ЛИТЕРАТУРА
1. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Баландин В.А. -Краснодар, 2001. - 50 с.
2. Демидова, Е.В. Педагогическая система направленного становления личности детей 310 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Демидова Е.В. ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2004. - 48 с.
3. Магомадов, Р.А. Особенности мотивации курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности, к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности / Р.А. Магомадов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 8187.
4. Максимова, С.Ю. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Максимова С.Ю. - Волгоград, 2014. - 46 с.
5. Чернышенко, К.Ю. Взаимосвязь параметров уровня сформированности компонентов физической культуры учащихся 7-10 лет прогимназии / К.Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 197-201.
6. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю.К. - Краснодар, 1998. - 50 с.
REFERENCES
1. Balandin, V.A. (2001), Scientific and technological basis of the update process of physical education in the elementary school, dissertation, Krasnodar.
2. Demidova, E.V. (2004), Pedagogical system of directed personality formation of 3-10 year old children by means of physical culture in the gymnasium, dissertation, Krasnodar.
3. Magomadov, R.A. (2013), "Motivation peculiarities of cadets, mastering swimming specialty to professional and sports activities in Marine universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 81-87.
4. Maximova, S.Yu. (2014), The system of adaptive physical education of preschool children with mental retardation on the basis of musical- locomotor activity, dissertation, Volgograd
5. Chernyshenko, K.Yu. (2011), "The interrelation of level's physical culture components formation parameters of 7-10 year old students in gymnasium", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 197-201.
6. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientifically-pedagogical foundations of innovative trends in the system of physical education of preschool children, dissertation, Krasnodar.
Контактная информация: ukcher@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.10.2014.
УДК 796.011.3
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЕ
Светлана Юрьевна Щетинина, кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск
Аннотация
Статья содержит систематизированное описание основных результатов исследования, связанного с повышением эффективности физического воспитания школьников на основе организации интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, которая позволяет объединять усилия государственных и общественных организаций, школы и семьи и создавать условия для гармоничного развития личности учащегося и его самореализации в физической культуре и спорте. Раскрыто понятие «гуманитаризация физкультурно-спортивной среды»; разработана кон-
цептуальная схема физического воспитания школьников как методология интеграции воспитывающей физкультурно-спортивной среды; выявлено влияние средовых факторов на физическое воспитание школьников; обоснованы организационно-педагогические условия интеграции воспитательной и физкультурно-спортивной среды, механизмы интеграции и сущность интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды; разработана модель функционирования интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, обоснованы педагогические условия её реализации; определены критерии оценки результатов физического воспитания школьников в интегрированной среде, апробирована модель и проведён анализ эффективности её реализации, а также обозначены перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в регионе.
Ключевые слова: физическое воспитание школьников, гуманитаризация, повышение эффективности, интегрированная воспитывающая физкультурно-спортивная среда, модель, функционирование, условия, региональные средовые факторы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p150-158
SCHOOLCHILDREN'S PHYSICAL EDUCATION IN INTEGRATED EDUCATIVE PHYSICAL-SPORTS ENVIRONMENT
Svetlana Yurievna Schetinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pacific State University, Khabarovsk
Annotation
The article contains systematized description of the main results of the research, related to school-children's physical education effectiveness increase on the basis of the integrated educative physical-sport environment organization, which enables to join efforts of governmental and public organizations, school and family and create conditions for harmonious development of the schoolchild's personality and his/her self-realization in physical education and sports. "Physical-sport environment humanitarization" concept is determined; conceptual scheme of schoolchildren's physical education as methodology of educative physical-sport environment integration is devised; environmental factors influence on the schoolchildren's physical education is determined; organizational pedagogical conditions of educative and physical-sport environment integration, mechanism of the integration and integrated educative physical-sport environment essence are grounded; a model of functioning of integrated educative physical-sport environment is created, pedagogical conditions of its realization are grounded; evaluation criteria of schoolchildren's physical education results in integrated environment are determined, the model is tested and analysis of its realization effectiveness is conducted, and prospect of integrated educative physical-sport environment development in a region is identified.
