Научная статья на тему 'Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах'

Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
773
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич

В статье представлены данные социологического опроса школьников, в котором выявлены пути модернизации физического воспитания, физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных школах на основе получения и анализа комплексной социологической информации об отношении учащихся и учителей физкультуры этих школ к физическому воспитанию. Доказано, что система физического воспитания, физкультурно-спортивной работы в школах нуждается в модернизации: в частности, в изменении форм организации физического воспитания, спортивных соревнований, а также в других аспектах физкультурно-спортивной работы в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of modernization of physical education in comprehensive schools

The article presents the findings of the sociological survey of the schoolchildren, which revealed the way of modernization of the physical education, sports and sports activities in the secondary schools on the basis of receive and analysis of the complex sociological information about the attitude of students and physical education teachers of these schools to the physical education. It is proved that the system of the physical education and physical culture and sports work in schools needs in modernization, in particular, in change of the forms of organization of physical education, sports competitions, as well as in other aspects of sports and sports activities in school.

Текст научной работы на тему «Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах»

физического воспитания ребенка является его развитие через игровую деятельность -подвижную игру (сюжетную, бессюжетную), которая служит основой для перехода от наглядно-образного к наглядно-действенному мышлению; целостному восприятию физического воспитания как системы здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.П. Авдулова. - М. : Академия, 2009. - 208 с.

2. Ильясов, Р.Р. Игра как предмет философского познания: онтологический и гносеологический аспекты : автореф. дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.01 / Ильясов Радик Равилович. - Уфа, 2006. - 46 с.

3. Прокшина, Л.Р. Роль игры в современном российском обществе : автореф. дис. ... канд. философ. наук : 09.00.11 / Прокшина Лира Рифгатовна. - Уфа, 2006. - 18 с.

4. Игра : мыслители прошлого и настоящего о ее природе и педагогическом потенциале : хрестоматия / авт.-сост. Е.А. Репринцева. - М. : Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - 600 с.

5. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. С.О. Филипповой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 192 с.

6. Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Йохан Хейзинга ; сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова ; коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. - СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 416 с.

REFERENCES

1. Avdulova, T.P. (2009), Psychology of games: a modern approach, publishing house "Academy", Moscow.

2. Ilyasov, R.R. (2006), Game as the subject of philosophy: ontological and epistemological aspects, dissertation, Ufa.

3. Prochina, L. R. (2006), Role of games in contemporary Russian society, dissertation, Ufa.

4. Ed. Reprinzeva, E.A. (2006), Game: past and present thinkers about its nature and pedagogical potential: a reader, publishing house "NPO MODEC", Moscow.

5. Ed. Filippova, S.O. (2013), Theoretical and methodological foundations of physical education and development of children of early and preschool age, publishing house "Academy", Moscow.

6. Huizinga Johan (2011), Homo ludens. The person playing, publishing house Ivan Limbaga, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.11.2014.

УДК 796.011.1

ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва

Аннотация

В статье представлены данные социологического опроса школьников, в котором выявлены пути модернизации физического воспитания, физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных школах на основе получения и анализа комплексной социологической информации об отношении учащихся и учителей физкультуры этих школ к физическому воспитанию. Доказано, что система физического воспитания, физкультурно-спортивной работы в школах нуждается в модернизации: в частности, в изменении форм организации физического воспитания, спортивных соревнований, а также в других аспектах физкультурно-спортивной работы в школе.

Ключевые слова: физическое воспитание, физкультурно-спортивная работа в школе.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p159-162

WAYS OF MODERNIZATION OF PHYSICAL EDUCATION IN COMPREHENSIVE

SCHOOLS

Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Social Management, Moscow

Annotation

The article presents the findings of the sociological survey of the schoolchildren, which revealed the way of modernization of the physical education, sports and sports activities in the secondary schools on the basis of receive and analysis of the complex sociological information about the attitude of students and physical education teachers of these schools to the physical education. It is proved that the system of the physical education and physical culture and sports work in schools needs in modernization, in particular, in change of the forms of organization of physical education, sports competitions, as well as in other aspects of sports and sports activities in school.

Keywords: physical education, physical education and sports in schools.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение тенденций развития физической культуры и спорта в современном обществе и отражение этих тенденций в программах физического воспитания для образовательных учреждений показывает, что определенные актуальные требования настоятельно просятся в содержание физического воспитания. Так, сегодня сохраняется потребность у учащихся в получении знаний о сохранении и укреплении здоровья. После того, как ва-леология, которая должна была давать такие сведения, но не справилась с этой задачей и «ушла» из школы, возник определенный вакуум в этой сфере. Важную роль в этом плане призвана и может сыграть школа [1, 2].

