Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / ГРАЖДАНСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамова Людмила Валерьевна, Перерва Оксана Юрьевна, Катричева Татьяна Юрьевна

Автор статьи акцентирует внимание на необходимости учитывать потенциал хорового искусства для формирования и укрепления гражданской идентичности, сохранения российских культурных, нравственных, эстетических ценностей и единства культурного пространства. Как следствие, встает проблема формирования гражданско-эстетической компетенции подростков в хоровом коллективе. Автор обращает внимание на теоретико-методологическую основу этого процесса. Совокупность культурологического, системного, компетентностного, деятельностно-творческого подходов лежит в основе эффективности педагогического процесса. Основные положения выделенных подходов представлены в соответствующих принципах: культурологическом (принцип культуросообразности, народности, преемственности, инноваций); системном (принцип целостности, двойственности, интеграции); компетентностном (принцип профессиональной направленности, моделирования, непрерывности образования); деятельностно-творческом (принцип личной обусловленности, интериоризации, развития креативного начала).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрамова Людмила Валерьевна, Перерва Оксана Юрьевна, Катричева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF CIVIL-AESTHETIC COMPETENCE OF TEENAGERS IN THE CHOIR COLLECTIVE

The article focuses on the need to take into account the potential of choral art for the formation and strengthening of civic identity, the preservation of Russian cultural, moral, aesthetic values and the unity of the cultural space. As a result, the problem of the formation of civil-aesthetic competence of adolescents in the choir arises. The author draws attention to the theoretical and methodological basis of this process. The totality of culturological, systemic, competence-based, activity-creative approaches underlies the effectiveness of the pedagogical process. The totality of culturological, systemic,competence-based, activity-creative approaches underlies the effectiveness of the pedagogical process. The main provisions of the selected approaches are presented in the corresponding principles: cultural (the principle of cultural conformity, nationality, continuity, innovation); systemic (the principle of integrity, duality, integration); competence-based (the principle of professional orientation, modeling, continuity of education); activity-creative (the principle of personal conditioning, interiorization, development of the creative principle).

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

УДК 37.035.4+37.036 ББК 74.200.52+74.200.54

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-4-107-117

Л.В. Байрамова, О.Ю. Перерва, Т.Ю. Катричева (Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Автор статьи акцентирует внимание на необходимости учитывать потенциал хорового искусства для формирования и укрепления гражданской идентичности, сохранения российских культурных, нравственных, эстетических ценностей и единства культурного пространства. Как следствие, встает проблема формирования граждан-ско-эстетической компетенции подростков в хоровом коллективе. Автор обращает внимание на теоретико-методологическую основу этого процесса. Совокупность культурологического, системного, компетентностного, деятельностно-творческого подходов лежит в основе эффективности педагогического процесса. Основные положения выделенных подходов представлены в соответствующих принципах: культурологическом (принцип культуросообразности, народности, преемственности, инноваций); системном (принцип целостности, двойственности, интеграции); компетентностном (принцип профессиональной направленности, моделирования, непрерывности образования); деятельностно-творческом (принцип личной обусловленности, интериоризации, развития креативного начала).

Ключевые слова: хоровой коллектив, гражданско-эстетическая компетенция, культурологический подход, системный подход, компетеностный подход, деятельностно-творческий подход. |

L.V. Bairamova, O.Yu.Pererva, TYu.Katricheva (Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia)

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF CIVIL-AESTHETIC COMPETENCE OF TEENAGERS IN THE CHOIR COLLECTIVE

<u m

о

о m о

I &

I X

¡о ш

m m

о о ü. ^

о о

-& &

о

X

ч о

о ф

The article focuses on the need to take into account the potential of choral art for the ^ g formation and strengthening of civic identity, the preservation of Russian cultural, moral, aesthetic values and the unity of the cultural space. As a result, the problem of the formation of civil-aesthetic competence of adolescents in the choir arises. The author draws attention to the theoretical and methodological basis of this process. The totality of culturological, systemic, competence-based, activity-creative approaches underlies the effectiveness of the pedagogical process. The totality of culturological, systemic,

0 £ I— о ф Го

1 о

о ^

* о

s I

I— ro

<u ei

d. ь?

