитивное воздействие в решающей степени обусловлено согласованием, с одной стороны, организационно-содержательных аспектов деятельности и, с другой стороны, индивидуальных и групповых особенностей потенциальных или реальных участников деятельности. Наиболее важными личностными характеристиками в данном контексте выступают: возрастные психофизиологические показатели, состояние здоровья, досуговые интересы и предпочтения и т.д. [2, 7, 12, 18 и др.].

Известно, возможность положительного влияния физической рекреации на здоровье пожилого человека обусловлена не только содержанием двигательной деятельности, но и, в значительной степени, мотивированностью субъектов к участию в ней, заинтересованностью, позитивным отношением к предлагаемым формам физической активности [3, 6, 15, 16 и др.].

Вышесказанное актуализировало необходимость выявления физкультурно-рекреационных потребностей и интересов людей пожилого возраста, для чего была организована экспертная оценка. В состав экспертов вошли: люди пожилого возраста, пожелавшие стать участниками реализации оздоровительно-рекреационной программы (56 человек в возрасте 55-72 лет), и педагоги по физической культуре (14 человек).

Экспертиза осуществлялась методом анкетирования. Первый блок анкеты включал три утверждения: «оздоровительная физкультурно-рекреационная деятельность в пожилом возрасте необходима»; «оздоровительная физкультурно-рекреационная деятельность людей пожилого возраста должна быть научно обоснована»; «оздоровительная физкультурно-рекреаци-онная деятельность должна быть организована в наиболее востребованной со стороны пожилых форме». Эти утверждения эксперты оценивали в соответствии со следующими вариантами: «да»; «скорее да, чем нет»; «скорее нет, чем да»; «нет».

Эксперты-педагоги, как специалисты в области физической культуры, продемонстрировали уверенность в необходимости для пожилых людей специальной организации оздоровительной физкультурно-рекреаци-онной деятельности, а также в необходимости научного обоснования ее содержания (100% утвердительных ответов). Относительно ориентации на конкретные интересы пожилых в выборе содержания этой деятельности, часть экспертов (35,7%) посчитали, что данный выбор должен, в первую очередь, исходить из объективного состояния здоровья потенциальных участников и быть нацеленным на улучшение этого состояния.

Ответы экспертов-геронтов, в целом не вступая в противоречие с мнением педагогов, в деталях имели некоторые особенности. Так, среди людей пожилого возраста оказалось меньше тех, кто абсолютно уверен в необходимости участия в оздоровительной физкуль-турно-рекреационной деятельности (42,9% геронтов по сравнению с 64,3% педагогов), однако и несогласия (полного или частичного) с соответствующим утверждением никто не выразил. Аналогичная картина наблюдается и по второму утверждению, зато, в отличие от экспертов-педагогов, все геронты (100% по сравнению с 21,4% педагогов) абсолютно убеждены в необходимости преимущественного учета интересов самих занимающихся при выборе форм оздоровительной физ-культурно-рекреационной деятельности.

Второй блок анкеты касался непосредственно выбора форм оздоровительной физкультурно-рекреа-ционной деятельности для людей пожилого возраста. Общий вопрос, сформулированный и для педагогов,

и для геронтов, звучал следующим образом: «Какие формы двигательной активности привлекательны для людей пожилого возраста?». Далее следовал перечень из множества позиций (утренняя зарядка, оздоровительный фитнес, танцы / танцевальная гимнастика, оздоровительный бег, скандинавская ходьба, подвижные/спортивные игры, йога м др.) [5, 8, 12, 14, 16 и др.], каждую из которой следовало оценить одним из вариантов: «да», «сомневаюсь», «нет».

Эксперты-педагоги в числе приоритетных назвали: утреннюю зарядку (100%), скандинавскую ходьбу (78,6%), оздоровительный фитнес (57,1%), йогу (28,6%). Примечательно, что никто из них не выбрал ни танцы, ни подвижные/спортивные игры, ни оздоровительный бег.

