Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы изучения формирования межкультурной компетентности старшего подростка в системе дополнительного образования'

Теоретико-методологические основы изучения формирования межкультурной компетентности старшего подростка в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТАРШИЙ ПОДРОСТОК / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабанова В. А.

В статье рассматривается сущность межкультурной компетентности старшего подростка и процесс ее формирования в системе дополнительного образования с позиций системного, синергетического, культурологического, аксиологического, деятельностного, компетентностного и контекстного подходов. Показано, что совокупность представленных методов позволяет рассмотреть феномен межкультурной компетентности старшего подростка многомерно, на продуктивной и гуманистической основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы изучения формирования межкультурной компетентности старшего подростка в системе дополнительного образования»

Теоретико-методологические основы изучения формирования межкультурной компетентности старшего подростка в системе дополнительного образования

Карабанова Виктория Александровна

аспирант кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», viktoria_thesis@mail.ru

В статье рассматривается сущность межкультурной компетентности старшего подростка и процесс ее формирования в системе дополнительного образования с позиций системного, синергетического, культурологического, аксиологического, дея-тельностного, компетентностного и контекстного подходов. Показано, что совокупность представленных методов позволяет рассмотреть феномен межкультурной компетентности старшего подростка многомерно, на продуктивной и гуманистической основе.

Ключевые слова: методологические подходы, система дополнительного образования, старший подросток, межкультурная компетенция, межкультурная компетентность.

В своем исследовании, рассматривая формирование межкультурной компетентности, мы опираемся на общенаучные подходы: системный, синерге-тический, культурологический, и аксиологический подходы, а также частнонаучные подходы - компе-тентностный, деятельностный и контекстный, которые сочетаются на основе принципа комлемен-тарности и позволяют рассмотреть феномен межкультурной компетентности и процесс его формирования с разных точек зрения.

Человек в эпоху глобализации не может находиться в изоляции, он осознанно расширяет границы своего взаимодействия и существования в современном мире. В глобализирующемся мире, где многие подвержены влиянию этноцентризма, агрессии по отношению к другим этносам, нежеланию и неумению вести конструктивный диалог, важно формировать у старшего подростка уважении к чужой культуре через понимание и принятие собственной культуры. Целью данного исследования является изучение межкультурной компетентности старшего подростка и ее формирования в системе дополнительного образования.

Феномен межкультурной компетентности и процесс его развития проанализирован нами с позиций системного подхода, который обоснован в работах А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, Л. фон Берталанфи, К. Боулдинга, В.А. Лекторского, В.Н. Садовского, А.И. Уемова, Г.П. Щедровицкого и др. Данный подход предполагает исследование феномена с одной стороны, целостно, но с другой стороны, с выделением в его структуре составляющих элементов и установление взаимосвязи между ними, а также его «...активное взаимодействие и связи с другими системами окружающего мира» [1, с. 30].

С позиций системного подхода мы рассматриваем структурные элементы и компоненты межкультурной компетентности. Так, А.П. Садохин выделяет основные элементы межкультурной компетентности: аффективные (эмпатия и толерантность), когнитивные (социокультурные и социолингвистические знания) и процессуальные (применение различных стратегий в конкретных ситуациях межкультурных контактов) [2, с. 144].

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

01 Z

О.А. Леонтович в структуре межкультурной компетентности выделяет три основных элемента: языковой (умение подобрать правильные языковые средства для определенной коммуникативной ситуации), коммуникативный (умение распознавать культурную специфику, зафиксированную в определенной культурной ситуации общения) и культурный. Особенно выделяется культурный элемент компетентности, который предполагает «понимание» нравственных ценностей, отражаемых в определенной культуре [3, с.50-54].

