УДК 371 (075)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОБИЛЬНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ
ИРАКА
Аль Кадхим Али Мусса Джавад
В статье рассматриваются педагогические условия формирования мобильности как качества подростков спортсменов в детско-юношеских спортивных школах Ирака, описываются особенности их формирования в детско-юношеских спортивных школах Ирака
Ключевые слова: педагогические условия, формирование, мобильность, детско-юношеская спортивная школа
Образование в Иракской республике это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Государство обеспечивает в Ираке всеобщее бесплатное светское образование на всех этапах, от детского сада до университета. Согласно Закону Иракской республики «Об образовании», образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные,
негосударственные, образовательные
учреждения разных типов и видов, включая детско-спортивные юношеские школы.
Детско-спортивные юношеские школы относятся к учреждениям дополнительного образования.
Учреждения дополнительного
образования - это такие внешкольные учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей, интересов и дарований. Во внешкольных учреждениях происходит процесс формирования таких важнейших характеристик полноценной человеческой жизнедеятельности, как: положительное
отношение к собственной жизни благодаря реализации себя как личности в любой деятельности, соответствующей природным данным; способность к непрерывному творчеству и духовному
самосовершенствованию; социальная
ответственность, проявляющаяся в заботе о
Аль Кадхим Али Мусса Джавад - ВГПУ, аспирант, e-mail: [email protected]
благополучии близких и чужих людей, в активных социальных действиях; культура досуговой деятельности и др. Внешкольные учреждения организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществлять гармоничное развитие их с учетом способностей, интересов и дарований.
Внешкольное дополнительное
образование - это педагогический процесс со своими особенностями, своей организацией и оснащением, фундаментом которого являются завоевания внешкольного образования и
воспитания. В современном понимании его характеризуют следующие признаки:
двусторонний характер; совместная
деятельность педагога и учащегося;
руководство со стороны педагога; планомерная организация управления; целостность и
единство; соответствие закона возрастного развития подростков; управление развитием и воспитанием школьников. Внешкольную систему обучения и воспитания отличает сочетание педагогического управления с инициативностью, самостоятельностью,
активностью учащихся. Главное - это вывод школьника на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил и средств.
Методологическими основаниями для формирования мобильности иракских учащихся средствами физической культуры является: личностно-ориентированный,
деятельностный, культурологический,
субъектный подходы и дидактические принципы физического воспитания — принцип природосообразности, "гуманизма, физической активности, проблемности, связи теории и практики.
Методологическим принципом
процесса образования и развития личности подростка в ДЮШС в Ираке является требование приоритетного овладения учебно-
познавательной деятельностью и только на этой основе - системой научных знаний. При этом процесс обучения должен быть смещен с цели обучения, которая, как правило, задается обществом, на внутреннее состояние самого учащегося, на его личную сферу, на уровень его развития. И так как уровень индивидуального развития школьников различен, это требует дифференцированного подхода к обучению. Эффективность образования и развития личности школьника определяется качеством последовательной реализации всех этапов овладения им учебнопознавательной деятельностью:
- осознание собственных мотивов, ценностей и установок;
- осознание личной цели деятельности и подчинение ей всех других
компонентов личностной сферы;
овладение учебно-познавательной
деятельностью на уровне алгоритмов;
- овладение учебно-познавательной деятельностью на уровне выбора
приемлемого способа деятельности;
- самостоятельное творческое выполнение деятельности. [3]
Принцип природосообразности
воспитания является весьма важным.
Согласно данному принципу учебнотренировочный процесс и воспитательные отношения строятся на основе уровня возрастного и индивидуального развития учащихся. Природа учащегося, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие становятся определяющими факторами работы тренеров. Правила реализации принципа; направление педагогического процесса на развитие самовоспитания, самообразования и самообучения учащихся; построение педагогического процесса доступным учащимся; опора на «зоны ближайшего развития» учащихся. Этот принцип может рассматриваться как экологическая защита учащихся от негативных последствий учебновоспитательного процесса.