Эксперты-геронты продемонстрировали несколько иной выбор. Для них наиболее интересными формами физической активности оказались: оздоровительный фитнес (71,4%), танцы (предпочтительно, парные) / танцевальная гимнастика (67,9%), скандинавская ходьба (выбор сделан преимущественно женщинами) и подвижные / спортивные игры (выбор сделан преимущественно мужчинами) (каждый вариант - по 35,7%). Некоторые эксперты выбрали также оздоровительный бег (21,4%), а вот йога и утренняя зарядка ни у кого не вызвали интереса.

Таким образом, проведенная экспертная оценка показала, что предпочтительными формами научно обоснованной оздоровительной физкультурно-рекре-ационной деятельности в пожилом возрасте являются: оздоровительный фитнес (позиция, выраженная у обеих групп экспертов) и танцевальная гимнастика/танцы (как явно интересная для геронтов). Помимо этого, на наш взгляд, важным содержанием деятельности являются пешеходные прогулки (не названные ни одной группой экспертов), позволяющие использовать в оздоровительных целях и потенциал двигательной активности, и оздоровительные силы природы.

Третья часть анкеты - когнитивно-мотивацион-ная - предназначалась только для геронтов. Вопросы данного блока направлены на выяснение степени осведомленности людей пожилого возраста о значении двигательной активности для поддержания здоровья (как физического, так и психосоциального), о влиянии разных форм двигательной активности на здоровье, самочувствие, о способах ее организации и т.д. В мо-тивационном контексте выявлялись причины, которые побуждают или могли бы побудить респондентов к включению в оздоровительную физкультурно-рекреа-ционную деятельность.

Полученные результаты диагностики свидетельствуют о том, что люди пожилого возраста, в большинстве своем (75%), обладают только наиболее общими представлениями о значении физической культуры для поддержания здоровья - на уровне сентенции «движение - жизнь». Отдельные респонденты давали более развернутые ответы, типа «утренняя зарядка придает бодрости», «суставам нужна разминка», «важ-

но поддерживать вес в норме» и т.п. Относительно мотивационной части ответов следует сказать, что желание улучшить состояние здоровья, как детерминант (реальный или потенциальный) двигательной активности, назвали 100% опрошенных. Однако, преимущественно, данный момент понимается респондентами исключительно в контексте физического здоровья: только 14,3% из них в той или иной мере связали положительное воздействие двигательной активности с составляющими социально-психологического здоровья (положительные эмоции, расширение круга общения, насыщенный досуг и т.п.).

Заключение. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости и целесообразности выделения трех взаимосвязанных направлений работы в рамках организации оздоровительной физкультурно-рекреацион-ной деятельности людей пожилого возраста.

Диагностическое направление работы - поскольку, как было сказано, содержание оздоровительной физ-культурно-рекреационной деятельности, режим занятий и объемы нагрузок должны определяться, исходя из особенностей людей пожилого возраста, следует проводить систематический мониторинг состояния здоровья, уровня физической подготовленности, интересов, потребностей и запросов геронтов относительно содержания и организации занятий. На этой основе оздоровительно-рекреационные программы должны постоянно корректироваться.

Просветительско-мотивационное направление работы - выявленные у геронтов существенные пробелы в теоретических, методических и пр. знаниях, касающихся физической культуры, физкультурно-ре-креационной деятельности, здоровья и здорового образа жизни, требуют организации соответствующего просвещения пожилых занимающихся; представляется, что наиболее эффективной формой организации просвещения геронтов является тематическая беседа и встречи со специалистами. Это связано с несколькими аспектами: во-первых, классические лекции не вполне соответствуют психологическим особенностям данной категории обучающихся; во-вторых, характер педагогического взаимодействия в «режиме» беседы и встречи со специалистами позволяет добиться большего мотивационного эффекта. Кроме того, для стимулирования реального включения геронтов в оздоровительную физкультурно-рекреационную деятельность важное значение имеет обеспечение эмоциональной насыщенности занятий, создание для занимающихся возможностей проявлять инициативу, выполнять организаторские (например, организуя отдельные рекреационные мероприятия) и, своего рода, наставнические функции (например, обучая членов своей группы каким-либо упражнениям) - это также соответствует возрастным характеристикам данной социальной группы.

