Научная статья на тему 'Специфика формирования социокультурной мобильности подростков в общеобразовательной школе'

Специфика формирования социокультурной мобильности подростков в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FORMATION / SOCIO-CULTURAL MOBILITY / TEENAGERS / COMPREHENSIVE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ныриков А. И., Комарова Э. П.

В статье рассматривается понятие «мобильность» и специфика формирования социокультурной мобильности подростков в общеобразовательной школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF FORMATION OF SOCIAL AND CULTURAL MOBILITY OF TEENAGERS IN SECONDARY SCHOOL

The paper discusses the specificity of the formation of social and cultural mobility teenagers in secondary school

Текст научной работы на тему «Специфика формирования социокультурной мобильности подростков в общеобразовательной школе»

УДК 371 (075)

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

А.И. Ныриков, Э.П. Комарова

В статье рассматривается понятие «мобильность» и специфика формирования социокультурной мобильности подростков в общеобразовательной школе

Ключевые слова: формирование, социокультурная мобильность, подростки, общеобразовательная школа

'В эпоху глобализации и

интернационализации образования увеличение межкультурных контактов, интенсификаци Ь международного сотрудничества в

международных областях культуры и образования стала особенно необходима

подготовка конкурентоспособных,

компетентных специалистов, способных к социокультурной мобильности. Именно

поэтому для современного международного сообщества особое значение приобретает

проблема развития личности будущего специалиста как субъекта диалога культур, личности стремящейся к постижению другой культуры и готовой участвовать в диалоге культур, деловых переговорах, зарубежных стажировках, форумах, конференциях к эффективному взаимодействию с ее

представителями в ходе активизирующейся межкультурной коммуникации. Рассмотрим понятия «мобильность» и «социокультурная мобильность» с целью определения ее основных компонентов.

Мобильность учащегося является

опосредующим звеном в процессе превращения объективных и субъективных предпосылок в действительность его развития. При этом мобильность выражается не просто в том, что учащийся тратит свои ресурсы и психологически мобилизуется, он "работает" над преобразованием имеющихся условий, "поворачивая" их в оптимальную для себя сторону, т. е. не адаптируется к деятельности, а наоборот. Он проявляет инициативу, творческий поиск. Мобильность учащегося

выражает типичный для него обобщенный способ отражения, выражения и осуществления его жизненных потребностей, присущий ему способ организации жизни, регуляции и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений к

Ныриков Андрей Иванович - ВГТУ, аспирант, e-mail: [email protected]

Комарова Эмилия Павловна - ВГТУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected], тел. (473) 253-10-81

жизни, с одной стороны, и требований к личности общества и обстоятельств - с другой. Социокультурная мобильность проявляется в способности учащегося ставить разумные, реальные, достижимые при данной совокупности обстоятельств цели, проводить в жизни свою программу через цепь внешне не связанных задач, обстоятельств, ситуаций, которые могут препятствовать, мешать достижению целей. Таким образом, мобильность представляет собой личностный уровень, способ и качество удовлетворения высших ценностных потребностей личности, которая ищет, создает или преобразует условия их удовлетворения в соответствии с позицией личности, ее ценностями и предъявляемыми к ней требованиями. Учащийся не может выбирать объективные условия своей жизнедеятельности. Однако он обладает значительной свободой в определении целей своей деятельности, в выборе средств их достижения. Учащийся может включаться в реализацию поставленных целей или вырабатывать, творить их сам; он может реализовывать деятельность и общение в привычных, уже сложившихся формах или новых, оригинальных; он может "связывать" моменты своей жизни разными способами; он может проявлять интерес, испытывать потребность в совместной деятельности с другими людьми или, наоборот, быть совсем в этом незаинтересованным; он может проявлять творчество в каком-то одном виде деятельности и не быть творцом своей жизни [8].

Н. Ф. Добрынин, разрабатывая теорию мобильности личности, выдвинул принцип значимости, который объясняет избирательную направленность активности человека. Каждое явление жизни, если оно имеет или приобретает жизненную значимость для личности, становится объектом активного отношения личности. Н. Ф. Добрынин раскрыл диалектику взаимосвязи общественной и личной, объективной и субъективной значимости. Объективная значимость тех или иных отношений, ставшая для человека

субъективной значимостью получаемых им раздражений среды, тем самым не только не ослабляется, а наоборот, становится одним из важнейших источников его активности ['].

