Научная статья на тему 'Физическая культура как предмет педагогического исследования'

Физическая культура как предмет педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЛИЧНОСТНАЯ СМЫСЛОВАЯ СИСТЕМА "ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ" / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЙ / КУЛЬТУРА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Ю.В.

В статье предлагается новая трактовка теоретико-методологических оснований педагогики физической культуры с опорой на разработанную автором социально-культурную концепцию здоровьеформирующего образования. Опираясь на авторскую трактовку педагогической сущности социально-культурных феноменов «здоровье» и «здоровый образ жизни», обосновывается новое педагогическое содержание социально-культурного феномена «физическая культура» и его составляющих компонентов. Обосновываются объект и предмет педагоги физической культуры. В соответствии с социально-культурным подходом к рассмотрению педагогических дефиниций и понятий уточняются задачи и результат обучения физической культуре и воспитания физической культуре, а также вводится категория «индивидуальная физическая культура», которая, не отрицая биологи-ческую составляющую, актуализирует личностно смысловую социально-культурного феномена «физическая культура». Впервые обосновывается необходимость использования нескольких средств в образовании в области физической культуры (двигательная физическая активность и решение жизнеутверждающих ситуаций). Теоретико-методологические суждения, изложенные автором в статье, могут послужить основанием для проектирования принципиально новой социально-культурной концепции педагогики физической культуры, а также оказать существенное влияние на содержание образования в области физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS SUBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH

In article the new interpretation of the teoretiko-methodological bases of pedagogics of physical culture with a support on the welfare concept of education developed by the author formiruyueshchy health is offered. Relying on author's interpretation of pedagogical essence of welfare phenomena «health» and «healthy lifestyle», the new pedagogical maintenance of a welfare phenomenon «physical culture» and his components of components is proved. The object and a subject teachers of physical culture locate. According to welfare approach to consideration of pedagogical definitions and concepts tasks and result of training in physical culture and education to physical culture are specified, and also the category «individual physical culture» which, without denying a biological component, staticizes personally semantic a welfare phenomenon «physical culture» is entered. For the first time need of use of several means for education in the field of physical culture (physical physical activity and the solution of vital situations) is proved. The Teoretiko-metodologichesky judgments stated by the author in article can form the basis for design of essentially new welfare concept of pedagogics of physical culture, and also have significant effect on the content of education in the field of physical culture.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как предмет педагогического исследования»

Литература

1. Конституция РФ. М.: Омега-Л., 2015.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2014 г. № 1518 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)» // СПС Гарант.

3. Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровье сберегающих условиях [Электронный ресурс]: отчет о выполнении НИР по направлению 7 фундаментальных исследований РАО за 2008 год: ИИО РАО; рук. И. В. Роберт. - Москва, 2008. - 47 с. Режим доступа: http:www.iiorao.ru

4. Нагаева И.А. Инновационная деятельность преподавателя по формированию контента дисциплины [Текст] / И.А.

Нагаева // Гуманитарные науки и образование. - № 4 (20) - 2014.- Саранск: Изд-во МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2014. -170 с. - с. 54 - 57.

5. Нагаева И.А. Моделирование процесса преподавания в виртуальном образовательном пространстве вуза // Сетевой научно-практический журнал «Перспективы науки и образования». - № 4 - 2013. - 334 с. - с. 79 - 92. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pnojoumal.files.wordpress. com/2013/08/1304pno.pdf, свободный

6. Нагаева, И.А. Сетевое обучение: становление и перспективы развития [Текст] / И.А. Нагаева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров - Ч.: ЧИППКРО - № 3 - 4 (16 - 17), 2013. - 128 с. - с. 31 - 37.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Науменко Ю.В.

Волгоградская государственная академия физической культуры,

профессор кафедры педагогики

PHYSICAL CULTURE AS SUBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH Naumenko Yu.V, Russia, Volgograd state academy ofphysical culture, professor of department ofpedagogics

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается новая трактовка теоретико-методологических оснований педагогики физической культуры с опорой на разработанную автором социально-культурную концепцию здоровьеформирующего образования. Опираясь на авторскую трактовку педагогической сущности социально-культурных феноменов «здоровье» и «здоровый образ жизни», обосновывается новое педагогическое содержание социально-культурного феномена «физическая культура» и его составляющих компонентов. Обосновываются объект и предмет педагоги физической культуры. В соответствии с социально-культурным подходом к рассмотрению педагогических дефиниций и понятий уточняются задачи и результат обучения физической культуре и воспитания физической культуре, а также вводится категория «индивидуальная физическая культура», которая, не отрицая биологи-ческую составляющую, актуализирует личностно смысловую социально-культурного феномена «физическая культура». Впервые обосновывается необходимость использования нескольких средств в образовании в области физической культуры (двигательная физическая активность и решение жизнеутверждающих ситуаций). Теоретико-методологические суждения, изложенные автором в статье, могут послужить основанием для проектирования принципиально новой социально-культурной концепции педагогики физической культуры, а также оказать существенное влияние на содержание образования в области физической культуры.

