Научная статья на тему 'Отношение преподавателей физической культуры к оценке своего здоровья и физической подготовленности'

Отношение преподавателей физической культуры к оценке своего здоровья и физической подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич, Липский Евгений Владимирович

В статье рассматриваются проблемы подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта к проведению занятий. В статье рассматриваются вопросы по оценке преподавателей своего физического потенциала в области физической культурой и спорта, их уровня знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич, Липский Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude of teachers of physical culture to evaluation of its health and physical preparedness

The article deals with the problems of the preparedness of specialists in the field of physical culture and sports for conducting classes. The article deals with the assessment by the teachers of their physical potential in the field of physical culture and sports, their level of knowledge about the body, the physical state, the means of influencing on it and the methods of applying them.

Текст научной работы на тему «Отношение преподавателей физической культуры к оценке своего здоровья и физической подготовленности»

pp. 10-13.

6. Fedotova, I.V. and Statsenko, M.E. (2011), "Gender and age peculiarities of adaptation of the organism to complete sports activities", Vestnik of Volgograd state medical University, No. 5, pp. 102.

7. De Carli, A.N., Lanzetti, R.M., Ciompi, A.D. and Lupariello, D.N. (2015), "Can platelet-rich plasma have a role in Achilles tendon surgical repair", Knee Surg Sports Traumatol Arthrosc, Mar. 22, pp. 68-75.

8. Laine, M.K., Eriksson, J.G. and Kujala, U.M., (2015), "Former male elite athletes have better metabolic health in late life than their controls", Scand. J. Med. Sci Sports, Mar. 10, pp. 134-142.

Контактная информация: d2264@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.03.2018

УДК 796.011.1

ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОЦЕНКЕ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва, Евгений Владимирович Липский, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта к проведению занятий. В статье рассматриваются вопросы по оценке преподавателей своего физического потенциала в области физической культурой и спорта, их уровня знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовленность, физическое состояние.

ATTITUDE OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE TO EVALUATION OF ITS HEALTH AND PHYSICAL PREPAREDNESS

Sergey Anatolievich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Social Management, Moscow, Evgeny Vladimirovich Lipsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian University of Transport (MUT), Moscow

Annotation

The article deals with the problems of the preparedness of specialists in the field of physical culture and sports for conducting classes. The article deals with the assessment by the teachers of their physical potential in the field of physical culture and sports, their level of knowledge about the body, the physical state, the means of influencing on it and the methods of applying them.

Keywords: physical culture, physical readiness, physical condition.

ВВЕДЕНИЕ

Огромную роль в формирование интереса к занятиям физической культурой и спорта играет преподаватель (учитель) физической культуры. От умения преподавателя в организации учебно-воспитательного процесса, физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя зависит качества преподавания предмета «Физическая культура».

Умение разрешение конфликтов на занятиях физической культуры между учащимися, преподавателями, родителями, владение способами их анализа и разрешения, и риторическая компетентность (культура речевого взаимодействия) играет важнейшую функцию в создание мотивационной детерминантной поведения у детей и молодежи.

Решаемые на занятиях физической культуры учащимися познавательных задач, которые запланированные преподавателем, поиск нестандартных решений, способствует

повышению мотивации детей и молодежи к занятиям физической культуры.

Преподавателю физической культуры благодаря динамичности, насыщенности занятий разнообразными движениями необходимо двигаться, выполнять физические упражнения, рационально выбирать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки школьников.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основная цель исследования: выявление преподавателей к проведению занятий по физической культуры работы с детьми и молодежи

1. Исследовать отношения преподавателей к оценке своего здоровья.

2. Определить преподавателя оценку своего физического потенциала в области физической культурой и спорта.

3. Выявить показатели физической активности специалистов в области физической культуры и спорта.

4. Выявить самооценку уровня физической подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводились на базе Российского университета транспорта (МИИТ) среди преподавателей физической культуры, а также учителей физической культуры Московской области в период сентябрь 2017 - март 2018 г. Из них: 195 (47,6%) респондентов - мужчин и 215 (52,4%) - женщин.

