УДК 796 Э. С. КУЛЬМАМЕТЬЕВА
Н. С. НИЯСОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДНЕВНИКОВ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ________________________________
В статье дается теоретическое и экспериментальное обоснование подготовки омских школьников к участию в массовых спортивных соревнованиях с использованием дневников физического самовоспитания.
Ключевые слова: массовые спортивные соревнования, школьники, дневник физического самовоспитания.
В 2010 и 2012 годах проводятся первые юношеские Олимпийские игры в Сингапуре и Инсбрук, соответственно по летней и зимней программам. Факт учреждения этих Игр раскрывает необходимость вовлечения детей в соревновательную деятельность, начиная с участия в массовых спортивных состязаниях.
Наметившаяся тенденция ранней специализации в спорте не только требует более тщательного изучения вопросов методики соревновательной подготовки школьников, но и предъявляет повышенные требования к воспитанию подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что нередко в общеобразовательных школах подготовка учеников к участию в массовых спортивных соревнованиях осуществляется без должного внимания к формированию личности будущих чемпионов, большую значимость приобретают очки, места, награды, победа любой ценой, результат выступает как самоцель [1, 2, 3, 4].
Отсюда в школьной практике имеют место издержки воспитательного характера — подставки, разжигание нездорового ажиотажа, неэтичное поведение как детей, так и взрослых, что отрицательно сказывается на становлении личности спортсмена [5, 6, 7]. Это особенно опасно в подростковом возрасте, когда наиболее интенсивно происходит формирование системы ценностей, в том числе и в сфере спорта, на основе которых проявляются нравственные чувства, моральные убеждения и навыки поведения.
Предупредить методические ошибки учителей физической культуры в соревновательной подготовке учеников возможно при научно-теоретическом осмыслении сущности школьного спорта, специфики подготовки школьников к массовым спортивным соревнованиям, раскрытии воспитательного значения соревновательной деятельности и воспитательной роли дневников.
Воспитательная роль дневников в подготовке к участию в массовых спортивных соревнованиях до сих пор не стала предметом серьезного научного исследования. Аналитический обзор специальной литературы по общим и тематическим библиографическим указателям, реферативным сборникам, тематическим сборникам научных трудов показывает слабую разработанность вопросов, касающихся ведения
дневниковых записей в соревновательной подготовке школьников (по сравнению с другими проблемами спорта), и особенно их воспитательного значения. А вопросы физического самовоспитания учащихся 5 — 7 классов в процессе их подготовки и участия в массовых спортивных соревнованиях практически выпали из поля зрения исследователей.
Такое положение дел на практике свидетельствует о наличии проблемной ситуации, которая заключается в противоречии между необходимостью использования дневников физического самовоспитания учащихся 5 — 7 классов в соревновательной деятельности и недостаточной разработанностью научнометодических основ ведения дневниковых записей в ходе подготовки подростков к участию в массовых спортивных соревнованиях.
Научная проблема исследования состоит в необходимости получения новых знаний о методике подготовки учащихся 5 — 7 классов к участию в массовых спортивных соревнованиях с использованием дневников физического самовоспитания.
Объект исследования — процесс физического самовоспитания учащихся 5 — 7 классов при подготовке к участию в массовых спортивных соревнованиях.
Предмет исследования — использованием дневниковых записей в подготовке подростков к участию в массовых спортивных соревнованиях.
Цель исследования — поиск путей повышения воспитательной значимости массовых спортивных соревнований в физическом самовоспитании школьников.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что использование дневников физического самовоспитания в соревновательной подготовке учащихся 5 — 7 классов будет способствовать осознанию значимости спортивных состязаний и их влияния на повышение двигательной активности, что в целом обеспечит эффективность проведения школьных спортивных соревнований и массовость участников.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении раздела «спортивные соревнования» в теории и методике физического воспитания, в частности в разработке воспитательных аспектов системы школьных спортивных соревнований и ме-
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
тодики соревновательной подготовки 5 — 7 классов с использованием дневниковых записей.
Задачи исследования
1. Выявить показатели физического самовоспитания, способствующие подготовке подростков к участию в массовых спортивных соревнованиях.
2. Определить воспитательное влияние дневников физического самовоспитания на подготовку к участию в массовых спортивных соревнованиях учащихся 5 — 7 классов.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность использования дневниковых записей в подготовке школьников к участию в массовых спортивных соревнованиях.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, педагогический эксперимент и методы математической статистики.