Принцип гуманизма в образовании способствует обучающимся реализовать свои интересы и потребности, осуществлять свободный творческий поиск. Гуманистическая педагогика меняет отношения к ученику. В нем видится духовно богатая, интеллектуально и физически развитая личность. Сущность гуманистической парадигмы образования состоит в переводе профессиональнонеобходимых знаний в личностный план, сферу личностных ценностей, действий.
Принцип физической активности подразумевает формирование человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство [9.10].
Принцип проблемности помогает учащемуся находить ответы на поставленные тренером задачи. Проблемность есть раскрытие методов, приемов, способов постижения закономерностей конкретной работы тренера посредством глубокого анализа и интерпретации функционально-
оздоровительной деятельности.
Принцип связи теории и практики предполагает знания о здоровьесберегающей деятельности и узкоспециализированные двигательные умения синтезировать и интегрировать в целостную систему, которая позволит осуществить формирование здорового образа жизни учащихся.
Таким образом, наиболее интенсивное развитие полноценной мобильной личности происходит не на уроке, как полагает большинство педагогов, а в сфере свободного выбора общения, труда, мобильных занятий, игр, увлекательной деятельности.
Задачами воспитания подростков в ДЮШС являются: воспитание, получение
знаний, изменение установок и оценок, которые обеспечивают адекватное
взаимодействие в ситуации общения и определенных педагогических условиях.
Понятие «условие» трактуется в словаре Ожегова как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [4].
С позиции педагогической науки условия определяются через дидактические категории, отражающие основные элементы учебного процесса. Так, Н.М. Яковлева считает, что условия должны отражать не просто внешние обстоятельства по отношению к педагогическому процессу, но и включать в себя внутренние характеристики этого процесса [5]. Педагогические условия - это обстоятельства, способствующие достижению или, напротив, тормозящие ее достижения в образовательном процессе [6,7].
Выделяют основные группы психологопедагогических условий: информационные
(когнитивная основа педагогического процесса, содержание образования); технологические (формы, средства, методы, приемы, этапы, способы организации образовательной деятельности и процессуально-методическая основа педагогического процесса). При этом, если условия первой и второй групп (в совокупности с сущностью и содержанием
самой педагогической задачи) характеризуют сам учебно-воспитательный процесс и представляют собой «дидактическую клетку», то содержание третьей группы, составляет условия эффективного функционирования самой «дидактической клетки». В эту группу входят: условия, определяющиеся
личностными качествами педагога (тип личности, система ценностей, самооценка и пр.); условия, связанные с межличностным взаимодействием педагога и учащихся (стиль общения, активность во взаимодействии, совпадение стилей обучения и преподавания и
пр.) [8].
Чтобы определить педагогические условия формирования мобильности
подростков в ДЮСШ Ирака рассмотрим ведущие изменения в системе учреждений дополнительного образования Ирака, обусловленные введением новой концепции содержания ДЮСШ.
Формирование мобильности подростка в ДЮСШС средствами физической культуры в Ираке строится на прочной научнометодической основе, на закономерностях, выявленных педагогикой, возрастной физиологией, психологией, спортивной медициной и гигиеной.
Основной причиной многих реформ и инноваций в сфере воспитания в ДЮСШС в Ираке является общая для современной педагогики нерешенность проблемы сочетания массовости образования, базирующейся на школьном классе как основной форме организации учебного процесса, и необходимости индивидуализации процесса обучения в свете современной общемировой этической и правовой парадигмы приоритета личности, интересов и потребностей её свободного развития. Отсюда представляется необходимой продуманная дифференциация содержания, объёма и интенсивности физических нагрузок в связи с их биологическим, а не паспортным возрастом, индивидуальными моторными способностями и возможностями, социально-экономическими и климато-географическими условиями
проживания. [2]
В процессе познания, при переходе от эвристического к творческому уровням, от обучения как усвоения готовых знаний к учению как добыванию знаний самостоятельно, учащийся приходит от одной оценки собственной активности к иной, формируя целостное представление о себе как о саморазвивающейся личности.
Таким образом, применительно к настоящему исследованию под психологопедагогическими условиями формирования мобильности подростка в ДЮСШС средствами физической культуры в Ираке понимается взаимосвязанная совокупность мер в педагогическом процессе, способствующая эффективному воспитанию подростков.