Keywords: schoolchildren's physical education, humanitarization, effectiveness increase, integrated educative physical-sport environment, model, functioning, conditions, regional environmental factors.
ВВЕДЕНИЕ
Логика развития современной физической культуры, утверждение ее гуманитарной направленности требует изменения теоретических и практических подходов к решению педагогических задач, связанных с повышением эффективности физического воспитания школьников.
Цель нашего исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать модель интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, способствующей повышению эффективности физического воспитания школьников.
Для достижения цели сформулированы задачи исследования:
1. Выявить современное состояние физического воспитания в системе общего образования, рассмотреть идеи, взгляды и подходы к его совершенствованию и на основе этого разработать концептуальную схему физического воспитания школьников как методологию интеграции воспитывающей физкультурно-спортивной среды.
2. Выявить социально-экономические, климатогеографические, педагогические факторы физкультурно-спортивной среды, их влияние на физическое воспитание школьников и обосновать организационно-педагогические условия интеграции воспитательной и физкультурно-спортивной среды.
3. Обосновать механизмы интеграции, структурные компоненты и сущность интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды.
4. Раскрыть системное взаимодействие факторов физического воспитания в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде и представить в виде модели.
5. Обосновать педагогические условия реализации модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды.
6. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в Дальневосточном регионе России и определить перспективы её развития.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования состояния физического воспитания в системе общего образования позволили раскрыть актуальность проблемы повышения эффективности физического воспитания школьников, которая обусловлена: современными инновационными и интеграционными процессами в мире, на фоне которых закономерно возникают кризисные ситуации в образовании, что находит своё отражение в системе физического воспитания; ухудшением здоровья обучающихся на всех ступенях образования, неразвитостью у них потребности в занятиях физической культурой и спортом; снижением воспитательного потенциала физкультурно-спортивной среды; оторванностью школы от других социальных институтов; неразвитостью спортивной инфраструктуры в школе; недостаточностью материального и кадрового обеспечения; сниженной мотивацией населения к физкуль-турно-спортивной активности из-за низкого социально-экономического уровня, отсутствия доступных спортивных сооружений для занятий в микрорайонах проживания.
Обосновано, что повышение эффективности физического воспитания школьников связано с организацией физкультурно-спортивной среды на основе её гуманитаризации и совершенствования функционирования. Анализ концепций, подходов и парадигм совершенствования и модернизации физического воспитания показал, что при всем их многообразии гуманитарная парадигма обладает особым педагогическим (воспитательным) потенциалом интегрирования физкультурно-спортивной среды. Организация физкуль-турно-спортивной среды, отвечающей требованиям современности, не может быть ограничена только рамками одного общеобразовательного учреждения, она должна быть системой, включающей муниципальную среду. Основополагающими принципами объединения воспитательного потенциала школы и муниципальной среды при этом должны стать следование гуманитарному принципу вариативности среды и принципу самосохранения и здоровьесбережения школьника. Важную роль в решении проблемы повышения эффективности физического воспитания призваны сыграть регионы.
В наших исследованиях мы используем гуманитарную парадигму как схему постановки и решения педагогических проблем в процессе преобразования физкультурно-спортивной среды. В этой связи представляется целесообразным дать характеристику термина «гуманитаризация физкультурно-спортивной среды» и уточнить понятие «воспитание».
В Российской педагогической энциклопедии воспитание определяется как «целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека» [1, С. 165]. Примем это определение.
Такой ход рассуждений позволяет нам сформулировать следующее: под термином «гуманитаризация физкультурно-спортивной среды» понимается повышение её воспи-
тательного потенциала - целенаправленное создание материальных, духовных, организационных условий для гармоничного развития учащегося и его самореализации в физической культуре и спорте. Гуманитаризация предполагает разработку личностно-ориентированных педагогических технологий, в основу которых положен диалоговый подход, определяющий субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы его участникам.