Организация исследования
На основании государственного контракта между Сибирским государственным университетом физической культуры и спорта и Министерством образования Омской области № 171 от 18 сентября 2007 года проведен педагогический эксперимент, в нем приняли участие 186 детей 11 — 13 лет, из них девочек — 92 и мальчиков — 94. Исследование проводилось на базах средних школ № 2, 25, 59, 65, 68, 93, 98, 142 и 147 города Омска.
Результаты исследования
Решая первую задачу исследования, выявлены показатели физического самовоспитания, способствующие подготовке подростков к участию в массовых спортивных соревнованиях, к ним относятся: иерархия терминальных и инструментальных ценностей спортивного соревнования, устойчивость интересов к соревновательной деятельности, самоутверждение, самооценка, уровень притязаний, нравственный идеал спортсмена, двигательная активность, личностные характеристики и поведение школьников. Исследование показателей физического самовоспитания учащихся 5 — 7 классов осуществлялось на уроках физической культуры в рамках инструктажа по организации и проведению школьных спортивных соревнований и в процессе соревновательной деятельности.
Вторая задача исследования посвящена определению воспитательного влияния дневников физического самовоспитания на подготовку школьников к участию в массовых спортивных соревнованиях. Социально-педагогический механизм воздействия дневников физического самовоспитания на личность школьника-спортсмена представлен на рисунке.
Происхождение спортивных дневников представляет собой одну из сложных и малоразработанных проблем истории и теории физического воспитания. Несмотря на то что уже с середины ХХ века были зафиксированы первые дневниковые записи самоконтроля за физическим состоянием занимающихся спортом, культурно-историческая ценность спортивного дневника еще до сих пор по настоящему не определена. Между тем дневник занимает в истории спортивной педагогики определенное место и выполняет специфические функции приобщения подростков к занятиям спортом. Возникновение и развитие дневников включает целый ряд частных вопросов: кем и как писались дневниковые тексты, побудительные причины ведения дневниковых записей и их прекращения,
интенсивность и регулярность ведения дневника. Это многообразие вопросов затрагивалось историками, социологами, педагогами и психологами [8, 9]. Однако в специальной литературе мы не обнаружили исследований, которые бы имели прямое отношение к структуре дневника физического самовоспитания, методике его ведения в процессе подготовки подростков к соревновательной деятельности и определению его воспитательной роли.
Изучение педагогического опыта учителей физической культуры показало, что, несмотря на отсутствие методических разработок дневниковых записей, передовые педагоги школ широко используют их в своей работе, особенно в процессе подготовки к спортивным соревнованиям, хотя и ведут это дело каждый по-своему и не всегда совершенными методами. В организации работы с дневником выявлен ряд недостатков, основными из которых являются: 1) структура и содержание дневников многими учителями предлагаются учащимся без учета задач соревновательной деятельности; 2) в большинстве случаев работа с дневником дается без предварительной подготовки школьников к их восприятию, без должного инструктажа, дозировки их ведения как на уроках физической культуры, так и в домашних условиях; 3) некоторая часть учителей считает дневниковые записи излишними, полагая, что их ведение не влияет на результаты спортивных достижений и отвлекает учащихся, а поэтому, если такие записи и ведутся, то эти педагоги, как правило, не проводят работу по устранению ошибок и недочетов, выявленных в процессе соревновательной деятельности [10].
Отмеченные недостатки объясняются следующими причинами: во-первых, отсутствием теории и методики ведения дневниковых записей; во-вторых, учителя физической культуры не обладают знаниями, умениями и навыками, позволяющими им эффективно использовать дневники физического самовоспитания в приобщении школьников к занятиям спортом.
Проведенный теоретический анализ выявил два наиболее важных и принципиальных момента, касающихся воспитательной роли дневников в ходе подготовки и участия школьников в массовых спортивных соревнованиях. Первый — социально-педагогическое воздействие дневников физического самовоспитания на личность подростков существенным образом зависит от социально-экономических преобразований, происходящих в стране. Второй — особо важную роль в социально-педагогическом механизме воздействия дневников физического самовоспитания на личность подростка играет сбалансированность процессов осознания ценностей спортивного соревнования и двигательной активности школьников, особенности их самоутверждения в процессе состязаний.
