УДК 37.035.4+37.036 ББК 74.200.52+74.200.54
DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-4-107-117
Л.В. Байрамова, О.Ю. Перерва, Т.Ю. Катричева (Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Автор статьи акцентирует внимание на необходимости учитывать потенциал хорового искусства для формирования и укрепления гражданской идентичности, сохранения российских культурных, нравственных, эстетических ценностей и единства культурного пространства. Как следствие, встает проблема формирования граждан-ско-эстетической компетенции подростков в хоровом коллективе. Автор обращает внимание на теоретико-методологическую основу этого процесса. Совокупность культурологического, системного, компетентностного, деятельностно-творческого подходов лежит в основе эффективности педагогического процесса. Основные положения выделенных подходов представлены в соответствующих принципах: культурологическом (принцип культуросообразности, народности, преемственности, инноваций); системном (принцип целостности, двойственности, интеграции); компетентностном (принцип профессиональной направленности, моделирования, непрерывности образования); деятельностно-творческом (принцип личной обусловленности, интериоризации, развития креативного начала).
Ключевые слова: хоровой коллектив, гражданско-эстетическая компетенция, культурологический подход, системный подход, компетеностный подход, деятельностно-творческий подход. |
L.V. Bairamova, O.Yu.Pererva, TYu.Katricheva (Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia)
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF CIVIL-AESTHETIC COMPETENCE OF TEENAGERS IN THE CHOIR COLLECTIVE
<u m
о
о m о
I &
I X
¡о ш
m m
о о ü. ^
о о
-& &
_о
о
X
ч о
о ф
The article focuses on the need to take into account the potential of choral art for the ^ g formation and strengthening of civic identity, the preservation of Russian cultural, moral, aesthetic values and the unity of the cultural space. As a result, the problem of the formation of civil-aesthetic competence of adolescents in the choir arises. The author draws attention to the theoretical and methodological basis of this process. The totality of culturological, systemic, competence-based, activity-creative approaches underlies the effectiveness of the pedagogical process. The totality of culturological, systemic,
0 £ I— о ф Го
1 о
о ^
* о
s I
I— ro
<u ei
d. ь?
ф ^
competence-based, activity-creative approaches underlies the effectiveness of the pedagogical process. The main provisions of the selected approaches are presented in the corresponding principles: cultural (the principle of cultural conformity, nationality, continuity, innovation); systemic (the principle of integrity, duality, integration); competence-based (the principle of professional orientation, modeling, continuity of education); activity-creative (the principle ofpersonal conditioning, interiorization, development of the creative principle).
Keywords: choral collective, civil-aesthetic competence, cultural approach, system approach, competence-based approach, activity-creative approach.
CO m CD T
CO
CO m ü CD
CD IZ
Q о
со" m о S со ü >s CO LÛ
m
Современное состояние экономико-политического развития, обстановка, сложившаяся вокруг нашего государства, приводит к возникновению угроз национальной безопасности в области культуры. Анализ всех взаимовлияющих факторов на государственном уровне показал, что остро встают такие проблемы, как «размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в Российской Федерации и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры» [24].
Развитие хоровой культуры является катализатором культурного развития страны, которое способно обеспечить высокие результаты в развитии науки, образования, экономики; воспитании гражданско-нравственного поколения, духовные ориентиры которого нацелены сохранение и преумножение культурных ценностей, патриотизм, национальную и личностную самоидентификацию, обладающее чувством гордости за свою страну, отечественную историю и культуру, а также проявляющее уважение к культуре и традициям других народов.
Социальным заказом современного общества является необходимость ис-
пользования потенциала хоровой культуры для формирования и укрепления гражданской идентичности, сохранения российских культурных, нравственных, эстетических ценностей и единства культурного пространства.
Хоровой коллектив детской школы искусств или музыкальной школы является одной из важнейших площадок развития хоровой культуры подрастающего поколения, а формирование граж-данско-эстетической компетенции -ключевым звеном в этом процессе, обеспечивающим решение следующих целей и задач:
- «реализация нравственного потенциала хорового искусства как средства формирования и развития этических норм поведения личности;
- широкое музыкальное просвещение масс; приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам хорового творчества: народного, церковно-певческого, классического и современного;
- возрождение национальных традиций светского, церковного и народного певческого искусства, составляющих непреходящее богатство культурного наследия страны;
- развитие культуры хорового пения во всем многообразии исторически сложившихся в России жанров, видов и форм;
- пропаганда лучших образцов отечественной вокально-хоровой музыки в массах;
- повышение роли хорового искусства в сфере просвещения, образования, культуры» [15].
