УДК 349.6(4/5-672ЕАЭС) DOI: 10.12737/jflcl.2021.031
Теоретико-методологические проблемы технического регулирования на евразийском пространстве как составляющей правового обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности
О. А. Хотько
Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7259-8089
Аннотация. В статье рассмотрена проблема эффективности технического регулирования в рамках правового обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности, исследована сущность технических регламентов в сфере транспорта в свете обеспечения экологической безопасности. Экологическая безопасность при осуществлении транспортной деятельности является новым объектом рассмотрения в эколого-правовой науке и определяется автором как особо актуальное научное направление, представляющее значимость в современных условиях технологического прогресса и насущную потребность в исследовании с учетом глубокой «ревизии» технического регулирования, касающегося транспорта, влияющего на состояние защищенности окружающей среды.
Цель исследования — установление модернизированных направлений и способов совершенствования разработки технических регламентов, касающихся деятельности транспорта в контексте правового обеспечения экологической безопасности. Задачи исследования: изучение содержания технических регламентов, касающихся различных видов транспорта; анализ доктринального толкования технического регулирования и теоретических положений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; прогнозирование перспектив развития правового обеспечения в рассматриваемой области.
Методы исследования: анализ, систематизация, сравнение, прогнозирование и иные приемы познания.
Вывод: имеет место недостаточность правового обеспечения экологической безопасности деятельности транспорта на уровне принятых технических регламентов, устанавливающих требования к транспорту, в рамках Евразийского экономического союза. Определены основополагающие принципы технического регулирования в данной области отношений в целях снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Предложены актуальные направления совершенствования технического регулирования в рассматриваемой сфере в целях защищенности окружающей среды, реализации прав граждан на жизнь и здоровье.
Ключевые слова: правовое обеспечение, техническое регулирование, технические регламенты, экологическая безопасность, охрана окружающей среды, транспортная деятельность, законодательство, Евразийский экономический союз
Для цитирования. Хотько О. А. Теоретико-методологические проблемы технического регулирования на евразийском пространстве как составляющей правового обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 3. С. 84—99. DOI: 10.12737/jflcl.2021.031
Theoretical and Methodological Problems of Technical Regulation in the Eurasian Space as a Component of the Legal Provision of Transport Environmental Safety
Olga A. Khotko
Belarusian State University, Minsk, Belarus, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7259-8089
Abstract. The article examines the issue of the effectiveness of technical regulation within the legal provision of transport environmental safety, explores the essence of technical regulations in the field of transport in the light of environmental safety. Transport environmental safety is a new subject of consideration in environmental and legal science and is defined by us as a particularly relevant scientific direction, representing the importance in the current conditions of technological progress and the urgent need for its study, taking into account the deep "revision" of technical regulation related to transport, affecting the state of environmental protection.
The purpose of the study is to establish modernized directions and ways to improve the development of technical regulations related to transport activities in the context of legal support for environmental safety. The objectives of the study are to study the content of technical regulations concerning various modes of transport, to analyze the doctrinal interpretation of technical regulations and theoretical provisions in the field of environmental protection and environmental safety, to predict the prospects for further development of legal support in this area.
Research methods: analysis, systematization, comparison, forecasting and other methods of cognition.
Conclusion: there is a lack of legal support for the transport environmental safety at the level of the adopted technical regulations establishing requirements for transport within the framework of the Eurasian Economic Union. The basic principles of technical regulation in this area of relations are defined in order to reduce the harmful impact of transport on the environment. The current
directions of improving technical regulation in this area are proposed in order to protect the environment, implement the rights of citizens to life and health.
Keywords: legal support, technical regulation, technical regulations, environmental safety, environmental protection, transport, legislation, Eurasian Economic Union
For citation. Khotko O. A. Theoretical and Methodological Problems of Technical Regulation in the Eurasian Space as a Component of the Legal Provision of Transport Environmental Safety. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2021, vol. 17, no. 3, pp. 84—99. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2021.031
Состояние научных разработок и правовых основ в области технического регулирования, касающегося охраны окружающей среды и экологической безопасности. Современные тенденции развития общества в контексте достижения научно-технического прогресса, в которых отражаются экономические и социальные проблемы, неразрывно связаны с решением вопросов эколого-правово-го характера. В настоящее время достаточно значимыми и актуальными вопросами в юридической науке являются правовое обеспечение экологической безопасности, формирование правовых основ обеспечения экологической безопасности в рамках межгосударственных интеграционных объединений, установление принципов в данной сфере1. В этом контексте обратим внимание на техническое регулирование, направленное на безопасность жизни, здоровья, имущества при осуществлении тех или иных видов деятельности в рамках правового обеспечения экологической безопасности.
В юридической литературе отмечается, что «усложнение общественных отношений обусловливает поиск эффективных механизмов его регулирования, способов защиты прав как отдельных социальных групп населения, так и каждого человека»2, анализируется влияние технического регулирования на эффективность защиты прав личности, исследуются рассмотренные проблемы в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности3.
1 См.: Абанина Е. Н. Правовое обеспечение экологической безопасности на территории государств — участников СНГ: сравнительно-правовой анализ // Дискуссионные проблемы теории экологического права: кол. монография / под общ. ред. А. П. Анисимова. М., 2020. С. 404—424; АбанинаЕ. Н. Система принципов правового обеспечения экологической безопасности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 4. С. 259—264.
2 КовалеваН. В. Эффективное техническое регулирование как гарантия прав личности в Российской империи XIX—начала XX века // Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей / отв. ред. А. В. Габов, Н. В. Пу-тило. М., 2015. С. 105—112.
3 См.: Кичигин Н. В. Научная школа экологического права // Журнал российского права. 2015. № 9. С. 103—111; Ба-лашенко С. А., Макарова Т. И., Хотько О. А. Актуальные вопросы исследований и приоритетные направления белорусской научной школы в области экологического, природоре-сурсного и аграрного права // Право-. 2016. № 4. С. 64—71.
Г. А. Василевич отмечает, что «стабильность правового регулирования содействует укреплению законности и правопорядка, так как позволяет формировать единую правоприменительную практику, обеспечивать равенство всех перед законом и судом»4. Соглашаясь с данной позицией, выделим существенную черту данного этапа развития общества, которая характеризуется рядом разработок в области науки и техники, внедрением огромного количества технологий, оказывающих в том числе негативное влияние на благополучие человека, ставя под угрозу его существование в благоприятной окружающей среде. В связи с этим на основании научной специальной методологии, предшествующих доктринальных позиций ученых в юридической науке, ряда теоретико-прикладных проблем эколого-правового обеспечения представляется необходимым исследование технического регулирования в контексте установления средств и способов обеспечения экологической безопасности при осуществлении транспортной деятельности, в том числе в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) с целью определения системного эколого-правового подхода и эффективности влияния технических регламентов на состояние защищенности окружающей среды.
Понимание технического регулирования в области охраны окружающей среды обстоятельно раскрывается в российской специальной юридической литературе5. Роль технического регулирования в системе рационального природопользования изложена также в работах российских ученых, специалистов в области экологического и природоресурсно-го права, где подчеркивается, что совершенствование законодательства о техническом регулировании в настоящее время является непременным условием совершенствования природоресурсного законодательства в целом6. Техническое регулирование как часть системы правового регулирования отношений
4 Василевич Г. А. Цифровизация в праве как фактор повышения эффективности нормотворчества и правоприменения // Юридическая наука и практика: наследие, состояние и перспективы развития: сб. науч. статей: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: С. Е. Чебуранова (гл. ред.) [и др.]. Гродно, 2018. С. 84.
5 См.: Экологическое право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова. М., 2011. 482 с.
6 См.: Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития / отв. ред. Н. Г. Жаворонкова. М., 2014. С. 87.
в области охраны окружающей среды исследовано Т. В. Петровой7, причины, сдерживающие процессы развития технического регулирования, представлены И. А. Игнатьевой8, проблемы охраны окружающей среды посредством технических регламентов выявлены Д. И. Шакировой9. Белорусский ученый в области теории права Н. В. Сильченко отмечает, что объем технических регуляторов постоянно возрастает, вследствие чего активнее исследуется законодательство о техническом регулировании, и приводит авторскую классификацию «технических» общественных отношений, выделяя «отношения по поводу охраны и восстановления окружающей среды, которая подвергается воздействию в ходе разработки и использования технологий, создания и эксплуатации техники, разработки и использования материалов»10. Соответственно, можно утверждать, что такого рода отношениями следует считать отношения, касающиеся воздействия транспорта на окружающую среду и в целом в области обеспечения экологической безопасности.
