Научная статья на тему 'Вопросы повышения эффективности физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья'

Вопросы повышения эффективности физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВУЗ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачев Николай Александрович, Сурнин Дмитрий Игоревич, Чемпалова Любовь Сергеевна

В статье рассматриваются основные этапы внедрения в учебный процесс дисциплины «Физическая культура и спорт» практические занятия физкультурно-оздоровительной направленности для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Проведен статистический анализ численного состава студентов ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса», имеющих ограничения по здоровью, определены наиболее востребованные физкультурно-оздоровительные направления для данной категории студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усачев Николай Александрович, Сурнин Дмитрий Игоревич, Чемпалова Любовь Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of increasing efficiency of physical education of students with restricted health abilities

The article considers the main stages of introduction of the discipline "Physical Culture and Sport" in practical training of physical culture and health for students with disabilities. Statistical analysis of the number of the students of the Volga State University of Service with health restrictions is carried out, the most popular physical culture and health education directions for this category of students are identified.

Текст научной работы на тему «Вопросы повышения эффективности физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья»

4. Зекрин, Ф.Х. Методика специальной физической подготовки дзюдо и адаптивном дзюдо спортсменов до 18 лет : монография / Ф.Х. Зекрин. - Пермь : [б.и.], 2011. - 151 с.

5. Морозова, Л.В. Психофизиологические закономерности зрительного восприятия детей 6-8 лет : дис. ... д-ра биол. наук / Морозова Л.В. - Архангельск, 2008. - 324 с.

6. Омарова, П.Г. Сравнительная характеристика выполнения бросков назад в условиях спортивного поединка по дзюдо с учетом гендерного компонента / П.Г. Омарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 76-80.

7. Тихонова, И.В. Общее и специфическое в проблеме технико-тактической подготовки женщин в видах спортивной борьбы / И.В. Тихонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 92-96.

8. Толмачев, Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих / Р.А. Толмачев. - М. : Советский спорт, 2004. - 108 с.

9. Чермит, К. Д. Симметрия, гармония, адаптация / К. Д. Чермит. - Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. - 304 с.

REFERENCES

1. Bernstein, N.A. (1990), Physiology of movements and activity, Science, Moscow.

2. Beteleva, T.G. (1983), Neurophysiological mechanisms of visual perception. Ontogenetic researches, Science, Moscow.

3. Bim Bud, B.M. (2008), Pedagogical encyclopedic dictionary, Great Russian encyclopedia, Moscow.

4. Zekrin, F.H. (2011), Technique of special physical training judo and adaptive judo of athletes up to 18 years: monograph, Perm.

5. Morozova, L.V. (2008), Psychophysiological regularities of visual perception of children of 68 years, dissertation, Arkhangelsk.

6. Omarova, P.G. (2011), "The comparative characteristic of performance of throws back in the conditions of a sports duel on judo taking into account a gender component", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 76-80.

7. Tikhonova, I.V. (2008), "The general and specific in a problem of technical and tactical training of women in types of wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 43, No. 9, pp. 9296.

8. Tolmachev R.A. (2004), Adaptive physical culture and rehabilitation blind and visually impaired, Soviet Sport, Moscow.

9. Chermit, K.D. (2006), Symmetry, harmony, adaptation, SKNTS VSH publishing house, Rostov-on-Don.

Контактная информация: Tikhonova_I.74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.11.2017

УДК 796.011.3

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Николай Александрович Усачев, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет сервиса (ПВГУС), Тольятти, Дмитрий Игоревич Сурнин, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Сергеевна Чемпалова, кандидат биологических наук, доцент, Тольяттинский государственный университет (ТГУ), Тольятти

Аннотация

В статье рассматриваются основные этапы внедрения в учебный процесс дисциплины «Физическая культура и спорт» практические занятия физкультурно-оздоровительной направленности для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Проведен статистический анализ численного состава студентов ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса», имеющих ограничения по здоровью, определены наиболее востребованные физкультурно-оздоровительные направления для данной категории студентов.

Ключевые слова: студенты c ограниченными возможностями здоровья, физическое воспитание, вуз, адаптивная физическая культура, этапы внедрения.

QUESTIONS OF INCREASING EFFICIENCY OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH RESTRICTED HEALTH ABILITIES

Nikolay Aleksandrovich Usachev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volga State University of Service, Togliatti,

Dmitry Igorevich Surnin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyubov Sergeevna Chempalova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Togliatti State University, Togliatti

Annotation

The article considers the main stages of introduction of the discipline "Physical Culture and Sport" in practical training of physical culture and health for students with disabilities. Statistical analysis of the number of the students of the Volga State University of Service with health restrictions is carried out, the most popular physical culture and health education directions for this category of students are identified.

Keywords: students with disabilities, physical education, university, adaptive physical culture, stages of implementation.

ВВЕДЕНИЕ

На основании требований федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об образовании» и др. нормативно-правовых актов, все объекты спорта, все физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, организованные и проводимые в учебных заведениях должны отвечать установленным требованиям к обеспечению беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), обеспечивать безопасность жизни, здоровья.

