Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды'

Педагогические условия реализации модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МИССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

Обоснованы педагогические условия реализации модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды: учёт региональных средовых факторов при организации физического воспитания школьников, гуманитарные технологии организации урочных и внеурочных форм занятий, миссия педагогической поддержки воспитательного взаимодействия семьи и школы. Педагогические условия обеспечивают возможности самореализации учащегося в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде, способствуют развитию у него ориентаций как субъекта собственной жизнедеятельности, формирующего ценности здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic conditions of integrated educative physical-sports environment model realization

Pedagogic conditions of integrated educative physical-sports environment model realization have been grounded in this article: regional environmental factors consideration in schoolchildren’s physical education organization, humanitarian technologies of organization of inside regular hours study and extracurricular activity, mission of pedagogic support of educational interaction of the family and school. Pedagogic conditions provide a schoolchild with self-realization opportunities in the integrated educative physical-sport environment and contribute to the development of schoolchild’s orientation as a subject of life activity, forming healthy life-style values.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды»

32, No. 10, pp. 23-26.

5. The concept of the federal target program "Physical culture and sport development in the

Russian Federation for 2006-2015”, available at: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-

bin/cis/fcp.cgi/F cp/ViewFcp/View/2008/191.

6. Skorokhodov A.A., Kostromin O.V., Rudenko G.V. and Orekhov, E.F. (2014), The concept of physical training in higher education institution: necessary and sufficient conditions of realization, Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 13-15.

7. Kostromin O. V. (2014), “Organizational and pedagogical management of sports club technical college”, Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 55-57.

8. Lubysheva, L.I. (2001), “Social role of sports in development of society and personality / L.I socialization”, Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 11-13.

9. Makarov Y.M. (2011), “Scientific-theoretical concept of activity as a systematic factor in the training of athletes in team sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 98-102.

10. Makhov A.S. (2013), “Concept of development management for adaptive sports in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 96-101.

11. Mutko V.L., Parshikova N.V., Chistyakov V.A. (2006), “The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.

12. Aliev, E.G., Andreev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov, V.A. (2008), “The organization of process management of sports federation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No.

3, pp. 3-9.

13. Sadovskiy V.A. (2010), “Professional branch physical culture concept for rail transport specialists”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 73-79.

14. Soshkin P.A. (2013), “Structure and content of the concept of preparation of officers to pedagogical activity in universities of Ministry of Defense of the Russian Federation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1, pp. 148-152.

15. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), “The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-100.

16. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), “Simulation in the field of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.

17. Chistyakov V.A. (2010), “Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118122.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.01.2014.

УДК 371:796.011.3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ

СРЕДЫ

Светлана Юрьевна Щетинина, кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск

Аннотация

Обоснованы педагогические условия реализации модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды: учёт региональных средовых факторов при организации физического воспитания школьников, гуманитарные технологии организации урочных и внеурочных форм занятий, миссия педагогической поддержки воспитательного взаимодействия семьи и школы. Педагогические условия обеспечивают возможности самореализации учащегося в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде, способствуют развитию у него ориентаций как субъекта собственной жизнедеятельности, формирующего ценности здорового образа жизни.

Ключевые слова: физическое воспитание школьников, модель интегрированной воспиты-

вающей физкультурно-спортивной среды, условия реализации, региональные средовые факторы, гуманитарные технологии, миссия педагогической поддержки воспитательного взаимодействия семьи и школы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p185-192

PEDAGOGIC CONDITIONS OF INTEGRATED EDUCATIVE PHYSICAL-SPORTS ENVIRONMENT MODEL REALIZATION

Svetlana Yurievna Schetinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pacific State University, Khabarovsk

Annotation

Pedagogic conditions of integrated educative physical-sports environment model realization have been grounded in this article: regional environmental factors consideration in schoolchildren’s physical education organization, humanitarian technologies of organization of inside regular hours study and extracurricular activity, mission of pedagogic support of educational interaction of the family and school. Pedagogic conditions provide a schoolchild with self-realization opportunities in the integrated educative physical-sport environment and contribute to the development of schoolchild’s orientation as a subject of life activity, forming healthy life-style values.