ф ^

competence-based, activity-creative approaches underlies the effectiveness of the pedagogical process. The main provisions of the selected approaches are presented in the corresponding principles: cultural (the principle of cultural conformity, nationality, continuity, innovation); systemic (the principle of integrity, duality, integration); competence-based (the principle of professional orientation, modeling, continuity of education); activity-creative (the principle ofpersonal conditioning, interiorization, development of the creative principle).

Keywords: choral collective, civil-aesthetic competence, cultural approach, system approach, competence-based approach, activity-creative approach.

CO m CD T

CO

CO m ü CD

CD IZ

Q о

со" m о S со ü >s CO LÛ

m

Современное состояние экономико-политического развития, обстановка, сложившаяся вокруг нашего государства, приводит к возникновению угроз национальной безопасности в области культуры. Анализ всех взаимовлияющих факторов на государственном уровне показал, что остро встают такие проблемы, как «размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в Российской Федерации и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры» [24].

Развитие хоровой культуры является катализатором культурного развития страны, которое способно обеспечить высокие результаты в развитии науки, образования, экономики; воспитании гражданско-нравственного поколения, духовные ориентиры которого нацелены сохранение и преумножение культурных ценностей, патриотизм, национальную и личностную самоидентификацию, обладающее чувством гордости за свою страну, отечественную историю и культуру, а также проявляющее уважение к культуре и традициям других народов.

Социальным заказом современного общества является необходимость ис-

пользования потенциала хоровой культуры для формирования и укрепления гражданской идентичности, сохранения российских культурных, нравственных, эстетических ценностей и единства культурного пространства.

Хоровой коллектив детской школы искусств или музыкальной школы является одной из важнейших площадок развития хоровой культуры подрастающего поколения, а формирование граж-данско-эстетической компетенции -ключевым звеном в этом процессе, обеспечивающим решение следующих целей и задач:

- «реализация нравственного потенциала хорового искусства как средства формирования и развития этических норм поведения личности;

- широкое музыкальное просвещение масс; приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам хорового творчества: народного, церковно-певческого, классического и современного;

- возрождение национальных традиций светского, церковного и народного певческого искусства, составляющих непреходящее богатство культурного наследия страны;

- развитие культуры хорового пения во всем многообразии исторически сложившихся в России жанров, видов и форм;

- пропаганда лучших образцов отечественной вокально-хоровой музыки в массах;

- повышение роли хорового искусства в сфере просвещения, образования, культуры» [15].

Для уточнения принципов формирования гражданско-эстетической компетенции в хоровом коллективе необходимо обратиться к положениям таких методологических подходов, как: культурологический, системный, компетент-ностный, деятельностно-творческий.

Культурологический подход (В.С. Библер, В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, В.Л. Бенин, Г.И. Гайсина, Е.В. Бондарев-ская, Н.Б. Крылова и др.) предполагает рассмотрение процесса формирования гражданско-эстетической компетенции подростков, учитывая принцип культу-росообразности, когда ориентация идет не столько на знания, сколько на элементы культуры, обладающие высоким гражданско-эстетическим потенциалом.

В основе принципов данного подхода лежит связь человека с культурой, как системой ценностей, в процессе освоения которых подросток самореализуется в них, что способствует становлению личности.

Сущность культурологической парадигмы в образовании, по мнению Г.И. Гайсиной, заключается в «осмыслении личностью основных категорий культурного наследия, совокупности связей, отношений и результатов духовного производства прошлых исторических эпох, их преемственности, а также интериори-зации ценностей культуры на основе лич-ностно-ориентированных принципов и последующего движения к созданию новых культурных ценностей» [11].

Н.Б. Крылова определяет ключевые понятия культурологического подхода, который в ее исследованиях раскрывается как «совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурных понятий, таких как «культура», «культурные образцы», «нормы и ценности», «уклад и образ жизни»,

«культурная деятельность», «интересы» и т.д.» [17].

