Научная статья на тему 'Перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в регионе'

Перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / МОДЕЛЬ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щетинина С.Ю.

Повышение эффективности физического воспитания школьников связано с формированием физкультурно-спортивной среды на основе её гуманитаризации и совершенствования функционирования. Разработана модель функционирования интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, направленная на гармоничное развитие личности школьника, обеспечивающая достижение баланса между государством и основными субъектами образования и реализующая механизмы функционирования региональных систем образования. Обозначены перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в отдельном регионе, связанные с реализацией региональной образовательной политики, мероприятиями, направленными на оптимизацию психофизического состояния школьников, повышение эффективности физического воспитания в вузе с учетом выявленных проблем студентов. Методы исследования: контент-анализ литературных источников и документальных материалов, социологические исследования, тестирование, моделирование, методы математической статистики. Материалы. С целью выявления перспектив совершенствования системы физического воспитания в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде обоснованы потенциальные возможности, обусловливающие оптимизацию психофизического состояния школьников и студентов, а также адаптацию сельских школьников к образовательной студенческой среде города средствами интегрированной физкультурно-спортивной среды. Результаты. Определены перспективы интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, обусловливающие оптимизацию психофизического состояния школьников, перспективные направления совершенствования функционирования интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды с учетом выявленных проблем студентов вуза. Выделены принципы региональной образовательной политики как объективные и субъективные факторы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды. Установлено, что поиск путей развития и удовлетворения образовательных потребностей региона определяет возможность совершенствования интегрированной среды в двух основных направлениях: как системы взаимодействия различных типов образовательных, медицинских и социальных учреждений и как системы взаимосвязанных образовательных программ на всех этапах физкультурного образования школьника, студента. Заключение. Обозначенные перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в регионе способствуют повышению эффективности физического воспитания школьников и студентов, усилению интеграционных связей в региональной образовательной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щетинина С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в регионе»

УДК 371:796.011.3 DOI 10.14526/33_2014_33

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ

В РЕГИОНЕ

С.Ю. Щетинина - кандидат педагогических наук, доцент Тихоокеанский государственный университет Хабаровск

DEVELOPMENT PROSPECTS OF AN INTEGRATED EDUCATIVE PHYSICAL-SPORT ENVIRONMENT IN A REGION

S.Y. Schetinina, Ph.D., associate professor Pacific State University, Khabarovsk

e-mail: Shetinina65@mail. ru

Ключевые слова: физическое воспитание, школьники, студенты вузов, повышение эффективности, модель, функционирование, стратегия, гуманитаризация, региональная образовательная политика.

Аннотация. Повышение эффективности физического воспитания школьников связано с формированием физкультурно-спортивной среды на основе её гуманитаризации и совершенствования функционирования. Разработана модель функционирования интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, направленная на гармоничное развитие личности школьника, обеспечивающая достижение баланса между государством и основными субъектами образования и реализующая механизмы функционирования региональных систем образования. Обозначены перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в отдельном регионе, связанные с реализацией региональной образовательной политики, мероприятиями, направленными на оптимизацию психофизического состояния школьников, повышение эффективности физического воспитания в вузе с учетом выявленных проблем студентов.

Методы исследования: контент-анализ литературных источников и документальных материалов, социологические исследования, тестирование, моделирование, методы математической статистики.

Материалы. С целью выявления перспектив совершенствования системы физического воспитания в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде обоснованы потенциальные возможности, обусловливающие оптимизацию психофизического состояния школьников и студентов, а также адаптацию сельских школьников к образовательной студенческой среде города средствами интегрированной физкультурно-спортивной среды.

Результаты. Определены перспективы интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, обусловливающие оптимизацию психофизического состояния школьников, перспективные направления совершенствования функционирования интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды с учетом выявленных проблем студентов вуза. Выделены принципы региональной образовательной политики как объективные и субъективные факторы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды. Установлено, что

поиск путей развития и удовлетворения образовательных потребностей региона определяет возможность совершенствования интегрированной среды в двух основных направлениях: как системы взаимодействия различных типов образовательных, медицинских и социальных учреждений и как системы взаимосвязанных образовательных программ на всех этапах физкультурного образования школьника, студента.