Вместе с тем в современной правовой науке не проводились исследования, посвященные техническому регулированию в экологической сфере в рамках ЕАЭС и механизмам, способствующим реализации требований экологической безопасности при осуществлении транспортной деятельности. Однако нет сомнений, что на основе методологии юридической науки возможно сформировать концептуальную основу системного технического регулирования в рамках правового обеспечения экологической безопасности при использовании транспорта. Общая модель правового обеспечения в сфере экологической безопасности в ЕАЭС позволит обеспечить более совершенный уровень гармонизации законодательства11.
В Российской Федерации систему основных документов технического регулирования консолидирует Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ
7 См.: Петрова Т. В. Техническое регулирование как часть системы правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды // Экологическое право. 2005. № 1. С. 77—81.
8 См.: Игнатьева И. А. Технические регламенты с требованиями в области охраны окружающей среды: возможности, проблемы, перспективы // Бизнес, менеджмент и право. 2014. № 1. С. 30—34.
9 См.: Шакирова Д. И. Правовая охрана окружающей среды посредством технических регламентов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 28 с.
10 Сильченко Н. В. Техническое регулирование общественных отношений и проблемы теории права // Право-. 2019. № 6. С. 29.
11 См.: Хотько О. А. Методы исследования экологической
безопасности транспортной деятельности // Государство и право. 2019. № 11. С. 78—85.
«О техническом регулировании». В Республике Беларусь техническое регулирование не получило правового обеспечения на уровне схожего по наименованию нормативного правового акта. Вместе с тем Закон РБ от 5 января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» в действующей редакции от 18 декабря 2019 г. № 278-З преследует цель обеспечения качества и безопасности выпускаемой или находящейся в обращении продукции, поскольку направлен на регулирование отношений, возникающих при разработке, установлении и применении технических требований к различным видам продукции, иным объектам технического нормирования и объектам стандартизации, других связанных с ними отношений, а также на определение правовых и организационных основ технического нормирования и стандартизации и единой государственной политики в этой области. Кроме того, в Беларуси также действует Закон РБ от 24 октября 2016 г. № 4Э7-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», включающий правовые и организационные основы оценки соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия. В развитие вышеуказанных законов в Беларуси принят ряд нормативных правовых актов, в частности постановление Совета Министров РБ от 10 января 2018 г. № 16 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального распространения (предоставления) технических регламентов Республики Беларусь, официального распространения (предоставления) информации о них, а также размещения проектов технических регламентов Республики Беларусь, уведомлений об их разработке и о завершении их рассмотрения в глобальной компьютерной сети Интернет», постановление Государственного комитета по стандартизации РБ от 25 июля 2017 г. № 61 «Об утверждении Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь», а также технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, технические условия и иные технические нормативные правовые акты, предусмотренные ст. 26 Закона РБ от 17 июля 2018 г. № 1Э0-З «О нормативных правовых актах».
Основной акцент белорусского Закона «О техническом нормировании и стандартизации» направлен на установление требований к техническим регламентам, в том числе принимаемым в ЕАЭС, иным техническим нормативным правовым актам, в которых закреплены цели и принципы технического нормирования. Вместе с тем если такие акты и требования являются обязательными, то технические кодексы установившейся практики и стандарты являются добровольными для применения, за определенными исключениями, связанными с установлением обяза-
тельного для соблюдения характера. Стандарты и иные национальные нормативные технические документы в сфере технического регулирования, устанавливающие требования к техническому состоянию транспорта, безопасности движения, безопасности транспортных средств, являются базой для разработки технических регламентов. Приведем пример, доказывающий необходимость правового подхода к обеспечению экологической безопасности при осуществлении транспортной деятельности. Так, Технический кодекс установившейся практики ТКП 5072024 (02190) «Автомобильные дороги. Размещение и обустройство объектов сервиса», утвержденный приказом Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 3 января 2014 г. № 2-ц, закрепляет понятие «озеленение дорог», охватывающее посадку и выращивание всех видов растительности (деревьев, кустарников, травы, цветов) вдоль дороги для решения технических и архитектурно-ландшафтных задач, однако именно озеленение вдоль транспортных коммуникаций может служить основой защиты жизни и здоровья человека, охраны природных компонентов и природных ресурсов (атмосферного воздуха, почв и др.) и способствовать обеспечению экологической безопасности, что в приведенном нормативном акте технического характера не указывается. Развитие экологического права в настоящее время в условиях техногенных вызовов направлено на обеспечение защиты прав граждан, охраны их здоровья, а также на развитие эколого-правовой культуры, недопущение причинения вреда окружающей среде, достижение устойчивого развития, подготовку и реализацию документов стратегического планирования в эколо-го-правовой сфере, что отражается в публикациях исследователей12 и является важнейшим фактором для формирования системного правового обеспечения экологической безопасности при осуществлении транспортной деятельности в контексте нерешенных правовых проблем в данном научном направлении.
Обратим внимание, что ряд технических нормативных правовых актов, принятых в Республике Беларусь и касающихся транспорта, разработан довольно давно (в 1997, 2004, 2006, 2014 гг.), при этом уче-
12 См.: Современные проблемы теории экологического права: монография / под общ. ред. А. П. Анисимова. М., 2019. С. 59—74 (автор — А. П. Анисимов); Хлуденева Н. И. Правовые пределы имущественной ответственности за вред окружающей среде // Журнал российского права. 2019. № 3. С. 153—164; Хотько О. А., Михнюк А. И. Проблемы правового обеспечения защиты прав граждан в сфере экологической и продовольственной безопасности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 2. С. 253— 260; Хотько О. А. К вопросу о повышении экологической куль -туры, экологического образования и просвещения: новые современные взгляды в правовой науке // Право и образование. 2020. № 5. С. 48—57.
ные отмечают, что уже сейчас формируются предпосылки к новому эколого-правовому пространству на территории ЕАЭС13, исследуются формы межгосударственных интеграционных процессов в контексте решения экологических проблем в условиях новых вызовов, их влияние на развитие экологического права, и, как верно отмечается, «на смену традиционным формам права идет другая правовая среда, другое правовое пространство»14, что может предоставить определенные преимущества правового регулирования, не умаляя и не исключая «работающие» традиционные правовые формы.
Заметим, что ни в Республике Беларусь, ни в Российской Федерации не приняты технические регламенты, касающиеся экологической безопасности. В отличие от других стран — участниц ЕАЭС в Кыргызской Республике действует Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике, утвержденный Законом от 8 мая 2009 г. № 151, который определяет основные положения технического регулирования в области экологической безопасности и устанавливает принципы и требования к обеспечению экологической безопасности. На необходимость упорядочивания технических нормативных правовых актов, «в которых могут устанавливаться технические правовые нормы, связанные с допустимым воздействием на окружающую среду и здоровье людей»15, обращается внимание в науке экологического права.
Более того, в отношении транспорта разрабатываются также новые технические регламенты в рамках ЕАЭС с обоснованием их введения; в частности, это касается технического регулирования в отношении легкорельсовых транспортных средств и их составных частей, которым предусматриваются на единой территории ЕАЭС единые обязательные для приме-
13 См.: Макарова Т. И. Проблемы правового обеспечения экологической безопасности в контексте интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации // Правовое обеспечение экологической безопасности в сфере природопользования и энергетики: сб. статей участников меж-дунар. науч.-практ. конф., посвящ. Году экологии в Российской Федерации, Казань, 8—9 декабря 2017 г. Казань, 2018. С. 33— 38; Макарова Т. И. Право окружающей среды Евразийского экономического союза: проблемы формирования // Влияние межгосударственных интеграционных процессов на развитие аграрного, экологического, природоресурсного, энергетического права: тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 26—27 апреля 2018 г. / Т. И. Макарова (отв. ред.) [и др.]. Минск, 2018. С. 55—58.
14 Синюков В. Н. Теория права С. С. Алексеева и ее роль в развитии отечественной юридической доктрины // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 20.
15 Гашникова Т. В. Технические нормативные правовые ак-
ты как источники экологического нормирования // Право.Ьу.
2019. № 4. С. 56.