ABSTRACT

In article the new interpretation of the teoretiko-methodological bases of pedagogics of physical culture with a support on the welfare concept of education developed by the author formiruyueshchy health is offered. Relying on author's interpretation of pedagogical essence of welfare phenomena «health» and «healthy life^yle», the new pedagogical maintenance of a welfare phenomenon «physical culture» and his components of components is proved. The object and a subject teachers of physical culture locate. According to welfare approach to consideration of pedagogical definitions and concepts tasks and result of training in physical culture and education to physical culture are specified, and also the category «individual physical culture» which, without denying a biological component, Satirizes personally semantic a welfare phenomenon «physical culture» is entered. For the fir& time need of use of several means for education in the field of physical culture (physical physical activity and the solution of vital situations) is proved. The Teoretiko-metodologichesky judgments Sated by the author in article can form the basis for design of essentially new welfare concept of pedagogics of physical culture, and also have significant effect on the content of education in the field of physical culture.

Ключевые слова: здоровье, личностная смысловая система «внутренняя картина здоровья», жизнеспособность, здоровый образ жизни, физическая культура, культура здоровья, культура движений, культура телосложения, индивидуальная физическая культура, образование в области физической культуры, обучение физической культуры, воспитание физической культуре.

Keywords: health, personal semantic sy^em "internal picture of health", viability, a healthy life^yle, physical culture, culture of health, culture of movements, culture of a con^itution, individual physical culture, education in the field of physical culture, training of physical culture, education in physical culture.

В своих исследованиях мы установили, что социально-культурный феномен «здоровье» в педагогическом контексте [5] - это социокультурная характеристика человека, которая интегрирует системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности (жизнеспособность

и внутренняя картина здоровья) и проявляется в успешности жизнедеятельности по достижению состояния благополучия (физического, душевного и социального). Поэтому «здоровый образ жизни», как социально-культурный феномен, в педагогическом контексте [5] подразумевает ин-

дивидуальную стратегию жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, которая реализуется на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности.

Однако выбор жизненной стратегии повседневного «здорового» образа жизни может проходить как трансформация пассивного образа жизни человека, обусловленная внешними обстоятельствами, так и как активный процесс самосовершенствования, направленный на саморазвитие и самоактуализацию человека при осознанном активном освоении человеком физической культуры. В этом контексте физическая культура является частью общей культуры человека и представляет собой: а) исторически обусловленное ценностное отношение индивида (общества в целом) к здоровью в форме доступных для осмысления смыслов и символов (в том числе, к индивидуальным проявлениям телесности человека через систему норм и образцов существования социально-культурного тела); б) систему понятных и доступных средств здорового образа жизни как процесса формирования и совершенствования в течение всей жизни своей телесности в соответствии с образом социально-культурного тела (совершенствование жизнеспособности в соответствии с изменениями внутренней картины здоровья).

Предложенная нами формулировка близка по существу к аналогичному определению «физической (телесной) культуры» Баринова С.Ю., Столярова В.И., Фирсина С.А. [7], но в нашей трактовке более полно раскрыта социально-культурная составляющая феномена «физическая культура» с использованием введенных нами понятий (внутренняя картина здоровья и жизнеспособность) и нового понятия «социально-культурное тело».

Понятие «природное тело», по мнению Баринова С.Ю., Столярова В.И., Фирсина С.А. [7], характеризует биологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования и развития живого организма. Соответственно «социальное тело» они рассматривают как результат взаимодействия естественно данного человеческого организма (природного тела) с социальной средой (реактивные и адаптивные «ответы» природного тела на вызовы окружающего социума). Однако кроме реактивного адаптивного ответа на вызовы (требования) окружающего социума возможна целенаправленная осознанная работа индивида над собой (своим внешним обликом, физическими качествами и свойствами организма) в соответствии с сформировавшейся личностной смысловой системой «внутренняя картина здоровья» (или с ее изменениями). Этот процесс осмысленного социально-культурного строительства своего «тела» (в отличие от реактивного адаптивного «ответа» на внешние вызовы) под влиянием уточнений и конкретиза-ций личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» является бесконечным по времени, и непосредственно связан с осмыслением и осознанием человеком личностного Я. Поэтому мы считаем целесообразным и необходимым ввести понятие «социально-культурное тело».

