Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивное образование студентов как предмет системного исследования'

Физкультурно-спортивное образование студентов как предмет системного исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
729
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СИСТЕМА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / SPORTS EDUCATION / STUDENTS / SYSTEM / CONCEPTUAL APPROACHES / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загревская Александра Ивановна

Рассматривается физкультурно-спортивное образование студентов в вузе как педагогическая система, функционирующая в системе более высокого порядка, т.е. в системе высшего образования. Обосновываются концептуальные подходы к процессу физкультурно-спортивного образования, который рассматривается с системных позиций. В качестве элементов педагогической системы представлены культурологический, личностно-деятельностный, синергетический и компетентностный подходы. Показана реализация принципов системного подхода при обосновании концептуальных подходов к физкультурно-спортивному образованию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports education of students as a subject of system research

We developed the concept of sports education, the purpose of which is the formation of kinesiology competence of students based on the theoretical and methodological concepts of humanistic pedagogy, the basic of which are the cultural and personality-activity approaches. To solve the problems of the study we use additional synergistic and competence approaches, which together are considered with the system approach. The cultural approach is an important tool for the humanization of physical education and sports education of students in higher education, which is perfectly reflected in the student-activity approach to learning. The personality-activity approach assumes that the center of sports and sports education is the learner their motives, needs, goals, individual psychological characteristics. The synergetic approach involves students' orientation on self-development and self-improvement of kinesiology in the process of learning the values of sports and physical education in higher school. The competence approach is reflected in the result of physical and sports education, as its purpose and result is students' kinesiology competence. The considered approaches together constitute a whole and contribute to the holistic development of the individual student in sports education, thus realizing the system integrity principle. The hierarchy principle is reflected in the conceptual approaches used, each of which has a specific meaning and is subordinate to the other elements or subjugates the other elements of the system. In the system approach structuring is bringing together the diverse elements of the system into separate subsystems by certain characteristics. In our educational system, its main elements are the approaches: cultural, personality-activity, synergistic, competence. Each approach as a subsystem includes mandatory elements: concepts, principles, forms, and methods of educational process organization, the totality of which can also be considered as a subsystem. Plurality in the system approach is to use a variety of models for each element and the system as a whole. In our study, the design of educational system will involve the cultural competence model of physical and sports education students. Thus, in accordance with our concept, as a result of physical and sports education students will have a complex personality formation kinesiology competence.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивное образование студентов как предмет системного исследования»

Вестник Томского государственного университета. 2014. № 380. С. 176-180

УДК 796:378

А.И. Загревская

физкультурно-спортивное образование студентов как предмет системного исследования

Рассматривается физкультурно-спортивное образование студентов в вузе как педагогическая система, функционирующая в системе более высокого порядка, т.е. в системе высшего образования. Обосновываются концептуальные подходы к процессу физкультурно-спортивного образования, который рассматривается с системных позиций. В качестве элементов педагогической системы представлены культурологический, личностно-деятельностный, синергетический и компетентностный подходы. Показана реализация принципов системного подхода при обосновании концептуальных подходов к физкультурно-спортивному образованию студентов.

Ключевые слова: физкультурно-спортивное образование; студенты; система; концептуальные подходы; принципы.

Известно, что любой образовательный процесс представляет собой педагогическую систему. Педагогическая система физкультурно-спортивного образования студентов должна органично вписываться в систему более высокого порядка, т.е. в систему высшего профессионального образования, и соответствовать современным тенденциям и научным подходам, реализуемым в ней в настоящее время.

Е.В. Бондаревская [1] отмечает, что подход как методологическая категория связан с научной парадигмой и опосредуется через нее прежде всего в своей ценностной составляющей, ориентируясь также на теорию и технологию подхода. Значимость подхода заключается в том, что он является опосредующим и связующим звеном между методологией и теорией, отвечая на вопрос о том, как в исследовании могут быть реализованы положения базовой теории.

В связи с этим в научной интерпретации подход -это осознанная ориентация педагога-исследователя или педагога-практика на реализацию в своей деятельности определенной совокупности взаимосвязанных ценностей, целей, принципов, методов исследовательской или практической педагогической деятельности, соответствующей требованиям принятой образовательной парадигмы [Там же].

При выявлении сущности образовательной парадигмы мы исходим из предпосылки, что образование является важнейшим элементом культуры. Цель высшего образования - развитие человека, отвечающее требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры, т.е. образование является культурным процессом, направленным на духовное становление личности в обществе.