Н. Хонна определяет «межкультурную грамотность» как «1) отношение, готовность, способность [... ] правильно понимать и передавать сообщение в ходе межкультурного взаимодействия; 2) [...] умение взаимовыгодной адаптации к межкультурным различиям; 3) [... ] четвертая разновидность грамотности после общей, социальной и информационной; 4) [... ] должна быть включена в учебный курс [...]». Если мы хотим эффективно взаимодействовать в межкультурном обществе, нам следует формировать у обучающихся культурно-языковую компетенцию, учитывая культурное и лингвистическое многообразие «своего» и «чужого» языков. Н. Хонна оперирует понятиями «межкультурная компетентность» и «межкультурная грамотность» как синонимами и рассматривает их важнейшими компонентами иноязычной коммуникативной компетенции [4, с. 188-201].

Основываясь на вышеизложенном, мы считаем, что основными содержательно-структурными элементами межкультурной компетентности старшего подростка являются: познавательно-

ориентационный, эмоционально-ценностный, рефлексивно-оценочный, и деятельностно-коммуникационный. Таким образом, процесс развития межкультурной компетентности у подростков предполагает овладение системой составляющих элементов и компонентов, что приведет к успешному формированию межкультурной компетентности.

Процесс развития межкультурной компетентности может рассматриваться с позиций синергети-ческого подхода. В науке термин «синергетика» используется многогранно в различных областях знания. Синергетика ориентирована на изучение и объяснение закономерностей взаимодействия между процессами и явлениями, системами и их составляющими элементами, на исследование самоорганизации сложных систем, нелинейности, установление порядка через хаос. Синергетиче-ский подход разработан в работах И.Р. Пригожина, В.И. Аршинова, В.Г. Буданова, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, И. Стэнгерса, Г. Хакена и др. Можно отметить несколько основных направлений применения синергетических знаний относительно формирования межкультурной компетентности: формирование ключевых компетенций педагога и учащихся, поиск мягких методов взаимодействия в образовательном процессе, включение в содержание образования синергетических знаний (интеграция знаний из естественнонаучной и гуманитарной областей), использование синергетических

закономерностей в исследовании культуросооб-разности воспитания и образования и т.д.

Синергетический подход успешно применяется в системе дополнительного образования, где обучение выходит за рамки традиционной модели обучения, когда обучающийся сам выбирает образовательную траекторию, активно вовлечен в учебный процесс, соблюдается принцип самостоятельности, ведущий к саморазвитию. В системе дополнительного образования в рамках синерге-тического подхода воздействие преподавателя резонирует с выбором обучающегося индивидуальной образовательной траектории. Применяя мягкие методы воздействия, преподаватель создает условия, проблематику или резонансные ситуации, которые мотивируют подростков действовать самостоятельно и автономно, т.е. согласно данному подходу соблюдается принцип взаимодействия и взаимопомощи.

Синергетический подход предполагает включение в содержание общеразвивающих программ дополнительного образования для старших подростков синергетические знания из областей культурологии, межкультурной коммуникации, лингвистики, языкознания, а также из ряда областей лингвистики, имеющей отношение к межкультурной коммуникации: лингвострановедение, лингво-культурология и др.

Культурологический подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман и др.) позволяет рассмотреть и осознать собственную и чужую культуры, их ценности, воспитывая и формируя в себе языковую личность, способную эффективно и грамотно взаимодействовать в современном обществе. Человек развивается в обществе, социализируясь, находит себя, свое «Я» в процессе взаимодействия с другими людьми, носителями иной культуры.

Как справедливо отметил Н.В. Байрак в своем эссе по межкультурной проблематике, «...культура - сложное, организованное семиотическое и функциональное образование, система субсистем, живой, постоянно изменяющийся организм, творимый носителями культуры и выражаемый системами вербального и невербального кодов, научиться владеть которыми можно только в процессе социализации» [5, с. 322].

Пути формирования межкультурной компетентности, с точки зрения культурологического подхода, предусматривают сопоставительный анализ «своей», «другой» и «чужой» культуры, расширение специфичных и общих знаний о своей и чужой культуре, приобретение знаний социокультурного и социолингвистического характера.

