Научная статья на тему 'Оценка содержания уроков физической культуры'

Оценка содержания уроков физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
911
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич

В статье представлены данные социологического опроса отношения учащихся и учителей физической культуры к содержанию урока физкультуры. В проведенном исследовании предметом пристального внимания стали вопросы отношения учащихся к содержанию уроков физкультуры, которые выполняет много функций в процессе физического воспитания. В процессе исследования выяснялось, какие параметры этого урока полноценно выполняют свои функции, а какие нет или выполняют, но в недостаточной степени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the content of the physical culture and sports lessons

The article presents the findings of the sociological survey concerning the attitudes of the students and teachers of the physical culture to the content of the physical education classes. In this study, the subjects of attention were the issues of the students' attitude to the content of the physical education lessons, which performs many functions in the process of the physical education. During the investigation it became clear what parameters of this lesson fully perform their functions, and which do not, or perform, but not sufficiently.

Текст научной работы на тему «Оценка содержания уроков физической культуры»

ЛИТЕРАТУРА

1. Сидоренко, Т. А. Влияние магнито-лазерного воздействия на показатели функционального состояния студентов, занимающихся физической культурой / А.Н. Тамбовский, Т.А. Сидоренко // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 63-65.

2. Тамбовский, А.Н. Возможности магнито-лазерной стимуляции в спортивно-оздоровительных целях / А.Н. Тамбовский, Т.А. Сидоренко // Материалы II международного конгресса "Спорт и здоровье". - СПб., 2005. - С. 286-287.

REFERENCES

1. Sidorenko, T.A. and Tambovskij, A.N. (2007), "Influence of magneto-laser impact on parameters of functional condition of students engaged in physical culture", Theory and Practice of Physical Culture, No. 4, pp. 63-65.

2. Tambovskij, A.N. and Sidorenko, T.A. (2005), "Possibilities of magneto-laser stimulation in the sports purposes", II international conference proceedings "Sport and health", St. Petersburg, pp. 286287.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.05.2015.

УДК 796.011.1

ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва

Аннотация

В статье представлены данные социологического опроса отношения учащихся и учителей физической культуры к содержанию урока физкультуры. В проведенном исследовании предметом пристального внимания стали вопросы отношения учащихся к содержанию уроков физкультуры, которые выполняет много функций в процессе физического воспитания. В процессе исследования выяснялось, какие параметры этого урока полноценно выполняют свои функции, а какие нет или выполняют, но в недостаточной степени.

Ключевые слова: урок физической культуры, модернизация содержания физического воспитания.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p190-194

EVALUATION OF THE CONTENT OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

LESSONS

Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Academy of Social Management, Moscow

Annotation

The article presents the findings of the sociological survey concerning the attitudes of the students and teachers of the physical culture to the content of the physical education classes. In this study, the subjects of attention were the issues of the students' attitude to the content of the physical education lessons, which performs many functions in the process of the physical education. During the investigation it became clear what parameters of this lesson fully perform their functions, and which do not, or perform, but not sufficiently.

Keywords: physical culture class, modernization of the content of physical education.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении десятилетий не снижается накал дискуссий между специалистами в области физического воспитания по вопросу о том, каким должен быть урок физкультуры. В настоящее время выделяются следующие основные подходы к определению це-

ли, задач и содержания этих уроков:

1) новое осмысление их цели, когда высшей ценностью школьной физкультуры являются здоровье учащихся, высокий уровень физического развития и физической подготовленности [1, 3];

2) экстенсивный подход, согласно которому главным является значимый тренировочный эффект за счет увеличения объема обязательных школьных занятий;

3) спортивно-ориентированный подход, основанный на рациональном сочетании классно-урочной и секционной форм занятий [4].

В большинстве стран мира в содержании уроков физкультуры основное внимание уделяется общеразвивающим упражнениям, подвижным и спортивным играм и такому жизненно важному навыку, как умение плавать. Так, в Японии курс «Обучение здоровому образу жизни» начинается уже в старших группах детского сада [2].

