УДК 78
О. А. Титова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ
НА ФОРТЕПИАНО СТУДЕНТОВ-НЕМУЗЫКАНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье раскрывается проблема использования в процессе обучения игре на фортепиано студентов-немузыкантов компетентностного, андрагогическо-го, личностно ориентированного, культурологического и аксиологического подходов; обоснована и раскрыта эффективность их интегративного использования для реализации стратегической цели профессионального социокультурного образования - повышения его качества.
This article reveals the problem of the use in learning to play the piano non-musician students competence-based, andragogical, individually oriented, cultural and axiological approach, justifies and discloses the effectiveness of their integrative use for realization of strategic objective of socio-cultural vocational education - improving quality.
Ключевые слова: инновационное обучение, ком-петентностный подход, фортепианная компетентность, фортепианная компетенция, андрагогический подход, индивидуализация обучения, личностно ориентированный подход, культурологический подход, аксиологический подход, интегративность.
Keywords: innovative teaching, competent approach, piano competence, piano competency, andragogichesky approach, individualization of training, personal approach, cultural approach, aksiologichesky approach, integration.
Модернизация российского социокультурного образования в условиях реализации ФГОС ВПО должна осуществляться в контексте социальной ситуации при интенсивном взаимодействии со всеми сторонами жизни общества и человека. Российское общество втянуто в пучину глобального мирового кризиса, охватившего не только социальные, производственные, экономические и другие сферы, но и самого человека - его сознание, духовность, чувства, поведение. «Деиндивидуализация и дегуманизация личности, предельный рационализм и нездоровый прагматизм мышления, утрата нравственных ориентиров и чувства принадлежности к своей стране, распространение ассоциальных моделей поведения, дезадаптация детей, молодежи и взрослых - это далеко не полный перечень негативных явлений, указывающий на снижение качества человеческой жизни в процессе расчеловечивания «собственно человеческого в человеке» [1].
Большинство российских ученых полагают, что кризис в России не экономический, а гуманитар-
© Титова О. А., 2012
ный, духовно-нравственный, и связан он с основательным игнорированием культурных традиций, с кризисом всей системы образования.
Кризисная ситуация в российском образовании в целом и в его важнейшем звене - высшем профессиональном образовании остро ставит проблему качественного изменения его теоретико-методологической основы. «Одним из социальных последствий стремительного технологического развития общества, которое стало особенно сильно проявлять себя в конце XX века, явился общий кризис капитализма, - констатирует В. А. Тестов, - суть которого заключается в неадекватности целей и содержания образования, а также форм, методов и уровня развития образовательных систем постиндустриальному обществу. Становление нового типа общества требует не просто внедрения в обучение информационных технологий, а новой методологической основы всей системы образования, рационального обновления его целей, содержания, форм, методов и средств обучения» [2]. Об этом же пишут в своих работах Э. Б. Аб-дуллин [3], Г. А. Берулава, М. Н. Берулава, С. И. Змеев, В. В. Краевский, А. М. Новиков, Д. И. Фельдштейн и другие учёные-педагоги и психологи.
«Сегодня стратегической целью становится воспитание нового человека, стремящегося интегрироваться в постиндустриальное общество и обладающего интенциями к духовным, ценностно-смысловым аспектам жизни, владеющего гуманитарными и специальными компетентностями, духовно-нравственной культурой, творческими способностями и личностными качествами, необходимыми для участия в социально-преобразующей деятельности и культурном обустройстве личной и общественной жизни. Эта цель воплощается в образе гражданина, человека культуры и нравственности, компетентного профессионала с развитыми инновационными способностями» [4]. Выход из этого кризиса педагогическая и психологическая наука видит в разработке и реализации новой методологической основы теории и практики педагогической деятельности и в реализации перехода к инновационному воспитанию, обучению и развитию будущих профессионалов всех сфер деятельности в обществе.
