2. Majkovskaya L.S., Mansurova A.P K voprosu o formirovanii u pedagogov-muzykantov novyh professional'nyh kvalifikacij v oblasti 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2016; № 1: 1 - 15.
3. Gendina N.I., Kolkova N.I., Starodubova G.A., Ulenko Yu.V. Formirovanie informacionnoj kul'tury lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie i modelirovanie soderzhaniya uchebnoj discipliny. Moskva: Mezhregional'nyj centr bibliotechnogo sotrudnichestva, 2006.
4. Ross G. 'Elektronnye biblioteki v obrazovanii: vozmozhnosti i perspektivy. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2002; № 10: 64 - 90.
5. Davletova K.B. Osobennosti professional'noj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 6: 17 - 20.
6. Abdullin 'E.B. Osnovy issledovatel'skoj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta. Sankt-Peterburg: Lan', Planeta muzyki, 2014.
7. Majkovskaya L.S., Mansurova A.P. Obrazovatel'nyj process v sfere muzykal'nogo iskusstva na osnove informacionnyh tehnologij: sostoyanie problemy. Iskusstvo i obrazovanie. 2017; № 4: 67 - 74.
Статья поступила в редакцию 31.01.21
УДК 784.96
Matulova T.V., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: [email protected]
VOCAL AND CHORAL WORK IN CHILDREN'S ART COLLECTIVE AS A WAY OF FORMATION OF THE PERSONALITY AESTHETIC CULTURE. The author of the article addresses the methodological issues of working with children's choral collective, which requires a careful choice of methodological and methodological approaches to its organization. Clarification of the structure and content of vocal and choral work not only in the context of technical development, but also taking into account the artistic and aesthetic improvement of the individual ensures the achievement of high pedagogical goals. Through this prism, the article examines the content of the main stages of vocal and choral work, namely, the stage of singing and mastering the song repertoire, with a detailed explanation of their influence on the formation of the aesthetic culture of the participants of the children's choral collective. As a result, the author scientifically substantiates the content of all stages, types, methods and forms of vocal and choral work with the children's choir as significant components in the system of formation of the children's aesthetic culture.
Key words: children's choir, aesthetic culture of individual, vocal and choral work, chants, work on song repertoire, artistic and aesthetic education.
Т.В. Матулова, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: [email protected]
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Автор статьи обращается к методическим вопросам работы с детским хоровым коллективом, которая требует внимательного выбора методологических и методических подходов к ее организации. Прояснение структуры и содержания вокально-хоровой работы не только в контексте технического развития, но и с учетом художественно-эстетического совершенствования личности обеспечивает достижение высоких педагогических целей. Сквозь данную призму в статье рассматривается содержание основных этапов вокально-хоровой работы, а именно этап распевки и освоения песенного репертуара, с подробным пояснением их влияния на формирование эстетической культуры участников детского хорового коллектива. В результате автор научно обосновывает содержание всех этапов, видов, методов и форм вокально-хоровой работы руководителя детского хора как значимых компонентов в системе становления эстетической культуры детей.
Ключевые слова: детский хоровой коллектив, эстетическая культура личности, вокально-хоровая работа, распевки, работа над песенным репертуаром, художественно-эстетическое воспитание.
Анализ научных и учебно-методических источников художественного направления доказывает, что учеными Е.П. Печерской, А.П Раввиновым, ГС. Ри-гиной, А.Я. Ростовским, М.А. Румер, П.П. Стуловой, Л.А. Хлебниковой и другими исследованы различные аспекты вокально-хорового воспитания участников детских хоровых коллективов младшего и среднего школьного возраста на уроках и в рамках деятельности художественных коллективов.
Для обоснования содержания вокально-хоровой работы руководителя детского хора мы сознательно сосредоточили внимание на распевках детского хора и работы над песенным репертуаром. В этом контексте необходимо отметить, что ведущее место в системе музыкального обучения и художественно-эстетического воспитания занимают распевки. «Распевки, - объясняют составители российского музыкального лексикона В.И. Дряпика и Ю.Е. Соколовский, - как выполнение специальных вокально-технических упражнений для подготовки голосового аппарата и слуха певца перед началом занятий или концертного выступления» [1, с. 152].
