ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
как подхода к преподаванию иностранных языков и реализации его моделей в образовательной практике российских университетов позволяет говорить об усилении тенденции к рассмотрению иностранного языка в качестве стратегического компонента системы профессиональных компетенций. Проектирование образовательных систем, которые интегрируют иноязычный компонент в структуру профессиональной деятельности, приглашение иностранных преподавателей в качестве лекторов и реализация совместных проектов позволят сделать наших специалистов конкурентоспособными на международном рынке труда и повысить статус российского образования и российской науки.
Список литературы
1. Матвиенко Л.М. Использование языка для специальных целей: особенности, проблемы, перспективы // Концепт. 2014. Спецвыпуск № 21 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14762.htm (дата обращения: 21.01.2017).
2. Программа магистратуры «Международная социология» по направлению подготовки 39.04.01 «Социология» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.soc.spbu.ru/obrazovanie/teaching/mag/soc/soc_ eo/ (дата обращения: 21.01.2017).
3. Российские вузы в мировом рейтинге QS [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/abitura_ world/20160905/1475901019.html (дата обращения: 12.01.2017).
4. Content and Language Integrated Learning (CLIL) [Electronic resource]. URL: http://www.bri-tishcouncil.org/europe/our-work-in-europe/content-and-language-integrated-learning-clil (дата обращения: 21.10.2015).
5. Gojkov Gr. Education as a Factor of Intercultural Communication // Center for Educational Policy Studies Journal. 2011. № 1(2). P. 87-104 (дата обращения: 04.01.2017).
* * *
1. Matvienko L.M. Ispol'zovanie jazyka dlja special'nyh celej: osobennosti, problemy, perspekti-vy // Koncept. 2014. Specvypusk № 21 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://e-koncept.ru/2014/14762.htm (data obrashhenija: 21.01.2017).
2. Programma magistratury «Mezhdunarodnaja sociologija» po napravleniju podgotovki 39.04.01 «So-ciologija» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. soc.spbu.ru/obrazovanie/teaching/mag/soc/soc_eo/ (data obrashhenija: 21.01.2017).
3. Rossijskie vuzy v mirovom rejtinge QS [Jelektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/abitura_world/2016 0905/1475901019.html (data obrashhenija: 12.01.2017).
Implementation of models of subject and language integrated learning in the Russian educational practice
The article deals with the basic models of the approach "subject and language integrated learning". The author proves the effectiveness of this approach in training of future professionals and provides the examples of its implementation in Russian universities. Successful implementation of the models under consideration leads to the conclusion that foreign language is regarded as a strategic component of the system of professional competences.
Key words: subject and language integrated learning, goals and contents of vocational training, integration of language and subject contents, models of subject and language integrated learning, system of competences.
(Статья поступила в редакцию 28.06.2017)
ю.в. науменко
(волгоград)
ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
С опорой на авторскую трактовку педагогической сущности социально-культурных феноменов «здоровье» и «здоровый образ ^жиз-ни» раскрывается новое педагогическое содержание социально-культурного феномена «физическая культура» и составляющих его компонентов. Впервые обосновывается необходимость использования нескольких средств в образовании в области физической культуры (двигательная физическая активность и решение жизнеутверждающих ситуаций).
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура, образование в области физической культуры, обучение и воспитание физической культуре, индивидуальная физическая культура.
В своих исследованиях [3; 4] мы обосновали педагогическую сущность социально-культурных феноменов «здоровье» и «здоровый образ жизни».
О Науменко Ю.В., 2017
- Социокультурный феномен «здоровье» в педагогическом контексте - это социокультурная характеристика человека, которая интегрирует системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности (жизнеспособность и внутренняя картина здоровья) и проявляется в успешности жизнедеятельности по достижению состояния благополучия (физического, душевного и социального).
- Социокультурный феномен «образ ^жиз-ни человека» в педагогическом контексте -это индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека (не всегда осознанная) по достижению состояния благополучия, которая построена с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности и сложившихся представлений о здоровье (внутренняя картина здоровья).
- Социокультурный феномен «здоровый образ жизни» в педагогическом контексте -это индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, которая реализуется на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности.
