Научная статья на тему 'Произведения современных композиторов в репертуаре хорового коллектива'

Произведения современных композиторов в репертуаре хорового коллектива Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1113
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОР / ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ КОМПОЗИТОРЫ / РЕПЕРТУАР / CHOIR / CHORAL ART / CHORAL SINGING / MODERN COMPOSERS / REPERTOIRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степина Наталья Валерьевна, Агибалова Ольга Александровна

Отечественная хоровая музыка на протяжении многих столетий является воплощением нравственных, философских, художественно-эстетических взглядов общества на разных этапах развития. Хоровое музицирование центр интеллектуального притяжения и транслятор духовных ценностей. Для поддержания высокого эстетического тонуса коллектива в репертуаре должны быть самые различные произведения, объединенные высокохудожественным уровнем своего содержания. Подбор хорового репертуара это художественный процесс, нацеленный на развитие творческой активности исполнителей и развитие его музыкальных способностей посредством вокально-хоровых сочинений. Хоровой репертуар является основополагающим фактором в формировании музыкальной культуры учащихся. В статье затрагивается крупный пласт хорового репертуара произведения современных композиторов. Автор делает вывод, что хоровой репертуар обязательно должен включать в себя сочинения современных композиторов, чьи произведения должны стать результатом поиска новых средств музыкально-хоровой выразительности, передающих атмосферу нашей действительности. Современное хоровое пространство представляется важным для отображения и осмысления культуры наших дней. Эта тема находится в постоянном постижении и движении. А значит и проблема современного хорового искусства неисчерпаема и имеет тенденцию к постоянному углубленному изучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKS OF MODERN COMPOSERS IN THE REPERTOIRE CHOIR TEAM

For many centuries, domestic choral music has been the embodiment of moral, philosophical, artistic and aesthetic views of society at different stages of development. Choral music-making is a center of intellectual attraction and a translator of spiritual values. To maintain a high aesthetic tone of the collective in the repertoire should be a variety of works, combined with a highly artistic level of their content. The selection of the choir’s repertoire is an artistic process aimed at developing the creative activity of performers and developing its musical abilities through vocal and choral compositions. The choral repertoire is a fundamental factor in shaping the musical culture of students. The article touches upon a large stratum of choral repertoire works by modern composers. The author concludes that the choral repertoire must necessarily include the works of contemporary composers, whose works should be the result of a search for new means of musical choral expressiveness that convey the atmosphere of our reality. The modern choral space is important for displaying and understanding the culture of our days. This topic is in constant comprehension and movement. This means that the problem of contemporary choral art is inexhaustible and has a tendency to constant in-depth study.

Текст научной работы на тему «Произведения современных композиторов в репертуаре хорового коллектива»

Stepina Natalya Valerievna, Agibalova Olga Alexandrovna WORKS OF MODERN COMPOSERS IN THE REPERTOIRE ..

pedagogical sciences

УДК 378

DOI: 10.26140/knz4-2019-0804-0021

ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ В РЕПЕРТУАРЕ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

© 2019

Степина Наталья Валерьевна, председатель ПЦК «Хоровое дирижирование» Агибалова Ольга Александровна, преподаватель

Тольяттинский музыкальный колледж им.Р.К.Щедрина (445021, Россия, Тольятти, б-р Ленина,7, e-mail: step-natali@mail.ru)

Аннотация. Отечественная хоровая музыка на протяжении многих столетий является воплощением нравственных, философских, художественно-эстетических взглядов общества на разных этапах развития. Хоровое музицирование - центр интеллектуального притяжения и транслятор духовных ценностей. Для поддержания высокого эстетического тонуса коллектива в репертуаре должны быть самые различные произведения, объединенные высокохудожественным уровнем своего содержания. Подбор хорового репертуара - это художественный процесс, нацеленный на развитие творческой активности исполнителей и развитие его музыкальных способностей посредством вокально-хоровых сочинений. Хоровой репертуар является основополагающим фактором в формировании музыкальной культуры учащихся. В статье затрагивается крупный пласт хорового репертуара - произведения современных композиторов. Автор делает вывод, что хоровой репертуар обязательно должен включать в себя сочинения современных композиторов, чьи произведения должны стать результатом поиска новых средств музыкально-хоровой выразительности, передающих атмосферу нашей действительности. Современное хоровое пространство представляется важным для отображения и осмысления культуры наших дней. Эта тема находится в постоянном постижении и движении. А значит и проблема современного хорового искусства неисчерпаема и имеет тенденцию к постоянному углубленному изучению.