Для уточнения принципов формирования гражданско-эстетической компетенции в хоровом коллективе необходимо обратиться к положениям таких методологических подходов, как: культурологический, системный, компетент-ностный, деятельностно-творческий.
Культурологический подход (В.С. Библер, В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, В.Л. Бенин, Г.И. Гайсина, Е.В. Бондарев-ская, Н.Б. Крылова и др.) предполагает рассмотрение процесса формирования гражданско-эстетической компетенции подростков, учитывая принцип культу-росообразности, когда ориентация идет не столько на знания, сколько на элементы культуры, обладающие высоким гражданско-эстетическим потенциалом.
В основе принципов данного подхода лежит связь человека с культурой, как системой ценностей, в процессе освоения которых подросток самореализуется в них, что способствует становлению личности.
Сущность культурологической парадигмы в образовании, по мнению Г.И. Гайсиной, заключается в «осмыслении личностью основных категорий культурного наследия, совокупности связей, отношений и результатов духовного производства прошлых исторических эпох, их преемственности, а также интериори-зации ценностей культуры на основе лич-ностно-ориентированных принципов и последующего движения к созданию новых культурных ценностей» [11].
Н.Б. Крылова определяет ключевые понятия культурологического подхода, который в ее исследованиях раскрывается как «совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурных понятий, таких как «культура», «культурные образцы», «нормы и ценности», «уклад и образ жизни»,
«культурная деятельность», «интересы» и т.д.» [17].
В культурологической концепции с точки зрения В.Д. Бенина «содержание образования включает знания, способы деятельности, опыт деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру» [3; 4].
В педагогическом словаре понятие культурологический подход определяется как «конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию, учение о ценностях и ценностной структуре мира; видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» [22].
Подтверждая наличие аксиологической составляющей, Е.В. Бондаревская выделяет основополагающие ценности культурологического подхода в педагогической системе: «человек как субъект культуры, образование как развивающаяся культурная среда, система личных и культурных смыслов, диалог и творчество как пути развития человека в культуре. В целом, культурологический подход способствует эмоционально-образному восприятию жизни и культуры, активизации эмоциональной памяти, созданию условий для многократного чувствования как рефлексии внутренних состояний, которые способствуют развитию познавательного интереса как личностного качества личности» [7].
С другой стороны, культурологический подход, с точки зрения К.Ю. Бо-гачева, является «методологической позицией, раскрывающей единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-творческого аспектов культуры
ф ш
ф Ц Ц
о
о ш о
I ° 1 х го ш ш ш
0 о a. ^
1 ° Р
-&■ О
_0
о
X
ч
о
о ф
т
о ш
О ^
н S3
Ф О
2 о
s I
н го
ф ет
О. ь?
о го
ф
го m <u т
го
го
ш
ф
ф IZ
Q о
го" ш о S го
>s го
LQ
m
и рассматривающей человека ее субъектом, главным действующим лицом, позволяя преодолевать сложившиеся социокультурные оппозиции, дихотомии путем интеграции, опредмечивая системный, целостный взгляд на мир» [6].
Культурологический подход в качестве методологического основания исследования накладывает определенные особенности в рассмотрении изучаемой проблемы через призму культуры «как механизма, имеющего определенную структуру и все характеристики системы (горизонтальный срез), а также исследование проблемы (предметной области в целом) в контексте истории культуры (вертикальный срез) [4].
Особенности эпохи, исторические характеристики культурной жизни общества накладывают отпечаток на произведения искусства (в том числе хорового пения). Гражданско-эстетический потенциал хорового искусства состоит в том, что созданные народом культурно-исторические ценности несут в себе многовековые художественные традиции, самобытность культур многонациональной России, эстетическое восприятие мира, формируют граждан-ско-нравственное сознание, воспитывая любовь к Родине и природе, человеку и искусству. Пополняясь с течением времени новыми художественными произведениями, фольклористикой они формируют культурное наследие, духовную сферу общества, обеспечивают целостность развития личности [8].
