Научная статья на тему 'Социально-педагогические факторы физкультурно-спортивной среды, способствующие повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе'

Социально-педагогические факторы физкультурно-спортивной среды, способствующие повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1103
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / УЧАЩИЕСЯ / РОДИТЕЛИ / УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ / PHYSICAL-SPORT ENVIRONMENT / SOCIAL-PEDAGOGIC FACTORS / SCHOOLCHILDREN / PARENTS / PHYSICAL CULTURE TEACHERS / PHYSICAL EDUCATION EFFICIENCY INCREASE IN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

Эффективность физического воспитания в общеобразовательной школе во многом определяется гуманитарной направленностью физкультурно-спортивной среды, что предполагает учёт потребностей и интересов субъектов образования при её формировании. Обосновывается, что повышение эффективности физического воспитания в школе напрямую связано с удовлетворённостью им трёх основных субъектов образования учащихся, родителей, учителей физической культуры. Обозначены негативные факторы уроков физической культуры, факторы, способствующие повышению эффективности физического воспитания в школе, наиболее приоритетные виды двигательной активности на уроках физической культуры, а также факторы, влияющие на удовлетворённость учащихся, родителей, учителей, проживающих в разных средовых условиях, организацией физического воспитания в школе. Формирование физкультурно-спортивной среды, создающей комфортные условия для всех субъектов образования, способствующей самореализации учащихся, раскрытию творческого потенциала педагогов, удовлетворённости родителей результатом и качеством образования ключевая задача на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-pedagogic factors of Physical culture and sport environment, which contribute to the physical training efficiency increase in comprehensive secondary school

Efficiency of physical training at comprehensive school is in many aspects defined by a humanitarian orientation of the physical culture and sports environment, assuming the considering of requirements and interests of subjects of education at its formation. It is grounded in the article that physical training efficiency increase in school relates to physical culture satisfaction among three main subjects of education schoolchildren, parents, physical culture teachers. Physical culture lessons negative factors, factors, which contribute to physical training efficiency increase in school, priority forms of activity at physical training lessons, and factors that influence on satisfaction of schoolchildren, parents, teachers, living in different environmental conditions with school physical culture lessons organization have been presented here. Formation of the physical culture and sports environment, creating comfortable conditions for all subjects of education, promoting self-realization of pupils, disclosing of creative potential of teachers, satisfaction of parents with result and quality of education a key problem at the present stage.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические факторы физкультурно-спортивной среды, способствующие повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе»

REFERENCES

1. Tishchenko, A.V. (2011), "Parameters of styles of maintaining boxing duels and their interrelation with indicators of efficiency of operations", Omsk scientific messenger, Vol. 99, No. 4, pp. 179-182.

2. Tishchenko, A.V. and Jatsin, Y.V. (2012), "Quantitative parameters of shock and protective receptions of boxers of a various individual manner of conducting fight their interrelation with indicators of efficiency of operations", Actual problems of physical culture, sports and tourism: Mat. The VI International scientific and practical conference, educated to 80-anniversary Ufa state aviation technical university, Ufa, pp. 201-204.

3. Salnikov, V.A. (2003), Individual distinctions in sports activity: monograph, publishing house State. avtodor. Academies, Omsk, Russian Federation.

4. Taymazov, V.A. (1997), Individual preparation of boxers in sports of the highest achievements: dissertation ... doctors of pedagogical sciences, St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: kevgeniya@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 27.06.2012.

УДК 371: 796.011.3

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Светлана Юрьевна Щетинина, кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск

Аннотация

Эффективность физического воспитания в общеобразовательной школе во многом определяется гуманитарной направленностью физкультурно-спортивной среды, что предполагает учёт потребностей и интересов субъектов образования при её формировании. Обосновывается, что повышение эффективности физического воспитания в школе напрямую связано с удовлетворённостью им трёх основных субъектов образования - учащихся, родителей, учителей физической культуры. Обозначены негативные факторы уроков физической культуры, факторы, способствующие повышению эффективности физического воспитания в школе, наиболее приоритетные виды двигательной активности на уроках физической культуры, а также факторы, влияющие на удовлетворённость учащихся, родителей, учителей, проживающих в разных средовых условиях, организацией физического воспитания в школе. Формирование физкультурно-спортивной среды, создающей комфортные условия для всех субъектов образования, способствующей самореализации учащихся, раскрытию творческого потенциала педагогов, удовлетворённости родителей результатом и качеством образования - ключевая задача на современном этапе.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная среда, социально-педагогические факторы, учащиеся, родители, учителя физической культуры, повышение эффективности физического воспитания в школе.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p133-139