При определении таковых условий мы ориентировались на критерий их необходимости и достаточности.
Необходимыми условиями мы называем те, без которых этот процесс не может реализоваться в полной мере. Критерий достаточности предполагает оптимальность выбора комплекса условий, из которого нельзя исключить ни одного компонента. Под оптимальностью, в свою очередь, понимается рациональный выбор такого сочетания компонентов, который обеспечивает в комплексе их эффективность.
Учитывая вышеизложенное нами была определена совокупность педагогических условий формирования мобильности учащихся в ДЮСШС средствами физической культуры в Ираке включают:
1. учет возрастных особенностей подростков, а также дифференциация секций в ДЮСШС, которая позволит организовать деятельность подростка на основе учета способностей и интересов;
2. высокий уровень готовности тренера к организации воспитательной деятельности подростков средствами физической культуры;
2. разработка конкретного
комплекса организационно - методических и воспитательных мер подростков, способных вывести на новый уровень развития подростков средствами физической культуры;
3. проектирование индивидуальных программ в ДЮСШ в соответствии со способностями подростков, которые позволяют планировать деятельность подростков с учетом индивидуального уровня подготовленности, умственных, физических возможностей, а также с учетом государственного стандарта и социального заказа общества в Ираке;
4. актуализация ценности ДЮСШ, позволяющая активизировать стремление повысить уровень мобильности с целью развития подростка как личности;
5. мотивация успеха в ДЮСШ, определяющая формирование потребности в физическом совершенствовании школьников в процессе обучения.
6. объединение субъектов учебновоспитательного процесса, ответственных за организацию спортивно-оздоровительного
процесса (определение предполагаемых изменений, подбор специалистов, оформление соответствующей документации, определение конкретных целей и задач в работе каждого участника учебно-воспитательного процесса, установление координации,
взаимообусловленности их деятельности)
7. повышение компетенции тренера
в области здоровьесбережения (определение неизвестных аспектов и выбор путей, способов и форм спортивно-оздоровительного
образования);
8. реализация гуманитарного
подхода в образовании, концепции формирования индивидуальности школьников, соблюдение внутри- и внешнесредовых условий; [1]
Педагогические условия формирования мобильности иракских учащихся ДЮСШС средствами физической культуры, используя концепцию Беспалова П. В. (см. подробнее работу Беспалова П. В. “ Педагогические условия воспитания социальной
ответственности подростков-спортсменов в детско-юношеских спортивных школах”, мы можем в свою очередь разделить на организационно-педагогические и психологопедагогические.
Литература
1. Беспалов П.В. Модель воспитания подростков в детско-юношеских спортивных школах / П.В.Беспалов, Э.П. Комарова // Глобальный научный потенциал. - С.-Пб., 2011. - № 8. - С. 16-20.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Москва: Логос, 2005. - 382с.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка - М.: Просвещение 2003
5. Яковлева Н.М.Теория и практика педагогического творчества. - Челябинск, 1987
6. Педагогическая энциклопедия - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003
7. Комарова, Э. П. Психолого-педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э. П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С. 2527.
8. Комарова, Э.П. Эмоциональный
контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э. П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического
университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 160-163.
9. Фетисов, А.С. Здоровьесберегающая среда школы в контексте педагогической психологии [Текст] / А. С. Фетисов // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 201-204.
10. Фетисов А. С. Психологические
основания взаимодействия здоровьеобеспечивающей образовательной среды и личностно-профессиональных качеств педагога [Текст] / А. С. Фетисов // Вестник Воронежского государственного технического
университета. - 2013. - Т. 8. № 10.2. - С. 144-149.
Воронежский государственный педагогический университет
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MOBILITY FORMATION AS TEENAGER-SPORTSMEN QUALITY IN CHILDREN'S AND YOUTH SPORTS SCHOOLS IN IRAQ
Ali Moussa Al Kadhim Jawad
The paper deals with pedagogical conditions of mobility formation as teenager-sportsmen quality in children's and youth sports schools in IRAQ, describes the features of its forming in children’s and youth sports schools in Iraq
Key words: pedagogical conditions, formation, mobility, children's and youth sports school