УДК 796.011
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ
ФИЗКУЛЬТУРЫ
Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва
Аннотация
В статье раскрывается факторы, влияющие на отношения школьников к урокам физической культуры. Подчеркивается эмпирические показатели, фиксирующие конкретное проявление отношения, как к внешним условиям организации этого процесса, так и к его внутренним, содержательным характеристикам. В статье важнейшей задачей было изучение отношения учащихся к модернизации физического воспитания в школе и определение путей достижения этой цели.
Ключевые слова: урок физической культуры, инновационные программы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p182-184
FACTORS INFLUENCING ON THE RELATION OF SCHOOLBOYS TO PHYSICAL
EDUCATION CLASSES
Sergey Anatolevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Social Management, Moscow
Annotation
The article reveals the factors influencing on the attitudes of pupils to the lessons of physical culture. It emphasizes the empirical indicators capturing the concrete manifestation of the relationship, as to the external conditions of organization of this process, and to its internal meaningful characteristics. In this article the most important task was to study the relationship of students to the modernization of physical education at schools and to identify the ways to achieve this goal.
Keywords: physical education class, innovative programs.
ВВЕДЕНИЕ
Одно из важнейших направлений деятельности по преодолению негативной ситуации со всеми аспектами здоровья подрастающего поколения - включение детей и подростков в активные и регулярные занятия физкультурой и спортом.
Важную роль в этом плане призвана и может сыграть школа.
Во-первых, в школьном возрасте на основе естественного развития и социализации закладываются основы здоровья человека, его физического и психического развития, знаний, личностных качеств, мировосприятия, нравственной, эстетической и других элементов культуры. Этот этап развития детей и подростков предоставляет благоприятные возможности для воспитательной деятельности по активному, целенаправленному формированию, коррекции, изменению в нужном направлении их физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения.
Во-вторых, в школе занятия физкультурой являются обязательными для большинства детей и подростков. Надо учитывать также особенности и потенциал самого урока физической культуры как организационной формы занятий физкультурой детей и подростков школьного возраста. В структуре школьных предметов эти уроки являются единственным «практическим» предметом, который призван непосредственно содействовать укреплению здоровья учащихся, их физической подготовленности. Определенная организация физкультурно-спортивной деятельности на уроках физкультуры позволяет наиболее эффективно использовать огромный потенциал этой деятельности для физического и духовного оздоровления детей и подростков. Здесь могут быть созданы такие учебные условия, которые воспитывают у учащихся взаимную регуляцию поведения,
умение согласовывать свои действия с остальными детьми, чувствовать зависимость и взаимосвязь результата общей деятельности от совместных действий и т.д.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Отношения школьников к урокам физической культуры, выявленные в ходе мониторинга и социологического опроса:
Большинство (38,6%) респондентов в качестве такой причины считает отсутствие у школьников интереса к урокам физкультуры. Как показал проведенный анализ результатов опроса школьников, это действительно так. Но учителя физкультуры, к сожалению, ограничиваются только констатацией слабого интереса школьников к урокам физкультуры, не давая объяснения этому факту и не раскрывая подлинных причин столь слабого интереса.
Фактически все объяснение сводится к трем факторам:
1) плохие условия в школе для проведения уроков физкультуры (на это указали 37,3% респондентов);
2) негативное отношение к урокам физкультуры со стороны других учителей (23,5%);
3) влияние на школьников родителей (22,3%).
Что касается третьего фактора, на который ссылаются респонденты, то родители, конечно, могут оказывать какое-то негативное влияние на отношение школьников к урокам физкультуры, но оно вряд ли является самым существенным и в основном затрагивает лишь младших, а не старших школьников, которые в основном ориентируются на собственное мнение, а не на мнение других людей, в том числе и родителей [1].