В зависимости от возрастных особенностей детей руководитель хора планирует распевки, которые предусматривают подготовку голосового аппарата к пению и считаются вокально-слуховой настройкой учеников для дальнейшей работы над песенным репертуаром. Распевки ставят своими задачами формирование вокально-хоровых навыков и развития детского голоса в процессе выполнения вокально-хоровых упражнений.
В зависимости от цели урока вокально-хоровые упражнения условно делятся на две группы. К первой группе относятся упражнения, которые не связаны с конкретными произведениями песенного репертуара и предусматривают овладение средствами вокально-хоровой выразительности для достижения определенного уровня художественного исполнения. Упражнения, которые принадлежат ко второй группе, направлены на преодоление вокальных трудностей, которые случаются в произведениях, предусмотренных хоровым репертуаром.
Упражнения для распевки классифицируют по двум основным категориям: упражнения для пения в унисон и гармонические (многоголосные) распевки. На уроках и в процессе вокально-хоровой работы для пения в унисон вводятся упражнения, построенные на основе гаммоподобного движения мелодии, которые способствуют выработке навыков унисонного ансамбля. Пение с чередованием больших и малых секунд являются залогом чистоты интонирования.
Упражнения для распевки дифференцируются также на следующие разновидности: унисонное пение тетрахордов и секвенций с гласными и на разные
слоги; пение упражнений с использованием гармонических сочетаний; распевки с использованием динамических оттенков; выполнение упражнений с использованием различных штрихов.
Вокальные упражнения должны быть лаконичными и легко запоминаться, соответствовать требованиям дальнейшей работы над песенным репертуаром. Кроме того, при подборе распевок руководитель детского хора сосредоточивает внимание на следующих задачах: достижение чистоты интонирования; формирование навыков звуковедения; расширение диапазона детских голосов; формирование высокой певческой позиции; развитие гибкости и подвижности детских голосов; воспитание навыков кантиленного пения; выравнивание детских голосов во время пения; развитие навыков пения в различных динамических оттенках.
Во время распевки звук у детей должен быть легким и звонким. Нужно стремиться к прозрачному звучанию и выполнять упражнения выразительно. Как правило, детям среднего школьного возраста необходимо предлагать упражнения на развитие головного и грудного регистров. Их пение отличается насыщенностью и динамичностью звучания. С ростом вокальных мышц начинается оформление голоса. У мальчиков, по сравнению с девочками, появляется грудное звучание.
Учитывая, что цель распевки заключается в подготовке голосового аппарата к пению художественного материала, не следует на каждом уроке предлагать детям новые вокальные упражнения. Целесообразно отрабатывать уже знакомые распевки и постепенно вводить новые, более сложные упражнения. Стоит отметить, что каждое упражнение дети должны воспринимать как музыкальную миниатюру и выполнять указания по исполнению четко и осознанно. Для этого руководитель детского хора должен обосновать ее цель, проиллюстрировать и объяснить методику и требования по ее воспроизведению. Общепризнанно выполнение упражнений в виде модулирующих секвенций по полутонам в восходящем и нисходящем направлениях.
На начальном этапе мелодию необходимо поддерживать инструментальным сопровождением. Для совершенствования вокально-хоровых навыков вокальные упражнения целесообразно в дальнейшем петь без инструментального сопровождения с предварительной ладовой настройкой. В процессе накопления исполнительского опыта выполнение упражнений доводится до уровня автоматизма. Дети сами выдерживают паузы между секвенциальными построениями и воспроизводят музыкальный материал в необходимом темпе.
М.А. Румер предлагала использовать в распевках отрывки из произведений, предусмотренных школьной программой по слушанию, а именно - про-певать главные темы инструментальных или хоровых произведений [2]. Методически обоснованно вводить в распевки музыкальный материал из хорового педагогического и концертного репертуара, особенно те фрагменты, которые отличаются определенными интонационными трудностями. Интерес и внимание школьников вызывают распевки, в основу которых положены народные песни, попевки и прибаутки.
Изложенные рекомендации по подбору распевок для детского хора, а также выделению отдельных этапов работы над песенным репертуаром являются, в определенной мере, условными, обобщенными. Их конкретизация и определение оптимального периода для введения в учебный процесс зависит от профессиональной компетентности, опыта и художественно-педагогического мастерства руководителя детского хора, индивидуально-возрастным особенностям детей и отличительным профессиональным характеристикам конкретного творческого коллектива.