В культурологической концепции с точки зрения В.Д. Бенина «содержание образования включает знания, способы деятельности, опыт деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру» [3; 4].

В педагогическом словаре понятие культурологический подход определяется как «конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию, учение о ценностях и ценностной структуре мира; видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» [22].

Подтверждая наличие аксиологической составляющей, Е.В. Бондаревская выделяет основополагающие ценности культурологического подхода в педагогической системе: «человек как субъект культуры, образование как развивающаяся культурная среда, система личных и культурных смыслов, диалог и творчество как пути развития человека в культуре. В целом, культурологический подход способствует эмоционально-образному восприятию жизни и культуры, активизации эмоциональной памяти, созданию условий для многократного чувствования как рефлексии внутренних состояний, которые способствуют развитию познавательного интереса как личностного качества личности» [7].

С другой стороны, культурологический подход, с точки зрения К.Ю. Бо-гачева, является «методологической позицией, раскрывающей единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-творческого аспектов культуры

ф ш

ф Ц Ц

о

о ш о

I ° 1 х го ш ш ш

0 о a. ^

1 ° Р

-&■ О

_0

о

X

ч

о

о ф

т

о ш

О ^

н S3

Ф О

2 о

s I

н го

ф ет

О. ь?

о го

ф

го m <u т

го

го

ш

ф

ф IZ

Q о

го" ш о S го

>s го

LQ

m

и рассматривающей человека ее субъектом, главным действующим лицом, позволяя преодолевать сложившиеся социокультурные оппозиции, дихотомии путем интеграции, опредмечивая системный, целостный взгляд на мир» [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Культурологический подход в качестве методологического основания исследования накладывает определенные особенности в рассмотрении изучаемой проблемы через призму культуры «как механизма, имеющего определенную структуру и все характеристики системы (горизонтальный срез), а также исследование проблемы (предметной области в целом) в контексте истории культуры (вертикальный срез) [4].

Особенности эпохи, исторические характеристики культурной жизни общества накладывают отпечаток на произведения искусства (в том числе хорового пения). Гражданско-эстетический потенциал хорового искусства состоит в том, что созданные народом культурно-исторические ценности несут в себе многовековые художественные традиции, самобытность культур многонациональной России, эстетическое восприятие мира, формируют граждан-ско-нравственное сознание, воспитывая любовь к Родине и природе, человеку и искусству. Пополняясь с течением времени новыми художественными произведениями, фольклористикой они формируют культурное наследие, духовную сферу общества, обеспечивают целостность развития личности [8].

Таким образом, сущность культурологического подхода в формировании гражданско-эстетической компетенции подростков в хоровом коллективе состоит в рассмотрении гражданско-эстетиче-ского потенциала такой категории культурного наследия, как хоровое пение, интериоризирует культурные образцы, ценности и нормы в своей творческой и общественной деятельности.

Необходимо отметить ряд принципов, которые должны быть учтены в процессе формирования гражданско-

эстетическои компетенции подростка в хоровом коллективе:

- принцип культуросообразности, предполагающий ориентацию на культурные, исторически сформированные и общепризнанные граж-данско-эстетические ценности;

- принцип народности (традиций), который «воспитывает любовь и преданность родной земле, родному народу, гордость за его славное прошлое и деятельное участие в возрождении былого величия Родины» [13, с. 7];

- принцип преемственности, заключающийся не только в изучении всего культурно-исторического наследия России и хорового искусства, но и в передаче опыта следующим поколениям;

- принцип инноваций, определяющий пополнение и обогащение современной культуры и искусства новыми объектами культурного наследия;

Следующим важным общенаучным методологическим подходом в формировании гражданско-эстетической компетенции подростков в хоровом коллективе является системный (А.М. Кориков,

A.И. Уемов, Э.Г. Юдин , Н.В. Кузьмина,

B.П. Беспалько, Т.А. Ильина Г.Н. Сериков и др.).