Поэтому становление здорового образа жизни в педагогическом контексте - это процесс личностного развития человека, интегрирующий поиск индивидуально значимого и приемлемого способа сохранения здоровья и осознанное совершенствование жизнеспособности. Логика становления здорового образа жизни заключается во взаимосвязанном переходе от осознания человеком личностной значимости ценности здоровья и необходимости здорового образа жизни через формирование системных знаний о здоровье как социально-культурном явлении и о здоровом образе жизни как специфическом и жизненно необходимом навыке личностного саморазвития (обогащение и конкретизация внутренней картины здоровья) к выработке индивидуально привлекательной и осознанной стратегии здорового образа жизни (совершенствование жизнеспособности) [3; 4].
Обогащение и конкретизация личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» предполагает ее последовательное развитие на нескольких уровнях (информационно-пассивном, адаптивно-поддерживающем, ресурсно-прагматическом и личностно ориентированном). Совершенствование жизнеспособности происходит в процессе взаимодополне-
ния и взаимообогащения на психофизиологическом и социально-личностном уровнях.
Становление здорового образа жизни может проходить как пассивная трансформация сформированного образа жизни человека, управляемого обстоятельствами «извне», так и как активный процесс самосовершенствования, направленный на саморазвитие и самоактуализацию человека, организуемый и управляемый самой личностью, основанный на индивидуальных особенностях организма и подразумевающий адекватный приоритет здоровья над материальными ценностями.
Педагогическая сущность активного становления здорового образа жизни заключается в осознании личностью ценности здоровья (качественное изменение уровня научных и бытовых знаний об организме и окружающей среде) и инструментальной значимости навыков здорового образа жизни как средства сбережения и совершенствования своей психофизиологической жизнеспособности, а также реализации накопленных знаний о здоровом образе жизни на практике с учетом индивидуальных особенностей (антропометрические данные, темперамент, физиологическое состояние организма и др.). Другими словами, активное становление здорового образа жизни возможно только при осознанном активном освоении человеком физической культуры.
Под физической культурой мы понимаем исторически изменяющееся позитивно-ценностное отношение субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к телесности, которое формируется в процессе осмысления определенных социальных идеалов, смыслов, символов, норм и образцов существования социально-культурного тела (уточнение и гармонизация внутренней картины здоровья) и которое предполагает осознанное активное становление здорового образа жизни (совершенствование жизнеспособности), в результате чего происходит превращение природного тела в социально-культурное.
Предложенная нами формулировка близка, по существу, к аналогичному определению физической (телесной) культуры С.Ю. Бари-нова, В.И. Столярова и С.А. Фирсина [5], но в нашей трактовке более полно раскрыта социокультурная составляющая феномена «физическая культура» с использованием введенных нами понятий (внутренняя картина здоровья и жизнеспособность) и нового понятия «социально-культурное тело».
Понятие «природное тело», по мнению С.Ю. Баринова, В.И. Столярова и С.А. Фирси-
на [5], характеризует биологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования и развития живого организма. Соответственно, «социальное тело» они рассматривают как результат взаимодействия естественно данного человеческого организма (природного тела) с социальной средой (реактивные и адаптивные «ответы» природного тела на вызовы (требования) окружающего социума).
однако кроме реактивного адаптивного ответа на вызовы (требования) окружающего социума возможна целенаправленная осознанная работа индивида над собой (своим внешним обликом, физическими качествами и свойствами организма) в соответствии с формировавшейся личностной смысловой системой «внутренняя картина здоровья». И этот процесс осмысленного социально-культурного строительства своего «тела» (в отличие от реактивного адаптивного «ответа» на внешние вызовы) является бесконечным по времени, т.к. изменения внутренней картины здоровья обязательно будут сопровождаться модернизацией наличного «тела». Поэтому мы считаем целесообразным и необходимым введение понятия «социально-культурное тело».
Социально-культурное тело - это продукт культуросообразного формирования и использования телесного начала человека, когда важно не только социально-функциональное предназначение природного тела, но и его личностно-смысловое бытие.
С учетом введенных нами понятий может быть дана принципиально новая сущностная характеристика элементов физической культуры (культура здоровья, культура движений и культура телосложения), которые даны в работах В.К. Бальсевич, В.Г. Большенкова, Ф.П. Рябинцева [1], И.М. Быховской [2], С.ю. Баринова, в.И. Столярова и С.А. Фир-сина [5].