Таким образом, сущность культурологического подхода в формировании гражданско-эстетической компетенции подростков в хоровом коллективе состоит в рассмотрении гражданско-эстетиче-ского потенциала такой категории культурного наследия, как хоровое пение, интериоризирует культурные образцы, ценности и нормы в своей творческой и общественной деятельности.
Необходимо отметить ряд принципов, которые должны быть учтены в процессе формирования гражданско-
эстетическои компетенции подростка в хоровом коллективе:
- принцип культуросообразности, предполагающий ориентацию на культурные, исторически сформированные и общепризнанные граж-данско-эстетические ценности;
- принцип народности (традиций), который «воспитывает любовь и преданность родной земле, родному народу, гордость за его славное прошлое и деятельное участие в возрождении былого величия Родины» [13, с. 7];
- принцип преемственности, заключающийся не только в изучении всего культурно-исторического наследия России и хорового искусства, но и в передаче опыта следующим поколениям;
- принцип инноваций, определяющий пополнение и обогащение современной культуры и искусства новыми объектами культурного наследия;
Следующим важным общенаучным методологическим подходом в формировании гражданско-эстетической компетенции подростков в хоровом коллективе является системный (А.М. Кориков,
A.И. Уемов, Э.Г. Юдин , Н.В. Кузьмина,
B.П. Беспалько, Т.А. Ильина Г.Н. Сериков и др.).
Подход позволяет в процессе формирования гражданско-эстетической компетенции подростков выявить совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих структуру данной компетенции.
С одной стороны, под системой понимается «совокупность элементов, взаимосвязанность и упорядоченность которых позволяет рассматривать ее как целостность» [23], а с другой - «конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделяемое из внешней среды в соответствии с определенной целью» [16].
В контексте нашего исследования мы будем придерживаться следующего
определения: «система - это целостная совокупность элементов, находящихся во взаимодействии и взаимосвязях друг с другом, выполняющая определенные функции, тесно связанные со средой, благодаря чему возможно управление ею» [2, с. 59].
С точки зрения этой концепции принцип целостности предполагает рассмотрение гражданско-эстетической компетенции подростка в хоровом коллективе как целостное образование, представляющее собой систему взаимосвязанных компонентов: (когнитивно-ценностного, эмоционально-личностного и коммуникативно-творческого), каждый из которых затрагивает определенный аспект исследуемой проблемы.
Рассматривая принцип двойственности, необходимо также обратить внимание на то, что исследуемый процесс является частью образовательной педагогической системы дополнительного образования, которая, с точки зрения В.П. Беспалько, представляет собой «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [5, с. 6]. Важным, на наш взгляд, является принцип интеграции, подтверждающийся высказыванием В.П. Кузьмина, согласно которому системный подход есть «методологическое средство изучения интеграции, точнее, интегративных объектов и интегральных зависимостей и взаимодействий» [18, с. 258].
К такой интегративной социокультурной системе можно отнести хоровой коллектив, где объединяются различные направления деятельности человека: творчество, эстетическое воспитание через музыкальное искусство, гражданско-нравственное восприятие традиций и культуры, межличностное общение и др.
Процесс формирования гражданско-эстетической компетенции подростков в хоровом коллективе обладает всеми
признаками системы: наличие цели, задач, структуры, взаимодействие составных частей процесса, методы, формы, средства, содержание и направления деятельности.
В свою очередь компетентност-ный подход (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н. Хомский, А.В. Хуторский и др.) в нашем исследовании является конкретно-научным, что обеспечивает формирование гражданско-эстетической компетенции как совокупности процедурных знаний, умений, навыков, личностных качеств, мотивов и интересов, ценностных ориентаций, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, необходимых для решения задач граж-данско-эстетического воспитания в процессе творческой хоровой деятельности.
Под ключевыми компетенциями принято считать «совокупность определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, мотивов и интересов, ценностных ориентаций, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, необходимых для решения различных задач» [21].
В компетентностном подходе В.Д. Бенин подчеркивает «подчиненность знаний умениям, приоритет личного опыта, связанного с отношением к содержанию компетентности и объекту ее приложения» [4].