В. Я. Ляудис раскрывает значение инновационного обучения так: «Во-первых, это целенаправленно проектируемый, осознанно организованный процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культурологических знаний. Во-вторых, это организованная социальная система развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее (смысло- и целеполагание), так и процесс готовности к участию в его осуществлении» [5]. Наука, занимающаяся созданием пе-
дагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике, называется педагогической инноватикой. Рождение инноваций имеет объективно-субъективную причину и обусловлено необходимостью приводить цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания в соответствие с постоянно меняющимися требованиями общества и государства к личности. «Методология педагогической инноватики есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств» [6]. В новой методологической основе остро нуждается высшее социокультурное образование, так как именно ему принадлежит особая роль в современной российской действительности. Социокультурное образование непосредственно связано с подготовкой специалистов для сферы культуры и искусств - основных субъектов социально-культурных преобразований, которым предстоит выполнить «историческую миссию формирования активной личности как высшей ценности общества» [7]. Специалисты сферы социально-культурной деятельности в своей работе реализуют принципы творчества и гуманизма, осознания универсальных духовно-нравственных и эстетических ценностей, величие национальных и мировых произведений культуры и искусства. Все сказанное о возрастании актуальности социально-культурной деятельности обусловливает необходимость перехода от знаниевой к деятельностной парадигме социокультурного образования, ориентированной на подготовку специалиста, способного к качественному изменению социально-культурной сферы на ценностном уровне.
В сложившейся ситуации подготовка специалистов социально-культурной деятельности приобретает особую значимость, так как согласно Федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования для деятельности в этой сфере должны подготавливаться специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, овладевшие технологий социокультурной работы, владеющие широким культурным кругозором, развитым, творческим художественно-эстетическим мышлением, наличием таких личностных качеств, как коммуникабельность, общительность, толерантность, эмпатий-ность.
Эти требования к специалисту социально-культурной сферы базируются на современных требованиях к образованию. «Система образования направлена, - отмечает В. Г. Миронов, - на формирование высокоинтеллектуальной, духовно богатой, толерантной, профессионально-мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и способной обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом [8].
Среди будущих специалистов социально-культурной сферы особую нишу занимают специалисты-немузыканты, обучающиеся игре на фортепиано. В области музыкально-исполнительских дисциплин эти специалисты должны многое знать и многим владеть, потому что музыка обладает особой силой чудотворного, чарующего воздействия на умы и сердца людей, на их духовность и возвышенное стремление стать добрее, честнее, отзывчивее, научиться понимать и ценить прекрасное. Специалист социокультурной сферы, владеющий музыкально-исполнительской дисциплиной, должен уметь исполнить грамотно, технично, точно, художественно-выразительно сольную инструментальную программу; аккомпанировать певцу-солисту, вокалисту или инструментальному ансамблю, хору; петь под собственный аккомпанемент; читать с листа и транспонировать; подбирать по слуху; составить словесный комментарий к исполняемым произведениям; владеть навыками самостоятельной творческой работы над музыкально-исполнительским репертуаром, необходимым ему как специалисту немузыкальных профессий, обучающемуся игре на фортепиано для будущей социально-культурной деятельности. Эти же высокие требования предъявляются и к студентам немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки в вузах (бакалавриат) культуры и искусств, если в учебные программы их подготовки включено обучение основам фортепианного искусства.
Мы неслучайно в статье рассматриваем процесс обучения игре на фортепиано студентов немузыкальной специальности без начальной музыкальной подготовки в вузах культуры и искусств. Контингент поступающих в вузы культуры и искусств на немузыкальные специальности с каждым годом, к сожалению, включает в себя все более возрастающие группы абитуриентов, не имеющих начальной музыкальной подготовки. Это создает в вузах сложную педагогическую ситуацию и ставит перед вузовскими преподавателями фортепиано целый ряд проблем. В первую очередь это проблемы необходимости осознания и понимания психологических, педагогических, психолого-педагогических, культурологических и социологических особенностей тех юношей и девушек, которые заполнили учебные аудитории. Это люди, родившиеся и выросшие в 90-е годы XX в. и в первое десятилетие XXI в. А они, представители поколения постиндустриального, информационного этапа развития человеческой цивилизации, постсоветского периода истории нашей страны, отличаются от предшествующих поколений студентов, однако в их обучении и воспитании это почти не учитывается. Нельзя забывать и о том, что эти студенты пришли учиться в вузы культуры и искусств с уже стихийно, спонтанно сложившимся музыкальным вкусом и музыкальной культурой, зачастую
деформированными современной поп-музыкой, рок-музыкой, низкопробным шоу-бизнесом, оглушительным ревом и громом дискотек. У них за плечами определенный накопленный жизненный и музыкальный опыт. Их музыкальный вкус и музыкальную культуру чаще всего приходится либо корректировать, либо вовсе формировать заново на основе программного материала народной, эстрадной и классической фортепианной музыки. Это сложнейшая и ответственная задача, если учесть, что музыкальное образование является важнейшей составляющей культурного образования, обладающего интегративным свойством, объединяющим все остальные сферы художественно-творческого и нравственно-эстетического становления настоящего профессионала социально-культурной деятельности, востребованного временем и отвечающего социальному заказу общества и государства по подготовке этих специалистов.
