4. Koneeva, E.V. (2006), Physical culture, Phoenix, Rostov-on-Don.
5. Kotelevskaya, A.V. (2010), Technique of development ofphysical qualities of children of 3-6 years with use of training devices, dissertation, Khabarovsk.
6. Maximova, O.A. (2012), Bases of original physical training of Evenks: monograph, SVFU publishing house, Yakutsk.
7. Maximova, O.A. (2007), Pedagogical ensuring physical training of Evenks at rural comprehensive schools of the Republic of Sakha-Yakutia, dissertation, Yakutsk.
8. Tulyakova, O.V. (2014), Influence of aero technogenic pollution of the urbanized territory on physical, mental development and the state of health of the children's population, Direct-media, Moscow.
9. Shumilova, O.G. and Kazachek, T.M. (2008), Content and technique of assessment of physical development: methodical recommendations, Kemerovo.
Контактная информация: erhaan@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.10.2016
УДК 796.011.1
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент,
Академия социального управления (АСОУ), Москва, Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент,
Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Институт управления и информационных технологий Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая I (МИИТ), Москва
Аннотация
В статье представлены результаты исследования формирования ценностного отношения учащейся молодежи к физкультурно-спортивной деятельности. Ценности физической культуры и спорта имеют высокий рейтинг в системе общезначимых ценностей учащейся молодежи России. Учащейся молодежи высоко оценивают значение активных занятий физкультурой и спортом.
Ключевые слова: ценностное отношение, учащейся молодежи, физическая культура.
FORMATION OF THE VALUABLE ATTITUDE OF PUPIL'S YOUTH TOWARDS
SPORTS ACTIVITY
Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Social Management, Moscow,
Tatiana Yurievna Maskaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Faily Ravilevna Sibgatulina, the candidate of pedagogical sciences, professor, Institute of Management and Information Technology of the Moscow State University of Railways of Emperor Nicholas I (MIIT), Moscow
Annotation
The article presents the results of the study of formation of the valuable attitude of the young people towards the school sports activity. Values of physical culture and sports have a high rating in the system of general significant values of the Russian students. Students appreciate the importance of the active physical training and sports.
Keywords: value ratio, students, physical education.
ВВЕДЕНИЕ
Современный анализ некоторых тенденций взаимодействия физической культуры с другими сторонами жизни выявляют противоречие между объективной духовно-нравственной и социально-экономической необходимостью развития физической культуры и субъективной недооценкой ее роли, как в жизни человека, так и всего общества.
Ухудшение здоровья учащихся в условиях обострения социальных, экономических и экологических проблем свидетельствует о несостоятельности физического воспитания учащейся молодежи, ориентирующего их в основном на выполнение нормативов физической и технической подготовленности и мало учитывающего интересы и потребности самих учеников. (http://baumanki.net/show-document/1-42336/4ее5сЪ0с72310с80се3ШЪа40829702/)
Огромную роль в формирование ценностного отношения учащейся молодежи к физкультурно-спортивной деятельности играют - учителя, преподаватели, а также представители средств массовой информации. Как правило, делают акцент на роли этой деятельности в позитивном влиянии на физическое состояние, не уделяя серьезного внимания (а часто и просто упуская из виду) ее важное значение для психического и духовного развития человека, его психических способностей, нравственной, эстетической, коммуникационной культуры, культуры мира и т.д. Определенный вклад в это (особенно в разъяснение роли и значения спортивной деятельности) вносят и многие ученые. В частности, это проявляется в том, что спорт рассматривается как элемент лишь физической культуры и исключается из других разновидностей культуры - нравственной, эстетической и т.д. Еще более важную роль в формировании ограниченного представления о ценности физкультурно-спортивной деятельности играет такой подход к практической реализации ее огромного потенциала для развития личности, при котором на уроках физической культуры, на спортивных тренировках основное внимание обычно уделяется лишь формированию физических качеств и двигательных способностей [1].
При таком представлении учащейся молодежи о значимости занятий физической культурой и спортом, когда она сводится в основном к позитивному влиянию на физическое состояние человека, вряд ли можно ожидать появления у них такой мотивации, которая побуждает к активному включению в эти занятия.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Опрос проведен среди 850 учащихся общеобразовательных школах Московской области, а также 650 студентов Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая I (МИИТ), в период март 2016 г - май 2016 г.