«Социально-культурное тело» - продукт культуросо-образного формирования и использования телесного начала человека, когда важно не только социально-функциональное предназначение природного тела, но и личностно-смыс-ловое бытие индивида.

С учетом введённых нами понятий может быть дана принципиально новая сущностная характеристика элемен-

тов физической культуры (культура здоровья, культура движений и культура телосложения), которые даны в работах Быховской И.М. [2] и Баринова С.Ю., Столярова В.И. , Фирсина С.А. и др. [7].

Мы предлогаем рассматривать культуру здоровья как полноправную, социально значимую составляющую общей культуры личности, без которой невозможно в принципе существование культурного человека и которая предполагает формирование: 1) совокупности знаний, ценностей, норм, идеалов, связанных с представлениями о здоровье и НЕ-здоровье, выражающих отношение к здоровью нему как к ценности (или, напротив, Не-ценности); 2) системы установок, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья (или же, напротив, его разрушение); 3) системы оценок состояния здоровья человека, которые включают в себя объективные оценки состояние физического здоровья и опосредованные символические оценки, характеризующие определенный образ жизни человека.

Следовательно, освоение культуры здоровья - это процесс последовательного уточнения и конкретизации личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья», который может быть охарактеризован: 1) способностью человека ориентироваться в вопросах здоровья и информационной готовностью к оздоровительной деятельности (информационно-ориентировочный компонент внутренней картины здоровья); 2) мотивационной готовностью к осознанной, длительной и целенаправленной деятельности по сохранению и укреплению здоровья (мотивацион-ный компонент внутренней картины здоровья); 3) наличие умений соответствующих желаемой оздоровительной деятельности (операционный компонент внутренней картины здоровья); 4) готовностью к осознанному противостоянию (деятельному неприятию) различных аспектов поведения, наносящих вред здоровью (праксеологический компонент внутренней картины здоровья).

Культура движений (двигательная культура), с учетом идеи Быховской И.М., Баринова С.Ю., Столярова В.И. и Фирсина С.А. [2, 7], как полноправная, социально значимая составляющая общей культуры личности, без которой также невозможно существование культурного человека, включает в себя: 1) систему знаний о двигательных способностях человека, о путях, средствах и методике их формирования и совершенствования (у себя и других) в соответствии с определенными культурными образцами; 2) осознанное понимание необходимости постоянного (в течение всей жизни) совершенствования двигательных способностей; 3) готовность к целенаправленным и длительным усилиям по развитию своих двигательных способностей; 4) систему умений по выявлению уровня развития своих двигательных способностей, разработке и реализации программы их совершенствования.

Результатом освоения человеком культуры движения (совершенствование жизнеспособности) является уровень его двигательно-пластической подготовки: 1) разнообразие проявляемых двигательных способностей и связанных с ними физических качеств, а также уровень их развития; 2) технически совершенное выполнение двигательных действий (включая чувство музыки и ритма в движениях) с учетом индивидуальных физиологических и возрастных особенностей; 3) проявление способности в движениях вы-

ражать чувства и переживания и создавать художественные образы, вызванные музыкой и т.п.

Культура телосложения как полноправная, социально значимая составляющая общей культуры личности, без которой тоже невозможно существование культурного человека, описывает содержание и приемы социокультурной модификации (коррекции) внешних характеристик природного тела в соответствии с социокультурными нормами в эстетических характеристиках «красиво - НЕ-красиво».

Другими словами, освоение культуры телосложения -это процесс последовательного совершенствования индивидуальной жизнеспособности человека, в части принятия им своего физического «Я» и его разумного совершенствования (социально-культурной модификации природного тела в социально-культурное).

Таким образом, индивидуальная физическая культура человека - это результат освоения и принятия человеком социокультурных эталонов, ценностей и норм телесности, которые, во-первых, стали достоянием его собственного внутреннего мира (внутренняя картина здоровья), и, во-вторых, их проявление в повседневной жизнедеятельности человека характеризует его образ жизни (жизнеспособность):

1) отношение человека к своему здоровью как к ценности;

2) характер этого отношения (только декларативная или реальная забота о своем психофизическом состоянии); 3) степень ориентации на реальную заботу о своем физическом состоянии в повседневной жизнедеятельности; 4) уровень знаний об организме, о его физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения; 5) многообразие используемых средств поддержания в норме и совершенствования физического состояния и различных его параметров (соматическое здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности); 6) результаты деятельности по поддержанию в норме и совершенствованию физического состояния (уровень физической подготовленности, уровень соматического здоровья, особенности телосложения, особенности проявления физических качеств и двигательных способностей); 7) стремление оказать помощь и реальное содействие другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании.