На самоутверждение школьника влияют специфика соревновательной деятельности, прежде всего, направленность на спортивное достижение, рекорд, а также невысокий уровень развития моральной сферы подростка. Из-за этого школьник часто может ориентироваться на один лишь результат, который выступает как самоцель, что в итоге приводит к нравственным издержкам личности. Самоутверждение в процессе соревнований может принимать эту форму асоциального самоутверждения. Чтобы избежать этого, процесс самоутверждения в спортивных соревнованиях должен регулироваться спортивной этикой, основой которой является единство личных и общественных интересов. Усвоение личностью принципов и норм спортивной этики во многом определяется ее нравственным самосознанием, которое особенно быс-
Рис. 1
тро формируется в процессе массовых спортивных соревнований и наиболее подвержено деформации. Неумеренные похвалы, поощрения, переоценка своих возможностей деформируют самосознание, нарушают взаимоотношения в коллективе, развивают зазнайство, тщеславие, эгоизм. В свою очередь, напряженная спортивная борьба без соответствующей нравственной зрелости способствует проявлениям грубости, нечестности, неуважительного отношения к товарищам по команде, сопернику и судьям.
Самосознание подростка проявляется, прежде всего, в его самооценках, на которые влияют оценки взрослых и сверстников. В массовом спортивном соревновании очень важно формировать адекватную самооценку и самомнение, которые, по данным М. В. Соловых [11], Е. П. Ильина [12], А. А. Реана [13], наиболее интенсивно развиваются в подростковом возрасте и являются важнейшими факторами формирования личности.
На основании оценок взрослых и сверстников, а также самооценок у школьников формируется опре-
деленный уровень притязаний, создается нравственный идеал спортсмена. Притязания, т.е. стремление к признанию другими людьми, является специфической собственно нравственной потребностью или свойством личности и специфической особенностью массовых спортивных соревнований [14]. В массовых спортивных соревнованиях притязания тесно переплетаются со стремлением к победе, к завоеванию призовых мест, что связано с большими волевыми усилиями. Поэтому очень важно обеспечить соответствие личных притязаний школьников общественным интересам. Сформированный у подростков высокий уровень притязаний, в свою очередь, создает потребность самовоспитания, являющегося, по глубокому убеждению В. А. Сухомлинского [15], именно настоящим воспитанием.
Принятые школьником нравственный идеал спортсмена и система ценностей спортивного соревнования, становятся для него регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других спортсменов [16, 17] . Возникновение у подростков
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
положительных нравственных идеалов, по мнению Л. И. Божович [18], является необходимым, а может быть даже и решающим условием воспитания вообще.
Важную роль в социально-педагогическом воздействии дневников физического самовоспитания на школьника играют также спортивный коллектив и организация массовых спортивных соревнований. Общественное мнение коллектива подростков в значительной мере влияет на формирование самооценки, самосознания у школьника. Отношение и оценки товарищей определяют эмоциональное благополучие подростка, его нравственные переживания, формирование качеств его личности в процессе массовых спортивных соревнований.
Разработанная методика ведения дневников физического самовоспитания в соревновательной деятельности учащихся 5 — 7 классов включала три этапа: на первом — этапе самопознания — осуществлялось заполнение индивидуальных карт участия в школьных спортивных соревнованиях; на втором — этапе самоутверждения — проводилась работа с коллективным дневником спортивной команды класса, в котором фиксировались показатели физического самовоспитания и результаты спортивных достижений; на третьем — этапе самосовершенствования — велся индивидуальный дневник с записями о самооценке соревновательной деятельности, устойчивости интереса к спортивным состязаниям, результатах саморегуляции поведения в процессе участия в массовых спортивных соревнованиях. Подростком составлялся самоотчет о соревновательной деятельности и ставились перспективные задачи участия в массовых спортивных соревнованиях.
В ходе решения третьей задачи исследования экспериментально обоснована методика подготовки школьников к участию в массовых спортивных соревнованиях с использованием дневниковых записей. В результате педагогического эксперимента к приоритетным терминальным и инструментальным ценностям спортивного соревнования школьники отнесли самоутверждение, спортивная победа, соревновательные отношения, спортивная мораль, целеустремленность, инициативность и радость достижения успеха. Кроме того, у подростков интерес к спорту приобрел характер устойчивого с 18,5% в начале эксперимента до 52,1% к его окончанию (Р<0,05). Внедрение в школьную практику разработанной методики соревновательной подготовки позволило повысить численность занимающихся спортом на 16,8%; увеличить количество проводимых школьных соревнований на 34,8%; число участников соревнований на 18,3% и количество подготовленных спортсменов массовых разрядов на 26,3%.