Следует подчеркнуть, что центральное место в вокально-хоровой работе с детьми принадлежит песенному репертуару. Говоря о хоровом песенном репертуаре, мы имеем в виду совокупность произведений (детские, народные, авторские песни), предусмотренных для освоения с детьми в хоровом классе, а также с участием солистов.
Методические рекомендации и программы предусматривают, как правило, дифференциацию хорового репертуара на ориентировочный и вариативный материал. Не является редкостью, когда в зависимости от уровня вокально-хоровой подготовки детского хора или воспитательных задач руководитель детского хора может принять решение о коррекции репертуарной программы, замене одной песни на другую. Как в первом, так и втором случаях уместно учитывать основные принципы, по которым осуществляется отбор хорового репертуара. Суть их можно изложить в следующих тезисах: заинтересованность; соответствие возрастным и вокальным возможностям; направленность на последовательное усвоение вокально-хоровых навыков; воспитание морально-этических качеств; формирование художественно-эстетических и ценностно-смысловых качеств. В контексте данных принципов работа над хоровым песенным репертуаром предусматривает изучение песен, написанных для детей и молодежи, русских народных песен и песен других народов.
В методике преподавания музыки существуют разные подходы к работе над песенным репертуаром. Отечественные ученые и методисты предлагают структурировать процесс работы над песней, выделяя несколько этапов. Такой подход соответствует установившимся традициям отечественного хорового исполнительства. Так, в работах Л.В. Школяр, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской, В.О. Усачевой, В.В. Медушевского, В.А Школяр мы наблюдаем следующую последовательность в работе над хоровой партитурой: показ и начальная работа; техническое освоение и отработка владения средствами вокально-хоровой выразительности; завершающий этап - художественное исполнение. Советские методисты Л.Г Дмитриева и Н.М. Черноиваненко предлагают следующую последовательность разучивания песни: вступительное слово руководителя детского хора (беседа); показ; разучивание [3, с. 108].
М.А. Зильберквит разделяет процесс разучивания песни на четыре этапа: «Ознакомление с песней; усвоение музыкального и литературного текста; работа над техникой художественного исполнения; завершающая художественная доработка» [4, с. 245].
Обобщая различные подходы к определению этапов работы над песенным репертуаром, мы предлагаем следующую последовательность: вступительное слово руководителя детского хора; иллюстрация произведения школьного репертуара; беседа о поэтичности и музыкальности текста; разучивание слов и мелодии; работа над выразительностью исполнения. Вступительное слово руководителя детского хора должно быть лаконичным и непродолжительным. Цель этого этапа заключается в создании необходимого эмоционального настроя, который побуждает учеников к активной творческой деятельности. Руководителю детского хора стоит обратить внимание на основные биографические сведения о композиторе и авторе литературного текста, рассказать историю создания этого произведения.
Если песня народная, целесообразно ознакомить участников детского хорового коллектива с историей её возникновения, совместно выяснить, к какому виду песен она принадлежит. Кроме того, нужно прочитать детям текст песни, объяснить значение незнакомых слов. Перед иллюстрацией уместно задать детям несколько вопросов, содержание которых должно быть понятным и четко сформулированным. Необходимым условием считается дополнение рассказа о песне иллюстрациями, репродукциями, иными произведениями изобразительного искусства, которые расширяют и углубляют восприятие художественного образа и сюжета хорового произведения.
Вполне правомерно утверждать, что от вступительного слова руководителя детского хора зависит успех дальнейшей работы над содержанием и выразительностью выполнения. В рамках вступительного слова уместно ввести участников детского хорового коллектива в содержание песни, заинтересовать и вызвать у них желание работать над данным произведением, настроить на осознанное восприятие музыки, эмоционально повлиять на сознание и создать
атмосферу творчества, психологически подготовить учеников к последующей беседе о прослушанной песне.