SOCIAL-PEDAGOGIC FACTORS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

ENVIRONMENT, WHICH CONTRIBUTE TO THE PHYSICAL TRAINING

EFFICIENCY INCREASE IN COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOL

Svetlana Jurevna Schetinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pacific State University, Khabarovsk

Annotation

Efficiency of physical training at comprehensive school is in many aspects defined by a humani-

tarian orientation of the physical culture and sports environment, assuming the considering of requirements and interests of subjects of education at its formation. It is grounded in the article that physical training efficiency increase in school relates to physical culture satisfaction among three main subjects of education - schoolchildren, parents, physical culture teachers. Physical culture lessons negative factors, factors, which contribute to physical training efficiency increase in school, priority forms of activity at physical training lessons, and factors that influence on satisfaction of schoolchildren, parents, teachers, living in different environmental conditions with school physical culture lessons organization have been presented here. Formation of the physical culture and sports environment, creating comfortable conditions for all subjects of education, promoting self-realization of pupils, disclosing of creative potential of teachers, satisfaction of parents with result and quality of education - a key problem at the present stage.

Keywords: physical-sport environment, social-pedagogic factors, schoolchildren, parents, physical culture teachers, physical education efficiency increase in school.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность физического воспитания в общеобразовательной школе во многом определяется гуманитарной направленностью физкультурно-спортивной среды, что предполагает учёт потребностей и интересов субъектов образования при её формировании. Физическое воспитание будет качественным, если будет удовлетворять трём основным субъектам образования - учащимся, родителям, учителям физической культуры, что составляет горизонталь образования, и отражать потребности общества и государства -вертикаль образования. Только когда это соотношение по вертикали и горизонтали будет гармоничным, можно добиться действительного улучшения в сфере физической культуры. Учёт социально-педагогических факторов даёт возможность развития и функционирования физкультурно-спортивной среды в конкретном регионе.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами было проведено исследование отношения учащихся, родителей, учителей физической культуры к организации физического воспитания в школе по разработанным нами методикам: «Изучение отношения учащихся к урокам физической культуры и здоровому образу жизни», «Изучение отношения родителей к постановке физического воспитания в школе и их детей к здоровому образу жизни», «Изучение удовлетворённости учителей физической культуры организацией физического воспитания в школе». Исслед-вание позволило выявить удовлетворённость респондентов этим процессом, а также факторы, влияющие на их удовлетворённость и способствующие повышению эффективности физического воспитания в школе.

В работе ставилась также задача выявить влияние средовых факторов на исследуемые процессы, в связи с чем, исследование проводилось в разных социальных и клима-тогеографических условиях Дальневосточного региона: крупного города (региональный центр г. Хабаровск), малых населённых пунктов северных территорий, приравненных к районам Крайнего Севера, и южных территорий - посёлки городского типа, рабочие посёлки, сёла, которые условно мы называем сельские районы. Всего опрошено 1427 учащихся, 889 родителей, 145 учителей физической культуры.

Результаты исследования были обработаны с использованием методов математической статистики (кластерный анализ, корреляционный анализ по ранговой корреляции Спирмена, анализ по критерию х2-Пирсона) и логического анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выявлена зависимость проявления специфических особенностей от средовых условий и общие тенденции, проявляющиеся в разных средовых условиях. Сформулированы общие социально-педагогические факторы, влияющие на организацию физического воспитания в школе, учёт которых позволил целенаправленно организовать физкультур-но-спортивную деятельность и педагогическую поддержку школьникам в интегрирован-

ной воспитывающей физкультурно-спортивной среде.

Исследования показали, что удовлетворены организацией физического воспитания в школе в настоящее время только 49,6% учащихся, 31,4% родителей, 25,5% учителей физической культуры.

Среди негативных факторов уроков физической культуры для школьников наиболее значимы: у мальчиков - мало игр, соревнований, эстафет и отсутствие видов спорта по интересам; у девочек - мало игр, отсутствие видов спорта по интересам, занятия на улице. Для родителей наиболее отрицательными факторами являются: отсутствие индивидуального подхода к ученикам, уроки не интересны детям; для учителей физической культуры: слабая материальная база школы, трудно разнообразить урок; отсутствие у учащихся потребности в занятиях и интереса к урокам.