Заключение. Обозначенные перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в регионе способствуют повышению эффективности физического воспитания школьников и студентов, усилению интеграционных связей в региональной образовательной системе.

Keywords: physical upbringing, pupils, students of higher educational establishments, effectiveness increase, a model, functioning, strategy, humanitarization, regional educational policy.

Annotation. Effectiveness increase of pupils ' physical upbringing is connected with the formation of physical - sport environment on the basis of its humanitarization and functioning development. A model of functioning of an integrated educative physical - sport environment is created. It is directed at harmonious pupil's personality development, provides the balance between the state and the main subjects of education and realizes the mechanisms of regional education systems functioning. The prospects of an integrated educative physical - sport environment development in a separate region are defined. These prospects are connected with the realization of the regional educational policy, procedures directed at optimization of pupils ' psychophysical state, effectiveness increase of physical upbringing in a higher educational establishment, taking into account the revealed problems of the students.

Research methods: content analysis of the literature and documentary materials, sociological research works, test, modeling, methods of mathematical statistics.

Materials. In order to reveal the development prospects of physical upbringing system in the integrated educative physical - sport environment the potential abilities are substantiated. The abilities which determine the optimization ofpupils ' and students' psychophysical state, and adaptation of pupils from the country to educative student environment of the town by means of the integrated physical - sport environment.

Results. The prospects of the integrated educative physical - sport environment are determined, which provide the optimization of pupils' psychophysical state, perspective directions of development of the integrated educative physical - sport environment functioning, taking into account the revealed problems of the students from higher educational establishments. The principles of the regional educational policy are defined as the objective and subjective development factors of the integrated educative physical - sport environment. It is stated that the search for the ways of development and satisfaction of a regional educational needs determines the opportunity of the integrated environment perfection in two main directions: as a system of different types of educational, medical and social establishments coordination and as a system of interrelated educational programs on all stages of pupils' and students' physical culture education.

Conclusion. The denoted development prospects of the integrated educative physical -sport environment in the region provide the effectiveness increase of pupils' and students' physical upbringing, provide the improvement of integration relations in a regional educational system.

ВВЕДЕНИЕ

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях отражена как одно из приоритетных направлений. Анализ современной ситуации позволяет утверждать, что повышение эффективности физического воспитания школьников связано с формированием физкультурно-спортивной среды на основе её

гуманитаризации и совершенствования функционирования. Актуальность нашего исследования обусловлена наличием заказа государства и общества на повышение эффективности физического воспитания школьников с учетом региональных особенностей, что становится возможным в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде.

В ходе исследований нами была разработана модель функционирования интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, представленная компонентами и факторами взаимодействия, т.е. существенными обстоятельствами, влияющими на развитие этой среды. Модель создает целостное представление об интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде, системообразующим фактором которой является ценностно-целевой компонент - гармоничное развитие личности как процесс и ожидаемый результат развития школьника в этой среде. Представленная модель соответствует концепции физического воспитания школьников, в русле которой сформирована интегрированная воспитывающая физкультурно-спортивная среда, обеспечивающая достижение баланса между государством и основными субъектами образования (школьник, родители, педагог), реализующая механизмы функционирования региональных систем образования [10].

Обоснована перспективность разработанной модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды. Интегрированная среда представлена в модели динамично развивающейся образовательной системой, открытой для инноваций, что даёт возможность её обновления и совершенствования в соответствии с тенденциями социокультурного развития общества, новыми педагогическим идеями и позволяет перевести их из потенциального состояния в реальное, где находит своё воплощение социальный заказ, данный обществом и государством системе образования. Перспективы интегрированной среды связаны и с тем, что парадигма интеграции и гуманитаризация, избранные для её формирования, отражают не только современное направление в педагогической науке и практике, но и приоритетные стратегии развития российского образования и тенденции общественного развития в мире. Сегодня ключевыми ресурсами социального развития человека становятся здоровый образ жизни, возможности самореализации в обществе, что обеспечивает востребованность функционирования интегрированной среды.