Аудиальную иллюстрацию произведения можно организовать двумя способами: первый вариант - песню исполняет руководитель детского хора; второй - дети прослушивают ее в записи. Для осознанного восприятия песни детьми руководителю хора стоит концентрировать внимание на следующем: выполнение должно быть высокохудожественным, безупречным, в соответствующем характере; песню необходимо представить полностью; во время иллюстрации надо постараться установить эмоциональный контакт с хором. Следует отметить, что среди руководителей хора и методистов дискуссионным является вопрос о том, какое должно быть сопровождение к песне: написанный автором или подобранный на слух исполнителем. Ответить на этот вопрос невозможно однозначно. Все зависит от условий, обстоятельств, профессиональной подготовки руководителя детского хора и других факторов. Показ двухголосных и трехголосных песен целесообразно проводить с помощью звуковоспроизводящей аппаратуры (в записи).
Беседа о поэтичности и музыкальности текста ставит цель выявить средства музыкальной выразительности, с помощью которых раскрывается художественное содержание произведения. Во время беседы выясняется воспитательное значение содержания песни, определяются средства музыкальной выразительности, с помощью которых композитор создал музыкальный образ. В процессе беседы руководитель детского хора сосредоточивает внимание участников детского хорового коллектива на связи музыки с текстом. Беседа занимает сравнительно мало времени, готовит детей к осознанной работе над воспроизведением музыкального образа, является средством развития мыслительной культуры и целого ряда психических процессов, таких как ощущение, восприятие, память, воображение, чувства, внимание. В соответствии с учебно-воспитательными задачами и поставленными целями стоит воспитывать в участниках детского хорового коллектива художественно-образное мышление, ценностные ориентации, эстетическое восприятие человека и мира. В процессе беседы, ориентированной на определение содержания песни, уместно использовать образцы визуального искусства, которые приближают к воплощению идеи произведения. Вполне понятно, что руководитель детского хора должен тщательно обдумать содержание беседы и характер вопросов. Детей необходимо подвести к тому, чтобы они выразили свое отношение к песне, а также выяснили ее структуру, а именно определили вступление, запев и припев.
Разучивание слов и мелодии является важным компонентом работы над репертуаром, который занимает значительную часть урока. Эффективность этой работы зависит от педагогического мастерства руководителя детского хора и владения им методикой вокально-хорового воспитания. Разучивать мелодию нужно по фразам, сосредоточивая внимание на средствах музыкальной выразительности. При воспроизведении мелодии очень важна чистота интонирования и точное воспроизведение ритмического рисунка, а когда песня многоголосная - звучание аккордов. Однако не следует забывать и о правильном произнесении слов, которое положительно влияет на звукообразование и позволяет раскрыть музыкально-художественный образ.
Обязательно нужно уметь каждый музыкальный отрывок песни петь сольфеджио, прорабатывать с использованием метода абсолютной сольмизации. Для этого нужно определить тональность, размер, темп, выяснить ритм, прочитать ноты с листа. В такой ситуации целесообразно применять метод иллюстрации. Иллюстрация должна быть интонационно безупречной, выразительной, приближенной к звучанию голоса детей. В случае, когда встречаются интонационные или ритмические трудности, нужно отдельно отработать сложные места. Необходимо следить за тем, чтобы дети не форсировали звук, а в хорах концентрировать внимание на отработке кантилены. Определенную роль здесь играет метод подражания или копирования. Так, дети воспринимают фальцетный показ фразы руководителем детского хора и пытаются воспроизвести характер звука. Стоит подчеркнуть, что в процессе работы над характером звука необходимо использовать сравнения, применяя синонимы и антонимы, а именно: нежный/строгий, легкий/тяжелый, светлый/темный звук и тому подобное. Это поможет активизировать работу участников детских хоровых коллективов, избежать равнодушного выполнения. Общепризнанно: когда песня детям нравится, они будут работать над ней с большим вдохновением и желанием быстро изучить.
Для запоминания мелодии рекомендуют использовать методические приемы, направленные на усвоение мелодии, которые можно выразить такими фразами, как «споем вместе с фортепиано», «а теперь сами», «прослушайте, как я пою», «пойте только девочки», «а теперь только мальчики», «споем все вместе». Использование указанных приемов поможет избежать многократного однообразного повторения. Особое внимание необходимо сосредоточить на двухголосном и трехголосном пении. Здесь нужна кропотливая предварительная работа над двухголосными упражнениями и канонами. Сложнее дети удерживают партию второго голоса, поэтому руководитель детского хора должен поддержать их собственным голосом или игрой на музыкальном инструменте.