нения и исполнения требования к данному транспор -ту и нахождении его в эксплуатации на территории государств — членов ЕАЭС. Как отмечается в проекте данного акта, он направлен на защиту жизни и здоровья человека, его имущества, охрану окружающей среды граждан и достижение иных целей16, т. е. ключевая роль поставленных целей состоит в недопущении производства некачественной опасной продукции, а значит, обеспечении социально приемлемого уровня безопасности. Немаловажно, что требования в отношении данных видов транспорта на уровне отдельных стран — участниц ЕАЭС не приняты, что включено в обоснование разработки данного технического регламента ЕАЭС.
Достаточно тщательное и востребованное научное исследование в области технического регулирования в современных условиях проведено А. В. Калмыковой, в котором она справедливо акцентирует внимание на сложности данного правового явления, поскольку использование слова «техническое» не подменяет механическое регулирование, а непосредственно назначение технического регулирования она видит «в совокупной регламентации целой группы отношений, возникающих в связи с обеспечением безопасности выпускаемой в обращение продукции»17, т. е. системе мер, обеспечивающих как безопасность самой продукции, так и безопасное ее использование. Кроме того, важно заметить обоснованный ею подход, в котором отмечается, что при оценке состояния технического регулирования необходимо учитывать различные сферы действия соответствующих законов в национальных правовых системах, поскольку, например, предусмотрены различные цели принятия технических регламентов18, связанные в том числе, с нашей точки зрения, с обеспечением экологической безопасности при установлении требований к продукции.
На основании изложенного можно сделать вывод, что техническое регулирование наиболее слаженным образом на сегодняшний день осуществляется в рамках Евразийского экономического союза. Н. А. Карпович справедливо замечает, что подходы по реализации целей и задач государства и интеграционного объединения, где «имеют место согласованность правового регулирования в общих и пересекающихся сферах, взаимообусловленное прогрессивное разви-
16 Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности легкорельсового транспорта, трамваев»: проект решения Совета Евразийской экономической комиссии..
17 Калмыкова А. В. Техническое регулирование в современных условиях: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. С. 35.
18 См.: Калмыкова А. В. Сравнительный анализ систем технического регулирования России и стран СНГ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. № 4 (23). С. 46.
тие правовых систем»19 применительно к сфере охраны окружающей среды должны реализовываться на основе Конституции и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Договор о ЕАЭС).
Вопросы технического регулирования в рамках правового обеспечения экологической безопасности в контексте осуществления транспортной деятельности в ЕАЭС. Согласно белорусскому законодательству под транспортной деятельностью понимается совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, городским электрическим транспортом, метро и иным транспортом, а также транспортно-экспедиционная деятельность, другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на договорной основе или иных законных основаниях20. Объекты транспортной деятельности, к которым относятся передвижные (мобильные) источники (транспортные средства), стационарные источники (промышленные и ремонтные предприятия транспорта, автозаправочные станции и другие объекты), а также транспортные коммуникации, сооружения и иное имущество, используемое для осуществления транспортной деятельности, являются источником повышенной опасности для окружающей среды и здоровья человека. Отметим, что в российском законодательстве о транспортной безопасности закреплены объекты транспортной инфраструктуры, виды транспортных средств, составляющие в совокупности транспортный комплекс21. Вместе с тем Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в отличие от одноименного белорусского Закона раскрывает понятия «передвижной источник загрязнения окружающей среды» и «стационарный источник загрязнения окружающей среды», которые в том числе являются объектами транспортной деятельности. Позиция российского законодателя представляется более верной и обоснованной, поскольку в законодательстве об охране окружающей среды предусмотрены данные объекты как источники загрязнения окружающей среды.
19 Карпович Н. А. Конституционные основы взаимодействия внутригосударственного права и права ЕАЭС в сфере охраны окружающей среды // Влияние межгосударственных интеграционных процессов на развитие аграрного, экологического, природоресурсного, энергетического права: тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 26— 27 апреля 2018 г. / редкол.: Т. И. Макарова (отв. ред.) [и др.]. Минск, 2018. С. 45.
20 См. Закон РБ от 5 мая 1998 г. № 140-З «Об основах транспортной деятельности».
21 См. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
С нашей точки зрения, сохранение качества окружающей среды и повышение качества жизни граждан при осуществлении интенсивных транспортных процессов возможно обеспечить, уделив особое внимание и предприняв определенные меры к внедрению правовых средств, обеспечивающих четкое выполнение требований экологической безопасности.
Государства — члены ЕАЭС придают особое значение развитию транспортного потенциала, реализации совместных проектов в рамках сопряжения процесса развития ЕАЭС с международными инициативами, созданию евразийских транспортных коридоров. Согласно Договору о ЕАЭС скоординированная (согласованная) транспортная политика в Союзе направлена на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности (п. 1 ст. 86), реализация которых, на наш взгляд, возможна на основе гармонизации правового регулирования и выработки общих подходов, одобренных в рамках Союза. Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека закреплено в качестве одной из задач транспортной политики ЕАЭС, однако до настоящего времени не выработан единообразный подход государств — членов ЕАЭС к решению достаточно глобальной проблемы, связанной с правовым обеспечением экологической безопасности при функционировании транспортных систем государств-членов. В Протоколе о скоординированной (согласованной) транспортной политике (приложение № 24 к Договору о ЕАЭС), где закреплены аспекты развития автомобильного, воздушного, водного и железнодорожного транспорта, и который разработан, как в нем заявлено, в целях осуществления скоординированной (согласованной) транспортной политики, положений, направленных на снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду, не имеется ни в числе согласованных мер, ни в числе принципов и целей регулирования для развития принципа экологичности и реализации задачи по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека, установленных в Договоре о ЕАЭС. В то же время в Европейском Союзе определены значительные меры охраны окружающей среды при проведении транспортной политики, принимаемые на уровне законодательных актов многими государствами (Австрия, Германия, Норвегия, Франция и др.), что обусловлено приоритетностью эффективных и результативных мер экологической безопасности (сокращение выбросов парниковых газов, снижение количества автомобилей с двигателями внутреннего сгорания) при эксплуатации транспорта и подтверждается принятой Директивой 2009/33/ ЕС Европейского парламента и Совета от 23 апреля 2009 г. о продвижении экологиче-
ски чистых и энергоэффективных автотранспортных средств и иными актами22.
Так, еще до образования ЕАЭС в 2004 г. по результатам межпарламентских слушаний были приняты рекомендации в отношении интеграционных процессов, которыми парламентам и правительствам государств — членов ЕврАзЭС было рекомендовано в сфере технического регулирования перейти от «косметического ремонта» к радикальной перестройке системы с целью существенного снижения издержек, связанных с подтверждением соответствия обязательным требованиям качества товаров и услуг; при формировании нормативной правовой базы, а также при принятии технических регламентов руководствоваться принципом придания техническим регламентам законодательного статуса23. Полагаем, качество разрабатываемых актов ЕАЭС и эффективность процессов их реализации зависит как от степени гармонизации национальных правовых систем государств — членов ЕАЭС, так и от концептуальных подходов, заложенных в актах технического регулирования.
Отметим, что в 2020 г. Республика Беларусь председательствовала в ЕАЭС и приняла на себя обязательства в области технического регулирования в качестве ведущего государства. Активную работу в данной сфере проводит Департамент технического регулирования и аккредитации, который осуществляет деятельность по разработке проектов технических регламентов ЕАЭС. Принципы и цели их разработки закреплены в разд. Х «Техническое регулирование» Договора о ЕАЭС. Исследуя их место в системе законодательства о техническом регулировании, В. Ю. Лукьянова приходит к выводу, что сфера технического регулирования необоснованно расширяется за счет включения в нее вопросов охраны окружающей среды24. Действительно, такое положение дел может привести к установлению правовых коллизий между правовыми нормами и возможному дублированию положений в ряде нормативных правовых и технических актов, однако такие цели предусмотрены Договором о ЕАЭС: защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества; охраны окружающей
22 Directive 2009/33/EC of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009 on the promotion of clean and energy-efficient road transport vehicles (Text with EEA relevance).
23 Рекомендации межпарламентских слушаний «Правовые аспекты интеграционных процессов государств — членов ЕврАзЭС при вступлении во Всемирную торговую организацию» // Правовые аспекты интеграционных процессов государств — членов ЕврАзЭС при вступлении во Всемирную торговую организацию: матер. межпарламентских слушаний, 3 декабря 2004 г. СПб., 2005. С. 126.
24 См.: Лукьянова В. Ю. Технический регламент в системе российского законодательства: монография. 2-е изд. М., 2017. С. 173.
среды, жизни и (или) здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения (п. 1 ст. 52 Договора о ЕАЭС).