В научной теории и практике довольно часто встает вопрос об отличии понятий «компетенции» и «компетентности». С точки зрения Э.Ф. Зеера, «компетентности - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений» [14].
Различают компетентности теоретического уровня обобщения (внутренние связи и отношения предметов и явлений действительности, конкретизируются в понятиях, законах, принципах) и эмпирические компетентности (внешние свойства предметов и явлений,
ф ш
ф
с; ц
о
о со о
I ° 1 х го ш со ш о о а ^
о о
-& £
_0 ч
о
X
ч: о
о ф
т ^
о ц
о
:
о
Ф (О
Т о
о ^
* О
^ I
н го
ф ет
а ь?
о го а
ф
которые имеют прикладной, действенный характер и конкретизируются в словах-терминах, символах, знаках, процессуальный знаниях, иллюстрациях, примерах [14].
А вот понятие «компетенция», по мнению И.Ф. Гороховой, имеет следующие составляющие: «знания (это набор фактов, требуемых для выполнения работы); умения (это владение средствами и методами выполнения определенной задачи); способности (это предрасположенность выполнять определенную задачу); отношения (это внутренняя позиция, определяющая видимые формы действий, предпринимаемые для выполнения задачи); усилия (это сознательное приложение в определенном направлении материальных и физических ресурсов)» [12].
Немного другую структуру компетенции определяет Э.Ф. Зеер. По его мнению она состоит из следующих элементов: ядро компетенции - деятельностные способности (совокупность деятельност-ных (процедурных) знаний, умений, на-
выков и способов действий); сущность компетенций - операционально-технологический компонент (технология решения задачи, выполнения деятельности); мотивационная сфера (мотивы и интересы); эмоционально-волевая сфера (совокупность проявляемых эмоциональных переживаний); опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач [14].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетентность - это целостная и систематизированная совокупность обобщенных знаний, а компетенции -это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, то есть способности реализовывать на практике свою компетентность [14].
В контексте нашего исследования компетентностный подход предполагает формирование совокупности компонентов, которые и составляют структуру гражданско-эстетической компетенции (табл. 1).
Таблица 1 - Структура гражданско-эстетической компетенции подростка
в хоровом коллективе
го
го
ш
ф
ф
а £
о
го" со
о ^
го
ГО
ю т
Ядро компетенции Когнитивно-ценностный компонент
- общая информационная культура в области гражданской эстетики; - уровень знаний в области гражданской эстетики, теории искусства и хорового пения, гражданской культуры (культурное разнообразие и наследие страны, история и традиции народов России и хорового искусства, современная политическая обстановка, права и обязанности человека, знания о закономерностях формирования эстетических знаний, основы анализа и интерпретации хорового произведения);
- комплекс граж-данско-эстетических ценностных ориен-таций; совокупность художественно-эстетических ценностей (наличие художественного вкуса, эстетического идеала, гармонии сознания и т.д.); совокупность гражданско-нравственных ценностей (патриотизм, толерантность; независимость убеждений; гражданская ответственность; гражданский долг; гражданская активность; гражданская позиция и др.);
Эмоционально-волевая сфера Эмоционально-личностный компонент
Готовность к эмоци-онально-эстетиче-скому восприятию и анализу - эмоциональный интеллект (механизмы восприятия, переживания, оценки, суждения гражданского искусства на основе эстетических и художественных ценностей); эстетическая ориентированность/ отзывчивость; уровень гедонизма
гражданская направленность - гражданская идентичность
Сущность компетенции + мотивационная сфера Коммуникативно-творческий компонент
Готовность к худо-жественно-творче-ской реализации гражданского искусства - совокупность умений и навыков хорового пения (певческий голос, мелодичной и гармонический слух, чувство ритма и лада, дыхание, дикция, ансамбль и др.); мотивация
Опыт творческое проявление, активность профессиональной деятельности на основе гражданско-эстети-ческого диалога - креативность
коммуникативность - общительность, коммуникабельность
Принципами компетентностного подхода выступают:
- принцип профессиональной направленности обучения, который устанавливает связь музыкального обучения с хоровой практикой (концертно-исполнительской деятельностью);
- принцип моделирования содержания, методов и форм, условий и ситуаций, характерных для профессиональной хоровой деятельности;
- принцип непрерывности образования предусматривает «интеграцию формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса» [20].
