УДК 304.444
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ К ПРОЯВЛЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
© Светлана Викторовна СЛЕПЧЕНКОВА
Национальный исследовательский университет МЭИ в г. Смоленске (филиал), г. Смоленск, Российская Федерация, старший преподаватель, кафедра гуманитарных наук, e-mail: [email protected]
Рассматривается проблема формирования у молодежи готовности к проявлению социокультурной мобильности в деятельности общественных организаций. Раскрывается понятие, структурные компоненты, критерии и показатели готовности молодых людей к проявлению социокультурной мобильности. Описан ход опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базе молодежных организаций Смоленской области. Итогом такой работы явилось повышение уровня сформированно-сти готовности молодых людей к проявлению социокультурной мобильности.
Ключевые слова: готовность к проявлению социокультурной мобильности; структура; критерии готовности к проявлению социокультурной мобильности; молодежь; общественные организации.
Происходящие в настоящее время изменения в социокультурном пространстве российского общества ставят перед молодежью новые требования, в соответствии с которыми молодые люди должны обладать совокупностью качественных характеристик, которые позволяют активно и гибко адаптироваться к происходящим социокультурным изменениям, устанавливать и развивать отношения с различными людьми, в т. ч. других национальностей и вероисповеданий, самостоятельность, активность в действиях, умение принимать решения, инициативность. Обладание данными характеристиками свидетельствует о наличии у молодого человека социокультурной мобильности.
Проведенный теоретический анализ научных работ [1-4], посвященных исследованию понятия «социокультурная мобильность», показал, что для формирования у молодых людей данного вида мобильности не-
обходима комплексная работа по всем направлениям социокультурной жизни общества. В этом процессе главная роль принадлежит социальным и культурным институтам, а также, безусловно, общественным организациям.
Основываясь на положениях компетент-ностного подхода, мы считаем, что общественные организации обладают педагогическим потенциалом, который направлен на формирование у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности. Готовность к проявлению социокультурной мобильности - это интегральная характеристика, объединяющая в себе: осознанную потребность и мотивацию в самосовершенствовании, проявлении социокультурной активности и повышении своего культурного уровня (психологическая готовность); развитые когнитивные способности, знания особенностей и ценностей нацио-
нальной культуры и культуры других стран (функциональная готовность); умения и личностные качества, которые обеспечивают возможность эффективных действий при возможных социокультурных изменениях (практическая готовность).
В структуре готовности к проявлению социокультурной мобильности нами выделены четыре составляющих: мотивационная (мотивация к проявлению социокультурной активности, стремление к достижениям, самосовершенствованию и самореализации в социокультурном пространстве); когнитивная (совокупность знаний об особенностях национальной культуры, обычаях других стран, а также о способах приобретения, хранения, передачи базисных ценностей культуры и социального опыта); аксиологическая (знание и понимание ценностей национальной культуры, культуры других стран, приверженность этическим ценностям и принципу социальной ответственности) и деятельностная (комплекс умений и навыков, необходимых для ведения межкультур-ного диалога и принятия компромиссных решений, обладание коммуникативными навыками, способность к самоорганизации и организации работы в команде).
В качестве критериев сформированности готовности к проявлению социокультурной мобильности выступают: мотивационно-
ценностный, когнитивно-знаниевый и деятельностно-поведенческий.
Критерием мотивационной и аксиологической составляющих готовности к проявлению социокультурной мобильности выступает мотивационно-ценностный критерий, когнитивной составляющей - когнитивно-знаниевый критерий, деятельностно-поведенческий критерий относится к деятельностной составляющей готовности к проявлению социокультурной мобильности. В нашем исследовании каждому критерию были присвоены соответствующие показатели (табл. 1).
Анализ деятельности молодежных общественных организаций Смоленской области показал, что в их работе отсутствует системность и комплексность в формировании у молодежи готовности к проявлению социокультурной мобильности.
В ходе нашего исследования мы предположили, что формированию у молодежи го-
товности к проявлению социокультурной мобильности будет способствовать реализация в деятельности общественных организаций комплекса организационно-педагогических условий, который включает в себя:
1) внедрение в деятельность общественных организаций педагогической программы по формированию у молодежи готовности к проявлению социокультурной мобильности;
2) выбор технологий, адекватных формированию у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности;
3) профессиональная подготовка руководителей общественных организаций;
4) учет социально-демографических и национально-культурных особенностей участников общественных организаций;
5) опора процесса формирования готовности к проявлению социокультурной мобильности на инициативу и самодеятельность участников молодежных общественных организаций;
6) проведение мониторинга по определенным критериям, показывающим уровень сформированности у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности.