Чтобы готовить востребованных специалистов, в системе их подготовки надо разрешить целый ряд противоречий. В рамках статьи мы раскроем лишь одно из них: преобладание в фортепианном образовательном процессе традиционного музыкального педагогического подхода и фактическое отсутствие интегративного, комплексного использования инновационных подходов к обучению, составляющих зарождающуюся методологическую основу постиндустриального высшего профессионального российского социально-культурного образования: компе-тентностного, андрагогического, личностно ориентированного, культурологического, аксиологического. Методологическое обоснование использования их в обучении игре на фортепиано таково: компе-тентностный подход в ФГОС рассматривается как стратегическое направление развития всей системы российского образования. Его концепция непрерывно развивается и совершенствуется ведущими теоретиками педагогики и психологии (Д. С. Ермаков, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Р. В. Му-хаметзянова, А. М. Новиков, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др).
«В последние десять лет, - отмечает Д. С. Ермаков, - компетентностный подход, под которым понимается метод моделирования и описания результатов образования как норм его качества в виде признаков практической готовности человека к деятельности (В. И. Байденко, И. А. Зимняя), находит всё более широкое распространение в педагогической теории и практике [9]. В ФГОС ВПО, поставившем цель подготовки компетентно-стного специалиста в стенах вузов культуры и искусств, чётко поставлены задачи формирования в процессе обучения студентов игре на фортепиано ключевых общекультурных и профессиональных образовательных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, инфомационных, коммуникативных, социально-тру-
довых и личностного совершенствования. Более того, С. И. Змеев в модели компетентности специалиста выделяет три компонента: умения, знания, способы деятельности; личностные качества; ценностные ориентации [10], а Н. Ф. Ильина критериями готовности специалиста к инновационной деятельности обосновывает следующие: личностный, теоретический и практический [11], что фактически адекватно по содержанию и целям и педагогу-музыканту в направленности образовательного процесса подготовки специалистов социокультурной деятельности. Компетентностный подход в обучении игре на фортепиано нацелен на повышение качества образования, «ориентирован на цели-векторы: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности», на реализацию в фортепианном образовательном процессе «его мета-конструкторов: компетентностей, компетенций, метакачеств» [12]. Фортепианная компетентность - характеристика музыкального кругозора обучающегося, его фортепианного мышления, музыкальных способностей, музыкального вкуса, музыкальной культуры, пианистических знаний, умений, навыков и владения способами музыкальной деятельности. Фортепианная компетенция - это характеристика личности, проявляемая в игре на фортепиано, т. е. реализация в процессе практического обучения заданных педагогических, социальных и профессиональных требований к фортепианной подготовке специалиста, необходимых для его будущей профессиональной деятельности. Компетентность и компетенции вбирают в себя как когнитивную и операционально-технологические составляющие, так и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую сферы личности. Следовательно, понятие «фортепианная компетентность» включает результат обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, профессионально важные личностные, музыкальные и социально-культурные качества специалиста. (Понятие «компетентность» трактуется как «основывающееся на знаниях, интеллектуально и личност-но-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека.) [13]
В комплексе и интеграции с компетентност-ным подходом методологической основой обучения игре на фортепиано студентов-немузыкантов без начальной музыкальной подготовки является и андрагогический подход (Л. Г. Брылева, С. Г. Вер-шловский, В. В. Горшкова, В. П. Зинченко, А. С. За-песоцкий, С. И. Змеев, А. П. Марков, В. С. Сте-пин и др.). Андрагогическая теория обучения студентов основана на глубоких и прочных знаниях психолого-педагогических особенностей воспитания, обучения и развития взрослых. Осмысление и обоснование использования андрагогического подхода в фортепианном обучении студентов не-
музыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки в вузах культуры и искусств должно исходить из учета ряда факторов (личностные качества студента, жизненный опыт, музыкальные способности, наличие проблем, решаемых образовательными средствами обучения игре на фортепиано, ориентация на необходимость и полезность приобретенных пианистических знаний, умений и навыков в личной и будущей профессиональной деятельности и т. д.). Всё перечисленное выше обязывает преподавателя фортепиано не только владеть содержанием учебной дисциплины, но и быть тьютором, консультантом, советчиком, опекуном, экспертом успехов студента в организации фортепианного образовательного процесса, реализуя в нем принципы самостоятельности, психологической совместимости между обучающим и обучающимся, индивидуализации, персонификации, системности, контек-стности, социализации, актуализации результатов, элективности, развития образовательных потребностей, осознанности, учета особенностей психологических качеств и свойств студента.
Широкое использование принципа индивидуализации пронизывает весь комплекс педагогических подходов. Индивидуализация обучения игре на фортепиано - не просто форма занятия, но фактор, средство и условие его успеха. Она ярко выражена в личностно ориентированном подходе (Б. Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская, Е. П. Сороко-умова, С. Я. Рубинштейн, И. С. Якимовская и др.), в психолого-педагогических трудах (Э. Б. Абдул-лин, Г. М. Коган, В. В. Медушевский и др.), в музыкальной педагогике и в методике обучения игре на фортепиано (А. И. Исенко, Е. А. Ручьевская, А. В. Соколов, Г. М. Цыпин и др.). Переход вузов культуры и искусств на новый ФГОС значительно повышает роль этого подхода в подготовке специалистов социально-культурной сферы и привлекает все более пристальное внимание исследователей к решению проблемы совершенствования, а также широкого применения и использования личностно ориентированного подхода в фортепианном образовании.
Однако при реализации индивидуализации необходимо отметить так называемую коллективную систему обучения (КСО, сетевую), утверждающуюся в наши дни (М. А. Мркчтян). «Личность тем значительнее, чем полнее и шире представлена в ней, в ее делах, в ее словах и поступках коллективно всеобщая, а вовсе не индивидуальная неповторимость. Неповторимость подлинной личности состоит именно в том, что она по-своему открывает новое для всех» [14]. Эта мудрая мысль о развитии творческой индивидуальности в фортепианном искусстве и нахождении своего места и роли в его использовании в социально-культурной деятельности.
В процессе обучения студентов-немузыкантов методологической базой выступает и культурологический подход (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, А. М. Новиков, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Щуркова и др). С опорой на него все содержание фортепианного образования рассматривается как адаптированный музыкальный опыт в фортепианном искусстве. Студентами при его использовании осуществляется как бы «вхождение», «погружение» в музыкальную культуру. Культурологический подход в обучении студентов игре на фортепиано предполагает, прежде всего, формирование и освоение фортепианной культуры через историю ее возникновения и развития, освоение ее содержания в процессе обучения игре на фортепиано во всей его структурной полноте, расширяющей овладение музыкальной, художественно-эстетической и духовно-нравственной культурой.
При обучении игре на фортепиано студентов немузыкальных специальностей одной из методологических основ в их интегративном комплексе является и аксиологический подход (О. В. Гука-ленко, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, Н. Лурье, К. М. Хорунженко и др). Применительно к обучению игре на фортепиано в условиях использования аксиологического подхода у студентов формируются ценностные ориентации и ценностные отношения ко всем видам, формам, жанрам, стилям фортепианного искусства. Лишь на основе этого подхода в обучении возможно воспитание не только ценностного отношения к фортепианной музыке, но и повышение интереса к пианистическому искусству, фортепианным знаниям, умениям и навыкам и последующем их активном использовании в личной и профессиональной социально-культурной деятельности на уровне хорошего музыкального вкуса и высокой музыкальной культуры.