В контексте данной статьи представляется целесообразным определить перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в регионе. В современных образовательных нормативных документах в качестве механизмов устойчивого развития образования рассматривается разработка стратегий развития систем образования на уровне регионов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Региональная и межрегиональная образовательная политика в современной России находятся в стадии своего развития. В нынешних условиях происходит переход от унитарной модели взаимоотношения центра и регионов к актуализации роли регионального фактора. Сегодня уже все регионы разрабатывают собственные модели развития образования и уточняют специфику своей региональной системы образования, а в государственном образовательном стандарте школы и вуза выделен региональный компонент, уточнение которого по содержанию предоставлено самим регионам. В данном случае можно обнаружить противоречие между стремлением субъектов региональных образовательных систем к выбору своей стратегии, проектированию характерных для региона путей развития образования и недостаточностью научного осмысления регионализации образования, в частности, с позиции развития физкультурного образования как составной части целостной региональной образовательной системы.

Регионализация образования - направление образовательной политики, связанное с расширением прав, самостоятельности и ответственности отдельных регионов за

состояние образования; по содержанию противоположна централизации [6]. Она предусматривает создание условий для функционирования и развития региональных образовательных систем в соответствии с социально-экономическими, культурными и образовательными потребностями регионов [7]. Регионализация - многовариантный по целям и формам проявления социально-педагогический процесс, охватывающий организацию и управление системой образования, оказывающий влияние на состояние образовательной среды, на здоровье, деятельность и социализацию участников образовательного процесса [1]. Регионализация в настоящее время выступает доминирующим фактором развития образовательных систем, обозначает новый этап становления вариативного образования на территории современной России [3].

Важным аспектом преобразований в процессе модернизации российского образования является выработка принципов региональной образовательной политики, адекватных общей идеологии государства в области образования [2, 5].

При разработке стратегий новых типов педагогических систем, к которым отнесена интегрированная воспитывающая физкультурно-спортивная среда, перспективы её развития в отдельном регионе должны быть связаны с реализацией региональной образовательной политики. В этой связи на основе исследования Н.В. Бордовской [4] определены принципы региональной образовательной политики как объективные и субъективные факторы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды:

- повышение культурно-образовательного уровня населения региона;

- возрождение и сохранение культурно-образовательных традиций региона;

- создание условий для расширения спектра инноваций в образовательных системах региона;

- удовлетворение потребностей региона в кадрах и обеспечение возможности осуществления непрерывности образования человека силами региона.

В процессе исследования в настоящей работе было установлено, что поиск путей развития и удовлетворения образовательных потребностей региона определяет возможность совершенствования интегрированной физкультурно-спортивной среды в двух основных направлениях.

Во-первых, модель интегрированной физкультурно-спортивной среды должна быть представлена как система взаимодействия различных типов образовательных, медицинских и социальных учреждений, раскрывающая характер связей между ними в регионе.

Во-вторых, региональная интегрированная физкультурно-спортивная среда может рассматриваться через систему взаимосвязанных образовательных программ на всех этапах физкультурного образования школьника, студента. Эти программы экспериментально в опережающем режиме прорабатывают возможные варианты удовлетворения образовательных запросов региона на основе анализа психофизического состояния обучающихся и изучения их потребностей в совершенствовании физического развития.

В ходе исследования установлено различие между понятиями «регионализация» и «региональность». Регионализация - социальный процесс усиления в общественных явлениях регионального компонента (элементов культуры, воспитания), иными словами, процесс приобретения или привязывания, механизм «вживания» в регион. Региональность - это качество социальных процессов или явлений в конкретном регионе.

Обозначим перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды на примере Дальневосточного региона.

Анализ результатов реализации интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды послужил основанием для поиска факторов совершенствования и перспектив её развития в Дальневосточном регионе. Ориентиром в этом поиске стали

социальные эффекты интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды с учетом региональной специфики, понимаемые как факты подтверждения положительных изменений в направлении формирования физической подготовленности и повышения эффективности физического воспитания.