Для повышения эффективности физического воспитания в школе учащиеся, родители и учителя физической культуры выделили, как наиболее важные, необходимость следующих изменений:

- увеличение количества уроков физической культуры в неделю (46,1% учащихся, 23,7% родителей, 62,7% учителей);

- введение в учебную программу других видов спорта по интересам учащихся (32,4% учащихся, 24,0% родителей, 37,2% учителей);

- улучшение материально-технической и спортивной базы школы (28,1% учащихся, 41,7% родителей, 55,2% учителей);

- введение более раннего разделения класса на группы девочек и мальчиков с акцентированным соответственно полу подбором физических упражнений (11,1% учащихся, 17,2% родителей, 58,6% учителей);

- обучение умениям и навыкам, которые пригодятся в жизни, а не совершенствование спортивного мастерства (12,7% учащихся, 18,8% родителей, 37,2% учителей);

- введение в учебную программу теоретического и практического курса по здоровому образу жизни (7,0% учащиеся; 19,7% родителей, 37,2% учителей).

Наиболее приоритетными видами двигательной активности на уроках физической культуры, по мнению респондентов, являются:

- специализированные виды спорта (отметили 50,0% учащихся; 29,9% родителей; 67,6% учителей физической культуры);

- подвижные игры (соответственно 41,6%; 41,2%; 44,8%); упражнения на развитие физических качеств (20,6%, 32,7%, 57,9%);

- оздоровительные физические упражнения (17,4%, 38,8%, 49,7%);

- ритмическая гимнастика (фитнес) для девочек, атлетическая гимнастика для мальчиков (20,2%, 30,4%, 22,8%).

Таким образом, можно констатировать, что учащиеся и родители в основном выделили те же цели и аспекты физического воспитания, которые положительно оценили и учителя физической культуры.

Существенным представляется для нас и выделение факторов, влияющих на удовлетворённость учащихся, родителей, учителей организацией физического воспитания в школе, для чего был использован кластерный анализ.

В нашем исследовании при кластеризации мы применяли метод Варда. В качестве расстояния между кластерами берется прирост суммы квадратов расстояний объектов до центров кластеров, получаемый в результате их объединения (Ward, 1963). В отличие от других методов кластерного анализа для оценки расстояний между кластерами, здесь используются методы дисперсионного анализа. На каждом шаге алгоритма объединяются такие два кластера, которые приводят к минимальному увеличению целевой функции, т.е. внутригрупповой суммы квадратов. Этот метод направлен на объединение близко расположенных кластеров и "стремится" создавать кластеры малого размера.

Кластерный анализ позволяет прокластеризировать переменные по степени их

схожести. Он даёт предварительную классификацию переменных, которые в дальнейшем уточняются на основе корреляционного анализа по ранговой корреляции Спирмена и по Х2-Пирсона для неупорядоченных качественных показателей. Кластерный анализ анкетирования школьников, родителей, учителей (кроме вопросов, имеющих множественные ответы) показал какая группа факторов по однородным признакам входит в кластер, включающей вопрос об удовлетворённости респондентов организацией физического воспитания в школе, анализ между исследуемым вопросом и выделенными факторами позволил определить наличие достоверных связей между ними, тесноту и наличие прямой или обратной связи.

Выявлено, что удовлетворённость школьников, проживающих в условиях крупного города, уроками физической культуры зависит от того (р<0,05): интересно ли учащимся на уроке физкультуры (Я5=0,79); от желания заниматься на этих уроках (Я5=0,76); от того, помогают ли уроки физкультуры укрепить здоровье школьникам (Яб=0,54); от их положительного отношения к физкультуре и спорту (Я$=0,48); от желания заниматься дополнительно в спортивных секциях, оздоровительных группах (Я5=0,37); от здоровья учащихся (Я$=0,28); от того, придерживается ли семья ЗОЖ; занимаются ли мамы физкультурой и спортом; курят ли учащиеся; от денежного дохода в семье; от того, сколько детей в семье; и есть ли человек (родители, известные спортсмены, актёры и др.), чей образ жизни и здоровье привлекательны для школьника. Чем выше эти показатели, тем больше удовлетворённость учащихся уроками физической культуры. А также достоверно влияют факторы - где учащиеся дополнительно занимаются физкультурой и спортом и частота занятий.