Мы предлагаем рассматривать культуру здоровья как полноправную, социально значимую составляющую культуры общества и личности, как один из жизнеобеспечивающих компонентов существования человека культурного, предполагающий формирование:
- совокупности знаний, ценностей, норм, идеалов, связанных с представлениями о здоровье и НЕ-здоровье, выражающих отношение к здоровью как к ценности (или, напротив, не-ценности);
- системы установок, выполняющих ре-гулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укре-
ЖИЕ НАУКИ -
пление здоровья (или же, напротив, его разрушение);
- системы оценок состояния здоровья человека, которые включают в себя объективные оценки непосредственного характера (объективное состояние физического здоровья) и опосредованные символические оценки, характеризующие определенный образ жизни человека (например, здоровый или нездоровый вид).
Таким образом, освоение культуры здоровья - это процесс последовательного уточнения и конкретизации личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья», который может быть охарактеризован такими показателями, как:
- способность человека ориентироваться в мире здоровья, а также его грамотность в вопросах здоровья и информационная готовность к оздоровительной деятельности (сформиро-ванность информационно-ориентировочного компонента внутренней картины здоровья);
- мотивационная готовность человека к осознанной и целенаправленной деятельности по сохранению и укреплению здоровья - наличие интереса к здоровью, здоровому образу жизни, сформированность потребности в заботе о здоровье (сформированность мотиваци-онного компонента внутренней картины здоровья);
- деятельностная (операциональная) готовность человека к оздоровительной деятельности (сформированность операционального компонента внутренней картины здоровья);
- принятие человеком здорового образа жизни и сознательное использование различных элементов здоровьесберегающего поведения (правильная организация труда и отдыха, сбалансированное питание, регулярные занятия физическими упражнениями и спортом и т.д.), а также осознанное противостояние (деятельное неприятие) различных аспектов поведения, наносящих вред здоровью (сформи-рованность праксеологического компонента внутренней картины здоровья).
Уровень проявления вышеназванных показателей личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» не только служат характеристиками освоения человеком культуры здоровья, но являются также характеристиками реального состояния его здоровья как социально-культурного феномена.
Культура движений (двигательная культура) с учетом идеи В.К. Бальсевич, В.Г. Большенкова, Ф.П. Рябинцева [1], И.М. Быховской [2], С.Ю. Баринова, В.И. Столярова и
С.А. Фирсина [5] как полноправная, социально значимая составляющая культуры общества и личности, как один из жизнеобеспечивающих компонентов существования человека культурного включает в себя:
- знания о том, что такое двигательные способности человека, о путях, средствах, методике их формирования и совершенствования (у себя и других) в соответствии с определенными культурными образцами этих способностей;
- понимание и обоснование значимости двигательных способностей, необходимости их формирования и совершенствования в соответствии с определенными культурными образцами и нормами;
- стремление (желание) человека определить уровень развития своих двигательных способностей и добиться его повышения в соответствии с определенными культурными образцами и нормами;
- приемы реальной деятельности человека, направленной на выявление уровня развития своих двигательных способностей, разработку и реализацию программы их совершенствования.
Сравнивая определение культуры движения и сформулированное ранее определение жизнеспособности человека, мы можем сделать следующий вывод: освоение культуры движения (двигательной культуры) - это процесс последовательного совершенствования жизнеспособности человека (в частности, психофизиологической).
Результатом освоения человеком культуры движения является уровень его двигательно-пластической подготовки, который включает в себя [1; 2; 5]:
- разнообразие двигательных способностей и связанных с ними физических качеств, а также уровень их развития;
- технически совершенное выполнение двигательных действий (легкость и непринужденность, точность и законченность), включая чувство музыки и ритма в движениях;
- уровень «одухотворенности» движения или проявление способности в движениях (жестах, мимике, позах, походке) выражать чувства и переживания, вызванные музыкой, картинами природы, ситуацией, обстановкой и т.д., а также проявление способности в движениях создавать художественные образы.
Культура телосложения как полноправная, социально значимая составляющая культуры общества и личности, как один из жизнеобеспечивающих компонентов существова-
ния человека культурного описывает содержание и приемы социокультурной модификации (коррекции) внешних характеристик природного тела в соответствии с социокультурными нормами в эстетических характеристиках «красиво - НЕ-красиво».