В рамках каждой парадигмы образования существуют различные концепции обучения, обладающие общностью фундаментальных установок, но различающиеся по механизмам, способам, средствам обучения.

Разрабатываемая нами концепция физкультурноспортивного образования, цель которой - формирование кинезиологической компетентности студентов, опирается на теоретико-методологические подходы гуманистической педагогики, основными из которых являются культурологический и личностно-деятельностный. Для

решения поставленных в исследовании задач в качестве дополнительных нами используются синергетический и компетентностный подходы, которые в совокупности рассматриваются с системных позиций.

Современная концепция системного подхода базируется на следующих принципах: целостности, иерархичности, структуризации, множественности и системности. Принцип системности объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый объект может обладать всеми признаками системы.

На наш взгляд, обозначенные подходы (культурологический, личностно-деятельностный, синергетический и компетентностный) могут рассматриваться как элементы одной системы.

Принцип целостности говорит о том, что все подходы как элементы педагогической системы представляют собой единое целое, т.е. все они подчинены общим принципам, целям и задачам. Глобальной целью системы высшего образования, и физкультурно-спортивного в том числе, является формирование «человека культуры» [2].

Формирование «человека культуры» означает развитие в нем и реальное использование культурных способностей, которые будут вести студента к формированию себя как личности. При определении целей физкультурно-спортивного образования его культуротворческий аспект выходит на первый план. С позиции культурологического подхода физкультурно-спортивное образование рассматривается как сложный культурный процесс передачи нормативно-ценностного и творческого опыта и создания условий для культурных форм самоопределения, саморазвития и самореализации личности в кине-зиологической деятельности.

Культурологический подход служит важным средством гуманизации процесса физкультурно-спортивного образования студентов в высшей школе, что наиболее полно отражается в личностно-деятельностном подходе к обучению.

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре физкультурно-спортивного образования находится сам обучающийся - его мотивы, потребности, цели, индивидуально-психологические особенности, т.е. студент как лич-

ность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его физкультурно-спортивных знаний, состояния здоровья, физического развития и подготовленности, преподаватель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.

Вторым составляющим компонентом личностно-деятельностного подхода к физкультурно-спортивному образованию является категория «деятельность». В психологии известно, что акт любой деятельности, в том числе и кинезиологической, всегда имеет сознательную цель и мотивационную обусловленность. Мы считаем, что обучать кинезиологической деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить студента самостоятельно ставить перед собой цель и находить средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою физкультурно-спортивную активность), помогать студенту в формировании навыков контроля и самоконтроля, оценки и самооценки своей деятельности. В этом случае ориентировочной основой кинезиологической деятельности являются знания, а двигательные умения отражают способность студента осуществлять «технологическую» сторону деятельности [3].

Далее в нашем исследовании в качестве теоретикометодологического основания физкультурно-спортивного образования студентов рассматривается синергетический подход.

Современный синергетический подход рассматривает человеческую личность как «суперсверхсложную» систему, способную к самоорганизации [4]. Применительно к процессу физкультурно-спортивного образования студентов это выглядит следующим образом: приобщение студентов к ценностям спорта и физической культуры в реальности представляет создание многообразия способов самоорганизации каждой личности, поскольку каждая личность как сверхсложная система уникальна в безграничном многообразии конкретных модификаций. Отсюда следует, что несмотря на спроектированный процесс физкультурно-спортивного образования студентов, каждой личности присуща самоорганизация, поскольку студенты как уникальные личности-субъекты воспринимают спорт и физическую культуру, все заложенные в них духовно-ценностные, эстетические, нравственные и творческие основания каждый по-своему, несмотря на общность принятия их основных позиций.

Синергетический подход к содержанию физкультурно-спортивного образования студентов предполагает ориентацию студента на саморазвитие и самосовершенствование кинезиологического потенциала в процессе освоения ценностей спорта и физической культуры в вузе.

В качестве результативной основы физкультурноспортивного образования нами рассматривается формирование кинезиологической компетентности студентов.

Таким образом, рассмотренные подходы в совокупности представляют собой единое целое и способствуют целостному развитию личности студента в процессе физкультурно-спортивного образования.

