теля физкультуры. Почти треть учащихся отметили, что их привлекает к занятиям физкультурой то, что в их школе работает хороший учитель. Только 11,3% учащихся высказали претензии учителю.
Сегодня в общеобразовательной школе работают профессионально подготовленные специалисты. В нашем исследовании среди учителей физкультуры почти 90% имеют высшее образование. Лишь 1,4% учителей имеет среднее образование. Мужчин-учителей
- 48,3%, женщин - 51,7%.
Исследование показало, что именно фактор высшего профессионального образования и опыт работы в школе существенно влияют на качество организации процесса физического воспитания. Более опытные и профессионально подготовленные учителя физкультуры активно используют в своей работе новейшие технологии, применяют новые средства и методы работы.
2. По мнению учителей, в педагогических коллективах школ сохраняется недооценка роли уроков физкультуры (35,0%) и недостаточное внимание к предмету «Физическая культура» со стороны органов образования (27,2%). В определенной степени эта недооценка влияет на отношение учащихся к урокам физкультуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фирсин, С.А. Социологический анализ отношения школьников к физическому воспитанию / С.А. Фирсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 138-140.
2. Фирсин, С.А. Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах / С.А. Фирсин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117).
- С. 159-162.
REFERENCES
1. Firsin, S.A. (2014), "Sociological analysis of the relation of schoolboys to physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 138-140.
2. Firsin, S.A. (2014), "Path of modernization of physical education in secondary schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 159-162.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2015.
УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ
ШКОЛЬНИКОВ
Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва
Аннотация
Статья посвящена физической культуре и спорту в системе ценностей школьников. В процессе исследования выяснялось, что растет значение социально обусловленных мотивов таких, как «стать более привлекательным для лиц другого пола»; «улучшить осанку, телосложение»; «сегодня модно быть спортивным»; «расширить сферу общения»; «приобрести умения и навыки, необходимые для будущей профессии». Полученные результаты подтверждают общую тенденцию роста значимости физической культуры и спорта в системе ценностей современного общества.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, ценностные ориентации.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p184-187
PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN THE VALUE SYSTEM OF PUPILS
Sergey Anatolevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Social Management, Moscow
Annotation
Article is devoted to the physical education and sports in the value system of the students. During the investigation it became clear that there is growing importance of the socially determined motives such as "to become more attractive to persons of the opposite sex"; "improve posture, physique"; "today it is fashionable to do sports"; "expand the scope of communication"; "Gain the skills necessary for their future profession." These results confirm the general trend of the growing importance of physical culture and sports in the value system of the modern society.
Keywords: physical culture, sports, and value orientations.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение тенденций развития физической культуры и спорта в современном обществе и отражение этих тенденций в программах физического воспитания для образовательных учреждений показывает, что определенные актуальные требования настоятельно просятся в содержание физического воспитания. Так, сегодня сохраняется потребность у учащихся в получении знаний о сохранении и укреплении здоровья [1].
Основные ценности школьников к физической культуре и спорту имеют высокий рейтинг в системе общезначимых ценностей современной молодежи России. Школьники высоко оценивают значение активных занятий физкультурой и спортом. В старших классах оценка значимости физической культуры и спорта незначительно снижается [1].
Цель исследования: определить отношение школьников к физической культуре и спорту в системе ценностей современного общества.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Всего опрошено 2085 школьников. Из них: 69 человек (3,3%) - учащиеся 4-5 классов, 695 (33,3%) - 6-7 классов, 740 (35,5%) - 8-9 классов и 579 (27,8%) - 10-11 классов. 1000 (48,0%) респондентов - мужского пола и 1085 (52,0%) - женского [2].
По результатам исследования выявлено, что школьники высоко оценивают значимость физической культуры и спорта для современного человека. 63,3% считают, что в настоящее время активные занятия физкультурой и спортом имеют очень большое значение для человека и 23,5% признали такое значение не очень важным. Только 3,3% опрошенных считают, что активные занятия физкультурой и спортом не представляют ценности (по крайней мере, существенной) для человека. Однако при оценке значения этих занятий лично для себя число учащихся, оценивающих их как очень важные, уменьшилось до 56,1% и возросло число учащихся, для которых они не являются очень важными - 37,1%. Число учащихся, для которых эти занятия не представляют ценности, практически осталось на том же уровне - 3,9%.
Так, если учащиеся 6-7 классов признали значимость очень высокой: в общем -73,4%, а для себя лично - 61,0%, то в 8-9 классах соответственно - 66,5% и 53,9%, а в 1011 классах 65,6% и 50,0%.
Значительное место занимают и социальные мотивы: стать более привлекательным для лиц другого пола (33,6%); расширить сферу общения (27,3%); приобрести умения и навыки, необходимые для будущей профессии (25,0%). Примечательно, что на вопрос: «Волнует ли Вас то, как окружающие оценивают Ваше физическое развитие и здоровье»? только 31,0% ответили, «что мне это безразлично». 21,5% ответили, что их это очень волнует и 47,4%, что немного волнует. Значит, активные занятия физкультурой и спортом становятся важным средством решения для школьников такой социальной про-
блемы, как соответствие значимым в культуре эталонам здоровья и физических кондиций.
