3. Fedorov, V.G. (2016), "Basic components of integrated readiness of athletes of various qualification and specialization (on the example of fencing)", Materials of the faculty final scientific and practical conference of physical culture, sport and health of Lesgaft University for 2015, St. Petersburg, pp. 49.
4. Fedorov, V.G., Shustikov, G.B. and Nechaeva, E.A. (2016), "Qualitative indexes of technical skill of fencers of high qualification", Materials of the faculty final scientific and practical conference of physical culture, sport and health of Lesgaft University for 2015, St. Petersburg, pp. 50.
5. Shustikov, G. and Fedorov, V.G. (2014), "Systematization of basic terminological concepts of modern fencing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No.3, pp. 200-205.
6. Shustikov, G.B., Fedorov, V.G. and Nechaeva, E. A. (2016), "The main directions of psychocorrection of readiness of fencers of high qualification for competitions", Materials of the faculty final scientific and practical conference ofphysical culture, sport and health of Lesgaft University for 2015, St. Petersburg, pp. 50.
7. Shustikov, G.B., Fedorov, V.G. and Nechaeva, E. A. (2016), "Psychocorrection of readiness of fencers of high qualification for competitive activities", Materials XI of the All-Russian scientific and practical conference "Scientific and Methodical Problems of Sports Fencing", SGAFKST, Smolensk, pp. 25-31.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2016
УДК 371:796.011.3
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ
СРЕДЫ
Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск
Аннотация
Результаты многолетнего теоретического и эмпирического исследования позволили изложить концептуальные положения повышения эффективности физического воспитания школьников на основе организации интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды. Практика осуществления гуманитарного преобразования в интегрированной физкультурно-спортивной среде, анализ результатов опытно-экспериментальной работы послужили основанием для выдвижения рекомендаций по организации интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды как некоего алгоритма, обеспечивающего её успешную реализацию. Рекомендации представлены для практического их применения в педагогических проектах по совершенствованию процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, для продуктивного взаимодействия школы и социальной среды, для развития муниципальных и региональных систем образования.
Ключевые слова: физическое воспитание школьников, интегрированная воспитывающая физкультурно-спортивная среда, практические рекомендации, организация, факторы, муниципальное образование, регион.
PRACTICAL RECOMMENDATIONS ON INTEGRATED EDUCATIVE PHYSICAL-SPORTS ENVIRONMENT ORGANIZATION
Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pacific State University, Khabarovsk
Annotation
The results of many years theoretical and empirical research have allowed presenting the conceptual ideas of schoolchildren's physical education effectiveness increase on the basis of integrated educative physical-sport environment organization. Practice of implementation of the humanitarian changes in the integrated physical-sport environment, the analysis of the results of experimental work served as the
basis for the recommendations on organization of the integrated educative physical-sport environment as some algorithm that ensures its successful implementation. Recommendations are presented for its practical use for the pedagogical projects to improve the process of the physical education in the secondary schools, for productive interaction of the school and social environment, for the development of municipal and regional education systems.
Keywords: schoolchildren's physical education, integrated educative physical-sport environment, practical recommendations, organization, factors, municipality, region.
ВВЕДЕНИЕ
В ходе, проводимой в России реформы системы образования, происходит переосмысление сущности образовательных парадигм, целей, принципов, направленности, содержания и организации физического воспитания. Особое внимание, прежде всего, придаётся повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе, что обусловлено ухудшением состояния здоровья школьников, снижением уровня их физической подготовленности, интереса учащихся к урокам физической культуры, несформированностью у них потребности в здоровом образе жизни. Поэтому неотложной социальной задачей в системе общего образования является перестройка системы школьного физического воспитания.
Проведённое нами многолетнее теоретическое и эмпирическое исследование позволило изложить концептуальные положения повышения эффективности физического воспитания школьников, на основе организации интегрированной воспитывающей физ-культурно-спортивной среды. Разработана модель интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, обоснованы педагогические условия её реализации, выявлена эффективность модели и определены перспективы её развития, связанные с реализацией региональной образовательной политики, мероприятиями, направленными на оптимизацию психофизического состояния школьников и студентов вуза [3].
Результаты проведенного исследования дают основания для выдвижения ряда практических рекомендаций по организации интегрированной воспитывающей физкуль-турно-спортивной среды (далее - интегрированной среды), реализация которых могла бы способствовать повышению эффективности физического воспитания школьников в регионах.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Процесс организации интегрированной среды рекомендуется начать с осмысления коллективом школы (учитель физической культуры, учитель-предметник, классный руководитель, психолог, социальный педагог, организатор, медицинский работник, администрация школы) совместно с родителями сущности современных образовательных тенденций гуманитаризации учебно-воспитательного процесса. Это предполагает проведение серии педагогических совещаний, работу методических объединений учителей, курсы повышения квалификации, встречи с родительской общественностью и др. и способствует выстраиванию единой концепции понимания сущности необходимых изменений в школе для формирования интегрированной среды.