Организационно-деятельностное направление работы - предполагает, собственно, разработку и реализацию (с систематической коррекцией) оздоровительных физкультурно-рекреационных программ,

входящих в их содержание мероприятий. В данном аспекте следует учитывать значимость для геронтов таких условий, как бесплатность занятий (возможно, незначительные членские взносы), преимущественно групповые формы занятий, возможность свободного общения в процессе занятий. Основное содержание оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности должно строиться на основе оздоровительного фитнеса, танцевальной гимнастики (танцев), а также включать пешие прогулки. Для поддержания интереса к занятиям содержание программ должно постоянно обновляться, для чего целесообразно периодически проводить общие собрания для выяснения соответствующих пожеланий и предложений.

На наш взгляд, вышеуказанная организация оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности позволит не только поддерживать и укреплять здоровье людей пожилого возраста, но и эффективно организовать другие направления геронтообразова-ния. Проверка данного предположения составляет задачу дальнейшего исследования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Батищева Л.Д. Предупреждение преждевременного старения женщин зрелого возраста на основе комплекса средств оздоровительной физической культуры / Л.Д. Батищева // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 60-61.

2. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Выдрин // Культура физическая и здоровье. - 2004. - № 2. - С. 18-21.

3. Гаврилов Д.Н. Двигательная активность людей зрелого возраста / Д.Н. Гаврилов, В.В. Малинин, М.А. Савен-ко // Пожилой человек в современном мире. Сборник работ. - СПб., ООО «ИПК «КОСТА», 2008. - 256 с.

4. Дворецкий Л.И. Качество жизни пожилого человека / Л.И. Дворецкий // Руководство по геронтологии и гериатрии: В IV т. / Под ред. акад. РАМН, проф. В.Н. Ярыгина, проф. А.С. Мелентьева. - Т.11. Введение в клиническую гериатрию. Часть I. Глава 11. - М., 2005. - С. 154-160.

5. Долгопятова Т.М. Фитнес / Т.М. Долгопятова. - Красноярск: Сиб. Гос. Аэрокосмич. Ун-т, 2007. - 112 с.

6. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М. Наука, 2012. -С. 143-148.

7. Зайцев В.П. Методология рекреации в структуре образовательного пространства / В.П. Зайцев, С.С. Ер-

маков, М. Хагнер-Деренговська // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физич. воспитания и спорта. - 2011. - № 1. - С. 58-65.

8. Евсеева О.Э Адаптивная физическая культура в геронтологии: учеб. пособие / О.Э Евсеева. - М.: Советский спорт, 2010.

9. Ермак Н.А. Научно-теоретические основы педагогической поддержки в геронтообразовании / Н.А. Ермак // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 1. -С. 133-136.

10. Зыскина М.А. Геронтообразование как фактор самореализации лиц пожилого возраста / М.А. Зыскина // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2.

- 37 с.

11. Кононыгина Т.М. Организационно-методические аспекты образования для третьего возраста / И.М. Кононыгина // Новые знания. - 1999. - №3. - 52 с.

12. Кряжев В.Д. Новые физкультурно-оздоровительные технологии школы здоровья для лиц пожилого возраста / В.Д. Княжев // Вестник спортивной науки. -2012. - №2. - С. 49-52.

13. Ладыгина Е.Б. Содержание и направленность рекреационных занятий женщин пожилого возраста в группах здоровья: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Б. Ладыгина. - СПб.: ГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - 2007. -26 с.