Для закрепления навыков многоголосного пения необходима последовательная и систематическая работа. В зависимости от фактуры изложения музыкального произведения (гармоническая, полифоническая) используются различные методические приемы. Так, когда в произведениях гармонического состава мелодия проходит в сопрановой партии, разучивание следует начинать с партии
вторых сопрано или альтов. В многоголосных народных песнях каждая партия разучивается отдельно, с проигрыванием последних голосов. Когда мелодия содержится в партии сопрано, а партия альтов является подголоском, такой вид фактуры называется подголосочной полифонией, и разучивание необходимо начинать с альтовой партии, так как она является более сложной для выполнения. Многоголосное пение развивает гармонический слух, чувство ансамбля, формирует навыки самоконтроля [5, с. 4]. В развитии гармонического слуха важную роль играет пение без инструментального сопровождения (асарреУа). Акапель-ное пение помогает сосредоточить слуховое внимание детей, достичь точного интонирования мелодии, воспитывает у обучающихся эстетические потребности, вкусы и интересы.
Важную роль играет знание учителем возрастных особенностей детей и специфики развития детского голоса, а также применение дифференцированного подхода в процессе вокально-хоровой работы. Считается неуместным тратить время на запись слов текста песни или целенаправленное изучение его на уроке. Это может быть составной частью домашнего задания.
Итак, во время работы над песенным репертуаром у детей формируются вокально-хоровые умения и навыки, с помощью которых создается музыкально-художественный образ исполняемого хорового произведения. Данный вид учебной деятельности, благодаря комплексному подходу в выборе методов, средств и форм работы, обеспечивает также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение навыков самоконтроля и ответственности. Таким образом, привлечение обучающихся к активной вокально-хоровой деятельности является важным условием и действенным фактором формирования их эстетической культуры и стимулом внутреннего духовного развития [6].
Работа над выразительностью исполнения является завершающим этапом работы над репертуаром, в которой продолжается оттачивание деталей, уточняются темпы, кульминации, цезуры, общий динамический план выполнения. Также руководитель детского хора сосредотачивает внимание на поэтическом тексте, который влияет на общую интерпретацию интонационно-образного содержания песни. Вполне понятно, что учитель может предлагать различные варианты интерпретации песенного репертуара. Например, запев исполняет солист, а припев - все вместе. Когда это хороводная песня, стоит предложить детям выполнить ее с движениями. Возможен вариант исполнения с сопро-
Библиографический список
вождением ударных или шумовых музыкальных инструментов. Его могут осуществлять отдельные ученики класса. При таком подходе дети овладевают навыками игры на музыкальных инструментах, у них развивается метроритмические ощущения.
Итак, учитывая вышесказанное, подытожим, что вокально-хоровая работа, несмотря на узкометодическую направленность некоторых этапов, форм и средств, непосредственно влияет на формирование эстетической культуры участников детских хоровых коллективов, выявление их индивидуальных способностей, эстетических потребностей и интересов и может быть представлена в виде универсальной педагогической технологии, которая «в классическом своем варианте представляет собой тщательно спроектированный пошаговый план (алгоритм) педагогических действий, включающих заранее продуманные комплексы методов, приемов, условий и средств обучения, соотнесенные с возможностями контингента» [7, с. 6]. Наполнение алгоритма деятельностным содержанием методического и дидактического характера, облекаемым в ту или иную организационную форму, с одной стороны, обусловливает результативность деятельности творческого коллектива, а с другой стороны, всецело зависит от компетентностного уровня руководителя хора, так как, «безусловно, в сфере искусства не может быть однозначного, раз и навсегда установленного рецепта, поскольку очень многое определяется личностными качествами педагога и ученика» [8, с. 169].