В последнее время большое распространение получили также занятия танцевальными упражнениями под музыку (танцы включены во многих странах в обязательную программу физического воспитания). Характерной особенностью программ физического воспитания в странах Запада является также наличие специального теоретического курса, направленного на формирование с детских лет устойчивого и осознанного интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом в целях укрепления здоровья, повышения работоспособности и профилактики заболеваний.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В нашем исследовании стояла задача изучить отношение учащихся к содержанию урока физкультуры. Выяснилось, что наиболее привлекательными для учащихся (41,1%) являются спортивные игры на уроке.

Достаточно высоко оценивается удовлетворение потребности в хорошей физической нагрузке (35,7%). Соревнования в процессе урока нравятся только 14,5%. Такие же пропорции сохраняются при анализе этих показателей отдельно для мальчиков и девочек. Но у мальчиков значения всех показателей выше. Так, спортивные игры во время урока нравятся 46,1% мальчиков и 36,5% девочек, хорошую физическую нагрузку получают 38,1% мальчиков и 33,5% девочек, соревнования нравятся 16,3% мальчиков и 12,9% девочек.

В целом большинство учащихся удовлетворено содержанием уроков физкультуры. Вместе с тем, почти треть школьников (26,8%) отметила однообразие в занятиях, 17,0% -недостаток подвижных игр, 15,0% - излишнюю требовательность в обязательном выполнении норм физической подготовленности, 13,4% - недостатки в методике проведения занятий, 11,9% - дефицит эстетики. Затруднились с ответом 19,1% респондентов. Претензии к однообразию уроков снижаются к старшим классам (6-7 классы - 30,1%; 8-9 классы - 26,2%; 10-11 классы - 23,6%); недовольство уроками по причине недостатка подвижных игр также снижается к старшим классам (6-7 классы - 19,8%; 8-9 классы -18,2%; 10-11 классы - 12,3%); снижаются и эстетические претензии (6-7 классы - 13,7%; 8-9 классы - 11,4%; 10-11 классы - 11,3%). Ответы мальчиков и девочек заметно разнятся по таким параметрам: мало красоты, эстетики на уроках (мальчики - 7,0%, девочки -16,4%); требование обязательного выполнения норм физической подготовленности (мальчики - 11,7%, девочки - 18,1%); мало подвижных игр (мальчики - 19,5%, девочки -14,6%).

Содержание урока, его привлекательность для учащихся и эффективность во многом зависят от учителя физической культуры, особенно сегодня, когда отсутствует жесткий методический контроль за проведением занятий. В нашем исследовании 31,6% учащихся отметили, что им нравятся уроки физкультуры, потому что у них хороший учитель по физкультуре. Только 10,9% считает, что учитель редко поощряет их достижения и часто ругает.

В настоящее время учитель является главной фигурой модернизации физкультур-но-спортивной работы в школе. Поэтому важнейшей задачей нашего исследования стало изучение мнения учителей физкультуры о задачах, стоящих сегодня перед организаторами этой работы.

По результатам опроса выяснилось, что, учителя физкультуры в числе важнейших задач выделяют оздоровительную, воспитательную и образовательную. На первое место ставится задача оздоровления детей. Очевидно, это связано с критическим состоянием здоровья учащихся. По данным всероссийской диспансеризации, только лишь 32,1% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания (Ш-1У-У группы здоровья). С увеличением стажа работы увеличивается процент учителей, считающих важнейшей задачу оздоровления школьников. Так преподаватели, со стажем до 5 лет считают 45,0%, со стажем 5-10 лет - 50,0%, со стажем 11-15 лет - 54,5%, со стажем более 15 лет - 72,5%.

Второе место по значимости занимает воспитательная задача с процентами ответов в зависимости от стажа в пределах 21,4% - 36,7%. Третье место заняла образовательная задача - с процентами ответов в зависимости от стажа в пределах 21,4% - 31,9%.

