Научная статья на тему 'Состояние физкультурного воспитания в системе досуга учащейся молодежи'

Состояние физкультурного воспитания в системе досуга учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / PHYSICAL TRAINING EDUCATION / ORGANIZATION OF THE LEISURE TIME / STUDYING YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич

Данная статья посвящена состоянием физкультурного воспитания в системе досуга учащейся молодежи Саратовской области. Объектом исследования является социологическая информация, полученная от школьников, студентов Саратовской области. К числу таких средств, бесспорно, относится организации досуга детей и молодежи, которая является привлекательной для огромной части современной молодежи. В первую очередь речь идет о том, чтобы заинтересовать учащуюся молодежь, сделать ее активным партнером процесса физкультурного воспитания, субъектом развития собственной индивидуальности разносторонне развитой, с полным богатством и гармоничностью психофизической структурой. Чтобы максимально полно и эффективно реализовать весь позитивный педагогический потенциал физкультурной двигательной деятельности для формирования и совершенствования у молодежи (с учетом пола, возраста, физического и психического состояния, интересов и т.д.) не только физических, но и других качеств и способностей интеллектуальных, нравственных, эстетических и др., приобщения ко всему многообразию культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of physical culture education in the leisure time system of student's youth

This article focuses on the state of physical training in the leisure time system of youth students in Saratov region. The object of this study is sociological information from pupils, students of Saratov region. These means, no doubt, are the organization of leisure activities for children and young people, which is attractive for a large part of today's youth. First, we are talking about how to motivate the students and make them active partners in the process of physical training education, the subject of his own personality development thoroughly advanced, with full richness and harmony of mind-body structure. In order to realize effectively and fully the all positive pedagogic potential of physical culture motor activity for the formation and improvement of young people (including their sex, age, physical and mental status, interests, etc.) not only physical, but also other qualities and abilities intellectual, moral, aesthetic, etc., for the initiation to variety of cultural values.

Текст научной работы на тему «Состояние физкультурного воспитания в системе досуга учащейся молодежи»

качественного совершенствования на этой основе технического мастерства танцоров.

Техническая подготовка естественным образом приводит к сдвигам со стороны нервно-мышечной системы и в меньшей степени со стороны ССС. Применение специально-подготовительных упражнений в занятии, максимально приближенных по структуре и воздействию на организм спортсмена обеспечивает оптимальную возбудимость центральных и периферических звеньев двигательного аппарата.

Средства, в занятии преимущественно направленного на воспитание гибкости, рационально применять для функционального восстановления юных спортсменов, как в тренировочных занятиях, так и во время соревнований. Выявленное утомление от проделанной работы в тренировке незначительно по сравнению с другими занятиями; показатель ЧСС в среднем сохраняется в компенсируемой зоне интенсивности, применяемые упражнения характеризуются стабилизирующим эффектом воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, Н.И. Оптимальное распределение тренировочных нагрузок в годичной подготовке конькобежцев - многоборцев / Н.И. Волков, Б.М. Васильковский, Л.П. Ремизов // Научно-спортивный вестник. - 1983. - № 2. - С. 16-18.

2. Система подготовки спортивного резерва: Под ред. Никитушкина В.Г.: Учеб. Пособие. - М. : ВНИИФК, 1994. - 319 с.

3. Скворцов, Д.В. Диагностика двигательной патологии инструментальными методами: анализ походки, стабилометрия / ДВ. Скворцов. - М. : Изд-во ЧП Андреева М.М., 2007. - 640 с. : ил.

4. Спортивные танцы. Справочник. Москва. - 2003. - 186 с. [эл. ресурс] // URL : http://www.russianmaster.ru/html/documents/rules/referencebook.pdf - Дата обращения 30.07.2012.

REFERENCES

1. Volkov, N.I., Vasilkovskii, B.M. and Remizov, L.P. (1983), “Optimum distribution of training loadings in year preparation of skaters - all-rounders”, Nauchno-sportivnyi vestnik, No. 2, pp. 16-18.