Таким образом, здоровый образ жизни и социальный статус семьи также влияют на удовлетворённость учащихся уроками физической культуры, в частности, чем меньше детей в семье, тем меньше уроки физической культуры нравятся учащимся, что свидетельствует о более высоких потребностях учащихся в таких семьях.

Удовлетворённость школьников, проживающих в северных сельских и южных сельских районах, уроками физической культуры также достоверно коррелирует с тем, интересно ли учащимся на уроках (северные сельские районы: Я^=0,53; южные сельские районы: Я^=0,67); с их положительным отношением к физкультуре и спорту (соответственно: Я^=0,51; Я5=0,41); с желанием учащихся заниматься на уроке (Я^=0,48; Я^=0,65); с тем, помогают ли уроки укрепить им здоровье (Яб=0,44; Я^=0,51); с желанием учащихся заниматься дополнительно физкультурой и спортом (Я$=0,37; Я^=0,37); с их состоянием здоровья ^=0,14; Я^=0,21); с денежным доходом в семье ^=0,16; Кб=0,13). Чем больше эти показатели, тем больше удовлетворённость учащихся уроками физической культуры. Также достоверно влияет фактор, где учащиеся дополнительно занимаются физкультурой и спортом.

Кроме того, для школьников северных сельских районов достоверно значимыми факторами, влияющими на их удовлетворённость уроками, являются: занимается ли физкультурой мама, её образование, есть ли у школьника пример человека, чей образ жизни является для него эталоном, количество уроков физической культуры в школе (р=0; Из— 0,17), а для школьников южных сельских районов - придерживается ли семья ЗОЖ. Чем выше эти показатели, тем больше удовлетворённость учащихся уроками физической культуры. В тоже время выявлено, что чем меньше уроков физической культуры в школе (два урока, а не три), тем больше они нравятся учащимся южных сельских районов (р=0,01; Кз=0,15). Удовлетворённость школьников сельских районов, проживающих в малых населённых пунктах северных и южных территорий, достоверно не зависит от количества уроков физической культуры. На их удовлетворённость наиболее значимое достоверное влияние оказывают только следующие факторы: интересно ли учащимся на уроке физкультуры (Я$=0,57); испытывают ли они желание заниматься на уроке (Я$=0,53); от их общего отношения к физкультуре и спорту (Я$=0,48); от того, помогают

ли уроки физической культуры укрепить им здоровье (Кб=0,46); от их желания заниматься дополнительно физкультурой и спортом в спортивных секциях (^=0,35) - чем выше эти показатели, тем больше уроки физической культуры нравятся учащимся малых населённых пунктов.

Итоговый анализ удовлетворённости всех школьников, проживающих в разных средовых условиях, уроками физической культуры в школе показал, что в наибольшей степени она зависит от того, интересно ли учащимся на уроке (Кб=0,65); испытывают ли они желание заниматься на уроке (И5=0,61); помогают ли уроки физкультуры укрепить им здоровье (^=0,49); от их положительного отношения к физической культуре и спорту (кб=0,48) и от желания дополнительно заниматься физкультурой и спортом во внеурочное время (Из=0,36). Чем выше эти показатели, тем больше удовлетворённость учащихся уроками физической культуры.

Достоверно значимая, но более слабая связь выявлена между удовлетворённостью учащихся уроками физической культуры и следующими факторами: чем лучше здоровье школьника, если он не курит; чем больше семья придерживается ЗОЖ, если мама занимается физкультурой и спортом; чем выше образование у мамы; чем выше денежный доход в семье; и если существует человек, чей образ жизни и здоровье привлекательны для школьника, тем больше у него удовлетворённость уроками физической культуры. Также на удовлетворённость учащихся достоверно влияет частота внеурочных занятий физкультурой и спортом и где учащиеся дополнительно занимаются во внеурочное время.

Слабая связь выявлена между увеличением уроков физической культуры и удовлетворённостью ими учащихся - с увеличением с двух до трёх уроков удовлетворённость учащихся повышается (р=0,02; Кб=-0,06). Однако, в связи с тем, что этот фактор оказался достоверно значимым только для школьников северных сельских районов (для городских школьников увеличение уроков физической культуры достоверно не влияет на их отношение к уроку, а для школьников южных сельских районов - ухудшает), то можно констатировать, что увеличение количества уроков физической культуры существенно не влияет на удовлетворённость ими учащихся. На наш взгляд, этот фактор оказался значимым для школьников северных сельских районов в связи с отсутствием в достаточном количестве доступных форм организованной физкультурно-спортивной активности учащихся и суровыми климатогеографическими условиями, снижающими возможность естественной двигательной активности учащихся в этих районах.