Выводы
1. Критерием подготовки учащихся 5 — 7 классов к участию в массовых спортивных соревнованиях являются показатели физического самовоспитания. Они определяют иерархию терминальных и инструментальных ценностей спортивного соревнования, устойчивость интересов к соревновательной деятельности, самоутверждение, самооценку, уровень притязаний, нравственный идеал спортсмена, двигательную активность, личностные характеристики и поведение школьников.
2. Анализ воспитательной роли дневников физического воспитания, используемых в подготовке подростков к участию в массовых спортивных соревнованиях, подтвердил их значительное воздействие на личность школьников. Нами установлено, что важное
значение в социально-педагогическом механизме воздействия дневников физического воспитания на личность школьника имеет сбалансированность процессов осознания ценностей спортивного соревнования и двигательной активности, особенности их самоутверждения в ходе состязаний.
Для предотвращения возможных личностных искажений в процессе самоутверждения в массовых спортивных соревнованиях необходимо учитывать возрастные психологические особенности подростков: их стремление к взрослости, к самостоятельности, вместе с тем неустойчивость активно формирующихся их нравственных взглядов, суждений, оценок, норм поведения, которые в школьных спортивных состязаниях (в процессе стремления быть первым, лучшим) могут искажаться.
3. Результаты внедрения дневников физического воспитания в процесс соревновательной подготовки учащихся 5 — 7 классов показали их эффективность, выразившуюся в следующем: произошли существенные изменения в иерархии терминальных и инструментальных ценностей, приоритетными стали самоутверждение, спортивная победа, соревновательные отношения, спортивная мораль, целеустремленность, инициативность и радость достижения успеха; у подростков интерес к спорту приобрел устойчивый характер с 18,5% в начале эксперимента до 52,1% к его окончанию (Р<0,05); повысилась численность занимающихся спортом на 16,8%; увеличилось количество проводимых соревнований на 34,8%; увеличилось число участников соревнований на 18,3% и количество подготовленных спортсменов массовых разрядов на 26,3%.
Заключение
К новым результатам педагогического исследования относится: а) показатели физического самовоспитания, способствующие подготовке подростков к участию в массовых спортивных соревнованиях;
б) воспитательная роль дневников физического самовоспитания в подготовке к участию в массовых спортивных соревнованиях учащихся 5 — 7 классов;
в) использование дневников как эффективной формы самовоспитания в подготовке подростков к соревновательной деятельности по видам спорта, культивируемым в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования
Результаты проведенного исследования могут быть внедрены в практику общеобразовательных школ различного типа города Омска. От внедрения методики соревновательной подготовки детей в процесс физического воспитания получен положительный эффект, выразившийся в увеличении количества и качества проводимых массовых спортивных соревнований и числа их участников.
Разработанный дневник физического самовоспитания школьника может применяться при изучении устойчивости интереса к соревновательной деятельности, двигательной активности на уроках физической культуры и во внеурочное время, а также при формировании системы ценностей спорта, что позволяет на основе полученной информации вносить коррективы в данный процесс. Результаты научноисследовательской работы могут применяться: при планировании, организации и проведении массовых спортивных соревнований по видам спорта, культивируемым в общеобразовательных школах; при чтении курсов «Теория и методика детско-юношеского спорта» для студентов высших учебных заведений
физкультурно-педагогического профиля и учителей физической культуры.
Библиографический список
1. Пономарев, Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта / Н.И. Пономарев. — М. : Физкультура и спорт, 1974. — 310 с.
2. Брянкин, С.В. Структура и функции современного спорта / С.В. Брянкин. М., 1983. — 35 с.
3. Лю Д. Социология спорта : учеб. пособие для студентов отд-ния востоковедения / Д. Лю. — Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 2006. — 196 с.
4. Баранов, В.А. Эволюция социальных функций физической культуры и их проявление в гуманистическом идеале личности / В.А. Баранов // Вопросы культурологи. — 2009. — № 3. - С. 63-66.
5. Визитей, Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явлении : философские очерки / Н.Н. Визитей. — Кишинев : Штиинца, 1986. — С. 32 — 33.