Подход позволяет в процессе формирования гражданско-эстетической компетенции подростков выявить совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих структуру данной компетенции.

С одной стороны, под системой понимается «совокупность элементов, взаимосвязанность и упорядоченность которых позволяет рассматривать ее как целостность» [23], а с другой - «конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделяемое из внешней среды в соответствии с определенной целью» [16].

В контексте нашего исследования мы будем придерживаться следующего

определения: «система - это целостная совокупность элементов, находящихся во взаимодействии и взаимосвязях друг с другом, выполняющая определенные функции, тесно связанные со средой, благодаря чему возможно управление ею» [2, с. 59].

С точки зрения этой концепции принцип целостности предполагает рассмотрение гражданско-эстетической компетенции подростка в хоровом коллективе как целостное образование, представляющее собой систему взаимосвязанных компонентов: (когнитивно-ценностного, эмоционально-личностного и коммуникативно-творческого), каждый из которых затрагивает определенный аспект исследуемой проблемы.

Рассматривая принцип двойственности, необходимо также обратить внимание на то, что исследуемый процесс является частью образовательной педагогической системы дополнительного образования, которая, с точки зрения В.П. Беспалько, представляет собой «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [5, с. 6]. Важным, на наш взгляд, является принцип интеграции, подтверждающийся высказыванием В.П. Кузьмина, согласно которому системный подход есть «методологическое средство изучения интеграции, точнее, интегративных объектов и интегральных зависимостей и взаимодействий» [18, с. 258].

К такой интегративной социокультурной системе можно отнести хоровой коллектив, где объединяются различные направления деятельности человека: творчество, эстетическое воспитание через музыкальное искусство, гражданско-нравственное восприятие традиций и культуры, межличностное общение и др.

Процесс формирования гражданско-эстетической компетенции подростков в хоровом коллективе обладает всеми

признаками системы: наличие цели, задач, структуры, взаимодействие составных частей процесса, методы, формы, средства, содержание и направления деятельности.

В свою очередь компетентност-ный подход (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н. Хомский, А.В. Хуторский и др.) в нашем исследовании является конкретно-научным, что обеспечивает формирование гражданско-эстетической компетенции как совокупности процедурных знаний, умений, навыков, личностных качеств, мотивов и интересов, ценностных ориентаций, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, необходимых для решения задач граж-данско-эстетического воспитания в процессе творческой хоровой деятельности.

Под ключевыми компетенциями принято считать «совокупность определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, мотивов и интересов, ценностных ориентаций, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, необходимых для решения различных задач» [21].

В компетентностном подходе В.Д. Бенин подчеркивает «подчиненность знаний умениям, приоритет личного опыта, связанного с отношением к содержанию компетентности и объекту ее приложения» [4].

В научной теории и практике довольно часто встает вопрос об отличии понятий «компетенции» и «компетентности». С точки зрения Э.Ф. Зеера, «компетентности - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений» [14].

Различают компетентности теоретического уровня обобщения (внутренние связи и отношения предметов и явлений действительности, конкретизируются в понятиях, законах, принципах) и эмпирические компетентности (внешние свойства предметов и явлений,

ф ш

ф

с; ц

о

о со о

I ° 1 х го ш со ш о о а ^

о о

-& £

_0 ч

о

X

ч: о

о ф

т ^

о ц

о

:

о

Ф (О

Т о

о ^

* О

^ I

н го

ф ет

а ь?

о го а

ф

которые имеют прикладной, действенный характер и конкретизируются в словах-терминах, символах, знаках, процессуальный знаниях, иллюстрациях, примерах [14].

А вот понятие «компетенция», по мнению И.Ф. Гороховой, имеет следующие составляющие: «знания (это набор фактов, требуемых для выполнения работы); умения (это владение средствами и методами выполнения определенной задачи); способности (это предрасположенность выполнять определенную задачу); отношения (это внутренняя позиция, определяющая видимые формы действий, предпринимаемые для выполнения задачи); усилия (это сознательное приложение в определенном направлении материальных и физических ресурсов)» [12].