Ключевые слова: хор, хоровое искусство, хоровое пение, современные композиторы, репертуар.

WORKS OF MODERN COMPOSERS IN THE REPERTOIRE CHOIR TEAM

© 2019

Stepina Natalya Valerievna, teacher of choral disciplines, chairman of the PCC «Choral conducting» Agibalova Olga Alexandrovna, teacher Togliatti College of Music named after R.K.Shedrin

(445021, Russia, Togliatti, b. Lenina, 7, e-mail: step-natali@mail.ru)

Abstract. For many centuries, domestic choral music has been the embodiment of moral, philosophical, artistic and aesthetic views of society at different stages of development. Choral music-making is a center of intellectual attraction and a translator of spiritual values. To maintain a high aesthetic tone of the collective in the repertoire should be a variety of works, combined with a highly artistic level of their content. The selection of the choir's repertoire is an artistic process aimed at developing the creative activity of performers and developing its musical abilities through vocal and choral compositions. The choral repertoire is a fundamental factor in shaping the musical culture of students. The article touches upon a large stratum of choral repertoire - works by modern composers. The author concludes that the choral repertoire must necessarily include the works of contemporary composers, whose works should be the result of a search for new means of musical choral expressiveness that convey the atmosphere of our reality. The modern choral space is important for displaying and understanding the culture of our days. This topic is in constant comprehension and movement. This means that the problem of contemporary choral art is inexhaustible and has a tendency to constant in-depth study.

Keywords: choir, choral art, choral singing, modern composers, repertoire.

Введение. Отечественная хоровая музыка на протяжении многих столетий является воплощением нравственных, философских, художественно-эстетических взглядов общества на разных этапах своего развития. «Пение в хоре является... народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познается не отвлеченно, без связи с окружающей жизнью, а идет рядом с ней, украшает, обогащает ее». Это высказывание известного хорового деятеля, дирижера А.В.Свешникова очень точно характеризует осмысление хорового музицирования как коллективного творчества в союзе с восприятием окружающего мира.

В век невиданных трагедий и бесконечных испытаний сама Музыка и непосредственно хоровое музицирование может и должно стать центром интеллектуального притяжения и транслятором духовных ценностей. Если мы не можем изменить мир вокруг нас, мы можем изменить мир внутри себя. В том числе и с помощью хорового искусства, обладающего огромным потенциалом эмоционального воздействия на слушателя.

Профессионалы хорового дела знают, что особая часть микрокосмоса каждого хориста, воспринимающего и создающего звучащее пространство, позволяет почувствовать себя немного счастливее и стать более гармоничными личностями начиная с самого юного возраста.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Любому

хоровому коллективу необходима хорошо сформированная музыкальная среда, которая благодаря точно выверенному репертуару создаст условия для благоприятного художественно-музыкального развития и роста, как всего поющего братства, так и для каждого хориста в отдельности.

В хоровом сообществе существуют множество самых разных определений репертуара. Приведем лишь некоторые из них:

- репертуар - визитная карточка коллектива;

- репертуар - насущный хлеб хора;

- репертуар - зеркало, в котором мы видим «лицо» хора;

- репертуар - звуковая карта, на которой видны творческие маршруты хора;

- репертуар - манометр, показывающий мощность и возможности хора.

Объединяя в единое слово все вышесказанное, можно сказать, что репертуар - это своеобразный стержень музыкальной жизни коллектива. Владение хоровым репертуаром - залог успешной хоровой деятельности любого коллектива вне зависимости от его состава и уровня.

