- 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
14. Шамсутдинов, Р.Р. Роль тьютора в системе дистанционного обучения / Р.Р. Шамсутдинов, А.Р. Абдурахманова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 1134-1135.
15. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Burns, R. (1986), Development of the Ya-concept and education, Progress, Moscow.
2. Stepanov, V.S., Filippov, S.S., Knyazeva, N.P., Chistyakov, V.A. and Pushchenko, E.E.
(2003), "Implementation of system of distance training in Lesgaft Academy", Bulletin of the Baltic pedagogical academy, No. 51, pp. 64-69.
3. Stepanov, V.S., Filippov, S.S., Knyazeva, N.P., Chistyakov, V.A. and Pushchenko, E.E.
(2004), "Distance training in Lesgaft Academy: first experience Implementation", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 45-48.
4. Minyaylenko N.N. and, Chistyakov V.A. 92016), "Retrospective analysis of the legislative base in the context of distance educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp.142-150.
5. Minyaylenko, N.N. (1016), "Experimental assessment of structure of intelligence and level of adaptation of officers at entering the graduate military course of military higher education institutions of troops of National guard of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 102-106.
6. Moiseeva M.V. and Trojan, G.M. (2006), Basis of activities of the tutor in system of remote education: Program of a specialization training course, publishing house "Training Service", Moscow
7. Kovaleva T. M., Kobyshcha, E.I. Hopova, (Smolik) S. Yu., Terov, A.I. and Cheredilina, M.Yu. (2012), Profession "tutor", "SFK-office", Moscow-Tver.
8. Selevko, G.K. (1998), Modern educational technologies: education guidance, National education, Moscow.
9. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), "Development of system approach to studying of activity of the person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.
10. Nikitina, E.A., Filippov, S.S., Pushchenko, E.E. and Chistyakov, V.A. (2007), Forming of educational and methodical complexes of subject matters in system of distance training of Lesgaft University: educational and methodical benefit, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
11. Chistyakov, V.A. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning: on the example of higher education institution of physical culture, dissertation, St. Petersburg.
12. Chistyakov, V.A., Filippov, S.S. and Knyazeva, N.P. (2006), "Scientific and methodical providing system of distance training", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 49-50
13. Chistyakov, V.A. (2010), "Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118-122.
14. Shamsutdinov, R.R. and Abdurakhmanova A.R. (2014), "Role of the tutor in system of distance learning", Young scientist, No. 4, pp. 1134-1135.
15. Chistyakov, V.A. (2006), "Information interaction of the person with an environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: chistiakov52@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.01.2017
УДК 796.011.1
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И
МОЛОДЕЖИ
Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва
Аннотация
В статье представлена современная региональная комплексная система физического воспитания, включающие три основных элемента: телесное, физкультурное и спортивное воспитание, и
представлять собой определенную систему в досуговой деятельности детей и молодежи. Все мероприятия в досуговой деятельности подчиняются единой цели физического воспитания и соответствующим образом перестраиваются под влиянием различных факторов объективного и субъективного характера.
Ключевые слова: комплексная система, физическое воспитание, досуговая деятельность.
CONTENTS AND STRUCTURE OF REGIONAL COMPLEX SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION IN LEISURE ACTIVITIES OF CHILDREN AND YOUTH
Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Social Management, Moscow
Annotation
The article presents the modern regional integrated system for the physical education, which include three main elements: the corporal, physical and sports education, providing the certain system within the leisure activities of children and youth. All events in the leisure activities are subjects to the common goal of the physical education, being rearranged accordingly under the influence of the various factors of the objective and subjective nature.
Keywords: integrated system, physical education, recreational activities.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы не только в научных публикациях, но также в официальных документах, подчеркивается необходимость личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании учащейся молодежи. В отдельных публикациях высказывается также обоснованное мнение о том, что для эффективной организации физического воспитания необходима комплексная система физического воспитания.
Разработанная общетеоретическая концепция современной системы физического воспитания В.И. Столяровым, в основе которой лежит положение о том, что основными элементами комплексного физического воспитания, тесно связанными между собой, являются: телесное (соматическое, физическое) воспитание, физкультурное (личностно-ориентированное) двигательное воспитание и спортивное воспитание.
В единую систему их объединяет тесная связь друг с другом, а также с двигательной деятельностью и телесностью человека [1].
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основная цель исследования: выявление значения региональной системы физического воспитания в досуговой деятельности детей на основе разработки и внедрения в практику инновационной комплексной системы этой педагогической деятельности.
В исследовании ставилась задача на основе данной общей теории разработать и практически реализовать одну из частных теорий комплексного физического воспитания, а именно:
1) организации комплексного физического воспитания в определенном регионе -с учетом особых условий этого региона, наличием тех или иных кадров и т.д.;
2) организации комплексного физического воспитания в структуре досуговой деятельности детей и молодежи - с учетом особенностей этой деятельности [2, 3, 4].
В исследовании ставится задача определить содержание и раскрыть структуру региональной комплексной системы физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведенные исследования показали, что:
- 51% школьников и 67% студентов имеют положительное, а 49% школьников и 33% студентов имеют отрицательное отношение к занятиям физической культурой;
- 36% школьников и 44% студентов отмечают положительную, а 28% школьников и 19% студентов отмечают отрицательную роль педагога в формировании отноше-
ния к физической культуре, 36% учащихся и 37% студентов не смогли сформулировать своего отношения по этому вопросу;
- 26% учащихся и 18% студентов не знают, хотят ли они заниматься физической культурой или нет, 32% школьников и 40% студентов имеют желание активно заниматься, а 42% школьников и студентов не желают заниматься физической культурой.