Keywords: schoolchildren’s physical education, integrated educative physical-sport environment model, conditions of realization, regional environmental factors, humanitarian technologies, mission of pedagogic support of educational interaction of the family and school.

ВВЕДЕНИЕ

Теоретические и эмпирические исследования состояния физического воспитания в системе общего образования позволили нам обосновать, что повышение эффективности физического воспитания школьников связано с организацией интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, которая позволяет объединять усилия государственных и общественных организаций, школы и семьи и создавать условия для гармоничного развития личности учащегося и его самореализации в физической культуре и спорте.

В процессе исследования разработана и теоретически обоснована модель функционирования интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды как динамично развивающейся образовательной системы, открытой для инноваций и являющейся условием гармоничного развития учащихся в новых социально-экономических реалиях изменения общего образования. Модель функционирования интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды включает: ценностно-целевой фактор, внешний средовой фактор, субъектный фактор, переменный фактор (мониторинг психофизического состояния школьников), климатогеографический фактор; механизмы согласования факторов (принципы согласования и гуманитарные технологии); функции среды и оценочно-рефлексивный компонент, ожидаемый результат [8].

В основу продуктивных моделей развития образования должны быть положены идеи опережающего, стратегического, ценностно-ориентированного управления; приоритета гуманистических целей; единства стабилизации и развития образования через его обновление; инициирования и поддержки новшеств, системного мониторинга [2].

В настоящей работе раскрываются педагогические условия реализации модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, обеспечивающей повышение эффективности физического воспитания.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Одним из важных условий реализации разработанной модели является учёт региональных средовых факторов при организации мероприятий для школьников разных по-

ловозрастных групп. Это педагогическое условие должно, во-первых, учитывать совокупность факторов риска для здоровья развивающейся личности, а во-вторых - следовать принципу региональности. В организационном плане - это самое сложное условие, так как требует постоянно обновляющихся мониторинговых исследований психофизического состояния школьников, а также потребностей субъектов образования.

Социально-экономические и климатогеографические факторы оказывают существенное влияние на формирование физического статуса учащегося и его психологические характеристики, в связи с этим совершенствование мониторинга должно проводиться с учётом средовых факторов, особенно разработка тестирования и нормирования показателей физического состояния регионального уровня.

Таким образом, для целесообразной организации физического воспитания в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде необходимо:

- изучение психофизического состояния школьников;

- изучение влияния региональных средовых факторов на состояние здоровья и двигательную активность школьников;

- выявление социально-педагогических факторов, способствующих повышению эффективности физического воспитания школьников;

- определение влияния средовых факторов на психофизическое состояние и потребность школьников в двигательной активности в сезонно-временном аспекте;

- исследование потребностно-мотивационной сферы двигательной активности школьников разных половозрастных групп, их ценностных ориентаций и характеристик.

Учёт региональных средовых факторов позволяет целенаправленно организовать физкультурно-спортивную деятельность и педагогическую поддержку школьникам в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде, направленные на компенсацию негативных факторов природной и социальной среды проживания и создание условий для гармоничного развития личности ученика.

Модель функционирования интегрированной воспитывающей физкультурноспортивной среды предопределяет наличие других важных педагогических условий её реализации: гуманитарные технологии организации урочных и внеурочных форм занятий и миссия педагогической поддержки воспитательного взаимодействия семьи и школы.

Гуманитарные технологии определяются как систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания. Составляющими гуманитарных технологий являются нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, квалификации, человеческая психика и т.п. Использование гуманитарных технологий в образовании уместно в связи с тем, что в отличие от технологий производственных, где объекты и материал максимально независимы от человека и его деятельности, технологии образования становятся зависимы от человека и имеют место с человеческим материалом. Основанием к проектированию новых технологий образования служит переориентация образовательных целей [4]. В современной образовательной ситуации гуманитарные технологии рассматриваются инновациями, обладают потенциальными возможностями разрешения противоречий системы, а также выполняют функции преемственности и сохранения стабильности при переходе системы в новое состояние, реализуют стратегический характер ориентации на будущее, на перспективу.