Немного другую структуру компетенции определяет Э.Ф. Зеер. По его мнению она состоит из следующих элементов: ядро компетенции - деятельностные способности (совокупность деятельност-ных (процедурных) знаний, умений, на-

выков и способов действий); сущность компетенций - операционально-технологический компонент (технология решения задачи, выполнения деятельности); мотивационная сфера (мотивы и интересы); эмоционально-волевая сфера (совокупность проявляемых эмоциональных переживаний); опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач [14].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетентность - это целостная и систематизированная совокупность обобщенных знаний, а компетенции -это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, то есть способности реализовывать на практике свою компетентность [14].

В контексте нашего исследования компетентностный подход предполагает формирование совокупности компонентов, которые и составляют структуру гражданско-эстетической компетенции (табл. 1).

Таблица 1 - Структура гражданско-эстетической компетенции подростка

в хоровом коллективе

го

го

ш

ф

ф

а £

о

го" со

о ^

го

ГО

ю т

Ядро компетенции Когнитивно-ценностный компонент

- общая информационная культура в области гражданской эстетики; - уровень знаний в области гражданской эстетики, теории искусства и хорового пения, гражданской культуры (культурное разнообразие и наследие страны, история и традиции народов России и хорового искусства, современная политическая обстановка, права и обязанности человека, знания о закономерностях формирования эстетических знаний, основы анализа и интерпретации хорового произведения);

- комплекс граж-данско-эстетических ценностных ориен-таций; совокупность художественно-эстетических ценностей (наличие художественного вкуса, эстетического идеала, гармонии сознания и т.д.); совокупность гражданско-нравственных ценностей (патриотизм, толерантность; независимость убеждений; гражданская ответственность; гражданский долг; гражданская активность; гражданская позиция и др.);

Эмоционально-волевая сфера Эмоционально-личностный компонент

Готовность к эмоци-онально-эстетиче-скому восприятию и анализу - эмоциональный интеллект (механизмы восприятия, переживания, оценки, суждения гражданского искусства на основе эстетических и художественных ценностей); эстетическая ориентированность/ отзывчивость; уровень гедонизма

гражданская направленность - гражданская идентичность

Сущность компетенции + мотивационная сфера Коммуникативно-творческий компонент

Готовность к худо-жественно-творче-ской реализации гражданского искусства - совокупность умений и навыков хорового пения (певческий голос, мелодичной и гармонический слух, чувство ритма и лада, дыхание, дикция, ансамбль и др.); мотивация

Опыт творческое проявление, активность профессиональной деятельности на основе гражданско-эстети-ческого диалога - креативность

коммуникативность - общительность, коммуникабельность

Принципами компетентностного подхода выступают:

- принцип профессиональной направленности обучения, который устанавливает связь музыкального обучения с хоровой практикой (концертно-исполнительской деятельностью);

- принцип моделирования содержания, методов и форм, условий и ситуаций, характерных для профессиональной хоровой деятельности;

- принцип непрерывности образования предусматривает «интеграцию формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса» [20].

Таким образом, компетентностный подход обеспечивает практико-ориен-тированность гражданско-эстетической компетенции, то есть не просто знания основ гражданско-нравственной и художественно-эстетической культуры, но и способы воспитания соответствующих личностных качеств, приобщения

к гражданско-эстетическим ценностям и творческой реализации этих знаний в хоровой деятельности.

Рассмотрение способов эффективной деятельности при формировании граж-данско-эстетической компетенции подростков в хоровой деятельности предполагает учет принципов и положений деятельностно-творческого подхода (Л.С. Выготский, П. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов, В.В. Сериков, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн и др.), предполагающего включение подростка в творческую деятельность хорового коллектива.