Рассмотренные пути повышения потенциала физкультурно-спортивной среды в русле гуманитарной парадигмы, а также характеристика самой гуманитарной парадигмы позволили нам представить концептуальную схему физического воспитания школьников как методологическую основу повышения его эффективности на основе организации интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды. Концептуальная схема отражает исследовательские подходы к решению изучаемой проблемы, пути повышения эффективности физического воспитания (гуманитарные технологии, гармонизирующий учебно-воспитательный процесс, профессиональная компетентность педагогов, интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды), учёт региональных средовых факторов (социально-экономических, климатогеографических, педагогических) и представляет интегрированную среду как динамическую целостность, в которой создаются условия для гармоничного развития личности учащегося и его самореализации в физической культуре и спорте (рисунок).
Рис. Концептуальная схема физического воспитания школьников
На схеме отражены два основных подхода к решению проблемы исследования -системный и средовой. Средовой подход можно отнести к практико-ориентированному подходу, мы его используем для построения интегрированной физкультурно-спортивной среды, выявления факторов, влияющих на развитие личности школьника. Системный подход был использован нами на протяжении всех этапов исследования, а также при разработке модели функционирования интегрированной воспитывающей физкультурно-
спортивной среды. Исследовать систему - значит раскрыть её сущность, структуру, функции, системные факторы, механизмы обеспечения целостности, взаимодействия, коммуникации с внешней средой, совершенствование и перспективы развития.
В ходе исследования выявлено, что средовые условия оказывают существенное влияние на физическое состояние школьников, приобщение их к физической культуре и здоровому стилю жизни: климатогеографические факторы определяют двигательный режим школьника, особенности занятий физическими упражнениями; социально -экономические факторы формируют потребности и интересы учащихся; педагогические факторы определяют эффективность и качество организации учебно-воспитательного процесса. Комплексное исследование факторов позволяет выделить негативные тенденции, а также осуществить поиск путей повышения эффективности физического воспитания школьников в конкретном регионе.
Рассмотрена специфика физкультурно-спортивной среды Дальнего Востока России, выявлены общие региональные факторы, влияющие на образ жизни и состояние здоровья дальневосточников, а также установлено влияние средовых факторов в группах респондентов (школьники, родители, учителя), проживающих в разных социальных и климатогеографических условиях Дальневосточного региона: крупного города, малых населённых пунктов северных и южных территорий.
Установлено, что специфика Дальнего Востока определяет существенные различия природно-климатических особенностей его южных и северных территорий, что создает неравномерность воздействия средовых факторов, а также преобладание территорий с низкой комфортностью проживания, в результате наименее благоприятными для жизни являются малые населённые пункты северных районов. Мониторинг заболеваемости детей и подростков Дальневосточного региона показал, что наибольшее влияние неблагоприятных средовых факторов испытывают жители данных районов.
Выявлены социально-педагогические факторы физкультурно-спортивной среды, способствующие повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе. Обосновано, что повышение эффективности физического воспитания связано с удовлетворённостью им трёх основных субъектов образования - учащихся, родителей, учителей физической культуры. В ходе исследования установлено: что, чем хуже здоровье у школьника, тем больше он сам и его родители не удовлетворены организацией физического воспитания в школе; увеличение количества уроков физической культуры без изменения его качественной составляющей, направленной на учёт потребност-но-мотивационной сферы учащихся, существенно не способствует повышению эффективности физического воспитания в школе; образ жизни и социальный статус семьи также влияют на отношение учащихся к урокам физической культуры, при этом существенно больше роль матерей и снижена роль отцов.
