DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-3-18-25
УДК 784(075.32) ББК 85.314.1
Л.В. Байрамова, И.С. Кашина, О.Ю. Перерва (Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)
ПОТЕНЦИАЛ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА
КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ
В статье автор определяет актуальность исследуемой проблемы из-за нарастающей угрозы национальной безопасности в области культуры. Хоровое пение, обладающее духовно-нравственным содержанием, эмоционально-эстетическим и граждан-ско-патриотическим влиянием на исполнителей и слушателей хоровых произведений, может выступать средством приобщения подрастающего поколения к национальным и культурным ценностям русского народа. Хоровой коллектив представляет собой социокультурную площадку для формирования гражданско-эстетической компетенции личности, которая выступает как результат интеграции гражданско-нравственного и эстетического воспитания, формирования основ гражданской идентичности, ценностного отношения к Родине, народной культуре, ее богатым художественно-эстетическим традициям. Потенциал хорового коллектива как социокультурной среды формирования гражданско-эстетической компетенции определяется совокупностью его функций: воспитательной, когнитивной, коммуникативной, художественно-эстетической, рекреационной.
Ключевые слова: хоровой коллектив, гражданско-эстетическая компетенция, социокультурная среда, функции хорового коллектива, личность. формирование гражданской идентичности.
L.V. Bairamova, I.S. Kashina, O.Yu. Pererva (Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia)
ro m
<u
<u IZ
Q о
го x s
Э
ro
b
ro m о S ro
>s ro
LO
m
POTENTIAL OF CHORUS GROUP AS A SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT TO FORM CIVIC AND AESTHETIC COMPETENCVE OF PERSONALITY
Topicality of the researched problem due to the growing threat to national safety in the cultural area is discussed. Choral singing has spiritual and moral content, emotional, aesthetic, civic and patriotic impact on the singers and listeners of choral pieces and can be a means to involve the young generation in the national and cultural values of the Russian people. Corus group is a social and cultural platform to form the civic and aesthetic competence of personality, being a result of the integration of civic, moral and aesthetic education, forming civic identity, values based attitude to Motherland, folk culture and its abundant artistic and aesthetic traditions. Potential of the chorus group as a social and cultural environment to form civic and aesthetic competence is determined by the complex of its functions: educational, cognitive, communicative, artistic, aesthetic and recreational.
Keywords: chorus group, civic and aesthetic competence, social and cultural environment, chorus group functions, personality, formation of civic identity.
На данном этапе культу рно-историче-ского и экономико-политического развития современного российского общества остро встала проблема национальной безопасности в области культуры. Риску подвергаются традиционные российские духовно-нравственные, художественно-эстетические и гражданские ценности, единство многонационального народа также находится под угрозой внешней культурно-массовой и информационной экспансии, вследствие чего неумолимо снижается гражданско-эстетическая компетенция подрастающего поколения.
Хоровое пение, имеющее многовековые традиции, обладает богатым духовно-нравственным содержанием, эмоционально-эстетическим и граждан-ско-патриотическим влиянием на исполнителей и слушателей хоровых произведений и может выступать «средством социокультурного воспитания, формирования социального опыта и социально значимых позиций личности» [2].
Остро встает необходимость использования потенциала хоровой культуры для формирования и укрепления гражданской идентичности, сохранения российских культурных, нравственных, эстетических ценностей и единства культурного пространства [12].
Развитие хоровой культуры является катализатором культурного развития страны, которое способно обеспечить высокие результаты в развитии науки, образования, экономики, а также воспитание гражданско-нравственного поколения, духовные ориентиры которого нацелены сохранение и приумножение культурных ценностей, патриотизм, национальную и личностную самоидентификацию, обладающее чувством гордости за свою страну, отечественную историю и культуру, а также проявляющее уважение к культуре и традициям других народов.
Хоровой коллектив является одной из ключевых площадок развития граж-данско-эстетической культуры и формирования соответствующих компетенций. Общение с высоким искусством способ-
но ориентировать молодежь на высокие художественные ценности, облагораживать душу, совершенствовать систему ценностных ориентаций.
Хоровое пение как эстетический процесс, по мнению О.А. Крупиной, для России является «исконным достоянием, отразившим в своем историческом развитии вехи становления русской национальной культуры. Как известно, русская хоровая культура уходит своими корнями в глубь веков» [7].
