Научная статья на тему 'Структура и содержание программы самовоспитания на ценностях физической культуры учащихся 5-7 классов'

Структура и содержание программы самовоспитания на ценностях физической культуры учащихся 5-7 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
850
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульмаметьева Э. С.

В статье дается теоретическое обоснование программы самовоспитания младших подростков на основе ценностей физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кульмаметьева Э. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure and content of program of self-education of pupils in 5-7 classes on the base of physical culture values

The theoretical substantiation of self-educational program in junior pupils on the base of physical culture values is given.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание программы самовоспитания на ценностях физической культуры учащихся 5-7 классов»

УДК 378.4 Э. С. КУЛЬМАМЕТЬЕВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ САМОВОСПИТАНИЯ НА ЦЕННОСТЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ______________________

В статье дается теоретическое обоснование программы самовоспитания младших подростков на основе ценностей физической культуры.

В условиях правовых, социальных и экономических преобразований российского общества выдвинуто требование интенсивного использования всех, в том числе и воспитательных сторон общественной жизни, более эффективного использования средств гармонического развития подрастающего поколения россиян. Для достижения поставленных целей нужны не только огромные материальные ресурсы, нужны активные, здоровые, физически развитые и творчески одаренные люди, стремящиеся к разностороннему развитию и проявлению своих способностей и выдвигающие на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самому себе.

В настоящее время важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуется подрастающее поколение россиян, их представления о состоянии собственного здоровья, их отношения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни и их самооценка условий и факторов, влияющих на умственную и физическую работоспособность. Ценности физической культуры аккумулируют исторически накопленный социальный опыт. В них, как в центре определенной культуры, человек отражает, оценивает, понимает мир, сводит в целостное мировоззрение все явления действительности, связывает прошлое, настоящее, будущее конкретной личности, общности и социума. Не менее важен для научного исследования ценностного мира подростков анализ их жизненных планов и установок в сохранении и укреплении собственного здоровья. Рассматривая ценности физической культуры в контексте общественного сознания и поведения людей, мы можем получить достаточно точное представление о степени развитости индивида, уровне усвоения им всего богатства истории физической культуры.

Проведенный теоретический анализ научно-методической литературы и практический опыт физического воспитания школьников показали, что учебную и внеклассную спортивную работу следует осуществлять таким образом, чтобы у школьников сформировалась система потребностей и навыков самовоспитания, которая приобщала бы их к ценностям физической культуры как составной части общей культуры, включающей идеал всесторонне и гармонично развитого человека [1, 2, 3, 4].

Между тем в практике физической культуры специалисты, как правило, уделяют особое внимание

физическому воспитанию, но они недостаточно ориентированы на использование занятий физкультурой и спортом в качестве средств самовоспитания и самосовершенствования творческих, эстетических и других духовных способностей человека, его нравственной культуры, а также не обладают знаниями, умениями и навыками, позволяющими им эффективно проводить такую работу.

Проблема исследования заключается в противоречии между возрастающими требованиями общества к здоровью, физическому воспитанию и двигательной активности школьников и недостаточной разработанностью организационно-методических основ их самовоспитания на ценностях физической культуры.

Учитывая вышесказанное, разработка и реализация в общеобразовательной школе программы самовоспитания на ценностях физической культуры младших подростков являются актуальными.

Цель исследования — экспериментальное обоснование эффективности управления процессом самовоспитания на ценностях физической культуры учащихся 5 — 7 классов в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что процесс физического воспитания в общеобразовательной школе будет эффективнее и качественнее, если в нем использовать программу самовоспитания, основанную на ценностях физической культуры, которая обеспечит устойчивый интерес к урокам физической культуры и повысит двигательную активность во внеурочное время, что, в свою очередь, окажет положительное воздействие на показатели здоровья, физической работоспособности, физической подготовленности и воспитания социально значимых качеств младших подростков.

Задачи исследования: 1) изучить особенности самовоспитания на ценностях физической культуры в младшем подростковом возрасте; 2) выявить воздействие процесса физического воспитания на показатели здоровья, физической подготовленности, двигательной активности, устойчивости интереса к урокам физической культуры и воспитания личностных качеств учащихся 5 — 7 классов; 3) разработать и экспериментально обосновать программу самовоспитания на ценностях физической культуры учащихся 5 — 7 классов.

В педагогическом эксперименте приняли участие 215 учащихся 5 — 7 классов, из них девочек — 114 и

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

мальчиков — 101. Исследование проводилось на базе муниципальных общеобразовательных учреждений № 2, 59, 142, 150 Октябрьского, Ленинского и Кировского округов города Омска и гимназии им. А. М. Горького Москаленского района Омской области в течение 2006/07 учебного года.

Анализ научно-методической литературы показал, что в развитии личности школьника большое место занимает работа над собой. Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремления учащегося к самосовершенствованию.

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, ориентированной на формирование физической культуры личности. К сожалению, у большинства подростков деформируются и модернизируются системы ценностей, норм и установок здоровья и двигательной активности, существуют противоречия в их сознании.