Подбор хорового репертуара - это художественный процесс, нацеленный на развитие творческой активности исполнителей и развитие его музыкальных способностей посредством вокально-хоровых сочинений. Хоровой репертуар является основополагающим факто-

педагогические науки

Степина Наталья Валерьевна, Агибалова Ольга Александровна ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ В РЕПЕРТУАРЕ ...

ром в формировании музыкальной культуры учащихся. Для поддержания высокого эстетического тонуса коллектива в репертуаре должны быть самые различные произведения, объединенные высокохудожественным уровнем своего содержания.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

По словам известного хормейстера В. Г. Соколова, уже при его подборе руководитель обязан учитывать постепенное совершенствование технических навыков и художественно-исполнительский рост хора. Руководитель должен всегда иметь в виду возможности конкретного коллектива, его качественный состав. Вопросы значения современного пласта хоровой музыки в общем контексте музыкального воспитания рассматривали такие исследователи как Осеннева М.С., Аверина Н.В., Козырева И.В., Дынник М.В. и многие другие [1-9].

Методология.

Верно подобранный репертуар является «барометром» творческого роста коллектива, а также способствует погружению певцов в творческий процесс, стимулируя рост вокально-хоровых способностей учащихся.

Учитывая многолетний опыт хоровой деятельности, а также кураторства в музыкальных школах города, авторами предлагается следующее распределение годового списка хоровых сочинений.

Таблица 1 - Примерное распределение количества произведений в жанра-типовом соотношении.

Классификация типов и жанров Количество (в год)

Произведения эпохи Возрождения 1-2

Русская классика 1-2

Зарубежная классика 1-2

Песни народов мира 3-4

Русская духовная музыка 1-2

Западная духовная музыка 1-2

Патриотические произведения 2-3

Сочинения современных авторов 2-3

Переложения инструментальных сочинений, хоры из мюзиклов и т д. 2-3

Популярная музыка 1-2

*Составлено автором

Из таблицы видно, что четыре последних строки по сути чаще всего являются современными сочинениями. Что позволяет сделать вывод о том, что их доля в годовом репертуаре хора является самой весомой. Следовательно, внимание руководителей хоровых коллективов к этой части репертуара должно быть самым пристальным.

Результаты. Хоровой репертуар как основополагающий фактор в формировании музыкальной культуры учащихся должен включать в себя сочинений современных композиторов, чьи произведения должны стать результатом поиска новых средств музыкально-хоровой выразительности, передающих атмосферу нашей действительности, ее беспокойные ритмы и мелодии. Высокое профессиональное качество музыкально-литературного материала - вот что, прежде всего, должно быть мерилом современного педагога-хормейстера при выборе репертуара.

Современная хоровая музыка для детского (или женского) хора широко представлена такими известными композиторами России как Е.Подгайц, В.Усович, М.Славкин, А.Кулыгин, И.Кадомцев, С.Смирнов, С.Плешак и многие другие достойные авторы. К сожалению, их новейшие музыкальные произведения до музыкальных школ российской глубинки просто не доходят. Некоторые из них являются недоступными по степени своей сложности.

Но не следует забывать, что существует хоровое

творчество и в малых городах страны. В России много новых и интересных композиторов, и они также представляют облик современной певческой России.

Живая творческая связь с композиторами-современниками видна на примере сотворчества хора девушек «Вдохновение» ГБПОУ «Тольяттинского музыкального колледжа им.Р.К.Щедрина». Долгие годы общения коллектива и его руководителя с известными композиторами привели к тесному сотрудничеству и пропаганде коллективом сочинений таких авторов как: Сергей Плешак (г.Санкт-Петербург), Анатолий Тепляков (г.Иркутск), Виктор Ахмаметьев (г.Саратов), Максим Басок (г.Екатеринбург), Елена Шатрова (г.Казань), Владимир Четвертаков (г.Тольятти) и другими. Музыка, созданная этими композиторами, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык музыкантов чрезвычайно изыскан и вместе с тем демократичен, доступен и юным исполнителям, и юношеству.