Принцип иерархичности находит свое отражение в совокупности обозначенных нами концептуальных подходов, каждый из которых имеет определенное значение и подчинен другим элементам (подходам) или сам подчиняет себе другие элементы (подходы) системы. Так, культурологический подход в нашем исследовании выступает в качестве целевой основы физкультурно-спортивного образования. Это связано с тем, что исторически ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся является одной из его приоритетных позиций. Задача формирования общей культуры участников образовательного процесса является обязательной для всей системы российского образования, это его непреходящая ценность [2]. Исходя из этого, глобальной целью физкультурно-спортивного образования является формирование спортивной и физической культуры личности, частью которой нами рассматривается кинезиологическая компетентность.

Следующим по иерархии является личностно-деятельностный подход, целью которого является формирование личности в деятельности. В нашей концепции данный подход рассматривается в качестве средства формирования кинезиологической компетентности в процессе физкультурно-спортивного образования, т.е. данный подход является своего рода дополнением к культурологическому. Также в качестве средства рассматривается и синергетический подход, который предполагает стимулирование явлений самоорганизации личности: самообразование, саморазвитие, самосовершенствование в процессе кинезиологической деятельности.

В качестве результативной основы физкультурноспортивного образования в нашем исследовании применяется компетентностный подход, что обусловлено прежде всего требованиями Государственного образовательного стандарта третьего поколения. По мнению И.А. Зимней (2006), данный подход - это новая парадигма результата образования, основные позитивы которой заключаются в том, что в определении результата образования были поставлены следующие акценты:

- на практику применения знаний, выработку операциональной, технологической составляющих, а не только на сами знания (не только «что», но и «как»);

- сложную, интегративную (когнитивно-эмоциональную, ценностно-мотивационную, регулятивную) природу результата образования;

- формируемость личностного качества как сложного новообразования.

В системном подходе структуризация - это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определенным признакам. Каждая из таких подсистем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами. В нашей педагогической системе основными элементами являются подходы: культурологический, личностно-деятель-

ностный, синергетический, компетентностный. Каждый подход как подсистема включает в себя обязательные элементы: понятия, принципы, формы и методы

построения образовательного процесса, совокупность которых также может рассматриваться как подсистема (таблица).

Культурологический подход к физкультурноспортивному образованию представлен следующими принципами: культуросообразности, продуктивности, мультикультурности.

Принцип культуросообразности означает способность физкультурно-спортивного образования выражать суть спорта и физической культуры, их динамику,

Принцип мультикультурности заключается в способности физкультурно-спортивного образования отражать разнообразие его воздействия на формирование различных культурных сфер личности: культуру здоровья, культуру кинезиологической деятельности, культуру общения.

Культура реализует свою функцию развития личности в том случае, если она активизирует личность, побуждает ее к деятельности. Деятельность личности является и тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности

содержание. В системе физкультурно-спортивного образования в вузе важно создавать условия для физкультурно-спортивного самоопределения, саморазвития и самосовершенствования личности, содействуя тем самым гармоничному развитию личности.

Принцип продуктивности отражает способность физкультурно-спортивного образования выражать творческую, продуктивную сущность культуры, создавать условия для творческой кинезиологической деятельности студента.

как продукты развития. Если личность, осваивая культуру, делает открытия в самой себе, при этом переживает пробуждение новых умственных и духовных сил, то соответствующая область культуры становится ее «миром», что позволяет узнавать себя в уже созданном и развиваться как «культурно-исторический». Именно на развитие личности в процессе деятельности и направлен личностно-деятельностный подход, который базируется на принципе высокой мотивированности любых видов деятельности, обязательной рефлективности всякой деятельности, сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.

структурные элементы педагогической системы физкультурно-спортивного образования студентов

№ п/п Концептуальный подход Основные понятия Основные принципы Формы и методы (особенности) организации образовательного процесса

Культурологический подход Культура, культурные образцы, идеалы, нормы и ценности, образ жизни, культурная деятельность, человек как субъект культуры - культуросообразности; - продуктивности; - мультикультурности. Физкультурно-спортивное образование представляет собой культурный процесс, осуществляемый в культуросообразной спортивно-образовательной среде вуза, каждый элемент которой наполнен личностным смыслом. В центре образовательного процесса - студент как субъект спорта и физической культуры

2 Личностно- деятельностный подход Личностный смысл, внутренний потенциал личности, самоактуализация, самоопределение, смысл жизни, субъектность, субъективные свойства личности - высокой мотивированности любых видов деятельности; - обязательной рефлективности всякой деятельности; - сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности Организация и управление целенаправленной физкультурноспортивной деятельностью студента осуществляется в соответствии с направленностью его интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла физкультурно-спортивного образования для развития кинезиологического потенциала личности. Переориентация процесса обучения на постановку и решение ими самими учебных двигательных задач