Высокий рейтинг ценностей физической культуры подтвердился при изучении мнения учащихся о современном культурном человеке. Показатели физического здоровья как атрибут этого человека уступают только наличию умственных способностей (74,7%): на хорошее здоровье указало 56,9%; на отличное физическое состояние - 50,3%. Эти показатели более значимы у учащихся, чем приобщенность к музыке и литературе (34,9%), а также к кино и театру (28,7%). На необходимость для современного культурного человека систематически заниматься физическими упражнениями (спортом) указало 27,1% опрошенных. Эти данные свидетельствуют о том, что у школьников формируется позитивное отношение к ценностям физической культуры.
Активно проникают в повседневную жизнь современного общества и ценности спорта. Спорт как зрелище, как сфера досуга становится все более популярным. В нашем исследовании учащиеся проявили интерес к спорту в форме массового зрелища. По телевизору смотрят спортивные соревнования 66,3% опрошенных, посещают спортивные зрелища - 30,8%, читают спортивные газеты и журналы (спортивные разделы в других газетах и журналах, статьи о спорте и т. п.) - 19,1%.
Вместе с тем, когда мы говорим о месте физической культуры и спорта в системе общезначимых ценностей, необходимо учитывать наследие культурных традиций недооценки их роли в формировании личности. Эта недооценка проявляется в преобладании понимания значения занятий физкультурой для укрепления здоровья в ущерб пониманию их роли в качестве фактора воспитания воли и характера молодого человека. Так, крайне мало респондентов (всего 71 чел., 4,1%) признает позитивное влияние занятий физкультурой и спортом на психические и духовно-нравственные качества человека. Так, только 1,1% (18 чел.) признают их позитивное влияние на «настроение», 0,9% (16 чел.) - на «уверенность», 0,9% (15 чел.) - на «развитие человека», 0,5% (9 чел.) - на «характер», 0,5% (9 чел.) - на «волю», 0,1% (2 чел.) - на «развитие умственных способностей» и 0,1% (2 чел.) - на «культуру».
ВЫВОДЫ
1. Учителя физкультуры в качестве факторов, мешающих эффективной организации уроков физкультуры и физкультурно-спортивной работы в целом, указали недостаточное внимание к предмету «Физическая культура» со стороны органов образования (27,25) и недооценку роли уроков физкультуры педагогическим коллективом школ (35,05).
2. Исследование вскрыло существенную недооценку роли активных занятий физкультурой и спортом для всестороннего развития личности, как мощного фактора социализации подрастающего поколения и средства воспитания характера, укоренения морально-этических и эстетических ценностей в структуру ценностей российской молодежи.
Таким образом, активные занятия физкультурой и спортом занимают значительное место в структуре их ценностных ориентаций, даже, несмотря на то, что в старших классах этот показатель незначительно снижается [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Фирсин, С.А. Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах / С.А. Фирсин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 159-162.
2. Фирсин, С.А. Отношение учителей физической культуры к новациям в процессе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ / С.А. Фирсин, Н.И. Ковалева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 3. - С. 10-12.
REFERENCES
1. Firsin, S.A. (2014), "Path of modernization of physical education in secondary schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 159-162.
2. Firsin, S.A. and Kovaleva, N.I. (2014)," The ratio of teachers of physical training to innovations in the process of physical education of schoolchildren", Physical Culture, Sport - Science and Practice, No. 3, pp. 10-12.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2015.
УДК 796:575
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВРЕМЕННОЙ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ЭНДОГЕННОГО ГОДОВОГО ЦИКЛА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ЛЕТАЛЬНЫМИ
ИСХОДАМИ
Валентина Ивановна Шапошникова, кандидат педагогических наук, профессор, Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Рюрик Платонович Нарциссов, доктор медицинских наук, заведующий лаборатории
цитохимии, Научно исследовательский институт педиатрии РАМН
Аннотация
Временная генетическая программа эндогенного годового цикла (ЭГЦ) начинается от месяца зачатия, состоит из 4-х трехмесячных периодов (триместров), трех триместров утробного периода и одного триместра после рождения ребенка, а «структура» первого ЭГЦ квантуется в процессе онтогенеза. В каждом триместре утробного развития чередуются периоды преимущественного повышения интенсивности процессов метаболизма и периоды преимущественного увеличения двигательной активности. Периоды первого ЭГЦ преимущественного повышения интенсивности процессов метаболизма являются в онтогенезе «зонами риска»: (возрастает риск осложнений после вакцинации, увеличивается количество заболеваний и случаев смерти человека). Периоды первого ЭГЦ преимущественного увеличения двигательной активности, являются в онтогенезе наиболее благоприятными, для проявления максимальной соревновательной деятельности.
Ключевые слова: генетическая программа, эндогенный годовой цикл, квантование, личные рекорды, болезни, летальный исход.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p187-191
REGULARITY OF THE TEMPORARY GENETIC PROGRAM OF ENDOGENOUS ANNUAL CYCLE OF INDIVIDUAL DEVELOPMENT OF THE PERSON AND ITS INTERRELATION WITH DISEASES AND LETHAL OUTCOMES
Valentina Ivanovna Shaposhnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Vladimir Aleksandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, rector, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg,
Rurik Platonovich Nartsissov, the doctor of medical sciences, manager of cytochemistry laboratories, Scientifically Research Institute of Pediatrics of the Russian Academy of Medical
Science
Annotation
The temporary genetic program of the endogenous annual cycle (EAC) begins from the month of conception, consists from 4 three-months periods (trimesters), three trimesters of the uterine period and one trimester after the child's birth, and "structure" of the first EAC is quantized in the course of ontogene-