Другими словами, освоение культуры телосложения - это процесс последовательного совершенствования социально-личностной жизнеспособности человека в части принятия своего физического Я и его совершенствования в результате социокультурной модификации природного тела к социально-культурному телу.
Таким образом, индивидуальная физическая культура человека - это результат освоения и принятия человеком (интериоризации) социокультурных эталонов, ценностей и норм телесности, которые, во-первых, стали достоянием его собственного внутреннего мира (внутренняя картина здоровья), и, во-вторых, проявляясь в повседневной жизнедеятельности человека, характеризуют его образ жизни (жизнеспособность).
Индивидуальная физическая культура личности включает в себя не только социально сформированные физические качества и двигательные способности. Человек с высоким уровнем развития физической культуры должен хорошо знать закономерности функционирования и развития организма, пути, механизмы и средства воздействия на него. У такого человека должна быть выработана потребность в систематическом воздействии на свое физическое состояние с целью изменения его в нужном направлении. Он должен обладать умениями и навыками правильно (в соответствии с принятыми в обществе нормами и образцами) использовать наиболее эффективные средства такого воздействия и применять эти умения и навыки в своем реальном поведении. он должен быть готов и проявлять желание оказать помощь и реальное содействие другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании.
Основываясь на фундаментальных представлениях классической общей педагогики (Н.В. Бордовская и А.А. Реан; В.А. Сласте-нин, И.Ф. Исаев и Е.Н. Шиянов; В.И. Смирнов и др.), мы утверждаем, что объектом изучения педагогики физической культуры (отрасли общей педагогики) является образование человека в области физической культуры на протяжении всей его жизни как обязательная часть общечеловеческой функции по пере-
даче подрастающему поколению социально-культурного наследия и обучение его сохранению и приумножению.
Следовательно, предметом изучения педагогики физической культуры как отрасли общей педагогики может быть только педагогический процесс по организации освоения подрастающим поколением физической культуры, т.е. специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) субъектов образования (воспитывающих и воспитуемых) с целью освоения воспитуемыми физической культуры как общественного культурного наследия и формирования у них способности к применению физической культуры в индивидуальной повседневной жизнедеятельности.
общественным культурным наследием является только осознанный опыт по сохранению и совершенствованию физического (соматического) здоровья человека, представленный в системе определенных знаний, специфических умениях и смысловых представлениях, описывающих «что значит быть здоровым» (опыт здорового образа жизни). Поэтому физическое (соматическое) здоровье (как физическое развитие, физическая подготовленность и физическое совершенство человека) не может быть объектом изучения педагогики, т.к. культурно наследуется, обогащается и передается личностный опыт освоения физической культуры.
Личностным результатом освоения физической культуры (физкультурного образования) являются позитивные изменения в индивидуальной личностной смысловой системе «внутренняя картина здоровья», а узкопредметным результатом - готовность к поддержанию и совершенствованию индивидуальной психофизиологической жизнеспособности.
В связи с этим под образованием в области физической культуры мы будем понимать целенаправленное формирование личности в условиях специально организованного взаимодействия воспитателей и воспитуемых (в единстве обучения и воспитания в области физической культуры) по освоению последними физической культуры как части общечеловеческой культуры.
Задача обучения физической культуре как элемента образования в области физической культуры - это практико-ориентированное освоение воспитуемыми культуры движения (двигательная культура) как процесса последовательного совершенствования их жизне-
ЖИЕ НАУКИ -
способности, которое подразумевает формирование у воспитуемых:
- систематических знаний о том, что такое двигательные способности человека, о путях, средствах, методике их формирования и совершенствования (у себя и других) в соответствии с определенными культурными образцами этих способностей;
- осознанного понимания и умения убедительного обоснования значимости двигательных способностей, необходимости их формирования и совершенствования в соответствии с определенными культурными образцами и нормами;
- устойчивого постоянного стремления (желания) повышения уровня развития своих двигательных способностей в соответствии с определенными культурными образцами и нормами;
- готовности к реальной деятельности по выявлению уровня развития своих двигательных способностей, а также по проектированию и реализации программы их совершенствования.
Результатом обучения физической культуре (совершенствования психофизиологической жизнеспособности) является индивидуальный уровень двигательно-пластической подготовки воспитанника.
