Научная статья на тему 'Модель формирования социокультурной мобильности обучающихся в общеобразовательной школе'

Модель формирования социокультурной мобильности обучающихся в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / MODEL / SOCIOCULTURAL MOBILITY / FORMING / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ныриков А. И., Солодовченко Л. Н.

В статье описывается модель формирования социокультурной мобильности обучающихся в общеобразовательной школе. Выделяются и рассматриваются структурные компоненты модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF SOCIOCULTURAL MOBILITY FORMATION OF THE TEENAGERS IN SECONDARY SCHOOL

The paper describes the model of sociocultural mobility formation of the teenagers in secondary school. the structural components of the model are agued

Текст научной работы на тему «Модель формирования социокультурной мобильности обучающихся в общеобразовательной школе»

УДК 371 (075)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

А.И. Ныриков, Л.Н. Солодовченко

В статье описывается модель формирования социокультурной мобильности обучающихся в общеобразовательной школе. Выделяются и рассматриваются структурные компоненты модели

Ключевые слова: модель, социокультурная мобильность, формирование, обучающиеся

Расширение масштабов международного и межкультурного сотрудничества, деловых контактов, вхождение России в мировое образовательное пространство обусловили радикальные изменения школьного образования в рамках компетентностной парадигмы.

В условиях быстро меняющегося содержания знаний, умений и навыков в средней школе проблема социокультурной мобильности обучающихся представляется еще недостаточно изученной с точки зрения соответствия реальной картины школьного образования потребностям

российского и мирового рынков труда.

С целью формирования модели

социокультурной мобильности обучающегося в школе следует определить понятие «модель». Модель понимают как описание объекта,

отражающего функциональные связи обучения с различными педагогическими условиями, критериями и показателями формирования социокультурной мобильности обучающихся в общеобразовательной школе.

В ходе исследования при моделировании процессов формирования социокультурной мобильности обучающихся в качестве опорных методологических принципов выделялись [1]:

- принцип единства ценностномотивационного, деятельностного, когнитивного и рефлексивного компонентов. Только целостное развитие всех компонентов к формированию социокультурной мобильности обеспечивает наиболее полное ее развитие;

- принцип личностного развития учащихся в

сочетании с соблюдением требований современного рынка труда предполагает, что учащийся свободно владеет социокультурными знаниями,

ориентируется в смежных сферах деятельности, готов к постоянному росту социальной и социокультурной мобильности. Эти качества, а также стремление молодых людей мыслить нестандартно, по-новому, творчески должны соотноситься с внутривузовскими ориентирами подготовки специалистов;

- принцип профессиональной направленности обучения формирует представление о том, что дает

Ныриков Андрей Иванович - ВГТУ, аспирант

преподаватель средней школы 1300, e-mail: nezhurinanadezda@mail. ru

Солодовченко Людмила Николаевна - ВГПУ,

зав.кафедрой, e-mail: vivtkmk@mail.ru

обучение в вузе для будущей профессиональной деятельности. Особенно важно, на наш взгляд, это для неспециальных дисциплин;

- принцип ориентированности на активную позицию обучающихся формирует ценностную деятельность, установки на необходимость постоянного развития для достижения профессионального успеха;

- принцип межпредметной интеграции предполагает возможность использования информационных ресурсов, лингвострановедческих материалов и т. д.;

- принцип доминирования проблемных

заданий, нестандартных ситуаций, их обсуждение и проигрывание дает обучающимся ценный опыт, а также уверенность в своих способностях, знаниях и умениях. Даже «неуспех» учащегося в подобных заданиях имеет положительный аспект, так как, указывая на недостаточность тех или иных сведений и качеств, стимулирует к работе над собой, саморазвитию, самосовершенствованию,

самореализации и самоактуализации.

Модель включает в себя: цель, структурные компоненты, этапы и уровни формирования социокультурной мобильности средствами иностранного языка.

В качестве исходных положений с целью определения компонентов формирования социокультурной мобильности явились ценностносмысловая устремленность, знаниево-

ориентировочная основа, индивидуальный стиль деятельности [5]

Были выделены следующие компоненты:

- ценностно-мотивационный - ценности (интерес и отношение к иной культуре, принятие ценностей иной культуры, стремление добиться успеха в деятельности; понимание значимости принимаемых решений, совершаемых действий; побуждение активно участвовать в социальноэкономической жизни и т.д.), мотивы (постоянный культурный рост и повышение качества жизни, самообразование и саморазвитие, творчество, интеллектуальная и эмоциональная гибкость, успешная адаптация к постоянно меняющимся условиям, коммуникабельность)