3 Синергетический подход Открытость, нелинейность, неравновесность, самоорганизация, саморазвитие - самоорганизации и саморазвития; - нелинейности; - незамкнутости Социокультурное образовательное пространство вуза рассматривается как самоорганизующаяся система образования и культуры, в которой имеется многочисленное количество импульсов - аттракторов, притягивающих в определенное время личность. Студент оказывается под влиянием двух взаимосвязанных систем: физкультурно-спортивного образования как системы форм, средств и методов целенаправленного педагогического воздействия и социокультурной среды его жизнедеятельности, влияние которой на личность происходит стихийно

4 Компетентностный подход Компетенция, компетентность, модуль, рейтинг - целенаправленности обучения; - интеграции знаний, умений и опыта; - личностного развития Направленность физкультурноспортивного образования на формирование кинезиологических компетенций. Создание педагогических условий для максимального проявления физкультурноспортивной активности самой личности

Известно, что любая деятельность, в том числе и физкультурно-спортивная, побуждается как внешними, так и внутренними мотивами. Например, мотивы занятий студента престижным видом спорта в вузе (большой теннис) - внешние по отношению к самой физкультурно-спортивной деятельности студента. Являясь сильными побудителями общественного поведения в целом, эти внешние мотивы сами по себе не обеспечивают включение студента в осознанную физкультурно-спортивную деятельность, направленную на усвоение учебного материала. Они не определяют принятия студентом учебно-тренировочной задачи. В этот процесс должны быть включены внутренние, познавательные мотивы. Поэтому необходимо создание педагогических условий, обеспечивающих своеобразный «переход» внешних мотивов физкультурно-спортивной деятельности во внутренние.

Важным для нашего исследования является положение личностно-деятельностного подхода к организации физкультурно-спортивного образования на основе субъ -ектно-субъектного педагогического взаимодействия, которое предполагает прежде всего свободу выбора студентом вида физкультурно-спортивной деятельности в соответствии со своими интересами, потребностями и мотивами, а также тренера-преподавателя по виду спорта. Такой подход предполагает, во-первых, создание условий личностной самоактуализации и личностного роста студента. Во-вторых, этот подход формирует активность самого студента, его готовность к физкультурно-спортивной деятельности, к решению проблемных учебно-тренировочных задач на основе доверительных субъектно-субъектных отношений с тренером-препода-вателем. В-третьих, личностно-деятельностный подход предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним -познавательный мотив. В-четвертых, данный подход в контексте нашего исследования означает принятие учебно-тренировочной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися.

Формирование кинезиологической компетентности личности происходит в процессе ее активной физкультурно-спортивной деятельности и неразрывно связано с процессами осмысления, осознания и формирования собственного личностного ценностного отношения к спорту и физической культуре, собственной физкультурно-спортивной деятельности, т.е. с процессом рефлексии.

Принцип сотрудничества при организации и управ -лении различными видами деятельности предполагает создание в образовательных учреждениях условий для развития сущностных сил каждого и гармонизацию взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса, развитие идей сотрудничества и сотворчества преподавателя и студентов, индивидуализацию обучения, диалог. Итогом его становится готовность личности к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, что находит свое отражение в реализации принципов синергетического подхода.

Синергетически построенное обучение стимулирует скрытые возможности развития личности, открывает че-

ловеку самого себя, организует сотрудничество с самим собой и другими людьми, реализуя тем самым принцип самоорганизации и саморазвития личности. Синергетический подход представляет физкультурно-спортивное образование как сложную открытую систему, существующую и развивающуюся в результате взаимодействия с другими системными образованиями, в которой основу формирования кинезиологической компетентности личности составляют свободные действия студента в выборе им ориентации на те или иные физкультурно-спортивные ценности.

Система физкультурно-спортивного образования рассматривается как открытая, так как в ней постоянно идет процесс обмена информацией (знаниями) между преподавателем и студентами (обратная связь), целенаправленного добывания информации, что способствует появлению новых целей, методов и средств обучения. В связи с этим меняется содержание физкультурно-спортивного образования, так как оно не соответствует имеющемуся уровню знаний и умений обучающихся в данный момент. Возникает нелинейность как процесса, так и результата. Постоянно увеличивающееся образовательное информационное пространство выводит систему физкультурно-спортивного образования из устойчивого равновесия, возникает ситуация неопределенности и возможность проектирования студентом собственной образовательной траектории.