Многочисленными исследованиями установлено, что для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках профессионального образования жизненно необходимыми являются занятия физическими упражнениями, так как они естественным образом интегрируют одновременное решение задач физической, медицинской и социальной реабилитации [1]. Необходимо обратить внимание, что требования, предъявляемые к студентам ВУЗов вне зависимости от их физического состояния, предусматривают получение определенного объема знаний, умений, навыков по всем дисциплинам учебного плана, включая «Физическая культура и спорт».

Однако, стоит отметить некоторые проблемы практической реализации требований учебного предмета «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» для данной категории студентов:

• Проблемы организационно-методического характера (отсутствие (недостаток) адаптированных рабочих программ и методических пособий по элективным направлениям, не разработан алгоритм организации и контроля практических занятий и т.д.).

• Недостаток материально-технической базы ВУЗов (для организации элективных курсов по направлениям адаптивной физической культуры (АФК)).

• Недостаточная подготовленность научно-педагогических кадров в сфере адаптивной физической культуры (отсутствие четких требований к профессиональной подготовке профессорско-преподавательского состава кафедр «Физическое воспитание» ВУЗов по АФК).

Целью исследования является вовлечение студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дисциплину физическая культура и спорт (ФКиС).

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести статистический анализ численного состава студентов ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса» (ПВГУС), имеющих ограничения по

здоровью (нозология, группа инвалидности, форма и профиль обучения).

2. Определить наиболее востребованные физкультурно-оздоровительные направления ФКиС для данной группы студентов, посредством анкетирования.

3. Включить в раздел «Повышение квалификации» индивидуальных планов профессорско-преподавательского состава кафедры «Физическое воспитание» - «Обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности (Адаптивная физическая культура).

4. Разработать алгоритм совершенствования системы физического воспитания в ВУЗе с целью вовлеченности студентов ОВЗ в активную физкультурно-оздоровительную деятельность.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе исследования были проанализированы статистические данные количественного состава студентов ПВГУС, имеющих ограничения по состоянию здоровья.

Было выявлено, что в университете обучается 35 студентов-инвалидов, которые должны осваивать дисциплины «Физическая культура и спорт», «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)». Большинство из них получают высшее образование заочно (13 чел.). На дневной форме обучения больше всего студентов с ограниченными возможностями здоровья (10 человек) на факультете «Туризм и социальные технологии», причем 9 из них обучаются по специальности 040400.62 «Социальная работа».

С целью выявления наиболее востребованных физкультурно-оздоровительных направлений ФКиС для данной группы студентов был проведен опрос (адаптированное анкетирование) (2015-2016 уч. г.), в рамках всероссийского социологического исследования вовлеченности студентов в дисциплину «Физическая культура и спорт» [3]. По результатам опроса были получены следующие данные:

• Более 67% респондентов положительно относятся к занятиям по ФКиС в ВУЗе. Однако, в связи с отсутствием специализированных программ в ВУЗе для занятий со студентами данной категории посещают практические занятия только 7% опрошенных.

• Наиболее востребованными физкультурно-оздоровительными направлениями у студентов с ОВЗ являются плавание (54%), спортивные и подвижные игры (20%), фитнес (27%) и др.

Сегодня на кафедрах «Физическое воспитание» ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса», ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» ведется активная разработка программы мероприятий по внедрению адаптивной физической культуры в образовательный процесс.

На втором этапе, в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 года [2], преподаватели кафедры «ФВ» были направлены на курсы повышения квалификации по следующим направлениям:

1. «Теория и практика адаптивной физической культуры» ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия физической культуры» (72 часа);

2. «Теория и методика гидрореабилитации в адаптивной физической культуре» ФГБОУ ВПО «НГУ им П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» (72 часа);

3. «Теория, методика и организация спортивных дисциплин в адаптивной физической культуре» ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» (72 часа);

4. «Основы управления охраной труда в образовательной организации. Условия для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов» ФГБОУ ВО «ПВГУС» (72 часа).

На третьем этапе сформулированы и определены пути повышения эффективности занятий физическими упражнениями со студентами ОВЗ в ПВГУС:

1. Разработать и внедрить в учебный процесс программу адаптивного физического воспитания, состоящую из адаптированных упражнений для студентов ОВЗ. В лекционный блок необходимо включить темы, учитывающие особенности занятий физическими упражнениями студентов-инвалидов.

2. Разработать инструментарий оценки занятий для студентов данной категории с учетом специфики требований к освоению дисциплины «Физическая культура и спорт». Содержание и форму контроля стоит учитывать при разработке, беря во внимание физические возможности студентов и целью занятий адаптивной физической культурой.

3. Вовлечение студентов в адаптивный спорт. Необходимо систематизировать информацию о существующих в городе физкультурно - спортивных движениях для инвалидов и лиц с ОВЗ и способствовать привлечению студентов к спортивной деятельности (в соответствии с нозологией).