Из них: 705 (47,0%) респондентов - юношей и 795 (53,0%) - девушек.
В нашем исследовании стояла задача изучить формирования ценностного отношения учащейся молодежи к физкультурно-спортивной деятельности.
Прежде всего, это самооценка учащейся молодежи различных аспектов своего физического состояния. Они высоко оценивают свое здоровье, физическое развитие и физическую подготовленность. Так, достаточно высокую оценку своему здоровью дали 88,8%, причем 35,7% оценили его как «хорошее», а 53,1% - как «неплохое»; низкую оценку поставили лишь 6,1%: 4,4% оценили его как «неважное», а 1,7% - как «плохое». Свое физическое развитие большинство 88,8% в целом оценили также позитивно: 35,7% - как «хорошее», а, по мнению других, оно имеет лишь некоторые недостатки: 39,2% считает, что им «надо развить некоторые физические качества» (такого мнения придерживается 42,0% юношей и 36,7% девушек), а 13,9% - «надо исправить фигуру» (среди таковых 10,6% юношей и 16,9% девушек). Только 1,7% оценили свое физическое развитие как «плохое» (среди таковых 1,5% юношей и 1,9% девушек). Большинство 76,2% высоко оценивает и свою физическую подготовленность. 10,6% оценили ее уровень как «высокий», а 65,6% - как «средний». Как «низкий» этот уровень оценили 11,6%. Различие между юношами и девушками по этим оценкам не очень существенное.
Конечно, такая самооценка респондентами своего здоровья, физического развития и физической подготовленности для многих из них является субъективной. В пользу такого вывода говорят полученные в ходе опроса данные о том, что значительная часть учащихся молодежи не располагает теми знаниями, которые позволяют им более или ме-
нее точно и объективно оценить свое здоровье и физическую подготовленность [2].
Так, 54,4% не знает свой пульс в покое, а 22,6% знает это лишь приблизительно; 65,2% не знает свое артериальное давление, а 18,4% знает его лишь приблизительно; 27,3% не знает, сколько раз они могут подтянуться на перекладине, 48,5% знает это лишь приблизительно; 38,1% не знает, какой вес они могут поднять двумя руками, а 29,2% знает это лишь приблизительно; 44,6% не знает, какое расстояние они могут пройти за один дневной переход, а 29,0% знает это лишь приблизительно; 30,7% не знает, какую дистанцию они могут пробежать легким бегом, а 33,0% знают это лишь приблизительно; 46,8% не знает, какое расстояние они могут проплыть без отдыха, а 25,2% знает это лишь приблизительно. Даже свой вес не знает 5,9%, а свой рост - 6,9%; лишь приблизительно знает свой вес 12,0%, а свой рост 15,3%. Высокая оценка учащихся молодежи своего здоровья не в полной мере адекватна и его реальному состоянию. Ведь только 7,2% отметили, что из-за болезней они не пропускают занятий, так как вообще не болеют, а 29,1% -что они очень редко болеют и из-за болезней пропускают занятия не чаще, чем один раз в год.
Хотя высокая самооценка учащейся молодежи своего здоровья, физического развития и физической подготовленности в силу ряда причин является субъективной и не полной мере адекватна реальному состоянию этих аспектов физического состояния, она имеет место и существенно влияет на их мнение о значимости физкультурно-спортивной деятельности. Поскольку они ожидают от занятий физкультурой и спортом позитивного влияния в основном на свое физическое состояние, а последнее, по их оценке, как минимум удовлетворительное, то эти занятия не представляются им особенно важными, и у них не возникает достаточно сильной мотивации на физкультурно-спортивную активность [3].
При отмеченном представлении учащейся молодежи о том, что им могут дать активные занятия физкультурой и спортом, существует еще один важный фактор, который понижает для них ценность этих занятий, причем, даже для тех, кто обеспокоен состоянием своего здоровья и физической подготовленности. Таким фактором является то, что большинство учащейся молодежи отводит здоровью и физической подготовленности не очень высокое место в общей системе своих жизненных ориентаций, в иерархии тех ценностей, на которые они ориентируются в своем поведении, образе жизни.