Интегративное, комплексное использование в процессе обучения игре на фортепиано студентов-немузыкантов вузов культуры и искусств всех раскрытых нами подходов - сложный, многогранный, но перспективный аспект решения проблемы повышения эффективности и качества фортепианного образовательного процесса.
Более того, органическое единство, совокупность использования при реализации ФГОС ВПО всех раскрытых нами применительно к обучению на фортепиано подходов расширяет, углубляет и обновляет теоретико-методологическую основу фортепианного образовательного процесса, открывая путь к его инновационному совершенствованию, модернизации.
Таким образом, завершая статью, можно сделать следующие выводы: в целях реализации ФГОС ВПО в социокультурной подготовке студентов-немузыкантов при обучении игре на фортепиано необходимо реализовывать следующие условия оптимизации музыкального образовательного процесса:
1) преподавателю фортепиано прочно и глубоко освоить методологию инновационной педагогики, базирующуюся на новой деятельностной парадигме и компетентностном, личностно ориентированном, культурологическом, андрагогическом и аксиологическом подходах к обучению;
2) опираться в формировании компетентного специалиста социально-культурной деятельности на музыкальную педагогику и методику обучения игре на фортепиано, основанные на инновационных теории, технологии и методике музыкального образования, способствующих творчески и эффективно осуществлять в образовательном процессе по предмету «Фортепиано» музыкальные воспитание и самовоспитание, обучение и самообучение, развитие и саморазвитие музыкального вкуса и музыкальной культуры в целях повышения качества подготовки будущих специалистов социокультурной деятельности.
Примечания
1. Горшкова В. В. Образование взрослых в аспекте культуры: феноменологический аспект // Педагогика. 2011. № 7. С. 44.
2. Тестов В. А. Информационное общество: переход к новой парадигме образования // Педагогика. 2012. № 4. С. 3.
3. Абдуллин Э. Б. Методология методики музыкального образования. М.: Изд-во ГНОМ, 2010.
4. Бондаревская Е. В. Гуманитарная методология о воспитании // Педагогика. 2012. № 7. С. 11.
5. Инновационное обучение и наука: научно-аналитический обзор / В. Я. Ляуди; под ред. Р. В. Герф. М., 1992. С. 9-10.
6. Хуторской А. В. Педагогическая инновати-ка. М.: Издат. центр «Академия», 2008. С. 23.
7. Васильева Е. Н. Инновационная парадигма российского социокультурного образования: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2007. С. 2.
8. Миронов В. Г. Инновационная направленность - фактор конкурентоспособности педвуза // Педагогика. 2012. № 1. С. 73.
9. Ермаков Д. С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. 2011. № 4. С. 8.
10. Змеев С. И. Компетенции и компетентности преподавателя высшей школы XXI века // Педагогика. 2012. № 5. С. 70.
11. Ильина Н. Ф. Критерии готовности педагога к инновацинной деятельности // Педагогика. 2012. № 7. С. 84.
12. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Компетентност-ный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2003 № 10. С. 9.
13. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентнос-ного похода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 11.
14. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. С. 281.
УДК 372.8
А. В. Типлинская
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ РЯДОВ ДАННЫХ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В настоящей статье рассматривается организация работы над учебным проектом в рамках урока как способ реализации метапредметных положений образовательного стандарта и естественного введения материала по статистике.
On-lesson studying project workflow is researched in this note for the appliance as the method of providing common terms of the educational standard and for gaining natural experience with statistics material.
Ключевые слова: статистические характеристики, урок-проект.
Keywords: statistical characteristics, on-lesson studying project.
Последние годы в школьное образование вносятся существенные изменения. Меняется как содержание образования, так и подход к предполагаемым результатам обучения. В Федеральном государственном образовательном стандарте, принятом в декабре 2010 года, отражены не только требования к подготовке по предметам, но и мета-предметные, и личностные результаты освоения программы основного общего образования. От каждого выпускника современной школы в частности требуется [Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. Приказ № 1897. URL: http://standart. edu. ru/]:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
© Типлинская А. В., 2012