Исследование отношения преподавателей к оценке своего здоровья, физической подготовленности и двигательных способностей показала, что: отличное здоровье (болеют не чаще 1 раза в 2-3 года и реже) показали 8% респондентов - из них 7% мужчин и 9% женщин. Большинство - 41% имеют хорошее здоровье. Испытывают различные недомогания не чаще 1 раза в год 46% мужчин и 36% женщин.

При оценке своего физического потенциала в области физической культурой и спорта большинство специалистов - 58% выбрали следующее: могут заниматься только «щадящими» видами спорта и физической культуры, которые не требуют нагрузки, 64% мужчин и 52% женщин. Не могут заниматься спортом и физической культурой по состоянию здоровья 21% респондентов (18% мужчин и 24% женщин). Могут заниматься физической культурой и спортом регулярно, но в качестве любителя, без особых нагрузок, 14% специалистов - из них 12% мужчин и 16% женщин. Только 4% специалистов могу выносить ежедневные физические нагрузки, заниматься спортом профессионально.

Показатели физической активности специалистов в области физической культуры и спорта. 81% респондентов занимаются физкультурой только в школе (вузе), из них 78% мужчины и 84% женщин. 9,5% ведут активный образ жизни, из них 11% мужчин и 8% женщин. Только 5% занимаются спортом и за пределами школы (вуза) - 8% мужчины и 2% женщин. Всего 4,5% респондентов ведут малоподвижный образ жизни.

Самооценка уровня физической подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта. При самооценке уровня своей физической подготовленности 65,5% выбрали средний уровень, из них 68% мужчин и 63% женщин. Низкий уровень выбрали 29,5% респондентов (25% мужчин и 34% женщин). Высокий уровень выбрали только 5% респондентов (7% мужчин и 3% женщин).

Ответы о помощи регулярных физических упражнений человеку, которого беспокоит состояние его здоровья. «Нисколько не сомневаюсь в этом» - 59,5% специалистов, из них 58% мужчин и 61% женщин. «Есть некоторые сомнения в этом» - у 27% респондентов (30% мужчин и 24% женщин). «Очень сильные сомнения в этом» - у 10,5% респондентов. Лишь у 3% респондентов есть уверенность в том, что занятия физическими упражнениями

не помогут данному человеку. Никто из респондентов не затруднился с ответами на данный вопрос.

Представлены показатели знаний и основных компонентов телесной культуры личности у специалистов, занимающихся физической культурой и спортом. Так, отношение человека к своему телу как к ценности в полной мере ответили 12% мужчин и 15% женщин, в какой-то мере - 68% мужчин и 73% женщин, совсем нет - 16% мужчин и 12% женщин.

Уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения ответили в полной мере 4% мужчин и 12% женщин, в какой-то мере - 46% мужчин и 53% женщин, совсем нет - 50% мужчин и 35% женщин. Характер ценностей, которые индивид связывает с телом, одобряемые и реализуемые им на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии, ответили в полной мере 3% мужчин и 1% женщин, в какой-то мере - 19% мужчин и 13% женщин, совсем нет - 78% мужчин и 86% женщин.

Многообразие используемых средств поддержания в норме и совершенствования физического состояния, различных его параметров - здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей - ответили в полной мере 2% мужчин и 0% женщин, в какой-то мере - 6% мужчин и 3% женщин, совсем нет - 92% мужчин и 97% женщин.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство специалистов в области физической культуры и спорта преподаватели (учителя) позитивно относятся к оценке своего здоровья, физической подготовленности и двигательных способностей.

1. Преподавателям не хватает знаний и основных компонентов телесной культуры личности у специалистов для формирования и совершенствования физической, психической, нравственной, эстетической, коммуникативной, экологической культуры человека, его интеллектуальных, творческих и других способностях, о путях реализации этих возможностей и т. д.

2. На занятиях большинство преподавателей не используют многообразных средств и методов для поддержания в норме и совершенствования физического состояния, различных их параметров - здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Столяров, В.И. Личностно-ориентированное комплексное физическое воспитание школьников : монография. / В.И. Столяров, С.А. Фирсин. - Саратов : ООО «Издательский Центр «Наука», 2017. - 192 с.