Деятельностно-творческий подход, по мнению А.Н. Леонтьева, предполагает, что «на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не просто индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности». При этом человек, личность выступает как активное, творческое начало, при взаимодей-

ф ш

ф

с; ц

о

о ш о

I ° 1 х го ш ш ш о о ср ^

о о

_0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

X

ч: о

о ф

т

S 1_

о ц

о ч о

Ф (О

I о

о ^

* О

s I

н го

ф ет

СР ь?

о го ср

ф

го

со ф

т

го

го ш

а ф

а ф

с

2

О

го" ш

о ^

го а

го ш

т

ствии с миром, он «самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности» [19].

Л.С. Выготский, акцентируя внимание на творческом начале любой деятельности, говорил, что жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому» [9, с. 346].

Творческое саморазвитие подростка в хоровой деятельности является главной целью функционирования любого отделения школы искусств. Музыкальное произведение, исполненное участниками хорового коллектива, представляет собой результат их творчества - творческий продукт, что приводит к развитию творческой устремленности личности, мотивации на дальнейшие достижения и создание нового.

Важным положением деятельностно-творческого подхода является организация совместной учебно-познавательной и творческой деятельности в коллективе под руководством педагога. Л.С. Выготский подчеркивал: «...то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно» [10, с. 264]. Коллективная творческая деятельность -это основа работы хорового коллектива, направлениями которой являются хоровая педагогика (обучение), хоровое творчество (создание репертуара), хоровое исполнительство (реализация репертуара).

Основным принципами данного подхода в нашем исследовании стали следующие: принцип личной обусловленности - позволяет акцентировать внимание на индивидуальных характеристиках каждого участника хорового коллектива, обуславливает проявление личностной ответственности, активности и инициативы подростка; принцип интериоризации - представляет собой усвоение общественно-исторического опыта подростком путем «перехода из

внешних совместных действий во внутренние действия субъекта» [1] ; принцип развития креативного начала личности, предполагающий ориентацию на творческое начало в хоровой деятельности подростков; направлен на формирование потребности в творчестве и умений творчества) [20].

Таким образом, деятельностно-твор-ческий подход в процессе формирования гражданско-эстетической компетенции подростка в хоровом коллективе дает возможность творческой самореализации, саморазвития и самосовершенствования личности в процессе коллективной творческой деятельности.

Подводя итог теоретическому анализу формирования гражданско-эстетиче-ской компетенции подростка в хоровом коллективе с точки зрения положений культурологического, системного, ком-петентностного, деятельностно-творче-ского подходов хотелось бы выделить следующее:

- культурологический подход акцентирует внимание на возможности интериоризации историко-культурных образцов, традиций, гражданско-эстетических ценностей и норм в творческую деятельность хорового коллектива;

- системный подход рассматривает процесс формирования граждан-ско-эстетической компетенции как взаимосвязанную и взаимов-лияющую систему мероприятий и средств развития структурных компонентов гражданско-эстети-ческой компетенции подростков в хоровом коллективе;

- компетентностный подход определяет практическую значимость совокупности приобретаемых знаний, умений и навыков в области гражданской эстетики и хорового искусства в комплексном развитии личности и ее творческой реализации в хоровой деятельности;

- деятельностно-творческий подход подчеркивает влияние особен-

ностей хоровой деятельности на творческую самореализацию, саморазвитие и самосовершенствование участников хорового коллектива;

- интеграция выделенных подходов лежит в основе формирования и развития когнитивно-ценностного, эмоционально-личностного и коммуникативно-творческого компонентов гражданско-эстети-ческой компетенции.

Библиографический список:

1. Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. - 1982. - №. 2. С. 14-27.

2. Беликов В.А. Философия образовани-яличности: деятельностный аспект: монография. - М.: ВЛАДОС, 2004. -356 с.

3. Бенин В.Л. Культура. Образование. Толерантность: монография. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. - 192 с.

4. Бенин В.Л. Культурологический подход как сущность методологии гуманистической педагогики // Человек в мире культуры. - 2015. - №3. С. 85-94.

