УДК 304.444
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МОЛОДЕЖИ ГОТОВНОСТИ К ПРОЯВЛЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
© Светлана Викторовна СЛЕПЧЕНКОВА
Национальный исследовательский университет МЭИ в г. Смоленске (филиал), г. Смоленск, Российская Федерация, старший преподаватель, кафедра гуманитарных наук, e-mail: [email protected]
Проблема деятельности общественных организаций по формированию у молодежи готовности к проявлению социокультурной мобильности рассматривается с позиций различных теоретикометодологических подходов: системного, деятельностного, культурологического, аксиологического и компетентностного. Также в статье раскрывается сущность, структурные компоненты и предназначение готовности молодых людей к проявлению социокультурной мобильности, которая представляет собой интегральную характеристику, содержащую в своей структуре когнитивную, мотивационную, аксиологическую и деятельностную составляющие.
Ключевые слова: готовность к проявлению социокультурной мобильности; общественные организации; системный подход; деятельностный подход; компетентностный подход.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема формирования у молодежи готовности к проявлению социокультурной мобильности. Проявление социокультурной мобильности обеспечит молодым людям возможность активно включаться в динамику социальных отношений и адаптироваться к ним на социокультурной основе: осваивать новые социальные роли, их социокультурную сущность, овладевать социокультурным механизмом смены ролей и перехода от роли к роли в момент необходимости и целесообразности, приобщаться к новым культурным ценностям, сохраняя приверженность к общечеловеческим.
Социокультурная мобильность молодежи реализуется в социокультурном пространстве нашего общества, но готовность к ее проявлению должна стать одним из результатов становления молодых людей, участвующих в деятельности общественных организаций.
На наш взгляд, общественные организации обладают педагогическим потенциалом, который направлен на формирование у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности, которая представляет собой интегральную характеристику, объединяющую осознанную потребность и мотивацию в самосовершенствовании, проявлении социокультурной активности и повышении своего культурного уровня (пси-
хологическая готовность); развитые когнитивные способности, знания особенностей и ценностей национальной культуры и культуры других стран (функциональная готовность); умения и личностные качества, которые обеспечивают возможность эффективных действий при возможных социокультурных изменениях (практическая готовность).
Исследование проблемы деятельности общественных организаций по формированию у молодежи готовности к проявлению социокультурной мобильности носит комплексный, интегративный характер и находится на пересечении проблемных полей философии, социологии, культурологии, психологии, педагогики и социально-культурной деятельности. В качестве методологической основы деятельности молодежных общественных организаций по формированию у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности мы рассматриваем ряд научно-методологических подходов.
Системный подход позволяет рассмотреть деятельность общественных организаций по формированию у молодежи готовности к проявлению социокультурной мобильности во всей целостности и многоаспектно-сти составляющих ее элементов [1-3].
Система и структура - это два основных понятия системного подхода, исходя из которых мы можем рассмотреть деятельность общественных организаций по формирова-
нию у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности как организованную систему, состоящую из совокупности структурных компонентов, функциональных связей и отношений, которые обусловливают определенную целостность, устойчивость и ее внутреннюю организацию.
Основополагающими элементами этой системы являются такие подсистемы, как:
- личность участника общественной организации;
- технологии организации деятельности участников общественных организаций;
- способы взаимодействия руководителя и участников общественной организации и др.
Таким образом, системный подход к исследованию проблемы деятельности общественных организаций по формированию у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности дает возможность рассматривать данную деятельность как сложный многосторонний процесс, упорядоченную систему и позволяет исследовать каждый компонент данной системы, описать ее педагогический инструментарий, определить весь комплекс факторов, влияющих на эффективность деятельности общественных организаций.
Особый интерес в нашем исследовании представляет деятельностный подход, согласно которому включение в деятельность -основной путь развития человека, заключающийся в формировании культуры индивидуума, включающей общечеловеческие, интерсоциальные ценности (накопленные знания, навыки, умения, социальные чувства, социально ценные личностные качества).
Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственно положительным опытом общественных отношений, что возможно посредством активной деятельности [4; 5]. В контексте деятельностного подхода формирование у молодежи готовности к проявлению социокультурной мобильности рассматривается через освоение молодыми людьми имеющихся и создание новых ценностей в процессе организованной практической деятельности общественных организаций. Причем мы рассматриваем такую деятельность в логике
целостного учета и анализа составляющих ее компонентов (целей, мотивов, действий, результата) и полагаем, что формирование у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности осуществляется путем непосредственного включения их в активную деятельность.
Таким образом, молодой человек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными качествами, но его социокультурная мобильность может проявляться только в деятельности. Поэтому говорить о степени и уровне мобильности молодого человека следует только при условии ее реализации в деятельности.
Культурологический подход позволяет корректно выявить культурную обусловленность генезиса, функционирования и развития культурных феноменов.
Человек в современных условиях рассматривается как субъект культуры, ее главное действующее лицо [6]. По мнению многих исследователей, человек всегда действует в рамках культуры, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей [6-8].
Исходя из позиций культурологического подхода, мы считаем, что участие в деятельности общественных организаций способствует творческой самореализации молодых людей как свободных творческих личностей, способных успешно действовать в условиях динамично меняющейся ситуации и активно участвовать в жизни общества, руководствуясь такими ценностями, как демократия, уважение прав человека и т. п.
