Научная статья на тему 'Модель формирования мобильности подростка средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах'

Модель формирования мобильности подростка средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ / MOBILITY FORMATION / TEENAGERS / BY MEANS PHYSICAL CULTURE / SPORTS SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аль Кадхим Али Мусса Джавад

В статье рассматривается модель формирования мобильности подростка средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах, выделяются основные компоненты модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аль Кадхим Али Мусса Джавад

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF MOBILITY FORMATION OF TEENAGERS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE IN SPORTS SCHOOL

The paper considers the model of mobility formation of teenagers by means of physical culture in sports school. The main components of the model are described

Текст научной работы на тему «Модель формирования мобильности подростка средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах»

УДК 371 (075)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МОБИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ

Аль Кадхим Али Мусса Джавад

В статье рассматривается модель формирования мобильности подростка средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах, выделяются основные компоненты модели

Ключевые слова: мобильность подростков, средства физической культуры, спортивные школы

Перспективным направлением работы является разработка и проектирование модели формирования мобильности подростка, что предполагает определение и научное обоснование подходов к отбору и структурированию содержания модели формирования мобильности подростка средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ).

«Модель» в переводе с латинского modulus и французского modele понимается как мера, образец, норма. В научной литературе существует достаточно большое количество определений модели:

-любой образ (мысленный и условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса, явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя»;

-мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты;

-система объектов или знаний воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала;

-мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект наследия, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте;

-схематичное отображение образовательной практики в целом или отдельных ее фрагментов;

-аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности. Модель отображает объекты, явления, процессы мысленной знаковой или материальной форме. Любая модель является лишь выражением относительной истины. Она всегда проще моделируемого объекта. Прежде, чем человек начинает работу, с каким - либо объектом, он мысленно проектирует его модель.

Воспитательный процесс формирования мобильности подростков-спортсменов в ДЮШС Ирака в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования,

конструирования и создания ситуаций воспитывающей деятельности. [3]

Аль Кадхим Али Мусса Джавад - ВГПУ, аспирант, e-mail: vivtkmk@mail.ru

В контексте разрабатываемой модели, достижению цели формирования мобильности иракских подростков в ДЮШС Ирака средствами физического воспитания способствуют следующие принципы:

- принцип единства и комплексности научного, культурно- образовательного и профессиональнопрактического процессов подготовки иракских подростков-спортсменов обусловлен особенностями физического воспитания, который концентрирует в себе позитивные возможности формирования в процессе формирования таких качеств, как духовность, трудолюбие, нравственность, физическое совершенство, здоровый образ жизни на основе усвоения культурных смыслов и ценностей;

- принцип оптимального соотношения теоретического, физического и практикоориентированного аспектов подготовки иракских подростков-спортсменов. Реализация данного принципа требует не только координации и гармонизации теоретических знаний и практических умений, но и непосредственных занятий в процессе формирования мобильности подростков-спортсменов средствами физической культуры в ДЮСШ;

- принцип объектного контроля, определяющий

необходимость обращения к внутренней самооценки личности в процессе формирования мобильности подростков-спортсменов и объяснять меру своего участия в том, что составляет смысл ее жизни и деятельности (по шкале «интернальность-экстернальность»). С.В.Кульневич вывел четыре уровня субъектного контроля: отсутствие видимой осознанной мотивации действия

(«немотивированное поведение»); действие произведено под влиянием внешних факторов; ситуация выбора действия, характеризуется переживанием кризиса, связанного с перебором вариантов выбора; завершение кризиса, личность делает осознанный выбор и приступает к деятельности по его реализации [5].

- принцип обратной связи реализуется в в процессе формирования мобильности подростков-спортсменов в ходе профессиональнопедагогической подготовки средствами физической культуры, в рамках взаимодействия подростка и педагога-тренера. Принцип направлен на высокий уровень сотрудничества педагога-тренера и подростка, реализуется через дискуссию в общении

со сверстниками и педагогом-тренером на основе взаимопонимания и уважения к чужому мнению;

- принцип личностной направленности на

формирование мобильности подростка-спортсмена, предполагающий активную деятельность личности на сохранение и улучшение здоровья; освоение, совершенствование, поддержку, восстановление ценностей средствами физической культуры; постоянное участие в физкультурно-

оздоровительных мероприятиях и соревнованиях;

- принцип мотивации к формированию мобильности подростка-спортсмена средствами физической культуры и проявление биологической потребности в движении, физическом саморазвитии, самосовершенствовании, сохранению и укреплению здоровья;

- принцип включения личности в значимую

деятельность, с целью формирования мобильности подростков-спортсменов средствами физической культуры, которые создают условия для

возникновения мотивации самоутверждения,

- принцип физической активности направленный на формирвоание мобильности подростков-спортсменов средствами физической культуры, в умении проводить личностно значимые преобразования в физической, духовной и интеллектуальной сферах, посредством реализации себя в спортивной, физкультурно-оздоровительной, образовательной деятельностях.