Разработка гуманитарных технологий в современном образовании предопределена тем, что во главу угла ставятся взаимоотношения в системе «человек-человек»; отказ от авторитарного стиля руководства требует новых средств, методов, форм организации конструктивного общения участников образовательного процесса; усиление гуманитаризации предполагает повышение эффективности образовательного процесса на основе анализа интересов, потребностей, мотивов, учащихся, т. е. гуманитарных знаний об их личности; изменение отношения педагогов к пониманию жизненной успешности связы-

вается с самоактуализацией в профессиональной деятельности, которая возможна при достижении педагогически значимых результатов, уважении коллег и учеников [6].

Раскрытие идейной направленности гуманитарной миссии педагогической поддержки воспитательного взаимодействия семьи и школы в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде представляется актуальным в современных условиях. Это обусловлено тем, что, во-первых, один из педагогических потенциалов физкультурно-спортивной среды заключен во взаимодействии семьи и школы; во-вторых, для исполнения определённой миссии необходимо объединение педагогического потенциала разных образовательных сред; в-третьих, миссию в образовании относят к организационно-педагогическим условиям.

В педагогической науке обосновано, что ориентиром в создании социально ценных условий образовательной среды избирается совокупность ценностно-целевых установок, направленных на реализацию задач развития образовательного учреждения. Именно с совокупностью ценностно-целевых установок образовательного учреждения связано появление феномена «Миссия школы» как определение предназначения школы, «философии» ее педагогической деятельности. Выражение «Миссия школы» в России стало общеупотребимым и определяет миссию как выбор конкретных приоритетов в развитии образовательного учреждения.

Под миссией школы понимается обеспечение качественного образования путем обучения и на основе собственного примера в сотрудничестве со всем сообществом для того, чтобы каждый ученик стремился к достижению максимально высоких результатов в учебе, к принятию ответственных решений и к продуктивности [5].

Сознательный, обоснованный выбор школой важнейших функций деятельности, масштабов и уровней их реализации, конкретных приоритетов и выступает как выбор миссии данной школы. Важность выбора миссии трудно переоценить, т.к. с ним напрямую связан и выбор модели образовательного учреждения. В миссии школа формулирует понимание собственного предназначения, специфику направлений своей работы [7].

Миссия не формулируется в один момент, ее нельзя определить раз и навсегда. И это не тот случай, когда руководитель школы задает идеологические установки, цели и задачи, декларируемые «сверху». Согласно мнению П. Карстанье, миссия школы:

- выражает общие ценности и взгляды;

- связана с культурой школы;

- имеет определенные последствия для организации и стиля обучения;

- направляет процесс принятия решений и работу в школе;

- формулируется таким образом, чтобы было можно оценить, насколько и в какой степени она реализуется [3].

Миссия как организационно-педагогическое условие должна вырабатываться коллегиально, при участии всего коллектива. Миссия школы содержит ценности, цели и установки, которые понимаются, принимаются и реально разделяются большинством членов педагогического коллектива, определяет основное предназначение и деятельность образовательного учреждения.

Очевидным становится, что миссия физкультурно-спортивной среды тоже должна вырабатываться коллегиально, при участии не одного педагогического коллектива в районе, а всего педагогического сообщества, всех субъектов среды. Миссия, как правило, реализуя и пропагандируя стратегические ценности, направляется на решение конкретных проблем и задач. Одна из педагогических проблем физкультурно-спортивной среды

- взаимодействие с родителями в изменившихся социальных условиях.