Определена мотивация посещений уроков физической культуры и физкультурно-спортивной активности школьников в зависимости от среды проживания, а также значимость ценности здоровья и физического развития, степень их реализации в жизни школьников. В рейтинге значимости посещений уроков физической культуры у школьников, проживающих в разных средовых условиях, преобладают одни и те же мотивы (наиболее значимы среди них: игровой, здоровья, силы и красоты; наименее значим мотив приобретения знаний о физкультуре и здоровье), но выявлены достоверные различия в мотивации мальчиков и девочек, проживающих в одних средовых условиях. Мотивация физ-культурно-спортивной активности городских и сельских школьников достоверно различается, в то время как мотивации школьников сельских северных и южных районов существенно не различаются между собой. Выявлено, что определяющим фактором низкой посещаемости учащимися спортивных секций и их самостоятельных занятий дома является отсутствие потребности в занятиях физической культурой и спортом, для городских школьников также значим мотив, что многие секции, фитнес-центры - платные, а для
школьников сельских районов - отсутствие секций по интересующему виду спорта. Сре-довой фактор не оказывает существенного влияния на значимость ценности здоровья и физического развития, а влияет на степень реализации этих ценностей: достоверно выше процент реализации ценности здоровья и развития у городских школьников относительно сельских.
Обоснованы организационно-педагогические условия интеграции воспитательной и физкультурно-спортивной среды, понимаемые как существенные обстоятельства, которые влияют на повышение эффективности физического воспитания в физкультурно-спортивной среде:
- мониторинг психофизического состояния школьников;
- принципы объединения и координации усилий государственных и общественных организаций, школы и семьи;
- интеграция и дифференциация на различных уровнях взаимодействия - как на уровне самой школы, так и на уровне муниципального образования.
Мониторинг психофизического состояния является не только основой организации физического воспитания в физкультурно-спортивной среде, но и условием объединения педагогического сообщества на уровне различных муниципальных образований и создания региональной информационной базы данных психофизического состояния учащихся. Для разработки и организации комплексного мониторинга определены компоненты психофизического состояния, использованы данные исследования психофизического состояния школьников, проводимых в разных средовых условиях, установлено влияние средовых факторов на психологические характеристики школьников.
Выявлены связи механизмов интеграции воспитывающей физкультурно-спортивной среды как открытой педагогической системы. Интеграция развивающихся структур физкультурно-спортивной среды в целостную систему возможна при наличии системообразующих факторов, к которым отнесены доминирующая мотивация заинтересованной части общества, миссия образовательного учреждения и стратегические цели физического воспитания. Интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды осуществляется на основе принципов: интегральности, оптимальности, региональности, системности, гармоничности, гуманизации, сохранения и укрепления здоровья, вариативности, динамичности, аксиологичности, диверсификации, компетентности, взаимосвязи общественных организаций, администрации школы с руководителями организаций. В результате интеграции формируется качественно новая интегрированная воспитывающая физкультурно-спортивная среда, которая определена нами как организация определенных условий, интегрирующих воспитательные потенциалы образовательного учреждения и социальной среды, в которых человек становится субъектом формирования здорового образа жизни. Сущность этой среды в обеспечении реальных условий для продуктивного взаимодействия школы и социальной среды.
Интегрированная воспитывающая физкультурно-спортивная среда объединяет пространственно-предметную, педагогическую, социальную среды на муниципальном уровне, продуцирует интеграционный эффект воспитания в учебно-воспитательном процессе, выражающемся в содержательно-технологическом, организационном, деятель-ностном аспектах, что обусловливает создание взаимопроникающих сред (здоровьесбе-регающей, образовательной, воспитательной, развивающей, адаптивной, социализирующей), создающих условия для формировании индивидуальной среды для каждого ребёнка, обеспечивая его успех в разнообразной физкультурно-спортивной деятельности и общении. Деятельность субъектов педагогического процесса в интегрированной среде осуществляется в двух плоскостях: вертикальной - направленной на овладение школьниками базовыми компетенциями в области физической культуры, соответствующими требованиям общего образования, и горизонтальной - направленной на компенсацию негативных факторов природной и социальной среды проживания.