Прежде всего, обозначим мероприятия, направленные на оптимизацию психофизического состояния школьников в соответствии с принципами региональной образовательной политики.

Перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды связаны с повышением эффективности «Президентских состязаний». Анализ этапов «Президентских состязаний» показывает, что если краевые и всероссийские состязания превращаются в спортивные праздники, они хорошо организованы и отлажены, с ними уже не возникает проблем, то школьный (заочный) этап теряет свою значимость и вызывает немало проблем в общеобразовательных учреждениях. Отметим некоторые из них.

Очень часто реальные соревнования между учащимися внутри школы проходят только в параллелях тех классов, в которых в данном учебном году будут проходить региональные и российские состязания. Учителя видят в этом дополнительный стимул для учащихся, т.к. дети заранее интересуются, в каких классах будут проходить состязания в данном году, и начинают готовиться к ним.

Учителя физической культуры отмечают, что для эффективности проведения «Президентских состязаний» на школьном уровне целесообразно, чтобы в них были задействованы параллели всех классов школы, чтобы состязания организовывали как праздник, на них присутствовали родители, а сами соревнования проводились между близлежащими школами.

Перспективным для повышения эффективности школьного этапа «Президентских состязаний» является их большая статусность, а также привлечение к их организации сотрудников учреждений дополнительного образования, спорткомитетов и др. Чтобы состязания были эффективны, а результаты достоверны, в их проведении должна участвовать комиссия, в которую, кроме учителей физической культуры, должны входить представители администрации школы, лучших спортсменов школы, общественных организаций (например, ветераны спорта).

Необходимо пересмотреть таблицы возрастных оценочных нормативов «Президентских состязаний», сделать их адекватными каждой возрастной группе учащихся с учетом региональных стандартов физической подготовленности, а также определить критерии подсчета уровня физической подготовленности (по средней оценке всех шести тестов) для школьного этапа.

Перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды видятся и в улучшении подготовки и проведения олимпиад школьников по физической культуре. Олимпиады школьников по физической культуре становятся популярными и востребованными в образовательной среде, они отражают уровень теоретической и физической подготовки современных учащихся, а также качество преподавания дисциплины «Физическая культура» в учебных заведениях.

Так, в 2009 г. состоялась VII краевая олимпиада школьников по предмету «Физическая культура». В ней приняли участие представители 15 муниципальных образований Хабаровского края общим количеством 68 человек. Анализ результатов теоретико-методического испытания свидетельствует о том, что общий уровень теоретической подготовки у школьников остаётся невысоким. Так, более 75 % заданий выполнил только один участник, большинство школьников выполнили не более 50% заданий, а 7 участников ответили менее чем на 25% вопросов. Такое положение свидетельствует о том, что учителя физической культуры в своей практической деятельности обращают недостаточное внимание на теоретический раздел, включённый

как обязательный в школьную программу по данному предмету. Результаты практического этапа свидетельствуют о том, что, несмотря на улучшение общего уровня подготовки по разделам «Гимнастика», «Лёгкая атлетика», «Спортивные игры», многие участники имеют слабую техническую и физическую подготовку [8].

Анализ результатов краевых олимпиад школьников по «Физической культуре» показывает, что современная организация физического воспитания в школах не способствует комплексному освоению учащимися заложенных в учебной программе теоретических знаний, тактических навыков в видах спорта, а также приобретению учащимися должного уровня физической и функциональной подготовленности.

Безусловной проблемой является то, что подготовка ко всем спортивно-оздоровительным мероприятиям в школе, включая и олимпиаду по физической культуре, возложена, в основном, на учителя физической культуры. Многие учителя физической культуры, чтобы успешно представить свою школу или район на соревнованиях, используют уроки физической культуры для подготовки к этим мероприятиям, заменяя тем самым программное содержание предмета, имеющее своё основное предназначение в качестве оздоровительной направленности.

В итоге получается, что если школа и имеет хорошие результаты на соревнованиях, то достигается это не массовым участием школьников и вовлечением их в спортивно-оздоровительную работу, а выступлением группы подготовленных учащихся, которые из года в год представляют школу на тех или иных спортивных мероприятиях (многие из которых занимаются в спортивных секциях по данному виду спорта, благодаря чему, в основном, и достигают результата).