Согласимся с мнением А.И. Юдиной, которая характеризует социокультурную среду как, «во-первых, результат всей совокупности культурной деятельности общества - прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций социально-культурной сферы, произведения искусства и т. п.); во-вторых, как институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею; в-третьих, как область творческой реализации духовного потенциала личности» [13].
Таким образом, социокультурная среда является фактором социального развития человека при условии личностного освоения индивидуумом (выработки собственного позитивного отношения) ценностно-смыслового наполнения различных форм культурной деятельности [14].
Хоровой коллектив как социокультурная среда с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоционально-эстетический, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается, по мнению Е.В. Александровой, испытанным средством формирования и развития гуманистической, коллективно-ориентированной личности, способной всесторонне проявить и утвердить свою индивидуальность; педагогическим инструментом гражданско-нравственного воспитания, образования народных масс, повышения общей культуры подрастающего поколения, социокультурного воспитания, формирования социального опыта и социально значимых позиций личности [3].
I
го со о
О
2
ч
ф
О
о ^
о ^
<0 £
ьг ф
£ <й
Ш I-
ф ^ с;
с; о
0 ^ ^ о
е ?
° !Е
§ &
& &
х "
г- °
ГО О
§■ £
^ а
ф ^
Дэ £
1__1_
го
ш
ф
ф
с
2
0 го"
1 ^
Э
го ^
о
го ш
о ^
го
го ш
т
Описанные личностные характеристики подростков достаточно полно проявляются при гармонично сформированных гражданско-эстетических ценностных ориентациях, представляющих собой результат интеграции гражданско-нравственного и эстетического воспитания, формирования основ гражданской идентичности, ценностного отношения к Родине, народной культуре, ее богатым художественно-эстетическим традициям.
А с точки зрения Б.М. Теплова, который занимался психологией музыкальных способностей, именно «хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства, ведь голос - «инструмент», данный человеку от рождения, совершенствуется вместе с его ростом и развитием. А воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций» [10, с.10].
Хоровой коллектив является социокультурной средой, в которой содержательно-эмоциональное воздействие как традиционного фольклорного и классического хорового произведения, так и сложившаяся психоэмоциональная обстановка в коллективе способствуют воспитанию гражданско-нравственных и художественно-эстетических ценностей, являясь инструментом (площадкой) формирования гражданско-эстетической компетенции.
Обращаясь к потенциалу хорового коллектива в формировании граждан-ско-эстетической компетенции, остановимся на функциях, присущих хоровому коллективу.
Анализируя мнения специалистов в области хорового искусства, акцентируем внимание на мнении Е.А. Боди-ной, которая в своих работах описывала следующие социальные функции кон-цертно-хоровой деятельности: «коммуникативная (актуализация творчества композитора в акте общественного достояния); познавательная (познание нового в музыкальном искусстве); общественно-просветительская; воспитательная (раз-
витие музыкального мышления, воспитание культуры эмоций, слушательской культуры и др.); гедонистическая (эстетическое наслаждение)» [5, с. 271].
В свою очередь, исследуя русское хоровое пение, А.Р. Шарипова, выделяет специфические функции этого явления:
- «коммуникативная как способ человеческого общения;
- отражательная как олицетворяющая действительность (идеи, эмоции, окружающий социум);
- воспитательная и преобразовательная как преобразующая человека и общество;
- историческая как взаимовлияние исторически изменяющихся форм хорового пения на современное видение общества и общества на хоровые формы;
- познавательно-просветительная как концертно-исполнительская хоровая деятельность;
- экзистенционально-этическая как «очеловечивающая»;
- эвдемоногизирующая («осчастливливающая»);
- катарсическая (очищающая душу под влиянием произведений хорового искусства);
- философско-мировоззренческая («гармонизующая»)» [11].
Опираясь на теоретический анализ, нами были выделены следующие функции хорового коллектива, оказывающие влияние на формирование гражданско-эстетической компетенции подростка: воспитательная, когнитивная, коммуникативная, художественно-эстетическая, рекреационная.
Воспитательная функция подразумевает под собой гармонизацию души ребенка, восхождение к его человеческой сути, воспитание культуры эмоций, развитие нравственного сознания, социально значимых качеств личности, осмысленное принятие гражданско-эстети-ческих и культурных общечеловеческих ценностей (самоопределение личности, уважение человеческого достоинства,
национальных традиций, патриотизм и др.), развитие музыкального мышления, слушательской культуры и др.
Хоровое пение, с точки зрения Е.В. Александровой, есть природосообразная (сообразная природе человека) воспитательная технология формирования в человеке гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности жизни [2].