Основываясь на описанных выше дефинициях и на фундаментальных представлениях классической общей педагогики, мы утверждаем, что объектом изучения педагогики физической культуры, как отрасли общей педагогики, является образование человека в области физической культуры на протяжении всей его жизни, как одно из проявлений общечеловеческой функции передачи подрастающему поколению социально-культурного наследия и обучение его сохранению и приумножению этого наследия.

Следовательно, предметом изучения педагогики физической культуры, как отрасли общей педагогики, может быть только педагогический процесс по организации освоения подрастающим поколением физической культуры.

Другими словами, предметом изучения педагогики физической культуры является специально организованное взаимодействие субъектов образования (воспитывающих и воспитуемых) с целью освоения воспитуемыми физической культуры, как общественного культурного наследия, и формирования у них способности к применению физической культуры в индивидуальной повседневной жизнедеятельности. Поэтому физическое (соматическое) здоровье человека, физическое развитие, физическая подготовленность и физи-

ческое совершенство могут быть только опосредованными результатами образования в области физической культуры. По своим сущностным характеристикам они являются предметом изучения физиологии (физическое развитие) и педагогики спорта (физическая подготовленность и физическое совершенство).

Личностным результатом освоения физической культуры (образования в области физической культуры) являются позитивные изменения в индивидуальной личностной смысловой системе «внутренняя картина здоровья», а предметным результатом - готовность к поддержанию и совершенствованию индивидуальной психофизиологической жизнеспособности.

Задача обучения физической культуре как элемента образования в области физической культуры - это практико-ори-ентированное освоение воспитуемыми культуры движения (двигательной культуры), как процесса последовательного совершенствования их жизнеспособности. Результатом обучения физической культуре является индивидуальный уровень двигательно-пластической подготовки воспитанника.

Задача воспитания физической культуре как элемента образования в области физической культуры - это освоение воспитуемыми культуры здоровья, как процесс последовательного уточнения и конкретизации их личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья». Результатом воспитания физической культуре являются содержательные особенности индивидуальной физической культуры личности.

Попробуем теперь ответить на вопрос - что является основным средством образования в области физической культуры? Наш ответ - таких средств должно быть два, т.к. интегрированным результатом образования в области физической культуры должно стать совершенствование жизнеспособности обучающихся (результат обучения физической культуре) и одновременно последовательное уточнение и конкретизация их личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» (результат воспитания физической культуре).

Большая группа исследователей в качестве основного средства образования в области физической культуры рассматривает занятия физическими упражнениями, другая группа - занятия физкультурой или физкультурной двигательной деятельностью.

Занятия физкультурой (физкультурная двигательная деятельность) направлены на решение оздоровительно-рекреационных задач [1, 4, 7, 9, 10]: 1) формирование, изменение, сохранение или восстановление различных компонентов здоровья (оздоровительные задачи); 2) организация активного отдыха, получение позитивных эмоций от неформального общения между собой и с природой, разностороннее совершенствование и самосовершенствование личности, реализация ее творческого потенциала, восстановление (реабилитация) физических и психических сил после интенсивного труда или учебы (рекреационные задачи).

Занятия физическими упражнениями кроме занятий физкультурой включают в себя также занятия спортом (формы двигательной деятельности, используемые в процессе спортивной тренировки и подготовки человека к спортивному соревнованию) [1, 4, 7, 9, 10].

Таким образом, понятие «занятия физическими упражнениями» шире понятия «занятия физкультурой», и формально в качестве основного средства обучения физической

культуре можно было бы взять занятия физическими упражнениями.

Попробуем взглянуть на проблему выбора средства физического образования с точки зрения соматического здоровья человека (в частности, детей и подростков).