14. Медведева Е.Н. Организация занятий фитнесом с женщинами пожилого возраста / Е.Н. Медведева // Теория и практика физической культуры. - 2009. -№2. - 64 с.

15. Пасечник Л.В. Оптимизация двигательной активности как условие сохранения здоровья / Л.В. Пасечник // Теория и практика физической культуры. - 2007. -№11. - С. 68-70.

16. Савенко М.А. Двигательная активность людей пожилого возраста / М.А. Савенко, Д.Н. Гаврилов, А.В. Малинин // Матер. Международной научно- практической конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта». Т. 1. - СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2008. - С.105-108.

17. Савенко М.А. Детерминанты активного долголетия людей пожилого возраста: автореф. дис. . д-ра мед. наук / М.А. Савенко. - СПб.: 2009. - 40 с.

18. Хашханок А.А. Основы организации физкультурно-рекреационной деятельности в микрорайоне на базе общеобразовательной школы / А.А. Хашханок // Новые технологии. - 2011. - №3. - С. 31-36.

19. Щанина Е.В. Основные факторы трудовой активности пожилых людей / Е.В Щанина // Общественные науки.

- 2013. - №1. - С. 25-26.

ORGANIZATION OF PHYSICAL RECREATION FOR ELDERLY PEOPLE AS A DIRECTION OF GERONTOLOGY EDUCATION

O. Mosina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the General and Social Pedagogy Department, Kuban State University, Krasnodar,

N. Platova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Management, Information Technology and Humanities Department, Vladikavkaz Institute of Management, Republic of North Ossetia - Alania, Vladikavkaz, Y. Nikitina, Post-graduate student,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,

e-mail: snkhazova@gmail.com.

The important area of modern social policy of the Russian state is the organization of education for elderly people. High-quality implementation of this direction is connected with the solution of the problems related to the improvement of the state of psychological, social, physical health of this age category. In turn, the optimization of human health contributes to its inclusion in the organized sports and recreational activities. Thus, the organization of health sports and recreational activities is an integral element of gerontology education and a factor of its effectiveness. The content of physical education and health classes, at the same time, should be determined based on the nature of the necessary health effects, physical preparedness and physiological capabilities of the involved. Coincidently, the positive effects of physical activity are largely due to the correspondence of the content and methods of organization of sports and recreational activities to the interests, needs and age characteristics of elderly people. The above defined purpose of the study, the results of which are presented in this article is to determine the leading directions and the key content of health-improving sports and recreational activities of elderly people as a component of gerontology education.

Theoretical postulates, on which the research was based, are determined on the basis of the analysis in the context of scientific literature. Empirical justification of the projected organizational and substantive aspects of physical recreational activities of the surveyed has been provided by the method of expert assessment, using the author's technique. The experts were the representatives of the «elderly» group (56 people) and the specialists in the field of physical education (14 people).

As a result of the expert evaluation, the ideas of persons of old age about the health potential and the demanded content of physical education and recreational activities, the specifics of their motivation of motor activity have been revealed, as well as the key, the most effective recreational and health practices from the point of view of the theory of health physical education have been identified.

The result of the study was the justification of the three necessary areas of organization of sports and recreational activities of the elderly people: diagnostic, educational and motivational, organizational and activity.

Keywords: physical-recreational activities, health physical training, gerontology education, elderly, state of health, expert assessment, motivation of physical activity, physical training and health knowledge, content of classes.