2. Ed. Nikitushkin, V.G. (1994), System ofpreparation of a sports reserve, publishing house VNIIFK, Moscow, Russian Federation.

3. Skvorcov, D.V. (2007), Diagnostics of an impellent pathology by tool methods : the gait analysis, stabilometrics, publishing house Andreev M. M. state of emergency, Moscow, Russian Federation.

4. Sport dances. Handbook. (2003), available at:

thttp://www.russianmaster.ru/html/documents/rules/referencebook.pdf.

Контактная информация: lt82@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.07.2012.

УДК 379.82: 796.01

СОСТОЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОСУГА

УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Аннотация

Данная статья посвящена состоянием физкультурного воспитания в системе досуга учащейся молодежи Саратовской области. Объектом исследования является социологическая информация, полученная от школьников, студентов Саратовской области. К числу таких средств, бесспорно, относится организации досуга детей и молодежи, которая является привлекательной для огромной

части современной молодежи. В первую очередь речь идет о том, чтобы заинтересовать учащуюся молодежь, сделать ее активным партнером процесса физкультурного воспитания, субъектом развития собственной индивидуальности - разносторонне развитой, с полным богатством и гармоничностью психофизической структурой. Чтобы максимально полно и эффективно реализовать весь позитивный педагогический потенциал физкультурной двигательной деятельности для формирования и совершенствования у молодежи (с учетом пола, возраста, физического и психического состояния, интересов и т.д.) не только физических, но и других качеств и способностей - интеллектуальных, нравственных, эстетических и др., приобщения ко всему многообразию культурных ценностей.

Ключевые слова: физкультурное воспитание, организация досуга, учащаяся молодежь.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p134-138

STATE OF PHYSICAL CULTURE EDUCATION IN THE LEISURE TIME SYSTEM

OF STUDENT’S YOUTH

Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State University N. Chernyshevsky

Annotation

This article focuses on the state of physical training in the leisure time system of youth students in Saratov region. The object of this study is sociological information from pupils, students of Saratov region. These means, no doubt, are the organization of leisure activities for children and young people, which is attractive for a large part of today's youth. First, we are talking about how to motivate the students and make them active partners in the process of physical training education, the subject of his own personality development - thoroughly advanced, with full richness and harmony of mind-body structure. In order to realize effectively and fully the all positive pedagogic potential of physical culture motor activity for the formation and improvement of young people (including their sex, age, physical and mental status, interests, etc.) not only physical, but also other qualities and abilities - intellectual, moral, aesthetic, etc., for the initiation to variety of cultural values.

Keywords: physical training education, organization of the leisure time, studying youth.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы не только в нашей стране, но и за рубежом наблюдается критика существующей системы физического воспитания и обосновывается необходимость создания новой системы этой педагогической деятельности, отвечающей современным требованиям. Особо важное место в системе воспитания детей и молодежи (наряду с другими направлениями этой педагогической деятельности) должно занимать физкультурное воспитание, основанное на использовании активных, регулярных занятий физической культурой и спортом для решения оздоровительно-рекреационных задач.

Актуальность данного исследования обусловлена сложившимся положением в регионе, а именно:

- снижением состояния здоровья и низким уровнем физической подготовленности учащейся молодежи;

- недостаточной эффективностью региональной системы организация физкультурного воспитания в досуговой деятельности учащейся молодежи;

- неполным нормативно-правовым обеспечением региональной системы организация физкультурного воспитания в досуговой деятельности учащейся молодежи и другими обстоятельствами.

Основной же проблемой является то, что организация физкультурного воспитания в досуговой деятельности учащейся молодежи, осуществляется без достаточного научного обоснования, без серьезной концептуальной проработки и довольно часто методом проб и ошибок.

В Саратовской области и России в целом, катастрофически ухудшается здоровье населения, особенно детей и молодежи, их физическая подготовленность. Увеличивается число людей с ограниченными возможностями, перед которыми остро стоит проблема

социальной адаптации и реабилитации. Еще более тревожен тот факт, что во всех сферах жизни, среди различных слоев населения наблюдается девальвация духовных, нравственных ценностей.