Таким образом, компетентностный подход обеспечивает практико-ориен-тированность гражданско-эстетической компетенции, то есть не просто знания основ гражданско-нравственной и художественно-эстетической культуры, но и способы воспитания соответствующих личностных качеств, приобщения
к гражданско-эстетическим ценностям и творческой реализации этих знаний в хоровой деятельности.
Рассмотрение способов эффективной деятельности при формировании граж-данско-эстетической компетенции подростков в хоровой деятельности предполагает учет принципов и положений деятельностно-творческого подхода (Л.С. Выготский, П. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов, В.В. Сериков, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн и др.), предполагающего включение подростка в творческую деятельность хорового коллектива.
Деятельностно-творческий подход, по мнению А.Н. Леонтьева, предполагает, что «на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не просто индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности». При этом человек, личность выступает как активное, творческое начало, при взаимодей-
ф ш
ф
с; ц
о
о ш о
I ° 1 х го ш ш ш о о ср ^
о о
_0
о
X
ч: о
о ф
т
S 1_
о ц
о ч о
Ф (О
I о
о ^
* О
s I
н го
ф ет
СР ь?
о го ср
ф
го
со ф
т
го
го ш
а ф
а ф
с
2
О
го" ш
о ^
го а
го ш
т
ствии с миром, он «самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности» [19].
Л.С. Выготский, акцентируя внимание на творческом начале любой деятельности, говорил, что жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому» [9, с. 346].
Творческое саморазвитие подростка в хоровой деятельности является главной целью функционирования любого отделения школы искусств. Музыкальное произведение, исполненное участниками хорового коллектива, представляет собой результат их творчества - творческий продукт, что приводит к развитию творческой устремленности личности, мотивации на дальнейшие достижения и создание нового.
Важным положением деятельностно-творческого подхода является организация совместной учебно-познавательной и творческой деятельности в коллективе под руководством педагога. Л.С. Выготский подчеркивал: «...то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно» [10, с. 264]. Коллективная творческая деятельность -это основа работы хорового коллектива, направлениями которой являются хоровая педагогика (обучение), хоровое творчество (создание репертуара), хоровое исполнительство (реализация репертуара).
Основным принципами данного подхода в нашем исследовании стали следующие: принцип личной обусловленности - позволяет акцентировать внимание на индивидуальных характеристиках каждого участника хорового коллектива, обуславливает проявление личностной ответственности, активности и инициативы подростка; принцип интериоризации - представляет собой усвоение общественно-исторического опыта подростком путем «перехода из
внешних совместных действий во внутренние действия субъекта» [1] ; принцип развития креативного начала личности, предполагающий ориентацию на творческое начало в хоровой деятельности подростков; направлен на формирование потребности в творчестве и умений творчества) [20].
Таким образом, деятельностно-твор-ческий подход в процессе формирования гражданско-эстетической компетенции подростка в хоровом коллективе дает возможность творческой самореализации, саморазвития и самосовершенствования личности в процессе коллективной творческой деятельности.
Подводя итог теоретическому анализу формирования гражданско-эстетиче-ской компетенции подростка в хоровом коллективе с точки зрения положений культурологического, системного, ком-петентностного, деятельностно-творче-ского подходов хотелось бы выделить следующее:
- культурологический подход акцентирует внимание на возможности интериоризации историко-культурных образцов, традиций, гражданско-эстетических ценностей и норм в творческую деятельность хорового коллектива;
- системный подход рассматривает процесс формирования граждан-ско-эстетической компетенции как взаимосвязанную и взаимов-лияющую систему мероприятий и средств развития структурных компонентов гражданско-эстети-ческой компетенции подростков в хоровом коллективе;
- компетентностный подход определяет практическую значимость совокупности приобретаемых знаний, умений и навыков в области гражданской эстетики и хорового искусства в комплексном развитии личности и ее творческой реализации в хоровой деятельности;
- деятельностно-творческий подход подчеркивает влияние особен-
ностей хоровой деятельности на творческую самореализацию, саморазвитие и самосовершенствование участников хорового коллектива;
- интеграция выделенных подходов лежит в основе формирования и развития когнитивно-ценностного, эмоционально-личностного и коммуникативно-творческого компонентов гражданско-эстети-ческой компетенции.