Поэтому, учитывая требования культурологического подхода, можно сделать вывод, что общественные организации выполняют культуротворческие и культуроохранные функции, их деятельность является механизмом трансляции культуры и инструментом развития общей культуры молодых людей.
Становление личности как субъекта культуры, самоопределение человека в культуре возможно только на основе ценностных отношений. Ценностные ориентации детерминируют и регулируют деятельность и поведение личности, мотивируя ее на нравственное совершенствование.
Теоретической основой аксиологического подхода являются аксиология как наука о
ценностях и ценностных ориентациях и психологическая теория мотивации деятельности [9-11].
Аксиологический подход позволяет рассмотреть деятельность общественных организаций по формированию у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности через формирование системы ценностных ориентаций молодых людей, которое осуществляется поэтапно от присвоения ценностей к их преобразованию и далее к прогнозированию будущего поведения.
В контексте аксиологического подхода, мы считаем, что деятельность общественных организаций связана, с одной стороны, с усвоением универсальных общечеловеческих интерсоциальных ценностей (жизнь, счастье, любовь, свобода, творчество и др.), а с другой стороны, с усвоением культурных ценностей (научное знание, культурные традиции, произведения искусства и т. д.).
Основываясь на идеях аксиологического подхода, мы можем сделать вывод о том, что общественные организации являются социокультурными институтами, в деятельности которых происходит формирование ценностных ориентаций молодых людей.
Реализация педагогического потенциала деятельности общественных организаций предполагает овладение молодыми людьми определенной системы знаний и формирование опыта в той или иной сфере деятельности. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть деятельность общественных организаций через формирование у молодых людей определенных компетенций, т. е. в рамках компетентностного подхода.
Компетентностный подход является системным и междисциплинарным [12, с. 23; 13-15]. Это подход к какому-либо процессу, в первую очередь, с позиции его ожидаемых результатов, выраженных в форме компетенций.
«Компетентность» и «компетенция» являются ключевыми понятиями компетентно-стного подхода.
На основе проведенного анализа научных работ [12, с. 23; 13-15] можно сделать вывод о том, что понятие «компетенция» означает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов
и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Понятие «компетентность» в наиболее общем виде интерпретируется как интегрированное понятие, выражающее способность индивида самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний и умений.
По нашему мнению, деятельность общественных организаций обладает педагогическим потенциалом по формированию у молодых людей таких ключевых компетенций, как общекультурные, ценностно-смысловые, познавательные, коммуникативные, информационные и компетенции личностного самосовершенствования.
Основываясь на положениях компетент-ностного подхода в рамках исследуемой проблемы, мы считаем, что готовность к проявлению социокультурной мобильности является одной из общекультурных компетенций, формируемой в деятельности общественных организаций.
В структуре готовности молодых людей к проявлению социокультурной мобильности как общекультурной компетенции нами выделены четыре составляющие:
1) мотивационная (мотивация к проявлению социокультурной активности, стремление к достижениям, самосовершенствованию и самореализации в социокультурном пространстве);
2) аксиологическая (знание и понимание ценностей национальной культуры, культуры других стран, приверженность этическим ценностям и принципу социальной ответственности);
3) когнитивная (совокупность знаний об особенностях национальной культуры, обычаях других стран, а также о способах приобретения, хранения, передачи базисных ценностей культуры и социального опыта);
4) деятельностная (комплекс умений и навыков, необходимых для ведения меж-культурного диалога и принятия компромиссных решений, обладание коммуникабельностью, способность к самоорганизации и организации работы в команде).
В качестве критериев сформированности готовности молодых людей к проявлению социокультурной мобильности выступают:
мотивационно-ценностный, когнитивно-зна-ниевый, деятельностно-поведенческий.
Таким образом, деятельность общественных организаций по формированию у молодежи готовности к проявлению социокультурной мобильности проектируется как целостная педагогическая система, осуществляемая в рамках комплексного рассмотрения, базирующегося на положениях системного, деятельностного, аксиологического, культурологического, компетентностного подходов.
1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
2. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
3. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. СПб., 1999.
6. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. М., 1992.
7. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. № 8. С. 3-8.
8. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
10. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003.
11. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.
12. Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование лично -сти специалиста. М., 2002.
13. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 4-42.
14. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002.
15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
Поступила в редакцию 7.11.2012 г.
UDC 304.444
THEORETICAL-METHODOLOGICAL BASES OF RESEARCH PUBLIC ORGANIZATIONS ACTIVITY FOR YOUTH FORMATION OF SOCIO-CULTURAL MOBILITY
Svetlana Victorovna SLEPCHENKOVA, Smolensk National Research University MPI (branch), Smolensk, Russian Federation, Senior Lecturer, Humanitarian Sciences Department, e-mail: [email protected]
The problem of public organization activity on youth formation readiness to socio-cultural mobility is considered in the article from different points of theoretical-methodological approaches: system, activity, culturological, axiological and competence. The nature, structural components and young people mission readiness to socio-cultural manifestation is revealed, which submits integral characteristics containing in its structure cognitive, motivational, axiological and activity components.
Key words: readiness to socio-cultural mobility; public organizations; system approach; activity approach; competence approach.