Когнитивная функция заключается в осуществлении музыкального образования (просвещения) в хоровом коллективе, изучении классических произведений и русского фольклора (каждый из которых освещает конкретную историческую эпоху), обучении музыкальной грамоте, певческому звуку, мелодичному и гармоническому слуху, чувству ритма и лада, дыханию, дикции, ансамблю; ребенок осваивает закономерности музыкального языка, постигает различные средства музыкальной выразительности, проявляет способность к слуховым представлениям.
Хоровая музыка неразрывно связана со словом, содержание ее раскрывается через поэтический текст, воплощенный в музыкальной интонации. Так, в хоровом пении, которое являлось частью жизни народа, воплощены черты народного характера, психологии, особенностей быта, страницы истории [11].
Исторический компонент хорового пения подтверждал и Б.В. Асафьев [4, с. 5], который «находил в музыке не грубое отражение реальной действительности нашей жизни и переживаний, а воплощение «картины мира», и через познание принципов становления музыкального процесса считал возможным приблизиться к пониманию мироустройства, поскольку процесс звукового становления сам по себе и есть отражение «картины мира» [11].
Главным направлением в работе хорового коллектива, кроме чисто музыкальной, по мнению Н.В. Аверина, «становится работа по расширению их кругозора, создание особой духовной об-
становки, воспитание вкуса. Только при этих условиях будет возможно создание и глубокое постижение художественного образа произведения - важнейшей части работы по воспитанию детского хора как художественного коллектива, несущего людям свет и радость» [1, с. 117].
Таким образом, личность в хоровом коллективе не только обучается музыкальному искусству, но и формирует в своем сознании такие ценности, как уважение к национальным традициям и культуре, родной природе, историческую грамотность, патриотизм, толерантное отношение к другим народам, гносеологическую оценку жизни и действительности.
Коммуникативная функция обусловлена тем фактом, что процесс хорового пения всегда связан с коллективным действием. В хоре все помогают друг другу, поддерживают, объединены общей эмоцией, каждый несет ответственность, так как все делают общее дело [8].
В процессе межличностного общения с участниками коллектива и преподавателем обучающиеся осваивают нормы и правила поведения в творческом коллективе, дисциплину, приобретают опыт межличностного взаимодействия, решения конфликтов, нередко проявляются лидерские качества, а также формируются такие гражданские ценности, как толерантность, ответственность, активность, уважение прав и свобод человека и т. д.
В коммуникативную составляющую входит также такая социальная функция хорового пения, как трансляция (а также интерпретация) музыкального произведения исполнителем, доносящим до слушателя мысли и чувства автора.
В.Ф. Одоевский описывая этот факт, писал, что «слушание является формой контактно-коммуникативных отношений: «субъект - объект» («слушатель -музыкальное произведение») и «субъект -субъект» («слушатель - автор музыки или ее исполнитель»). Диалогический характер такого взаимодействия заключается
I
го со о
О
2 Ч Ф
О
о ^
о ^
<0 £
ьг ф
£ <й
Ш I-
ф ^ с;
с; о
0 ^ ^ о
° !Е
§ £
° §
X I
г- °
ГО о
§■ £
^ а
ф ^
° £
1__1_
го
со ф
ф
С
2
0 го"
1
э
го ^
О
го ш
о ^
го
го ш
т
в том, что музыка становится для слушателя выражением мироощущения и мировоззрения того «другого», который обращается к слушателю на языке музыки, сообщает ему нечто важное о себе, своей эпохе, делится опытом отношений с миром как личным духовным достоянием. Такой диалог носит личный характер, в результате которого эмоции и чувства автора музыки или исполнителя передаются слушателю, опосредуются в контексте его личного духовного мира» [9, с. 67].
Художественно-эстетическая функция связана с гедонистическим свойством музыкального искусства в целом (хоровым пением в частности), формирующим эстетическое сознание, вкус, эмоции и понятие о прекрасном.
Развивая внутренний слух, участники хорового коллектива погружаются в поток музыкального воображения и испытывают глубокие эмоциональные переживания [8].
Более того, длительное участие в художественном процессе хорового исполнительства, сопровождающееся анализом произведений классики и современного музыкального искусства, способствует тому, что «дети начинают критически воспринимать огромную музыкальную информацию, льющуюся на них из внешнего мира. Пение в хоре воспитывает в ребятах способность понимать, любить и ценить искусство подлинное, волнующее, отражающее глубокие чувства и мысли» [8].