Согласно ст. 51 Договора о ЕАЭС и Протоколу о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (прило -жение № 9 к Договору о ЕАЭС) объектом технического регулирования является продукция, требования к которой устанавливаются для обеспечения ее безопасности на всем этапе жизненного цикла. Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 (в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 102) утвержден Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. К такой продукции отнесены машины и оборудование, колесные транспортные средства, тракторы, сельскохозяйственная техника, машины для лесного хозяйства, шины, подвижной состав железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростной, подвижной состав метрополитена, легкий рельсовый транспорт, трамваи, объекты морского транспорта, объекты внутреннего водного транспорта, маломерные суда, здания и сооружения, строительные материалы и изделия, инфраструктура железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного, ифраструктура метрополитена, автомобильные дороги, инфраструктура железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного, инфраструктура метрополитена, автомобильные дороги. По состоянию на 1 июня 2020 г. насчитывается восемь действующих технических регламентов в отношении объектов транспортной деятельности, цель которых — обеспечение защиты жизни и здоровья человека: регламенты в отношении автомобильного транспорта и транспортных коммуникаций (безопасность колесных транспортных средств (ТР/ТС 018/2011) и автомобильных дорог (ТР/ТС 014/2011)), железнодорожного транспорта (безопасность железнодорожного транспорта (ТР/ ТС 001/2011), высокоскоростного железнодорожного транспорта (ТР/ТС 002/2011), инфраструктуры железнодорожного транспорта (ТР/ТС 003/2011)), водного транспорта (безопасность маломерных судов (ТР/ТС 026/2012)), различных видов транспортных средств (безопасность машин и оборудования (ТР/ ТС 010/2011)), энергетических ресурсов, используемых при эксплуатации транспортных средств (требования к выпускаемому топливу (ТР/ТС 013/2011)).
Таким образом, практически все виды транспорта подпадают под техническое регулирование, однако не все технические регламенты предусматривают необходимость охраны окружающей среды. Вместе с тем посредством в том числе осуществления мер по охране окружающей среды (организационно-правовых, экономических и иных) поддерживается со-
стояние ее защищенности, а также охрана природных компонентов, гарантируется гражданам реализация прав на жизнь и здоровье, т. е. обеспечивается экологическая безопасность. Кроме того, анализ действующих регламентов (в отношении колесных транспортных средств, маломерных судов, машин и оборудования и др.) говорит о том, что если и предусматривается в них цель охраны окружающей среды, то целесообразно уточнение способов достижения данной цели и средств их реализации. Цель принятия самого технического регламента — установить императивные требования к объектам транспортной деятельности и процессам осуществления такой деятельности в целях безопасности, недопущения возникновения риска причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека.
Теоретико-правовые аспекты совершенствования технического регулирования, связанные с обеспечением экологической безопасности транспортной деятельности. И. А. Игнатьева отмечает, что технические нормативные акты позволяют оценить качество окружающей среды, природных объектов и ресурсов, определить возможности и уровни допустимого воздействия на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности и акцентирует внимание на узкий формат технического регулирования в области охраны окружающей среды25. Д. И. Шакирова обращает внимание на «недостаточное урегулирование вопроса включения в технические регламенты экологических требований к продукции законодательством об охране окружающей среды, а также законодательством о техническом регулировании»26 и полагает, что в отношении технических регламентов может применяться метод экологизации, свойственный экологическому праву. Соглашаясь с вышеприведенными позициями, отметим, что техническое регулирование и безопасность связаны между собой, при этом в технических регламентах, касающихся транспортной деятельности, необоснованно отсутствует указание на обеспечение экологической безопасности, при этом цель защиты животных и растений закреплена. Для того чтобы объекты транспортной деятельности были произведены в соответствии с техническими регламентами и не причинили вред окружающей среде, полагаем, следует закрепить в качестве цели технических регламентов обеспечение экологической безопасности, направленность которой заключается не только
25 См.: Игнатьева И. А. Техническое регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования: возможности, проблемы, перспективы // Правовое регулирование использования природных ресурсов: комплексный подход: тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 11 апреля 2014 г.) / сост.: С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская, А. П. Ушакова. М., 2014. С. 29—35.
26 Шакирова Д. И. Указ. соч.
в обеспечении защищенности окружающей среды, но и в реализации прав граждан на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду в условиях возможного неблагоприятного воздействия транспорта на окружающую среду в процессе его эксплуатации. Четкая взаимосвязь вышеназванных направлений доказывает потребность в закреплении данной цели. Доктрину экологического права целесообразно наполнить научной позицией о том, что техническое регулирование безопасности объектов транспортной деятельности включает совокупность критериев эко -логической безопасности, при которых такие объекты считаются безопасными для окружающей среды. По нашему убеждению, данные критерии могут быть основой комплексного правового обеспечения экологической безопасности при использовании транспортных средств с обязательным учетом техническо -го регулирования.
Исследуя новации правового регулирования в государствах — членах ЕАЭС, В. Ю. Лукьянова видит проблему «иерархии целей и видов деятельности, составляющими которой являются, во-первых, соотношение, соподчинение целей в цепи конкретной деятельности, во-вторых, проблема конфликта целей деятельности различных индивидов, социальных групп, корпораций и государственных ор-ганов»27, иллюстрируя это на примере регламента, посвященного вопросам обеспечения безопасности питьевой воды для населения. Автор верно отметила: специфика объекта технического регулирования позволяет сделать вывод, что одна из целей, ради которых он разрабатывается, скорее всего превалирует, и вместе с тем особое значение должно уделяться обеспечению национальной безопасности. На наш взгляд, не будет достигнута цель безопасности населения, обеспечения фундаментальных прав граждан, если акцентировать основное внимание только на безопасность самих транспортных средств. В связи с этим технический регламент должен охватывать основные цели регулирования комплексно. Это касается технических регламентов «О безопасности колесных транспортных средств», «О безопасности машин и оборудования», «О безопасности маломерных судов», «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» и др.
Содержательно в технических регламентах должны быть указаны требования экологической безопасности, а также субъекты, в отношении которых они предусмотрены. В частности, технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» содержит понятия «вредные вещества»,
27 Лукьянова В. Ю., Павлушкин А. В. Новые юридические технологии в государствах — участниках Евразийского эко -номического союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 5. С. 49—64.
«выбросы», «уровень выбросов», «экологический класс», приложение № 10 к данному регламенту закрепляет уровень выбросов к определенным видам двигателей транспортных средств в зависимости от экологического класса. Однако в целом документ не устанавливает требования, направленные на снижение выбросов вредных веществ колесными транспортными средствами в атмосферный воздух. Полагаем, что в таком случае невозможно достижение поставленной цели данного технического регламента — защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды. Как справедливо отмечает Т. В. Петрова, задачи обеспечения экологической безопасности в отличие от охраны окружающей среды «сводятся к сохранению такого состояния природной среды, при котором не нарушаются жизненно важные интересы человека, проживающего в этой среде»28, и, соответственно, обеспечиваются его права на жизнь и здоровье. Безусловно, требования экологической безопасности следует системно конкретизировать в технических регламентах ЕАЭС и унифицировать в зависимости от уровней негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, необходимы как требования к самим транспортным средствам, которые будут направлены на снижение их воздействия на окружающую среду, так и к процессам эксплуатации транспорта и его утилизации, что особенно актуально в свете проблемы, связанной с утилизацией и переработкой аккумуляторных батарей электротранспорта, которая может стать важной в перспективе при широком использовании таких транспортных средств по примеру европейских государств и в свете принятого 16 марта 2020 г. решения Совета Евразийской экономической комиссии ЕАЭС об обнулении ставки ввозной таможенной пошлины на электротранспорт29. Отметим, что, учитывая данное решение в рамках ЕАЭС, целесообразно направить усилия государств-членов для разработки единой экологической политики и в данном контексте — разработке совместных мер экологической безопасности в связи с эксплуатацией транспортных средств с учетом новых технологий.
В системе законодательства, регулирующего обеспечение экологической безопасности в сфере транспортной деятельности, отдельное место следует отвести техническим регламентам ЕАЭС в силу того, что требования регламентов, касающихся безопасности транспортной деятельности, взаимосвязаны с состоянием защищенности окружающей среды, так как транспорт оказывает влияние на атмосферу, земельные, водные ресурсы, раститель-
28 Петрова Т. В. Указ. соч. С. 77—81.
29 См.: В ЕАЭС обнулят пошлины на электромобили. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/16-03-2020-4.aspx (дата обращения: 16.03.2020).