Эти результаты могут объяснить общую тенденцию ослабления спортивного компонента в современном содержании физического воспитания в школе в пользу решения задач оздоровления.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе должна быть направлена на достижение не только оздоровительного эффекта, но и на воспитание физических качеств. В связи с этим при осуществлении мер, направленных на совершенствование содержания физического воспитания, особое внимание необходимо обратить на выполнение уроком физкультуры функции воспитания физических качеств [5].

Дискуссионным среди специалистов является вопрос об оптимальном объеме недельных физических нагрузок школьников. Этот вопрос изучался и в ходе нашего исследования. Более трети учителей физкультуры отметили, что в настоящее время имеется недостаток недельных объемов физического воспитания. На недостаток учебных часов указали и 42,6% учителей физкультур. Однако идею ежедневных занятий среди учащихся поддержали только 32,7%. По-видимому, оптимальным объемом еженедельных занятий является 3-4 урока в неделю.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования можно сделать несколько принципиальных выводов по обсуждаемой проблеме.

1. Наше исследование выявило недооценку социокультурной роли уроков физкультуры. Об этом свидетельствует оценка учителями такой важнейшей задачи, как формирование у школьников интереса к здоровому образу жизни. Эту задачу отметили лишь 12,5^17,9% опрошенных учителей. Низкий рейтинг получили и такие задачи, как физическое развитие (7,5^13,6%) и двигательная активность (2,5^10,7%) детей, а на развитие личности как задачу физкультурно-спортивной работы указали лишь учителя старше 40 лет и имеющие высшее образование (правда, с минимальным процентом в пределах 3-6 процентов). Следует отметить, что этот вопрос был наиболее трудным для учителей физкультуры. Более успешно справились с этим вопросом учителя, имеющие большой стаж работы. Так, затруднились с ответом учителя, имеющие стаж работы до 5 лет - 37,5%; 510 - 25,0%; 10-15 - 27,3%, более 15 - 17,4%.

2. Большинство учителей не поддержало проведение соревнований на уроках физкультуры (за это высказалось только 2,8%). По мнению 88,9%, соревнования целесообразно проводить на уровне школы и между школами.

Опрос учителей физкультуры выявил достаточно высокий процент (78,3%) тех, кто стремится ввести новые формы и методы физкультурно-спортивной работы в свою

деятельность. Тех же, кто предпочитает опираться на традиционные методики и программы, оказалось только 21,7%.

3. Выяснилось также, что отношение к инновационной деятельности зависит от возраста, стажа работы и уровня образования учителей. Так, молодые учителя, имеющие стаж работы менее 5 лет, меньше склонны к поиску новых форм физкультурно-спортивной работы; они в большей степени опираются на традиционные программы и методики. Учителя со стажем более 5 лет активно ищут новые формы работы, новые подходы и методики (таких в зависимости от стажа 81,8^83,3%). В возрастной группе учителей старше 50 лет наибольший процент (90,0%) педагогов, которые стремятся внести что-то новое в процесс физического воспитания. С высшим образованием в новаторской деятельности участвует 80,8%, а со средним - только 50,0%.

4. Наибольший вклад новаторы вносят в методику преподавания (64,2%). Далее, в тренировочные занятия по определенным видам спорта (50,7%), в систему оценок учащихся на уроках физкультуры (48,6%), в систему организации и проведения спортивных соревнований (41,2%), в теоретический раздел (30,4%). Учителя с высшим образованием вносят новшества практически по всем разделам физического воспитания, а со средним образованием - только в тренировочные занятия по определенным видам спорта. В зависимости от стажа наибольший вклад в теоретический раздел вносят учителя со стажем более 15 лет (34,8%), в раздел «методика проведения уроков» - со стажем 11-15 лет (76,2%), в тренировочные занятия по определенным видам спорта - со стажем до 5 лет (54,5%), в систему организации и проведения спортивных мероприятий - со стажем более 15 лет (48,5%), в систему оценок учащихся на уроках - со стажем более 15 лет (54,5%). Таким образом, исследование показало, что в настоящее время существует множество проблем, связанных с оценкой содержания уроков физической культуры [6]. Это обусловлено, с одной стороны, снижением уровня здоровья и физической подготовленности учащихся и, с другой, новыми требованиями к здоровью учащихся в связи с интенсификацией учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Проект «Каждой школе - спортивную команду» - Новое направление спортизации общеобразовательных школ России / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Дети России образованны и здоровы : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, г. Воскресенск, 7-8 декабря 2006 г. - М., 2007. - С. 19-23.

