Оздоровительные технологии в образовательном процессе
УДК 796.02
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
С.А. Фирсин, Т.Ю. Маскаева
Московский государственный университет путей сообщения, г. Москва
Целью исследования является изучение вопроса по улучшению материально-технической базы и совершенствованию содержания физического воспитания, а также по совершенствованию форм организации физического воспитания. Исследования, проведённые учеными среди учителей физической культуры и школьниками, свидетельствуют, что отношение к материально-техническим условиям занятий физкультурой и спортом в школе у учащихся и учителей физкультуры неоднозначное. Исследование показало, что учителя физкультуры не драматизируют ситуацию со спортивной базой, а учащиеся еще в меньшей степени, чем учителя, придают значение внешним условиям организации процесса физического воспитания в школе и оценивают реальные условия скорее положительно, чем негативно. В исследованиях были выявлены пути, формы и методы совершенствования инфраструктуры процесса физического воспитания.
Ключевые слова: физическое воспитание, физкультурно-спортивная работа, материально-спортивная база.
Введение. Необходимость преобразований в системе физического воспитания в образовательных учреждениях практически никем не оспаривается. Однако дискуссии возникают, когда обсуждаются конкретные формы и направления преобразований физ-культурно-спортивной работы.
В настоящее время особую актуальность приобретает, прежде всего, совершенствование физкультурно-оздоровительной работы среди школьников. По результатам многолетних опросов, проводимых Росспортом среди руководителей органов управления физической культурой и спортом (П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков), осознание значимости этой работы постоянно растет. Так, если в 2003 г. только 39 % ответственных работников указали на приоритет физкультурно-оздоровительной работы среди учащихся, то в 2006 году их число возросло до 75 %. Эксперты также отметили, что в регионах Российской Федерации в последние годы улучшаются условия для занятий физкультурой и спортом, увеличивается количество спортивных сооружений (если в 1997 г. на это указали только 24 % опрошенных, то в 2006 г. - уже 61 %) [1-3].
Актуальность этого направления подтверждают поручения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № ВП-П16-6917 (пункт 1) об оснащении к 2014 году спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений современным спортивным инвентарем и оборудованием, примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений [4].
Результаты и их обсуждение. По результатам проведенного нами исследования можно выделить несколько важных направлений преобразований, на которые обращают внимание школьники и учителя физкультуры:
- улучшение материально-технической базы;
- совершенствование содержания физического воспитания;
- совершенствование форм организации физического воспитания;
- увеличение объема физкультурно-оздоровительных занятий;
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2015. Т. 15, № 1. С. 5-8
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
- совершенствование инфраструктуры процесса физического воспитания.
Повышение качества физкультурно-спортивной работы в школе во многом зависит от материально-технических условий. В процессе исследования выяснялась степень удовлетворенности этими условиями как среди учащихся, так и среди учителей.
Неудовлетворенность местом проведения занятий высказало небольшое число учащихся - 10,9 %, спортивным инвентарем - 22,3 %. Наибольшее недовольство учащиеся высказали по поводу отсутствия условий для приведения себя в порядок после занятий - 30,4 %. Учащиеся старших классов более критично относятся к материально-технической базе. Так, если в 6-7 классах недовольство местом проведения занятий высказало 8,8 % опрошенных, то в следующих классах этот процент увеличивается, хотя и незначительно: в 8-9 классах - 11,6 %, в 10-11 классах -12,7 %.
Недовольство качеством инвентаря высказали в 6-7 классах - 13,7 %; в 8-9 классах -24,7 %; в 10-11 классах - 31,1 %. Недовольство условиями в 6-7 классах выразили -20,7 %, в 8-9 классах - 30,9 %, в 10-11 классах - 43,1 %. Особое неудовольствие отсутствием условий выразили девочки. Так, среди мальчиков по этому показателю высказалось 21,7 %, а среди девочек - 38,3 %.