Об этом можно судить по ответам респондентов, прежде всего на вопрос «Что Вы предпочитаете в жизни?» Респондентам предлагались три варианта ответов на этот вопрос:
1) «жить в свое удовольствие, делать то, что хочется в данный момент (даже если это может повредить здоровью и физическому развитию)»;
2) «всю свою жизнь, все привычки подчинить интересам своего здоровья и физического развития»;
3) «затрудняюсь ответить».
Из опрошенных респондентов, давших ответы на этот вопрос, только 28,8% - выбрали второй вариант: «всю свою жизнь, все привычки подчинить интересам своего здоровья и физического развития». 37,5% выбрали первый вариант: «жить в свое удовольствие, делать то, что хочется в данный момент (даже если это может повредить здоровью и физическому развитию)», а 33,7% - третий вариант «затрудняюсь ответить». Разница по ответам между школьниками и школьницами незначительная [4].
Подтверждением того, что здоровье и физическая подготовленность занимают не очень высокое мнение в иерархии ценностей большинства респондентов, являются и их ответы на вопрос «Волнует ли Вас то, как окружающие оценивают Ваше физическое развитие и здоровье».
Только 21,5% выбрали вариант ответа «очень волнует». 47,4% предпочли вариант - «немного волнует», а 31% - «мне это безразлично». Разница в ответах между юношами
и девушками незначительная.
С точки зрения того места, которое респонденты отводят здоровью и физической подготовленности в иерархии своих ценностей, показательны и их ответы на вопрос «Какие черты, по Вашему мнению, особенно важны для культурного человека?» Отличное физическое состояние отнесла к числу таких качеств примерно только половина (50,3%) респондентов (среди них 58,9% юношей и 42,6% девушек), а хорошее здоровье - чуть больше половины (56,9%) респондентов (сред них 61,7% юношей и 52,5% девушек). Другие респонденты, по-видимому, считают эти качества не столь важными для человека высокой культуры. Вместе с тем, к особенно важным для такого человека они причисляют «умственные способности» (на это указали 74,7% респондентов), «увлеченность музыкой, литературой» (34,9%), «знание новинок кино, театра» (28,7%), «рациональное питание» (25,2%); «знания в области техники» (19,5%).
ВЫВОДЫ
Так как большинство учащейся молодежи отводит здоровью и физической подготовленности не очень высокое место в иерархии тех ценностей, на которые они ориентируются в своем поведении, образе жизни, то это существенно снижает их интерес к занятиям физкультурой и спортом, значение которых, по их мнению, в основном состоит в позитивном влиянии на указанные показатели физического состояния.
Это определяет низкий интерес к данным занятиям даже тех учащейся молодежи, кто обеспокоен состоянием своего здоровья и физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фирсин, С.А. Самооценка уровня здоровья и физической подготовленности школьников / С.А. Фирсин, Т.Ю. Маскаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. -№ 9 (115). - С. 161-163.
2. Фирсин, С.А. Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах / С.А. Фирсин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 159-162.
3. Фирсин, С.А. Физическая культура и спорт в системе ценностей школьников / С.А. Фирсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 184187.
4. Фирсин, С.А. Система физического воспитания в досуговой деятельности образовательного учреждения как основа формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи / С.А. Фирсин // Мир педагогики и психологии. - 2016. - № 1. - С. 144-148.
REFERENCES
1. Firsin, S.A. and Maskaeva, T.Yu. (2014), "Self-assessment of health and physical fitness of students", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 161-163.
2. Firsin, S.A. (2014), "Path of modernization of physical education in secondary schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 159-162.
3. Firsin, S.A. (2015), "Physical culture and sport in the school system of values", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 184-187.
4. Firsin, S.A. (2016), "The system of physical education in the leisure activities of the educational institution as a basis for the formation of spiritual and moral values of students", The world of pedagogy and psychology, No.1, pp. 144-148.
Контактная информация: firsinsa@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 24.10.2016