Научная статья на тему 'Возможности физкультурнооздоровительной деятельности в процессе социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья'

Возможности физкультурнооздоровительной деятельности в процессе социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / PHYSICAL WELL-BEING ACTIVITIES / SOCIAL AND EDUCATIONAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукина Екатерина Юрьевна

На основе разработанной автором физкультурно-оздоровительной комплексной программы для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья рассмотрены возможности физкультурно-оздоровительной деятельности в процессе социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается, что в процессе физкультурнооздоровительной деятельности детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья является необходимым: поэтапное увеличение насыщенности и объёма физической нагрузки, двигательной активности на уроке; дозирование физических упражнений; скрупулёзный контроль самочувствия и состояния здоровья детей; учёт их индивидуальных и личностных свойств. Рассмотрены ведущие принципы организации образовательного процесса, к которым можно отнести: принцип гуманистической направленности, принцип создания наибольших возможностей, принцип оздоровительной направленности социально-педагогической реабилитации, принцип применения технологий спортивной, общекондиционной и оздоровительной тренировки, принцип постепенности наращивания интенсивности и длительности нагрузки и др. Сделан вывод, что физкультурно-оздоровительная деятельность влияет на все составляющие личностного развития ребёнка, такие как когнитивная, эмоциональная, социальная, коммуникативная, поведенческая и другие, что в комплексе составляет реабилитационный потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мукина Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF SPORTS AND IMPROVING ACTIVITY IN THE COURSE OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

The article discusses the possibility of sports and recreational activities in the social and educational rehabilitation of children with disabilities. We have developed a sports and wellness complex program for younger students with disabilities, which included 2 lessons (45 minutes each) and 2 elective classes (60 minutes each) per week. In the course of sports and recreational activities for children of primary school age with disabilities is essential: a gradual increase in intensity and amount of physical activity, motor activity in the classroom; dosing of exercise; rigorous monitoring of health and the health of children; taking into account their individual and personal properties. Considered the guiding principles for the organization of the educational process which include: the principle of humanistic orientation, the principle of the creation of the largest opportunities, improving orientation principle of social and educational rehabilitation, the principle of the application of technology of sports, fitness training, the principle of gradual increasing intensity and duration of the load, and others. Necessity use of sports and recreational activities in the socio-pedagogical rehabilitation of younger students with disabilities. Concluded that sports and recreation activities affect all components of personal development of the child, such as cognitive, emotional, social, communicative, behavioral, and others that in the complex is the rehabilitation potential of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Возможности физкультурнооздоровительной деятельности в процессе социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»

^ Социально-культурная деятельность

References

1. Maslentseva N. Yu., ed. AktuaPnye voprosy organizatsii raboty s molodezh'yu: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (24 aprelya 2009 goda) [Topical issues of the organization of work with youth: materials of the All-Russian scientific and practical conference (on April 24, 2009)]. Yekaterinburg, 2009. 253 p.

2. Efremova Zh. D. Formirovanie i funktsionirovanie mentaliteta naseleniya malogo provintsiaPnogo goroda. Diss. sotsiolog. nauk. [Formation and functioning of mentality of the population of a small country town. Cand. Sociology sci. diss.]. Moscow, 2006. 248 p.

3. Krasil'nikov Yu. D. Molodezh' i kul'tura malogo goroda [Youth and culture of the small city]. StrePtsovskie chteniya — 2011: trudy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Moskva, 14 dekabrya 2011 goda) [Streltsovsky readings — 2011: works of interuniversity scientific and practical conference (Moscow, on December 14, 2011)]. Moscow, MSUCA Publ., 2012.

4. Krylatova Kh. My s vami odnoy krovi: molodezhnye orientatsii [We one blood: youth orientations]. UchitePskaya gazeta [Teacher's newspaper]. 1999, No. 15, pp. 15—17.

5. Komarov E. I., Voytenko A. I., ed. Menedzhment sotsialnoy raboty [Management of social work]. Moscow, VLADOS-MGSU Publ., 1999. 288 p.

6. Mokronosov A., Kachanova E. Razvitie uchrezhdeniy sotsial'noy zashchity naseleniya v regione [Development of establishments of social protection of the population in the region]. SotsiaPnoe obespechenie [Social security]. 2000, No. 2, pp. 22—30.