Для изменения этой ситуации в регионе необходим целый комплекс средств социально-педагогического воздействия, использование медицины, искусства, физкультуры, спорта и др. В этих средствах, особенно в физкультурно-спортивной деятельности, заложены огромные возможности для гуманистического воздействия на духовный мир людей и их физическое состояние.

Научный анализ показал, что эти возможности реализуются недостаточно эффективно и не в полной мере, поскольку сложившаяся социально-педагогическая система использования упомянутых средств имеет весьма существенные недостатки. К их числу в первую очередь относятся:

1. Формы работы, сложившиеся в рамках данной системы, предполагают активное включение человека либо в занятия физкультурой и спортом, либо в какие-то виды духовной деятельности - искусство (занятия музыкой, живописью и т. п.), науку, техническое творчество и т.д. Вследствие этого физкультурно-спортивная деятельность, искусство и другие виды духовно-творческой деятельности, способные органично дополнить друг друга в системе социально-педагогического воздействия на человека, оказываются оторванными, изолированными друг от друга.

2. В рамках существующей системы господствует односторонняя «одномерная» модель физкультурно-спортивного воспитания, ориентированная на решение довольно узкого круга задач и использование небольшого набора средств для их решения.

3. Сложившаяся система физкультурного воспитания построена на таких педагогических принципах, которые не позволяют в полной мере осуществить гуманистическое воздействие на личность: вся активность обычно исходит лишь от преподавателей (тренеров, организаторов), а ученики выступают как пассивный объект их педагогического воздействия; не учитываются в полной мере индивидуальные личностные особенности тех, на кого направлено данное воздействие и т.д.

4. В сфере искусства и других видов духовной деятельности не проводится активная, целенаправленная работа по приобщению тех, кто увлечен этой деятельностью, к активным занятиям физическими упражнениями, к здоровому образу жизни.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Главная цель исследования - получить социологическую информацию об отношении учащейся молодежи к физкультурному воспитанию в системе досуга, изучить ее роль и выявить предпочтения учащейся молодежи в организации физкультурного воспитание.

С этой главной целью связан ряд более частных задач, в ходе решения которых предполагается:

- изучить отношение учащейся молодежи к физкультурной двигательной деятельности;

- изучить показатели физкультурного воспитания учащейся молодежи;

- изучить показатели факторов, препятствующих занятиям физкультурным воспитанием в системе досуга;

- изучить показатели самооценки состояния здоровья школьников, студентов;

- определить место здоровья в системе ценностных ориентаций учащейся молодежи;

- определить интерес к физкультурной двигательной деятельности, учащейся молодежи, выявить мотивационную готовность индивида к такому роду активности.

Объектом исследования является социологическая информация, полученная от школьников, студентов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», МАОУ «Лицей № 36» г. Саратова, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Пугачева,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Хвалынска, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского: Институт физической культуры и спорта, Российский государственный торгово-экономический университет Саратовский институт (филиал), Балашовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

Предметом исследования является оценка значимости и степень актуализации физкультурного воспитания в досуговой деятельности учащейся молодежи.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве основного метода эмпирического исследования использовался метод опроса - анкетирование.

Применялись следующие методы исследования для сбора социологической информации:

- сравнительный анализ полученных данных с данными статистики, опубликованными результатами других всероссийских и региональных социологических исследований;

- проведение экспертного опроса преподавателей методом формализованного интервью;

- проведение пилотажного исследования на 1% выборочной совокупности;

- массовое раздаточное анкетирование студентов и школьников.

В связи с большим объемом генеральной совокупности и имеющимися статистическими данными была использована вероятностная квотная модель выборки. Объем генеральной совокупности составил N=1800 человек, объем выборки п=180. Данная выборочная совокупность обеспечивает репрезентативность результатов исследования.

При опросе данных применялась обработка и анализ полученных с помощью компьютерной технологии, программного пакета 8Р88-19, которая позволит провести статистический расчет средних показателей, дисперсии, стандартного отклонения, осуществить корреляционный, дисперсионный, регрессионный анализ полученных данных, а также применить кластерный и графический методы анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

Полученные данные социологического анализа отношения учащейся молодежи к занятиям физической культурой в системе досуговой деятельности показали, что физическая культура не занимает ведущего места в образе жизни учащейся молодежи.