Кластерный анализ анкетирования школьников, проживающих в разных средовых условиях, показал, что в кластер с вопросом об удовлетворённости их уроками физической культуры вошли одни и те же вопросы.

Исследование влияния средовых факторов на удовлетворённость родителей показало, что в городе удовлетворённость родителей организацией физического воспитания в школе тем выше, чем больше уроки физкультуры помогают укрепить здоровье их ребёнку (Кб=0,46), чем больше родители уделяют внимание своему здоровью (Кб=0,13), чем больше ребёнок уделяет внимание своему здоровью (кб=0,12). В то же время, чем выше образование у родителей, тем меньше они удовлетворены организацией физического воспитания в школе (р=0,02; Из— 0,13). Также на удовлетворённость городских родителей влияет то, где их ребёнок дополнительно занимается физкультурой и спортом.

Удовлетворённость родителей организацией физического воспитания в школах северных сельских районов также в наибольшей степени связана с тем, помогают ли уроки физической культуры укрепить здоровье их ребёнку (р=0; И5=0,35). Кроме того, выявлено (р<0,05), что чем лучше здоровье у школьника (Кб=0,23), если ребёнок дополнительно занимается физкультурой и спортом кроме уроков физкультуры в школе (И5=0,20), чем больше ребёнок уделяет внимание своему здоровью (Кб=0,18), если родители уделяют внимание своему здоровью (кб=0,18), чем лучше здоровье у родителей (кб=0,17), если

семья придерживается ЗОЖ (кб=0,17), если ребёнок знает как правильно заботиться о своём здоровье (кб=0,12), если в семье достаточный денежный доход (кб=0,12), тем больше родители удовлетворены организацией физического воспитания в школе. Также на удовлетворённость родителей северных сельских районов влияет то, где их ребёнок дополнительно занимается физкультурой и спортом.

Удовлетворённость родителей южных сельских районов зависит от того (р<0,05), помогают ли уроки физической культуры укрепить здоровье их ребёнку (Я^=0,46), как они оценивают здоровье своего ребёнка (Я^=0,23), уделяет ли внимание ребёнок своему здоровью ^=0,18), как родители оценивают своё здоровье ^=0,16), уделяют ли родители внимание своему здоровью (кб=0,14), от денежного дохода в семье (кб=0,16) - чем выше эти показатели, тем больше удовлетворённость родителей школьной физической культурой.

Удовлетворённость родителей сельских районов в целом зависит от того (р<0,05), помогают ли уроки физкультуры укрепить здоровье их ребёнку (Я^=0,39), от состояния здоровья их ребёнка (Я^=0,23), занимается ли ребёнок физкультурой и спортом кроме уроков физкультуры в школе (яб=0,22), уделяет ли ребёнок внимание своему здоровью (кб=0,18), уделяют ли родители внимание своему здоровью (кб=0,17), как родители оценивают состояние своего здоровья (кб=0,16), занимаются ли родители физкультурой и активным отдыхом вместе со своим ребёнком (кб=0,11), придерживается ли семья ЗОЖ (кб=0,11), от денежного дохода в семье (кб=0,13) - чем выше эти показатели, тем больше удовлетворённость родителей школьной физической культурой. А также на их удовлетворённость влияет, где их ребёнок дополнительно занимается физической культурой.

На удовлетворённость родителей, проживающих в разных средовых условиях, организацией физического воспитания в школе в наибольшей степени влияет то, помогают ли уроки физической культуры укрепить здоровье их ребёнку (р<0,01; Я^=0,42), а также достоверно влияют следующие показатели: состояние здоровья их ребёнка (^=0,18), занимается ли ребёнок физкультурой и активным отдыхом кроме уроков физкультуры в школе (кб=0,18), уделяет ли ребёнок внимание своему здоровью (кб=0,16), уделяют ли родители внимание своему здоровью (Кз=0,15), состояние здоровья родителей (Кз=0,12), занимаются ли родители активным отдыхом вместе со своим ребёнком (Я^=0,07), денежный доход в семье (Я5=0,08). Чем выше эти показатели, тем больше родители удовлетворены организацией физического воспитания в школе. Соответственно, чем хуже здоровье у ребёнка и он менее занят внеурочной спортивной деятельностью, тем хуже отношение родителей к школе. Также достоверно влияет фактор, где ребёнок дополнительно занимается физкультурой и какая профессия у родителей.