Работа над песенным репертуаром способствует приобретению обучающимися художественно-эстетического опыта, усвоению системы художественных умений и навыков, осознанию общечеловеческих эстетических ценностей, становлению художественно-образного мышления. В процессе хорового пения гармонизируются все духовно-творческие способности, характеризующиеся «образцовой культурой мышления, поведения, межличностных взаимоотношений, чистотой чувственно-эмоциональной сферы, четкими мировоззренческими позициями, которые согласуются в основных аспектах с общечеловеческими ценностями, гуманистическими принципами жизнедеятельности» [9, с. 176]. В данном контексте происходит развитие художественного сознания, мировоззренческих представлений, формируется и проявляется эмоционально-ценностное отношение к произведениям музыкального искусства, осуществляется становление эстетической культуры личности.
1. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2014.
2. Из опыта музыкальной работы со школьниками. Под редакцией М.А. Румер. Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР 1952.
3. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. Москва: Флин-та-Наука, 1999.
4. Зильберквит М.А. Мир музыки. Москва: Детская литература, 1998.
5. Екимова С.С. Изучение репертуара детских хоров. Сыктывкар: Колледж культуры имени В.Т. Чисталева, 2017.
6. Коломоец А.Н. Хороведение. Москва: Просвещение, 2001.
7. Черватюк П.А., Майковская Л.С., Мансурова А.П. Готовность педагога к реализации образовательных технологий как ключевое требование современного института образования: к проблеме категориальной идентификации. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020, № 1: 4 - 10.
8. Климай Е.В. Современные тенденции в музыкальном образовании. Высшее образование в России. 2009, № 7: 169 - 173.
9. Черватюк П.А., Мансурова А.П. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами музыки как педагогическая проблема. Искусство и образование: методология, теория, практика. 2018; Т. 1: 174 - 180.
References
1. Holopova V.N. Muzyka kak vid iskusstva. Sankt-Peterburg: Lan': Planeta muzyki, 2014.
2. Iz opyta muzykal'noj raboty so shkol'nikami. Pod redakciej M.A. Rumer. Moskva: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1952.
3. Shkolyar L.V., Krasil'nikova M.S., Kritskaya E.D., Usacheva V.O., Medushevskij V.V., Shkolyar V.A. Teoriya i metodika muzykal'nogo obrazovaniya detej. Moskva: Flinta-Nauka, 1999.
4. Zil'berkvit M.A. Mir muzyki. Moskva: Detskaya literatura, 1998.
5. Ekimova S.S. Izuchenie repertuara detskih horov. Syktyvkar: Kolledzh kul'tury imeni V.T. Chistaleva, 2017.
6. Kolomoec A.N. Horovedenie. Moskva: Prosveschenie, 2001.
7. Chervatyuk P.A., Majkovskaya L.S., Mansurova A.P. Gotovnost' pedagoga k realizacii obrazovatel'nyh tehnologij kak klyuchevoe trebovanie sovremennogo instituta obrazovaniya: k probleme kategorial'noj identifikacii. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020, № 1: 4 - 10.
8. Klimaj E.V. Sovremennye tendencii v muzykal'nom obrazovanii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009, № 7: 169 - 173.
9. Chervatyuk P.A., Mansurova A.P. Duhovno-nravstvennoe vospitanie podrastayuschego pokoleniya sredstvami muzyki kak pedagogicheskaya problema. Iskusstvo iobrazovanie: metodologiya, teoriya, praktika. 2018; T. 1: 174 - 180.
Статья поступила в редакцию 30.01.21
УДК 377.6
Rykov O.V., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF THE MOUTHPIECE IN THE FORMATION OF THE TROMBONIST'S EMBOUCHURE. The article presents the results of the author's research on the development of a method for selecting a mouthpiece for studying trombonists. The purpose of research is to determine the role of the mouthpiece in the formation of the trombonist's earpiece. The results of the research show that it became possible to develop an effective method of selecting a trombone mouthpiece for performers studying in music schools, colleges and universities, as well as for professional trombonists. The article discusses the modern, opposite in some methodological aspects, concepts of mouthpiece trombone, tailored to match the size of the mouthpiece to the size of the scale used trombone or outgoing from the type of embouchure for trombone. As a result of the study, it is proved that the mouthpiece has an effect on the trombonist's earpiece and should be selected in accordance with the trombone beaker played in the orchestra, the type of earpiece and the bite.
Key words: embouchure, bite, bore size, small shank mouthpiece, large shank mouthpiece, rim, inner diameter, cup depth, throat, backbore.
О.В. Рыков, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: [email protected]