Учителя физкультуры в качестве одной из причин неудовлетворительного отношения к урокам физкультуры отметили плохие условия в школе для проведения таких уроков. В целом на эту причину указало 37,3 % опрошенных, причем учителя-мужчины отмечают эту причину реже, чем женщины: мужчины -29,4 %; женщины - 45,7 %. Учителя более старшего возраста (старше 50 лет) также отмечают эту причину реже, чем молодые учителя (до 20 лет), соответственно 33,3 % и 40,0 %, более опытные реже, чем менее опытные: со стажем более 15 лет -30,0 %, со стажем до 5 лет - 41,5 %. Возможно, это объясняется тем, что в комплексе причин, негативно влияющих на отношение учащихся к урокам физкультуры, более подготовленные и опытные педагоги в меньшей степени склонны видеть внешние условия организации этих уроков. Но когда учителям физкультуры был предложен вопрос: «Какие основные факторы, по Вашему мнению, в настоящее время мешают учителям в эффективной организа-
ции уроков физкультуры и физкультурно-спортивной работы в целом в школе»? подавляющее большинство выбрало вариант «плохая материальная база (маленькие неудобные залы, отсутствие спортивных площадок около школы, недостатки в спортивном инвентаре и т. д.). На этот фактор указало 79,4 % опрошенных учителей. Учителя с высшим образованием вновь отмечают его меньше, чем со средним, соответственно, 80,8 и 100 % (учителя-мужчины - 74,5 %, учителя-женщины -84,9 %).
В исследовании выяснилось также, что отношение к материально-техническим условиям занятий физкультурой и спортом в школе у учащихся и учителей физкультуры неоднозначное. Когда учащимся предлагается высказаться о том, что им не нравится на уроках физкультуры, в совокупности причин обнаруживается следующее распределение ответов относительно материально-технической базы этих уроков: нет условий привести себя в порядок после занятий - 30,4 %; плохой спортинвентарь - 22,3 %; не нравится место проведения - 10,9 %.
Что касается учителей физкультуры, то 37,3 % в качестве причины негативного отношения учащихся к урокам физкультуры называют - «плохие условия в школе для проведения уроков физкультуры». Однако на вопрос «Как Вы оцениваете различные аспекты условий непосредственно в Вашей школе для деятельности учителя физкультуры, проведения уроков физкультуры, физкультурно-спортивной работы в целом»? получена противоречивая информация: место проведения уроков 42,6 %, учителей оценили как «очень хорошее» и «хорошее», 56,7 % - как «не очень хорошее» и «плохое», 0,6 % - затруднились ответить; состояние спортинвентаря как «очень хорошее» и «хорошее» - 30,1 %, как «не очень хорошее» и «плохое» - 69,9 %; место для подготовки к занятиям и завершения их (раздевалки, душевая и т. п.) как «очень хорошее и хорошее» - 28,3 %, как «не очень хорошее» и «плохое» - 71,6 %.
Заключение. По многочисленным данным, состояние материально-спортивной базы оценивается как неудовлетворительное. С одной стороны, мы говорим об абсолютной нехватке спортивных сооружений, а с другой -о морально и физически устаревших спортивных сооружениях.
Таким образом, в целом учителя физкуль-
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare Service, Physical Education. 2015, vol. 15, no. 1, pp. 5-8
Фирсин С.А., Маскаева Т.Ю.
Материально-технические условия организации и проведения занятий по физкультуре и спорту
туры признают несоответствие сегодняшней материально-технической спортивной базы требованиям задач, стоящих перед школой в деле оздоровления детей средствами физической культуры. В отсутствии надлежащих условий они видят одну из существенных причин, сдерживающих процесс повышения эффективности физкультурно-спортивной работы в школе. Вместе с тем выяснилось, что учителя физкультуры не драматизируют ситуацию со спортивной базой, а учащиеся еще в меньшей степени, чем учителя, придают значение внешним условиям организации процесса физического воспитания в школе и оценивают реальные условия скорее положительно, чем негативно.
Выводы
1. При оценке состояния материально-технической спортивной базы в школах учащиеся в целом не высказывают однозначного критического отношения по поводу места проведения занятий (не нравится место проведения занятий - 10,9 %), обеспечения спортивным инвентарем (плохой спортивный инвентарь - 21,3 %), отсутствия условий для приведения себя в порядок после занятий (нет условий привести себя в порядок после занятий - 30,4 %).
2. Учителя оценивают условия для занятий физкультурой и спортом в школах преимущественно негативно (60-70 % опрошенных). Степень удовлетворенности материально-спортивной базой в федеральных округах практически соответствует степени реальной (нормативной) обеспеченности спортивными сооружениями. Это значит, что по мере увеличения спортивной базы в регионах степень удовлетворенности учителей физкультуры условиями проведения занятий будет возрастать.