7. Shatilov I. N. Spetsifika upravleniya sotsial'noy rabotoy v usloviyakh malogo goroda [Specifics of management of social work in the conditions of the small city]. Saratov, Nauchnaya kniga Publ. [Science Book Publ.], 2009.

8. Yaroshenko N. N. Istoriya i metodologiya teorii sotsiaPno-kuPturnoy deyatePnosti [History and methodology of the theory of welfare activity]. Moscow, MSUCA Publ., 2007. 360 p.

В ОЗМОЖНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

УДК 371:376 Е. Ю. Мукина

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

На основе разработанной автором физкультурно-оздоровительной комплексной программы для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья рассмотрены возможности физкультурно-оздоровительной деятельности в процессе социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается, что в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья является необходимым: поэтапное увеличение насыщенности и объёма физической нагрузки, двигательной активности на уроке; дозирование физических упражнений; скрупулёзный контроль самочувствия и состояния здоровья детей; учёт их индивидуальных и

МУКИНА ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной 95

физической культуры Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

MUKINA EKATERINA YUR'EVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of adaptive physical education, Tambov State University named after GR Derzhavin

e-mail: mukinaeu@mail.ru © Мукина Е. Ю., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

личностных свойств. Рассмотрены ведущие принципы организации образовательного процесса, к которым можно отнести: принцип гуманистической направленности, принцип создания наибольших возможностей, принцип оздоровительной направленности социально-педагогической реабилитации, принцип применения технологий спортивной, общекондиционной и оздоровительной тренировки, принцип постепенности наращивания интенсивности и длительности нагрузки и др. Сделан вывод, что физкультурно-оздоровительная деятельность влияет на все составляющие личностного развития ребёнка, такие как когнитивная, эмоциональная, социальная, коммуникативная, поведенческая и другие, что в комплексе составляет реабилитационный потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, социально-педагогическая реабилитация, дети с ограниченными возможностями.

E . Yu . M ukina

Tambov State University named after GR Derzhavin, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Internatsional'naya str., 33, Tambov, Russian Federation, 392000

POSSIBILITIES OF SPORTS AND IMPROVING ACTIVITY IN THE COURSE OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

The article discusses the possibility of sports and recreational activities in the social and educational rehabilitation of children with disabilities. We have developed a sports and wellness complex program for younger students with disabilities, which included 2 lessons (45 minutes each) and 2 elective classes (60 minutes each) per week. In the course of sports and recreational activities for children of primary school age with disabilities is essential: a gradual increase in intensity and amount of physical activity, motor activity in the classroom; dosing of exercise; rigorous monitoring of health and the health of children; taking into account their individual and personal properties. Considered the guiding principles for the organization of the educational process which include: the principle of humanistic orientation, the principle of the creation of the largest opportunities, improving orientation principle of social and educational rehabilitation, the principle of the application of technology of sports, fitness training, the principle of gradual increasing intensity and duration of the load, and others. Necessity use of sports and recreational activities in the socio-pedagogical rehabilitation of younger students with disabilities. Concluded that sports and recreation activities affect all components of personal development of the child, such as cognitive, emotional, social, communicative, behavioral, and others that in the complex is the rehabilitation potential of children with disabilities.

Keywords: physical well-being activities, social and educational rehabilitation of children with disabilities.

Содержание процесса социально-педагогической реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности представляет собой совокупность образовательных, оздоровительных, профилактических, рекреационных и других мероприятий, направленных на педагогическую поддержку в реализации заложенных возможностей ребёнка; нивелирование негативного воздействия внешних факторов, создающих препятствия для благоприятного развития детей в процессе их вхождения в социум, целенаправленное

обучение навыкам социального взаимодействия в системе социального окружения, достижение социальной адаптации и интеграции в общество на основе включения ребёнка в разнообразные формы социальной активности и физической культуры.

Огромным потенциалом социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья обладает физкультурно-оздоровительная деятельность, стимулирующая развитие психических процессов, создающая условия для социальной адаптированности, самопознания, позволяющая формировать опыт цен-

^ Социально-культурная деятельность

Ф

ностного поведения, здоровьесбережения, обеспечивая реабилитационный потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, в отличие от спорта, в определённой мере устраняются предпосылки возникновения межличностных конфликтов и на основе единства мнений, интересов, стремлений возникают новые формы горизонтальных взаимоотношений, механизмы которых ещё не достаточно изучены [3—5].