Различными медико-биологическими исследованиями [3, 6, 8] было установлено, что только умеренная регулярная двигательная активность детей и подростков способствует повышению их физического развития и работоспособности и улучшению самочувствия (уменьшение депрессии и уровня тревожности, повышение самооценки и переносимости стрессорных воздействий). В тоже время чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия), связанная с ранней и интенсивной спортивной деятельностью, приводит к истощению симпатоадреналовой системы, дефициту белка и снижению иммунитета организма (иммунодепрессия). Неадекватные возрасту и возможностям ребенка физические нагрузки могут также привести к развитию различных неврозов и неврозоподобных состояний, к развитию различных видов патологии эндокринной системы (особенно, у девочек), к нарушениям сердечно-сосудистой системы и развитию предпатологических состояний и патологических изменений в различных звеньях этой системы (в частности, артериальные гипер и гипотензии). Поэтому большинство медиков и физиологов советуют двигательную активность для младших школьников и подростков (до 14-15 лет) организовывать в формах доступных практически для всех групп здоровья с ярко выраженной оздоровительно-рекреационной направленностью.

Следовательно, основным средством обучения физической культуре детей и подростков (приемлемым для всех) могут быть только занятия физкультурой (физкультурная двигательная деятельность), направленные на решение оздоровительно-рекреационных задач. Занятия физическими упражнениями (в частности, спортом) возможны для детей и подростков с учетом их соматического здоровья и физической подготовленности.

Основной качественной оценкой эффективности обучения физической культуре детей и подростков является их отношение к занятиям физкультурой: 1) принятие идеалов, норм и образцов поведения, на основе которых определенные компоненты и разновидности занятий физкультурой, их функции оцениваются (в суждениях, мнениях, эмоциях, реальных действиях и т.п.) как значимые и важные; 2) готовность обосновать (дать осмысленное объяснение) и при необходимости доказать (защитить) ценность занятий физкультурой; 3) устойчивый систематический интерес к занятиям физкультурой, который сопровождается желанием (потребностью) участвовать в них; 4) качество и систематичность реального участия в занятиях физкультурой для достижения определенных целей; 5) формирование определенных качеств и способностей, поведения, образа жизни и т.д., являющихся результатом этих занятий.

Последовательное уточнение и конкретизация личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» возможно только в специально организованных ситуациях (жизнеутверждающих), включающих механизмы смыс-лотворчества личности [5]: 1) ситуация поиска мотивов и целей жизнедеятельности, жизненных смыслов и ценностей на основе социокультурного содержания феномена «здоровье» и ситуация анализа и оценки жизненных проблем и обстоятельств с учетом социокультурного содержания фе-

номена «здоровье» и индивидуальных особенностей жизнеспособности (смыслообразование); 2) ситуация жизненного выбора и принятия решений с учетом социокультурного содержания феномена «здоровье» и индивидуальных особенностей жизнеспособности (смыслоосознание); 3) ситуация проектирования образа жизни (совершенствование жизнеспособности во взаимосвязи с уточнением смысловой системы «внутренняя картина здоровья») и приятие ответственности за свой «проект» (смыслостроительство).

Как показали проведенные нами исследования [5], эффективным средством воспитания в области физической культуры является взаимодействие педагога и обучающихся по разрешению проблемной ситуации, которое последовательно проходит через познавательно-аналитический, конструктивный, организационный и оценочный этапы. В результате обучающийся будет способен выстраивать оптимальную индивидуально эффективную стратегию поведения внутри актуально разворачивающейся деятельности во взаимодействии с конкретной социокультурной группой, которая позволит ему достигать успеха без ущерба для своего здоровья во всех его проявлениях.

Литература

1. Бальсевич В.К., Большенков В.Г., Рябинцев Ф.П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка; 1996, № 2. С. 13-18.

2. Быховская И.М. "Homo Somatikos": Аксиология человеческого тела: Монография. М.: Эдиториал, 2000. - 208 с.

3. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: Руководство для медицинских и педагогических работ ников образовательных и лечебно-профилактических учреждений санитарно-эпидемиологической службы. М.: Издательская группа «ГЭОТАР-ме-диа», 2005. - 528 с.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений. 4-е изд. СПб.-Москва-Краснодар, 2004. 543 с.

5. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующее образование: идеи и основные понятия. // Вестник МГУ: Серия 20 Педагогическое образование, 2015, № 3. С. 52-66.

6. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство / Под ред. В.И. Стародубова, О.П. Ще-пина и др. М.: Издательская группа «ГЭОТАР-медиа», 2014. - 624 с.

7. Столяров В.И., Фирсин С.А., Баринов С.Ю. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): Монография. Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2012. - 268 с.

8. Физиолого-гигиеническое и психофизиологическое сопровождение модернизации образования (эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования) / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. - 117 с.

9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. проф. образования. 11-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.

10. Ямалетдинова Г. А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Урал. фед. унта, 2014. - 244 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.