3. По результатам проведенного нами исследования можно выделить несколько важных направлений преобразований, на которые обращают внимание школьники и учителя физкультуры: улучшение материально-технической базы; совершенствование содер-
жания физического воспитания; совершенствование форм организации физического воспитания; увеличение объема физкультурно-оздоровительных занятий; совершенствование инфраструктуры процесса физического воспитания.
Опрос учителей физкультуры показал, что большинство важнейшим фактором модернизации физического воспитания в школе считают улучшение материально-технической базы (79,8 %). Этот фактор является, по мнению учителей, наиболее значимым. Следует отметить, что при определении факторов, мешающих учителям организовать полноценную работу, также было указано на неудовлетворительное состояние материально-технической базы (79,4 %). Этот показатель даже опередил такой значимый фактор, как низкая заработная плата учителей (69,4 %).
Литература
1. Виноградов, П.А. Актуальные проблемы развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России / П.А. Виноградов // Физическая культура - основа здорового образа жизни: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М., 1995. - С. 4-8.
2. Виноградов, П.А. Отношение старшеклассников школ нового типа к физической культуре / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков,
B.И. Лащенский // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 7. - С. 22-25.
3. Окуньков, Ю.В. Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в России (по данным социологических исследований) / Ю.В. Окуньков, В.И. Лащенский // Сб. научных тр. ВНИИФК 2000 г. - М., 2001. -
C. 294-302.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 мая 2012 г. № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» // Справочная правовая система «Гарант». -21.07.2014.
Фирсин Сергей Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическая культура ИЭФ», Московский государственный университет путей сообщения, [email protected].
Маскаева Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Физическая культура ИЭФ», Московский государственный университет путей сообщения, [email protected].
Поступила в редакцию 9 января 2015 г.
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2015. Т. 15, № 1. С. 5-8
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
MATERIAL AND TECHNICAL SPECIFICATIONS OF ORGANIZATION AND DELIVERY OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS CLASSES
S.A. Firsin, Moscow State University of Railway Transport, Moscow, Russian Federation, [email protected],
T. Yu. Maskaeva, Moscow State University of Railway Transport, Moscow, Russian Federation, [email protected]
The aim is to study the issues concerning improvement of material and technical facilities, enhancement of physical education content and enhancement of physical education organizational forms. Researches carried out among physical education teachers and schoolchildren show that research participants have ambiguous feelings towards material and technical specifications of physical education classes at school. The research indicates that do not dramatize sports facility situation, and students tend even less to attach importance to external conditions of physical training organization at school and estimate actual situation rather in positive than in negative way. During our research we have discovered ways, forms and methods of enhancement of physical education infrastructure.
Keywords: physical training, physical education and sports work, material and sports facilities.
1. Vinogradov P.A. [Actual Problems of Development of Physical Culture and the Formation of a Healthy way of Life in Russia]. Fizicheskaya kul'tura - osnova zdorovogo obraza zhizni: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Physical Education - the Foundation of a Healthy Lifestyle: All-Russian Scientific-Practical Conference], 1995, pp. 4-8. (in Russ.)
2. Vinogradov P.A., Okun'kov Yu.V., Lashchenskiy V.I. [Attitude of Senior New Types of Schools in Physical Education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1994, no. 7, pp. 22-25. (in Russ.)
3. Okun'kov Yu.V., Lashchenskiy V.I. [Actual Problems of Development of Physical Culture and Sports in Russia (According to Sociological Research)]. Sbornik nauchnykh trudov VNIIFK 2000 [Collection of Scientific Works VNIIFK 2000], 2001, pp. 294-302. (in Russ.)
4. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 16 maya 2012 N MD-520/19 "Ob osnashchenii sportivnykh zalov i sooruzheniy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy" // Spravochnaya pravovaya sistema "Garant". (Accessed 21.07.2014).
References
Received 9 January 2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
REFERENCE TO ARTICLE
Фирсин, С.А. Материально-технические условия организации и проведения занятий по физкультуре и спорту / С.А. Фирсин, Т.Ю. Маскаева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2015. - Т. 15, № 1. - С. 5-8.
Firsin S.A., Maskaeva TYu. Material and Technical Specifications of Organization and Delivery of Physical Education and Sports Classes. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare Service, Physical Education, 2015, vol. 15, no. 1, pp. 5-8. (in Russ.)
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare Service, Physical Education. 2015, vol. 15, no. 1, pp. 5-8