Цель исследования: определить пути модернизации физического воспитания, физ-культурно-спортивной работы в общеобразовательных школах на основе получения и анализа комплексной социологической информации об отношении учащихся и учителей физкультуры этих школ к физическому воспитанию, а также тех факторов, которые влияют на это отношение. Основная задача: определить возможные и наиболее эффективные пути модернизации системы организации уроков физкультуры и физкультурно-спортивной работы в школе в целом.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования использовались следующие методы: метод анализа документов; социологический опрос (анкетирование); методы анализа эмпирических данных (группировка, классификация, типологизация); методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В вопросе 1 респондентам предлагалось высказать мнение о том, имеют ли какое-то значение активные занятия физкультурой и спортом для человека в настоящее время. Большинство (1406 чел., 69,3%) респондентов считают, что эти занятия «имеют очень большое значение», а согласно мнению 23,5% (478 чел.), «имеют значение, но не очень большое». 3,3% (68 чел.) считают, что занятия физкультурой и спортом «не представляют ценности, по крайней мере, существенной», 3,8% (78 чел.) затруднились ответить.

Вопрос 2 предусматривал выяснение мнения респондентов о том, в чем именно они усматривают значение активных занятия физкультурой и спортом для человека в настоящее время. Большинство 1493 (87,4%) респондентов значение активных занятий физкультурой и спортом усматривает в их позитивном влиянии на физическое состояние человека. При этом 940 чел. (55,0%) полагают, что эти занятия содействуют «укреплению здоровья», 279 чел. (16,3%) - «физической форме», 117 чел. (6,8%) - «силе», 61 чел.

(3,6,%) - выносливости, 41 чел. (2,4%) - «укреплению иммунитета», 22 чел. (1,3%) -«фигуре», 20 чел. (1,2%) - «общему тонусу», 13 чел. (0,8%) - «красоте тела». Позитивное влияние активных занятий физкультурой и спортом на здоровье человека признает 46,6% учащихся 4-5 классов, 58,3% - 6-7 класса, 53,5% - 8-9 класса и 53,9% 10-11 класса, а на физическую форму - 15,5% учащихся 4-5 классов, 13,3% - 6-7 класса, 15,2 - 8-9 класса и 21,5% - 10-11 класса.

В вопросе 3 респонденты должны были оценить личное значение занятий физкультурой и спортом. Согласно мнению большинства (56,1%, 1160 чел.), эти занятия «очень важны» для них; 37,1% (767 чел.) считают, что они «имеют некоторое значение, но не очень важное», 3,9% (81 чел.) полагают, что эти занятия им «совсем не нужны» и 2,9% (59 чел.) затруднились ответить. Школьники дают несколько более высокую оценку личного значения занятий физкультурой и спортом, чем школьницы. Так, очень важное значение для себя признает 62,7% школьников и 50,1% школьниц; считают, что они не очень важны - 31,1% школьников и 42,6% школьниц; полагают, что они совсем не нужны - 3,1% школьников и 4,6% школьниц.

В вопросе 4 речь шла об интересе школьников к спорту и различных аспектах этого интереса. 92,4% респондентов указали на то, что спорт их интересует, 7,6% - «ничто, связанное со спортом, не интересует». У большинства респондентов (66,3%) интерес к спорту проявляется в том, что они смотрят спортивные соревнования по телевизору, 50,9% - активно занимаются спортом (самостоятельно или в спортивной секции), 30,8% - посещают спортивные зрелища, 19,1% - читают спортивные газеты и журналы (спортивные разделы в других газетах и журналах, статьи о спорте и т.п.), 4,8% коллекционируют спортивные значки (марки и т.п.), 3,8% - увлекаются спортивной фотографией (живописью).

Вопрос 5 предусматривал выяснение отношения респондентов к соревнованиям (не только в спорте, но также в науке, искусстве и т.д.). 26,8% (545 чел.) ответили, что им нравятся «самые различные соревнования», 62% (1261 чел.) - «нравятся соревнования, но не все», 7,1% (144 чел.) указали на то, что они вообще не любят соревнования, 4,1% (83 чел.) затруднились ответить.