На констатирующем этапе эксперимента, который включал пилотажное исследование деятельности молодежных общественных организаций Смоленской области (180 человек), были выявлены данные, свидетельствующие об уровне сформированно-сти готовности молодых людей к проявлению социокультурной мобильности (табл. 2).
Анализ полученных данных свидетельствует о недостаточной сформированности готовности к проявлению социокультурной мобильности у большинства участников эксперимента, что подтверждает выводы, сделанные нами после изучения деятельности молодежных общественных организаций Смоленской области.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы предусматривал несколько подэтапов:
1) разработка педагогической программы деятельности общественных организаций по формированию у молодежи готовности к проявлению социокультурной мобильности;
Таблица 1
Критерии и показатели готовности молодых людей к проявлению социокультурной мобильности
Критерии Показатели
Мотивационно-ценностный 1) стремление к самосовершенствованию, самореализации, освоению общечеловеческих и культурных ценностей, повышению своего культурного уровня; 2) адаптивность; 3) способность к эмпатии
Когнитивно-знаниевый 4) сформированность знаний об особенностях национальной культуры, обычаях других стран, о способах приобретения, хранения, передачи базисных ценностей культуры и социального опыта
Деятельностно-поведенческий 5) проявление социокультурной активности; 6) развитые коммуникативные и организаторские способности; 7) толерантность; 8) способность гибко реагировать на изменения социокультурной ситуации
Таблица 2
Условное распределение респондентов в соответствии с выявленными уровнями сформированности готовности к проявлению социокультурной мобильности (констатирующий эксперимент - экспериментальная и контрольная группы)
Объекты эксперимента Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Экспериментальная группа (количество человек / %) 40 / 44,4 35 / 38,9 15 / 16,7
Контрольная группа (количество человек / %) 39 / 43,3 37 / 41,1 14 / 15,6
2) проведение целенаправленной работы по подготовке руководителей молодежных общественных организаций к реализации программы;
3) внедрение разработанной нами программы в деятельность двух молодежных общественных организаций Смоленской области;
4) диагностика сформированности готовности к проявлению социокультурной мобильности после проведения педагогической работы с участниками молодежных общественных организаций.
На первом подэтапе формирующего эксперимента нами была разработана педагогическая программа деятельности общественных организаций по формированию у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности. Данная программа рассматривается нами как совокупность целей, содержания, технологий, средств и методов социально-культурной деятельности общественных организаций, алгоритм деятельности руководителей и участников общественных организаций, направленной на формирование у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности, с учетом реальных условий деятельно-
сти общественных организаций, и позволяющей достигнуть поставленных целей и желаемых результатов.
Предложенная программа была разработана на основе деятельностного и компе-тентностного подходов с учетом полученных в констатирующем эксперименте результатов.
Цель программы - формирование у молодежи готовности к проявлению социокультурной мобильности.
Основными задачами программы являлись:
- повышение мотивации молодых людей к самосовершенствованию, саморазвитию и повышению своего культурного уровня;
- изучение культуры родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
- расширение кругозора о культуре других стран;
- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- повышение социокультурной активности;
- развитие коммуникативных навыков молодых людей, обучение основным прие-
мам общения, способам бесконфликтного поведения;
- формирование толерантного отношения и уважения к национальным и культурным традициям представителей других стран;
- формирование культуры межнациональных отношений молодых людей в полиэтническом коллективе;
- развитие организаторских способностей и способности молодых людей ориентироваться в сложных ситуациях, связанных с изменением социокультурной ситуации.
Формирование у молодежи готовности к проявлению социокультурной мобильности осуществляется поэтапно через формирование психологической, практической и функциональной готовности молодых людей к проявлению социокультурной мобильности. Каждый этап предусматривает использование различных технологий, форм, методов, средств социально-культурной деятельности общественных организаций.
Второй подэтап формирующего эксперимента предполагал проведение целенаправленной работы по подготовке руководителей молодежных общественных организаций к реализации разработанной нами педагогической программы.