Проблемой является и то, что основное внимание в своей деятельности учителя физической культуры уделяют физической подготовленности учащихся. Проектная, реферативная работа, если и проводится с учащимися, то во многом делается формально, в основном для отчёта, а не для того чтобы действительно привлечь школьников к работе с теоретическими источниками, поиску информации, разработке темы.

Интеграция школы и социальной среды, заложенная в формировании воспитывающей физкультурно-спортивной среды, позволяет направить совместные усилия на поиск наиболее эффективных средств, форм и методов занятий с учащимися для повышения их теоретической, физической, тактической, психологической подготовки по физической культуре, а главное - приобщению их к занятиям физической культурой и формированию здорового стиля жизни.

Ещё один аспект перспектив развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды имеется в оценочной деятельности физической подготовленности школьников. Уже долгое время в прессе, на телевидении дискутируется вопрос о целесообразности изменения количественной шкалы оценки школьников. Предлагаются различные варианты: от введения 10-12-балльной системы оценивания до перехода на безотметочную систему.

Проведённое нами анкетирование учителей физической культуры Хабаровского края показало, что 70,8% опрошенных отрицательно относятся к введению безотметочного обучения по физической культуре. Аргументируется это тем, что многие дети будут относиться к физической культуре как к уроку со свободным посещением, потеряется возможность стимулировать занятия двигательной активностью (оценка стимулирует, дисциплинирует), не станет нормативной основы для зачёта.

Введение безотметочной системы физического воспитания школьников, безусловно, будет прогрессивным шагом. Несмотря на то что основная цель физического воспитания в школе - формирование физической культуры личности ученика, многие учителя придерживаются традиционной практики работы. Оценивая успеваемость, делают акцент на выполнение учебных нормативов и прирост физической подготовленности учащихся. Отмена оценок по физической культуре позволит школьникам иметь равные

возможности в освоении двигательных навыков и не переживать из-за невозможности выполнения тот или иной контрольный норматив.

Образование должно формировать свободных, готовых к выбору граждан. Важнейшим условием для этого являются свобода и опыт ответственного выбора у субъектов образования. В связи с этим интегрированная воспитывающая физкультурно-спортивная среда предоставляет широкие возможности для создания условий: для реализации принципа вариативности в выборе учащимися вида занятий (различные виды спорта, физкультурная или оздоровительная активность) в зависимости от потребностей и возможностей школьников при сохранении базового компонента физической культуры; для выбора режима двигательной активности в зависимости от физического состояния и мотивации на достижение спортивных результатов (но не менее 3 часов в неделю); выбора возможности совершенствования в избранном виде спорта или двигательной активности; внедрения разнообразных организационных форм учебно-тренировочного процесса (формирование групп учащихся по интересам, вынесение части уроков во внеурочное время и др.); выбора возможности кооперации общеобразовательной школы, ДЮКФП, ДЮСШ и др. с целью объединения потенциала материально-технической спортивной базы и педагогического коллектива.

Перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды также существенны, если в ходе проектирования, планирования, организации и анализа научно-методического и воспитательного процессов будут постоянно проводиться диагностика, мониторинг и самоэкспертиза; если социальная инфраструктура муниципального образования будет мобилизована на развитие физкультурно-спортивной среды района.

Отмеченные условия, положенные в основу создания физкультурно-спортивной среды в школах северных сельских районах, позволили улучшить психофизическое состояние детей и подростков и добиться определённых спортивных результатов.

Главная задача образовательной политики в современных условиях - обеспечение должного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В связи с этим усиливаются требования к профессиональной компетенции преподавателей физической культуры в высших учебных заведениях, отвечающих в наибольшей степени за организованную систему физического воспитания в конкретном вузе и в наибольшей степени влияющих на формирование здорового стиля жизни студентов, а соответственно, и будущих профессионалов в своей области.