С целью успешного достижения высокой межкультурной компетентности подросткам предлагается знакомиться с федеральными и международными законами и документами, предусматривающими уважительное отношение к культурам и культурному разнообразию, культурным ценностям, толерантности к представителям разных культур, например, Декларация принципов толерантности от 16 ноября 1995 года, Всеобщая Де-

кларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, 2001г. В августе 2001 года Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)», в которой указывается на апелляции к возможностям отечественного образования при обучении подростков формированию толерантному поведению по отношению к друг другу и различным этносам [6; 7; 8].

Определение «межкультурный», мы используем в сочетании со словами «взаимодействие», «коммуникация», «компетенция», «компетентность» и др. в зависимости от контекста или профессионального дискурса. Традиционно выделяют две ипостаси существования культуры: материальную и духовную. В своем исследовании по межкультурной коммуникации Л.И. Гришаева и Л.В. Цурикова выделяют еще одну, интеракцио-нальную [5, с. 343], так как интеракция пронизывает всю деятельность человека, общение необходимо индивидууму для решения разнообразных социальных и коммуникативных задач. В современном мире границы общения расширяются посредством информационных технологий и более легких способов перемещения людей.

Интеракциональная часть культуры подразумевает огромное коммуникативное поле, обусловленное культурой, отражающее взаимодействие между участниками коммуникативного процесса. Важна не только способность понимания интерак-ционального знания, но и участие в дискурсивном событии [5, с.345]. Согласно Л.В. Цуриковой, дискурсивное событие предполагает использование сложного комплекса речевых действий (актов) для решения коммуникативных ситуаций. Межкультурная компетентность предполагает овладение и знание модели дискурсивных событий. Когнитивная модель дискурсивных событий включает в себя следующие знания: 1) контекстные знания (коммуникативная среда общения, официальный/неофициальный, нейтральный реестр, тематика), интеракциональные знания (лингвопрагма-тические) и знание языка (лингвистические и социокультурные). Таким образом, межкультурная компетентность предусматривает владение вышеперечисленными видами знаний для ведения грамотной коммуникации с инокультурным окружением [5, с. 346; 9].

Аксиологический подход (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.С. Соловьев, П.А. Сорокин, Л.Н. Толстой, Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов, Б.И. Додо-нов, О.Г. Дробницкий, А. Швейцер, Ю.А. Шрейдер и др.) делает акцент на приобщении личности к общечеловеческим, нравственным и национальным ценностям.

В соответствии с предметом изучения нас интересуют ценности, ценностные ориентиры, способы объективации ценностей, культурные традиции своего и иностранных языков. В старшем подростковом возрасте происходит процесс осознания своей культурной принадлежности или куль-

турной идентичности, готовность сознательно вступать в диалог, в том числе и в диалог культур, а именно «взаимообогащающий диалог ценностей иноязычной и родной культур, который основывается на осмыслении ценностного потенциала для межкультурного взаимодействия и последующей корректировке и переосмыслении собственной системы ценностей посредством синтеза продуктивного потенциала ценностей взаимодействующих культур» [10, с. 17]. Именно в подростковом возрасте особенно дифференцируются понятия «свое» и «чужое», так как сформированные когнитивные способности позволяют сопоставлять различные культурные ценности, культивируя собственную культуру.

Согласно Ж. Пиаже, к окончанию старшего подросткового возраста ценностные и нравственные ориентиры уже сформированы, таким образом, обучение межкультурной проблематике будет способствовать осознанному развитию культурной коммуникации [11].

Многие подростки в этом возрасте занимаются изучением иностранных языков, формируя осознанно и интуитивно навыки межкультурной компетентности. Старший подростковый возраст наиболее подходит для формирования межкультурной компетентности, так как подросток опирается на собственные фоновые социокультурные и междисциплинарные знания.

Участие России в международных образовательных инициативах обусловило знакомство с понятиями «чужая культура», «западная культура». Единое образовательное пространство обнажило множество культурных аспектов, особенностей, специфичных социальных и лингвистических контекстов, чуждых носителям русского языка. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод ООН (1950) и Европейская культурная конвенция (1954) предусматривают в рамках культурного взаимодействия: установление межличностных отношений, достижение эффективной (положительной) межкультурной коммуникации, сохранение европейских культурных ценностей и культурной самобытности, толерантное отношение к культурному разнообразию Европейских стран.