С руководителями молодежных общественных организаций проводились лекции («Социокультурная мобильность в структуре личностной мобильности», «Культуры мира», «Молодежь в многонациональной России» и др.), консультирование, ориентированное на практические проблемы формирования готовности к проявлению социокультурной мобильности. Также они принимали участие в семинарах-практикумах, посвященных технологиям и методам формирования данной компетенции («Зачем быть мобильным в современном обществе?», «Толерантность вокруг нас», «Социальное проектирование» и др.).
На третьем подэтапе эксперимента программа формирования готовности к проявлению социокультурной мобильности была апробирована в деятельности региональных отделений общественных организаций «НАТТТИ» и в Смоленской областной молодежной общественной организации «Динамика». В программе приняли участие 90 участников молодежных общественных организаций в возрасте 17-25 лет (из числа тех, ко-
торые принимали участие в констатирующем эксперименте).
Мероприятия проводились в течение 6 месяцев, 1-2 раза в неделю.
На этапе формирования психологической готовности к проявлению социокультурной мобильности нами применялись: технологии, направленные на формирование нравственно-этических качеств молодых людей и толерантного отношения между ними; развитие их коммуникативных навыков; повышение мотивации молодых людей к самосовершенствованию, освоению общечеловеческих и культурных ценностей; повышение социокультурной адаптивности и мотивации к проявлению социокультурной активности. Нами использовались коммуникативные и информационно-просветительские технологии, которые реализовывались в следующих формах работы: самопрезентации «Здравствуйте, это я!», лекции «Экстремизм и патриотизм», цикле бесед («Что значит уважать другого», «Время милосердия, доброты и всепрощения» и др.), проведении «круглых столов» «Толерантное поведение - бесконфликтное общество» и др. При проведении данных мероприятий были использованы методы систематического и целенаправленного общения с участниками общественных организаций (уважение, сочувствие и др.) и методы формирования сознания личности (убеждение, анализ конкретных ситуаций и др.)
При формировании функциональной готовности к проявлению социокультурной мобильности были использованы образовательные технологии, технологии межнационального и межкультурного обмена, масс-медийные технологии, которые реализовывались в формах работы, целью которых являлось расширение кругозора о культуре родного края и других стран, о способах приобретения, хранения, передачи базисных ценностей культуры и социального опыта, повышение социокультурной активности. На данном этапе были организованы экскурсии в музеи и исторические места г. Смоленска и Смоленской области, а также посещение ряда международных фестивалей («Дни национальных культур», «Вокруг света за один день», «С Россией в сердце» и др.). Данные формы деятельности общественных организаций реализовывались с помощью методов учебно-познавательной, самообразователь-
ной деятельности участников общественных организаций посредством объяснения, демонстрации, работы с литературными источниками и др.
Формирование практической готовности к проявлению социокультурной мобильности осуществлялось через комплексное использование: технологий деятельности
общественных организаций (анимационных, культуротворческих, управленческих, рекреативно-оздоровительных, художественнотворческих технологий и технологии социального проектирования); форм деятельности общественных организаций (развлекательнопознавательной программы «Расы, народы, нации», тренинга «Доброта спасет мир», деловой игры «Гражданином быть обязан!», разработки проекта «Великому городу - гармонию в многообразии», культурной акции «Мы - за мир!», организация фотоконкурса «Город - единство непохожих», оформление стенда «Урок толерантности» и др.) и методов (организации деятельности, стимулирования общественного поведения, контроля и самоконтроля).
Применение данного комплекса технологий, форм и методов деятельности общест-
венных организаций способствовало формированию креативности молодых людей, развитию их организаторских и коммуникативных способностей, а также формированию способности молодых людей принимать решения и действовать при возможных социокультурных изменениях.
На четвертом подэтапе формирующего эксперимента после апробирования педагогической программы было проведено повторное изучение сформированности готовности к проявлению социокультурной мобильности у участников экспериментальной и контрольной групп, которое осуществлялось с помощью методик, применяемых в констатирующем эксперименте, а также количественная и качественная обработка полученных данных.
Данные, свидетельствующие о сформи-рованности готовности к проявлению социокультурной мобильности у молодых людей экспериментальной и контрольной групп до проведения формирующего эксперимента и по его завершению, согласно выделенным критериям и показателям, распределились следующим образом (рис. 1).