В настоящее время актуальной для Дальневосточного региона является адаптация студентов, приезжающих в города из малых населённых пунктов (посёлков городского типа, рабочих посёлков, сельской местности). Причем решать эту проблему приходится на фоне общей тенденции ухудшения состояния здоровья студентов и их недостаточной физической подготовленности, которая имеет место во всех регионах страны. Так, проведённый нами современный анализ (2008-2011 уч. гг.) медицинской документации Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) г. Хабаровска выявил статистически достоверное увеличение количества студентов, отнесённых к специальной медицинской группе (10,1 %, 13,5 %, 15,9 %, p<0,01) и освобожденных от практических занятий по физической культуре (4,1 %, 5,8 %, 8,5 %, p<0,05) в динамике относительно предыдущего учебного года.

Нами выявлено, что в связи с тем, что адаптация учащихся, прибывших учиться в вуз из посёлков городского типа или сельской местности, коррелирует с их отношением к физической культуре и спорту и желанием заниматься физической культурой на урочных и секционных занятиях в вузе или вне его, то существенным для комфортного проживания в студенческой городской среде является сформированная у учащихся в школьные годы потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, а также

качественная организация учебно-воспитательного процесса физического воспитания в вузе. Достоверная корреляция между желанием студентов заниматься в спортивных секциях, фитнес-центрах и их желанием остаться после окончания института в крупном городе свидетельствует о том, что одним из важных факторов закрепления молодых специалистов в малых населённых пунктах является развитие в них спортивно-оздоровительной индустрии [9].

Адаптация студентов проходит более успешно, если она осуществляется на основе учета их интереса к физической культуре и возможности выбора различных видов двигательной активности в зависимости от их потребностей (доступные физически виды спорта, физкультурная или оздоровительная активность).

В центре нашего исследования находятся урочные занятия по физической культуре в вузе, интерес студентов к данной форме обязательной двигательной активности, а также анализ факторов, способствующих повышению эффективности физического воспитания в вузе.

Проведённое нами анкетирование студентов г. Хабаровска на примере ТОГУ (одного из крупнейших вузов на Дальнем Востоке) показало, что действительно хотят заниматься физической культурой на урочных занятиях в вузе всего 16,6 % молодых людей.

Анализ отрицательных факторов, влияющих на отношение студентов к занятиям физической культурой, показал, что из ряда предложенных факторов для студентов всех курсов наиболее неудовлетворительными оказались: 1) проведение занятий на улице; 2) отсутствие видов спорта по желанию студентов; 3) отсутствие достаточного количества игр на занятиях; 4) отсутствие индивидуального подхода к студентам.

Анализ ответов студентов по 5-балльной шкале на предмет их заинтересованности в уроке физической культуры показывает, что интересно на уроке физической культуры (оценка занятий на «хорошо» и «отлично») только 53,1 % студентов.

При оценивании общего мнения девушек и юношей по вопросам необходимости изменений в организации физического воспитания в вузе выявлено, что наиболее значимыми для студентов являются: 1) введение в программу других видов спорта по желанию студентов; 2) приобретение хорошего спортивного инвентаря, улучшение спортивной базы; 3) необязательность уроков физической культуры, преобразование их в факультативную форму.

Рейтинг приоритетных видов активности на занятиях физической культурой (из 8 предложенных видов оздоровительной и двигательной активности при возможности выбора нескольких вариантов ответа) показал следующее: наиболее важны различные виды фитнеса для девушек, атлетическая гимнастика для юношей; далее студентами отмечаются специализированные виды спорта и оздоровительные физические упражнения. Наименее значимо для студентов выполнение контрольно-нормативных требований по программе.

Анализируя организацию системы физического воспитания в нефизкультурных вузах, следует отметить, что она мало чем отличается от школьной системы: та же обязательная урочно-групповая форма занятий, практически тот же учебный материал (основы баскетбола, волейбола, ОФП и т.д.), выполнение учебных нормативов, акцент на физически-телесной форме человека (теоретические аспекты физической культуры затрагиваются, в основном, фрагментарно, на них отводится 6-8 часов учебного времени в году), а также , что немаловажно, очень слабая материально-техническая оснащенность (дефицит залов, бассейнов, спортивных площадок, спортивного инвентаря).

