digit ratio in elite and non-elite female athletes", American Journal of Human Biology, 17, pp. 796-800.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.09.2014.
УДК 796-053.7
САМООЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ
Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный университет путей сообщения, (МИИТ)
Аннотация
В статье раскрывается, самооценки учащимися здоровья и уровня физической подготовленности. Одной из важнейших задач исследования было выявление самооценки учащимися здоровья и уровня физической подготовленности. В определенной степени этот показатель свидетельствует об эффективности физкультурно-оздоровительной работы в школе. Вместе с тем, по результатам социологического исследования выявлено, что самооценка тем выше, чем выше уровень здоровья и физической подготовленности.
Ключевые слова: здоровье, уровень физической подготовленности, самооценка, урок физической культуры.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p161-163
SELF-ESTEEM OF THE LEVEL OF HEALTH AND PHYSICAL READINESS OF
PUPILS
Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatiana Yurievna Maskaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State University of Railway Transport
Annotation
The article reveals the students' self-esteem of health and level of the physical fitness. One of the major objectives of the study was to determine the self-esteem of health by the students and the level of physical fitness. To some extent, this figure demonstrates the effectiveness of the sports and recreation activities in the school. However, the results of the sociological study revealed that self-esteem is stronger when the level of health and physical fitness the higher.
Keywords: health, level of physical fitness, self-esteem, physical education class.
ВВЕДЕНИЕ
В современной России вызывает самые серьезные тревоги и опасения является состояние здоровья детей и молодежи, а также физическая подготовка.
Материалы ежегодных государственных докладов «О положении детей в Российской Федерации», материалов Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения, информация о ходе выполнения Федеральной программы развития образования, материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья и многочисленные исследования отдельных авторов [1, 2, 3] свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья подрастающего поколения.
Актуальность исследования состояла в том, что на современном этапе показатель самооценки детей и молодежи здоровья и уровня физической подготовленности свидетельствует об эффективности физкультурно-оздоровительной работы в школе. Конечно, он в определенной мере зависит от степени критичности учащихся и не всегда на его основании можно оценивать реальное состояние здоровья и физической подготовленности
школьников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследованиях приняли участия 2060 школьников Московской и Саратовской области в период 2012-2013 г.
По результатам опроса среди учащихся 35,7% (738 чел.) полагают, что они имеют «в целом хорошее здоровье», 53,1% (1098 чел.) - «здоровье неплохое»; 39,2% (811 чел.) считают, что им «надо развить некоторые физические качества» (такого мнения придерживается 42,0% школьников и 36,7% школьниц), а 13,9% (287 чел.) - «надо исправить фигуру» (среди таковых 10,6% школьников и 16,9% школьниц).
Среди старшеклассников меньше по сравнению со школьниками других классов тех, кто оценивает свое здоровье и физическое развитие «в целом как хорошее» (6-7 классов - 38,2%, 8-9 классов - 35,2% и 10-11 классов - 30,8%), но больше тех, кто считает, что у них «здоровье неплохое», но, либо «надо развить некоторые физические качества» (6-7 классов - 37,0%, 8-9 классов - 40,4% и 10-11 классов - 41,6%), либо «надо исправить фигуру» (6-7 классов - 13,1%, 8-9 классов - 13,5% и 10-11 классов - 16,5%). Среди старшеклассников больше тех, кто так оценивает свое здоровье (6-7 классов -3,2%, 8-9 классов - 4,8% и 10-11 классов - 5,5%). 1,7% (35 чел.) полагают, что у них «плохое и здоровье и физическое развитие». 5,1% (106 чел.) затруднились ответить.