Эффективными видами физкультурно-оздоровительной дея тельности для де тей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья могут стать:

• индивидуальные самостоятельные занятия (довольно распространены занятия оздоровительной ходьбой, бегом, различные виды оздоровительной гимнастики (включая шейпинг и аэробику), лыжные и велосипедные прогулки и походы; регулярные за ня тия на при роде, ко торые, по мнению Л. Л. Артамоновой, способствуют закаливанию, профилактике гипокинезии и недостаточности ультрафиолета, формиро-ва нию и раз ви тию лич но ст ных качеств ребёнка [1];

• семейная форма физкультурно-оздоровительной деятельности, она тем более актуальна за счёт обеспечения коммуникации, эмоционально насыщенного общения [2];

• занятия в кружках, спортивных секциях (од на ко про дол жи тель ность та ких за ня-тий в начальной школе должна быть в границах 1—2 часов; чем сложнее и эффективнее из бран ный ре бён ком вид дея тель но сти, тем больших знаний и аккуратности в использовании он требует);

• основные формы физкультурно-оздоровительной дея тельности в образовательном уч ре ж де нии, ко торые очень раз но образны и их совместное применение зачастую связано с организационными сложно-стя ми.

В связи с этим становится необходимым ана лиз воз дейст вия ка ж дой из при-

меняемых в практике физкультурно-оздоровительной деятельности форм урочной и внеурочной работы с целью определения оптимального их сочетания, что даст возможность выработать обоснованные рекомендации для комплекса организационных и са мо стоя тель ных за ня тий, ко торые про водят ся в учеб ное и во вне учеб ное вре мя с детьми, отнесёнными к специальной медицинской группе, определить содержание и оптимизировать методику осуществления дан ной дея тельности.

Надо отметить, что сегодня, по словам Л. Л. Артамоновой, негативные тенденции современного образования детей (увеличение учебной на груз ки, её чрез мерное разнообразие, снижение возрастных границ интенсивного образования и др.) зачастую снижают эффективность здоровьесбере-гающих технологий системы образования, поскольку выходят за границы возрастных гигиенических требований и способствуют росту заболеваний или предболезненных состояний у детей [1].

Преимущество физкультурно-оздоровительной дея тельности в образе жизни де тей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья выражается в особом результате и возможности значительного повышения работоспособности, расширении видов деятельности, что ведёт к эффективности обучения, воспитания и со-ци аль ной ак тив но сти млад ших школь ни ков с ограниченными возможностями здоровья. От носительно беспрепят ст вен ная форма занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью решает задачи социально-педагогической реабилитации детей данной категории. Этому содействуют многообразные формы её осуществления, которые предполагают определённые изменения содержания физической активности с учётом установок, ориентаций, увлечений и потребно стей де тей.

Нами была разработана физкультурно-оздоровительная комплексная программа для млад ших школь ни ков с ог ра ни чен ны ми

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

Ф

возмолсностями здоровья, которая предполагает 2 урока (по 45 минут) и 2 факультативных занятия (по 60 минут) в неделю. Эта программа способствует:

• физическому развитию за счёт достаточно напряжённой двигательной активности, ведущей к увеличению потенциала здоровья и резистентности организма младших школьников через рациональное сочетание и эффективное выполнение физических уп-раж не ний, спор тив ных и под виж ных игр, закаливающих процедур на основе совершенствования содержания и форм физического воспитания в общеобразовательной школе;

• социально-педагогической реабилитации млад ших школь ни ков с ог ра ни чен ны ми возможностями здоровья в условиях физкультурно-оздоровительной дея тельности, предполагающей осуществление следующих позиций: социальная адаптация, формирование ценностных ориентаций, моти-вационной сферы личности ребёнка; освоение им соци аль ной прак ти ки; фор ми рова-ние валеологической грамотности и опыта соответствующей деятельности и поведения; раз ви тие спо собно стей к по зна нию, самооценке, самоконтролю и др.

В процессе социально-педагогической реа би ли та ции млад ших школь ни ков с ограниченными возмолсностями здоровья и реализации программы физкультурно-оздоровительной деятельности обращалось внимание на то, что есть два пути к здоровью: 1) укрепление и сохранение здоровья, 2) избавление от болезней. В настоящее время медицинская наука и практика идут преимущественно по второму пути, а профилактические методы ориентируют на окружающее пространство, а не на самого ре бён ка, не учи ты вая его воз мож но сти, снижая эффективность здоровьесберегаю-щих технологий системы образования.