Следующий этап - обсуждение и планирование организационно-педагогических аспектов интегрированной среды на уровне школы, что включает:
- исследование проблемы повышения эффективности физического воспитания в
школе;
- изучение педагогических технологий урочной и внеурочной деятельности, программно-методического обеспечения;
- изучение диагностического инструментария по оценке психофизического состояния школьников, формированию здорового стиля жизни, социализации; отношения учащихся, родителей, учителей к организации физического воспитания в школе, факторов, влияющие на их удовлетворённость;
- организацию постоянно действующего семинара по проблемам опытно-экспериментальной деятельности;
- разработку плана работы (этапы, участники, планируемый результат), программно-методических и нормативно-правовых документов по организации интегрированной среды.
Обсуждение и планирование организационно-педагогических и технологических аспектов интегрированной среды на уровне муниципального образования:
- выявление региональных проблем физического воспитания, показателей физической подготовленности и состояния здоровья школьников, влияния региональных сре-довых факторов на состояние здоровья и двигательную активность школьников;
- выявление социально-педагогических факторов, способствующих повышению эффективности физического воспитания школьников;
- выявление возможностей интегрированной среды в данном муниципальном образовании;
- согласование структурных компонентов интегрированной среды (объединение потенциала школ, внешкольных образовательных учреждений, медицинских и спортивных центров, родителей и др.);
- планирование интеграции и дифференциации на различных уровнях взаимодействия (школы, муниципального образования) в интегрированной среде.
Процесс организации интегрированной среды включает:
- анкетирование учащихся и их родителей на предмет выбора вида занятий учащихся (представить возможные варианты видов спорта, физкультурной или оздоровительной активности, которые в состоянии предложить учебное заведение в интегрированной среде);
- оценку состояния здоровья, тестирование физического развития, функциональной и физической подготовленности школьников;
- формирование учебных групп спортивно-оздоровительной, тренировочной и адаптивно-коррекционной направленности (в зависимости от интересов учащихся и их физических способностей) для занятий на обязательных уроках физической культуры (не менее трёх уроков в неделю);
- внедрение личностно ориентированных технологий урочной и внеурочной деятельности;
- создание условий для вовлечения всех учащихся школы во внеурочную физ-культурно-спортивную деятельность. Предоставление возможности занятий спортом как для перспективных детей (и доведения их до спортивных результатов), так и физически неразвитых, чувствующих себя комфортно в своей группе, подобранной по одинаковому уровню физической подготовленности и интересу учащихся;
- создание системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;
- осуществление педагогической поддержки воспитательного взаимодействия семьи и школы;
- системный мониторинг психофизического состояния школьников и потребностей субъектов образования с целью оценки и прогнозирования эффективности физического воспитания.
Анкетирование, определение групп здоровья учащихся, тестирование физического состояния и психологических характеристик учащихся, их ценностных ориентаций следует проводить два раза в год - в начале и в конце года, в течение учебного года - оценку уровня сформированности знаний, результатов спортивной деятельности, психоэмоционального состояния, реактивной тревожности, динамику заболеваемости учащихся.
В спортивных группах желательно также проводить специальные тесты, выявляющие динамику двигательной подготовленности в избранном виде спорта.
Исследование социально-педагогических факторов физкультурно-спортивной среды, способствующих повышению эффективности физического воспитания, целесообразно проводить по разработанным нами методикам: «Изучение отношения учащихся к урокам физической культуры и здоровому образу жизни», «Изучение отношения родителей к постановке физического воспитания в школе и их детей к здоровому образу жизни», «Изучение удовлетворённости учителей физической культуры организацией физического воспитания в школе» - и применять при обработке результатов методы математической статистики [2]. Учёт социально-педагогических факторов даёт возможность развития и функционирования интегрированной среды в конкретном регионе.
При оценке состояния здоровья школьников рекомендуется использовать не только статистические данные, но и субъективные оценки своего здоровья школьниками, а также мнения родителей о состоянии здоровья их детей. Личные оценки в достаточной мере отражают объективные характеристики. Уже в младшем школьном возрасте формируется представление о своём здоровье. Систематические анкетирования школьников и их родителей дают возможность получить достаточно объективную и подробную информацию о состоянии здоровья детей в комплексе с факторами условий и образа жизни. Это важно и для характеристики контингента учащихся в классе, школе, и для проведения медико-педагогической работы, и особенно профилактических мероприятий по формированию навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Нами также представлена методика определения интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости школьника как компонента психофизического состояния, которая помогает привести к единой системе оценивания, как психологические характеристики личности, так и его физические показатели при общей оценке психофизического состояния школьников. В ходе тестирования школьников по представленным психологическим тестам можно включать в конце общие вопросы (количество детей в семье, образование родителей, денежный доход в семье и др.), это даёт возможность исследовать влияние социально-экономического статуса семьи на психологические характеристики учащихся [1].