На первом месте школьники и студенты дают предпочтение спортивным играм 20% школьников и 22% студентов, второе место отдается фитнесу 20% школьников и студентов, третье место отдается единоборству 14% школьников и 10% студентов [3, 4].
Все это подтвердило необходимость внедрения авторской региональной комплексной системы физического воспитания в досуговой деятельности, на основе новых знаний теоретико-методологических, концептуальных подходов к пониманию современной системы физического воспитания, учитывающих многосторонние социальные запросы и требования, интересы и потребности детей и молодежи, включающие специфические условия реализации, три основных элемента: телесное (соматическое), физкультурное (физкультурно-двигательное) и спортивное воспитание [1, 4].
Комплексность предлагаемой авторской программы выражается в том, что все мероприятия в досуговой деятельности подчиняются единой цели физического воспитания и соответствующим образом перестраиваются под влиянием различных факторов объективного (проведения цикла мероприятий) и субъективного характера (изменения в сознании и поведении детей и молодежи).
Однако при этом важно избежать упрощенной, односторонней организации физического воспитания детей и молодежи, когда вместо изложенного выше комплексного, системного подхода к этой педагогической деятельности, односторонне трактуются ее направления, цели, задачи и методы.
ВЫВОДЫ
1. Региональная комплексная система физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи позволила сделать существенный шаг на пути преодоления указанных трудностей в реализации требований современных федеральных государственных образовательных стандартов на первый план выдвигать именно личностные результаты образования, обучения и воспитания.
2. Результаты проведенных исследований позволили выявить основные тенденции и проблемы физическом воспитании в досуговой деятельности детей и молодежи - с учетом особенностей этой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Столяров, В.И. Фундаментальные теоретические основы современной системы комплексного физического воспитания / В.И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 2. - С. 2-6.
2. Фирсин, С.А. Формирование устойчивого интереса школьников к занятиям физической культурой : монография / С.А. Фирсин. - Саратов : ООО «Наука», 2010. - 127 с.
3. Фирсин, С.А. Организация физического воспитания в досуговой деятельности школьников / С.А. Фирсин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - Т. 13. - № 1. - С. 102-105.
4. Фирсин, С.А. Содержание региональной комплексной системы физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи / С.А. Фирсин // Фундаментальные исследования - 2013. - № 6, часть 3. - С. 754-758.
REFERENCES
1. Stolyarov, V.I. (2013), "Fundamental theoretical foundations of the modern system of complex physical training", Physical culture: education, education and training, No. 2, pp. 2-6.
2. Firsin S.A. (2010), Formation of stable interest of schoolboys to physical training: monograph, LLC "Science", Saratov.
3. Firsin, S.A. (2013), "Organization of physical training in leisure activity of school students", News of the Saratov university. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogics, Vol. 13, No. 1, pp. 102-105.
4. Firsin S.A. (2013), "The content of a regional integrated system of physical education in the leisure activities of children and young people", Fundamental research, No., 6 (Part 3), pp. 754-758.
Контактная информация: firsinsa@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 15.01.2017
УДК 796.011
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО
Владимир Валентинович Черкасов, кандидат педагогических наук, доцент, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета
Аннотация
В работе представлены результаты исследования двигательной активности и физической подготовленности выпускников общеобразовательных школ г. Тобольска, выполненных на основе централизованных испытаний комплекса ГТО. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной мотивации выпускников к регулярным занятиям физическими упражнениями, низком уровне развития отдельных физических способностей, что требует коррекции образовательного процесса учащихся по предмету «Физическая культура» и тренировочных программ спортивных школ, клубов и других организационных структур системы дополнительного образования.
Ключевые слова: физическая подготовленность, выпускники образовательных школ, испытания по нормативам комплекса ГТО.
RESEARCH OF PHYSICAL FITNESS OF SCHOOL LEAVERS STUDYING AT THE SENIOR CLASSES ON THE BASIS OF TESTS OF "READY TO LABOR AND
DEFENSE" COMPLEX Vladimir Valentinovich Cherkasov the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Mendeleev Tobolsk State Pedagogical Institute (branch) of the Tyumen State University,
Tobolsk
Annotation
The article considers the results of the studies of motor activity and physical fitness of the general education schools leavers of Tobolsk town on the basis of tests of "Ready for Labor and Defense" complex. The data obtained indicate the lack of motivation of the school leavers to the regular physical training and low level of development of some physical abilities. It requires correction of the educational process for the students attending the "Physical culture" subject, involving the training programs for the sports schools, clubs and other organizational structures in the system of the additional education
Keywords: physical fitness, general education schools leavers, testing standards of the "Ready for Labor and Defense" complex.
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация системы физического воспитания школьников входит в число приоритетных направлений программы развития физической культуры и спорта в России до 2020 года. Одной из основных задач внедрения новых форм физического воспитания является повышение физической подготовленности учащихся, уровень развития которой обусловлен регулярностью занятий физическими упражнениями. В настоящее время в различных формах физического воспитания задействованы миллионы школьников нашей страны. Так, по данным, озвученным на заседании Совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта 11 октября 2016 года, в школьных спортивных клу-