При этом хотелось бы отметить, что эстетическая ценность музыкального произведения определяется духовными потребностями данного исторического социума, что естественным образом влияет на восприятие личности.
Музыкальное произведение формирует в сознании участника хорового коллектива целую палитру музыкально-слуховых представлений, в свою очередь он оценивает художественную выразительность, звуковысотный и ритмический рисунок, пытается понять эмоционально-образный смысл музыкальной речи.
Рекреационная функция проявляется, когда участники хорового коллектива испытывают терапевтический эффект восстановления, душевного и эмоционального подъема, гедонистического наслаждения при исполнении музыкальных произведений.
«Пение стало формой эмоционального самовыражения певца», - говорит М.В. Костогорова, - «способом реализации желания раскрыть свои голосовые возможности, при этом присутствует стремление к активному волевому проявлению себя посредством живого звучания голоса» [6].
Хоровое (совместное) пение является одним из показателей уровня здоровья нации, так как во все времена на праздниках, свадьбах и днях рождениях наши люди поют хором, получая от этого невероятное удовольствие и наслаждение.
Таким образом, хоровой коллектив как социокультурная среда формирования гражданско-эстетической компетенции имеет следующие положительные особенности (потенциал):
- в хоровом коллективе высокий уровень воспитания уважения человеческого достоинства, национальных традиций и патриотизма, общечеловеческих, культурных ценностей и норм поведения, гармонизации души и музыкального мышления, развития нравственного сознания и социально значимых качеств личности и др.;
- за счет музыкального образования участники хорового коллектива не только осваивают закономерности музыкального языка и средств выразительности, но и исторически просвещаются, изучая классические произведения, русский фольклор, а соответственно, и конкретную историческую эпоху;
- коллективная деятельность способствует формированию положительных личностных качеств, необходимых для общего дела (ответственность, активность,
самостоятельность, чувство локтя, дисциплинированность, толерантность, уважение, лидерство и др.);
- концертно-хоровое пение является способом трансляции в общество традиционных форм культуры, общечеловеческих ценностей и эстетического способа познания картины мира;
- художественно-эстетическая направленность хорового искусства позволяет оценивать человеку реальность с точки зрения канонов подлинного искусства, воспитывая эстетический вкус и формируя эстетическое сознание;
- душевный и эмоциональный подъем при исполнении музыкального произведения хором является показателем здоровья нации.
Библиографический список:
1. Аверина Н.В. Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве: дисс. ... канд. искусств. М., 1996. -117 с.
2. Александрова Е.В. Хоровое пение в системе социокультурного воспитания личности // Вестник КГУ им. Н А. Некрасова, 2009. - №3. -С. 314-317.
3. Александрова Е.В., Жулябина М.Л. Хоровое пение как элемент возрастной субкультуры в аспекте преемственности и конфликтности поколений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика, 2015. - Т. 21. - №2. -С. 191-194.
4. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: сб. ст. / сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980. - 216 с.
5. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки (эволюция и современные тенденции реализации): дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1992. - 361 с.
6. Костогорова М.В. Вокально-хоровое пение как форма духовно-нравственного воспитания личности // Гумани-
тарный вектор. Серия: Педагогика, психология, 2011. - №2. - С. 154-157.
7. Крупина О.А. Андрагогические аспекты работы с любительским хоровым коллективом // Человек и образование. - 2010. - №4. С. 118-120.
8. Махинько Е.П. Влияние музыки на развитие личности подростков в процессе хорового исполнительства [Электронный ресурс] // Издательство АЭО. - Режим доступа: https://edit.muh.ru/wp-content/mag/ ^у/10_2009/05^£
9. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. - М.: Современник, 1982. -223 с.
10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды. В 2 т. - Т.1. - М., 1985. - 328 с.
11. Шарипова А.Р. Сущность русского хорового пения как феномена культуры // Вестник ВятГУ - 2010. - №4. С. 112-115.
12. Шарипова А.Р. Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры: дисс. канд. филос. наук. - Казань, 2010. - 175 с.
13. Юдина А.И. Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона как основа социализации молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №19-2. С. 195-203.
14. Ярошенко Н.Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник МГУКИ. 2012. - №6 (50). С. 130-134.
Поступила 07.09.2021
I
го со о
О
2 Ч Ф
О
о ^
о ^
<0 £
ьг ф
£ <й
Ш I-
ф ^ с;
с; о
0 ^ ^ о
е ?