Исследование удовлетворенности студентов урочными формами физического воспитания в вузе показало, что удовлетворены уроками физической культуры только 25,8 % опрошенных студентов. Как следствие этого, выявлена недостаточная их заинтересованность в занятиях. При этом для многих студентов урочные формы занятий

являются единственным видом двигательной активности. Отсутствие должного интереса к занятиям приводит к некачественному выполнению упражнений, получению недостаточных физических нагрузок. Между тем опрос студентов, посещающих секционные занятия в вузе по выбору вида спорта или двигательной активности, показал гораздо большую их заинтересованность в систематических занятиях и получении тренировочного эффекта.

К сожалению, в последнее время наметилась тенденция сокращения бесплатных секционных занятий в вузе и перевод их на коммерческую основу, что обусловлено недостаточным финансированием вузов. Спортивные же клубы вузов, в которых студенты занимаются спортом на бесплатной основе, заинтересованы в основном в спортивных результатах, поэтому в них делается акцент только на «перспективных» студентов, способных защитить честь вуза на соревнованиях. Спортивно-оздоровительная работа на факультетах, несмотря на массовость спортивных мероприятий в течение года, также направлена в основном на количественные статистические показатели (количество студентов, принявших участие в соревнованиях, спортивных мероприятиях; результаты по отдельным соревнованиям и комплексной спартакиаде), а не на качественные показатели, и это обусловливает не системность занятий и подготовку к соревнованиям студентов, а разовость участия тех или иных студентов в соревнованиях и достигается зачастую усилиями замдеканов по спорту на факультетах при привлечении студентов к соревнованиям, а не личной мотивацией и потребностями студентов в данных мероприятиях.

Опыт зарубежных стран показывает, что более эффективна в вузах не урочная система занятий, а создание условий и мотиваций для самостоятельных занятий студентов избранным видом спорта (так, в крупных вузах физкультурно-спортивная среда включает более 80 бесплатных секций и др.).

Таким образом, тенденция ухудшения состояния здоровья студентов и ослабление физической подготовленности обучающейся молодежи влияет и на образовательный процесс в вузе. Поэтому необходимо менять традиционные подходы к организации физического воспитания в вузе, усиливая гуманистическую направленность на личность студента. Необходимо усилить акцент на нивелирование отрицательных факторов уроков физической культуры и усиление факторов, отражающих потребностно-мотивационную сферу студентов. Повышение позитивной мотивации студентов к урокам физической культуры в вузе и их удовлетворённость занятиями рассматриваются как важные показатели социального эффекта интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обозначены перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в регионе.

1. Определены перспективы интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, обусловливающие оптимизацию психофизического состояния школьников: повышение эффективности школьного этапа «Президентских состязаний» и олимпиады по физической культуре; систематизация оценочных нормативов для каждой возрастной группы учащихся с учетом региональных стандартов физической подготовленности; компенсация негативного влияния факторов природной и социальной среды посредством совершенствования программ по физической культуре; систематизация оценочной шкалы на уроках физической культуры; разнообразие форм проведения уроков, разработка гуманитарных технологий и программ, учитывающих интересы и потребности учащихся.

2. Определены перспективные направления совершенствования функционирования интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды с учетом выявленных проблем студентов вуза: адаптация студентов, приезжающих в города из сельской

местности, к городской среде через интерес к физической культуре; организация условий повышения эффективности физического воспитания в вузе; поддержание позитивной мотивации студентов к урокам физической культуры и поиск путей снижения негативной мотивации; ориентация на удовлетворённость студентов занятиями физической культурой в вузе как социальный эффект интегрированной физкультурно-спортивной среды.

3. Выделены принципы региональной образовательной политики как объективные и субъективные факторы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды: повышение культурно-образовательного уровня населения региона; возрождение и сохранение культурно-образовательных традиций региона; создание условий для расширения спектра инноваций в образовательных системах региона; удовлетворение потребностей региона в кадрах и обеспечение возможности осуществления непрерывности образования человека силами региона. Установлено, что поиск путей развития и удовлетворения образовательных потребностей региона определяет возможность совершенствования интегрированной среды в двух основных направлениях: как системы взаимодействия различных типов образовательных, медицинских и социальных учреждений и как системы взаимосвязанных образовательных программ на всех этапах физкультурного образования школьника, студента.