- когнитивный объединяет в себе знания, умения, навыки, в рамках которых происходит формирование социокультурной мобильности, умение общаться в нестандартных ситуациях, умение понимать и решать проблемные задачи,

оценивать их значимость, составлять и реализовывать программу личностного и самообразования и развития;

- деятельностный включает совокупность умений и навыков ориентирования в информационном потоке, анализа информации, владения современными методами и средствами связи, формирование способности к общению в социуме, навыки эффективного общения, сотрудничества, адаптации, социальная смелость, творчество, умение организовать свою работу, самопрезентации и выражения своего мнения;

- рефлексивный включает: анализ значимости мотивов в достижении целевых установок, изменение условий культурной деятельности, соотношения возможностей учащихся и внешних условий, самооценку и адекватность оценивания своих поступков, анализ содержания самообразования, соответствующих умений и профессиональных действий, стрессоустойчивость [2].

Были определены следующие критерии сформированности умений социокультурной мобильности:

• когнитивный компонент: знание деловой культуры и деловой культуры страны изучаемого языка, социокультурных аспектов ведения делового общения, особенностей экономического и бизнес-дискурса в разных странах;

• аксиологический компонент: принятие

ценностей культуры, положительное отношение к культуре мира, к культуре и традициям участника делового общения;

• личностно-операциональный компонент: умение общения с представителями другой культуры, умение организовать диалог культур;

• рефлексивный компонента: умение

рефлексивного поведения, самооценка.

На основе критериев и показателей определялись уровни сформированности умений социокультурной мобильности.

Были определены три уровня:

Репродуктивный уровень, характеризуется знанием социокультурной деятельности партнера, репродуктивным уровнем умений общения, решением типовых задач по образцу и алгоритму. Выход на более высокий уровень осуществляется при постоянном управлении преподавателя, при этом умения общения еще не сформированы;

Продуктивный уровень ассоциируется с принятием ценностей и традиций страны участника общения, в том числе усвоение «правил игры» в деловой системе по бизнесу, эффективное применение известных способов решения задач в знакомых и нестандартных ситуациях, потребность в гибком управлении со стороны преподавателя, так как умения социокультурного общения уже в основном сформированы, но развиты недостаточно.

Креативный уровень ассоциируется с готовностью к общению с представителями других культур, умением сотрудничать в команде,

прогнозировать результаты работы на высоком уровне саморегуляции, самокоррекции,

самоконтроля, системным характером знаний, глубоким пониманием внутренних и межпредметных связей, созданием собственных путей и способов решения задач, самоуправлением социокультурной деятельностью.

В модели нами отражен процесс, включающий следующие этапы формирования

социокультурной мобильности средствами иностранного языка.

Первый эта (8-9 классы) начинается с адаптации к новым для него условиям, внутришкольной среде. Вероятно, то, насколько успешно и легко он с ней справится, окажет влияние на его готовность менять социальное положение, в том числе место работы, в будущем. Изучение иностранного языка на этом этапе предполагает формирование социокультурной мобильности, расширение кругозора обучающихся в области страноведения и культуры изучаемых стран. Успешность прохождения адаптации отражается на успеваемости, наличии стремления участвовать в мероприятиях, позволяющих показать свои сильные стороны. На этом этапе педагог выясняет у обучающегося его представления о будущем жизненном пути, осознаваемые им потребности в знаниях и умениях. Преподаватель должен познакомить учащегося с видами деятельности, характерными для его жизненной ориентации и профориентации, а также личностными качествами и чертами, необходимыми для успешного сотрудничества и взаимодействия в коллективе. При этом рекомендуется использование активных методов обучения. Их содержание, представляющее собой не систематизированное изложение каких-либо языковых конструкций, является ознакомлением обучающихся с практическим опытом людей, добившихся успеха или принявших оптимальное решение для приближения такового. Определенное значение при этом имеет материально-техническое обеспечение данной формы обучения, предполагающее обязательное наличие в аудиториях персональных компьютеров с установленными базами данных, возможностью доступа в Интернет и пр. Кроме того, чтобы формировать мотивацию к социокультурному росту и мобильности, самоутверждению, задача педагога заинтересовать обучающегося возможностями иностранного языка, как средства общения в мировом масштабе и способа выработать необходимые качества [3].