Принципы определяют структурные

(мотивационно-ценностный, когнитивно-

содержательный, деятельностный [2], рефлексивнооценочный).

Структурные компоненты модели

формирования мобильности подростков-

спортсменов средствами физической культуры в ДЮСШ обеспечивают целостность, согласованность и самотождественность между компонентами.

Мотив ационно-ценностный компонент является ведущим в структуре формирования мобильности иракских подростков средствами физической культуры. Деятельность тренера направлена на ценности здоровья, здорового образа жизни, на развитие своих возможностей, самореализацию в профессии, придавая смысл и энергетику процессу. Здоровый образ жизни самого тренера выступает примером для учащихся на формирование здорового образа жизни. Это образец, который ценностно опосредуется учащимися.

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого действия, порожденное

потребностями человека. Успех деятельности тренера во многом зависит от интереса к работе, потребностей, желаний. А.Н. Леонтьев [Леонтьев, 1983] считал, что среди мотивов ведущее место принадлежит тем из них, которые придают личностный смысл, остальные мотивы выступают в роли побудительных факторов.

Мотивация означает совокупность

побуждений; вызывающих активность индивида, а также процесс формирования мотивов, которые стимулируют и поддерживают активность. Р.С.

Немов понимает мотивацию как деятельность, направленную на достижение определенной цели, а мотив как устойчивое личностное свойство, побуждающее к совершению действия. [Немов Р.С., 1995] Мотив у X. Хакхаузена [Хекхаузен X., 1976] предстает как желаемое целевое состояние в рамках отношения, «индивид-среда», а мотивацию как то, что объясняет целенаправленность действия.

Мотивационно-ценностный компонент

формирования мобильности иракских учащихся включает:

- осознанное понимание актуальности формирования мобильности подростков-спортсменов как личностной социально-ценностной деятельности;

- овладение теорией и практикой в процессе формирования мобильности подростков-спортсменов, направление на повышение профессиональной компетентности средствами физической культуры;

- мотивационную направленность на здоровый образ жизни и стремление к пропаганде здоровья, познавательный интерес к физической культуре;

- стремление к творческому поиску

рациональных способов формирования мобильности подростков-спортсменов, к внедрению в

педагогическую практику здоровьесберегающих методов, средств, форм обучения, воспитания и развития;

- осознание смысла овладения основами

здоровьесбережения как условия повышения

результативности педагогической деятельности, проявляющейся в качественных изменениях

развития личности ученика, его ценностных

ориентациях и сохранения его здоровья.

Когнитивно-содержательный компонент мобильности иракских учащихся включает:

понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовка ее к профессиональной деятельности, знание базовых концепций и подходов к организации физической культуры, знание основных программных документов, знание научно-биологических,

гигиенических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни, знание

образовательных технологий и методики преподавания различных видов спорта.

Для успешной педагогической деятельности современному тренеру ДЮСШ необходимо хорошо знать не только содержание различных видов спорта, владеть средствами, формами и методами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения. Например, для формирования мобильности подростков-спортсменов средствами физической культуры знание норм и ценностей обучающихся, позволяющих им функционировать в качестве полноценного члена социума, уметь использовать их в учебно-тренировочном и воспитательном процессе.

Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др. отмечают, что система общепедагогических знаний учителя формируется на основе функций самой педагогической науки и структуры профессиональной деятельности учителя. Она включает совокупность научно-теоретических и консультативно-технических знаний, регулирующих деятельность учителя.

Для тренера ДЮСШ важна система психологических, педагогических, биолого-медико-гигиенических, физкультурно-спортивных знаний, которые обеспечивают формирование мобильности иракских учащихся средствами физической культуры.

Деятельностный компонент мобильности подростков спортсменов раскрывается через умения и навыки с целью определения вербального и невербального поведения в сложных спортивных ситуациях, прогнозирование реакции и предупреждение затруднений во взаимодействии с тренером, осознание путей ценностно-смыслового самосовершенствования средствами физической культуры.

Рассматривая умение как «способность выполнять определенную деятельность или действие в новых условиях, образовавшихся на основе ранее приобретенных знаний и навыков» [Платонов В.Н., 1990], необходимо понимать, что без практических умений тренера невозможно обучение подростков двигательным действиям, проведение занятий по различным видам спорта, рационального применения учебно-спортивного инвентаря и оборудования, оказание врачебной помощи при травмах, физической реабилитации организма, которые являются важными профессиональными элементами готовности тренера к формированию здорового образа жизни у школьников.

Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.В. Кузьмина, М. В. Козуб обосновали ряд умений, которые необходимы для педагогической деятельности. Эти умения были адаптированы с целью формирования здорового образа жизни у школьников:

- умение систематически пополнять

знания, направленные на формирование здорового образа жизни путем самообразования и анализа реального педагогического процесса, для оптимального планирования деятельности с учетом рациональных форм, методов и приемов организации учебной деятельности учащихся;

- умение изучать личность каждого

класса в целом отдельного школьника для

предвидения возможных затруднений и выборе необходимых для здоровьеразвивающих

воздействий с учетом уровня обученности;

- умение изучать достоинства и

недостатки собственной личности и стиля профессиональной деятельности для наилучшей организации учебного процесса с целью формирования здорового образа жизни школьников;

- умение исследовать содержание

учебного материала, средств обучения, творчески их использовать для создания индивидуального стиля педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни. [Козуб М.В., 2007]

Поведенческая составляющая компонента мобильности иракских учащихся ДЮСШ представляет собой определенный достаточно высокий уровень физического потенциала,

состояния здоровья, жизненной энергии, тонуса,активности, об этом говорится в работах Л.Е. Жариновой, Ю.Г. Кузнецова, Л.Г. Татаринова и др. Они отмечают, что физическая готовность определяется соответствием здоровья, физического развития, подготовленности преподавателя физической культуры требованиям педагогической деятельности и профессиональной

работоспособности. Физическая готовность

достигается в процессе самовоспитания:

сознательной, планомерной, постоянной работой над собой, ориентацией на здоровый образ жизни. Процесс самовоспитания включает различные методы и приемы, которые определяют и регулируют эмоционально-действенную позицию преподавателя в отношении своего здоровья, психофизиологического состояния, физического самосовершенствования. Специфика работы преподавателя зависит во многом от физической готовности, которая должна постоянно

самосовершенствоваться и от которой влияет на профессиональный уровень преподавания физической культуры.

Учебный материал ДЮСШ направлен на формирование необходимых физических свойств личности, повышение уровня функциональных и двигательных способностей, обеспечение возможности самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры для формирования здорового образа жизни. Средства этого компонента имеют следующие направления:

- гигиеническое, способствующее

восстановлению работоспособности и укреплению здоровья;

- спортивное, предполагающее занятия в каком-либо виде спорта; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства;

- лечебное, использующее систему лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных в результате травм или заболеваний.

Рефлексивно-оценочный компонент в структуре мобильности иракских учащихся ДЮСШ позволяет осуществить самоанализ познавательнопрофессиональной деятельности, отношений и собственного сознания. Рефлексия (лат. ЯеАехю — обращение назад) — мыслительный процесс,

направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи,

опыта, чувств, состояний, способностей, характера,

отношений с другими и к другим, своих задач, назначения и др.» [СЭСП]

В последние годы издано большое количество работ, рассматривающих разные стороны рефлексии

— рефлексивные процессы: самопонимание и

понимание другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация для другого (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) [Сластенин В. А., Подымова Л. С., 1997]; функции рефлексии: осознание, критический анализ, конструктивное совершенствование человека (Н.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская) [Кулюткин Н.Н.], саморегулирование и контроль развития (Б.Г. Ананьев) [Ананьев Б.Г., 1969]; объектом рефлексий выступают , основания мыслительной деятельности, способы регуляции поведения человека, действий, поступков, собственное сознание (В.П. Зинченко) [Зинченко В.П., 1991]. В.К. Тихонова и Р.Б. Мкртичан

подчеркивают, что высокий уровень самосознания и рефлексии позволяет преподавателю оценивать свое физическое развитие и физическую подготовку, а также контролировать педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта [Тер-Мкртичан Р.Б., 2003].

Оценочная сторона рефлексивного компонента охватывает:

- самооценку физического состояния;

- рефлексию через диагностику здоровья

школьников;

- саморефлексию деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- самооценку и оценку другого;

- рефлексию через отношение и мнение родителей и других участников педагогического процесса. [Дьяченко М.И., 1976]

Отсюда следует, что рефлексивно-оценочный компонент является необходимым для осуществления выбора и оценки педагогического действия, формирования мобильности подростков-спортсменов средствами физической культуры в ДЮСШ, регуляции межличностных отношений.

Литература

1. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В.В. Сериков. - Волгоград : Перемена, 1994. - 152 с.

2. Свобода и передвижение: как мобильность может

стимулировать развитие человеческого потенциала : доклад о развитии человека 2009 : Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие

(http://hdr.undp.org/en/media/HDR 2009 КЦ Chapter1.pdf) (10.01.2010)

3. Рахманин В.С. Глобализация и социомобильные ресурсы высшего образования // Глобализация и образование. Болонский процесс : Материалы «круглого стола» / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Социол. фак.

- М.: Альфа-М, 2004. - С. 136.

4. Беспалов П. В. Модель воспитания подростков в детско-юношеских спортивных школах /Беспалов, Э.П. Комарова// Глобальный научный потенциал. - Санкт-Петер бург, 2011. - №8. - С.16-20.

5. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П.

Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-

методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Москва - Ростов-н/Д: Творческий центр

«Учитель», 2000. - 192 с.

Воронежский государственный педагогический университет

MODEL OF MOBILITY FORMATION OF TEENAGERS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

IN SPORTS SCHOOL

Al Kadhim Ali Mussa Dzhavad

The paper considers the model of mobility formation of teenagers by means of physical culture in sports school. The main components of the model are described

Key words: mobility formation, teenagers, by means physical culture, sports school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.