Научная статья на тему 'Отношение учителей физической культуры к новациям в процессе физического воспитания учащихся образовательных школ'

Отношение учителей физической культуры к новациям в процессе физического воспитания учащихся образовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / MODERN PHYSICAL EDUCATION CLASS / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ И ФИТНЕСА / NEW HEALTH AND FITNESS TECHNOLOGIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсин С. А., Ковалёва Н. И.

Статья посвящена отношению учителей физической культуры к инновациям в области физического воспитания на основе анализа существующих форм и методов работы. Особое внимание уделяется поиску новых форм организации процесса физического воспитания и отдыха, новых технологий, методик и программ. Социологические исследования позволили разработать научно обоснованные практические рекомендации в области физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS TO INNOVATIONS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

The article is devoted towards physical education teachers to innovate in the field of physical education, based on analysis of existing forms and methods of work. Particular attention is paid to the search for new forms of organization of the physical education process and recreation of new technologies, techniques and programs. Sociological studies have allowed to develop evidence-based best practices in the field of physical education.

Текст научной работы на тему «Отношение учителей физической культуры к новациям в процессе физического воспитания учащихся образовательных школ»

organizational model of physical education of children and adolescents-orphans in terms of charity institutions by means of judo training

Post-graduate student I. Pavel'ev

Federal State Budget Institution of Higher Professional Education « Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism», Krasnodar

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161

The aim of this study was the formation of the personality and physical culture of orphans engaged in judo, by improving the quality of life, creating the conditions for self-realization, the formation of coping strategies, personal preparation for the future, and, ultimately, a comprehensive counteraction due to this, the effects of social

deprivation. The objectives of the experiment were closed and before the information involved were not possible.

Key words: social planning, coping strategy, social deprivation, sportitalia.

УДК 796

отношение учителей физической культуры

к новациям в процессе физического воспитания

учащихся общеобразовательных школ

Докторант С. А. Фирсин,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва. Контактная информация для переписки: 105122, г. Москва, ул. Сиреневый бульвар, д. 4. Аспирантка Н. И. Ковалёва, Академия социального управления, г. Москва.

Контактная информация для переписки: 129344, г. Москва, ул. Енисейская, д. 3, корп. 5.

Статья посвящена отношению учителей физической культуры к инновациям в области физического воспитания на основе анализа существующих форм и методов работы. Особое внимание уделяется поиску новых форм организации процесса физического воспитания и отдыха, новых технологий, методик и программ. Социологические исследования позволили разработать научно обоснованные практические рекомендации в области физического воспитания.

Ключевые слова: современный урок физической культуры; физическое воспитание; новые тех-

нологии здоровья и фитнеса; образовательные технологии.

введение. В настоящее время общепризнано, что существующая система организации уроков физической и физкультурно-спор-тивной деятельности в школе не позволяет эффективно решать педагогические и социокультурные задачи, которые в настоящее время требуют своего решения.

В исследовании стояла задача -изучить степень осведомленности учителей физкультуры о новейших разработках и педагогических технологиях, которые применяются сегодня в практике физкультурно-спортивной деятельности в школах.

10

№3 l 2014

Вместе с тем достаточно активно идет процесс поиска новых подходов и новых методик к организации процесса физического воспитания в школах. Во многих регионах страны в экспериментальном режиме реализуются самые разные подходы к организации физкультурно-спортивной работы с учащимися. Это и авторские программы педагогов-новаторов, инновационные проекты на уровне образовательного учреждения, города, республики, а также проекты федерального уровня. В этих проектах одна из основных задач - повышение оздоровительной эффективности физического воспитания и формирование «здорового образа жизни», а также создание надежного фундамента физической подготовленности учащихся для дальнейшей общественно полезной деятельности [1, 18].

Результаты исследования. Всего опрошено 2085 школьников. Из них: 69 человек (3,3%) - учащиеся 4-5 классов, 695 (33,3%) - 6-7 классов, 740 (35,5%) - 8-9 классов и 579 (27,8%) - 10-11 классов. 1000 (48,0%) респондентов - мужского пола и 1085 (52,0%) - женского. Исследование показало, что среди учащихся существует определенная готовность к новациям в организации физического воспитания.

Так, на предложение проводить вместо обычных уроков секционные занятия по определенным видам спорта позицию «да, хотели бы» выбрали 36,3 %, более мягкую позицию («может быть, это было бы лучше») -29,3 %, а отрицательно ответили - 24,3 %. Среди мальчиков эту новацию поддерживает больший процент опрошенных: из мальчиков 43,1 % ответили «да, хотели бы», из девочек - 30,2 %, ответ «нет» дали 20,9 % мальчиков и 27,9 % девочек.