Задача воспитания физической культуры как элемента образования в области физической культуры - это освоение воспитуемыми культуры здоровья как процесс последовательного уточнения и конкретизации их личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья», которое подразумевает формирование у воспитуемых:
- способности ориентироваться в вопросах здоровья и информационную готовность к оздоровительной деятельности;
- мотивационной готовности к осознанной и целенаправленной деятельности по сохранению и укреплению здоровья (наличие интереса к здоровью, здоровому образу жизни, проявление потребности в заботе о здоровье);
- системы умений, навыков и способностей, позволяющих самостоятельно заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей;
- смысла (понимания) содержания здорового образа жизни и различных элементов са-мосохранительного поведения (правильная организация труда и отдыха, сбалансированное питание, регулярные занятия физическими упражнениями и спортом и т.д.), а также
понимания различных аспектов повседневного поведения, наносящих вред здоровью.
Результатами воспитания физической культуры являются содержательные особенности индивидуальной физической культуры личности:
- отношение человека к своему здоровью как к ценности;
- характер этого отношения (только декларативное или реальная забота о своем психофизическом состоянии, предполагающая сознательную целенаправленную деятельность с целью его поддержания в норме и совершенствования различных его параметров);
- степень ориентации на реальную заботу о своем физическом состоянии в повседневной жизнедеятельности;
- уровень знаний об организме, о его физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения;
- характер ценностей, которые индивид связывает с телом, одобряемые и реализуемые им на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии;
- многообразие используемых средств поддержания в норме и совершенствования физического состояния и различных его параметров (соматическое здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности);
- умение эффективно применять эти средства поддержания в норме и совершенствования физического состояния и различных его параметров;
- результаты деятельности по поддержанию в норме и совершенствованию физического состояния (уровень физической подготовленности, уровень соматического здоровья, особенности телосложения, особенности проявления физических качеств и двигательных способностей);
- стремление оказать помощь и реальное содействие другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании, а также наличие соответствующих знаний, умений, ценностных ориентаций и т.д.
Список литературы
1. Бальсевич В.К., Большенков В.Г., Рябинцев Ф.П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 2. С. 13-18.
2. Быховская И.М. "Homo Somatikos": Аксиология человеческого тела: моногр. М.: Эдиториал, 2000.
3. Науменко Ю.В. Методология, концепция и технология здоровьеформирующего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 5(14). С. 115-146.
4. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующее образование: идеи и основные понятия // Вестн. МГУ. Сер. 20: Педагогическое образование. 2015. № 3. С. 52-66.
5. Столяров В.И., Фирсин С.А., Баринов С.Ю. Содержание и структура физкультурно-спортив-ного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): моногр. Саратов: ООО Изд. центр «Наука», 2012.
* * *
1. Bal'sevich V.K., Bol'shenkov V.G., Rjabin-cev F.P. Koncepcija fizicheskogo vospitanija s ozdo-rovitel'noj napravlennost'ju uchashhihsja nachal'nyh klassov obshheobrazovatel'nyh shkol // Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 1996. № 2. S. 13-18.
2. Byhovskaja I.M. "Homo Somatikos": Aksio-logija chelovecheskogo tela: monogr. M.: Jeditorial, 2000.
3. Naumenko Ju.V. Metodologija, koncepcija i tehnologija zdorov'eformirujushhego obrazovanija // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2013. № 5(14). S. 115-146.
4. Naumenko Ju.V. Zdorov'eformirujushhee obrazovanie: idei i osnovnye ponjatija // Vestn. MGU. Ser. 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2015. № 3. S. 5266.
5. Stoljarov V.I., Firsin S.A., Barinov S.Ju. So-derzhanie i struktura fizkul'turno-sportivnogo vospitanija detej i molodezhi (teoreticheskij analiz): monogr. Saratov: OOO Izd. centr «Nauka», 2012.
Education in the field of physical culture as a socio-pedagogical phenomenon
Based on the author's interpretation of the pedagogical essence of the socio-cultural phenomena of "health" and "healthy lifestyle", the article represents new pedagogical contents of the socio-cultural phenomenon of "physical culture" and its components. For the first time the necessity of using several tools in physical education is proved (movement and physical activity, solution of life-affirming situations).
Key words: health, healthy lifestyle, physical culture, physical education, physical education and training, individual physical culture.
(Статья поступила в редакцию 19.07.2017)