2. Столяров, В.И. Методы личностно-ориентированного комплексного физического воспитания школьников : монография. / В.И. Столяров, С.А. Фирсин. - Саратов : ООО «Издательский Центр «Наука», 2017. - 272 с.

3. Фирсин, С.А. Отношение к физической культуре и физкультурно-спортивной деятельности школьников и студентов в XXI веке / С.А. Фирсин, Т.Ю. Маскаева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2014. - Т. 14. - № 4. - С. 9-12.

4. Фирсин, С.А. Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах / С.А. Фирсин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 159-162.

5. Фирсин, С.А. Современная комплексная система физического воспитания детей и молодежи / С.А. Фирсин // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 1. - № 1. - С. 51-53.

REFERENCES

1. Stolyarov, V.I. and Firsin, S.A. (2017), Personally oriented complex physical education of schoolchildren: monograph, Publishing Center "Nauka", Saratov.

2. Stolyarov, V.I. and Firsin, S.A. (2017), Methods of personality-oriented complex physical education of schoolchildren: monograph, Publishing Center "Nauka", Saratov.

3. Firsin, S.A. and Maskayeva, T.Yu. (2014), "Attitude to physical culture and sports and sports activities of schoolchildren and students in the XXI century", Herald of SUSU. Series "Education, Health, Physical Culture", Vol. 14, No. 4, pp. 9-12.

4. Firsin, S.A. (2014), "Ways of modernization of physical education in comprehensive schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 159-162.

5. Firsin, S.A. (2017), "The modern complex system of physical education of children and youth", Progress in Modern Science, Vol. 1, No. 1, pp. 51-53.

Контактная информация: firsinsa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2018

УДК 378.147

АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Артем Александрович Фортунатов, кандидат педагогических наук, доцент, АНО ВО «Московский гуманитарный университет» (МосГУ), г. Москва

Аннотация

В данной статье дается анализ основных методологических подходов, используемых в педагогике, для формирования экологической культуры личности. Исходя из работ А.В. Мудрика, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина и др., нами были рассмотрены следующие методологические подходы: личностный, деятельностный, культурологический, системный, целостный, антропологический и этнопедагогический. Основываясь на проведенном нами исследовании возможности применения основных методологических подходов педагогики в процессе развития экологической культуры личности обучающегося, мы приходим к выводу о том, что необходим подход, направленный на ее формирование и развитие. Таким подходом на наш взгляд является экосоциокультурный подход.

Ключевые слова: подход, методологические подходы, экологическое образование, экологическая культура личности, экосоциокультурный подход.

ANALYSIS OF METHODOLOGICAL APPROACHES USED FOR FORMING ECOLOGICAL CULTURE OF THE PERSONALITY

Artem Aleksandrovich Fortunatov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Humanities University, Moscow

Annotation

In this article, the analysis of the main methodological approaches used in pedagogics, applied to formation of the ecological culture of the personality is given. Proceeding from the works by A.V. Mudrik, V.A. Sitarov, V.A. Slastenin, etc., us have considered the following methodological approaches: the personal, activity, culturological, system, complete, anthropological and ethno-pedagogical. Proceeding from the research of the possibility of application of the main methodological approaches of pedagogics conducted by us in development of ecological culture of the identity of the student, we come to the conclusion that the approach directed to its formation and development is necessary. Such approach in our opinion is eco-sociocultural approach.

Keywords: approach, methodological approaches, ecological education, ecological culture of the personality, eco-sociocultural approach.

Исходя из проведенного нами анализа работ Т.С. Базаровой [1], Е.Н. Гусаровой [4], З.А. Каргиной [9], В.В. Краевского [12], Л.Г. Логиновой [13], А.В. Мудрик [14], В.А. Ситарова [18], В.А. Сластенина [19] и др. были выделены следующие основные методологические подходы, используемые в педагогике, которые могут применяться в процессе развития экологической культуры: личностный, деятельностный, культурологический,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.