В процессе исследования разработана модель функционирования интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, главное назначение которой согласование системного взаимодействия факторов, что обеспечивает оптимальное функционирование среды. Модель состоит: из факторов системного взаимодействия (ценностно-целевого фактора, внешнего средового фактора, субъектного фактора, переменного фактора - мониторинга психофизического состояния, климатогеографического фактора); из механизмов согласования факторов интегрированной среды, что включает принципы согласования и гуманитарные технологии; из основных функций как результата согласования факторов интегрированной среды (стратегической, здоровьесберегающей, образовательной, воспитывающей, социокультурной адаптации, поддержки личностного развития и саморазвития субъектов) и из оценочно-рефлексивного компонента, ориентированного на ожидаемый результат гармоничного развития личности. Гармоничное развитие личности учащегося понимается в современных условиях как достижение оптимального психофизического состояния, ценностной ориентации на здоровый стиль жизни и успешная социализация в обществе.
Новыми педагогическими функциями в интегрированной среде, способствующими открытости педагогической системы, становятся: функция управления системным взаимодействием факторов среды; измерительная функция качественных характеристик функционирования этой среды; функция согласования системного взаимодействия. Перспективы дальнейшего развития и востребованности отмеченных функций заключены в ценностно-целевом назначении интегрированной среды - социокультурной адаптации и гармоничном развитии личности. Показателем организации системного взаимодействия факторов интегрированной среды является эффективность ее функционирования в изменяющихся социально-экономических условиях за счет сохранения стабильности структуры, что и учитывалось при разработке модели.
Обоснованы педагогические условия реализации модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, обеспечивающей повышение эффективности физического воспитания. Педагогические условия в контексте наших исследований -это обстоятельства, от которых зависит протекание учебно-воспитательного процесса в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде, гарантирующие определённые результаты процесса.
К педагогическим условиям отнесены: учёт региональных средовых факторов при организации физического воспитания школьников, гуманитарные технологии организации урочных и внеурочных форм занятий, миссия педагогической поддержки воспитательного взаимодействия семьи и школы. Учёт совокупности факторов риска для здоровья развивающейся личности, изучение потребностей, мотивов, интересов школьников, родителей, педагогов, административных и социальных работников, а также мониторинг психофизического состояния школьников позволяют корректировать взаимодействие факторов среды. Гуманитарная сущность разработанных технологий организации урочных и внеурочных форм занятий в условиях интегрированной среды заключена в обеспечении условий поддержки самореализации школьника: получая базовое физкультурное образование, учащиеся имеют возможность выбора вида двигательной активности в зависимости от их интересов и физических способностей и возможность дальнейшего совершенствования себя в избранном виде спорта или двигательной активности. Основная направленность миссии педагогической поддержки воспитательного взаимодействия семьи и школы в интегрированной среде - поддержка саморазвития учащегося, в основе которой лежит ориентация на учащегося как субъекта своей жизнедеятельности, формирующего ценности здорового образа жизни [2].
В ходе исследования определены критерии оценки результатов физического воспитания школьников в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде, это, прежде всего, оптимизация психофизического состояния, которое оценивается по
критериям: физическое развитие, функциональная и физическая подготовленность, состояние здоровья, а также устойчивые личностные психологические характеристики; формирование здорового стиля жизни, который определяется по критериям: теоретические знания о здоровой жизнедеятельности и практические навыки сохранения здоровья и физической активности; социализация, критериями которой выступают: ценностные ориентации (осознание ценности здоровья, физической культуры), нравственные ценности, межличностное общение, снижение девиантного поведения и др.
Социальными эффектами интегрированной среды являются также повышение удовлетворённости учащихся, родителей, учителей организацией физического воспитания в школе; повышение профессиональной компетентности педагогов; повышение количества учащихся, принимающих участие в соревнованиях различного уровня, и их результативности; повышение валеологической культуры родителей, привлечение их к проблемам школы и др.