ный и животный мир. Как отмечается в юридической литературе, «техническое правило, облеченное в правовую форму, не теряя своего технического характера, приобретает качественные признаки правовой нормы, становится технико-юридической нормой, обращенной к воле и разуму человека, способной регулировать его поведение»30. Учитывая, что «понятие "технические требования" выражает лишь объективные свойства веществ и природных процессов, с которыми сталкивается человек в производственной деятельности»31, технические регламенты (или «регламентация технического поведения», что, безусловно, не употребимо, но означает ту же сущность) призваны обеспечивать соответствие объектов транспортной деятельности требованиям безопасности, и значит, охватывать технико-юридический подход.
Н. В. Ковалева выделяет ряд функций технико-юридических норм, отмечает их социальную значи-мость32, что позволяет принять данные позиции за основу для анализа технических нормативных правовых актов, касающихся эколого-правовой сферы, обеспечения безопасности человека при использовании продукции транспортной отрасли. Исследуя роль технических регламентов в отношении экологической безопасности, отметим, что нормы таких регламентов непосредственно должны базироваться на критериях безопасности транспорта, отвечающих требованиям состояния защищенности окружающей среды, природных компонентов. Из этого следует, что технические требования к процессу производства продукции в сфере транспортной отрасли должны быть реально выполнимыми, системными, обеспечительными и преследовать прогностическую функцию, суть которой в данном случае — не допустить причинение вреда окружающей среде. За невыполнение требований регламентов предусматривается применение мер юридической ответственности (в зависимости от причиненного ущерба либо при отсутствии вредных последствий, но за отступление от правил), в частности речь идет об административной ответственности, что подробно рассмотрено в научной литературе33.
30 Лукьянова В. Ю. К вопросу о юридической природе технического регламента // Журнал российского права. 2007. № 5. С. 16.
31 Иванова В. Н. Технико-юридические нормы в системе правового воздействия на научно-технический прогресс // Правоведение. 1983. № 2. С. 10—17.
32 См.: КовалеваН. В. Природа и функции технико-юридических норм // Государство и право. 2016. № 11. С. 11.
33 См.: Калмыкова А. В. Административная ответственность в сфере технического регулирования в государствах — членах Евразийского экономического союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правововедения. 2019. № 4. С. 76—91.
Институциональные основы в сфере технического регулирования в системе правового обеспе -чения экологической безопасности транспортной деятельности. В отношении производства безопасной продукции предусмотрено осуществление государственного контроля за соблюдением требований, гарантирующих безопасность во всех охватываемых регулированием сферах деятельности. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2015 г. № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов» установлена система органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в сфере потребительского рынка, которая включает Государственный комитет по стандартизации, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство по чрезвычайным ситуациям, а также входящие в их состав (систему) контролирующие (надзорные) органы, наделенные соответствующими полномочиями. При этом, на наш взгляд, важно отметить, что ни в научных изысканиях, ни в законодательстве среди полномочий органов государственного управления не усматривается закрепление функции контроля за обеспечением экологической безопасности. Однако такая функция в данной сфере безопасности чрезвычайно важна, поскольку от обеспечения состояния защищенности окружающей среды зависит и выполнение санитарно-гигиенических нормативов, обеспечение прав человека. Кроме того, реализация функций в сфере экологической безопасности не только природоохранными органами, но также иными, сопряженными с данной сферой ведомствами (полагаем, эффективность применения средств экологической безопасности при использовании транспорта может быть обеспечена при возложении функции контроля на Министерство транспорта и коммуникаций), может способствовать разработке и эксплуатации безопасной продукции — транспортных средств высокого экологического класса, а также экологизации процессов транспортировки, снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду и в то же время достижению целей устойчивого развития.
В Беларуси действует Указ Президента РБ от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», а позднее, 16 октября 2017 г., принят Указ Президента РБ № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», основной целью издания которого является снижение вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования. И. С. Шахрай утверждает, что существенной чертой экологического контроля является взаи-
мосвязь с иными организационно-правовыми, экономическими, идеологическими мерами в области охраны окружающей среды, что, безусловно, является обоснованным подходом34.
Верной представляется позиция, согласно которой ученые считают системность принципом, который необходимо учитывать при разработке и принятии технических регламентов35. С нашей точки зрения, принимая технические регламенты о безопасности транспортных средств, следует максимально охватывать все сферы, на которые воздействует транспорт, включая охрану окружающей среды. Кроме того, разработка технических регламентов должна базироваться на направлениях гармонизации законодательства стран — участниц ЕАЭС в области обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности в целях достижения согласованной транспортной и экологической политики36. Ведущими белорусскими учеными в области экологического и аграрного права отмечается, что предпосылками для гармонизации экологического законодательства является национальное законодательство государств — членов ЕАЭС, соответствующее международным природоохранным договорам этих государств37. На наш взгляд, одним из факторов, препятствующих гармонизации средств, инструментов экологической безопасности в транспортной сфере, является недостаточная институционализация экологической политики государства. Эффективным представляется включение в состав центрального аппарата Министерства транспорта и коммуникаций управления в области обеспечения экологической безопасности, что, однако, является предметом отдельного исследования в отношении выполнения конкретных функций вышеуказанного подразделения и регулирования в рассматриваемой сфере.
Кроме того, нельзя оставить без внимания одну из важнейших особенностей экологического права, на которой акцентирует внимание Т. Я. Хабриева: «...несмотря на процессы экологизации законодательства,
34 См.: Шахрай И. Некоторые проблемы правового регулирования экологического контроля // Юстиция Беларуси. 2017. № 3. С. 43—47.
35 См.: Терещенко Л. К., Тихомиров Ю. А., Хабриева Т. Я. Концепция правового обеспечения технического регулирования // Журнал российского права. 2006. № 9. С. 7.
36 См.:Хотько О. А. Гармонизация законодательства государств — членов Евразийского экономического союза в системе правового обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности // Право.Ьу. 2019. № 2. С. 40—46.
37 См.: Макарова Т. И., Кузьмич И. П. Правовые проблемы
формирования институциональной среды аграрной и эколо-
гической сфер в условиях формирования единого экономического пространства ЕАЭС // Проблемы гражданского права и процесса: сб. науч. статей. Вып. 4 / ред. И. Э. Мартынен-
ко. Гродно, 2019. С. 388—398.
не происходит перенастройки системы права под цели и задачи экологического права»38, и называет ряд тому причин. Мы поддерживаем данный обоснованный подход, заключающийся в том, что выход из ситуации возможен в изменении ценностей и культурных кодов, поэтому, полагаем, наряду с нормами, которые должны быть сформированы как пронизывающие положения в сфере эксплуатации транспорта, необходима и трансформация культурных ценностных установок на основе научных подходов к правосознанию39. В данном контексте вспомним, как верно утверждает С. А. Боголюбов, что «конечной задачей правотворчества и функционирования любого иного элемента правового механизма воздействия на социально-экономические процессы служит наведение справедливого правопорядка, в данном случае — экологического правопорядка, повсеместное и всеобщее обеспечение соблюдения законности»40.
Техническое регулирование должно включать регламентацию конкретных действий субъектов при использовании транспорта, направленных на обеспечение экологической безопасности. Это объясняется и сущностью технического регламента, и его основным назначением — обеспечить безопасность. Из этого, в свою очередь, вытекает необходимость обеспечить соблюдение требований различными способами — принуждением (в рамках институционального обеспечения каждого государства — члена ЕАЭС) и (или) правовыми средствами, закрепленными в самих регламентах, что повысит возможность обеспечения экологической безопасности. Нами предлагается классифицировать такие правовые средства на виды в зависимости: а) от установления законодателем — средства-предписания обязывающего характера и средства-стимулы рекомендательного характера; б) возможности (невозможности) профилактики негативного воздействия на окружающую среду — предупредительные и запретительные; в) момента применения правовых средств — до эксплуатации транспортных средств; при эксплуатации транспортных средств; при утилизации транспортных средств; при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов транспортного обслуживания (транспортных коммуникаций). Теоретико-методологический подход к выделению данных трех групп правовых средств с позиции экологического законодательства позволит сформировать институциональные основы в области контроля за вы-
38 Хабриева Т. Я. Циклические нормативные массивы в праве // Журнал российского права. 2019. № 12. С. 12.
39 См.: Жуков В. Н. Правосознание: философский анализ // Государство и право. 2019. № 11. С. 78—85; Тихомиров Ю. А. Правовое сознание в условиях социальной динамики // Государство и право. 2020. № 3. С. 37—47.