Вопрос 6 был сформулирован для респондентов следующим образом: «Принимаете ли Вы участие в спортивных соревнованиях и каких именно?» Согласно полученным ответам, большинство (41,9%) респондентов принимает участие «на занятиях по физкультуре в школе», 26,3% - «в спортивных соревнованиях в школе вне учебных занятий», 21% - в межшкольных спортивных соревнованиях, 25,8% - «в других спортивных соревнованиях», 25,1% - не участвуют в спортивных соревнованиях.

В ответах на вопрос 7 респондентам, принимающим участие в спортивных соревнованиях, предлагалось указать, какие чувства (позитивные или негативные) и насколько часто они испытывают в этих соревнованиях. Относительно позитивных чувств большинство (73,7%, 1318 чел.) указали на то, что они испытывают их «чаще всего», 22,1% (396 чел.) - «редко», а 4,1% (74 чел.) - «никогда». Причем, у школьников всех классов эти показатели очень близки друг другу. Например, из школьников 4-5 класса редко их испытывает 21,8%, 6-7 класса - 22,5%, 8-9 класса - 22,8%, 10-11 класса - 21,%.

В вопросе 8 речь шла об уровне спортивного мастерства респондентов. Согласно полученной от респондентов информации, у большинства (78,3%) из них нет спортивного разряда.

В вопросе 9 содержалась просьба к респондентам указать: а) те цели, которые они ставят перед собой в ходе самостоятельных занятий физкультурой и спортом, б) какие из этих целей им удается достичь. Большинство респондентов ставит цели «сохранить (укрепить) здоровье» (66,4%), «улучшить телосложение» (61,6%), «стать более физически развитым (сильным, быстрым и т.п.» (52,4%), 39,7% ставят также цель «отдохнуть, развлечься», 33,6% - «стать более привлекательным для лиц противоположного пола»,

27,3% - «расширить сферу своего общения, сделать ее более интересной», 25,% - «приобрести умения и навыки, необходимые в избранной профессии», 23,9% - «добиться разностороннего развития», 23,5% - «развить интеллект (эрудицию, память и т.п.), 21,5% -«стать чемпионом, рекордсменом», 15,7% - «доказать свое превосходство над другими», 12,2% - «улучшить материальное положение». 4,8% указали на то, что самостоятельно они не занимаются физкультурой и спортом.

ВЫВОДЫ

1. Ценности физической культуры и спорта имеют высокий рейтинг в системе общезначимых ценностей современной молодежи России. Школьники высоко оценивают значение активных занятий физкультурой и спортом. В старших классах оценка значимости физической культуры и спорта незначительно снижается.

2. При определении роли активных занятий физкультурой и спортом для современного человека школьники делают акцент, прежде всего, на физическое состояние человека и недооценивают значение этих занятий для всестороннего развития личности, а также как мощного фактора социализации и средства воспитания характера, укоренения морально-этических и эстетических ценностей в структуре ценностей российской молодежи.

3. Позитивное отношение к активным занятиям физкультурой и спортом зависит от степени вовлеченности в эти занятия. У учащихся, которые дополнительно занимаются физкультурой и спортом, выше мотивация к спортивной деятельности, более высокая оценка положительного влияния этих занятий, больше амбициозных целей и желания добиться высоких спортивных результатов.

4. Сдерживающим фактором модернизации процесса физического воспитания в школе является недостаточное внимание к процессу обновления знаний у учителей физкультуры, созданию механизмов распространения новейших физкультурно-оздоровительных технологий, программ и методик проведения занятий. На недостаток методической литературы указало 19,4 % опрошенных, на недостаточное внимание со стороны органов образования к повышению квалификации учителей физкультуры - 15,6 %.

5. Изучение степени знакомства учителей физкультуры с новинками в области физического воспитания показывает, что многие инновационные проекты не доходят до практиков. Учителя физкультуры, осознавая потребность в налаживании эффективной системы повышения квалификации, считают, что для модернизации физкультурно-спортивной работы в школе необходимо помочь этим учителям в повышении квалификации (29,5% опрошенных).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) / В.А. Вишневский. - М. : Теория и практика физической культуры, 2002. - 270 с.

2. Сенников, С.А. Школы укрепления здоровья: рекомендации по внедрению программы / Сенников С.А., Костович Л. // Школа здоровья. - 2001. - № 1. - С. 39-47.

REFERENCES

1. Vishnevsky, V.A. (2002), Health saving at school (teaching strategies and technologies), publishing house "Theory and Practice of Physical Culture", Moscow.

2. Sennikov, S.A, snd Kostovich L. (2001), "Health-Promoting Schools. Recommendations for the implementation of the program", Health School, No. 1, pp. 39-47.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.11.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.