References:

1. Batishcheva L.D. Prevention of Premature Aging of Women of Mature Age on The Basis of a Complex of Means of Improving Physical Culture. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2007, no 4, pp. 60-61. (in Russian)

2. Vydrin V.M. Physical Recreation - Type of Physical Culture. Kul'tura fizicheskaya izdorov'e [Physical Culture and Health], 2004, no 2, pp. 18-21. (in Russian)

3. Gavrilov D.N., Malinin V.V., Savenko M. A. Motor activity of people of Mature age. Pozhiloj chelovek v sovremen-nom mire. Sbornik rabot [An Elderly man in the modern world. Collection of works]. Saint-Petersburg. OOO "IPK "COSTA", 2008, 256 p. (in Russian)

4. Dvoreckij L.I. The Quality of life of the older person. Ru-kovodstvo po gerontologii i geriatrii: VIV t. /Pod red. akad. RAMN, prof. V.N. YArygina, prof. A.S. Melent'eva. - T.II. Vve-denie v klinicheskuyu geriatriyu [Handbook of gerontology and geriatrics: IV t. / Under the editorship of Akad. Of RAMS, Professor V. N. Yarygina, Professor A. S. Melen-tyeva. - T. II. Introduction to clinical geriatrics]. Moscow, 2005, pp. 154-160. (in Russian)

5. Dolgopyatova T. M. Fitnes [Fitness]. Krasnoyarsk: Sib. State. Aerospace. UN-t, 2007, 112 p. (in Russian)

6. Cidurian I.A. About the place of needs, emotions and feelings in the motivation of the person. Teoreticheskie problemy psihologii lichnosti [Theoretical Problems of Personality Psychology]. Moscow, Science, 2012, pp. 143-148. (in Russian)

7. Zaitsev V.P., Ermakov S.S., Hagner-Derengowski M. Methodology of recreation in the structure of educational space. Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie

problemy fizich. vospitaniya i sporta [Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical. Education and Sports], 2011, no 1, pp. 58-65. (in Russian)

8. Evseeva O.E. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura v geron-tologii [Adaptive physical culture in gerontology]. Moscow: Soviet sport, 2010. (in Russian)

9. Ermak N.Ah. Scientific and Theoretical Bases of Pedagogical Support in Geront Education. Izvestiya Volgo-gradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta [News of Volgograd State Pedagogical University], 2008, no 1, pp. 133-136. (in Russian)

10. Zyskin M.A. Elderly People Education as a Factor of Self-Realization of The Elderly. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2013, no 2, 37 p.

11. Organizational and methodological aspects of education for the third age Novye znaniya [New Knowledge], 1999, no 3, 52 p. (in Russian)

12. Kryazhev V.D. New sports and health technologies of the school of health for the elderly. Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science], 2012, no2, pp. 49-52. (in Russian)

13. Ladygina E.B. Content and orientation of recreational activities of elderly women in health groups. Extended abstract of candidate's thesis. Sankt-Peterburg.: GAFK them. P.F. Lesgaft, 2007, 26 p. (in Russian)

14. Medvedev E.N. Organization of Fitness Classes with Older Women. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2009, no 2, 64 p. (in Russian)

15. Pasechnik L.V. Optimization of Motor Activity as a Condition of Health. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2007, no 11, P. 68-70. (in Russian)

16. Savenko M. A., Gavrilov D.N., Malinin A.V. Motor activity of elderly people. Mater. Mezhdunarodnoj nauch-no- prakticheskoj konferencii «Sovremennye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta» [Mater. International Scientific - Practical Conference "Modern Problems of Physical Culture and Sport"]. Vol.1. Sankt-Peterburg: Sbnii of physical culture, 2008, pp. 105-108. (in Russian)

17. Savenko M.A. The Determinants of active aging of elderly people. Extended abstract of Doctor's thesis. Sankt-Peterburg: 2009, 40 p. (in Russian)

18. Kashanak A.A. Fundamentals of Organization of Sports and Recreational Activities in The District on the Basis of Comprehensive Schools. Novye tekhnologii [New Technologies], 2011, no 3, pp. 31-36. (in Russian)

19. Shanina E.V. The Main Factors of Labor Activity of The Elderly. Obshchestvennye nauki [Social Sciences], 2013, no 1, pp. 25-26. (in Russian)

Поступила / Received 08.04.2019 Принята в печать / Accepted 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.