Если спортивные педагоги целенаправленно управляют процессом самовоспитания школьников, то в этом случае процессы физического воспитания и самовоспитания функционально взаимосвязаны. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания и совершенствования, закрепляет, расширяет и совершенствует практически умения и навыки.

Успех самосовершенствования младших подростков во многом определяется направленностью, содержанием и организацией процесса самовоспитания, которые реализуются в условиях общеобразовательной школы в программе самовоспитания на ценностях физической культуры. Данная программа включает в себя мотивацию работы личности над собой, определение задач, основных средств, методов и форм их осуществления (табл. 1).

Первый этап связан с самопознанием собственной личности. Выделением ее положительных и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. На этом этапе необходимо сформировать у школьников достаточно полное представления о двигательных умениях, об их содержании и структуре, о тех двигательных действиях и навыках, из которых они складываются. Активное самовоспитания может быть начато после того, как ученик обязательно познакомится с требованиями, которые предъявляет учитель физической культуры, после того как школьник разберется в самом себе, объективно оценит уровень своего физического развития. Только после этого требования к школьнику, будучи осознанными и принятыми учеником, становятся путеводными, побуждающими к целенаправленному формированию своего «я». Это подготовительный для самовоспитания этап, этап утверждения в позиции своей личности может протекать успешно, если школьник будет иметь перед собой образец, идеал (наблюдаемый и познаваемый из специальной литературы), принимать к руководству общественные требования и требования спортивных педагогов по овладению умениями физического самосовершенствования.

Второй этап — программирование изменений в своей личности (этап составления программ для личного физического самосовершенствования). На этом этапе должны быть составлены программы (дневники) самовоспитания. Они могут быть разработаны школьником самостоятельно или с помощью учителя физической культуры (допустимы советы доверительных лиц). На этом этапе полезно заниматься ана-

лизом жизненных ситуаций, построением и реализацией моделей поведения. Исходя из самохарактеристики, определяются цель и программа самовоспитания. Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, её потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания.

Третий этап — этап реальных действий по самоиз-менению. Этот этап может наиболее успешно осуществляться во время учебных занятий, в том числе и на уроках физической культуры, на внеклассных спортивных занятиях и спортивно-массовых мероприятиях. При наличии установок, предвосхищений и воображений школьник планирует своё поведение в различных вариантах, ситуациях, руководствуясь принципом «если бы...», «как бы я поступил, если бы...». Благодаря рассуждениям и воображению удаётся «определить» свои реакции, предстоящие поступки. Несомненно, что успехи физического самосовершенствования зависят от планирования и учёта достигаемых результатов.

Четвёртый этап — этап упражнений. Представляет собой спланированные повторения нужного поступка, действия с целью выработки привычки, свойства личности. Учитывая, что процесс овладения умениями требует не только знаний и готовности к действиям, но и всестороннего осмысления общих и типичных, частных многовариативных проявлений умений, необходима организация систематических упражнений на различных физкультурно-спортивных занятиях, формах урочного и вовне урочного процесса.

На каждом из этапов используются средства самовоспитания, которые представляют собой спланированные повторения нужного поступка, действия с целью выработки привычки, свойства личности. Учитывая, что процесс овладения умениями требует не только знаний и готовности к действиям, но и всестороннего осмысления общих и типичных, частных многовариативных проявлений умений, необходима организация систематических упражнений на различных занятиях урочной и внеучебной деятельности.

Методика самовоспитания на ценностях физической культуры включает в себя мотивацию работы личности над собой, определение задач, основных средств, методов и форм их осуществления.

Предпосылкой к самовоспитанию является наличие устойчивых мотивов, побуждающих младших подростков к сознательной, целенаправленной деятельности по физическому самосовершенствованию. Динамика требований к личности со стороны общества и физкультурно-спортивной деятельности постоянно видоизменяет мотивы и задачи самовоспитания. Формировать мотивы самовоспитания у школьников возможно и целесообразно с первых дней занятий физической культурой. Особенно важно укреплять веру в свои силы, убеждать их в том, что они способны добиться намеченных результатов, предъявляя к себе высокие требования. При этом существенное внимание должно быть обращено на формирование нравственных идеалов, нахождение ярких примеров для подражания, выработку трудолюбия, выдержки, целеустремленности, активной жизненной позиции и разумных потребностей.