В процессе физкультурно-оздоровительной деятельности детей младшего школьного возраста с ограниченными возмолсностями здоровья является необходимым: по-

этапное увеличение насыщенности и объёма физической нагрузки, двигательной активности на уроке; дозирование физических упралснений; скрупулёзный контроль само-чув ст вия и со стоя ния здо ровья де тей; учёт их индивидуальных и личностных свойств.

Социально-педагогическую реабилитацию млад ших школь ни ков с ог ра ни чен ны ми возмолсностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной дея тельности необходимо осуществлять в соответствии с ведущими принципами организации образовательного процесса.

Принцип гуманистической направленности социально-педагогической реабилитации млад ших школь ни ков с ог ра ни чен ны ми возмолсностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной дея тельности является одним из ведущих, поскольку обусловливает валсность применения совокупности средств физической культуры адаптивно-оздоровительной и развивающей на-прав лен но сти с це лью удов ле тво ре ния потребностей ребёнка и общества в целом. Данный принцип базируется на личност-но-ориентированном воспитании, которое признаёт самоценность личности независимо от её физических и интеллектуальных возмолсностей, направлено на создание ус-ло вий для реа ли за ции по тен циа ла фи зи че-ского, пси хи ческого и духовного развития ребёнка. Осуществление данного принципа диктует необходимость подчинения социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возмолсностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности задачам формирования лич ности.

Принцип создания наибольших возможно стей для ос вое ния детьми с ог ра ни чен ны-ми возможностями здоровья в процессе социально-педагогической реабилитации ценностей физической культуры требует учёта ин ди ви ду аль ных осо бен но стей, спо соб но-стей, личностных установок, потребностей и интересов, уровня физического развития и подготовленности.

Ф

^ Социально-культурная деятельность

Ф

Последовательность, преемственность и систематичность социально-педагогической реа би ли та ции млад ших школь ни ков с ограниченными возмолсностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности приводит к закреплению ус во ен ных зна ний, уме ний и на вы ков на уро ках и внеуроч ной дея тель но сти средствами физической культуры адаптивно-оздоровительного и развивающего вида, их обоснованному методичному совершенст-вова нию.

Содержание принципа оздоровительной направленности социально-педагогической реабилитации состоит в непременном достижении результата укрепления и сохранения здоровья младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. Данный принцип предполагает сле дую щее: вы де ляя содержа ние средств физкультурно-оздоровительной деятельности, обязательно надо ориентироваться на их оздоровительную функцию; прогнозировать и контролировать физические нагрузки необходимо с учётом половых, возрастных особенностей и уровня физической подготовленности детей; создавать условия для постоянного взаимодействия специалистов для осуществления врачебного и педагогического контроля и самоконтроля.

При организации социально-педагогической реабилитации младших школьников с ограниченными возмолсностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной дея тельности, их физкультурного и спортивного воспитания следует также придерживаться принципа применения технологий спортивной, общекондиционной и оздоровительной тренировки.

С целью осуществления принципа системного чередования нагрузки и отдыха при реа ли за ции про грам мы физ культур но-оздоровительной дея тельности млад ших школьников с ограниченными возмолсностями здоровья валено обеспечить целесообразное сочетание физической нагрузки и

отдыха, вариативность форм и методов физической культуры для пресечения пере-утом ле ния цен траль ной нерв ной сис те мы от од но образ ной дея тель но сти.

Принцип постепенности наращивания ин тен сив но сти и дли тель но сти на груз ки в процессе социально-педагогической реаби-ли та ции млад ших школь ни ков с ог ра ни чен-ными возмолсностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности диктует важность постоян ного повышения требований к развитию двигательных и психических функций детей за счёт усложнения заданий и увеличения физической нагрузки. Этот принцип обусловливает посте-пен ное ус лож не ние и обнов ле ние за да ний, объёма и интенсивности физической нагрузки по мере возрастания функциональных воз мож ностей орга низ ма ре бён ка.

