УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
С.А. Данилов, Ф.Г. Мухаметзянова1
1Работа выполнена при поддержке автономной некоммерческой организации «Казанский открытый университет талантов 2.0»
Аннотация. В статье представлено авторское видение проблемы формирования субъектной готовности студентов вуза к инновационной деятельности в профессиональной сфере физической культуры и спорта. Проблема формирования готовности студентов вуза по направлению: физическая культура и спорт к инновационной деятельности представлена с точки зрения осмысления и обоснования социально-педагогических условий формирования субъектной готовности студентов по направлению подготовки физической культуры и спорта как субъектов инновационной деятельности. Рассматривается структура и содержание сферы физической культуры и спорта, которая включает два различных компонента субъектов этой деятельности: физкультурно-оздоровительный и спортивно-соревновательный. Структура субъектной готовности к инновационной деятельности у студентов вуза в сфере физической культуры и спорта включает пять компонентов: мотивационно-целевой; когнитивного-познавательный; креативно-творческий; рефлексивно-оценочный; субъектно-детельностный. Для выявления субъектной готовности у студентов вуза к инновационной профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта был разработан диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень готовности к инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта по каждому показателю.
Ключевые слова: сфера физической культуры и спорта, готовность к инновационной деятельности, физкультурно-оздоровительная деятельность, спортивно-соревновательная деятельность.
FORMING OF SUBJECT READINESS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION TO INNOVATIVE PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
S. Danilov, F. Mukhametzyanova
Abstract. The article presents the author's view of the problem of formation of subjective readiness of high school students to innovative activity in the professional field of physical culture and sports. The problem of formation of readiness of students of high school in the direction of: physical culture and sport to the innovation represented in terms of understanding and justification of social-pedagogical conditions of formation of readiness of students of a subject on the direction of training of physical culture and sports as agents of innovation. The structure and content of the sphere of physical culture and sports, which includes two different components of the activity of subjects: fitness and sports competition. The structure of subjective willingness to innovate high school students in physical education and sport includes five components: motivation and target; cognitive and cognitive; creative and creative; reflective-evaluative; subject-detelnostny. To identify the subjective preparedness of high school students to an innovative professional in the field of physical culture and sports has been developed a diagnostic tool that allows you to identify the level of readiness for innovative activity in the sphere of physical culture and sports for each indicator.
Keywords: sphere of physical culture and sports, the willingness to innovation activities: sports and recreational activities, sports and competitive activities.
Новые социально-экономические условия в Российской Федерации требуют подготовки будущих профессионалов в новых форматах. В связи с усилением внимания государства и личности к вопросам повышения роли физической культуры и спорта
актуализировались вопросы изучения
инновационных механизмов в подготовке будущих профессионалов в сфере физической культуры и спорта. В особенности, это касается, изучения проблемы формирования готовности студентов вуза по направлению: «Физическая
культура и спорт» к инновационной деятельности. Это требует осмысления и обоснования социально-педагогических условий формирования субъектной готовности студентов по направлению подготовки физической культуры и спорта как субъектов инновационной деятельности. В этом смысле можно считать, что речь идет о формировании субъектной готовности студентов вуза по направлению подготовки: «Физическая культура и спорт» к инновационной профессиональной деятельности.
В целом, проблема формирования готовности студентов вуза к инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта актуальна в субъектно-деятельностном контексте изучаемого вопроса. В определенной мере это обусловлено специфичностью структуры и содержания сферы физической культуры и спорта, которая включает два различных компонента субъектов этой деятельности: физкультурно-оздоровительный и спортивно-соревновательный.
Физкультурно-оздоровительная составляющая в структуре субъекта деятельности в сфере физической культуры и спорта отражает духовное и физическое развитие личности в субъектно-деятельностном, субъектно-
ориентированном направлении данного процесса. Феномен субъекта физкультурно-
оздоровительной деятельности проявляется в том, что он, прежде всего, как субъект физкультурной деятельности является объектом нормативной деятельности. Однако как субъект оздоровительной деятельности он «выходит» из ситуации и на основе «надситуативной активности» поднимается на уровень творческой деятельности [2;3].
Субъект спортивно-соревновательной
деятельности ориентирован на спортивную деятельность на основе соревновательной деятельности и подготовки к ней. Развитие субъектности личности будущего спортсмена проявляется через систему взаимодействия у субъекта двух взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности (спортивная и соревновательная), которые проявляются в структуре личности спортсмена в совокупности материальных и духовных ценностей. Такие жизненно важные компоненты личности как здоровье и физическая подготовка, интерполируемые в практике спорта, находят отражение в соревновательной деятельности. В этих процессах субъект спортивно-соревновательной деятельности выходит за границы надситуативной активности. Именно на примере подготовки спортсменов можно наблюдать процессы развития субъектности как стремление субъекта сфера физической культуры и спорта «расширить» границы своих возможностей, превращая данную деятельность в спортивно-популярное зрелище для других субъектов. Субъектность спортсмена или субъекта физической культуры и спорта рассматриваем как «сдвиг» в спортивном поведении, им же вызванным [2-4]. Можно считать, что субъектность спортсмена на основе принципа «отраженной субъектности» становится средство воспитания и самовоспитания его и другой личности, что помогает адекватно
удовлетворять потребности человека и становятся физической и духовной необходимостью как осознанной и востребованной.