Факторы: интересуются ли родители успеваемостью своих детей по физкультуре в школе, кто влияет на двигательную активность их ребёнка, в каком классе учится ребёнок, знает ли ребёнок, как правильно заботиться о своём здоровье, количество детей в семье, занимаются ли родители физкультурой и спортом и как часто, пол родителей, их образование, возраст - вошли в кластер с вопросом об удовлетворённости родителей организацией физического воспитания в школе, но достоверной связи не выявлено.

В группу факторов, оказывающих влияние на удовлетворённость учителей физической культуры организацией физического воспитания в школе, и их удовлетворённость от работы педагогом, вошли следующие факторы: место проживания, состояние здоровья учителя, отношение учащихся к урокам физической культуры, оздоровительная направленность уроков физкультуры, право выбора образовательной программы, количество уроков физкультуры, стиль взаимоотношения учителя с учениками и др.

Достоверная зависимость выявлена между удовлетворённостью учителей постановкой физического воспитания в школе и желанием учащихся посещать уроки физической культуры (р=0,001; Я^=0,40), между удовлетворённостью педагогов от работы учителем физической культуры в школе и заинтересованностью учащихся в уроке физиче-

ской культуры (р=0,0002; кб=0,48) и их желанием посещать уроки физической культуры (р=0,006; И5=0,33). Чем выше эти показатели, тем больше удовлетворённость педагогов.

Таким образом, мы видим, что повышение эффективности физического воспитания в школе, способствующее развитию физического и духовного потенциала детей, существенным образом будет способствовать и повышению удовлетворённости педагогов результатами своего труда. Кроме материального стимулирования, повлиять на которое мы можем только от части, возможно ещё и моральное удовлетворение от результатов своей деятельности, повышение статуса учителя в глазах учащихся, родителей, общественности.

Итак, формирование физкультурно-спортивной среды, создающей комфортные условия для всех субъектов образования, способствующей самореализации учащихся, раскрытию творческого потенциала педагогов, удовлетворённости родителей результатом и качеством образования - ключевая задача на современном этапе.

Выделенные общие и специфические социально-педагогические факторы были использованы для разработки гуманитарных технологий организации урочных и внеурочных форм занятий в условиях интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, а также программного обеспечения технологий.

ВЫВОДЫ

1. Обосновано, что повышение эффективности физического воспитания в школе напрямую связано с удовлетворённостью им трёх основных субъектов образования -учащихся, родителей, учителей физической культуры. Обозначены негативные факторы уроков физической культуры, факторы, способствующие повышению эффективности физического воспитания в школе, наиболее приоритетные виды двигательной активности на уроках физической культуры, а также факторы, влияющие на удовлетворённость учащихся, родителей, учителей организацией физического воспитания в школе.

2. На удовлетворённость учащихся уроками физической культуры в большей степени влияет: интересно ли учащимся на уроке, их желание заниматься на уроке, помогают ли уроки укрепить им здоровье, их положительное отношение к физической культуре и спорту в целом, желание дополнительно заниматься физкультурно-спортивной активностью во внеурочное время. Удовлетворённость родителей в наибольшей степени связана с тем, помогают ли уроки физкультуры укрепить здоровье их ребёнку, а удовлетворённость учителей физической культуры - с желанием учащихся посещать уроки и с их интересом к урокам. Чем выше эти показатели, тем больше удовлетворённость учащихся, родителей, учителей организацией физического воспитания в школе.

3. Чем хуже здоровье у школьника, тем больше он сам и его родители не удовлетворены организацией физического воспитания в школе.

4. Увеличение количества уроков физической культуры без изменения его качественной составляющей, направленной на учёт потребностно-мотивационной сферы учащихся, существенно не способствует повышению эффективности физического воспитания в школе.

5. Образ жизни и социальный статус семьи также влияют на отношение учащихся к урокам физической культуры, при этом существенно большее влияние оказывает роль матерей и снижена роль отцов.

Контактная информация: Shetinina65@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.06.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.