В экспериментальной программе физкультурно-оздоровительной дея тельности млад ших школь ни ков с ог ра ни чен ны ми возможностями здоровья представлены также принципы доступности, наглядности, активности и сознательности, индивидуализации и другие принципы физического воспитания, которые взаимообусловлены и функционируют как целостная система.

Таким образом, молено выделить следующие по сыл ки к ис пользо ва нию средств физкультурно-оздоровительной дея тельности в процессе социально-педагогической реаби-ли та ции млад ших школь ни ков с ог ра ни чен-ны ми возмож ностя ми здоровья:

• синкретизм физкультурно-оздоровительной деятельности, то есть совокупность форм и средств физкультурно-оздоровительной дея тельности, которая учи ты вает спе цифи ку вос при ятия ре бён ком ми ра в его целостности;

• физкультурно-оздоровительная деятель ность как форма взаи модей ст вия, объединяющая детей, имеющих ограничения по здоровью, совместной деятельностью, общими ощу щения ми и эмоция ми;

• полнота и позитивность восприятия окружающей среды, обусловленная эмоцио-

Ф

Ф

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

нальностью, оптимистичностью и двигательной активностью форм физкультурно-оздоровительной дея тельности, пре дот вращающих болезненные проявления у детей с ограниченными возможностями здоровья;

• увеличение контактов и активность самих детей, что создаёт условия для удовлетворения потребности в познании, общении, исключает эмоциональный дефицит;

• реабилитационный эффект физкультурно-оздоровительной деятельности базируется на чередовании видов физической активности, смене видов деятельности, связанных с эмоциональными переживаниями де тей, из ме не нии ро ле вых и ста тус ных по-зи ций, что даёт воз мож ность ре бён ку проявить свой потен циал, ощутить соб ст венную значимость и веру в свои силы, адаптироваться в социальном пространстве.

Можно говорить о том, что физкультурно-оздоровительная дея тельность позволяет регулировать индивидуальное поведение ребёнка, соизмерять его с поведением других людей; успешно адаптировать ребёнка в социальном пространст ве посредст вом формирования нравственно-ценностных норм и правил; уменьшать социальное на-пря же ние с помо щью иг ро вых форм; ак ти-визировать эмоциональную сферу; достигать психологического равновесия.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность влияет на все составляю щие лич но ст ного раз ви тия ре бён ка, такие как когнитивная, эмоциональная, социальная, коммуникативная, поведенческая и другие, что в комплексе составляет реабилитационный потенциал детей с ограниченны ми возмож ностя ми здоровья.

Примечания

1. Артамонова А. А. Гигиена физического воспитания школьников / Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н.Толстого. Тула, 2001. 128 с.

2. Данилейко М. С. Адаптация детей к школьным условиям средствами физической рекреации : дис. на соиск. учён. ст. кандидата психологических наук / Данилейко Максим Сергеевич. Санкт-Петербург, 2008. 153 с.

3. Мукина Е. Ю. Ограниченные возможности здоровья ребёнка как педагогическая проблема и десоциализирующий фактор // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6 (134). С. 122—132.

4. Мукина Е. Ю. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2014. № 5 (38). С. 8—10.

5. Рыжкин Ю. Е. Физическая рекреация и здоровье человека. Санкт-Петербург, 2003. 95 с.

Ф

References

1. Artamonova L. L. Gigiena fizicheskogo vospitaniya Shkolnikov [Hygiene of physical training of school students]. Tula, 2001. 128 p.

2. Danileyko M. S. Adaptatsiya detey k shkoVnym usloviyam sredstvami fizicheskoy rekreatsii. Diss. kand. psikh. nauk. [Adaptation of children to school conditions means of a physical recreation. Cand. psychol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2008. 153 p.

3. Mukina E. Yu. Ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ya rebenka kak pedagogicheskaya problema i desotsializiruyushchiy faktor [Limited opportunities of health of the child as pedagogical problem and desotsializiruyushchy factor]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the University of Tambov. Series: Humanities], 2014, No. 6 (134), pp. 122—132.

4. Mukina E. Yu. Psikhologicheskie osobennosti detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Psychological features of children with limited opportunities of health]. Globalnyy nauchnyy potentsial [Global scientific potential]. 2014, No. 5 (38), pp. 8—10.

5. Ryzhkin Yu. E. Fizicheskaya rekreatsiya i zdorov'e cheloveka [Physical recreation and health of the person]. St. Petersburg, 2003. 95 p.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.