Материальные и духовные ценности в структуре субъектности спортсмена в целом, и, в частности, у будущего субъекта спортивно-оздоровительной деятельности находятся между собой в синергийном единстве. Это порождает у будущего субъекта спортивно-соревновательной деятельности мотивацию достижения успеха и усиление роли механизмов совершенствования составляющих инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Например, применение инновационных физических упражнений требует создание нового спортивного инвентаря и приспособлений. В целом вся сфера физической культуры и спорта нуждается в нововведениях и обладает инновационным потенциалом.
Развитие инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта, прежде всего, зависит от профессионалов как субъектов этой деятельности и детерминировано механизмами субъектной готовности к данному процессу. Готовность субъекта в сфере физической культуры и спорта к инновационной деятельности проявляется в активно-действенном состоянии, определяющее проявление таких механизмов субъектности, как проявление индивидуализированной активности и самостоятельности. Для субъекта деятельности особое значение приобретают механизмы рефлексии, проявляющиеся в понимании сущности и структуры инновационной деятельности. В структуре готовности к инновационной деятельности у субъекта в сфере физической культуры и спорта это проявляется на высоком уровне сформированности всех компонентов.
Для выявления субъектной готовности у студентов вуза к инновационной профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта нами был разработан диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень готовности к инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта по каждому показателю. Это позволяет определить показатели готовности, скоординировать дальнейшую работу по формированию готовности к инновационной деятельности.
Социально-педагогическими условиями формирования субъектной готовности к инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта являются:
- создание пространства поддержки инновационного формата деятельности субъекта
в сфере физической культуры и спорта, выражающегося в поддержке инициативы, творчества, самостоятельности, нестимулируемой активности;
- создание научно-кадрового потенциала процесса формирования готовности к инновационной деятельности субъектов физической культуры и спорта, способного обеспечить психолого-педагогическое и научное сопровождение программ, проектов, моделей данного процесса;
- формирование топ-менеджерской инфраструктуры, ориентированной на управлении субъектной инновационной деятельностью на всех уровнях и форматах;
- формирование субъектно-ориентированных служб социально-педагогического обеспечения процесса формирования субъектной инновационной готовности в сфере физической культуры и спорта как поддержку социального заказа на инновации; обеспечение экспертной оценки значимости и перспективности разрабатываемых проектов; отслеживание результатов инновационной деятельности отдельных субъектов деятельности, творческих групп, коллективов, топ-менеджерских и управленческих структур;
- создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам субъектов физической культуры и спорта, включающей тиражирование результатов деятельности, проведение научно-практических конференций, форумов, симпозиумов, саметов и т.д.;
- создание опорных, кластерных учреждений в сфере физической культуры и спорта, органов управления инновациями;
- обеспечение разработки рабочих программ дисциплин и содержания образования на основе научно-методического сопровождения формирования субъектности готовности в сфере физической культуры и спорта;
- создание атмосферы общественной значимости инновационных процессов, обеспечение информированности о результативности апробации модели формирования субъектности готовности к инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта [1].
Одним их социально-экономических условий формирования субъектной готовности к инновационной деятельности, является комплекс мер, стимулирующий инновационную деятельность субъектов в сфере физической культуры и спорта:
- материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании и инвестировании
проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;
- моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью как субъекта данного процесса, причастной к важному профессионального делу в сотрудничестве и корпорации; возможность издания результатов инновационной деятельности;
- профессиональная поддержка: субъектно ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в «круглых столах», организационно-деятельностных играх; акцентирование внимания готовности к инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории [1-5].
Итак, инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта не может быть стихийным процессом, поэтому она нуждается в постоянном управлении и совершенствовании субъектов деятельности.
Мега- условия, способствующие
формированию. субъектной готовности к инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта являются:
- субъектная готовность будущих профессионалов к инновационной деятельности;
- благоприятное, доброжелательное отношение к инновационной деятельности субъектов;
- реализация комплекса мер, стимулирующих субъектную инновационную деятельность.
Анализ психолого-педагогической
литературы по указанной проблеме и результаты эмпирического исследования позволили выявить, что структура субъектной готовности к инновационной деятельности у студентов вуза в сфере физической культуры и спорта включает пять компонентов: мотивационно-целевой; когнитивного-познавательный; креативно-
творческий; рефлексивно-оценочный; субъектно-деятельностный.
