Научная статья на тему 'Социологический анализ отношения школьников к физическому воспитанию'

Социологический анализ отношения школьников к физическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич

В статье представлены данные социологического опроса школьников, в котором выявлены основные показатели отношения школьников к физическому воспитанию, урокам физкультуры, физкультурно-спортивной деятельности. Доказано, что позитивное отношение к активным занятиям физкультурой и спортом зависит от степени вовлеченности в эти занятия. У учащихся, которые дополнительно занимаются физкультурой и спортом, выше мотивация к спортивной деятельности, более высокая оценка положительного влияния этих занятий, больше амбициозных целей и желания добиться высоких спортивных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological analysis of the pupils attitude to the physical education

The article presents the findings of the sociological survey of schoolchildren, in which the author identified the key ratios of the students’ attitude to the physical education, physical education classes, sports activity. It has been proved that positive attitude toward the active physical education and sports depends on the degree of involvement in these activities. Students that are engaged in physical culture and sports, have higher motivation for the sports activities, the deeper understanding of the positive impact of these activities, more ambitious goals and desire to achieve the excellence in sports.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ отношения школьников к физическому воспитанию»

Рис. 2. Структурно-логическая схема системно-целевого управления многолетней подготовкой спортсменов в лыжных многоборьях

ЛИТЕРАТУРА

1. Гибадуллин, И.Г. Управление тренировочным процессом биатлонистов в системе многолетней подготовки : дис. ... д-ра пед. наук / Гибадуллин И.Г. - Ижевск, 2005. - 368 с.

2. Дунаев, К.С. Технология целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Дунаев К.С. - Санкт-Петербург, 2008. - 37 с.

3. Фарбей, В.В. Формирование типа соревновательной подготовленности лыжников-многоборцев на этапах становления спортивного мастерства / В.В. Фарбей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 180-184.

REFERENCES

1. Gibadullin, I.G. (2005), Management of training process of biathlonists in system of long-term preparation, dissertation, Izhevsk.

2. Dunayev, K.S. (2008), Technology of target physical training of highly skilled biathlonists in a year cycle of training, dissertation, St. Petersburg.

3. Farbey, V.V. (2012), "Formation like competitive readiness of skiers all-rounders at stages of formation of sports skill", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 180-184.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.10.2014.

УДК 796.011.1

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

Аннотация

В статье представлены данные социологического опроса школьников, в котором выявлены основные показатели отношения школьников к физическому воспитанию, урокам физкультуры, физкультурно-спортивной деятельности. Доказано, что позитивное отношение к активным заняти-

ям физкультурой и спортом зависит от степени вовлеченности в эти занятия. У учащихся, которые дополнительно занимаются физкультурой и спортом, выше мотивация к спортивной деятельности, более высокая оценка положительного влияния этих занятий, больше амбициозных целей и желания добиться высоких спортивных результатов.

Ключевые слова: физическое воспитание, урок физической культуры, физкультурно-спортивная деятельность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p138-140

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE PUPILS ATTITUDE TO THE PHYSICAL

EDUCATION

Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State University of Railway Transport

Annotation

The article presents the findings of the sociological survey of schoolchildren, in which the author identified the key ratios of the students' attitude to the physical education, physical education classes, sports activity. It has been proved that positive attitude toward the active physical education and sports depends on the degree of involvement in these activities. Students that are engaged in physical culture and sports, have higher motivation for the sports activities, the deeper understanding of the positive impact of these activities, more ambitious goals and desire to achieve the excellence in sports.

Keywords: physical education, physical education class, sports and sporting activities.

ВВЕДЕНИЕ

Включенность школьников в занятия физкультурой и спортом, их активность на этих занятиях (реальное отношение к физкультурно-спортивной деятельности), в первую очередь зависит, особенно если иметь в виду их свободное время, от субъективного отношения к урокам физкультуры, другим занятиям физкультурой и спортом [1].

Показателями этого отношения являются знания и мнения школьников об уроках физкультуры и физкультурно-спортивной деятельности в целом, оценка их значения, удовлетворенность содержанием и организацией, те эмоции и переживания, которые они вызывают. Для определения путей повышения физкультурно-спортивной активности учащихся школ необходима, поэтому достоверная информация обо всех этих компонентах субъективного отношения школьников к физкультурно-спортивной деятельности, но это возможно лишь на основе социологического исследования [2].