6. Курамшин, Ю.Ф. Спортивные высшие достижения, их социально-культурные ценности и антиценности : теоретико-методологический аспект / Ю.Ф. Курамшин. — Санкт-Петербург, 2002. — 47 с.
7. Выдрин, В.М. Физическая культура — вид культуры и личности и общества : (опыт историко-методологического анализа проблем) : монография / В.М. Выдрин. — Омск : изд-во СибАДИ, 2003. — 141 с.
8. Арет, А. Я. Очерки по теории самовоспитания / А. Я. Арет. — Фрунзе, 1961. — 123 с.
9. Рувинский, Л. И. Самовоспитание школьников / Л. И. Рувинский, А. Я. Арет. — М. : Педагогика, 1976. — 106 с.
10. Кульмаметьева, Э. С. Использование дневника самовоспитания в укреплении здоровья школьника / Э. С. Кульмаметьева // Развитие инновационной деятельности в муниципальной системе образования в условиях государственно-общественного управления : материалы Городской
науч.-практ. конф. — Омск : [б.и.], 2007. — С. 62 — 64.
11. Соловых, М. В. Самовоспитание подростков в процессе спортивной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. В. Соловых. — Малаховка, 1989. — 23 с.
12. Ильин Е. П. Психология физического воспитания : учеб. /Е. П. Ильин — СПб, 2000. — 486 с.
13. Психология подростка : полное руководство для психологов, педагогов и родителей / под ред. А. А. Реана. — СПб. : Прайм-Еврознак; — М. : Олма-Пресс, 2003. — 432 с.
14. Вишневский, В.И. Социально-воспитательные аспекты массовых спортивных соревнований школьников в СССР : автореф. дис. ... канд.пед.наук / В.И. Вишневский. — М., 1987. - 24 с.
15. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлин-ский. — 6-е изд. — М. : Политиздат, 1988. — 270 с.
16. Деркач А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта : учеб. пособие. / А. А. Исаев. — М., 1985. — 336 с.
17. Ниясова, Н.С. Классификация ценностей физической культуры и спорта / Н.С. Ниясова // Научные труды : ежегодник. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2008. — 292 с.
18. Божович Л.И. Психологические проблемы воспитания как управления детским развитием / Проблемы управления процессом воспитания : материалы симпозиума / под ред. Н.Ф. Талызиной и Л.И. Рувинского. — М., 1971. — С. 30 — 37.
КУЛЬМАМЕТЬЕВА Элла Салимчановна, аспирантка кафедры методики преподавания физической культуры.
НИЯСОВА Неля Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания физической культуры.
644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Дата поступления статьи в редакцию: 27.05.2009 г.
© Кульмаметьева Э.С., Ниясова Н.С.
Книжная полка
Гик, Е.Я. Популярная история спорта. - М. : Академия, 2007. - 448 с. - ISBN: 978-5-7695-2560-5
В книге Евгения Гика и Екатерины Гупало, авторов множества статей и книг, посвященных спортивной тематике, популярно рассказывается об истории спорта, о его роли в современном мире. Читатель познакомится как с древними, так и с новыми видами спорта, вспомнит имена многих выдающихся спортсменов. В книге рассказывается о крупных соревнованиях и чемпионатах, о феноменальных рекордах и достижениях, об особенностях и традициях спорта в России и других странах. Показана связь спорта с разными областями деятельности — медициной, литературой и искусством, политикой, коммерцией. Значительное место занимает история Олимпийских игр — крупнейших состязаний древности и современности. Некоторые темы подробно рассмотрены впервые, например, спорт в легендах и мифах, «спорт» животных, спорт в художественной литературе. Каждый любитель спорта — и простой болельщик, и начинающий спортсмен, и профессионал — узнает из книги что-то новое и интересное для себя. Полезную информацию найдут и совсем юные спортсмены, и родители, выбирающие для своих детей спортивную школу или секцию. Книга может быть использована также в качестве дополнительного учебного пособия для спортивных школ и вузов.
Новейшая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях. - М. : АСТ, 2007. - 320 с. - ISBN: 978-5-17-041548-9
В этой уникальной книге изложены основы профессиональных методов сохранения жизни и здоровья в различных экстремальных ситуациях как в городе, так и в дикой природе. Автор обобщил опыт элитных подразделений армии США и Специальной авиадесантной службы (САС) ВВС Великобритании. Книга написана простым языком и для наглядности иллюстрирована 500 поясняющими рисунками и схемами.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