Свойство мобильности как черты личности складывается в деятельности различного плана (познавательной, трудовой, общественной и игровой).

Познавательная мобильность, обретая черты интеллектуального и эмоционального отклика на решение различных задач обучения, создает ценное чувство ориентировки ученика в том, что происходит в классе на уроке, инициативность в оперировании знаниями; он более чутко прислушивается и присматривается к тому, что и как делается другими. Самонастраивание на учение - та внутренняя психологическая причина, которая содействует формированию активной позиции личности. [6].

В дидактике мы, в первую очередь, рассматривается деятельность учащегося в процессе учения. Ребенок в ходе учебнопознавательной деятельности, преобразуя природу, изменяет себя в меру своей активности, которую он привносит в деятельность, обогащая ее своим сознанием, переживаниями, вдохновением, внутренними побуждениями [3]. Познавательная активность, по мнению ученых, выражает уровень и характер познавательной деятельности. Значительные показатели познавательной активности всегда свидетельствуют о том, что ребенок становится субъектом учебнопознавательной деятельности. Г. И. Щукина, говоря о проявлениях познавательной активности в учебно-познавательной деятельности, подчеркивает, что проявления познавательной активности, познавательного интереса, познавательной самостоятельности обособить трудно. Они выражены: в

целенаправленности познавательных действий, в их устойчивости, характеризуемой смыслообразующей мотивацией; в характере знаний, умений, способов деятельности, в мобильности их использования, в содержательности вопросов, обращенных к учителям; в желании расширить, углубить познавательную деятельность за счет источников социальной коммуникации. Мобильность выражается и в психологическом настрое деятельности, сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе [3].

Развивая познавательную активность, следует уяснить, что подходить к этому

вопросу нужно системно. Внедренный какой-либо один элемент, развивающий познавательную активность, неизбежно влечет за собой другой. Так, например, содержание обучения требует определенного

инструментария деятельности, а

соответствующий тип взаимоотношений учителя и учащегося может иметь место только лишь при точке их соприкосновения в рамках урока. Или: усвоение смысла научных понятий требует поисковой активности ребенка.

В становлении личности ребенка огромное значение имеют не только возрастные, но и индивидуальнотипологические черты или природные задатки личности (такие, как особенности высшей нервной деятельности и темперамента: сила (работоспособность нервной системы; уравновешенность нервных процессов (соотношение возбуждения и торможения); подвижность нервных процессов). Эти черты отчетливо проявляются в поведении детей. В нашем исследовании мы рассматриваем их как неизменные переменные, влияющие на процесс становления активной, мобильной личности, проявления которых преломляются в процессе освоения материнской культуры, культуры референтной социальной среды и под воздействием дидактического суггестора.

Уровни становления мобильности личности характеризуются в зависимости от характера и способа ее взаимодействия с окружающей средой:

1 уровень - мобильность формируется

на базе рефлексов, человек взаимодействует с окружающей действительностью на

подсознательном уровне. Ребенок в данном случае стремится к образцу неосознанно. В обучении он пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога (взрослого).

2 уровень характеризуется осознанным алгоритмизированным действием: "действую, как научили"; если опыт и пути решения задач, определяемых ситуацией, совпадают, личность комфортно ощущает себя в процессе определения способов действий. Если же возможные способы решения задачи не соответствуют приобретенному личностью опыту, возникает внутриличностный конфликт, разрешение которого требует приобретения новых знаний, умений, навыков либо умения применять имеющиеся знания в новых условиях. В обучении ребенок проявляет активность лишь в определенных учебных ситуациях, в зависимости от интересного

содержания урока, необычных приемов преподавания, т. е. его активность определяется в основном эмоциональным восприятием. Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов; собственная активность личности недостаточна или относительная.

3 уровень - умение социально адаптироваться, анализировать существующую проблему, выбирать наиболее эффективные пути решения задач. Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и выработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения. Ребенок способен выявить смысл, проникнуть в сущность явления; стремится познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях. Познавательная активность ребенка на достаточно высоком уровне, носит поисковый характер.