Разобщённость и отсутствие координации школы с семьёй учащегося, с системой дополнительного образования, разнообразными социальными учреждениями снижает эффективность физического воспитания школьников. Школа и родители продолжают оставаться на уровне «спокойного» отчуждения. Между тем, эффективность социального

воспитания, формирования компетентности и ценностных ориентаций у школьников, их физической активности, а именно на это нацелена современная общеобразовательная концепция, зависят от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов, и прежде всего школы и семьи учащегося.

Объединение воспитательных усилий педагогов и родителей повышает педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды. Поэтому одно из положений миссии реализует ценности воспитательного взаимодействия субъектов физкультурноспортивной среды: родителей и педагогов, родителей и детей, а также возвышает сущность педагогической деятельности в среде. Из этого следует предположение, что любые попытки родителей, их стремление быть ближе с детьми в трудных ситуациях, разделять их радости и достижения должны замечаться, поддерживаться. В данном случае необходима педагогическая поддержка воспитательного взаимодействия семьи и школы.

Роль и механизмы педагогической поддержки давно изучены и успешно реализуются в разных образовательных средах.

У истоков обоснования педагогической поддержки стоял О. С. Газман. Слово «поддержка» поясняется как действие по назначению глагола «поддержать», «поддерживать» - служить подпорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем) (В. Даль). Поддержка - это действие, которое не дает прекратиться, нарушиться тому, что существует, движется (находится в динамике). Педагогический смысл понятия поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне, количестве, качестве), т.е. поддерживается «самодвижение», развитие «самости», самостоятельности человека. Под педагогической поддержкой как видом педагогической деятельности понимается сопереживание человеку, понимание его, оказание ему содействия в нужный для него период жизнедеятельности на основе возвышения его сущностных сил. Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению учащегося в образовании (обучении, воспитании, саморазвитии) [1].

Педагогическая поддержка воспитательного взаимодействия семьи и школы в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде реализует особые возможности для перспективного развития среды. При педагогической поддержке активизируется взаимодействие органов управления школы по организации совместной физкультурно-спортивной деятельности образовательного учреждения и социума, которое осуществляется, как правило, в проектной деятельности. Основная цель проектов заключена в создании условий для привлечения учащихся и родителей к занятиям физической культурой и спортом, формирования здорового стиля жизни, профилактики девиантного поведения подростков. Взаимодействие семьи и школы рассматривается как фактор социализации развивающейся личности учащегося.

Таким образом, основная направленность миссии педагогической поддержки воспитательного взаимодействия семьи и школы в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде - поддержка саморазвития учащегося, в основе которой лежит ориентация на учащегося как субъекта своей жизнедеятельности, формирующего ценности здорового образа жизни. Усиление воспитательной и социализирующей функции физкультурно-спортивной среды реализует гуманитарный смысл миссии.

Обозначим некоторые результаты наших исследований, используемые при разработке гуманитарных технологий физического воспитания школьников и педагогической поддержки воспитательного взаимодействия семьи и школы.

Нами были проведены серии репрезентативных тестирований и анкетирования школьников, родителей, учителей физической культуры, проживающих в разных социальных и климатогеографических условиях Дальнего Востока: крупного города, малых населённых пунктах северных и южных территорий. Выявлены неудовлетворённость учащихся, родителей, учителей организацией физического воспитания в школе, сниже-

ние с возрастом школьников мотивации к физкультурно-спортивной активности, снижение значимости ценности здоровья и ценности развития, степени их реализации в жизнедеятельности школьников.

Обосновано, что повышение эффективности физического воспитания в школе напрямую связано с удовлетворённостью им трёх основных субъектов образования -учащихся, родителей, учителей физической культуры. Обозначены негативные факторы уроков физической культуры, факторы, способствующие повышению эффективности физического воспитания в школе, наиболее приоритетные виды двигательной активности на уроках физической культуры, а также факторы, влияющие на удовлетворённость учащихся, родителей, учителей, проживающих в разных средовых условиях, организацией физического воспитания в школе [9].