Большинство (92,8%, 1888 чел.) респондентов указало на то, что они имеют пропуски учебных занятий по этой причине. При этом, 3,2% (66 чел.) пропускают их «очень часто (обычно каждую неделю)», 15,6% (317 чел.) - «часто (не реже, чем один раз в месяц)», 44,8% (912 чел.) - «редко (не чаще, чем один раз в полгода)» и 29,1% (593 чел.) -«очень редко (не чаще, чем один раз в год)». 7,2% (147 чел.) отметили, что они «вообще не болеют и потому по этой причине не пропускают занятий». У школьников разных классов и разного пола показатели пропуска учебных занятий по болезни различаются не существенно. Подобная картина наблюдается и при оценке уровня физической подготовленности. Большинство (65,6%, 1330 чел.) оценило свой уровень как «средний»; 10,6% (214 чел.) - как «высокий»; 11,6% (236 чел.) - как «низкий»; 12,2% (247 чел.) затруднились ответить. Среди школьников старших классов больше по сравнению с учащимися других классов тех, кто оценивает свою физическую подготовленность как «низкую» (6-7 класса - 8,8%, 8-9 класса - 12,6%, 10-11 класса - 15,1%) и меньше тех, кто оценивает ее как «высокую» (6-7 класса - 12,5%, 8-9 класса - 8,6%, 10-11 класса - 10,2%). Тех, кто оценивает физическую подготовленность как «среднюю», в разных классах примерно одинаковое число. Среди школьников больше по сравнению со школьницами тех, кто оценивает свою физическую подготовленность как «низкую» (среди первых таковых 9,4%, среди вторых - 13,7%) и «среднюю» (соответственно 69,2% и 62,3%), но меньше тех, кто оценивает ее как «высокую» (соответственно 13,3% и 8,0%).
Одним из важных показателей самочувствия является чувство усталости, которое учащиеся могут испытывать после учебы. В целом учащиеся отметили, что они постоянно (12,5%) и довольно часто (24,7%) чувствуют себя усталыми после учебы. Только 6,2% отметили, что никогда не чувствуют себя усталыми. Чувство усталости по позиции «довольно часто» возрастает в старших классах. Это объясняется повышением учебной нагрузки. По данным Института возрастной физиологии РАО, на протяжении учебной недели среднее превышение нормативов базисного объема учебной нагрузки составляет в гимназиях и лицеях 28, 0%, в общеобразовательных школах - 17,5%, а в сельских школах - 9,0%.
Общая учебная нагрузка (включая уроки в школе, факультативы и приготовление домашних заданий) от 10 к 11 классу в среднем возрастает на 1,0-1,5 ч. в день при средней учебной нагрузке 9,8 ч. и 10,2 ч. соответственно превышают гигиенический норматив и нормальную продолжительность рабочего дня даже взрослого человека [4].
ВЫВОДЫ
В результате проведенного исследования можно сделать несколько принципиальных выводов по обсуждаемой проблеме.
1. Исследование показало, что самооценка учащимися своего здоровья может быть косвенным показателем степени вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность. Более высокая самооценка обнаружилась у тех учащихся, которые активно занимаются физкультурой и спортом. С возрастом самооценка здоровья и уровня физической подготовленности снижается. У более подготовленных школьников самооценка выше, чем у детей, которые имеют низкие показатели физического развития и физической подготовленности.
2. Исследование выявило высокие показатели самооценки учащимися здоровья. Правда, с возрастом показатели самооценки снижаются. Несмотря на определенную субъективность этого показателя, обнаружена достоверная взаимосвязь между уровнем физической подготовленности и степенью самооценки здоровья (чем выше уровень физической подготовленности, тем выше самооценка здоровья), а также между уровнем самооценки здоровья и объемом физической нагрузки, получаемым учащимися на уроках физкультуры. Это значит, что такой показатель как самооценка здоровья учащихся весьма информативен и может быть успешно применен в проведении мониторинга удовлетворенности занятиями физкультурой и спортом в общеобразовательной школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аллакаева, Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Аллакаева Л.М. - Нижний Новгород, 2004. - 22 с.
2. Материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» : доклад. - М. : Сов. спорт, 2002. - 44 с.
3. Соловьев, Г.М. Некоторые теоретико-методологические аспекты здоровья и культуры здорового образа жизни / Г.М. Соловьев, О.В. Резенькова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 2. - С. 68-73.
4. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. - М. : Изд-во «АПК и ППРО», 2002. - 121 с.
REFERENCES
1. Allakaeva, L.M. (2004), Pedagogical foundations of building a culture of health of schoolchildren, dissertation, Nizhny Novgorod.
2. Materials for the meeting of the State Council of the Russian Federation on the issue "On strengthening the role of physical culture and sports in a healthy lifestyle Russians", (2002), Report, publishing house "Soviet Sport", Moscow.
3. Soloviev, G.M. and Rezenkova, O.V. (2010), "Some theoretical and methodological aspects of health and culture of a healthy lifestyle", Physical Education, education, education and training, No. 2, pp. 68-73.
4. Smirnov, N.K. (2002), Health-educational technology in the modern school, publishing house "APK&PPRO", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.09.2014.