Литература

1. Бажина, И.А. Становление и развитие принципа регионализации образования в педагогической теории и практике : дис. ... д-ра пед. наук / И.А. Бажина. - Казань, 2003. - 437 с.

2. Белогуров, А.Ю. Философско-педагогические аспекты изучения процесса регионализации образования. URL: http://wtexts.ru/docs/215/index-75043.html (дата обращения: 24.01.2014).

3. Белогуров, А.Ю. Формирование поликультурной образовательной среды региона как основной фактор гуманитаризации образования / А.Ю. Белогуров // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - 2003. - № 3(6): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). - С. 95-103.

4. Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы : монография / Н.В. Бордовская. - СПб. : Изд-во РХГИ, 2001. - 512 с.

5. Гуляев, М.Ю. Инновации в технологии непрерывного физкультурного образования в условиях региона : дис. ... канд. пед. / М.Ю. Гуляев. - М., 2002. - 176 с.

6. Педагогический словарь : учеб. пособие / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М. : Академия, 2008. - С. 26.

7. Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ // Вестник образования. - 1992. - № 10. - С. 25-88.

8. Седьмая краевая олимпиада школьников по физической культуре / сост. Е.А. Ветошкина. -Хабаровск : ХК ИППК ПК, 2009. - 59 с.

9. Щетинина, С.Ю. Адаптация сельских школьников к образовательной студенческой среде города средствами физкультурно-спортивной среды / С.Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11(69). - С. 110-114.

10. Щетинина, С.Ю. Моделирование системного взаимодействия в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде / С.Ю. Щетинина // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 7. - С. 55-60.

Bibliography

1. Bazhina, I.A. The principle of education regionalization formation and development in pedagogical theory and practice: dissertation of the doctor of pedagogics / I.A. Bazhina. - Kazan, 2003.- 437 p.

2. Belogurov, A.Y. Philosophic - pedagogical aspects of the regionalization process study in education. URL: http://wtexts.ru/docs/215/index-75043.html (access date: 24.01.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Belogurov, A.Y. Polycultural educational environment formation in a region as the main factor of education humanitarization / A.Y. Belogurov // A.I. Gertsen Russian State Pedagogical University proceedings. - -2003. - № 3(6): Psychological - pedagogical sciences (pedagogics, psychology, theory and methodology of teaching). - P. 95-103.

4. Bordovskaya, N.V. Dialectics of a pedagogical research: Logical - methodological problems: monograph / N.V. Bordovskaya. - Saint Petersburg: Russian Christian State Institute publishing house, 2001. - 512 p.

5. Gulyaev, M.Y. Innovations in technologies of a continuous physical culture education in a region: dissertation of the doctor of pedagogics / M.Y. Gulyaev. - Moscow, 2002. - 176 p.

6. Pedagogical dictionary: manual / [V.I. Zagvyazinskiy, A.F. Zakirova, T.A. Strokova and others]; under edition of V.I. Zagvyazinskiy, A.F. Zakirova. - Moscow: Academy, 2008. - P. 26.

7. The program of the educational system reformation and development in the Russian Federation in the conditions of the social - economic reforms intensification // Bulletin of education. - 1992. - № 10. - P. 25-88.

8. The 7th regional Olympiad for schoolchildren in physical culture / author E.A. Vetoshkina. - Khabarovsk: Khabarovsk Institute of Retraining and Qualification improvement of Pedagogical Staff, 2009.- 59 p.

9. Schetinina, S.Y. The adaptation of the pupils from rural territories to an educational students' environment of a town by means of physical - sport environment / S.Y. Schetinina // P.F. Lesgaft University scientific records. - 2010. -№ 11(69). - P. 110-114.

10. Schetinina, S.Y. System cooperation modeling in the integrated educative physical - sport environment / S.Y. Schetinina // Theory and practice of physical culture. - 2011. - № 7. - P. 55-60.

Статья поступила в редакцию: 25.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.