Реализация принципов компетентностного подхода (целенаправленности физкультурно-спортивного образования, связи теоретических знаний с опытом кине-зиологической деятельности и личностного развития в этом процессе) является способом формирования субъ-ектности личности и достижения нового качества физкультурно-спортивного образования в высшей школе.

Ядром проектируемой педагогической системы физкультурно-спортивного образования являются особенности организации образовательного процесса (см. таблицу).

Множественность в системном подходе предполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом. Исходя из того, что в качестве элементов педагогической системы нами рассматриваются концептуальные подходы, можно сказать, что каждый подход и вся система в целом могут быть описаны разными моделями. В нашем исследовании при проектировании педагогической системы будет использована компе-тентностно-культурологическая модель физкультурноспортивного образования студентов.

Таким образом, в соответствии с нашей концепцией, в результате физкультурно-спортивного образования у студента должно быть сформировано некоторое целостное качество, отражающее способность к развитию своего кинезиологического потенциала, обеспечивающего психофизическую готовность к социально-профессиональной деятельности, т.е. кинезиологическую компетентность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревская Е.В. Содержание педагогического образования и возможные направления модернизации его общепедагогической составляю-

щей // Наука и образование. 2002. № 3. C. 14-25.

2. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методоло-

гический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21-26.

3. Загревская А.И. Кинезиологический подход к физкультурно-спортивному образованию студентов // Вестник Томского государственного уни-

верситета. 2013. № 374. С. 160-162.

4. КаганМ.С. Философия культуры. СПб. : Петрополис, 1996. 416 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 9 января 2014 г.

SPORTS EDUCATION OF STUDENTS AS A SUBJECT OF SYSTEM RESEARCH

Tomsk State University Journal. No. 380 (2014), 176-180.

Zagrevskaya Alexandra I. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: sports education; students; system; conceptual approaches; principles.

We developed the concept of sports education, the purpose of which is the formation of kinesiology competence of students based on the theoretical and methodological concepts of humanistic pedagogy, the basic of which are the cultural and personality-activity approaches. To solve the problems of the study we use additional synergistic and competence approaches, which together are considered with the system approach. The cultural approach is an important tool for the humanization of physical education and sports education of students in higher education, which is perfectly reflected in the student-activity approach to learning. The personality-activity approach assumes that the center of sports and sports education is the learner - their motives, needs, goals, individual psychological characteristics. The synergetic approach involves students’ orientation on self-development and self-improvement of kinesiology in the process of learning the values of sports and physical education in higher school. The competence approach is reflected in the result of physical and sports education, as its purpose and result is students’ kinesiology competence. The considered approaches together constitute a whole and contribute to the holistic development of the individual student in sports education, thus realizing the system integrity principle. The hierarchy principle is reflected in the conceptual approaches used, each of which has a specific meaning and is subordinate to the other elements or subjugates the other elements of the system. In the system approach structuring is bringing together the diverse elements of the system into separate subsystems by certain characteristics. In our educational system, its main elements are the approaches: cultural, personality-activity, synergistic, competence. Each approach as a subsystem includes mandatory elements: concepts, principles, forms, and methods of educational process organization, the totality of which can also be considered as a subsystem. Plurality in the system approach is to use a variety of models for each element and the system as a whole. In our study, the design of educational system will involve the cultural competence model of physical and sports education students. Thus, in accordance with our concept, as a result of physical and sports education students will have a complex personality formation - kinesiology competence.

REFERENCES

1. Bondarevskaya E.V. Soderzhanie pedagogicheskogo obrazovaniya i vozmozhnye napravleniya modernizatsii ego obshchepedagogicheskoy

sostavlyayushchey. Nauka i obrazovanie. 2002. No. 3. P. 14-25.

2. Zimnyaya I.A. Kompetentnostnyy podkhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennykh podkhodov k problemam obrazovaniya? (teoretiko-

metodologicheskiy podkhod). Vysshee obrazovanie segodnya. 2006. No. 8. P. 21-26.

3. Zagrevskaya A.I. Kineziologicheskiy podkhod k fizkul’turno-sportivnomu obrazovaniyu studentov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta.

2013. No. 374. P. 160-162.

4. Kagan M.S. Filosofiya kul’tury. SPb. : Petropolis, 1996. 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.