Второй этап (10 класс) направлен на примерное видение своего будущего, того социального статуса, которого обучающихся собирается достичь в своем социокультурном развитии. Важно стремление учащегося проявить себя, добиться успеха, сформировать уверенность в собственных силах. Показателями в этом случае выступают прилежание, высокая успеваемость, активная работа на занятиях, проявление инициативы участия в конкурсах, олимпиадах и

прочих мероприятиях, позволяющих показать свои сильные стороны и соотнести личные достижения с результатами других. Практические занятия по выработке навыков межкультурной коммуникации усиливают мотивацию обучающихся к освоению различных видов групповой деятельности, способствуют при этом формированию личностных качеств, характеризующих мобильную и коммуникативную личность, необходимых ей для успешного сотрудничества и взаимодействия в коллективе. Занятия по формированию социокультурной мобильности предоставляют ценную возможность многократного составления новых учебных групп, подгрупп и др., а также получения опыта вхождения и адаптации в них. Адекватное восприятие новых партнеров, членов коллектива, необходимости участвовать в различных объединениях является значимой основой для формирования социокультурной мобильности обучающегося. На втором этапе педагог смещает акценты форм обучения с целью ознакомления с культурными особенностями наций, этносов, социальных групп на более активный и комплексный метод, совмещающий в себе когнитивную, психологическую и практическую (тренинговую) составляющие.

В качестве средств формирования социокультурной мобильности выступают дискуссии и имитационные игры, моделирующие социокультурные и личные ситуации, принятие проблемности которых требует проявления профессиональной мобильности. Важно научить обучающихся анализировать поведение, свое и одноклассников, принятые в ходе проигрывания проблемной учебной ситуации решения и совершенные действия, а также, исходя из полученных выводов, предлагать наиболее оптимальные изменения линии поведения.

Третий этап (11-12 класс) направлен на выработку навыков работы с дополнительной, научной, научно-популярной литературой, словарями, справочниками, видов деятельности, связанных с рефлексией языкового материала и решением речемыслительных задач, с самоконтролем и самооценкой своей деятельности, что свидетельствует об изменениях в интеллектуальной сфере, о совершенствовании мыслительных операций и активизации механизмов самостоятельной интеллектуальной деятельности. В итоге при помощи преподавателя иностранного языка у будущих специалистов формируются необходимые для готовности к социкультурной мобильности навыки рефлексии. Посредством

педагогических воздействий обучающийся осознанно индивидуально развивает готовность к профессиональной мобильности.

В связи с этим рекомендуется проведение проблемно-коммуникативных игр, направленных на воссоздание моделей взаимодействия с

представителями различных культур и профессий. Поэтапная реализация данных игр: от этапа

вхождения, к развертыванию игровой деятельности и этапу создания модели социокультурной мобильности предполагает формирование умений и навыков, необходимых в будущем. Социальнопрофессиональные ситуации в текстовой форме могут быть условно разделены на две группы: ситуации «выбор решения», содержащие наиболее вероятные варианты толкования конфликта и ситуации «поиск решения», возникающие при общении представителей разных социальных слоев, групп и не предусматривающие готовых «рецептов» их разрешения. Организация их интерпретации обучающимся и выступает в качестве условия, способствующего формированию у него готовности к социокультурной мобильности [4].

Таким образом, разработанная и

экспериментально-проверенная модель

формирования социокультурной мобильности старшеклассников в образовательной среде школы подтверждает возможности ее использования и внедрения в учебный процесс как по гуманитарным так и по естественным дисциплинам.

Литература

1. Стояновская Е.А. Формирование межкультурных компетенций на основе Интернет - технологий при подготовке деловой игры в профильной школе / Е.А. Стояновская, Э.П, Комарова // Вуз-профильной школе: Материалы научно-практической конференции.- Воронеж, 2006.- С. 18-23.

2. Комарова Э.П. Психолого-педагогические

особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностой парадигмы // Вестник Воронежского государственного технического

университета. 2012. Т.8. №10.2 . С. 25-28.

3. Беляева, Л. А. Социокультурные основания педагогической деятельности : Автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Л.А.Беляева.- Екатеринбург, 1994.

4. Ради Хмуд Джассим Формирование готовности будущих специалистов международного туризма к общению с представителями разных культур/ Э.П. Комарова, Ради Хмуд Джассим// Перспективы науки. -Тамбов, 2010. - №6. - С. 44-47.

5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал / Митина Л.М. - М.: Изд-во «Флинта», 1998. - 200 с.

Воронежский государственный технический университет Воронежский государственный педагогический университет

THE MODEL OF SOCIOCULTURAL MOBILITY FORMATION OF THE TEENAGERS

IN SECONDARY SCHOOL A.I. Nyrikov, L.N. Solodovchenko

The paper describes the model of sociocultural mobility formation of the teenagers in secondary school. the structural components of the model are agued

Key words: model, Sociocultural Mobility, forming, teenagers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.