Выделенные общие и специфические социально-педагогические факторы были использованы для разработки гуманитарных технологий организации урочных и внеурочных форм занятий в условиях интегрированной воспитывающей физкультурноспортивной среды, а также программного обеспечения технологий. Разработаны технологии урочной деятельности спортивной, спортивно-оздоровительной, адаптивнокоррекционной направленности. Для реализации технологий разработано и предоставлено для использования программно-методическое обеспечение учебного процесса по физической культуре учащихся 1-11-х классов: программы для учащихся начальных (с вариативной частью тренировочной, коррекционной, игровой, развивающей направленности), программы 5-7, 8-9, 10-11-х классов с учётом возрастных особенностей и потреб-ностно-мотивационной сферы учащихся. Также представлены технологии и методические рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников.

Гуманитарная сущность технологий организации урочных и внеурочных форм занятий заключена в обеспечении условий поддержки самореализации школьника. В технологиях предусмотрена возможность выбора каждым учащимся вида двигательной активности в зависимости от его интересов и физических способностей и возможность дальнейшего совершенствования себя в избранном виде спорта или физической активности. Существенным также является, что технологичное обеспечение решает проблему коррекции двигательной депривации школьников.

Представлена схема взаимодействия школы и семьи учащегося по организации совместной физкультурно-спортивной деятельности. Исследуя влияние средовых условий города и сельских районов на психофизическое состояние школьников, мы выявили, что самооценка у городских школьников выше, чем у сельских; наличие отцов в семьях (и их уровень образования) влияет на самооценку ребёнка; для учащихся, проживающих в условиях сельских районов, снижена роль отцов. Поэтому при разработке схемы взаимодействия школы и семьи для сельских районов был введён компонент «совет отцов», в который входил представитель отцов от каждого класса, в связи с тем, что многие семьи неполные.

Выделенные педагогические условия способствуют успешной реализации модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, сущность которой заключается в обеспечении реальных условий для продуктивного взаимодействия школы и социальной среды. Анализ эффективности физического воспитания школьников в рамках модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды показал существенные улучшения педагогической ситуации.

ВЫВОДЫ

1. Обоснованы педагогические условия реализации модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, к которым отнесены: учёт региональных средовых факторов при организации мероприятий для школьников разных половозрастных групп; гуманитарные технологии организации урочных и внеурочных форм занятий;

миссия педагогической поддержки воспитательного взаимодействия семьи и школы.

2. Учёт совокупности факторов риска для здоровья развивающейся личности, изучение потребностей, мотивов, интересов школьников, родителей, педагогов, административных и социальных работников, а также мониторинг психофизического состояния школьников позволяют корректировать взаимодействие факторов среды.

3. Гуманитарная сущность разработанных технологий организации урочных и внеурочных форм занятий в условиях интегрированной среды заключена в обеспечении условий поддержки самореализации школьника. Существенным также является, что технологичное обеспечение решает проблему коррекции двигательной депривации школьников.

4. Взаимодействие семьи и школы рассматривается как фактор социализации развивающейся личности учащегося. Гуманитарная миссия педагогической поддержки усиливает воспитательную и социализирующую функции интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды.

5. Педагогические условия реализации модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды обеспечивают возможности самореализации учащегося, способствуют развитию у него ориентаций как субъекта собственной жизнедеятельности, формирующего ценности здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бережнова, Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе : монография / Л.Н. Бережнова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 240 с.

2. Загвязинский, В. Моделирование в структуре социально-педагогического

проектирования / В. Загвязинский // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2004. - № 9. - С. 21-25.

3. Карстанье, И. Управление в образовании: проблемы и подходы : практическое руководство / П. Карстанье, И.К. Ушакова ; под общ. ред. П. Карстанье. - М. : Сентябрь, 1995. -336 с.

4. Крупник, С.А. Гуманитарные технологии / С.А. Крупник // Всемирная энциклопедия. Философия / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М. : ACT ; Минск : Харвест, Современный

литератор, 2001. - С. 257-259.

5. От обучения учащихся к выполнению Миссии школы : пособие для учителя / под ред. Л.Н. Бережновой, Л.Б. Лаптевой ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПб ГУ, 2002. - 244 с.