Нельзя забывать, что применение так называемого музыкально-краеведческого материала в образовательном процессе способствует решению общих задач обучения и воспитания учащихся. Песенный жанр у Светланы Мышкиной занимает огромное место в творчестве и знаком всей губернии. Детская музыка занимает значительное место в творчестве самарских композиторов: Леонида Вохмянина, Алла Виноградова, Елены Лиманской, Вячеслава Шевердина, Леи Витковской, Илоны Дягилевой, Галины Разбаевой и многих других самарских творцов [10].

Имена Марка Левянта, Павла Плаксина, Григория Файна хорошо знакомы хормейстерскому сообществу не только на самарской земле, но и далеко за ее пределами.

Благодаря достаточно широкому спектру сложности произведений руководители хоровых коллективов от младшего состава до студенческого уровня могут выбрать сочинения как для своего рабочего, так и для концертного репертуара.

Специфика компонентов произведений местных современных авторов позволяет не только познакомить учащихся с произведениями современных авторов, но и показать местный многонациональный колорит. Такая музыкальная практика, несомненно, пойдет на пользу развития музыкального кругозора певцов.

Освоение современного хорового репертуара должно идти непрерывно и постоянно. Чем раньше начнется приобщение певцов к сочинениям современных композиторов, тем раньше они смогут постичь многообразие индивидуальных художественно-эстетических вкладов современных авторов в общую картину русской хоровой культуры.

Выводы. По словам русского критика и знатока хорового искусства Владимира Стасова, хор должен выполнять художественные задачи своего времени [11, с. 362]. Применение сочинений современных композиторов в обучении учащихся музыкальных школ и школ искусств, а также студентов профильных учреждений открывает перед ними широкие возможности для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности в условиях полистилистики музыкального пространства.

Произведения современных композиторов петь необходимо. Это способствует обогащению интонационного багажа учащихся, приучая их к восприятию современных гармонических оборотов, многообразию средств музыкальной выразительности. И тогда можно будет увидеть, осмыслить и оценить не только отдельные «звезды» - композиторов-современников, а целый Млечный путь современного хорового искусства.

Современное хоровое пространство представляется важным для отображения и осмысления культуры наших дней. Эта тема находится в постоянном постижении и движении. А значит и проблема современного хорового искусства неисчерпаема и имеет тенденцию к постоянному углубленному изучению.

Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)

81

Stepina Natalya Valerievna, Agibalova Olga Alexandrovna WORKS OF MODERN COMPOSERS IN THE REPERTOIRE ..

pedagogical sciences

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Козырева И.В., Романова Н.Г., Мигунова М.Г. Хоровой репертуар как основополагающий фактор в формировании музыкальной культуры учащихся http://www.rusnauka.com/15_NPN_2013/ MusicaAndLife/1_136777.doc.htm

2. Дынник М. В. Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов http://childpsy.ru/dissertations/id/18410.php

3. Аверина Н.В. Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 https://search.rsl.ru/ru/record/01000081713

4. Методические аспекты анализа хоровых произведений Фаттахова Н.Т., Жанабаева Р.К., Примкулова Ш.Н. Журнал Мир науки, культуры, образования Выпуск № 2 (39) / 2013 //http://cyberleninka. ru/article/n/metodicheskie-aspekty-analiza-horovyh-proizvede//

5. Осеннева М.С. , Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М. : Academia, 2003

6. Осеннева Н.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. — М.:1999 г. -221 с.

7. Живов В. Л. Хоровое исполнительство : Теория. Методика. Практика : учеб. пособие для вузов. — М.: Владос, 2003. — 272 с.

8. Дынник М.В. Хоровая музыка русских композиторов второй половины XXвека: Учебное пособие для студентов III курса музыкально-педагогических факультетов. - М.: Альфа, 2002. - 3 п.л.

9. Кудрявцева, Т.С. Хороведение. Хор как бесконечное творчество : пособие для студентов/Т.С. Кудрявцева -Ялта, 2007.

10. Музыка самарских композиторов для детей и юношества: сборник статей/ Н. С. Миловидова. — Самара: Самарская государственная академия культуры и искусств, 2008 г

11. Стасов В.В. Три русских концерта : Избранные сочинения. Т. 1. , стр. 362

Статья поступила в редакцию 20.10.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.