Выявлена эффективность физического воспитания школьников в условиях интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды. Серии педагогических экспериментов и длительность их проведения по внедрению разработанных технологий организации урочных и внеурочных форм занятий и созданию интегрированной физ-культурно-спортивной среды в условиях северных сельских районов Дальнего Востока показали существенное улучшение педагогической действительности. Выявлена положительная динамика исследуемых характеристик в экспериментальных группах и относительно контрольных: сократился средний показатель пропущенных занятий по болезни на одного школьника, повысилась их физическая подготовленность, мотивация к занятиям, улучшились психологические характеристики учащихся и др. Повысилась результативность физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе, наиболее значимые изменения выявлены в участии школьников в районных и краевых соревнованиях. Произошло совершенствование системы управления школой. Повысилась удовлетворённость родителей организацией физического воспитания в школе и педагогов от результатов своей деятельности. Возрос престиж педагогов и школы: учитель физической культуры школы п. Новый Ургал стал победителем приоритетного национального проекта «Образование», школа п. Ванино заняла первое место в краевом туре Всероссийского конкурса «Школа - территория здоровья», школы имели статус муниципальной и краевой экспериментальной площадки и др. Объединение воспитательного потенциала школы и муниципальной среды позволило упорядочить разные технологии приобщения школьников к физической культуре и спорту.
Обозначены перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультур-но-спортивной среды в отдельном регионе, связанные с реализацией региональной образовательной политики, мероприятиями, направленными на оптимизацию психофизического состояния школьников, повышение эффективности физического воспитания в вузе с учетом выявленных проблем студентов. Установлено, что поиск путей развития и удовлетворения образовательных потребностей региона определяет возможность совершенствования интегрированной среды в двух основных направлениях: как системы взаимодействия различных типов образовательных, медицинских и социальных учреждений и как системы взаимосвязанных между собой образовательных программ на всех этапах физкультурного образования школьника, студента [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретические основы раскрытия гуманитарной парадигмы и интеграции как тенденции решения педагогических проблем, а также исследования состояния физического воспитания в системе общего образования позволили разработать концептуальную схему физического воспитания школьников как методологическую основу повышения его эффективности на основе организации интегрированной воспитывающей физкультурно-
спортивной среды.
В работе раскрыто понятие «гуманитаризация физкультурно-спортивной среды», обоснованы организационно-педагогические условия интеграции воспитательной и физ-культурно-спортивной среды, а также представлены основные результаты проведённых исследований по теоретической разработке и экспериментальному обоснованию модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды и обозначению перспектив её развития.
Полученные результаты позволяют утверждать, что организация интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, учитывающей региональные особенности, определяет содержание гуманитарного направления в теории и методике физического воспитания школьников и имеет важное общественное значение в современных социально-экономических условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1 / гл. ред. В.В. Давыдов. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
2. Щетинина, С.Ю. Педагогические условия реализации модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 185-192.
3. Щетинина, С.Ю. Перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в регионе // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 1 (30). - С. 167-177.
REFERENCES
1. Ed. Davydov, V.V. (1993), Russian pedagogical encyclopedia: two volume book. Vol. 1, publishing house "Great Russian encyclopedia", Moscow.
2. Schetinina, S.Yu. (2014), "Pedagogic conditions of integrated educative physical-sports environment model realization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 185-192.
3. Schetinina, S.Yu. (2014), "Development prospects of an integrated educative physical-sport environment in a region", Pedagogic psychological and medico biological problems of physical education and sport, Vol. 30, No. 1, pp. 167-177.
Контактная информация: Shetinina65@mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.10.2014.
УДК 796.011; 374
СТРУКТУРА И АНАЛИЗ МОДЕЛИ КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «Натали»,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье, с позиции системного подхода, представлена структурная модель креативно-оздоровительной деятельности (КОД), определено её внутреннее содержание, описана взаимосвязь структурных компонентов и функциональных отношений в модели, наличие и взаимодействие которых позволяет выстроить учебно-педагогический процесс в креативно-оздоровительной деятельности во взаимодействии с культурой и социумом, что значительно раздвигает традиционные организационные рамки обучения. Внешние связи КОД отражают её объективное взаимодействие с культурой, социумом и др. структурами, показывают эффективное пространство оздоровления и креативности детей в предложенной модели. Системно-компонентный анализ помог выделить компоненты креативно-оздоровительной деятельности, а системно-структурный - дал представле-