Считается, что наиболее благоприятным периодом для организации самовоспитания является младший подростковый возраст, так как в этот период активно формируется самосознание, появляется возможность объективно оценить свои действия и поступки,

в {ЕАнт абифобраюитьтш ошии в хчсвк укбнт пцн

На зна н № Части ис зала ч и СщержаыиБ

Этап утверждай ид Воз № КНОГИйН НС ' птрайпЕСТИ п фи ли ЧЫС КОМ с ом а нос питан и и 1.. Изучай ИЕ И М А ИП И дув А М-1 их □ егб Сй ИМ ЕЕ Т«Й ЛИ Ч НОГТИ , ОЦНН ИШШВГГ у ра № 1-1 И С ГУЖ! га роз нити я:. 2. Салдан на п радела плени я а дни гатаыа ы х у мвни я х, комар ио наЛб ходи сфар-мирапать (под каит|хзлам учитвля). Л. Фар мирапания идЕала, об рал ца, тлна павмога ил литЕралуры, кого рам у учег н и к ха чет подражал-. ■4. Уччктржде! те № 1-1 (кй х. од им ее тм фил и час кого са злякж: п ита 1-м я

Этап про гром №1 рапа пн я Прагра м ми |жэ па н ив И.1 МЕ11 Ю11И Я С ШИЁЕЙ лич нссти 1. Ашли л ж изнян ны х си ту а ци й. 2. П сет раз н ив и рЕалилация мэдглей гонййденид . Л. С сечи плен ин и ндипидуалим ыхп рогра мм ф ил и ческого са мл нос п ита № я

Этап фи ли час капп Ш МОЕД Г1л:рМ1С:11СГГ1ЮГШ №1 я Фг:<р ми рапа ы ие композезитнсегти физичоскога са мэпег п ита пи и Планирэноние ыа уроках физической кулигуры , с морги иных тренирешках сноша гевц^зшя а различных париангах и ситуациях с исталызопаыиЕМ по простои «Что М1Г мзшаег? Что нуж насдала.*».? Прапнлииз ли я п се чу п ил? Что миз нужно еще ис пра нити? Какая ропЕси ив я должен пр и идти и ч\д.»

1Ъи работка припычки, с нойстп ЛИЧИГТН Организация: и: пропадение систематических упражнений на уроках физической кулигуры:, с партии них тр«-1 и ропках 1. Пла н ирана н ив нужнапз пагзупка. 2 . ДоНтгиив с целыо пыр^эатк и при пи ч к н, с пайстпа лич нсети. О см ыслен ие прая шизны ы х умен и й физи чек: кага са мз йог пита н и я. 4. Организация: и при^змий с исшмзтичес ки х упражнений по фили чех: кому са мзвне п ита ни ю на ура ка и пнекласс них мкрап рн яти я х

умственные и физические силы, осознать несоответствие между возрастающими требованиями и уровнями своего развития. Осознание младшим подростком своих качеств, стремление стать более самостоятельным в жизни способствуют включению в процесс самовоспитания.

Организуя самовоспитание, учащимся предоставляется специальная информация о средствах, методах и приемах самосовершенствования. Для информации о методике самовоспитания на ценностях физической культуры рекомендуется использовать как процесс учебной, так и внеучебной деятельности. При определении содержания информации следует опираться на имеющуюся литературу по проблеме самовоспитания.

В начальной стадии самовоспитания источниками и побудителями активного отношения к своему поведению являются требования учителей физической культуры и стремление к подражанию. На следующих стадиях побудителями самовоспитания становятся осознанное стремление к успеху, желание удовлетворить потребности более высокого уровня и ориентации на возвышенные эстетические идеалы. На высшей стадии самовоспитания побудителями физического самосовершенствования являются ценности спорта, стремление личности достичь успехов в избранной спортивной специализации и творческой спортивной деятельности.

Основными мотивами самовоспитания могут быть следующие: стремление к всестороннему развитию; укрепление здоровья; развитие физических способностей; исправление отрицательных черт характера; развитие воли, целеустремленности, настойчивости; стремление к удовлетворению потребностей; стремление к нравственно-эстетическим идеалам. Средства самовоспитания на ценностях физической культуры используются личностью в целях физического совершенствования. К общим средствам самовоспитания относятся: самообязательства, личные правила, само-приказ, самоубеждение.

На уровне осознанного самовоспитания они начинают использоваться личностью преднамеренно как средства самовоспитания, что дает возможность значительно увеличить их действенность и тем самым повысить управляемость процесса самовоспитания.

В заключение следует сказать, что управление процессом самовоспитания на ценностях физической культуры в общеобразовательной школе оказывает положительное воздействие на формирование интереса, потребностей и привычек в регулярных и самостоятельных занятиях физкультурно-спортивной деятельности и способствует укреплению здоровья и повышению двигательной активности учащихся 5-х классов.

Библиографический список

1. Запесоцкий, А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор / А.С. Запесоцкий // СОЦИС : социол. исслед. — 2006. — № 2. - С. 98- 104.

2. Соловых, М.В. Самовоспитание подростков в процессе спортивной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Соловых. — Малаховка, 1989. — 23 с.

3. Тер-Мкртичан, Р.А. Педагогические условия формирования компетентности учащихся средней школы в области физического самовоспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р.А. Тер-Мкртичан. — М., 2003. — 21 с.

4. Шишенков, В. Физическая культура и самовоспитание школьников [для учителей школ, тренеров ДЮСШ и спортсменов] / В. Шишенков. — Фрунзе : Мектеп, 1975. — 72 с.

КУЛЬМАМЕТЬЕВА Элла Салимчановна, преподаватель кафедры методики преподавания физической культуры.

Статья поступила в редакцию 13.02.08 г.

© Э. С. Кульмаметьева

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.