° !Е
§ &
& &
х "
г- °
ГО О
§■ £
^ а
ф ^
° £
1__1_
Об авторах:
Байрамова Людмила Валерьевна, аспирант кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры (г. Челябинск, Россия), [email protected]
Кашина Ирина Сергеевна, аспирант кафедры педагогики и этнокультурного образования кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Россия), [email protected]
Перерва Оксана Юрьевна, доцент кафедры народного хорового пения. Челябинский государственный институт культуры, (г. Челябинск, Россия), доцент, [email protected]
Для цитирования: Байрамова Л.В., Кашина И.С., Перерва О.Ю. Потенциал хорового коллектива как социокультурной среды формирования гражданско-эстетической компетенции личности // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. -Т. 13. - № 3. С. 18-25. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-3-18-25
References:
1. Averina N.V. Repertoire problem in the children choir singing. Dis.... kand. isskusstv. -M., 1996. - 117 p. [in Russian]
2. Aleksandrova E.V. Choir singing in the system of personality social and cultural education // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. - 2009. - №3. P. 314-317. [in Russian]
3. Aleksandrova E.V., Zhulyabina M.L. Choir singing as an element of age subculture in the aspect of generation succession and conflict // Vestnik Kostromskogo Gosudarstvennogo universiteta. Series: Pedagogy, Psychology, Sociokinetics. - 2015. - Vol. 21. - №2. P. 191-194. [in Russian]
4. Asafiev B.V. On choral art. Coll. articles. Comp. and comm. by A. Pavlova-Arbenina. -L.: Musyka, 1980. - 216 p. [in Russian]
5. Bodina E.A. Educational function of music (evolution and contemporary realization tendencies). Dis ... dokt.ped.nauk. - M., 1992. - 361 p. [in Russian]
6. Kostogorova M.V. Vocal choir singing as a form of spiritual moral education of personality. Gumanitarnyi vector. Series: Pedagogy, Psychology. - 2011. - №2. P. 154-157.
7. Krupina O.A. Andragogic aspects of working with amateur chorus group // Chelovek i obrazovanie. - 2010. - №4. P. 118-120. [in Russian]
8. Makhinko E.P. Influence of music on the development of teenager personality in the process of choir singing [Electronic resource] // Izdatelstvo AEO. - Available at: https://edit.muh.ru/wp-content/mag/trudy/10_2009/05.pdf. [in Russian]
9. Odoevsky V.F. On literature and art. - M.: Sovremennik, 1982. - 223 p. [in Russian]
10. Teplov B.M. Psychology of musical skills. Selected works in 2 vol. Vol.1. - M., 1985. - 328 p. [in Russian]
^ 11. Sharipova A.R. Essence of the Russian choir singing as a cultural phenomenon //
0 Vestnik VyatGU. - 2010. - №4. P. 112-115. [in Russian]
£ 12. Sharipova A.R. Essence of the Russian choir singing as a spiritual cultural phenomenon.
1 Dis ... kand.filos.nauk. - Kazan, 2010. - 175 p. [in Russian]
(U
* 13. Yudina A.I. Fomation of social and cultural environment in the system of regional infrastructure as a basis for the socialization of young people // Vestnik Kemerovskogo <o gosudarstvennogo universiteta kultury i isskusstv. - 2012. - №19-2. P. 195-203.
[in Russian]
14. Yaroshenko N.N. Developmental environment and social and cultural activities in the lo context o cultural pedagogy // Vestnik MGUKI. - 2012. - №6 (50). P. 130-134. [in Russian]
CO m
<D
<D IZ
0Q
About the authors:
Bairamova Lyudmila Valerievna, Postgraduate student, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, [email protected]
Kashina Irina Sergeevna, Postgraduate student, Department of Pedagogy and Ethnocultural Education, Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, [email protected]
Pererva Oksana Yurievna, Associate Professor, Department of Choir Singing, Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, Academic title of Associate Professor, [email protected]
For citation: Bairamova L.V., Kashina I.S., Pererva O.Yu. Potential of chorus group as a social and cultural environment to form civic and aesthetic competencve of personality // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. -Vol. 13. - No. 3. P. 18-25. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-3-18-25
к
S
I
го
ш
о
S
S
О
2
Ч
Ф
О
JS
о
I
^ S
н о
о
^ о s j I т S с;
о s
о s
^ j
го I
^ Ф
го н ф
ш с
S Ё S о
ф
с; >s
ц о
о ^
^ о
о ф т
о S
m
о ф н о
о X (0
ц о ^
го о
S I
J го
I
ф
н о IZ го 1_