40 Боголюбов С. А. Право и единая экологическая политика // Журнал российского права. 2011. № 3. С. 8.
полнением технических регламентов и определить реальные гарантии реализации эффективного механизма экологической безопасности транспортной деятельности на всех ее стадиях.
Концептуальные направления модернизации технического регулирования в области транспор -та, способствующие обеспечению экологической безопасности. Техническое регулирование в области экологической безопасности транспортной деятельности на данный момент концептуально не занимает особую нишу в обеспечении защищенности окружающей среды, что не соответствует системному обеспечению экологической безопасности и национальной безопасности государств. Такое регулирование представляет собой установленные требования экологической безопасности в специальных технических регламентах в отношении деятельности транспорта, при выполнении которых такие объекты считаются безопасными для окружающей среды. Объектом регулирования выступают транспортные средства, процессы производства, которые применяются при осуществлении транспортной деятельности (в частности, производстве транспорта), при планировании такой деятельности, а также процессы перевозки и утилизации объектов транспортной деятельности.
Анализ технических регламентов позволил установить, что их правовая природа заключается в установлении требований к объектам транспорта, закреплении прав и обязанностей субъектов транспортной деятельности, и на этом основании мы приходим к выводу, что цели технических регламентов в рамках ЕАЭС в отношении безопасности транспорта целесообразно уточнить, указав в качестве цели не только защиту жизни и (или) здоровья граждан, имущества, но и «обеспечение экологической безопасности» при производстве и использовании транспорта и (или) транспортных коммуникаций (в зависимости от предмета регулирования), что обусловливается их потенциальным и реальным вредным воздействием на окружающую среду и рисками причинения вреда окружающей среде при осуществлении транспортной деятельности.
Подготовка и действие технических регламентов должны основываться на принципах и направлениях правовой гармонизации актов государств в рамках ЕАЭС в условиях международной интеграции с учетом общих черт данных стран41, а также в обязательном порядке на базе законодательства стран — участниц ЕАЭС в области экологической безопасности транспортной деятельности. Кроме того, необходим согласованный учет положений Договора о
41 См.: Хабриева Т. Я. Гармонизация правовой системы Российской Федерации в условиях международной интеграции: вызовы современности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 1. С. 4—15.
ЕАЭС и национальных актов государств — членов ЕАЭС, т. е. системный подход в контексте устойчивого развития всех стран-участниц. Системообразующая функция технического регулирования в данной сфере должна быть обеспечена и при формулировании требований экологической безопасности.
Учитывая стремительное развитие технического регулирования в рамках ЕАЭС и проанализировав ряд принятых технических регламентов в сфере транспорта, отметим, что техническое регулирование в области транспортной деятельности в свете обеспечения экологической безопасности должно основываться на следующих принципах: а) научной обоснованности теоретико-правовых подходов к снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду; б) эффективности средств обеспечения экологической безопасности при использовании всех видов транспорта и осуществлении отдельных транспортных процессов, что обусловливается их потенциальным и реальным вредным воздействием на окружающую среду и рисками транспортной деятельности; в) обеспечения минимизации негативного воздействия транспорта на окружающую среду с учетом стимулирующих способов воздействия на субъектов транспортной деятельности, применения наилучших доступных технических методов в транспортной отрасли; г) необходимости рационального использования природных ресурсов и охраны природных компонентов при осуществлении транспортной деятельности; д) полного запрета эксплуатации определенных видов транспорта с заменой на другой (в необходимых случаях) ввиду негативных последствий для окружающей среды на территории ЕАЭС и природных компонентов, жизни и здоровья граждан стран — участниц ЕАЭС.
Концептуальное совершенствование разработки технических регламентов, касающихся безопасности транспорта, на территории евразийского правового пространства должно включать следующие подходы: установление в технических регламентах, закрепляющих требования к транспортным средствам и осуществлению транспортных процессов, цели экологической безопасности в силу более полного охвата поддержания состояния защищенности окружаю -щей среды, и на этой основе защиты жизни и здоровья человека при чрезвычайных ситуациях техногенного характера в контексте гарантирования его права на благоприятную окружающую среду;
включение в технические регламенты в сфере транспорта и транспортных коммуникаций эколо-го-правовых требований в соответствии с критериями экологической безопасности транспортной деятельности исходя из общей характеристики экологических требований, закрепленных в нормативных правовых актах, по отношению к различным видам транспорта (экологизация транспортной отрасли, ис-
пользование наилучших доступных технических методов, конструктивная надежность транспорта и др.);
учет концептуальных направлений обеспечения экологической безопасности при осуществлении транспортной деятельности (недопущение причинения вреда окружающей среде и природным компонентам; усиление ответственности производителей транспортной продукции и др.);
учет мер институционального характера, направленных на снижение негативного воздействия транспорта, включая координацию действий органов Союза и национальных органов в целях реализации технических регламентов и контроля за выполнением предусмотренных в них положений.
Проиллюстрируем вышесказанное на примере технического регламента «Безопасность автомобильных дорог». Во-первых, в отношении целей принятия регламента подход должен быть следующим: цель охраны окружающей среды следует дополнить обеспечением экологической безопасности, таким образом будет включена и охрана природных компонентов, а также защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение состояния защищенности окружающей среды, прав и интересов граждан. Во-вторых, целесообразно совершенствовать термины и определения, закрепленные в ст. 2 анализируемого регламента, в направлении их экологизации («полоса отвода автомобильной дороги», «придорожная полоса автомобильной дороги» и др.), поскольку земельные участки независимо от их предназначения подлежат охране от негативного воздействия транспортных средств и их эксплуатации, что не предусмотрено в представленных терминах. В-третьих, в п. 11.2 вышеназванного регламента устанавливается, что при проектировании автомобильных дорог необходимо обеспечивать соблюдение установленных законодательством экологических требований к объектам транспортной инфраструктуры, однако в данном регламенте отдельно такие требования не установлены, не выработано и единых требований в рамках ЕАЭС, что видится очевидным пробелом в регулировании в рамках технического регламента. В-четвертых, поскольку п. 11.23 данного акта предусматривает, что при проектировании новых и реконструкции существующих мостов следует обеспечивать охрану окружающей среды и поддержание ее экологического равновесия, отметим, что в эколого-правовой доктрине не раскрывается понимание термина «экологическое равновесие», поэтому следует оперировать устоявшейся терминологией в праве либо обосновать необходимость введения данного понятия. Безусловно, законодательство об автомобильных дорогах и дорожной деятельности государств — членов ЕАЭС должно быть экологизированным, поскольку наряду с международными договорами оно является правовой основой технического регулирования в области безопас-
ности автомобильных дорог при их проектировании, капитальном ремонте, эксплуатации (п. 3 ст. 1 вышеуказанного технического регламента). Кроме того, наличие проблем, касающихся воздействия объектов транспортной деятельности на окружающую среду, признается законодателем, что подтверждается предложением о закреплении в ст. 17 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 313-3 «О дорожном движении» принципа обеспечения экологической безопасности в качестве принципа организации дорожного движения42, при этом необходим ряд системных направлений реализации данного принципа, что следует отразить в нормативных правовых актах, связанных с транспортной деятельностью, в том числе технического характера, и на этой основе придать реально действующий характер выполнению задачи по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека, указанной в п. 2 ст. 86 Договора о ЕАЭС. Кроме того, как представляется, требования, направленные на обеспечение экологической безопасности, следует выделять в отдельную статью или раздел технического регламента. Так, требования к экологической безопасности предусмотрены в разд. 4 приложения 4 в техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств» с закреплением мер ответственности в случае их невыполнения.
Эколого-правовая наука продолжает охватывать глубиной познания процессы развития современных угроз безопасности окружающей среды, расширяя исследования, используя знания и концепции в совокупности правовых, естественных и технических наук и осуществляя модернизацию научных подходов. С этих позиций возможно развитие нового научного направления в правовой науке — «экологически безопасное (устойчивое) развитие транспортных технологий», охватывающее совокупность правовых положений, касающихся безопасных условий осуществления транспортной деятельности для окружающей среды посредством поддержания состояния ее защищенности, а также обеспечения и защиты прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соблюдения требований экологической безопасности.