2. Гуськов, С.И. О физическом воспитании дошкольников в зарубежных странах / С.И. Гуськов, Е.И. Дегтярева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 3. - С. 43-49.

3. Лях, В.И. Сравнительный анализ концепций и задач физического воспитания в общеобразовательных школах стран Европы и России на современном этапе / В.И. Лях // XII Междунар. науч. конгресс «Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех» : материалы конф. Т. 1. - М. : Физическая культура, 2008. - С. 130-131.

4. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.Н. Прогонюк, Л.Н. Мустафина, Н.Я. Стрельцова // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 4. - С. 56-59.

5. Фирсин, С.А. Самооценка уровня здоровья и физической подготовленности школьников / С.А. Фирсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 161-163.

6. Фирсин, С.А. Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах / С.А. Фирсин // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 159-162.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. and Lubysheva, L.I. (2007), "The project "Each school - sports team" - New Direction sportizatsii schools Russia", Russian Children's education and health. Proceedings of the IV All-Russian scientific-practical conference, Voskresensk, December 7-8, 2006, Moscow, pp. 19-23.

2. Guskov, S.I. and Degtyarev, E.I. (1996), "On the physical education of preschool children in foreign countries", Physical culture: education, education and training, No. 3, pp. 43-49.

3. Lyakh, V.I. (2008), "Comparative analysis of the concepts and objectives of physical education in secondary schools in Europe and Russia at the present stage", XII Intern. scientific. Congress "Modern Olympic and Paralympic sport and sport for all: Mater. Conf., Vol.1, publishing house "Physical Culture", Moscow, pp. 130-131.

4. Balsevich, V.K, Lubysheva, L.I, Progonyuk, L.N, Mustafina, L.N. and Streltsova, N.Y. (2003), "New vectors modernization of mass physical education of children and adolescents in secondary school", Theory and Practice physical culture, No. 4, pp. 56-59.

5. Firsin, S.A. (2014), "Self-assessment of health and physical fitness of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 161-163.

6. Firsin S.A. (2014), "Path of modernization of physical education in secondary schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 159-162.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.05.2015.

УДК 796.032:37

ФОРМИРОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОЛИМПИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЛИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы олимпизма, и раскрывается понятие «олимпийская культура личности». Подчеркивается олимпийского воспитания - создание педагогических условий для формирования у школьников (при их активном участии) олимпийской культуры как особой формы гуманистически ориентированной спортивной культуры личности. В статье важнейшей задачей было изучение отношение школьников к уровню олимпийской культуры личности в системе ценностей современного общества.

Ключевые слова: олимпийское воспитание, олимпийская культура личности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p194-196

FORMATION AND INCREASE IN SCHOOLCHILDREN LEVEL OF OLYMPIC

CULTURE OF PERSONALITY

Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Academy of Social Management, Moscow

Annotation

The article deals with the problems of Olympism, and disclosed the concept of "Olympic culture of personality". It emphasizes the Olympic education - the creation of pedagogical conditions for the formation of students (with their active participation) Olympic culture as a special form of humanistic oriented sports culture of the individual. In this article the most important task was to study the attitude of students to the level of the Olympic cultural identity in the value system of modern society.

Keywords: Olympic education, Olympic culture of personality.

ВВЕДЕНИЕ

Олимпийское воспитание как педагогическая деятельность, которая в своих целях и задачах опирается на идеи и ценности олимпизма, ориентирована на все социально-демографические группы населения. Особенно важное значение придается олимпийскому воспитанию юных спортсменов и учащейся молодежи - школьников, студентов и т.д.

Олимпийская культура личности - специфическая форма спортивной культуры личности. Ее главное отличие от других форм - ориентация индивида в спорте (спортив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.