В целом, субъектная готовность к инновационной деятельности предполагает высокий уровень сформированности этих компонентов. Мы считаем, что среди этих компонентов, следует обратить особое внимание на субъектно-деятельностный компонент.
Диагностику субъектной готовности к инновационной деятельности у будущих профессионалов в области физической культуры и спорта можно определить, как исследовательскую процедуру, направленную на
выявление и оценку уровня готовности к реализации инновационной деятельности [1].
Без диагностики субъектной готовности к инновационной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта невозможно эффективное управление, достижение оптимальных результатов, определенных целями инновационной деятельности [2-4]. Это касается всех уровней высшего образования, в том числе и системы инклюзивного образования [2-4].
Рассматривая готовность специалистов к инновационной деятельности как единство ее компонентов: мотивационно-целевого,
когнитивно-познавательного, креативно-
творческого, рефлексивно-оценочно, субъектно-
деятельностного мы оцениваем ее сформированность по следующим критериям: личностно-мотивационная переработка учебно-тренировочного процесса; методологическая и технологическая готовность к введению новшеств; творческая и креативная активность; ориентация студента вуза как профессионала на саморазвитие и проявление себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
С целью выявления готовности к инновационной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта был подобран оценочно-критериальный
инструментарий. Оценочно-критериальный
инструментарий нашей диагностики представлен в таблице 1.
Таблица 1. - Оценочно-критериальный инструментарий диагностики субъектной готовности к инновационной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта
Компоненты готовности Анкета
Мотивационно -целевой «Мотивированность и целенаправленность применения инноваций»
Когнитивно-познавательный «Самооценка когнитивно-познавательной инновационной культуры»
Креативно -творческий «Оценка уровня креативно-творческого потенциала личности»
Рефлексивно-оценочный «Самооценка рефлексивной инновационной культуры»
Субъектно-деятельностный «Самооценка субъектного потенциала к инновационной деятельности»
Результаты анкетирования позволили выявить субъектную готовность специалистов к инновационной деятельности в области физической культуры и спорта по трем уровням: низкий, средний, высокий уровни готовности. На основе полученных данных удалось прийти к выводу об общем уровне готовности специалистов к инновационной деятельности, определить сильные и слабые критерии готовности, что помогло скоординировать дальнейшую работу по повышению эффективности инновационной деятельности.
Итак, определение уровня сформированной субъектной готовности конкретного специалиста в области физической культуры и спорта к инновационной деятельности дает возможность спланировать работу по развитию его инновационного потенциала.
Субъект в области физической культуры и спорта, обладающий высоким уровнем сформированности готовности к инновационной деятельности, должен иметь:
- личностное осознанное стремление субъекта к инновационным технологиям, особую заинтересованность в личностно-мотивационной
переработке учебно-тренировочного процесса (мотивационно-целевой компонент);
- технологическую готовность к введению новшеств, субъектно- методологическую культуру использования инноваций и инноватики (когнитивно-познавательный компонент);
- способность к созданию нового, нетрадиционного подхода к организации учебно-тренировочного процесса, умение творчески решать любые профессиональные проблемы (креативно-творческий компонент);
- четкое понимание своей роли в инновационной деятельности, сильное стремление к саморазвитию, владение навыками самоанализа (рефлексивно-оценочный компонент);
- стремление будущего профессионала проявлять и развивать себя как субъекта физической культуры и спорта, проявляя нормативную и надситуативную активность (субъектно-деятельностный компонент).
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем выявления готовности к инновационной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.
Литература:
1. Дивинская Е. Готовность студентов к применению личностно-образовательных технологий в процессе формирования олимпийского образования / Е. Дивинская // Наука в олимпийском спорте. -2004. - № 1. - С. 99-102.
2. Мухаметзянова Ф.Г., Аксенова Г.И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему / Ф.Г. Мухаметзянова, Г.И. Аксенова // Прикладная юридическая психология. -2015. - № 1. - С. 10-21.
3. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В. Проектирование индивидуальной образовательной траектории и маршрута студента вуза-будущего
бакалавра / Ф.Г. Мухаметзянова, Р.В. Забиров // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4(111). -Ч. 1. - С. 130-133.
4. Мухаметзянова Ф.Г., Боговарова В.А Индикаторы изучения феномена субъектности студента вуза / Ф.Г. Мухаметзянова, В.А. Боговарова // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 1(91). -С. 82-89.
5. Тюников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 5.
Сведения об авторах:
Данилов Станислав Александрович (г. Казань, Россия), аспирант, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, e-mail: [email protected]
Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, УВО «Университет управления «ТИСБИ», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
S. Danilov (Kazan, Russia), postgraduate student of the Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, e-mail: [email protected]
F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), Doctor of pedagogic sciences, full professor, vice-rector for Research of the University of Management «TISBI», e-mail: [email protected]