4_______уровень характеризуется

способностью личности к вариативному

действию, умением и возможностью определения условий изменения ситуации, изменения источника проблемы. Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения. Познавательная активность на очень высоком уровне, творческая.

В процессе формирования

социокультурной мобильности подростков осуществляется функционально обусловленное коммуникативное взаимодействие

представителей разных культур. Особенности социокультурной мобильности той или иной культуры обусловлены спецификой сознания и менталитета представителей разных культур и проявляется в поведении, действиях, суждениях, реакциях и речевом стиле общения. По мнению Н. Джандильдина, причиной психологических различий представителей разных культур является то, что, историческое развитие народов не одинаково, материальные условия их жизни не тождественны, поэтому человеческая психика имеет свойства приспосабливаться к условиям окружающей среды и отражать ее существенные черты и особенности. Эти различия обусловлены менталитетом, который детерминирован культурой и опытом исторического развития и управляет поведением при взаимодействии представителей разных культур [7]. Содержание социокультурной мобильности включает: особенности восприятия, понимания,

оценки действительности; национальные ценностные ориентации, модели поведения, стратегии поведения. Знание особенностей носителя изучаемого языка и его взаимодействие с представителем другой культуры входит в состав социокультурной мобильности. Опираясь на труды И.А. Зимней были определены компоненты формирования социокультурной мобильности: - ценностномотивационный определяет ценности (интерес и отношение к иной культуре, принятие ценностей иной культуры, стремление добиться успеха в деятельности; понимание значимости принимаемых решений, совершаемых действий; побуждение активно участвовать в социально-экономической жизни и т. д.);

когнитивный включает знания, умения,

навыки, в рамках которых происходит формирование социокультурной мобильности, умение общаться в нестандартных ситуациях, умение понимать и решать проблемные задачи, оценивать их значимость; деятельностный объединяет совокупность умений и навыков ориентирования в информационном потоке; рефлексивный включает: анализ значимости мотивов в достижении целевых установок, оценивания своих поступков [5].

При выполнении заданий по формированию социокультурной мобильности были использованы видеосюжеты, участники которых испытывают различного рода трудности и преодолевают их во время взаимодействия.

Таким образом, рассмотренные компоненты социокультурной мобильности способствуют становлению мобильности под воздействием различных культур. Однако личность может быть мобильна в познавательном плане. Само понятие познавательная мобильность включает в себя понятия о социокультурной мобильности (или мобильности в обучении) и о социальной мобильности (как о понятии высокого порядка).

Литература

1. Добрынин Н.Ф. Проблема активности

личности и общественной значимости в психологии, в сб. Вопросы психологии личности, М., 1994

2. Стенякова, Н.Е., Сохранов В.В.,

Лупанова Н.А. Опытно-экспериментальные технологии анализа результатов профессиональной подготовки будущего педагога в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла / Н.Е. Стенякова // Известия ТулГУ. Серия. Педагогика. Вып.3. -Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. - С. 95-100

3. Щукина Г.И. Роль деятельности в

учебном процессе. (Книга для учителя). - М.:

Просвещение, 1986.

4. Ярцева И.К. Межкультурная коммуникация в процессе лингвопрофессиональной подготовки переводчиков / Э.П. Комарова, И.К. Ярцева // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: труды 6-ой международной научно-практической конференции. -Санкт-Петербург, 2006. - С. 277-280.

5. Ныриков, А.И. Модель формирования социокультурной мобильности обучающихся в образовательной школе [Текст] / А.И. Ныриков, Л.Н. Солодовченко // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 9294.

6. Комарова, Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного

развития личности [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 160-163.

7. Комарова, Э. П. Психологопедагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С. 25-27.

8. Джандильдин Н. Природа

национальной психики. - Алма-Ата: «Казахстан», 1971.

Воронежский государственный технический университет

SPECIFICITY OF FORMATION OF SOCIAL AND CULTURAL MOBILITY OF TEENAGERS IN SECONDARY SCHOOL

A.I. Nyrikov, E.P. Komarova

The paper discusses the specificity of the formation of social and cultural mobility teenagers in secondary school

Key words: formation, socio-cultural mobility, teenagers, comprehensive school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.