4. Организация и проведение занятий по системе "Fitness-health", адаптивное плавание и т.д. Внедрение дополнительных физкультурно-оздоровительных специализаций для студентов ОВЗ, что будет активно способствовать не только повышению уровня их двигательной активности, но и активной социализации.

5. Реализации программ инклюзивного физкультурно-рекреационного и оздоровительного движения. Включение студентов ОВЗ в совместную физкультурно-рекреаци-онную и досуговую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса : утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн [ Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70680520/. - Дата обращения: 01.10.2017.

2. Кантор, В. З. Организационно-педагогические аспекты занятий студентов-инвалидов адаптивной физической культурой: социально-реабилитационный контекст / В. З. Кантор, А.Е. Митин, С.О. Филиппова // Письма в Эмиссия. Оффлайн, ноябрь 2013. - Режим доступа : http://www.emissia.ors/offline/2013/2087.htm. - Дата обращения: 12.07. 2017.

3. Кувшинов, О.Н. Мониторинг вовлеченности студентов Поволжского государственного университета сервиса в дисциплину «Физическая культура и спорт» / О.Н. Кувшинов, Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 110115.

4. Студенты-инвалиды в Российских вузах: межвузовское исследование [Электронный ресурс] // URL: http://www.smolsoc.ru/images/referat/a2561.pdf. - Дата обращения 12.07. 2017.

REFERENCES

1. Methodological recommendations on the organization of the educational process for the education of people with disabilities and persons with disabilities in educational institutions of higher education, including the equipment of the educational process" (approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on 08/04/2014 N AK-44 / 05vn), available at: http://base.gar-ant.ru/70680520/.

2. Kantor, V.Z., Mitin, A.E. and Filippova, S.O. (2013), "Organizational-pedagogical aspects of employment of students-invalids by adaptive physical training: the socially-rehabilitative context", available at: http://www,emissia.ors/offline/2013/2087.htm.

3. Kuvshinov, O.N., Usachev, N.A. and Surnin D.I. (2017), "Monitoring of students involvement Volga State University of Service in discipline "Physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 110-115.

4. Students with disabilities in Russian universities: interuniversity study, available at: http://www.smolsoc.ru/images/referat/a2561.pdf.

Контактная информация: surnindima@gmail.com

Статья поступила в редакцию 01.11.2017

УДК 796.01

ОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), Екатеринбург

Аннотация

В рамках настоящего исследования изучались вопросы, связанные с осмыслением сущности физической культуры. Затронута специфика функционирования современной нравственной культуры. Проявляясь в качестве духовной предпосылки любой человеческой деятельности, нравственная культура воздействует не только на форму и содержание взаимоотношений в обществе, но и на их отношение к материальным и духовным ценностям, как прошлого, так и настоящего, на политические, экономические, правовые, управленческие, образовательные и другие процессы общества. Раскрыты особенности гедонистической (аристократической) нравственной культуры, ее проявления в Российской нравственной культуре.

Ключевые слова: сущность физической культуры, нравственная культура, гедонизм, нравственные ценности, модель.

UNDERSTANDING OF ESSENCE OF PHYSICAL CULTURE IN CONTEXT OF EVOLUTION OF MORAL CULTURE

Svetlana Leonidovna Usoltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural state University of Railway Transport, Yekaterinburg

Annotation

The present study examined the issues related to the understanding of the essence of physical culture. The article affected the specifics of functioning of the modern moral culture. Appearing as the spiritual background of all human activities, it influences not only on the form and contents of relationships in the society, but also on their attitude to the material and spiritual values, both past and present, political, economic, legal, managerial, educational and other processes of society. The features of hedonistic (aristocratic) moral culture and its manifestations in the Russian moral culture have been revealed.

Keywords: essence of physical culture, moral culture, hedonism, moral values, model.

В настоящее время в сфере физической культуры можно наблюдать многочисленные научные исследования по теоретической, методической, гуманитарной и естественнонаучной направленности. Взаимосвязь между данными направлениями обнаружена еще в древнейших цивилизациях и прослеживается на всех этапах существования человечества. Научные исследования представляют собой средства накопления знаний, основой которых являются понятия и определения. Значимость при этом представляют не столько сами процессы либо явления, которые воспринимает человек, сколько его умение использовать специальные средства познания. В сфере физической культуры это, прежде всего, связано с определением понятия «физическая культура», раскрытием ее феномена и сущности, генезиса развития и т. д.

Физическая культура на сегодняшний день признана универсальным средством, охватывающим всестороннее формирование личности, ее саморазвитие и самореализацию. Она зародилась еще в древние времена, а все видоизменения и дальнейшее развитие происходят совместно с культурой общества. Как часть общей культуры она неразрывно связана с творческой деятельностью по созданию и овладению ценностей [2], и предполагает в первую очередь деятельность, направленную на духовный мир человека, на его взгляды, знания, умения, ценностные ориентации, мировоззрения и т. д. К сожалению, произошедшее в последние десятилетия смещение в сторону телесно-физического развития, когда «культ тела» становиться чрезмерным увлечением человека - это приводит к обесцениванию подлинных ценностей физической культуры, что проявляется в снижении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.