60,00%-,
50,00%-
40,00%-
30,00%-
20,00%-
10,00%-
0,00%
53,30%
25,30е
45,50%
57,8
28,85%
17,90%
26,70%
13,50%
51,10%
43,30%
її
7,80%
11,10%
19,60%
1,10%
45,80%
43,30% а
~И
37,80%
17,8
"ТГШо
т—'———‘-Г-1———■—г
2 34 5
Мотивационно- Когнитивноценностный знаниевый
критерий критерий
19,50%
15,50%
п
9,10% 18,60°/
4,40%
6 7
Деятельностно-
поведенческий
□ Экспериментальная группа (до формирующего эксперимента)
□ Экспериментальная группа (после формирующего эксперимента)
□ Контрольная группа (после формирующего эксперимента)
Рис. 1. Динамика доли молодых людей-респондентов экспериментальной и контрольной групп, имеющих высокое значение уровня сформированности составляющих готовности к проявлению социокультурной мобильности согласно выделенным критериям и показателям в начале и по завершению формирующего эксперимента
□ Экспериментальная группа
□Контрольная группа
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Рис. 2. Соотношение уровней готовности молодых людей к проявлению социокультурной мобильности в экспериментальной и контрольной группах по завершению формирующего эксперимента (%)
Комплексный анализ результатов опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе эксперимента показал, что произошли изменения в сторону увеличения количества молодых людей с высоким уровнем сформированности готовности к проявлению социокультурной мобильности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой - 46,6 и 19,5 % соответственно, а также уменьшение количества студентов с низким уровнем готовности к проявлению социокультурной мобильности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой - 12,3 и 34,5 % соответственно (рис. 2).
Для сравнения экспериментальной и контрольной групп нами был использован параметрический двухвыборочный /-критерий Стьюдента для независимых выборок. С помощью двухвыборочного /-критерия
Стьюдента для независимых выборок были получены статистически значимые различия в экспериментальной и контрольной группах по уровням сформированности готовности к проявлению социокультурной мобильности: /эмп = 3,11 при /КриТ = 1,97 ср < 0,05.
При использовании парного /-критерия Стьюдента для связанных (зависимых) выборок были выявлены статистически значимые изменения внутри экспериментальной группы по уровням сформированности готовности к проявлению социокультурной мобильности (/эмп = 2,57 при /крит = 1,99 с р < 0,05),
что подтверждает эффективность экспериментальной работы.
Полученные значения /-критерия Стьюдента позволяют сделать вывод об эффективности экспериментального воздействия в процессе апробации программы в деятельности общественных организаций, направленной на формирование у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности.
Таким образом, контрольный этап эксперимента показал, что в результате внедрения разработанной нами программы в деятельность двух молодежных общественных организаций Смоленской области произошли существенные изменения в сформированно-сти у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности. Полученные данные подтверждают, что разработанные нами организационно-педагогические условия и апробированная педагогическая программа деятельности молодежных общественных организаций по формированию у молодежи готовности к проявлению социокультурной мобильности оказались эффективными.
1. Анохин П.К. Избранные труды. Философские вопросы теории функциональных систем. М., 1978.
2. Василенко И.В. Социокультурная мобильность как субъективная сторона социальной
динамики // Личность. Культура. Общество. М., 2000. Т. 2. С. 15-20.
3. Котмакова Т.Б. Формирование личностной мобильности как профессионального качества будущих специалистов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2011.
4. Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М., 1996.
Поступила в редакцию 7.12.2012 г.
UDC 304.444
FORMATION OF YOUTH READINESS TO SOCIO-CULTURAL MOBILITY IN ACTIVITY OF SOCIAL ORGANIZATIONS
Svetlana Victorovna SLEPCHENKOVA, Smolensk National Research University MPI (branch), Smolensk, Russian Federation, Senior Lecturer, Humanitarian Sciences Department, e-mail: [email protected]
The article deals with the youth readiness formation problem to the manifestation of socio-cultural mobility in the public organization activity. The concept, structural components, criterions and parameters of young people readiness are shown to socio-cultural mobility manifestation. Experimental work progress are described, which was done on the base of Smolensk region youth organizations. The result of this work has become the increasing of young people readiness formation level to the socio-cultural mobility manifestation.
Key words: readiness to socio-cultural mobility; structure; readiness to socio-cultural mobility; readiness criterions to socio-cultural mobility; youth; public organizations.