Плохие условия в школе для проведения уроков физкультуры, на которые ссылается более трети респондентов, безусловно, оказывают негативное влияние на отношение школьников к этим урокам. Однако, как следует из проведенного выше анализа, вряд ли стоит преувеличивать значение этого фактора. Об этом свидетельствует и мнение по данному вопросу самих школьников. В частности, на плохой спортивный инвентарь, как недостаток проводимых уроков физкультуры указало только 22,3% школьников, а на отсутствие условий для того, чтобы привести себя в порядок после занятий -30,4%. Обращает на себя внимание и тот факт, что 6,6% респондентов вообще затруднились указать какие-либо причины неудовлетворенности школьников уроками физкультуры. К сожалению, респондентами не указан комплекс самых важных факторов, влияющих на низкий интерес школьников к урокам физкультуры и физкультурно-спортивной деятельности в целом, которые были выявлены при анализе данных опроса школьников.
В ответах респондентов не содержится и указания на те недостатки в деятельности самих учителей физкультуры, которые негативно влияют на интерес школьников к урокам физкультуры, на их удовлетворенность этими уроками. Более подробно об этих недостатках речь пойдет ниже. Но косвенным подтверждением их наличия являются указание значительной группы респондентов на то, что причиной низкого интереса школьников к урокам физкультуры является негативное отношение к этим урокам со стороны других учителей (23,5%). Ведь такое отношение этих учителей является результатом их низкой оценки значимости уроков физкультуры, что, в свою очередь отражает и их низкое мнение о значимости физкультурно-спортивной деятельности, и неудовлетворенность тем, как проводятся уроки физкультуры и, по-видимому, самое главное - теми результатами, которые дают эти уроки. А все это в первую очередь определяется недостатками в деятельности самих учителей физкультуры [2].
ВЫВОДЫ
1. Исследование выявило, что важным фактором привлечения учащихся к занятиям физкультурой и спортом является педагогическое мастерство, профессионализм учи-
теля физкультуры. Почти треть учащихся отметили, что их привлекает к занятиям физкультурой то, что в их школе работает хороший учитель. Только 11,3% учащихся высказали претензии учителю.
Сегодня в общеобразовательной школе работают профессионально подготовленные специалисты. В нашем исследовании среди учителей физкультуры почти 90% имеют высшее образование. Лишь 1,4% учителей имеет среднее образование. Мужчин-учителей
- 48,3%, женщин - 51,7%.
Исследование показало, что именно фактор высшего профессионального образования и опыт работы в школе существенно влияют на качество организации процесса физического воспитания. Более опытные и профессионально подготовленные учителя физкультуры активно используют в своей работе новейшие технологии, применяют новые средства и методы работы.
2. По мнению учителей, в педагогических коллективах школ сохраняется недооценка роли уроков физкультуры (35,0%) и недостаточное внимание к предмету «Физическая культура» со стороны органов образования (27,2%). В определенной степени эта недооценка влияет на отношение учащихся к урокам физкультуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фирсин, С.А. Социологический анализ отношения школьников к физическому воспитанию / С.А. Фирсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 138-140.
2. Фирсин, С.А. Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах / С.А. Фирсин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117).
- С. 159-162.
REFERENCES
1. Firsin, S.A. (2014), "Sociological analysis of the relation of schoolboys to physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 138-140.
2. Firsin, S.A. (2014), "Path of modernization of physical education in secondary schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 159-162.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2015.
УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ
ШКОЛЬНИКОВ
Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва
Аннотация
Статья посвящена физической культуре и спорту в системе ценностей школьников. В процессе исследования выяснялось, что растет значение социально обусловленных мотивов таких, как «стать более привлекательным для лиц другого пола»; «улучшить осанку, телосложение»; «сегодня модно быть спортивным»; «расширить сферу общения»; «приобрести умения и навыки, необходимые для будущей профессии». Полученные результаты подтверждают общую тенденцию роста значимости физической культуры и спорта в системе ценностей современного общества.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, ценностные ориентации.