В заключение отметим значение и необходимость технического регулирования в рамках правового обеспечения экологической безопасности при эксплуатации объектов транспортной деятельности. В настоящее время роль технических регламентов в достижении цели защиты жизни и здоровья однозначно и четко не прослеживается (регулирование в данной сфере фрагментарно и не де-
42 Проект закона РБ об изменении Закона РБ от 5 января 2008 г. № 313-3 «О дорожном движении». URL: http://pravo. by/document/?guid=3941&p0=2018044001 (дата обращения: 12.04.2020).
тализировано), что необходимо аргументировать наличием концептуальных доктринальных проблем: отсутствием научной позиции в отношении критериев экологической безопасности при эксплуатации объектов транспортной деятельности (проблема теоретического характера), отсутствием требований экологизированного характера к субъектам, осуществляющим транспортную деятельность (проблема теоретико-методологического характера), что не способствует достижению заявленных целей принятия технических регламентов. Особую значимость представляет проблема прикладного характера, включающая необходимость сосредоточения усилий в отношении гармонизации экологического законодательства стран — участниц ЕАЭС и разработки документов эколого-правового характера органами ЕАЭС, способствующих сближению законодательства государств Союза для решения глобальной проблемы снижения загрязнения окружающей среды в результате транспортной деятельности в условиях формирования единого транспортного пространства.
Для решения указанных проблем комплексным образом следует: а) сформулировать научные понятия «экологическая безопасность транспортной деятельности», «угрозы экологической безопасности при осуществлении транспортной деятельности», «состояние защищенности окружающей среды», «обеспечение
экологической безопасности при транспортной деятельности» и закрепить их в законодательстве в целях дальнейшего системного совершенствования требований, касающихся обеспечения экологической безопасности в данной области; б) отразить в научной доктрине критерии экологической безопасности и регламентировать должное поведение субъектов по отношению к видам транспортной деятельности, на основе которых возможна конкретизация требований экологической безопасности в технических регламентах; в) закрепить раздел о требованиях экологической безопасности при осуществлении транспортной деятельности как необходимое звено в технических регламентах ЕАЭС, содержащих положения о безопасности транспорта. Данные меры позволят модернизировать подходы к разработке технических регламентов в рамках ЕАЭС и главное — активизировать обеспечение реализации политики в области охраны окружающей среды безопасности жизни и здоровья граждан с учетом использования различных видов транспорта, негативным образом влияющих на окружающую среду (колесные транспортные средства, высокоскоростной железнодорожный транспорт и др.), в том числе повысить экологическое правосознание граждан государств — членов ЕАЭС и в целом в перспективе на основе научного обоснования приступить к разработке концептуальных документов стратегического планирования в эколого-правовой сфере.
Список литературы
Абанина Е. Н. Правовое обеспечение экологической безопасности на территории государств — участников СНГ: сравнительно-правовой анализ // Дискуссионные проблемы теории экологического права: кол. монография / под общ. ред. А. П. Ани-симова. М., 2020.
Абанина Е. Н. Система принципов правового обеспечения экологической безопасности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 4.
Балашенко С. А., Макарова Т. И., Хотько О. А. Актуальные вопросы исследований и приоритетные направления белорусской научной школы в области экологического, природоресурсного и аграрного права // Право.Ьу. 2016. № 4.
Боголюбов С. А. Право и единая экологическая политика // Журнал российского права. 2011. № 3.
В ЕАЭС обнулят пошлины на электромобили. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/16-03-2020-4. aspx (дата обращения: 16.03.2020).
Василевич Г. А. Цифровизация в праве как фактор повышения эффективности нормотворчества и правоприменения // Юридическая наука и практика: наследие, состояние и перспективы развития: сб. науч. статей: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: С. Е. Че-буранова (гл. ред.) [и др.]. Гродно, 2018.
Гашникова Т. В. Технические нормативные правовые акты как источники экологического нормирования // Право.Ьу. 2019. № 4.
Жуков В. Н. Правосознание: философский анализ // Государство и право. 2019. № 11.
Иванова В. Н. Технико-юридические нормы в системе правового воздействия на научно-технический прогресс // Правоведение. 1983. № 2.
Игнатьева И. А. Технические регламенты с требованиями в области охраны окружающей среды: возможности, проблемы, перспективы // Бизнес, менеджмент и право. 2014. № 1.
Игнатьева И. А. Техническое регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования: возможности, проблемы, перспективы // Правовое регулирование использования природных ресурсов: комплексный подход: тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 11 апреля 2014 г.) / сост.: С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская, А. П. Ушакова. М., 2014.
Калмыкова А. В. Административная ответственность в сфере технического регулирования в государствах — членах Евразийского экономического союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правововедения. 2019. № 4.
Калмыкова А. В. Сравнительный анализ систем технического регулирования России и стран СНГ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. № 4 (23).
Калмыкова А. В. Техническое регулирование в современных условиях: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019.
Карпович Н. А. Конституционные основы взаимодействия внутригосударственного права и права ЕАЭС в сфере охраны окружающей среды // Влияние межгосударственных интеграционных процессов на развитие аграрного, экологического, природоресурсного, энергетического права: тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 26—27 апреля 2018 г. / редкол.: Т. И. Макарова (отв. ред.) [и др.]. Минск, 2018.
Кичигин Н. В. Научная школа экологического права // Журнал российского права. 2015. № 9.
Ковалева Н. В. Природа и функции технико-юридических норм // Государство и право. 2016. № 11.
Ковалева Н. В. Эффективное техническое регулирование как гарантия прав личности в Российской империи XIX — начала XX века // Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей / отв. ред. А. В. Габов, Н. В. Пу-тило. М., 2015.
Лукьянова В. Ю. К вопросу о юридической природе технического регламента // Журнал российского права. 2007. № 5.
Лукьянова В. Ю. Технический регламент в системе российского законодательства: монография. 2-е изд. М., 2017.
Лукьянова В. Ю., Павлушкин А. В. Новые юридические технологии в государствах — участниках Евразийского экономического союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 5.
Макарова Т. И. Право окружающей среды Евразийского экономического союза: проблемы формирования // Влияние межгосударственных интеграционных процессов на развитие аграрного, экологического, природоресурсного, энергетического права: тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 26—27 апреля 2018 г. / Т. И. Макарова (отв. ред.) [и др.]. Минск, 2018.
Макарова Т. И. Проблемы правового обеспечения экологической безопасности в контексте интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации // Правовое обеспечение экологической безопасности в сфере природопользования и энергетики: сб. статей участников междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Году экологии в Российской Федерации, Казань, 8—9 декабря 2017 г. Казань, 2018.
Макарова Т. И., Кузьмич И. П. Правовые проблемы формирования институциональной среды аграрной и экологической сфер в условиях формирования единого экономического пространства ЕАЭС // Проблемы гражданского права и процесса: сб. науч. статей. Вып. 4 / ред. И. Э. Мартыненко. Гродно, 2019.
Петрова Т. В. Техническое регулирование как часть системы правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды // Экологическое право. 2005. № 1.
Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития / отв. ред. Н. Г. Жаворонкова. М., 2014.
Сильченко Н. В. Техническое регулирование общественных отношений и проблемы теории права // Право.Ьу. 2019. № 6.
Синюков В. Н. Теория права С. С. Алексеева и ее роль в развитии отечественной юридической доктрины // Журнал российского права. 2020. № 2.
Современные проблемы теории экологического права: монография / под. общ. ред. А. П. Анисимова. М., 2019.
Терещенко Л. К., Тихомиров Ю. А., Хабриева Т. Я. Концепция правового обеспечения технического регулирования // Журнал российского права. 2006. № 9.
Тихомиров Ю. А. Правовое сознание в условиях социальной динамики // Государство и право. 2020. № 3
Хабриева Т. Я. Гармонизация правовой системы Российской Федерации в условиях международной интеграции: вызовы современности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 1.
Хабриева Т. Я. Циклические нормативные массивы в праве // Журнал российского права. 2019. № 12.
Хлуденева Н. И. Правовые пределы имущественной ответственности за вред окружающей среде // Журнал российского права. 2019. № 3.
Хотько О. А. Гармонизация законодательства государств — членов Евразийского экономического союза в системе правового обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности // Право.Ьу. 2019. № 2.
Хотько О. А. К вопросу о повышении экологической культуры, экологического образования и просвещения: новые современные взгляды в правовой науке // Право и образование. 2020. № 5.
Хотько О. А. Методы исследования экологической безопасности транспортной деятельности // Государство и право. 2019. № 11.
Хотько О. А., Михнюк А. И. Проблемы правового обеспечения защиты прав граждан в сфере экологической и продовольственной безопасности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 2.