В научной литературе исследование различных видов компетентности осуществляется посредством особого методологического подхода, который получил название компетентностного. Описание компетентностного подхода и его роли в исследовании проблемы компетентности осуществили в своих работах В.А. Болотов, Э.Ф.Зеер, Е.А .Исаев, В.В. Сериков, Г.М. Соломина, А.И. Субетто, Э.Э. Сыманюк, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской. Межкультурная компетентность предусматривает параллельное формирование и овладение несколькими специфическими компетенциями, входящими в состав ключевых - гуманитарными, коммуникативными, лингвистическими.

В российской педагогике прослеживается использование интегрированного понятия содержания компетенции. Мы не только говорим о способ-

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

0

сч

01 Z

ностях, знаниях, умениях и навыках, но и рассматриваем спектр личностных характеристик (мотива-ционные, поведенческие, ценностные, эмоционально-волевые).

Компетентностный подход ярко выражен в организации дополнительного образования обучающихся, так как возрастает роль практико-ориентированной работы в обретении подростком культурного и социального опыта.

При использовании деятельностного подхода (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я Гальперин, В.В. Давыдов) культура и язык осваиваются в действии посредством общения, взаимодействия, посредством применения интерактивных образовательных технологий. Данный подход акцентирует внимание на необходимости включения ученика в активную деятельность и формирование его субъектности. Задача преподавателя - организовать этапы и стратегии по изучению и применению социокультурных, социолингвистических и лингвокультурологических знаний для включения подростков в продуктивную работу. Без самостоятельной, осознанной, внутренне мотивированной деятельности учащегося не может быть процесса усвоения и интериоризации, занятие просто превращается в процесс информирования. От того, насколько точно и грамотно преподаватель определит, какие культурные и лингвистические знания будут приняты во внимание при формировании межкультурной компетентности, зависят содержание и организация всей учебной деятельности в условиях дополнительного образования.

Контекстный подход как научное направление (А.А. Вербицкий, В.Г. Калашникова, М.А. Болдина, В.П. Густяхина, О.И. Щербакова, С.В. Чирков) предполагает, что развитие личности осуществляется в процессе взаимодействия со средой, также под воздействием различных факторов: социальных, психологических, исторических и др. С целью формирования межкультурной компетентности необходима среда или определенный языковой контекст: моделирование языковых ситуаций, реальное или виртуальное общение, преподаватель создает учебно-коммуникативные ситуации, способствующие формированию межкультурной компетентности.

Таким образом, процесс формирования межкультурной компетентности понимается нами как создание благоприятных условий для актуализации внешних и внутренних факторов. Под межкультурной компетентностью мы понимаем совокупность знаний (языковых, культурных), навыков, способностей позволяющих грамотно и эффективно взаимодействовать и общаться с представителями определенных культурных групп в инокуль-турной среде. Основными структурно-содержательными элементами межкультурной компетентности старшего подростка являются по-знавательно-ориентационный, эмоционально-ценностный, рефлексивно-оценочный и деятель-ностно-коммуникативный. Овладевая межкультурной компетентностью, подросток учится понимать себя, свою культурную идентичность, культуру и

ценности, учится общаться и взаимодействовать с представителями различных инокультур, применяя обширные культурологические и лингвистические знания.

Литература

1. Рачковская Н.А. Теоретико-методологические основы развития эмоциональной культуры социального педагога в вузе. Монография. - М.: Издательство МГОУ, 2011. - 201 с.

2. Садохин А.П. Введение в межкультурную коммуникацию: учеб. пособие/А.П. Садохин. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009. - 189с.

3. Леонтович О.А. Россия и США. Введение в межкультурную коммуникацию. Волгоград, 2003.