Учащиеся не поддержали предложение о введении шестичасовых недельных уроков физкультуры. «За» высказалось 32,7 % опрошенных, причем среди девочек положительно ответили только 23,0 %, среди мальчиков - 43,3 %. В старших классах к этой идее относятся с меньшей поддержкой. Так, в 6-7 классах - 39,3 %; в 8-9 классах - 28,4 %; в 10-11 классах - 27,7 %.

Учителя настроены на проведение преобразований процесса физического воспитания по разным направлениям. Они в той или иной мере поддерживают изменения в содержании физического воспитания, в формах работы, в изменении отношения к физической культуре со стороны педагогического коллектива школы и общества в целом.

Такую позицию учителей физкультуры выявляют и другие исследования. Так, в Пермском крае в 2005 г. проведено анкетирование учащихся средней школы, их родителей и педагогов (Г. Б. Белова, М. С. Катаева, Г. А. Чепурина, И. М. Удовихина). Опрошено 23 педагога-предметника школы, в том числе учителя физкультуры. Идею обновления физического воспитания в общеобразовательной школе поддерживают 96 % опрошенных педагогов [2, 48].

Мнение о том, что у современной школы есть резервы для усиления физкультурно-спортивной работы высказало 67 % учителей. Эти резервы педагоги видят

в улучшении организации уроков физкультуры (16 %), в эффективном использовании уже имеющихся спортивных сооружений (43 %), в совершенствовании методики проведения уроков физкультуры (39 %), что подтверждает готовность учителей к активному участию в решении проблем воспитания и оздоровления путем реформирования школьного физического воспитания (87 %).

Более половины опрошенных (61 %) считают, что уже существуют интересные предложения ученых и практиков, способные улучшить формы организации и методику физического воспитания школьников. Педагоги-предметники хорошо знакомы с такими проектами, как «Президентские состояния» (74 %), «Спортиза-ция образовательных школ» (26 %), «Экоспорт» (17 %), «Спартианские игры» (13 %) и «Сибириада» (13 %).

Исследование показало, что назрела необходимость в налаживании более эффективной системы повышения квалификации учителей физкультуры. На недостаточное внимание со стороны органов образования к вопросам повышения квалификации указало 15,6 % учителей (среди учителей со средним образованием - 50,0 %), а на недостаток методической литературы - 19,4 %.

Специалисты постоянно говорят о необходимости увеличения количества часов, отводимых на уроки физкультуры. Однако учащиеся относительно увеличения числа занятий высказались по-разному, в зависимости от качества организации уроков физкультуры.

заключение. По результатам проведенного исследования можно выделить несколько важных направлений преобразований, на которые обращают внимание школьники и учителя физкультуры: улучшение материально-технической базы; совершенствование содержания физического воспитания; совершенствование форм организации физического воспитания; увеличение объема физкультурно-оздоровительных занятий; совершенствование инфраструктуры процесса физического воспитания.

В настоящее время идет процесс интенсивного поиска новых форм организации процесса физического воспитания и новых физкультурно-оздоровительных технологий, методик и программ. Сегодня существует потребность в сокращении сроков внедрения новейших достижений, налаживании эффективной системы обмена опытом работы среди учителей физкультуры. В этих условиях особое внимание следует обратить на механизмы обновления самого содержания физического воспитания [3, 8].

Результаты социологического исследования являются хорошей базой для выработки научно обоснованных практических рекомендаций.

Проведенный мониторинг состояния системы физического воспитания в школах показал, что для выработки стратегии ее развития необходимо организовать целенаправленную работу по обобщению инновационной деятельности, осуществляемой с целью укрепления здоровья учащихся.

№3 I 2014

11

ЛИТЕРАТУРА:

1. Виноградов, П. А. О влиянии занятий физической культурой и спортом на развитие человеческого потенциала / П. А. Виноградов, Ю. В. Окуньков // Теория и практика физ. культуры. - № 7. - 2012. - С. 17-22.

2. Белова, Г. Б. Инновационный проект «Школьный спор-

тивный сертификат» в Пермском крае / Г. Б. Белова // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 5. - С. 46-48.

3. Столяров, В. И. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): монография / В. И. Столяров, С. А. Фирсин, С. Ю. Бари-нов. - Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2012. - 268 с.

attitude of physical education teachers to innovations in the process of physical education of secondary school students

Doctoral student, S. Firsin

Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow. Contact information for correspondence: 105122, Moscow, Lilac Boulevard str., 4. N. Kovaleva, graduate student, Academy of Social Management, Moscow. Contact information for correspondence: 129344, Moscow city, Yenisei str., 3, housing. 5.

The article is devoted towards physical education teachers to innovate in the field of physical education, based on analysis of existing forms and methods of work. Particular attention is paid to the search for new forms of organization of the physical education process and recreation of new technologies, techniques and programs.

Sociological studies have allowed to develop evidence-based best practices in the field of physical education.

Key words: modern physical education class, physical education, new health and fitness technologies, educational technologies.

12

№3 I 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.