Уже первый вопрос показывает, что физическая культура не занимает ведущего места в образе жизни молодежи. Лишь 11% юношей и 9% девушек она интересует очень сильно. Большинство юношей 36% и абсолютное большинство девушек 56%, физическая культура интересует лишь в некоторой степени.

Около 35% учащейся молодежи не очень высоко оценивают полезность и эффективность занятий физическими упражнениями, 38% имеют сомнение в том, что регулярные занятия физическими упражнениями могут помочь в укреплении здоровья, причем среди женщин эти сомнения присущи почти половине выборки 41%.

Более детальный анализ взаимосвязи активных занятий спортом и результатов в состоянии здоровья, течения образа жизни показывает, что молодежь видят в активных занятиях физической культурой, прежде всего средство улучшения физических компонентов здоровья. Так, лишь по позициям "улучшить свое телосложение", "сохранить и укрепить здоровье", "развивать силу, быстроту, ловкость и другие физические качества" наблюдается абсолютное или подавляющее преимущество ответов с совокупностью признаков "полностью или, пожалуй, согласны" (более 86% ответов).

Молодежь отдает предпочтение следующим видам физической культуры и спорта:

- у юношей 68% в основном спортивным играм (футбол, хоккей, волейбол, бас-

кетбол и т.д.);

- у девушек 63% фитнесу (аэробика, аквааэробика, пилатес, калланетика).

В занятиях физической культурой и спортом школьников и студентов характерной чертой является большой набор и разнообразие ставящихся целей. Однако реально достижимыми оказываются, как правило, цели физического и спортивного совершенствования. По-видимому, требует дальнейшего согласования системы молодежных целей занятий с целями и задачами учебного или учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию в школе, вузе.

К объективным факторам препятствующим занятиям физкультурным воспитанием в системе досуга относятся - улучшение материального положения 58%. При этом для улучшения занятий 36% - девушек, 29% - юношей считают, что необходимо построить больше спортивных площадок во дворах домов. 47% - девушек, 44% - юношей считают, что необходимо снизить цены на занятиях в спортивных клубах, фитнес клубах, тренажерных залах.

76% молодежи не устраивает материально-техническая база в организациях физкультурного воспитания в досуговой деятельности. Только 24% девушек и 18% юношей устраивает профессиональный преподавательский состав в организации физкультурного воспитания в досуговой деятельности.

ВЫВОДЫ

Досуг учащейся молодежи носит выраженный гиподинамический характер. В досуге отдается предпочтение потреблению массовых форм культуры в сравнении с индивидуальной творческой деятельностью.

Виды деятельности в свободное время, система ценностей и планы на будущее у молодежи носят многовариантный характер. Физические упражнения, активный досуг, развлечения занимают среди этих вариантов заметное место.

Выделен комплекс планов на будущее у молодежи, включающий, по крайней мере, в вербальном отношении, целесообразное сочетание достижений в учебе, поддержания здоровья и занятий физическими упражнениями (спортом).

В досуге, ценностях, планах имеются существенные отличия между юношами и девушками в молодежной среде. Эти отличия должны приниматься во внимание в учебном процессе и воспитании учащейся молодежи.

Отмеченные выше недостатки свидетельствуют о необходимости кардинального изменения сложившейся досуговой системы физкультурного воспитания, поиска новых подходов к ее организации с целью более полного и эффективного использования огромного гуманистического, социально-культурного потенциала физической культуры и массового спорта.

Контактная информация: firsinsa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.07.2012.

УДК 796:311

ДЛИНА И МАССА ТЕЛА КАК ОТРАЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

Вадим Анатольевич Хромов, Мастер спорта СССР,

Заместитель начальника кафедры,

Университет Министерства внутренних дел России, г. Москва

Аннотация

Длина и масса тела - это тотальные размеры тела, которые отражают видовые закономерности (генетические, гормональные, физиологические процессы), а также влияние биотических и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.