6. Соломин, В.П. Гуманитарные технологии как инновации в образовании / В.П. Соломин // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 4. - С. 124-127.

7. Управление развитием школы : пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. - М. : Новая школа, 1995. - 464 с.

8. Щетинина, С.Ю. Моделирование системного взаимодействия в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде / С.Ю. Щетинина // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 7. - С. 55-60.

9. Щетинина, С.Ю. Социально-педагогические факторы физкультурно-спортивной среды, способствующие повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе / С.Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88).

- С. 133-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Berezhnova, L.N. (2000), Deprivation prevention in educational process: monograph, publishing house “Herzen University”, St. Petersburg.

2. Zagvyazinsky, V. (2004), “Modelling in structure of social and pedagogical design”, Messenger of the higher school, No. 9, pp. 21-25.

3. Karstanye, P. (1995), “Management in education: problems and approaches”, September, Moscow, pp. 43-49.

4. Krupnik, S.A., (2001), "Humanitarian technologies", World encyclopedia: Philosophy, publishing house "AST", Moscow, pp. 257-259.

5. Ed. Berezhnova L.N. and Laptev L.B. (2002), From training of pupils to a school perfor-

mance of the mission: grant for the teacher, publishing house St. Petersburg State University, St. Petersburg.

6. Solomin, V.P. (2011), “Humanitarian technologies as innovations in education / Accusative. Culms”, Messenger of Tomsk state pedagogical university, No. 4, pp. 124-127.

7. Ed. Potashnik, M.M. and Lazarev V.S. (1995), Management of school development: grantfor heads of educational institutions, publishing house “New school”, Moscow.

8. Schetinina, S.Yu. (2011), “Modelling of system interaction in integrated bringing up sports and sports space, Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp 55-60.

9. Schetinina, S.Yu. (2012), “Social and pedagogical factors of the sports and sports environment promoting increase of efficiency of physical training in comprehensive school”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 88, No. 6, pp. 133-139.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.01.2014.

УДК 796

ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ КРЕАТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «Натали»,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье излагаются результаты изучения эффективности креативно-оздоровительной деятельности (КОД) на уровень школьной тревожности детей 7-8 лет. При исследовании уровня школьной тревожности была использована методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса. Оценивалось 8 факторов тревожности. Результаты педагогического эксперимента показывают, что практически по всем параметрам большинство детей, участвующих в педагогическом эксперименте, испытывают дискомфортное состояние, связанное с началом обучения в школе. Сравнительный анализ результатов показывает, что позитивные сдвиги по фактору «школьной тревожности» отмечаются у большинства детей экспериментальной и контрольной групп. В конце исследования были получены достоверные различия в обеих групп (p<0,05). По ряду показателей наблюдаются существенные различия. При этом можно констатировать, что в экспериментальной группе большинство показателей в конце педагогического эксперимента оказалось ниже по сравнению с показателями контрольной группы. Полученные результаты позволяют заключить, что КОД оказывает немаловажное влияние на такой параметр психического состояния детей как школьная тревожность через создание условий, актуализирующих полноценную жизнедеятельность, побуждающих психомоторную активность и эмоциональную вовлечённость в двигательный процесс.

Ключевые слова: школьная тревожность, креативно-оздоровительная деятельность, танцевальное искусство, дети 7-8 лет.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p192-195

RESEARCH OF THE SCHOOL UNEASINESS IN THE COURSE OF CREATIVE AND

HEALTH-IMPROVING ACTIVITY

Lyubov Nicolaevna Eydelman, the candidate of pedagogical sciences,

Non-state Educational Establishment "Educational center of fitness "Natalie", St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of studying the effectiveness of creative and health-improving activities to the anxiety level of school children aged 7-8 years. In the study of school anxiety level the technique for diagnosing the level of school anxiety of Philips has been used. 8 factors of anxiety have been rated. Pedagogical experiment results show that almost by all respects the majority of children involved in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.