Библиографический список:
1. Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. - 1982. - №. 2. С. 14-27.
2. Беликов В.А. Философия образовани-яличности: деятельностный аспект: монография. - М.: ВЛАДОС, 2004. -356 с.
3. Бенин В.Л. Культура. Образование. Толерантность: монография. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. - 192 с.
4. Бенин В.Л. Культурологический подход как сущность методологии гуманистической педагогики // Человек в мире культуры. - 2015. - №3. С. 85-94.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
6. Богачёв К.Ю. Становление и развитие культурологического подхода в российской педагогике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д, 2006. - 24 с.
7. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Библиография по личиостно ориентированному образованию // Педагогика: личность в гуманисгич. теориях и системах воспитания: учеб. пособие. - М.; Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999. - С. 547-559.
8. Волкова Т.Н., Медведева В.В. Потенциал народного искусства в формировании культурологической компетенции учащихся // Дискуссия. -2016. - №6 (69). С. 116-120.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 1926, - 348 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982-1984. Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д.Б. Элькони-на, 1984. - 433 с.
11. Гайсина, Г. И. Культурологический подход в педагогическом исследовании: Монография. - Уфа: Вагант, 2007. - 304 с.
12. Горохова И.Ф. Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// festival. 1September.ru/frtikles/505471
13. Донская Т.К. Русская национальная школа: проблемы и решения. - СПб.: Сударыня, 1998. - 108 с.
14. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. - 2005.- №3. - 27-40.
15. Концепция сохранения и развития хоровой культуры в РФ / Всероссийское хоровое общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://npvho. ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj -kultury-v-rf.
16. Кориков А.М., павлов С.Н. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2017. -288 с.
17. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М.: Высшая школа, 1990. - 141 с.
18. Кузьмин В.П. Принцип системности и методологии К. Маркса. - М: Поли-тиздат,1986. - 401 с.
19. Леонтьев А.А. Что такое деятель-ностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. -№. 1. С. 3-6..
20. Матушанский ГУ, Кудаков О.Р. Методологические принципы ком-петентностного подхода в профессиональном образовании // КПЖ. -2009. - №11-12. С. 41-47.
21. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010
ф ш
ф
с; ц
о
о ш о
I ° 1 х го ш ш ш о о ü. ^
о о
_0
о
X
ч о
о ф
т
S 1_
о ц
о
:
о
Ф m
I о
о ^
* о
s I
н го
ф ет
Ü. ь?
° го
ф
года. Приказ Минобразования от 11.02.2002 г. № 393. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive. kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884. shtml.
22. Педагогический словарь. - М.: Педагогика, 2010 [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.pedpro.ru/ termins/51.htm.
23. Социальное управление: слов. / под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепен-
кова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 208 с.
24. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Российская газета - Федеральный выпуск №6693 (122). - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html].
Поступила 02.12.2021
Об авторах:
Байрамова Людмила Валерьевна, аспирант кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры (г. Челябинск, Россия), [email protected]
Перерва Оксана Юрьевна, доцент кафедры народного хорового пения. Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Россия), доцент, [email protected]
Катричева Татьяна Юрьевна, доцент кафедры музыкального образования, специалист управления науки и инноваций Челябинского государственного института культуры (г. Челябинск, Россия), [email protected]
Для цитирования: Байрамова Л.В., Перерва О.Ю., Катричева Т.Ю. Теоретико-методологические подходы к формированию гражданско-эстетической компетенции подростков в хоровом коллективе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 4. С. 107-117. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-107-117
References:
1. Asmolov A.G. Main principles of psychological analysis in activity theory // Voprosy psikhologii 1982. №. 2. P. 14-27. [in Russian]
2. Belikov V.A. Philosophy of personality education: activity aspect. - Moscow, VLADOS 2004. 356 p. [in Russian]