5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

6. Богачёв К.Ю. Становление и развитие культурологического подхода в российской педагогике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д, 2006. - 24 с.

7. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Библиография по личиостно ориентированному образованию // Педагогика: личность в гуманисгич. теориях и системах воспитания: учеб. пособие. - М.; Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999. - С. 547-559.

8. Волкова Т.Н., Медведева В.В. Потенциал народного искусства в формировании культурологической компетенции учащихся // Дискуссия. -2016. - №6 (69). С. 116-120.

9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 1926, - 348 с.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982-1984. Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д.Б. Элькони-на, 1984. - 433 с.

11. Гайсина, Г. И. Культурологический подход в педагогическом исследовании: Монография. - Уфа: Вагант, 2007. - 304 с.

12. Горохова И.Ф. Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// festival. 1September.ru/frtikles/505471

13. Донская Т.К. Русская национальная школа: проблемы и решения. - СПб.: Сударыня, 1998. - 108 с.

14. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. - 2005.- №3. - 27-40.

15. Концепция сохранения и развития хоровой культуры в РФ / Всероссийское хоровое общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://npvho. ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj -kultury-v-rf.

16. Кориков А.М., павлов С.Н. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2017. -288 с.

17. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М.: Высшая школа, 1990. - 141 с.

18. Кузьмин В.П. Принцип системности и методологии К. Маркса. - М: Поли-тиздат,1986. - 401 с.

19. Леонтьев А.А. Что такое деятель-ностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. -№. 1. С. 3-6..

20. Матушанский ГУ, Кудаков О.Р. Методологические принципы ком-петентностного подхода в профессиональном образовании // КПЖ. -2009. - №11-12. С. 41-47.

21. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010

ф ш

ф

с; ц

о

о ш о

I ° 1 х го ш ш ш о о ü. ^

о о

_0

о

X

ч о

о ф

т

S 1_

о ц

о

:

о

Ф m

I о

о ^

* о

s I

н го

ф ет

Ü. ь?

° го

ф

года. Приказ Минобразования от 11.02.2002 г. № 393. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive. kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884. shtml.

22. Педагогический словарь. - М.: Педагогика, 2010 [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.pedpro.ru/ termins/51.htm.

23. Социальное управление: слов. / под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 208 с.

24. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Российская газета - Федеральный выпуск №6693 (122). - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html].

Поступила 02.12.2021

Об авторах:

Байрамова Людмила Валерьевна, аспирант кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры (г. Челябинск, Россия), [email protected]

Перерва Оксана Юрьевна, доцент кафедры народного хорового пения. Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Россия), доцент, [email protected]

Катричева Татьяна Юрьевна, доцент кафедры музыкального образования, специалист управления науки и инноваций Челябинского государственного института культуры (г. Челябинск, Россия), [email protected]

Для цитирования: Байрамова Л.В., Перерва О.Ю., Катричева Т.Ю. Теоретико-методологические подходы к формированию гражданско-эстетической компетенции подростков в хоровом коллективе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 4. С. 107-117. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-107-117

References:

1. Asmolov A.G. Main principles of psychological analysis in activity theory // Voprosy psikhologii 1982. №. 2. P. 14-27. [in Russian]

2. Belikov V.A. Philosophy of personality education: activity aspect. - Moscow, VLADOS 2004. 356 p. [in Russian]

3. Benin V.L. Culture. Education. Tolerance. _ Ufa, Izd-vo BGPU, 2011. 192 p. [in Russian]

4. Benin V.L. Culturological approach as methodological essence of humanistic pedagogy // Chelovek v mire kultury, 2015. №3. P.85-94. [in Russian]

5. Bespalko V.P. Components of pedagogical technology. - M.: Pedagogika, 1989. 192 p. [in Russian]

6. Bogachev K.Yu. Establishment and development of culturological approach in the Russian Pedagogy. Author's transcript. Diss... kand.ped.nauk. Rostov-on-Don, 2006. 24 p. [in Russian]