Шакирова Д. И. Правовая охрана окружающей среды посредством технических регламентов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018.
Шахрай И. Некоторые проблемы правового регулирования экологического контроля // Юстиция Беларуси. 2017. № 3.
Экологическое право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова. М., 2011.
References
Abanina E. N. Legal support of environmental safety in the territory of the CIS member states: Comparative-legal analysis. Discussion problems of the theory of environmental law. Ed. by A. P. Anisimov. Moscow, 2020. 544 p. (In Russ.)
Abanina E. N. System of princeples of environmental safety legal support. Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii, 2019, no. 4, pp. 259—264. (In Russ.)
Balashenko S. A., Makarova T. I., Khotko O. A. Topical issues of research and the directions of the Belarusian school of sciences in the field of environmental, natural-resource and agrarian right. Pravo.by, 2016, no. 4, pp. 77—83. (In Russ.)
Bogolyubov S. A. Law and Integrated State Environmental Policy. Journal of Russian Law, 2011, no. 3, pp. 5—8. (In Russ.)
Environmental law: textbook. Ed. by S. A. Bogolyubov. Moscow, 2011.
Gashnikova T. V. Technical normative legal acts as sources of environmental standarts. Pravo.by, 2019, no. 4, pp. 51—56. (In Russ.)
Ignatieva I. A. Technical regulation in the field of environmental protection and environmental management: opportunities, problems, prospects. Legal regulation of the use of natural resources: Integrated approach: Thezis of reports of the International scientific and practical conference. Moscow, April 11, 2014. Ed. by S. A. Bogolyubov, E. A. Galinovskaya, A. P. Ushakova. Moscow, 2014. Pp. 29— 53. (In Russ.)
Ignatieva I. A. Technical regulations with requirements in the sphere of environmental protection: possibilites, problems, prospects. Biznes, menedzhment i pravo, 2014, no. 1, pp. 30—34. (In Russ.)
In EAEU reset the duties on electric vehicles. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/16-03-2020-4. aspx (In Russ.) (accessed 16.03.2020).
Ivanova V. N. Technical-legal regulation in influensis scientific-technical progress. Pravovedenie, 1983, no. 2, pp. 10—17. (In Russ.)
Kalmykova A. V. Administrative Responsibility in the Field of Technical Regulation in the Member States of the Eurasian Economic Union. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2019, no. 4, pp. 76—92. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2019.4.6.
Kalmykova A. V. Comparative Analysis of Technical Regulation Systems in Russia and the Countries of Commonwealth of Independent States. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2010, no. 4 (23), pp. 45—53. (In Russ.)
Kalmykova A. V. Technical regulation in modern conditions. Cand. diss. Moscow, 2019. 317 p. (In Russ.)
Karpovich N. A. Constitutional bases for the interaction of domestic law and the rights of EAEU in the field of environmental protection. The influence of interstate integration processes on the development of agricultural, environmental, natural and energy law: Thezis of reports of the International scientific and practical conference, Minsk, April 26—27, 2018. Ed. by T. I. Makarova. Minsk, 2018. Pp. 44—50. (In Russ.)
Khabrieva T. Y. Cyclic Normative Arrays in Law. Journal of Russian Law, 2019, no. 12, pp. 5—18. (In Russ.) DOI: 10.12737/ jrl.2019.12.1.
Khabrieva T. Y. Harmonization of Legal System of the Russian Federation in the Conditions of International Integration: Challenges of Contemporaneity. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2014, no. 1. (In Russ.)
Khludeneva N. I. Legal Limits of Property Liability for Environmental Damage. Journal of Russian Law, 2019, no. 3, pp. 152—164. (In Russ.) DOI: 10.12737/art_2019_3_14.
Khotko O. A. Harmonization of the legislation of the Eurasian Economic Union States in the system of legal support of the environmental safety of transport activities. Pravo.by, 2019, no. 2, pp. 40—46. (In Russ.)
Khotko O. A., Mikhnyuk A. I. Problems of legal protection of the citizens rights in the field of environmental and food security. Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii, 2020, no. 2, pp. 253—260. (In Russ.)
Khotko O. A. Research methods of theoretical problems of legal ensuring environmental safety of transport activity. State and Law, 2019, no. 11, pp. 78—85. (In Russ.)
Khotko O. A. To the issue of improving environmental culture, environmental education and enlightment: new modern vies in legal science. Pravo i obrazovanie, 2020, no. 5, pp. 48—57. (In Russ.)
Kichigin N. V. Scientific School of Environmental Law. Journal of Russian Law, 2015, no. 9, pp. 103—111. (In Russ.)
Kovaleva N. V. Effective technical regulation as a guarantee of personal rights in the Russian Empire 19th — early 20th century. Law and Social Development: a new humanistic hierarchy of values. Ed. by A. V. Gabov, N. V. Putilo. Moscow, 2015. 272 p. Pp. 105— 112. (In Russ.)
Kovaleva N. V. Nature and functions technical-legal norms. State and Law, 2016, no. 11, pp. 5—12. (In Russ.)
Lukyanova V. Yu. Technical regulations in the Russian legislation system. 2nd ed. Moscow, 2017. 208 p. (In Russ.)
Lukyanova V. Yu. Legal nature of the technical rules. Journal of Russian Law, 2007, no. 5, pp. 11—24. (In Russ.)
Lukyanova V. Yu., Pavlushkin A. V. New Legal Technologies in the States Participating in the Eurasian Economic Union. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2019, no. 5, pp. 49—64. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2019.5.3.
Makarova T. I. Law environment of the Eurasian Economic Union: Problems of Formation. The influence of interstate integration processes on the development of agricultural, environmental, natural, energy law: Thezis of reports of the International scientific and practical conference, Minsk, April 26—27, 2018. Ed. by T. I. Makarova. Minsk, 2018. Pp. 55—58. (In Russ.)
Makarova T. I. Problems of legal support of environmental safety in the context of integration processes of the Republic of Belarus and the Russian Federation. Legal support of environmental safety in the field of environmental management and energy: collection of Articles of the participants of the International scientific and practical conference. Kazan, 8—9 December 2017. Kazan, 2018. Pp. 33—38. (In Russ.)
Makarova T. I., Kuz'mich I. P. The legal problems of the formation of an institutional environment of agrarian and ecological spheres in the context of the formation of a single economic space EAEU. Problems of civil law and process. Iss. 4. Ed. by I. E. Martynenko. Grodno, 2019. Pp. 388—398. (In Russ.)
Modern problems of the theory of environmental law. Ed. by A. P. Anisimov. Moscow, 2019. 512 p. (In Russ.)
Natural-resourses legislation in the conditions of modernization of the Russian economy: modern development problems. Ed. by N. G. Zhavoronkova. Moscow, 2014. 157 p. (In Russ.)
Petrova T. V. Technical regulation as part of the system of legal regulation of relations in the field of environmental protection. Ekologicheskoe pravo, 2005, no. 1, pp. 77—81. (In Russ.)
Shakhray I. Some problems of legal regulation of environmental control. Yustitsiya Belarusi, 2017, no. 3, pp. 43—47. (In Russ.) Shakirova D. I. Legal environmental protection through technical regulations. Cand. diss. thesis. Moscow, 2018. 28 p. (In Russ.) Sil'chenko N. V. Technical regulation of public relations and the problems of the theory of law. Pravo.by, 2019, no. 6, pp. 28—32. (In Russ.)
Sinyukov V. N. Theory of Law of S. S. Alekseev and Its Role in Developing Domestic Legal Doctrine. Journal of Russian Law, 2020, no. 2, pp. 5—20. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2020.013.
Tereshchenko L. K., Tikhomirov Yu. A., Khabrieva T. Y. Concept of legal mainten ance of technical regulation. Journal of Russian Law, 2006, no. 9, pp. 3—17. (In Russ.)
Tikhomirov Yu. A. Legal consciousness in the conditions of social dynamics. State and Law, 2020, no. 3, pp. 37—47. (In Russ.) Vasilevich G. A. Vasilevich G. A. Digrication in principle as a factor in improving the effectiveness of rule-making and enforcement. Legal science and practice: heritage, condition and development prospects. Part. 1. Ed. by S. E. Cheburanova et al. Grodno, 2018. Pp. 80—84. (In Russ.)
Zhukov V. N. Legal consciousness: Philosophical analysis. State and Law, 2019. no. 11, pp. 18—31. (In Russ.) Информация об авторе
Ольга Александровна Хотько, доцент кафедры экологического и аграрного права Белорусского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент
♦