Цель исследования: определить отношения учащихся к физическому воспитанию, физкультурно-спортивной деятельности, а также тех факторов, которые влияют на это отношение. Основная задача: выявить основные показатели отношения школьников к физическому воспитанию, урокам физкультуры, физкультурно-спортивной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опрос был проведен среди 1200 учащихся в общеобразовательных школах г. Саратова и Саратовской области в период сентябрь 2011 г - май 2012 г. Результаты опроса показали, что субъективное мнение школьников о занятиях физкультурой и спортом в целом положительное, но большинство из них не очень высоко оценивают их значение. Поэтому у них не возникает «горячее желание» заниматься физкультурой и спортом, что отражается на реальном поведении, связанном с физкультурно-спортивной деятельностью. Но самое главное состоит в том, что практически каждому школьнику какие-то аспекты этих уроков, их организации не нравятся, и это, естественно, служит причиной его не совсем положительного или даже негативного отношения к этим урокам.

Как показывает полученная от респондентов информация, в процессе обучения в школе по ряду важных показателей не повышается (а иногда снижается) уровень физ-

культурной грамотности школьников.

Учащиеся старших классов менее высоко, чем учащиеся младших классов оценивают значение занятий физкультурой и спортом. Так, например, среди учащихся 4-5 классов 86,8% считает, что эти занятия имеют «очень большое значение», тогда как среди учащихся 6-7 классов такого мнения придерживается 73,4%, среди учащихся 8-9 классов - 66,5%, а среди учащихся 10-11 классов - всего лишь 65,6%. И, напротив, мнение о том, что «занятия физкультурой и спортом не представляют ценности, по крайней мере, существенной» среди учащихся 4-5 классов разделяют 2,9%, среди учащихся 8-9 класса -3,7%, а среди учащихся 10-11 класса - уже 4,2%.

У школьников старших классов существенно снижается оценка личного значения занятий физкультурой и спортом. Так, из предложенных вариантов ответа на вопрос о том, как респондент оценивает значение этих занятий для самого себя, учащиеся разных классов выбрали следующие варианты: вариант «они очень важны для меня» - 77,6% учащихся младших классов, 61% - 6-7 класса, 53,9% - 8-9 класса и только 50,8% - 10-11 класса; вариант «они не очень важны для меня» - 16,4% учащихся младших классов, 31,9% - 6-7 класса, 39,9% - 8-9 класса и еще больше (50,8%) - 10-11 класса; вариант «мне они совсем не нужны» - 3,0% учащихся младших классов, 3,5% - 6-7 класса, 3,3% -8-9 класса и еще больше (5,4%) - 10-11 класса.

Процесс обучения в школе не вносит существенных позитивных изменений и в отмеченное выше ограниченное представление школьников о значимости физкультурно-спортивной деятельности. Оценка позитивного влияния активных занятий физкультурой и спортом на физическое состояние человека, с одной стороны, и его психические, духовно-нравственные качества, с другой, существенно не меняется у школьников старших классов по сравнению с учащимися младших классов. Так, позитивное влияние этих занятий на физическое состояние отметили 94,7% школьников 4-5 класса, 87,8% - 6-7 класса, 83,2% - 8-9 класса и 91,1% - 10-11 класса, а на психические, духовно-нравственные качества, культуру - всего лишь 3,4% школьников 4-5 класса, 3,5% - 6-7 класса, 4,8% - 8-9 класса и 4,0% - 10-11 класса.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что при определении роли активных занятий физкультурой и спортом для современного человека школьники делают акцент, прежде всего, на физическое состояние человека и недооценивают значение этих занятий для всестороннего развития личности, а также как мощного фактора социализации и средства воспитания характера, укоренения морально-этических и эстетических ценностей в структуре ценностей российских школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Столяров, В.И. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации досуга студентов / В.И. Столяров. - Саратов : ООО Издательский центр «Наука»,

2011. - 176 с.

2. Столяров, В.И. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ) / В.И. Столяров. - Саратов : ООО Издательский центр «Наука»,

2012. - 269 с.

REFERENCES

1. Stolyarov, V.I. (2011), Spartak game humanistic system of education and recreation students, Publishing Center "Science", Saratov.

2. Stolyarov, V.I. (2012), The content and structure of sports upbringing of children and youth (theoretical analysis), Publishing Center "Science", Saratov.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.10.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.