4. Хонна, Нобуюки (японский лингвист ; почетный профессор кафедры социолингвистики и международной коммуникации Университета Аояма Гакуин ; главный редактор журнала Asian Englishes, Япония). Английский язык в разных культурах и межкультурная компетентность [Текст] = English Across Cultures and Intercultural Awareness / Н. Хонна : пер. с англ. Н. С. Черниковой // Личность. Культура. Общество. - 2012. - Т. 14, № 71/72: № 71/72, № 71/72. - С. 188 - 201.

5. Стратегии успеха и факторы риска в межкультурной коммуникации / [Г. Фрёшле и др.]; под ред. Л. И. Гришаевой и Л. В. Цуриковой. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2005. - 391 с.

6. Декларация принципов толерантности от 16 ноября 1995 года, http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php

7. Всеобщая Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, 2001г. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decl_cult ure.shtml

8. Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005), http://base.garant.ru/1586359/

9. Цурикова Л.В. Проблема естественности дискурса в межкультурной коммуникации. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. - 257с.

10 . Ткачук Т.Н. Формирование ценностного отношения студентов к иноязычной культуре: авто-реф.дис....канд.пед.наук/ Т.Н. Ткачук. - Тюмень, 2008. - 25с.

11 . Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: "Питер", 2003. стр.192

Theoretical and methodological basics of teaching the intercultural competence to senior teenagers in the system of extracurricular education Karabanova V.A.

Kamchatka State University named after Vitus Bering The article discusses the essence of intercultural competence of a senior teenager and the process of the intercultural competence development in the system of extracurricular education based on the following approaches as systemic, synergetic, cultural, axiological, active, competent and contextual. It is

demonstrated that considering the abovementioned approaches makes it possible to wholly examine the phenomenon of intercultural competence of senior teenagers, bearing in mind productive and humanistic principles. Key words: methodological approaches, system of extracurricular education, senior teenager, intercultural competence, intercultural competency. References

1. Rachkovskaya N.A. Theoretical and methodological foundations

of the development of the emotional culture of the social teacher in the university. Monograph. - M .: Publishing house MGOU, 2011. - 201 p.

2. Sadokhin A.P. Introduction to intercultural communication: studies. manual / A.P. Sadokhin. - M .: Publishing house "Omega-L", 2009. - 189c.

3. Leontovich O.A. Russia and the United States. Introduction to

intercultural communication. Volgograd, 2003.

4. Honna, Nobuyuki (Japanese linguist; honorary professor at the

Department of Sociolinguistics and International Communication, Aoyama University Gakuin; Editor-in-chief, Asian Englishes, Japan). English in different cultures and intercultural competence [Text] = English Across Cultures and Intercultural Awareness / N. Honna: Trans. from English N. With. Chernikova // Personality. Culture Society. - 2012. - Vol. 14, No. 71/72: No. 71/72, No. 71/72. - p. 188 - 201.

5. Strategies for success and risk factors in intercultural communication / [G. Frechle et al.]; by ed. L. I. Grishaeva and L. V. Tsurikova. - Voronezh: Voronezh. state Univ., 2005. - 391 P.

6. Declaration of Tolerance Principles of November 16, 1995, http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php

7. UNESCO Universal Declaration on Cultural Diversity, 2001 https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decl_culture.shtml

8. Federal Target Program "Formation of Tolerances of Consciousness and Prevention of Extremism in Russian Society (2001-2005), http://base.garant.ru/1586359/

9. Tsurikova L.V. The problem of natural discourse in intercultural

communication. - Voronezh: Voronezh State University, 2002. -257c.

10. Tkachuk T.N. Formation of the value attitude of students to foreign culture: avtoref.dis... .kand.ped.nauk / T.N. Tkachuk. -Tyumen, 2008. - 25s.

11. Piaget J. Psychology of intelligence. - SPb .: Peter, 2003. p. 192

o

o

00

■o

m

S

m

X

X

o

m

n

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

b

A

-i

O

-i

S

£

m

O

X

O

m

O

01

■o

A

u

o

00

A

X

s

m

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.