Наибольшую эффективность можно получить при поэтапном привлечении учащихся к спортивно-оздоровительной деятельности с начальных классов. Могут быть различные подходы к организации учебно-воспитательного процесса (в зависимости от количества учебных часов по физической культуре, количества учителей и тренеров, спортивной базы школы, интеграции общеобразовательной школы и ДЮКФП и др.). При этом необходимо выбрать оптимальное соотношение между базовым и вариативным, образовательным и двигательным компонентами.
Особое внимание в интегрированной среде необходимо уделять организации физического воспитания школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, полностью освобождённых от уроков физической культуры, детей-инвалидов и с ограниченными функциональными возможностями. Целесообразно обеспечить урочную (технология адаптивно-коррекционной направленности) и внеурочную деятельность этих учащихся (технологии адаптивной, образовательной, здоровьесбере-гающей направленности), направленную на предупреждение двигательной депривации и формирование социально-адаптивной личности учащегося.
Наиболее эффективна работа с этим контингентом учащихся индивидуально или в группах на базе оздоровительных медицинских центров. В основе организации занятий должны лежать два основных принципа: принцип оздоровительной, лечебно-профилактической направленности занятий и дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме школьника, вызванных патоло-
гическим процессом.
Необходимо создание в школах и в муниципальных образованиях условий для творческого развития педагогов, а также материальное и моральное стимулирование инновационной деятельности. Существенным также является сопровождение не только учащихся, но и педагогов, что включает диагностику состояния, профилактику стрессов, создание комфортной среды. Организация интегрированной среды возможна при сплочённости педагогического коллектива и заинтересованности административного аппарата школы и поддержке администрации муниципального образования.
Учитывая, что уровень притязания личности в той или иной деятельности возрастает при повторном успехе и снижается при повторных неудачах, рекомендуется поощрять все достижения учащихся: в спорте, в учёбе, в проектах, в олимпиадах. Целесообразно устраивать вечера отдыха, праздники, где обязательно отмечать заслуги учащихся - это будет их стимулировать к новым победам над собой. Образовательные учреждения должны на основе уже имеющихся у учащихся интересов формировать и развивать новые социально ценные интересы, а также интересы, наиболее соответствующие индивидуальным возможностям и способностям учащихся.
Разработанная модель интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды может быть реализована в любом регионе, при этом компоненты и составляющие интегрированной среды могут меняться в зависимости от региона, местности, количества социальных объектов и готовности самих субъектов образовательной деятельности повышать её воспитательный потенциал. Включение переменного фактора в модель функционирования среды даёт возможность учитывать другие важные обстоятельства, которые могут проявиться в последующем, что обусловливает перспективу развития модели.
Представленные технологии и программно-методическое обеспечение учебного процесса по физической культуре учащихся 1-11-х классов могут быть реализованы в рамках любой учебной программы по физической культуре в школе, рекомендованной в настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации; внедрены в любых средовых условиях: города, сельской местности. Результаты длительных педагогических экспериментов по внедрению разработанных технологий в северных сельских районах, имеющих наиболее неблагоприятные социально-экономические и климатогео-графические условия, показали их высокую эффективность, что позволяет рекомендовать их к использованию в других сельских районах, а также в городских условиях.
Также существенно, что концептуальные идеи, заложенные в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде, и её технологическое обеспечение логически вписываются в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования и позволяют выстроить единую систему взаимосвязанных между собой образовательных программ на всех этапах физкультурного образования школьника, студента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика осуществления гуманитарного преобразования в интегрированной физ-культурно-спортивной среде, анализ результатов опытно-экспериментальной работы послужили основанием для выдвижения рекомендаций по организации интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды как некоего алгоритма, обеспечивающего её успешную реализацию.
Рекомендации представлены для практического их применения в педагогических проектах по совершенствованию процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, для продуктивного взаимодействия школы и социальной среды, для развития муниципальных и региональных систем образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Щетинина, С.Ю. Интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников разных половозрастных групп в зависимости от среды проживания / С.Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 117-123.
2. Щетинина, С.Ю. Социально-педагогические факторы физкультурно-спортивной среды, способствующие повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе / С. Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 133-139.
3. Щетинина, С. Ю. Физическое воспитание школьников в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде / С.Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 150-158.
REFERENCES
1. Schetinina, S.Yu. (2010), "Integral appreciation of psycho emotional stability of schoolchild of different sex-age groups in accordance with living environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 117-123.
2. Schetinina, S.Yu. (2012), "Social-pedagogic factors of physical culture and sport environment, which contribute to the physical training efficiency increase in comprehensive secondary school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 88, No. 6, pp. 133-139.
3. Schetinina, S.Yu. (2014), "Schoolchildren's physical education in integrated educative physical-sports environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 150-158.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2016