7. Bondarevskaya E.V., Kulnevich S.V. Bibliography on personality focused education // Pedagogika: lichnost v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospitaniya. M.: Rostov-on-Don, TTs Uchitel, 1999. P. 547-559. [in Russian]

8. Volkova T.N., Medvedeva V.V. Potential of folk art in forming culturological competence of students // Diskussiya. 2016. №6 (69). P.116-120. [in Russian]

9. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology. - M., 1926, 348 p. [in Russian]

10. Vygotsky L.S. Collected works, in 6 vol. Ed. A.V. Zaporozhets _ M.: Peadgogika, 1982-1984. Vol. 4 : Children psychology. Ed. D.B. Elkonin. 1984. 433 p. [in Russian]

11. Gaisina G.I. Cultorological approach in pedagogical research. - Ufa, Vagant, 2007. 304 p. [in Russian]

12. Gorokhova I.F. Forming key competences of schoolchildren at Technology classes via the interactions of the main and additional equipment [Electronic resource]. - M.: ID «Pervoe sentyabrya», 2009. - Available at http:// festival. 1September.ru/frtikles/505471 [in Russian]

13. Donskaya T.K. Russian national school: problems and solutions. - SPb.: Sudarynya. 1998. 108 p. [in Russian]

14. Zeer E.F. Competence approach to education. Obrazovanie i nauka. 2005.№3. P. 27-40. [in Russian]

15. Conception of preservation and development of choral culture in RF. Russian choral society [Electronic resource]. - Available at: http://npvho.ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj -kultury-v-rf. [in Russian]

16. Korikov A.M., Pavlov S.N. System theory and system analysis. - M.: INFRA-M, 2017. 288 c. [in Russian]

17. Krylova N.B. Forming the culture of the future specialist. - M.: Vysshaya shkola, 1990. 141. [in Russian]

18. Kuzmin V.P. Principle of systematicity and methodology of K.Marx. - M.: Politizdat, 1986. 401 p. [in Russian]

19. Leontiev A.A. What is activity approach in education? // Nachalnaya shkola: plus-minus. 2001. №. 1. P. 3-6.. [in Russian]

20. Matushansky G.V., Kudakov O.R. Methodological principles of competence approach in professional education. KPZh. 2009. №11-12. P.41-47. [in Russian]

21. On the conception of modernization of the Russian education for the period till 2010. Order of the Ministry of Education of 11. 02. 2002 . № 393. [Electronic resource]. -Available at: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml. [in Russian]

22. Pedagogical dictionary. - M.: Pedagogika, 2010 [Electronik resource]. - Available at: http://www.pedpro.ru/termins/51 .htm. [in Russian]

23. Social management. Dictionary. Ed. by V.I. Dobrenkov, I.M Slepenkov. - M.: Izd-vo MGU, 1994. 208 p. [in Russian]

24. Strategy of upbringing in the Russian Federation for the period till 2025 // Rossiskaya gazeta. Federal issue №6693 (122) [Electronic resource]. - Available at: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html]. [in Russian]

<u m

<u

c; ц

о

About the authors:

Bairamova Lyudmila Valerievna, Postgraduate student, Department of Pedagogy |

and Psychology, Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, Email: | o

zubova [email protected] m

— ^^ m m

Pererva Oksana Yurievna, Associate Professor, Department of Choir Singing Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, Academic title of Associate I. o Professor, Email: [email protected] ■©■ o

Katricheva Tatyana Yurievna, Associate Professor, Department of Musical education, 2 specialist, Department of Science and Innovations, Chelyabinsk State Institute of Culture Chelyabinsk, Russia, Email: [email protected]

:

о

X

:

о

For citation: Bairamova L.V., Pererva O.Yu., Katricheva T.Yu. Theoretical and $

methodological approaches to the formation of civil-aesthetic competence of teenagers in the choir collective // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - °

T ^

E °

о ^ c;

T

:

о

Vol. 13. - No. 4. Р. 107-117. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-107-117 % G

i о

о ^

* о

s i

н го

<u ет

ü. ?

ф а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.