3. Benin V.L. Culture. Education. Tolerance. _ Ufa, Izd-vo BGPU, 2011. 192 p. [in Russian]
4. Benin V.L. Culturological approach as methodological essence of humanistic pedagogy // Chelovek v mire kultury, 2015. №3. P.85-94. [in Russian]
5. Bespalko V.P. Components of pedagogical technology. - M.: Pedagogika, 1989. 192 p. [in Russian]
6. Bogachev K.Yu. Establishment and development of culturological approach in the Russian Pedagogy. Author's transcript. Diss... kand.ped.nauk. Rostov-on-Don, 2006. 24 p. [in Russian]
7. Bondarevskaya E.V., Kulnevich S.V. Bibliography on personality focused education // Pedagogika: lichnost v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospitaniya. M.: Rostov-on-Don, TTs Uchitel, 1999. P. 547-559. [in Russian]
8. Volkova T.N., Medvedeva V.V. Potential of folk art in forming culturological competence of students // Diskussiya. 2016. №6 (69). P.116-120. [in Russian]
9. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology. - M., 1926, 348 p. [in Russian]
10. Vygotsky L.S. Collected works, in 6 vol. Ed. A.V. Zaporozhets _ M.: Peadgogika, 1982-1984. Vol. 4 : Children psychology. Ed. D.B. Elkonin. 1984. 433 p. [in Russian]
11. Gaisina G.I. Cultorological approach in pedagogical research. - Ufa, Vagant, 2007. 304 p. [in Russian]
12. Gorokhova I.F. Forming key competences of schoolchildren at Technology classes via the interactions of the main and additional equipment [Electronic resource]. - M.: ID «Pervoe sentyabrya», 2009. - Available at http:// festival. 1September.ru/frtikles/505471 [in Russian]
13. Donskaya T.K. Russian national school: problems and solutions. - SPb.: Sudarynya. 1998. 108 p. [in Russian]
14. Zeer E.F. Competence approach to education. Obrazovanie i nauka. 2005.№3. P. 27-40. [in Russian]
15. Conception of preservation and development of choral culture in RF. Russian choral society [Electronic resource]. - Available at: http://npvho.ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj -kultury-v-rf. [in Russian]
16. Korikov A.M., Pavlov S.N. System theory and system analysis. - M.: INFRA-M, 2017. 288 c. [in Russian]
17. Krylova N.B. Forming the culture of the future specialist. - M.: Vysshaya shkola, 1990. 141. [in Russian]
18. Kuzmin V.P. Principle of systematicity and methodology of K.Marx. - M.: Politizdat, 1986. 401 p. [in Russian]
19. Leontiev A.A. What is activity approach in education? // Nachalnaya shkola: plus-minus. 2001. №. 1. P. 3-6.. [in Russian]
20. Matushansky G.V., Kudakov O.R. Methodological principles of competence approach in professional education. KPZh. 2009. №11-12. P.41-47. [in Russian]
21. On the conception of modernization of the Russian education for the period till 2010. Order of the Ministry of Education of 11. 02. 2002 . № 393. [Electronic resource]. -Available at: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml. [in Russian]
22. Pedagogical dictionary. - M.: Pedagogika, 2010 [Electronik resource]. - Available at: http://www.pedpro.ru/termins/51 .htm. [in Russian]
23. Social management. Dictionary. Ed. by V.I. Dobrenkov, I.M Slepenkov. - M.: Izd-vo MGU, 1994. 208 p. [in Russian]
24. Strategy of upbringing in the Russian Federation for the period till 2025 // Rossiskaya gazeta. Federal issue №6693 (122) [Electronic resource]. - Available at: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html]. [in Russian]
<u m
<u
c; ц
о
About the authors:
Bairamova Lyudmila Valerievna, Postgraduate student, Department of Pedagogy |
and Psychology, Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, Email: | o
zubova [email protected] m
— ^^ m m
Pererva Oksana Yurievna, Associate Professor, Department of Choir Singing Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, Academic title of Associate I. o Professor, Email: [email protected] ■©■ o
Katricheva Tatyana Yurievna, Associate Professor, Department of Musical education, 2 specialist, Department of Science and Innovations, Chelyabinsk State Institute of Culture Chelyabinsk, Russia, Email: [email protected]
:
о
X
:
о
For citation: Bairamova L.V., Pererva O.Yu., Katricheva T.Yu. Theoretical and $
methodological approaches to the formation of civil-aesthetic competence of teenagers in the choir collective // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - °
T ^
E °
о ^ c;
T
:
о
Vol. 13. - No. 4. Р. 107-117. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-107-117 % G
i о
о ^
* о
s i
н го
<u ет
ü. ?
ф а.